Киевская Русь в XI – начале XIIIв. (политическое и социально-экономическое развитие) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Киевская Русь в XI – начале XIIIв. (политическое и социально-экономическое развитие)



С 2-ой половины 10 до середины 11 века происходит разложение родоплеменных отношений и распад родовой общины. С 10 по конец 12 века был назван дофеодальным периодом, т.е. переходная стадия от родоплеменного строя к раннефеодальным отношениям. Для этого времени характерно преобладание свободно-общинного землевладения (вотчина князей и бояр). Отсутствовало деление по классовому признаку. Эти характеристики являются основными до вторжения монголов, потом будет преобладать частное землевладение из-за усиления власти. В конце 10 начале 11 веков появляются города-государства. Устройство города-государства: главный город и пригород, которые находились в тесных общинных отношениях, вечевой строй, слабая власть князей (важно, что все это было лишь до татаро-монгольского нашествия).

Владимиро-Суздальское княжество. Главные города – Ростов и Суздаль. Зависимые города – Владимир и Москва. Органы городского самоуправления:

1) Городская община, народное собрание (вече);

2) Князь, выполняющий пока только военную функцию + дружина (старшие дружинники – бояре; младшие дружинники – отроки).

3) Волостное народное ополчение – тысяча во главе с тысяцким.

Первый юридический и законодательный свод законов – «Русская правда». Этот свод законов отразил изменения в социальных отношениях. Произошла замена кровной мести на денежный штраф. Состав «Русской правды»: 1 часть – Краткая правда (действовала в 11 начале 12 веков); 2 часть – Пространная правда (ориентировочно действовала во второй половине 12 века в начале 13). Определились категории зависимого населения, следовательно, был сделан шаг к закрепощению.

Категории зависимого населения и свободных граждан.

1) Свободное население – мужи. За его убийство полагался штраф 40 гривен.

2) Полузависимое население: закупы – должники, которые должны были вернуть долг в %; изгои – лишались семьи, дома, всего; пущеники – рабы отпущенные господином по его желанию; задушные – рабы, которые получили свободу по завещанию господина. За их убийство давали по-разному от 5 гривен, а за закупов могли дать около 40.

3) Зависимое население: челядь – рабы-военнопленные; холопы – рабы местного происхождения; смерды (внешние – покоренные неславянские племена, которые платили дань, внутренние – пленники из неславянских племен, которые были переселены на русскую территорию). За их убийство штраф 5 гривен.

4) Особая категория: огнищане – те, кто управляли княжеским хозяйством; тиуны – слуги князя по особым поручениям. За их убийство полагался штраф 80 гривен.

Законодательная сфера Руси действует до 40-х годов 13 века.

Противоречия и конфликты (за власть), междоусобные распри, династические войны, экономические (денежные) и религиозные (самые кровопролитные). 11 век – эпоха выступления языческих волхвов. 1024 год происходит восстание волхвов в Суздале. 1071 в Ростове. Самые крупные восстания жестоко подавлялись.

Разделение Руси на города-государства. Распад Киевской Руси. В 1015 году умирает Владимир. Между его сыновьями начинается кровавая междоусобная война. Святополк Окаянный захватил престол, Борис княжил в Ростове, Глеб правил в Муроме, Ярослав правил в Новгороде. Происходит конфликт между Святополком, Борисом и Глебом. Святополк убивает Бориса и Глеба (их причислили к лику святых). Затем Святополк начинает действия против Ярослава. В 1019 году Ярослав наносит сокрушительное поражение Святополку и с 1019 года начинается самостоятельное правление Ярослава в Киеве до 1054 года. В 1036 году Ярослав окончательно разобьет печенегов у стен Киева. Совершит походы против Польши в 1041 – 1047 годах. При Ярославе укрепилось международное положение Руси, династические связи со Швецией, Францией и т.д. в 1054 году смерть Ярослава и его завещание (первое полит завещание) в нем призывает жить в братолюбии, не вести междоусобные войны и передает Изяславу Киев, Святославу – Чернигов, а Всеволоду – Переславль. В 1068 году происходит поражение Ярославичей от половцев на река Альта. В 1097 году произошел съезд князей в Любиче, на котором князья согласились жить в дружбе, было решено, что каждый князь правит единолично. Это породило начало раздробленности Руси.

