Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия накануне Великих реформ

Поиск

Территориально-административное деление. Накануне реформ Россия обладала колоссальной территорией. Ее площадь составляла 18 млн квадратных километров. Кроме исконных земель, в состав Российской империи входили Финляндия, Царство Польское, Кавказ, Закавказье, Приморье, Сахалин, Аляска, Приамурье. Активно осваивалась Средняя Азия.

Административное деление России к 1861 году было довольно сложным. Страна делилась на 69 губерний, которые в свою очередь дробились на уезды – от 5 до 15 в каждой. Некоторые губернии объединялись в генерал-губернаторства или наместничества.

Население страны равнялось 69 млн человек. В это время его естественный прирост составлял приблизительно 1% в год. Однако средняя продолжительность жизни не превышала 30 лет, так как высокой была смертность при родах и во время эпидемий. К тому же регулярное медицинское обслуживание большей части населения страны просто отсутствовало.

Социальная структура. Сословное деление по-прежнему определяло социальную структуру России. Накануне реформ в стране проживало 887 тыс. дворян, 126 тыс. священно – и церковнослужителей, 32 тыс. монахов; 180 тыс. купцов трех гильдий, 23,1 млн владельческих крестьян, 19 млн государственных крестьян, 1,7 млн удельных крестьян, принадлежавших императорской семье, 1,9 млн мещан. Таким образом, в стране сохранялась феодальная структура общества, которая определялась указами, выпущенными еще в период правления Екатерины II. Это феодальное деление нарушалось наличием немногочисленных представителей капиталистических классов – буржуазии и пролетариата. Основные же социальные группы носили замкнутый характер и отличались слабой социальной мобильностью.

Российское предреформенное общество отличалось также отсутствием гражданских свобод, узостью образованного слоя, политической и социальной инертностью, во многом обусловленной тотальным полицейским и цензурным контролем.

Этому обществу соответствовало унитарное полицейское государство, поставившее под свой контроль все сферы общественной и личной жизни в России, включая состояние умов и нравственности своих подданных.

Экономика. Экономическая жизнь России носила аграрный характер. Большая часть населения страны занималась сельским хозяйством.

Сельское хозяйство являлось основной отраслью экономики. Однако оно находилось в состоянии глубоко кризиса. Ключевой особенностью землепользования оставалось экстенсивное земледелие. Крайне медленно внедрялись новые методы обработки земли и другие достижения агрикультуры. В совокупности с условиями «рискованного земледелия», которыми отличались природа и климатические условия большей части регионов России, это приводило к низкой урожайности основных сельскохозяйственных культур и периодической нехватке продовольствия на внутреннем рынке, к голоду. Не улучшали ситуацию и быстрые темпы прироста сельского населения. Аграрная страна – Россия – была слабо представлена сельскохозяйственной продукцией и на мировом рынке.

Проблема крепостного права усугубляла аграрный кризис. Крепостничество предполагало получение прибавочного продукта за счет внеэкономического принуждения крестьян. Даровый крестьянский крепостной труд (в сер. XIX века 71% помещиков применял барщину; в черноземных губерниях лишь треть земельных угодий отдавалась в надел крестьянам) был низкопроизводительным. В этих условиях крестьяне не были заинтересованы в освоении новых приемов землепользования и применении сельскохозяйственной техники. В итоге и крестьянские хозяйства, и помещичьи имения были откровенно нерентабельными. К концу 1850-х гг. почти 2/3 помещичьих земель были заложены вместе с крестьянами за долги. Общая сумма долга помещиков перед государством составляла 425 млн рублей, что соответствовало нескольким годовым государственным бюджетам страны в это время. Таким образом, налицо был кризис феодальных отношений в деревне. Возможности развития сельского хозяйства на крепостнической основе были исчерпаны.

Промышленное производство накануне реформ было представлено в основном мелкими крестьянскими кустарными заведениями, на базе которых создавались промышленные мануфактуры. К началу 1860-х гг. в России насчитывалось около 15 тысяч таких мануфактур. Ко времени начала реформ в стране еще не завершился промышленный переворот, т.е. переход от мануфактуры к фабрике, или от ручного труда к машинному. В России отсутствовала собственная индустриальная база, и вновь создаваемые фабрики оснащалось только привозной техникой из более развитых стран. Основным поставщиком производственных машин для России в это время была Великобритания.

Слабая развитость фабрично-заводского производства определила отсутствие и сложившейся промышленной региональной специализации. Региональные связи российской промышленности формировались средневековыми традициями и отличались низкой интенсивностью. По-прежнему, как и в предыдущие столетия основными «узлами» внутреннего промышленного рынка оставались общероссийские и местные ярмарки. Таким образом, накануне реформ российская промышленность находилась еще в зачаточном состоянии.

Промышленное отставание России от передовых европейских стран предопределило, в том числе, и низкий уровень материально-технической базы вооруженных сил, стало одной из причин поражения в Крымской войне.

