II. Внутренняя политика Александра I 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Внутренняя политика Александра I



Девятнадцатый век в истории Российского государства начался с очередного и последнего дворцо­вого переворота, в результате которого был убит император Павел I, и на престол вступил его старший сын Александр (1777 – 1825 гг.). Годы правления Александра I можно условно разделить на два основных периода, а именно до Отечественной войны 1812 года и после нее.

 

2.1 Период реформ

Взойдя на престол в 23-летнем возрасте, уже со сложившимися взглядами и намерениями, Александр I в своем Манифесте 12 марта 1801 года подчеркнул приверженность политическому курсу своей бабушки Екатерины II. Император начал с того, что восстановил отмененные Павлом I Жалованные грамоты дворянству и городам. Он восстановил дворянские выборные корпоративные органы – уездные и гу­бернские собрания; освободил дворян и духовенство от телесных наказаний (введенных при Павле I); возвратил из ссылки почти 12 тысяч опальных и репрессированных чиновников и военных, объявил амнистию бежавшим за границу от репрессий. Отменялись и другие раз­дражавшие дворянство указы Павла I, в частности был снят запрет на ношение круглых шляп, выписку иностранных газет и журналов, поездки за границу. Владельцам частных типографий разрешалось свободно печатать книги и периодические издания. Такие действия Александра I произвели огромное впечатление на современников и породили надежды на дальнейшие пере­мены.

Александр I подчеркивал преемственность между своим царствованием и правлением Екатерины II, но в тоже время он не полностью отказывался от политики, проводившейся Павлом I и направлен­ной на усиление самодержавной власти царя. В новых условиях он стремился, не меняя основного направления по укреплению абсолютизма, найти такие способы разрешения назревших политических проблем, которые соответствовали бы духу времени. Уже в самом начале своего царствования Александр I торжественно провозгласил, что отныне в основе его политики будет лежать не личная воля монарха, а строгое соблюдение законов. Населению были обещаны правовые гарантии от произвола. Это имело большой общес­твенный резонанс, так как заявления императора отвечали настроениям представителей всех основных направлений общественной мысли того времени.

Для проведения своей политики Александру I нужны были энергичные и деятельные советники. Он приблизил к себе друзей юности – представителей молодого поколения родовитого дворянства: П.А. Строганова, Н.Н. Новосильцева, В.П. Кочубея и А.А. Чарторыйского. Они составили летом 1801 года так называемый «Негласный комитет», не имевший официаль­ного статуса государственного учреждения, но оказывавший влияние на политику Александра I первых лет цар­ствования, определив в основных чертах программу преобразований.

С июня 1801 года по май 1802 года состоялось 35 заседаний Комитета. Члены Неглас­ного комитета, понимая необходимость преобразований, считали что необходимо узнать действительное положение дел в стране, затем реформировать различные части администрации и, наконец, обеспечить государственные учреждения конституцией, «основан­ной на истинном духе народа», не ограничивая самодержавную власть. Обсуждались также вопросы о повы­шении обороноспособности страны, о направлениях внешней политики, о правах Сената, а также крестьянский вопрос в плане постепенной ликвидации крепостного права. В 1803 году Негласный комитет, проведя всего 4 заседания, был закрыт. Алек­сандр I прочнее чувствовал себя на троне; и стал проводить свою политику уже без советников.

В целом, преобразования Александра I носили непоследовательный и противоречивый характер. Особенно это проявлялось в социальной сфере. Так, намерение обнародовать в день коронации «Жалованную грамоту российскому народу» было отложено. В крестьянском во­просе все дело свелось к ряду частных мер. Во время венчания царь заявил, что отныне прекращается раздача казенных крестьян в частные руки. Его Указ «О вольных хлебопашцах» 1803 года предусматривал освобождение крепос­тных с землей за выкуп целыми селениями или отдель­ными семействами, по обоюдной договоренности их с помещиком. Но данный закон не дал значимых практических результатов. До конца царствования Александра I по этому указу было отпущено 47 тыс. д.м.п. (0,5% от всего крепостного населения). За все же время его действия (до 1858 года) выкупилось только 152 тыс. д.м.п. (1,5%).

