Происхождение и расселение славян 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происхождение и расселение славян



ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ

Билет 1

Происхождение и расселение славян

Первоначально расселение пра – славян (предков славян). Расселение пра – славян. Склавены обитали в Средней и Южной Польше. Анты населяли междуречье Днестра и Днепра. Венеды - на территории Польского поморья, бассейн реки Вислы. Предками восточных славян являются анты. Они занимались земледелием, скотоводством, ремеслами, охотой, собирательством. Самое гласное занятие - война. Политическое устройство – военная демократия. Переход от первобытно – общинного строя к раннему государству. 4 – 7 века н.э. Великое переселение народов. Существует две концепции общности славян: 1) славяно - германская; 2) балто – славянская. Расселение древних славян на территории восточной и центральной Европы. Разделение на три пра – ветви: восточная, западная, южная. Оформление по географическому принципу. Племена восточных славян расселились на территории восточ. и центр. Европы в 6 – 8 веках н.э. Это известно из летописных источников («Повести временных лет») и, благодаря, археологическим находкам. Поляне – самое сильное воинственное племя располагались на территории среднего течения Днепра, р – н Киева. Древляне – территория Припятского полесья (современная Белоруссия). Словене жили по берегам озера Ильмень, Новгородской области (западная часть). Дреговичи жили между рекой Припятью и Западной Двиной. Северяне жили севернее Полян. Вятичи – на реке Оке. Радимичи – бассейн реки Сожь. Кривичи – западнее Полян. Занимались они земледелием. Главные культуры: рожь, ячмень, просо, пшеница, гречиха. Два вида обрабатывания земель. 1) Пашенное (на юге). Основное орудие – плуг. 2) Подсечно – огневое. На сереве. Основное орудие – соха. Скотоводство. Крупный рогатый скот, разведение свиней. Трудовое животное – лошадь. Промыслы: охота, рыболовство, собирательство, бортничество (мед диких пчел). Ремесла (гончарное, ткатское, ювелирное, кожевенное). Общественная организация – родоплеменной строй. Во главе – князь (только военный предводитель, судебные функции арбитра). Дружина – боевые соратники князя. Совет старейшин – принимал участие в управлении племени, организовывал хозяйство. Основной массой были свободные общинники, которые участвовали в народном собрании – вече. Соседи славян: Византийская Империя юго-запад); на северо-востоке – финно-угорские племена (Чудь, Весь, Ижора); на северо-западе – Варяги (норманны) – фризы, свейи; на юго-востоке – тюрки, Волжская Булгария (татары); на востоке – Хазарский Каганат. Была развита торговля. Самый важный и главный торговый путь – «Путь из варяг в греки». Он проходил по Балтийскому морю, через Неву, Волхов, Ильмень озеро, Ловать, в Днепр, а затем в Черное море. По этому пути можно было попасть на восток по Великому Волжскому пути, по Волге в Каспийское море и в Арабские страны, и в Персию. Вывозили мех, воск, мед, рабов, зерно. Ввозили ткани, ювелирные изделия, вино, оружие. Верование – язычество. Боги Славян. Род – верховный бог земли и неба. Перун – бог грома, молнии, а также бог войны. Велес (Верес) – бог скотоводства, торговли, подземного мира. Стрибог – бог ветра, стихий, природы. Даждь-бог - бог света, тепла. Симаргл - крылатый священный пес, охраняющий посевы и растения. Макошь – богиня семьи, детородия, плодородия, благ.

Билет 2

Киевская Русь в IX-Xвв.

Политогенез – процесс появление государства. Образование племен в союзы и суперсоюзы. Причина оборона от внешних врагов от хазаров, печенегов (до 1306), варягов. Т.о. в начале 9 – 10 века, благодаря внешней угрозе, появляется суперсоюз племен, известный как Русская Земля (города – Киев во главе с полянами, Чернигов, Переславль). 862 – призвание на Русь варягов (словене, кривячи, чудь), а именно Рюрика, который осел в Новгороде, Синеуса, который осел на Белоозере, и Трувора, который осел в Изборске.

Теории о происхождения государства на Руси. Нормандская теория 30-х – 40-х годов 18 века. 1749 году Миллер выдвинул теорию «о происхождении имени народа и государства». Она заключалась в том, что русские не способны были создать государство, им необходимы были сторонники (Миллер, Байер, Шлёдцер). Противником этой теории выступал М.В. Ломоносов (антинормандская теория). Сейчас нельзя точно утверждать какая теория правильная, поэтому существует компромиссный вариант. Государство в любом случае сформировалось, так как племена были готовы к объединению, варяги ускорили лишь этот процесс.