Политическая раздробленность Руси. Распад на города-государства с вечевым строем. После княжения Святополка Изяславича с 1093 по 1113 год и изгнания его из Киева на престол был призван Владимир Мономах, он правил с 1113 по 1125 год. Он окончательно завоевал вятичей, предпринимал походы против половцев. Принял устав Мономаха – «устав о закупах и холопах», по которому закупы получали право уходить от господина на заработки и освободится от зависимости, запрет превращения закупов в рабов, но только если закуп сбежал и не хотел платить долг, закуп превращался в раба. После своей смерти оставил своим сыновьям «Наставление Владимира Мономаха своим сыновьям». После его смерти стал править Мстислав до 1132 года, но после его смерти Русь окончательно развалилась на отдельные княжества (около 40). Начался новый этап правления – дробление Руси.

Феодальная раздробленность на Руси (вторая половина 12века середина 13).

Причины:

1) Запутанная система наследования власти;

2) Нет единого экономического пространства;

3) Трудность управления огромным государством;

4) Появляются новые центры и крупные города на водных рубежах.

В 1204 году крестоносцы захватили Константинополь, и теперь торговые водные пути стали ненужными. Развиваются сухопутные торговые пути. Прежние города приходят в упадок (Киев).

Плюсы: легче управлять отдельным княжеством, теперь князь был заинтересован, чтобы обустроить своё княжество, это время расцвета культуры, появляется русская культура, архитектура, чисто русское искусство. Приходит из Европы романский стиль. Строят церкви потрясающей красоты (Покрова на Мерли). Развивается в большинстве княжеств экономика. Высокая грамотность среди населения.

Пожалуй, самый главный минус – ослабла обороноспособность, а именно не было единого войска.

Выделение сильных княжеств, таких как: Новгородское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, которые претендовали на роль объединителя Русских Земель.

Новгородское княжество. Находилось на северо-западе. От Кольского полуострова до Урала. Новгород называют портом трех морей (Ладога, Балтийское море, Черное море, Каспийское море). Очень известный порт, занимает выгодное экономическое положение. Развита торговля (пушнина, ремесленные изделия). Славился купцами. Новгород входил в Тадзийский союз. Здесь был высокий уровень ювелирного искусства. Но не хватало зерна. Испытывали голод. Зерно ввозили. Новгород обрел независимость в 1136 году. Изменилась система княжеской власти. Князя теперь выбирали. Князь был наделен только военными функциями, он не находился в Новгороде, только по делам и только днем. У него была резиденция за городом. Всеми делами руководило вече путем голосования. Решение принималось голосом, т.е. кто кого перекричит. Очень часто были разногласия. Вече проходило за стенами Кремля, иногда дело заканчивалось дракой. Посадники – глава административной власти, роль наместника, у него был помощник – тысяцкий, который выполнял полицейский функцию, в военное время руководил ополчением и подчинялся князю, его тоже выбирали. Текущими делами ведал совет господ, который состоял из бояр, которые манипулировали общественным сознанием. Типичная боярская республика.

Владимиро-Суздальская земля в 11 начале 13 века. Г. О. находилась на северо-востоке, лесная зона, есть возвышенности, плодородные участки земли, выгодные для земледелия. Княжество не имело четких границ, продолжалась колонизация земель. Здесь были плодородные земли. Старейшие и главные города – Владимир, Ростов и Суздаль. Близость Великого Волжского пути, независимость Ростова от Киева, помогли этому княжеству стать один из самых сильных, богатых и влиятельных княжеств на Руси. Основателем династии стал сын Владимира Мономаха – Юрий Долгорукий (1125-1157). В 1147 году первое летописное упоминание о Москве (Юрий Долгорукий). Юрий Долгорукий начал строить города, способствовал торговли, земледелию (подсечное земледелие). Захватил в 1155 году Киев, так как Киев все еще оставался столицей, но уже не имел важного значения и приходил в упадок. После его смерти в 1157 году править стал Андрей Боголюбский. После захвата Киева, тоже стал Великим Киевским князем, но княжил не в Киеве. Совершил походы против ВолжскойБулгарии с 1164 по 1172 года. Был убит в результате боярского заговора в 1174 году. После его смерти правил Всеволод Юрьевич Большое Гнездо с 1176 по 1212 год. Он был одним из Выдающихся князей. Еще больше укрепил княжество. Владимир стал столицей после Суздаля. Совершил походы против ВолжскойБулгарии в 1183, 1185 годах. В отличие от Новгорода власть была наследственная, князь был не только воином, но и высшим административным лицом. Всеволод предпринял последнюю попытку личной власти. Но после его смерти сыновья поделили княжество.

