Россия при Николае 1 и Александре 2 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия при Николае 1 и Александре 2



Россия при Николае I Император Николай 1 родился 25 июня (6 июля) 1796 г. Он был третьим сыном Павла 1 и Марии Федоровны. Получил неплохое образование, но не признавал гуманитарных наук. Был сведущ в военном искусстве и фортификации. Хорошо владел инженерным делом. Однако, несмотря на это, царь не был любим в армии. Жестокие телесные наказания и холодность привели к тому, что в солдатской среде закрепилось прозвище Николая 1 Николай Палкин. В 1817 г. Николай женился на прусской принцессе Фредерике Луизе Шарлотте Вильгельмине. Александра Федоровна жена Николая 1, обладающая удивительной красотой, стала матерью будущего императора Александра 2. Николай 1 вступил на престол после смерти старшего брата Александра 1. Константин, второй претендент на престол отрекся от своих прав еще при жизни старшего брата. Никола1 не знал об этом и сначала присягнул на верность Константину. Позже этот короткий период будет назван Междуцарствием. Хотя манифест о вступлении на престол Николая 1 был издан 13 (25) декабря 1825 г, юридически правление Николая 1 началось 19 ноября (1 декабря). И первый же день омрачился восстанием декабристов на Сенатской площади, которое было подавлено, а руководители казнены в 1826 г. Но царь Николай 1 увидел необходимость реформирования общественного строя. Он решил дать стране четкие законы, опираясь при этом на чиновничество, поскольку доверие к дворянскому сословию было подорвано. Внутренняя политика Николая 1 отличалась крайним консерватизмом. Малейшие проявления свободомыслия подавлялись. Он всеми силами защищал самодержавие. Тайная канцелярия под руководством Бенкендорфа занималась политическим сыском. После выхода в 1826 г. цензурного устава под запретом оказались все печатные издания с малейшей политической подоплекой. Россия при Николае 1 довольно сильно напоминала страну эпохи Аракчеева. Реформы Николая 1 отличались ограниченностью. Законодательство было упорядочено. Под руководством Сперанского начался выпуск Полного собрания законов Российской империи. Киселев проводил реформу управления государственными крестьянами. Крестьяне наделялись землями при переселении в необжитые районы, в деревнях строились медпункты, внедрялись новшества агротехники. Но внедрение новшеств происходило силовыми методами и вызывало резкое недовольство. В 1839 – 1843 гг. была проведена и финансовая реформа, установившая соотношение между серебряным рублем и ассигнацией. Но вопрос о крепостном праве остался неразрешенным. Внешняя политика Николая 1 преследовала те же цели, что и политика внутренняя. В царствование Николая 1 Россия боролась с революцией не только внутри страны, но и вне ее пределов. В 1826 – 1828 гг. по результатам русско-иранской войны к территории страны была присоединена Армения. Николай 1 выступал с осуждением революционных процессов в Европе. В 1849 г. он направил армию Паскевича для подавления венгерской революции. В 1853 г. Россия вступила в Крымскую войну. Но, по итогам Парижского мира, заключенного в 1856 г. страна утратила право иметь флот и крепости на Черном море, потеряла Южную Молдавию. Неудача подорвала здоровье царя. Николай 1 умер 2 марта (18 февраля) 1855 г. в Санкт-Петербурге, а на престол взошел его сын, Александр 2. Россия при Александре II (1855-1881) Правление Александра II (1855-1881 гг.) Правление Александра II стало периодом, который часто называют «эпохой реформ», уничтоживших феодальные пережитки, временем радикальных преобразований российского общества. В отличие от отца, его готовили к управлению государством. Император получил хорошее образование, а его учителями были В. Жуковский, М. Сперанский, Е. Канкрин, отмечавшие в наследнике такие качества, как доброжелательность, общительность, способности к наукам, но с другой стороны, склонность отступать перед трудностями. Александр II стал императором в 36 лет, с вполне сложившейся системой взглядов и имея опыт государственной деятельности. Вступив на престол, император вынужден был пойти по пути реформ. Предпосылки реформ Предпосылками реформ стала постоянная угроза крестьянских бунтов, политический и экономический кризис. Поражение в Крымской войне не только снизило до предела международный авторитет России, но и показало необходимость реформ в финансовой, военной, медицинской, образовательной сферах. Еще одной