Происхождение названия «Русь».Здесь тоже существует несколько мнений. Вот самые основные. 1) Норманисты считали, что название Русь произошло от слова Ruotsi, так финны называли шведов. 2) Ломоносов считал от племени Роксалан (но такого племени не существовало). 3) Б.Д. Греков (советский ученый историк) считал, что название произошло от реки Рось, притока Днепра.

Появление Киевской Руси во главе с Киевским князем. Изначально в Киеве правили Аскольд и Дир. Киев был основан еще в 6 веке. После смерти Рюрика в 879 годы, править должен был его сын Игорь, но так как он был мал, стал править Олег (опекун Игоря). Дата его правления 879 – 912. В 882 году он совершил поход в Киев, убил Аскольда и Дира. Итог. Киев был провозглашен главным городом Киевской Руси. Столицей. Олег стал первым Великим Киевским князем. Следующие 25 лет Олег был занят расширением своей державы. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей(885). Два последних племенных союза были данниками хазар. По преданию, Олег будто бы сказал: «Я неприятель им, а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне». Затем Олег присоединил земли самых южных из восточнославянских племён — уличей и тиверцев.

Внешняя политика. Походы на Византию. 907 год неудачный поход на Царьград (первый поход). Второй поход (удачный) в 911 году. Заключение мирного договора, по которому Русь освобождалась от уплаты торговых пошлин,Византия обязывалась содержать русских купцов за счет казны, обязательство обмена пленными. Олег правил в качестве Великого князя Киевского с 882 – 912 год.

После его смерти княжить стал сын Рюрика, Игорь. Правил он с 912 – 945 год. Так же совершил поход на Царьград. 941,944 – неудачные походы. 944 – договор, по которому русские опять должны платить пошлины, не воевать против Византии, Русь должна сражаться против Булгар. В 945 году древляне при попытке Игоря взять двойную дань, убивают Игоря. Искорость – столица древлян.

Ольга – жена Игоря, после этого случая, сначала жестоко отомстила древлянам, потом установила фиксированный размер дани – урок, определила специальное место – погосты и время дани – поздняя осень. Отныне дань собиралась не князем, а специальными людьми. Она первая приняла христианство. Она правила с 945 по 962 год, так как на момент смерти Игоря, его сыну Святославу было 3 года, поэтому Ольга и начала править. Святослав же больше времени проводил в походах. Первый походы были против Хазарского Каганата (965 – 967), взял столицу Итиль и сокрушил Каганат. Покорил вятичей, По договору 944 года, помогал Византии в войне с Булгарией, в ходе походов с 967 по 971 года была завоевана вся восточная Булгария, основан Переславль на Дунае. Но произошел конфликт с Византией. 970-972 года. Русские во главе со Святославом взяли Адреанополь и повели наступление на Византию, до были разбиты. В 971 году был заключен мирный договор с Византией, по которому Святослав отказывался воевать против Византии, а воевал,наоборот, на ее стороне. В 972 году, возвращаясь домой с похода, был убит печенегами.

Правление Владимира Красно Солнышко или крестителя. После смерти Святослава в 972 году, между его сыновьями (Ярополком, который по завещанию получал Киев, Олегом, который правил в земле Древлян и Владимиром, который княжил в Новгороде) произошла междоусобная война. Началось все с противостояния Ярополка и Олега, и в битве Олег был убит. В 980 году Владимир убивает Ярополка. И с 980 года начинается правление Владимира. Внутренняя и внешняя политика Владимира. Он покорил оставшиеся племена вятичей, радимичей. Активно воевал против Польши, отвоевал Червень и Перемышль. С 981 по 985 воевал против Волжской Булгарии. Также предпринял меры по защите южных границ от печенегов.