Вялотекущее состояние внутреннего российского рынка было обусловлено также элементарным отсутствием дорог в России. Состояние транспортных артерий в предреформенный период было критическим. К 1861 году в стране было 1,5 тыс. верст (1 верста =1,06 км) или 1590 км железных дорог. В Европе в это же время было 105 тыс. км, Северной Америке – 93 тыс., в Азии - 8 тыс., в Африке – 2 тыс. км железных дорог. Протяженность шоссейных дорог в России равнялась 8515 верстам, что для огромной страны было ничтожно мало.

Основными транспортными артериями оставались судоходные реки. По ним перевозилась большая часть коммерческих грузов. Однако интенсивность перевозок была крайне низкой из-за слабой технической оснащенности речного флота. В это время по речной и морской акватории страны ходило всего 339 пароходов, хотя темпы введения в эксплуатацию новых судов несколько увеличились с началом работы Сормовского судостроительного завода в 1849 году.

В целом, транспортная инфраструктура России по сравнению с Европой была развита слабо, что приводило не только к губительным последствиям в экономике, но и отрицательно сказывалось на готовности страны в военно-стратегическом отношении, в частности на сроках оперативной мобилизации войск и их переброске, на снабжении армии в военное время.

Крымская война (1853-1856 гг.) показала, что Российская империя – это «колосс на глиняных ногах». В ходе ее ведения проявились все основные недостатки экономической, военной и социальной систем страны. К концу 1850-х годов стала очевидной пропасть в развитии между Россией и Европой, требующая незамедлительной модернизации основных институтов империи.

Основные черты реформ

Великими реформами называется комплекс правительственных мероприятий, проведенных в 60-70-е годы XIX в. в области экономики, права, местного управления, образования, печати, военного дела, направленных на стабилизацию внутренней ситуации в стране, достижение ею уровня развития ведущих мировых держав.

Внутренним стимулом к проведению реформ было нарастание социально-политической нестабильности и напряженности в обществе: рост числа крестьянских волнений и мятежей, формирование широкого общественного мнения в пользу модернизации страны.

Внешней предпосылкой преобразований стало поражение России в Крымской войне. Оно оказалось мощным потрясением, показавшим огромное отставание страны от европейских государств в промышленной, финансовой, военной, образовательной сферах, а также в развитии инфраструктуры.

Источники и движущая сила реформ. Великие реформы в силу особенностей развития российского общества и государства, перечисленных выше, проводились как государственные мероприятия. Они имели под собой государственную, а не общественную инициативу, разрабатывались и внедрялись государственными органами управления. Проводником и движущей силой реформ являлась бюрократия империи, поэтому все они предпринимались, прежде всего, исходя из государственных интересов и целей. Тем не менее, эти реформы привели к значительным социальным изменениям и объективно способствовали переходу общества на новую, буржуазно-капиталистическую ступень общественных отношений.

Особое место в реализации реформ принадлежит императору Александру II, вошедшему в историю под именем Освободитель. Старший сын Николая I родился в 1818 году. Он получил блестящее военное и гуманитарное образование. Знал несколько иностранных языков. Его воспитателем был знаменитый поэт Василий Андреевич Жуковский – человек либеральных взглядов. Однако сам Александр II никогда не отличался либеральностью мысли. Привлекаемый отцом к ведению государственных дел, являясь председателем нескольких Секретных комитетов по крестьянскому вопросу (1846 и 1848 годов), он отстаивал интересы помещиков. В 1848 году наследник престола выступал за ужесточение цензурного режима. Вместе с тем он хорошо понимал необходимость реформирования всех основных сфер социально-экономической жизни и сумел направить государственную машину на путь реформ, выступив в этом вопросе, как прагматический деятель.

 

Крестьянская реформа

Подготовка реформы. Подготовка к отмене крепостного права проходила в несколько этапов. На первом этапе (1857-1859 гг.) шла разработка вариантов проекта крестьянской реформы. Для этого в 1857-1858 гг. на местах создаются специальные губернские комитеты. Абсолютное большинство в них принадлежало местным дворянам-помещикам. В начале 1858 года был создан и Главный комитет по крестьянскому вопросу.

На этом этапе было разработано более 100 проектов, которые можно разделить на несколько типов. Консервативные проекты, в основном выходили из среды крупных землевладельцем черноземной полосы, таких, как граф Орлов-Давыдов и др. и предполагали личное освобождение крестьян без земли за выкуп, или же с сохранением переходного состояния крестьян на неопределенный срок, после которого все крестьянские наделы возвращались бы в фонд помещичьей земли. Авторы либеральных проектов – помещики нечерноземных губерний – Ю.Ф. Самарин, А.М. Унковский, М.П. Позен и др. – выступали за личное освобождение крестьян с землей за выкуп без переходного периода, или же с ним. В радикально-демократических проек т ах (например, в проекте Н.Г. Чернышевского, опубликованном на страницах журнала «Современник»), предлагалось освобождать крестьян с землей без выкупа, т.е. компенсации помещикам.