предпосылкой стало недовольство общества полицейским николаевским режимом и постоянная угроза социальных выступлений. В стране сложилась благоприятная для реформ ситуация - императора поддержали сторонники реформ (П. Валуев, великий князь Константин Николаевич, Д. Милютин и др.); либералы и революционное движение были не организованы и не смогли предложить альтернативного плана реформ; противники реформ после поражения в Крымской войне не отваживались выступать против преобразований. Поэтому в 1856 г. Александр II выступил перед московским дворянством со знаменитой речью, в которой заявил, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу». Отмена крепостного права Важнейшим событием правления Александра II, за которое он получил имя «Освободитель», стала реформа 1861 г., отменившая крепостное право. Подготовка отмены крепостного права началась в январе 1857 г. с создания очередного Секретного комитета, полностью подчинявшегося императору. Уже к ноябрю был составлен рескрипт, объявлявший о начале отмены крепостного права и предписывавший создать в каждой губернии дворянские комитеты для разработки предложений. Это послужило началом широких обсуждений крестьянского вопроса в печати. В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу, который начал рассматривать составленные губернскими дворянскими комитетами проекты. В ходе обсуждений был разработан проект, по которому крестьянам предоставляется свобода, но без наделения землей. Это вызвало активизацию крестьянского движения в 1858 г. Правительство решило пересмотреть проект освобождения крестьян и провести реформу более радикально. С целью переработки проекта в феврале 1859 г. в Петербурге были учреждены Редакционные комиссии, в которые вошли преимущественно либералы, под руководством Н. Милютина. К осени 1859 г. ими был составлен проект «Положения о крестьянах». 19 февраля 1861 г. была проведена реформа, отменившая крепостное право. Александр II подписал «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», согласно которому крестьяне освобождались от личной зависимости. Крестьянская реформа состояла из нескольких частей: отменялась собственность помещиков на крестьян, которые теперь могли уходить на заработки в город или наниматься к помещику на работу. Помещик терял право наказывать крестьян, они становились юридическими лицами, т. е. могли покупать землю, недвижимость, заключать сделки, открывать предприятия. Однако крестьяне оставались прикрепленными к месту жительства, были связаны круговой порукой в уплате налогов, несли натуральные повинности. Кроме того, крестьяне получали пашенные наделы по довольно сложной схеме, что тоже существенно ограничивало их передвижение. За два года должны были быть составлены уставные грамоты - соглашения между помещиками и крестьянами, оговаривавшие условия выкупа. После этого в течение 49 лет крестьяне становились «временнообязанными» и должны были выплатить помещику выкуп. Лишь после этого наделы становились собственностью крестьян. Сумма выкупных платежей определялась размерами крестьянского оброка, т. е. выкупалась не личная зависимость крестьян и не земля, а повинности. Эта сумма, положенная в банк под 6% годовых, должна была приносить помещику ежегодный доход в размере оброчных платежей. Посредником между крестьянином и помещиком выступало государство, оно платило помещику при заключении выкупной сделки около 75% выкупной суммы. Крестьяне должны были ежегодно вносить государству 6% от этой суммы в течение 49 лет. Дворовые люди объявлялись свободными без выкупа, но в течение двух лет должны были служить своим хозяевам или уплачивать оброк. Крепостные рабочие помещичьих и казенных фабрик и заводов переводились на оброк и получали право выкупа своих прежних наделов. Государственные крестьяне (кроме Сибири и Дальнего Востока), считавшиеся лично свободными, по «Положению» сохранили за собой находившиеся в их пользовании земли. Они могли продолжать платить оброчную подать государству либо заключить с казной выкупную сделку. «Положение» делило губернии на три части (черноземные, нечерноземные и степные земли). Внутри губерний выделялись местности, которые и делились на участки между помещиками -владельцами земель и их крестьянами. Нормы дележа устанавливались так, что помещик мог выбирать самые лучшие участки в свою долю, в том числе вклинивая свои земли в середину крестьянских полей. Это привело к возникновению «чересполосицы». Реакция