Крещение Руси. Крестьянство распространилось на Руси за долго до появления Владимира, еще в 944 году дружинники Игоря были крестьянами, а Ольга в 957 году приняла крестьянство. Киевская Русь была неустойчивой в политическом плане. Владимир делает попытки выйти из кризиса еще с 980 года. Он пытается реформировать старую веру, постановление идолов славянских языческих богов во главе с Перуном в Киеве. Но попытка объединить землю под главенством Киева не увенчалась успехом. Поэтому Владимир начинает поиск новых религий. 986 год – испытание вер. По приданию Владимир выбирает среди существующих вер. Выбор Владимира останавливается на православии. 987 году в Византии вспыхнуло восстание. Василий II попросил Владимира о помощи, пообещав отдать свою сестру замуж за Владимира. Владимир помог, но Василий II не спешил выдавать замуж за Владимира свою сестру, тогда Владимир окружил Византию, и заставил выполнить обещание, при этом он сам крестился. По возвращению на Русь в 988 году состоялось крещение киевлян в водах Днепра, а также строительство каменной церкви – собора Пресвятой Богородицы. Так с конца 10 – 11 века активно проникает крестьянство. Происходит столкновение крестьян и язычества.

Каково значение принятия крестьянства? Владимир был прекрасным политиком. Но веру принимали для сплочения племен путем насаждения. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Минусом было то, что церковь зависела от власти и от государства и была оторвана от народа. Плюсом было достигнуто политическое единство, стала развиваться торговля, стали налаживаться политические связи, стала меняться культура, менталитет. Но связей с западной Европой не появилось. Появилась на Руси славянская письменность, формировалась древнерусская народности (территория, язык, письменность, вера, этнос).

Роль церковь. Источники сущ-е церкви (десятина, судебные и торговые пошлины, церковь обладала движимым и недвижимым имуществом). Управление русской православной церкви. Во главе стоял митрополит (грек, которого присылали из Константинополя). Его резиденцией был Софийский собор в Киеве. На местах – епископы. Духовенство делилось на черное (жили в монастырях, монахи) и белое (служили в сельских и городских церквях). Церковь сыграет важную роль в восприятии действительности, которое приведет к краху церкви в 1917 году, так как свободу мысли и ценности сводит на нет.

Билет 3

Билет 4

Культура Киевской Руси

Первая летописное произведение – «Повесть временных лет», написанная в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Ведет истоки с 862 года. Является одним из главных источником. В 1117 году поучение Владимира Мономаха детям (призыв к братолюбию, носит социальный оттенок (не обижать сирот, вдов, не убивать, слушаться старших)). После 1185 года было создано «Слово о полку Игореве».

Население Киевской Руси было довольно грамотным, существовала письменность. Писали на берестяных грамотах. Архитектура: был построен 12 главый Софийский собор в 1037 году в Киеве. Успенский собор. Направление в архитектуре – классическая древнерусская архитектура.

Древнерусское художественное творчество

Киевская Русь славилась своими мастерами в прикладном, декоративном искусстве, которые в совершенстве владели различными техниками: сканью, эмалью, зернью, чернью о чем свидетельствуют ювелирные украшения.

Не случайно велико было восхищение чужеземцев художественным творчеством наших умельцев. Л. Любимов в своей книге «Искусство Древней Руси» приводит описание звездчатых серебряных колтов из тверского клада XI–XII веков: «К кольцу с полукруглым щитком припаяны шесть серебряных конусов с шариками. На каждый конус напаяно 5000 крохотных колечек диаметром 0,06 см из проволоки в 0,02 см толщиной! Только специальная микрофотосъемка позволила установить эти размеры. Но это не все. Колечки служат лишь постаментом для зерни, так что на каждое насажено еще зернышко серебра диаметром 0,04 см!».

Ювелирные изделия украшались перегородчатой эмалью. Мастера использовали яркие краски, умело подбирали цвета. В рисунках прослеживались мифологические языческие сюжеты и образы, которые особенно часто использовались в прикладном искусстве. Их можно увидеть на резной деревянной мебели, домашней утвари, расшитых золотом тканях, в резных костяных изделиях, известных в Западной Европе под названием «резьба тавров», «резьба русов».

Древнерусское государство впервые начинает чеканить монету. На лицевой стороне и златника и серебреника изображен Великий князь Владимир с венцом, украшенным шестью крупными жемчужинами; над венцом – три жемчужины, образующие крест, правая рука держит длинный крест, а слева Владимир приказал поместить родовой знак Рюриковичей – языческий трезубец. Сразу после принятия христианства на обратной стороне монет появляется поясное изображение Христа, в левой руке – евангелие. Вскоре вместо священного облика стали чеканить трезубец, но в него ввели новый элемент – крест.

Христианство послужило мощным катализатором развития русской культуры, однако, она во всем сохраняет свою самобытность. Высокого уровня культура Руси достигла уже в XI веке и до начала татаро-монгольского нашествия была не ниже, чем в других христианских западноевропейских странах.