Уступкой новым экономическим процессам в стране явилось издание в 1801 году Указа о покупке земли недворянами – купцами, мещанами, государственными крестьянами. Помещичьи и удельные крестьяне такое право получили в 1848 году. Тем самым нарушалась, хотя и незначительно, монополия дворян на земельную собственность. Практика показала, что до отмены крепостного права дворяне продали лицам других сословий менее 3% своей земли.

Был принят ряд мер по ограничению произвола помещиков. Указы 1808 – 1809 гг. запрещали продавать крестьян на ярмар­ках, давать объявления в газетах о продаже дворовых, отменялось право помещиков ссылать по своей прихоти крепостных в Сибирь. Также подтверждалось правило: если крестьянин единожды получил сво­боду, то он не мог быть вновь «укреплен» за помещиком; крестьянам, незаконно записанным во владение помещика, предос­тавлялось право возбуждать иск о предоставлении свободы.

В первое десятилетие царствования Александра I был проведен ряд административных преобразований. В 1801 году учрежден Непре­менный (постоянный) совет – совещательный орган при императо­ре. Высших сановников в Совет назначал сам император. Сенат стал верховным органом, сосредоточившим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право «делать представления» (т.е. возражения) по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам. Однако первая же попытка Сената возразить против Указа 1803 года об обязательной 12 - летней службе дворян, не достигших офицерского чина, который противоречил Екатерининской «Жалованной грамоте дворянству», вызвала резкое недовольство Алексан­дра I, и Сенат получил «разъяснение», что он может делать «пред­ставления» только по поводу ранее изданных законов, а не будущих.

В 1802 – 1811 гг. проведена министерская реформа. Коллегии были заме­нены новой формой исполнительной власти, где дела по каждому ведомству решались единолично, министром, ответственным только перед императором. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию.

В 1802 году учреждены восемь министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, финансов, коммерции, на­родного просвещения, внутренних дел, юстиции и иностранных дел (последнее до 1832 года именовалось коллегией). Министерства подразделялись на департаменты во главе с директорами, департаменты на отде­ления во главе с начальниками отделений, а отделения на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров.

Первоначально структура и функции министерств не были четко определены. Их подробно разработал М.М. Сперанский [5] в подготовленном им «Общем учреждении министерств», утвержден­ном императором 25 июня 1811 года и явившемся завершением министерской реформы. Число министерств увеличилось до 12. Появились Министерство полиции и приравненные к министерст­вам главные управления – духовных дел и разных исповеданий, ревизий государственных счетов, путей сообщения. Упразднялось Министерство коммерции, его функции передавались Департаменту мануфактур и торговли Министерства финансов. Все министры входили в состав Сената. Закон 1811 года четко разграничивал круг вопросов, которыми ведало каждое министерство, устанавливал единые принципы организации структуры министерств и общий порядок прохождения в них дел, отношения министерств с другими ведомствами, орга­нами государственного управления.

С 1803 года действовало новое «Положение об устройстве учебных заведений». В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений, бесплатности обу­чения на низших ступенях, преемственности учебных программ. Учебные заведения подразделялись на 4 ступени: одноклассные приходские училища, уездные училища с трехклассным обучением, гимназии и университеты. Всей системой образования ведало Глав­ное управление училищ (позже Министерство народного просве­щения). Было образовано 6 учебных округов возглавляемых попечителями, которые вели общий надзор за учебными заведениями в округах. Всеми делами в учебном округе ведал университет посредством своего Ученого совета. Университетский устав 1804 года предоставил университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.

В 1804 г. был издан «Устав о цензуре», который вводил цензуру «не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотреб­ления оною». Цензорам рекомендовалось руководствоваться «бла­горазумным снисхождением для сочинителя и не быть придир­чивым», толковать места, имеющие двоякий смысл, «выгоднейшим для сочинителя образом, нежели его преследовать». Сами цензур­ные комитеты учреждались при университетах и составлялись из про­фессоров по представительству попечителей учебных округов. Авторы и издатели получали право обжаловать их действия в Главном управлении училищ.