крестьян на реформу была разной. Так, например, в Казанской губернии начались волнения из-за распространения слухов о том, что царь даровал землю крестьянам бесплатно, а выкуп «придумали» помещики. В ходе подавления этих волнений было убито более 300 человек. В 1861 г. было зарегистрировано более 1370 выступлений, позже волна выступлений пошла на убыль. В целом освобождение крестьян было прогрессивным шагом, уничтожившим феодальный пережиток - крепостное право, что привело к денежным вливаниям в сельское хозяйство, подорвало «натуральный» уклад хозяйств, способствовало развитию капитализма. Реформы 60~х гг. XIX в. Проведение крестьянской реформы потребовало изменений и в других областях жизни. Реформа финансов. В 1860 г. был создан Государственный банк для проведения выкупных расчетов между помещиками и крестьянами. В 1862 г. единственным распорядителем казенных средств стало Министерство финансов, которое самостоятельно планировало государственный бюджет и совместно с Государственным советом утверждало сметы отдельных ведомств. Для контроля над средствами в 1864 г. был реформирован Госз^дарственный контроль, который теперь не зависел от администрации и осуществлял проверку правильности расходования бюджетных средств. В губерниях учреждались контрольные палаты, проверявшие финансовую отчетность по первичным документам, а не итоговые отчеты, как прежде. Прямые налоги частично заменялись косвенными. Реформа местного самоуправления (земская реформа). 1 января 1864 г. были учреждены земства (всесословные органы в уездах и губерниях), в компетенцию которых входили: местное хозяйство, распределение государственных податей, устройство школ, больниц, приютов, содержание тюрем и путей сообщения. Внутри земства существовал распорядительный и исполнительный секторы. Распорядительные органы - «собрания гласных» (депутатов) - занимались хозяйственными вопросами и собирались один раз в год. Исполнительные органы - «земские управы» - занимались исполнением решении распорядительного сектора. Финансирование на выполнение постановлений было смешанным: 80% средств поступало от государства, остальное - за счет местных налогов (самофинансирование). Выборы в земские распорядительные органы проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия - депутаты от землевладельцев - состояла из владельцев земли (от 200 до 800 десятин) или недвижимости (стоимостью от 15 тыс. руб.) Вторая курия - депутаты от городов - объединяла собственников промышленных и торговых заведений (годовой оборот не менее 6 тыс. руб.). Выборы по третьей курии депутаты от крестьян -бесцензовые, но многоступенчатые. Земства избирались на три года. Председателем земского собрания должен был быть предводитель дворянства. В конце 70-х гг. земства были введены только в 35 из 59 российских губерний. В дальнейшем, на протяжении 1870-1880 гг. компетенция земств постепенно урезалась, а состав становился все более дворянским. Но, несмотря на множество недостатков, работа земств способствовала формированию гражданского сознания, решению части местных проблем образования и здравоохранения. Городскую реформу начали разрабатывать в 1861 г. Ее проект, представленный в 1864 г., долго обсуждался и переделывался. 16 июня 1870 г. было утверждено «Городовое положение», по которому в городах создавались Городская дума (законодательный орган) и Городская управа (исполнительный орган) под председательством городского головы. Функции городского управления заключались в заботе о благоустройстве города, попечительстве торговли, устройстве больниц, школ и городском налогообложении. Выборы в Городскую думу проводились по трем избирательным собраниям на основе имущественного ценза. В первое избирательное собрание входили только крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую - более мелкие, уплачивавшие другую треть, в третью - все остальные. Каждое собрание избирало представителей в Городскую думу. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников. Городской голова (избирался Городской думой на 4 года) утверждался губернатором или министром внутренних дел, они же могли приостанавливать решения Городской думы. Судебная реформа. 