Славянская письменность и образование. Как уже говорилось, начатки письменности у древних славян появились еще во времена язычества. Однако только в IX в. был создан первый алфавит. Это исключительной важности событие связано с именами двух византийских миссионеров Кирилла и Мефодия, родом из македонского города Солуни (солунские братья). Кирилл (в миру Константин) изучал богословие, преподавал философию (отсюда: Константин-философ), владел несколькими языками. Он и составил славянскую азбуку, состоящую из 38 букв (глаголица). Часть их заимствована из греческого алфавита, другие были специально придуманы для передачи звуков славянских диалектов. Позже на основе греческого уставного письма возникла кириллица, которая отличалась формой букв. Именно этот алфавит отражал особенности родного языка и был хорошо понимаем всеми.

При князе Владимире на Руси появились первые школы. «Послал он, – отмечает летописец, – собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Ярослав Мудрый продолжает дело отца, прекрасно понимая, что для создания крепкого государства, для ограничения влияния Византии нужны свои священнослужители, писатели и философы, свои книги.

Своеобразными научными центрами становятся монастыри, где работают школы, трудятся летописцы, переводчики, создаются религиозные, философские, литературные произведения. Не случайно, именно Ярослав смог назначить первого русского митрополита – Иллариона, до этого глава русской церкви присылался на Русь из Византии.

Письменность распространялась очень быстро. Горожане, видимо, в большинстве своем были грамотными, о чем свидетельствует множество берестяных грамот, найденных в Новгороде. В Киеве на стенах Софийского собора обнаружены надписи («граффити») и рисунки, сделанные посетителями. Археологи находят надписи на межевых камнях, посуде, оружии, на одежде, монетах, церковной утвари, орудиях труда. «Лолин прясел» – написала свое имя девушка на шиферном поясе, чтобы не перепутать его с другими во время девичьих посиделок.

Литература, книжное дело. Книжное искусство пришло на Русь вместе с кириллицей. Была заимствована система знаков препинания, появилось умение делать материал для письма из кожи животных – пергамент, составлять чернила, краски, украшать рукописи орнаментом и иллюстрациями, выполнять прочные переплеты. Долгое время на Руси сохранялась традиция рукописной книги.

Славянская литература начинается с переводов книг Священного Писания. Первые работы были сделаны Кириллом и Мефодием. Вначале переводили, в основном, с древнегреческого языка, в редких случаях – с латинских, древнееврейских и сирийских источников. Древнейшей рукописью является «Остромирово евангелие» (середина XI века), переписанное для новгородского посадника Остромира. Книга украшена миниатюрами, изображающими евангелистов, заставки заполнены растительным орнаментом.

Одним из наиболее ранних памятников собственной литературы стало «Слово о законе и благодати» Иллариона. «Слово» было произнесено в 1049 году по случаю окончания строи­тельства оборонительных сооружений в Киеве. Здесь нашли яркое отражение политические проблемы Киевской Руси. Илларион стремится показать необоснованность пре­тензии Византии на руководство русской церковью. Он решительно настаивает на том, что князь Владимир крестил Русь не по совету из Византии, а по своей инициативе. Заслуга Владимира подобна заслуге импера­тора Константина, объявившего христианство государ­ственной религией в Римской империи. Она даже выше, поскольку Владимир не слушал христианских пропо­ведников и не видел чудес, совершаемых «именем Хри­стовым». Илларион подводит слушателей к выводу о не­обходимости признать Владимира святым. Такой акт, против которого возражали в Византии, должен был су­щественно поднять авторитет и независимость русской церкви.

В начале XII века киевский монах Нестор закончил «Повесть временных лет», которая имела пространное название «Се повести времяньих лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве начапервеекняжити, и откуда Русская земля стала есть». В нее вошли устные предания и письменные Киевские и Новгородские летописные своды, относящиеся ко времени утверждения христианства на Руси.

Нестор, несомненно, являлся образованным человеком, он знал большое количество византийских, болгарских и русских произведений. Его язык был богат и лаконичен. Очень образно автор описывает историю Руси, происхождение письменности, религии, показывает круг знаний русичей, их представление о мире, искусстве, международных связях, умело пользуется русским народным эпосом, вставляя в текст народные пословицы.

С именем Ярослава Мудрого связывают появление первого юридического документа на Руси «Русской Правды». Он написал пер­вые 17 статей, их обычно называют «Древнейшей Правдой» или «Правдой Ярослава». В конце XI века «Русская правда» была дополнена тремя братьями Ярославичами.