В конце 1808 г. Александр I поручил М.М. Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. Император передал ему все материалы Негласного комитета, про­екты и записки, поступившие в Комиссию для составления госу­дарственных законов. И в октябре 1809 года проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был представлен Сперанским императору. Во вводной части проекта подчеркивалась неотложность преобразо­ваний, и в тоже время предполагалось, что реформы должны не только сохранить, но и укрепить самодержавную власть.

Рассматривая существующее деление населения на приви­легированные и непривилегированные сословия как «следствие феодального состояния», Сперанский все же считал правомерным «разделение состояний» людей с различным уровнем их граж­данских и политических прав. Но в основу этого деления им был положен имущественный ценз. Гражданские права в проекте предоставлялись значительной части населения, но политические только тем, кто владел недвижимой собственностью. В соответствии с этим устанавливалось следующее «разделение состояний»: 1) дворянство (владель­цы недвижимой собственности – земли с поселенными на ней крестьянами); 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государст­венные крестьяне) и 3) «народ рабочий» (помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги). Дворяне обладали всеми гражданскими и политическими правами, «среднее состояние» – только граж­данскими правами, но при приобретении недвижимой собствен­ности могли получить и политические права. «Народ рабочий» не имел ни политических, ни гражданских прав.

М.М. Сперанский предлагал принцип «разделения властей» – законо­дательной, исполнительной и судебной, при независимости судеб­ной власти и ответственности исполнительной перед законо­дательным собранием. Разработанная им стройная система центральных и местных учреждений четырех степеней основывалась именно на этом постулате. Главной в структуре законодательных органов власти должна была стать Государственная дума, в губерниях – губернские думы, в уездах – окружные, в волостях – волостные. Высшими исполнительными органами власти становились министер­ства, на местах – губернские, окружные и волостные управления. Высшим судебным органом объявлялся Сенат, которому подчинялись губернские и окружные суды, каждый из которых состоял из уголовного и гражданского отделений. Устанавливалась выборность в законодательные и судебные органы власти. Выборы предполагались четырехступенными, при наличии имущественного ценза для избирателей, что давало доступ к управлению страной лишь дворя­нам-землевладельцам и верхам буржуазии. Ключевым органом, призванным объединить деятельность законодательной, испол­нительной и судебной властей, считался Государственный совет. Он должен был служить связующим звеном между императором и всеми ветвями власти в стране. Ни один законопроект не мог получить силы закона, не пройдя обсуждения в Государственном совете с после­дующим утверждением императором. Состав Сената, все министры и члены Государст­венного совета назначались императором. Таким образом, система органов власти в проекте Сперанского не нарушала преро­гатив императора как самодержавного монарха, который мог прер­вать сессию Государственной думы, распустить ее и назначить новые выборы.

Александр I признал начинание своего сановника «удовлетворительным и полезным». Но проект встретил сопротивление со стороны правящих кругов. В итоге император отклонил уже одобренный им план Сперанского.

Единственное, что было реализовано из этого плана, это учреждение 1 января 1810 года Государственного совета, состояв­шего из Общего собрания и четырех департаментов – законов, военного, государственной экономии, гражданских и духовных дел. Для организации деятельности Государственного совета создавалась Канцелярия во главе с государствен­ным секретарем, которым был назначен М.М. Сперанский. В Совет входили все министры, а также лица, назначаемые императором пожизненно из высших са­новников. Государственный совет стал высшим законосовещатель­ным органом при императоре. Его состав первоначально включал 25 членов, а затем, в 1825 году, численность Совета возросла до 36, а в конце XIX в. составила уже свыше 70 человек.

Учреждением Государственного совета и преобразованием в 1811 году министерств завершилась реорганизация органов централь­ного управления России, которые с небольшими изменениями просуще­ствовали до 1917 года.