20 ноября 1864 г. была проведена судебная реформа. Она включала создание новых судебных уставов, вводивших общие судебные учреждения для лиц всех сословий, с общим порядком судопроизводства, гласность и состязательность судопроизводства, равную ответственность всех сословий перед законом, независимость суда от администрации. Страна была разделена на 108 судебных округов. Новая структура суда включала в себя: мировой суд, где разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом; окружной суд, где разбирались серьезные гражданские иски и уголовные дела с участием присяжных заседателей. Сенат был высшей судебной и апелляционной инстанцией. Предварительное расследование велось судебными исполнителями. Вводилась адвокатура. Эта система дополнялась волостными судами для крестьян, консисториями для духовенства, судом для военных, высших чиновников и др. Важнейшие политические преступления находились в ведении Верховного уголовного суда, который назначался императором в исключительных случаях. В 1863 г. был принят закон, отменивший телесные наказания по приговорам судов. От телесных наказаний полностью освобождались женщины. Однако сохранялись розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для ссыльных, каторжных и штрафных солдат. Реформа образования и печати была проведена в 1863-1865 гг. В 1863 г. издан новый университетский устав, предоставлявший университетам широкую свободу и самоуправление. Летом 1864 г. введен «Устав гимназий и прогимназий». Реформа народного просвещения провозглашала принцип общего и всесословного образования. В 1865 г. согласно реформе печати была значительно смягчена цензура, обществу предоставили право обсуждения политических событий. Военная реформа началась в 1857 г. с ликвидации системы военных поселений и сокращения срока службы нижних чинов (с 25 до 10 лет). В 60-е гг. было реорганизовано управление флотом и военно-морскими учебными заведениями, а в течение 12 лет осуществлялись преобразования в армии. В 1862 г. началась реформа военного управления. Страна была разделена на 15 военных округов с целью более оперативного руководства войсками. Были реорганизованы военное министерство и Главный штаб. В 1864-1867 гг. численность армии сократилась с 1132 тыс. чел. до 742 тыс. при сохранении военного потенциала. В 1865 г. началась военно-судебная реформа. В 60-е гг. для оперативной переброски войск была построена железная дорога к западным и южным границам России, а в 1870 г. были созданы железнодорожные войска. В армии появились новые уставы. В ходе реформы военно-учебных заведений были организованы военные гимназии и юнкерские училища для всех сословий с двухгодичным сроком обучения. Была улучшена подготовка офицерского состава. 1 января 1874 г. издан «Устав о воинской повинности», по которому вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воинская повинность. По достижении 21 года все мужское на селение должно было нести действительную службу. Все это позволило создать довольно сильную, подготовленную армию. Дальнейшая реформационная деятельность была прервана 1 марта 1881 г. убийством Александр II в результате террористического акта. Внешняя политика Основными задачами внешней политики России в этот период было освобождение от условий Парижского мирного договора (1856), подписанного по итогам Крымской войны. Кроме того, важными направлениями оставалось балканское, кавказское и среднеазиатское. Летом 1870 г. российское правительство решило воспользоваться ослаблением Франции и разорвало кабальный Парижский договор. Пруссия поддержала Россию и в результате возник «Союз трех императоров» (Россия, Пруссия, Австрия). Балканская проблема была связана с активизацией освободительных движений славянских народов, закабаленных Османской империей. Россия, претендовавшая на территории, охваченные восстаниями (Герцеговина, Босния, Болгария), пыталась вынудить Турцию дать этим народам конституцию. В июле 1876 г. Сербия и Черногория объявили Турции войну, что вызвало в России подъем панславизма (идеи политического объединения всех славян). В апреле 1877 г. Россия решает воспользоваться волнениями на Балканах, чтобы начать с Турцией войну. Исход русско-турецкой войны (1877-1878) решили победы русских войск в сражениях под Плевной и на Шипкинском перевале. В результате в феврале 1878 г. был заключен Сан-Стефанский мирный договор, по которому Сербия, Черногория и Румыния получали независимость, Болгария становилась автономным княжеством под двухлетним протекторатом России. Кроме того, к России отходила Южная Бессарабия, а на Кавказе - Батум и Каре. Этот договор вызвал протесты ведущих европейских стран, которые тоже претендовали на эти территории. В июле 1878 