Таким образом, изначально на Руси складывается литература самых разнообразных жанров. Это были исторические повествования, биографии святых и князей, церковно-политические трактаты. В XI–XIII веках в обращении находилось около 140 тысяч книг нескольких сот наименований, при этом численность населения не превышала 7 млн. человек. Среди популярных сочинений были книги, уходящие своими истоками в дохристианскую эпоху: записи народных примет, рецепты врачевания, былины, сказания, где упоминались языческие боги.

В X веке устное народное творчество продолжает развиваться и совершенствоваться. Появляются былины, которые по праву считаются вершиной устных поэтических произведений. В характерах их героев воплощались самые лучшие качества народа. С детства нам знакомые и любимые Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович героически сражались против воинственных чужеземцев, защищая русскую землю. Народные поэты фиксировали самые яркие события русской истории. Былины пели или рассказывали нараспев, чаще всего под гусли, воспевая дух патриотизма, единство Руси и ее величие.

Таким образом, многочисленные восточнославянские племена образовали единое древнерусское государство. Огромное влияние на жизнь страны оказали реформы князя Владимира. Была создана своеобразная высокая культура, которая органично сочетала христианские идеи и древние славянские традиции.

Билет 5

Билет 6

Возвышение Москвы

Возвышение Московского княжества началось в конце XIII в. Первым московским князем по завещанию отца стал младший сын Александра Невского Даниил Александрович (1263-1303 гг.). Этот правитель сумел несколько расширить земли своего княжества. В начале 90-х гг. Даниил присоединил к Ростовскому княжеству Можайск, а в 1300 г. отвоевал у Рязани Коломну.

Сын Даниила Юрий Данилович с 1304 г. повел борьбу за великое владимирское княжение с Михаилом Ярославичем Тверским, получившим в 1305 г. в Орде ярлык на великое княжение. Поддержку московскому князю оказывал митрополит всея Руси Петр. В 1317 г. Юрий добился получения ярлыка на великокняжеский престол из рук хана Узбека, а спустя год в Орде главный враг Юрия - Михаил Тверской - был убит. После смерти последнего в 1332 г. ярлык на великое княжение почти постоянно находился в руках московских князей.

Ивану Калите удалось упрочить свое влияние в Новгороде, приобрести в Орде ярлыки на удельные княжества с центрами в Угличе, Галиче и Белоозере. Помимо этого, Иван I покупал в других княжествах села, становившиеся опорными пунктами "собирания" русских земель вокруг Москвы. Заботясь об укреплении княжества, Калита охотно принимал на службу переселенцев из других земель. Калита первым использовал передачу земли (поместье) в качестве платы за службу. При этом князе в Москве была возведена деревянная крепость. За годы правления Ивана Калиты территория княжества увеличилась в четыре раза.

Политику Ивана Калиты по укреплению Московского княжества продолжили его сыновья - Семен Гордый и Иван II Красный. В правление этих князей прекратились опустошительные набеги ордынцев и литовцев.

После смерти Ивана II Красного московским князем стал его 9-летний сын Дмитрий (1359-1389 гг.). В это время ярлыком на великое княжение завладел суздальско-нижегородский князь Дмитрий Константинович. Между ним и группировкой московского боярства развернулась острая борьба. На стороне Москвы выступал митрополит Алексий, фактически возглавлявший московское правительство, пока в 1363 г., победу окончательно не одержала Москва. Великий князь Дмитрий Иванович продолжал политику укрепления Московского княжества. В 1367 г. был возведен белокаменный Московский Кремль. В 1371 г. Москва нанесла сильное поражение рязанскому великому князю Олегу. Продолжалась борьба и с Тверью. Когда в 1371 г. Михаил Александрович Тверской, получив ярлык на великое княжение Владимирское, попытался занять Владимир, Дмитрий Иванович отказался повиноваться ханской воле. В 1375 г. Михаил Тверской вновь получил ярлык на владимирский стол. Тогда против него выступили почти все князья Севере-Восточной Руси, поддержав московского князя в его походе на Тверь. После месячной осады город капитулировал, по заключенному между московским и тверским князем договору Михаил признавал Дмитрия своим "братом старейшим", т.е. становился в подчиненное положение.