Преобразовательная деятельность М.М. Сперанского вызвала сильное недовольство в высших дворянских кругах. Особенное сопротивление спровоцировало издание в 1809 году по его инициативе указов «О придворных званиях» и «Об экзаменах на чин». Согласно первому указу находившиеся в званиях камер-юнкера и камергера обязывались избрать себе определенный род службы, в противном случае их звания объявлялись лишь почет­ными отличиями, не дающими никакого чина. Второй указ в целях повышения грамотности и профессионального уровня чиновников требовал, чтобы чины коллежского асессора и статского советника (первый давал личное, а второй потомственное дворянство) присваивались только при предъявлении диплома об университет­ском образовании или сдаче экзамена в объеме университетского курса. В 1810 – 1811 гг. по совету Сперанского был введен ряд налогов, в том числе налог на дворянские имения с целью поправить расстроенные финансы и пополнить бюдже­т страны. В результате недовольство дворян привело к отставке сановника в марте 1812 г., и его ссылке в Нижний Новгород, а затем в Пермь. Император был убежден в невиновности Сперанского, но принес его «в жертву», чтобы погасить растущее недовольство дво­рянства преобразовательными мерами. В 1814 году М.М. Спе­ранского вызвали из пермской ссылки, а в 1816 г. назначили Пензенским губернатором. В 1819 г. он стал Сибирским генерал-губер­натором. Будучи на этом посту, М.М. Сперанский провел крупную административную реформу. В 1821 году реформатора возвратили в Петербург, назначив членом Государственного совета и управляющим Комиссией для состав­ления законов, но он не мог уже вернуть своего былого положения, находясь на второстепенных постах.

Период реакции

Отечественная война 1812 года вызвала в российском обществе подъем патриотических чувств. Всенародное выступление против нашествия Наполеона обеспечило России впечатляющую победу в войне. Успешные заграничные походы армии в 1813 – 1814 гг. имели ключевое значение для повышения престижа Российского государства в Европе. Страна стала играть важную роль во всех европейских делах.

Разделяя национальный подъем, 15 ноября 1815 г. император подписал конституцию Царства Польского, которая для того времени являлась наиболее либеральным конституционным актом в Европе. Александр I объявлялся «царем польским», а польская корона становилась наследственной для российских императоров. Управление Польшей вверялось наместнику царя, каковым Александр I назначил Иосифа Зайончека – генерала, происходившего из старинного польского рода. Но фактически, наместником в Польше стал брат царя – великий князь Конс­тантин Павлович – главнокомандующий польскими вооруженными силами. Высшую законодательную власть здесь стал осущес­твлять двухпалатный Сейм, собиравшийся один раз в два года, а в перерывах между его заседаниями – Государственный совет, действовавший постоянно. Все официальные акты теперь составлялись на польском языке. Провозглашались свобода печати и неприкосновенность личности; господствующей религией объявлялся католицизм, но при равноправии с другими вероисповеданиям. Вводился общий для всех сословий суд при независимости и несменяемости судей.

При открытии установочного заседания Сейма в Варшаве в марте 1818 г. Александр I произнес речь, в которой заявил, что учрежденные в Польше конституционные порядки он намеревается «распрост­ранить на все страны, его попечению вверенные». Это произвело сильное впечатление на умы прогрессивных людей России, внушив им надежды на конституционные намерения царя.

В этом же году Александр I поручил министру юстиции Н.Н. Но­восильцеву подготовить Государственную Уставную грамоту для России, в которой использовались бы принципы Польской конституции 1815 года. Ее текст был готов через два года и одобрен императором. Был также написан и Высочайший манифест, который должен был возвестить о начале действия Уставной Государственной грамоты. Однако царь не решился обнародовать эти документы. Данные акты так и не вступили в силу и были положены «под сукно».

В 1818 году ряд царских сановников получил секретные поручения разработать и проекты отмены крепостно­го права. Один из таких проектов по приказу царя подготовил А.А. Аракчеев. [6] Он предусматривал постепенный выкуп поме­щичьих крестьян в казну. Помещики получали бы за освобождаемых крестьян деньги, которые могли их избавить от долгов и помочь наладить хозяйство на рациональной основе; крестьяне освобож­дались с землей – по две десятины на душу, но на условиях аренды, хотя в перспективе они могли ее приобрести в собственность посредством выкупа у помещиков.

Выясняя настроения дворянства относительно крестьянского вопроса, летом 1818 года Александр I встретился с его представителями в Полтавской и Черниговской губерниях. Он призывал дворян проявить инициативу в освобождении крепостных крестьян, но встретил с их стороны упорное сопротивление. В итоге намерение избавиться от крепостного права так и осталось намерением.