г. был подписан Берлинский трактат, перечеркнувший Сан-Стефанский договор. На среднеазиатском направлении Россия действовала более решительно. В 60-х гг. XIX в. был захвачен Ташкент, в 1867 г. здесь создается Туркестанское генерал-губернаторство. В 1868 г. завоеван Бухарский эмират. В 1873 г. - Хивинское ханство, а в 1876 г. - Кокандское ханство. До 1864 г. продолжалась Кавказская война (1817-1864) в ходе которой были присоединены территории народов Дагестана, Чечни, Адыгеи. Билет 15 Россия при Александре IIIи Николае II После убийства царя Александра 2 на престол вступил его сын Александр 3 (1881-1894). Потрясенный насильственной смертью своего отца, опасаясь усиления революционных проявлений, в начале своего царствования он колебался в выборе политического курса. Но, попав под влияние инициаторов реакционной идеологии К.П.Победоносцева и Д.А.Толстого, Александр 3, отдал политические приоритеты сохранению самодержавия, утеплению сословного строя, традиций и основ российского общества, неприязни к либеральным преобразованиям. Повлиять на политику Александра 3 могло только давление общественности. Однако после зверского убийства Александра 2 ожидаемого революционного подъема не произошло. Более того, убийство царя-реформатора отшатнуло общество от народовольцев, показав бессмысленность террора, усилившиеся полицейские репрессии окончательно изменили баланс в общественном раскладе в пользу консервативных сил. В этих условиях стал возможен поворот к контрреформам в политике Александра 3. Это четко обозначилось в Манифесте, опубликованном 29 апреля 1881 г., в котором император заявил о своей воле сохранить устои самодержавия и тем самым устранил надежды демократов на трансформацию режима в конституционную монархию - не будем описывать реформы Александра 3 в таблице, а вместо этого опишем их поподробнее. Александр III заменил в правительстве либеральных деятелей на сторонников жесткого курса. Концепция контрреформ была разработана главным ее идеологом К.Н.Победоносцевым. Он утверждал, что либеральные реформы 60-х годов привели к потрясениям в обществе, а народ, оставшись без попечительства, стал ленив и дик; призывал вернуться к традиционным основам национального бытия. Для укрепления самодержавного строя была подвергнута изменениям система земского самоуправления. В руках земских начальников соединили судебную и административную власть. Они располагали неограниченной властью над крестьянами. Изданное в 1890 г. «Положение о земских учреждениях» усилило роль дворянства в земских учреждениях и контроль администрации за ними. Значительно увеличилось представительство помещиков в земствах путем введения высокого имущественного ценза. Видя главную угрозу существующему строю в лице интеллигенции, император для укрепления позиций верного ему дворянства и бюрократии в 1881 г. издал «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия», которое предоставило многочисленные репрессивные права местной администрации (объявлять чрезвычайное положение, высылать без суда, предавать военному суду, закрывать учебные заведения). Этот закон использовался вплоть до реформ 1917 г. и стал инструментом для борьбы с революционным и либеральным движением. В 1892 г. было издано новое «Городовое положение», которое ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления. Правительство включило их в общую систему государственных учреждений, поставив тем самым под контроль. Важным направлением своей политики Александр третий считал укрепление крестьянской общины. В 80-е годы наметился процесс освобождения крестьян от пут общины, которая мешала свободному их передвижению и инициативе. Александр 3 законом 1893 г. запретил продажу и залог крестьянских земель, сведя на нет все успехи предыдущих лет. В 1884 г. Александром была предпринята университетская контрреформа, цель которой заключалась в воспитании послушной властям интеллигенции. Новый университетский устав резко ограничивал автономию университетов, ставя их под контроль попечителей. При Александре 3 началась разработка фабричного законодательства, которое сдерживало инициативу хозяев предприятии и исключало возможность борьбы рабочих за свои права. Итоги контрреформ Александра 3 противоречивы: стране удалось добиться промышленного подъема, удержаться от участия в войнах, но при этом усилились социальные волнения и напряженность. Правление Николая II (1894-1917 гг.) Последний русский император - старший