Галицко-Волынское княжество. Плодородные земли. Города: Владимир-Волынский, Галич, Перемышль. Особенность – активная торговля с Византией, Польшей, Венгрией. Появление боярского землевладения. Сильная власть боярства. В 1199 Роман присоединил Галицкое княжество к Волынскому, но 1205 году был убит, и в ходе междоусобной войны победу одержал Даниил Романович. Он правил до 1238 года.

Билет 4

Культура Киевской Руси

Первая летописное произведение – «Повесть временных лет», написанная в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Ведет истоки с 862 года. Является одним из главных источником. В 1117 году поучение Владимира Мономаха детям (призыв к братолюбию, носит социальный оттенок (не обижать сирот, вдов, не убивать, слушаться старших)). После 1185 года было создано «Слово о полку Игореве».

Население Киевской Руси было довольно грамотным, существовала письменность. Писали на берестяных грамотах. Архитектура: был построен 12 главый Софийский собор в 1037 году в Киеве. Успенский собор. Направление в архитектуре – классическая древнерусская архитектура.

Древнерусское художественное творчество

Киевская Русь славилась своими мастерами в прикладном, декоративном искусстве, которые в совершенстве владели различными техниками: сканью, эмалью, зернью, чернью о чем свидетельствуют ювелирные украшения.

Не случайно велико было восхищение чужеземцев художественным творчеством наших умельцев. Л. Любимов в своей книге «Искусство Древней Руси» приводит описание звездчатых серебряных колтов из тверского клада XI–XII веков: «К кольцу с полукруглым щитком припаяны шесть серебряных конусов с шариками. На каждый конус напаяно 5000 крохотных колечек диаметром 0,06 см из проволоки в 0,02 см толщиной! Только специальная микрофотосъемка позволила установить эти размеры. Но это не все. Колечки служат лишь постаментом для зерни, так что на каждое насажено еще зернышко серебра диаметром 0,04 см!».

Ювелирные изделия украшались перегородчатой эмалью. Мастера использовали яркие краски, умело подбирали цвета. В рисунках прослеживались мифологические языческие сюжеты и образы, которые особенно часто использовались в прикладном искусстве. Их можно увидеть на резной деревянной мебели, домашней утвари, расшитых золотом тканях, в резных костяных изделиях, известных в Западной Европе под названием «резьба тавров», «резьба русов».

Древнерусское государство впервые начинает чеканить монету. На лицевой стороне и златника и серебреника изображен Великий князь Владимир с венцом, украшенным шестью крупными жемчужинами; над венцом – три жемчужины, образующие крест, правая рука держит длинный крест, а слева Владимир приказал поместить родовой знак Рюриковичей – языческий трезубец. Сразу после принятия христианства на обратной стороне монет появляется поясное изображение Христа, в левой руке – евангелие. Вскоре вместо священного облика стали чеканить трезубец, но в него ввели новый элемент – крест.

Христианство послужило мощным катализатором развития русской культуры, однако, она во всем сохраняет свою самобытность. Высокого уровня культура Руси достигла уже в XI веке и до начала татаро-монгольского нашествия была не ниже, чем в других христианских западноевропейских странах.

Славянская письменность и образование. Как уже говорилось, начатки письменности у древних славян появились еще во времена язычества. Однако только в IX в. был создан первый алфавит. Это исключительной важности событие связано с именами двух византийских миссионеров Кирилла и Мефодия, родом из македонского города Солуни (солунские братья). Кирилл (в миру Константин) изучал богословие, преподавал философию (отсюда: Константин-философ), владел несколькими языками. Он и составил славянскую азбуку, состоящую из 38 букв (глаголица). Часть их заимствована из греческого алфавита, другие были специально придуманы для передачи звуков славянских диалектов. Позже на основе греческого уставного письма возникла кириллица, которая отличалась формой букв. Именно этот алфавит отражал особенности родного языка и был хорошо понимаем всеми.

При князе Владимире на Руси появились первые школы. «Послал он, – отмечает летописец, – собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Ярослав Мудрый продолжает дело отца, прекрасно понимая, что для создания крепкого государства, для ограничения влияния Византии нужны свои священнослужители, писатели и философы, свои книги.

Своеобразными научными центрами становятся монастыри, где работают школы, трудятся летописцы, переводчики, создаются религиозные, философские, литературные произведения. Не случайно, именно Ярослав смог назначить первого русского митрополита – Иллариона, до этого глава русской церкви присылался на Русь из Византии.