В начале 20-х гг. XIX в. усилились реакционные процессы и в других сферах жизни российского общества. Прекратили действие разрешенные в начале царствования многие общественно-культурные, религиозные и просветительские организации. Начались цензурные гонения в области печати. Был ужесточен контроль в сфере образования, особенно высшего, в котором заметно увеличились церковно-религиозные тенденции.

Тяжелая ситуация во второй половине правления Александра I сложилась в финансовой сфере. Достигнутая первоначально стабилизация финансовой системы позволила стране уверенно выстоять в период Отечественной войны 1812 года. Однако вскоре положение снова ухудшилось, причиной чему стали недобор налогов, разорение помещиков и др.

Тесно связанная с экономикой страны таможенная политика России также колебалась: наблюдался переход от протекционистского тарифа 1810 года до весьма свободного таможенного устава в 1819 году, который в 1822 году вновь был заменен протекционистским.

Острыми финансовыми проблемами государства было продиктовано осуществление одной из наиболее жестких реакционных мер – учреждение с 1816 года военных поселений. В основе всего лежала идея о пере­воде части армии на самоокупаемость, что сокращало расходы казны на содержание военных подразделений. В военные поселения зачис­лялся ряд территорий, населенных государственными крестьянами. Все мужчины этих областей превращались в солдат и должны были выполнять и сельскохозяйственные работы, и воинские обязанности. Кроме того, считалось, что такая мера частично решит проблему рекрутских наборов, так как все дети, рожденные в поселениях, с 7 лет зачислялись в кантонисты: сначала они учились в школе чтению, письму, счету и военному делу, а с 18 лет переводились в воинские части. Особенно тяжелы были для военных поселян обширные строительные и дорожные работы, поглощавшие массу труда и времени. Военные поселения превратились в крепостную неволю. В 1817-1818 гг. они были введены в Новгородской, Херсонской и Слободско-Украинской губерниях. К 1825 г. на положение военных поселян было переведено 374 тыс. госу­дарственных крестьян и казаков. К ним была подселена 131 тыс. солдат регулярных войск. Инициатива создания таких поселений исходила от Александра I и была поддержана военным министром и крупным помещиком А.А. Аракчеевым, который стал главным начальником над ними и применял жестокие меры при подавлении сопротивлявшихся их введению.

Таким образом, прогрессивным надеждам российского общества не суждено было сбыться. Не получили свободы крепостные, многие из которых искренне верили, что их мужество в Отечественной войне будет вознаграждено освобождением от крепостного рабства. Не дождалась конституции интеллигенция, прежде всего военная, увидевшая во время походов Европу, уже не феодальную и отсталую как их Отечество, а более благополучную, богатую, динамично развивающуюся.

Общий вывод. В целом, правление Александра I завершилось крайней социально-политической нестабильностью в стране. Император, желавший провести реформы, но все время колебавшийся в осуществлении их на практике, своими действиями способствовал резкому обострению политических и социально-экономических проблем. Следствием нереализованных замыслов верховной власти по обустройству государства стало выступление декабристов в 1825 году.


III. ПРАВЛЕНИЕ НИКОЛАЯ I

 

Период правления Николая I (1825-1855 гг.) – сложный и противоречивый. С одной стороны его царствование характеризуется стремлением предотвратить возможность революционных потрясений в стране, постоянной борьбой против распространения «разрушительных» идей, а с другой – проведением мер, направленных на решение острых социальных проблем, и в первую очередь крестьянского вопроса.

Эпоха Николая I началась с подавления восстания декабристов 14 декабря 1825 года и за­вершилась в феврале 1855 года, в трагические дни обороны Севасто­поля во время Крымской войны.

Восстание декабристов произвело сильное впечатление на государя. Он вникал во все детали следствия по делу декабристов. По его приказу был составлен Свод показаний восставших о внутреннем состоянии России. В него вошли основные положения планов и проектов декабристов, записки подследственных на имя царя с критикой современного состояния страны. Этот свод постоянно находился в кабинете Николая I. Из материалов по делу декабристов перед государем раскрылась картина колоссальных безобразий в управлении, суде, финансах и других сферах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.195.249 (0.018 с.)