сын Александра III, родился в 1868 г. Его домашним образованием занимались в разное время такие преподаватели, как В. Ключевский, К. Победоносцев и др. Благодаря влиянию последнего император был убежден в том, что неограниченная монархия является единственно возможным политическим устройством для России. В исторической литературе Николаю II приписываются такие черты, как скрытность, упрямство и нерешительность. Вступление на престол Николая II произошло осенью 1894 г. В дет коронации (19 мая 1896 г.) в Москве в давке на Ходынском поле погибло около полутора тысяч человек, пришедших на торжества в честь нового императора. Эти события получили название Ходынской трагедии. Политический строй России В начале XX в. в Российской империи сохранялась архаичная система государственного управления с разветвленным бюрократическим аппаратом. Высшим государственным учреждением страны был Государственный совет, созданный еще в 1810 г. Члены Совета и ее председатель назначались царем. До реорганизации в 1906 г. Совет являла высшей законосовещательной инстанцией. Предварительное обсуждение императорских законопроектов происходило в департаментах, которые играли роль подготовительных комиссий. После обсуждения законопроекты поступали на общее собрание Государственного совета, после одобрения они представлялись царю на утверждение. Продолжал существовать Комитет министров и Совет министров, где совместно обсуждались дела, требовавшие согласования между различными ведомствами. Также при необходимости согласования действий правительственных органов собирались особые совещания под председательством императора или его приближенного лица. Состав совещаний не был постоянным и созывался для обсуждения какого-либо одного вопроса. Одними из высших государственных учреждений были Сенат и Синод. Сенат окончательно потерял свое значение высшего государственного органа управления и превратился в орган надзора за законностью действий правительственных органов и высшую кассационную инстанцию по судебным делам. Синод по-прежнему оставался руководящим органом православной церкви. Постепенно в политической жизни на ведущие позиции выходит Министерство внутренних дел, которому была вверена охрана внутренней безопасности. Руководящим органом политического сыска был Департамент полиции, созданный в 1880 г. на базе III отделения полиции. В начале XX в. роль министра внутренних дел настолько выросла, что он стал своеобразным первым министром правительства. Министр внутренних дел имел право учреждать полицейский надзор, право административной ссылки, разрешения или запрещения периодических изданий, контроля за законностью и целесообразностью постановлений органов земского и городского самоуправления. Такая деятельность нередко приводила к покушениям на министров внутренних дел. Так, например, Д. Сипягин, сменивший на этом посту И. Горемыкина, стал инициатором карательных мер против рабочего и студенческого выступлений. 2 апреля 1902 г. он был убит эсерами. Вступивший в 1902 г. на пост министра внутренних дел В. Плеве одновременно стал шефом Отдельного корпуса жандармов. Плеве активно поддерживал политику «полицейского социализма» и способствовал росту антисемитских выступлений, пытаясь направить народное недовольство против «инородцев». 15 июля 1904 г. он был взорван террористом-эсером Е. Созоновым. Важную роль играло Министерство финансов, которое долгое время возглавлял С. Витте. До 1905 г. в министерстве, помимо заведования различными источниками государственных доходов и распределения их между ведомствами, было сосредоточено управление всей внутренней и внешней торговлей и промышленностью. Администрация на местах состояла из генерал-губернаторов, губернаторов, градоначальников, земских начальников. Значительную роль в системе губернского и уездного управлений играли предводители дворянства, избиравшиеся на сословных дворянских выборах. Уездный предводитель дворянства был первым лицом в уезде, он председательствовал в важнейших коллегиальных административных органах. Экономические реформы С. Витте Бурные темпы экономического подъема 90-х гг. стали возможными благодаря экономической политике министра финансов С. Витте. Талантливый финансист и государственный деятель, С. Витте, возглавив в 1892 г. Министерство финансов, обещал Александру III, не проводя политических реформ, за 20 лет сделать Россию одной из ведущих промышленно развитых стран. Для этого он использовал