Письменность распространялась очень быстро. Горожане, видимо, в большинстве своем были грамотными, о чем свидетельствует множество берестяных грамот, найденных в Новгороде. В Киеве на стенах Софийского собора обнаружены надписи («граффити») и рисунки, сделанные посетителями. Археологи находят надписи на межевых камнях, посуде, оружии, на одежде, монетах, церковной утвари, орудиях труда. «Лолин прясел» – написала свое имя девушка на шиферном поясе, чтобы не перепутать его с другими во время девичьих посиделок.

Литература, книжное дело. Книжное искусство пришло на Русь вместе с кириллицей. Была заимствована система знаков препинания, появилось умение делать материал для письма из кожи животных – пергамент, составлять чернила, краски, украшать рукописи орнаментом и иллюстрациями, выполнять прочные переплеты. Долгое время на Руси сохранялась традиция рукописной книги.

Славянская литература начинается с переводов книг Священного Писания. Первые работы были сделаны Кириллом и Мефодием. Вначале переводили, в основном, с древнегреческого языка, в редких случаях – с латинских, древнееврейских и сирийских источников. Древнейшей рукописью является «Остромирово евангелие» (середина XI века), переписанное для новгородского посадника Остромира. Книга украшена миниатюрами, изображающими евангелистов, заставки заполнены растительным орнаментом.

Одним из наиболее ранних памятников собственной литературы стало «Слово о законе и благодати» Иллариона. «Слово» было произнесено в 1049 году по случаю окончания строи­тельства оборонительных сооружений в Киеве. Здесь нашли яркое отражение политические проблемы Киевской Руси. Илларион стремится показать необоснованность пре­тензии Византии на руководство русской церковью. Он решительно настаивает на том, что князь Владимир крестил Русь не по совету из Византии, а по своей инициативе. Заслуга Владимира подобна заслуге импера­тора Константина, объявившего христианство государ­ственной религией в Римской империи. Она даже выше, поскольку Владимир не слушал христианских пропо­ведников и не видел чудес, совершаемых «именем Хри­стовым». Илларион подводит слушателей к выводу о не­обходимости признать Владимира святым. Такой акт, против которого возражали в Византии, должен был су­щественно поднять авторитет и независимость русской церкви.

В начале XII века киевский монах Нестор закончил «Повесть временных лет», которая имела пространное название «Се повести времяньих лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве начапервеекняжити, и откуда Русская земля стала есть». В нее вошли устные предания и письменные Киевские и Новгородские летописные своды, относящиеся ко времени утверждения христианства на Руси.

Нестор, несомненно, являлся образованным человеком, он знал большое количество византийских, болгарских и русских произведений. Его язык был богат и лаконичен. Очень образно автор описывает историю Руси, происхождение письменности, религии, показывает круг знаний русичей, их представление о мире, искусстве, международных связях, умело пользуется русским народным эпосом, вставляя в текст народные пословицы.

С именем Ярослава Мудрого связывают появление первого юридического документа на Руси «Русской Правды». Он написал пер­вые 17 статей, их обычно называют «Древнейшей Правдой» или «Правдой Ярослава». В конце XI века «Русская правда» была дополнена тремя братьями Ярославичами.

Таким образом, изначально на Руси складывается литература самых разнообразных жанров. Это были исторические повествования, биографии святых и князей, церковно-политические трактаты. В XI–XIII веках в обращении находилось около 140 тысяч книг нескольких сот наименований, при этом численность населения не превышала 7 млн. человек. Среди популярных сочинений были книги, уходящие своими истоками в дохристианскую эпоху: записи народных примет, рецепты врачевания, былины, сказания, где упоминались языческие боги.

В X веке устное народное творчество продолжает развиваться и совершенствоваться. Появляются былины, которые по праву считаются вершиной устных поэтических произведений. В характерах их героев воплощались самые лучшие качества народа. С детства нам знакомые и любимые Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович героически сражались против воинственных чужеземцев, защищая русскую землю. Народные поэты фиксировали самые яркие события русской истории. Былины пели или рассказывали нараспев, чаще всего под гусли, воспевая дух патриотизма, единство Руси и ее величие.

Таким образом, многочисленные восточнославянские племена образовали единое древнерусское государство. Огромное влияние на жизнь страны оказали реформы князя Владимира. Была создана своеобразная высокая культура, которая органично сочетала христианские идеи и древние славянские традиции.

Билет 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.027 с.)