На втором этапе (1859-1861 гг.) происходил отбор проектов и создание на их основе единого плана крестьянской реформы. Для этого 4 марта 1859 года при Главном комитете создаются специальные Редакционные комиссии. В дальнейшем Комиссии рассматривались как вневедомственный государственный орган, подчиняющийся непосредственно императору. Деятельностью Комиссий руководили либерально настроенные представители высшей имперской бюрократии – Я.И. Ростовцев и Н.А. Милютин. 10 октября 1860 года Редакционные комиссии завершили работу над единым проектом реформы, в основу которого лег либеральный вариант программ губернских комитетов. 14 января 1861 года он был утвержден и Главным комитетом. Итогом работы этих органов стали «Положения» об отмене крепостного права и «Высочайший манифест» (составлен митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым), подписанный царем 19 февраля 1861 года.

Содержание реформы. Программа реформы предполагала ее осуществление в нескольких направлениях.

Во-первых, изменялся правовой статус крепостных крестьян. Они наделялись правами «свободных сельских обывателей» и получали личную свободу, право предпринимательской и общественной деятельности. На них распространялась неприкосновенность частной жизни и собственности, крестьяне становились субъектами судебных разбирательств. Однако говорить о гражданском равноправии крестьян с другими сословиями не приходилось. Продолжал действовать целый ряд ограничений их прав в области имущественных отношений, налогов, сферы образования и общественно-политической деятельности.

Во-вторых, в среде бывших крепостных по образцу государственной деревни вводился институт крестьянского сельского и волостного самоуправления. Крестьяне объединялись в сельские общества (как правило, одно или несколько селений). Главную роль в жизни сельского общества играл сельский сход – собрание всех домохозяев села. Сельский сход выбирал на 3 года старосту и его помощника, на которых возлагалось сельское управление. В свою очередь, сельский сход подчинялся решениям волостного схода – собрания представителей (1 от 10 дворов) смежных деревень одной волости. Волостной сход выбирал на 3 года волостного старшину и волостной суд (от 4 до 12 судей).

В-третьих, реформа предполагала проведение земельной выкупной операции. В свою очередь, сама операция должна была проходить в два этапа. На первом этапе крестьянин продолжал пользоваться земельным участком помещика, еще не начав его выкуп. За это он обязан был на основе договора (Уставной грамоты) выполнять перед помещиком ряд повинностей и отработок. Такое состояние крестьянина называлось «временнообязанным». Второй этап выкупной операции начинался, когда крестьянин переходил на выкуп земельного надела. Непосредственно помещику он выплачивал 20% от суммы выкупа. Остальные 80% за бывшего крепостного платило государство. В результате образовавшийся у крестьянина перед государством долг должен был быть погашен в течение 49 лет. От этой платежной операции не выиграли ни крестьяне, ни помещики. Крестьянские платежи государству к моменту их отмены в 1907 году превысили номинальную стоимость выкупа практически в 2,5 раза. Помещики же и так были должны государству накануне реформы огромные денежные суммы.

Даже после выкупа, земли оставались во владении всей общины. Хотя теоретически крестьянин мог выделить их из общинного земельного фонда через 9 лет при условии выплаты всех казенных и мирских долгов, налогов и недоимок. К 1881 году 85% крестьян перешли на выкуп и формально стали считаться крестьянами-собственниками.

«Положения» крестьянской реформы определяли размер крестьянского надела, исходя из природных и экономических особенностей региона. Вся территория Европейской России делилась на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. Нормы надельной земли часто были ниже размеров прежних крестьянских наделов, поэтому все так называемые «излишки» превращались в земельные «отрезки» и переходили от крестьянина к помещику. В результате крестьянской реформы 10 млн крестьян Европейской России получили 33,7 млн десятин земли (государственная десятина равнялась 1,09 гектара), что в 2,5 раза меньше, чем сохранили за собой помещики этих территорий. Средний душевой надел в этом регионе составил 3,3 десятины земли при экономически обоснованном размере в 7 десятин.

Последствия крестьянской реформы. Прямую непосредственную выгоду от отмены крепостного права получило, прежде всего, государство. Непосредственный отклик самого населения на реформу был, как правило, негативным. К ней отрицательно по разным причинам относились как крестьяне, так и помещики (В 1861 году в России произошло более 1800 крестьянских волнений и мятежей, направленных против официального хода реформы). В долгосрочной перспективе реформа объективно способствовала формированию широкого слоя мелких собственников земли в деревне, развитию капиталистических отношений, увеличению количества хозяйств, ориентированных на рынок. В то же время она носила противоречивый характер, так как консервировала крестьянскую общину с ее уравнительным принципом землепользования, тем самым, переводя деревню на медленный путь капитализации. Не устранила она и проблему крестьянского малоземелья, лишь усугубив вопрос об аграрном перенаселении Центральной России. Реформа получила дальнейшее развитие в изменениях других сфер жизни российского общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.7.53 (0.011 с.)