методы государственного вмешательства в экономику. Был усилен протекционизм, а в 1894 г. была введена винная монополия, значительно увеличившая государственный доход. В 1897 г. была проведена денежная реформа. Мероприятия по повышению налогов, рост добычи золота, заключение внешних займов позволили ввести в обращение золотые монеты вместо бумажных, купюр, что помогло привлечь в Россию иностранные капиталы и укрепить денежную систему страны. Реформой торгово-промышленного налогообложения, проведенной в 1898 г., был веден промысловый налог. Внешняя политика В конце XIX в. приоритеты внешней политики России по-прежнему были связаны с Балканским и дальневосточным регионами узлом противоречий. Будучи не готовой к активной наступательной политике, Россия стремилась не обострять отношения с европейскими государствами. Соглашение с Австро-Венгрией в 1897 г. отчасти смягчило противоречия России с ее давним соперником на Балканах, где сохранялся статус-кво. Угроза общеевропейской войны из-за обострения франко-германских и англо-германских противоречий заставила Россию выступить инициатором созыва международной конференции по обеспечению мира. В мае-июне 1899 г. и в 1907 г. в Гааге прошла конференция европейских государств, на которой были приняты конвенции о мирном разрешении международных споров и о законах войны на суше и на море. В 90-е гг. внешнеполитическая деятельность России переместилась на Дальний Восток. Усиление Японии и ееэкспансионная политика угрожали российским дальневосточным территориям. В мае 1896 г. был подписан русско-китайский договор об оборонительном союзе против Японии и о строительстве Китайско-Восточной железной дороги. В том же году был заключен договор с Японией о совместном протекторате над Кореей. В декабре 1897 г. заключен русско-китайский договор об аренде Ляодунского полуострова на 25 лет, в результате Россия получила незамерзающие порты: Дальний и Порт-Артур, где началось строительство военно-морской базы. Лето 1903 г. отмечено резким ухудшением отношений с Японией, которая требовала исключительных прав на Корею, а 24 января 1903 г. объявила о разрыве дипломатических отношений с Россией. Русско-японская война (1904-1905 гг.) Активизация внешней политики России на Дальнем Востоке и в Тихоокеанском регионе столкнула ее с интересами Японии в Китае и Корее. 27 января (9 февраля) 1904 г. японские войска напали на российскую тихоокеанскую эскадру, базировавшуюся в Порт - Артуре, однако захватить порт не смогли и начали переброску своих армий на материк. Россия, обладая в этом регионе многочисленными войсками, предпочла пассивную тактику. После длительной осады и сражений за порт 20 декабря 1904 г. был подписан акт о сдаче Порт-Артура. В 1905 г. произошли два крупнейших сражения: Мукденское - на суше и Цусимское - на море. В ходе сражений было потоплено 19 русских кораблей, погибло 5 тыс. моряков. В результате Россия потеряла флот на Дальнем Востоке. В августе 1 905 г. был подписан Портсмутский мир с Японией, по которому половина Сахалина, Порт-Артур и порт Дальний отходили к Японии, которая также получала право свободного рыболовства в русских территориальных водах. Причиной поражения России в русско-японской войне стала ее экономическая и военная отсталость, а также кризис самодержавного режима. Билет 16 1917 г. - Февральская революция Первая мировая война 1914–1917 гг. требовала колоссальных расходов. Были резко увеличены налоги, это привело к кризису финансовой системы в государстве. Оппозиционные настроения охватили интеллигенцию, армию, национальные окраины, с января 1917 г., в столице нарастают восстания рабочих. Авторитет царской власти стремительно падал. В октябре 1916 г. в Петрограде начались новые выступления рабочих, в стачках участвовало около 200 тыс. человек рабочих. В январе 1917 г. в городе общая численность бастующих уже составила более 350 тыс. человек. С середины февраля революционные выступления уже не прекращались: забастовки сменялись митингами и демонстрациями. 25 февраля забастовка в Петрограде стала всеобщей. 26-27 февраля самодержавие уже не контролировало ситуацию в столице. Революционные выступления рабочих получили поддержку солдат Петроградского гарнизона. Восстание переросло в смену политических режимов. 27 февраля 1917 года восставшим народом был создан Совет рабочих депутатов, первым председателем избран меньшевик У. В. Чхеидзе. В этот же день члены Государственной Думы на своем частном заседании образовали Временный комитет. Временным комитетом было сформировано Временное правительство во главе с князем Г.Е. Львовым. 1 марта Совет издал Приказ № 1, согласно которому войска Петроградского гарнизона подчинялись Совету и не могли быть выведены из столицы без его согласия. Попытки подавить восстание в столице силами воинских частей, снятых с фронта, успеха не имели. 2 марта 1917 г. в Пскове Николай II подписал акт отречения от престола в пользу своего брата Михаила Александровича. Последний не принял престола, предоставив решению вопроса о государственном устройстве России будущему Учредительному собранию, созыв которого должно было обеспечить Временное правительство. После крушения монархии для всех политических классов, партий и их политических лидеров впервые в российской истории открылась возможность прихода к власти. Эту борьбу в период с февраля по октябрь 1917 г. вели более 50 политических партий. Особенно заметную роль в политике после февраля 1917 г. играли кадеты, меньшевики, эсеры, большевики. У каждого были свои цели и тактика дальнейшего развития России. 1917 г. - Октябрьская революция Смена политического режима привела к образованию двоевластия в лице Советов и Временного правительства. Официально было Временное правительство, сформированное из представителей буржуазных партий, среди которых преобладали кадеты. Его возглавлял один из видных деятелей либеральной буржуазии князь Г.Е. Львов. Советы, располагавшие поддержкой вооруженных революционных солдат, а также таких массовых организаций трудящихся, как фабрично-заводские, деревенские комитеты, были органами народной демократии и неофициальной, но вполне реальной властью. В руководстве Советов, однако, преобладали представители умеренных социалистических партий: меньшевики и эсеры. Временное правительство и коалиция стоявших за ним сил выступили за переход на западный буржуазно-демократический путь развития. Парламентская республика с разделением властей, правовое государство и гражданское общество, рынок как способ функционирования экономики, а следовательно, неизбежная социально-классовая дифференциация и развитие частной собственности — таковы были составные элементы программы Временного правительства. Партия меньшевиков руководствовалась теорией марксизма в ее классическом варианте и потому была близка к типу западной социал-демократии. За восемь месяцев пребывания Временного правительства у власти оно неоднократно находилось в состоянии кризиса. Первый кризис разразился в апреле, когда Временное правительство заявило о продолжении Россией войны на стороне Антанты, что вызвало массовый протест народа. Кризис был преодолен путем формирования в мае 1917 г. нового правительства, в состав которого вошли б министров — социалистов (А.Ф. Керенский, М.И. Скоблев, Г.И. Церетели, А.В. Пешехонов, В.И. Чернов, П.Н. Переверзев) в качестве представителей Советов. Второй кризис вызвало предпринятое в июне наступление на фронте. Народные массы активно стали поддерживать лозунги большевиков о взятии власти Советами и прекращении войны. Аналогичная ситуация послужило началом третьего правительственного кризиса в июле 1917 г. во время выступления солдат Петроградского гарнизона, вызванного известиями о возможном их направлении на фронт. Попытки изменения персонального состава правительства, формирование его на непартийной основе не привели к стабилизации политической обстановки в стране. Для России лета и осени 1917 г. характерны развал транспорта, закрытие предприятий, безработица и неудержимо прогрессирующая инфляция. Доверие народа в этих условиях постоянно колебалось от одной политической партии к другой. Временное правительство, меньшевики и эсеры утрачивают популярность и в апреле – июне 1917 г возросло влияние большевиков в массах. Тем временем, при поддержке финансово-промышленных кругов и главой Временного правительства А.Ф. Керенским, генерал Л.Г. Корниловым готовиться военный переворот, с целью сбалансировать неустойчивое положение правительства. 28 августа был сформирован Комитет народной борьбы с контрреволюцией из представителей меньшевиков, эсеров и большевиков. Комитет занимался распределением оружия и боеприпасов по частям Петроградского гарнизона. Эти действия обеспечивали значительное превосходство левых сил и парализо


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 938; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.005 с.)