В результате внутриполитической борьбы в северо-восточных русских землях Московское княжество добилось первенствующего положения в "собирании" русских земель и превратилось в реальную силу, способную противостоять Орде и Литве. С 1374 г. Дмитрий Иванович прекратил выплату дани Золотой Орде.

Причинами усиления Московского княжества были:выгодное экономико-географическое положение. Москва находилась на оживленном торговом пути Прибалтика - Поволжье - Средняя Азия и прибыльная хлебная торговля приносила в княжескую казну немалые доходы.

выгодное стратегическое положение. Москва, контролировавшая поставки хлеба в Новгород из Поволжья, в кризисных ситуациях перекрывала торговые пути, что делало новгородцев более сговорчивыми. С XIV в. в Новгороде выбирались подконтрольные Москве князья.

захват Владимирского великого княжения, что давало Москве экономический (сбор "выхода") и политический (в случае неповиновения против местных князей применяли ордынские отряды) контроль над всеми княжествами Северо-Восточной Руси.

понимание московскими князьями особой роли православия в период монголо-татарского ига. Московские князья поддерживали добрые отношения с митрополитом Петром. После смерти Петра Калита добился причисления его к лику святых. Резиденция митрополитов вскоре была в Москву. Иван Калита построил первый каменный московский собор Успения Божией Матери. Москва превратилась в религиозный центр Северо-Восточной Руси.

исключительный прагматизм московских князей. Одними из первых они пошли на тесное сотрудничество с Ордой. Это позволило подчинить Москве практически все княжества Северо-Восточной Руси и обеспечить прекращение ордынских погромов, а также сдерживать натиск Литвы.

Билет 7

Билет 8

Культура Руси XIV-XV веков

Культура Московской руси. Со 2-й половины 14в начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и победой в Куликовской битве (1380). Возрастает влияние Москвы как одного из культурных центров. Литература – темы – борьба с иноземными захватчиками «Слово о гибели Русской земли», «Житие Александра Невского» - воспеваются его подвиги. «Задонщина» - написана в жанре повести Сафонием в конце 14в, посвящено победе на куликовом поле. Широкое развитие получило зодчество, впервую очередь в Пскове и Новгороде (крупнейший центр культурной жизни). Традиции русского зодчества опирались на традиции архитектуры домонгольского периода, облик церкви Спаса на Ковалеве 1345, образец нового стиля 2-й половины 14в – церковь Федора Стратилата на Ручье 1360-61. Одновременно с храмовым, в Новгороде велось крупное гражданское строительство, совместно с немцами построили Грановитую палату 1433 для торжественных приемов и заседаний совета господ. В 1302г в Новгороде заложен каменный кремль. Другим крупным центром был Псков, вся архитектура носила облик крепости. Строители создали особую систему перекрытия зданий со взаимно перекрещивающимися арками, псковские мастера завоевали известность. В Москве каменное строительство началось во 2-й четверти 14в – сооружение белокаменной крепости Московского Кремля, затем на территории были сооружены храмы и здания. Велось строительство в Коломне (Успенский собор), Серпухове, Звенигороде (успенский собор). Живопись. Особое распространение получила иконопись, они служили заменой стенной живописи храмов, т.к. храмы были деревянные. Новгородская иконопись – изображение одного святого, если несколько, то в фас, с конца 14в икона – главный вид изобразительного искусства. Псковская иконопись отличалась типами лиц и смелостью композиции. Широкое распространение получила фреска – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. В 14в фрески получают новые черты: композицию. Пространственный характер, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения – фрески Федора Стратилата на Ручье «Благовещение». Феофан Грек – фрески, иконы, отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой живописной манерой. В его творчестве выделяются 2 периода: новгородский (создает редкие по одухотворенности пр-ния) и московский (спокойные и уравновешенные). В новгороде церковь Спаса Преображения на Ильине Улице 1378. В Москве – церковь Рождества Богородицы 1395-96, Архангельский собор в Кремле. Вместе с Прохором и Андреем Рублевым – Благовещенский собор в Кремле 1405г. Его искусство определило развитие московской школы живописи. Андрей Рублев – канонизирован русской православной церковью. Его тв-во знаменовало подъем русской культуры, постигает расцвета московская школа живописи. Его работы отличают глубокая человечность, одухотворенность образов, совершенство художественной формы, отличие от Грека – персонажи мягче, человечнее. фрески на тему страшный суд в Успенском соборе во Владимире 1408, Иконостас в Троице - Сергиевом монастыре 1424-26, иконы - Апостол Павел, Архангел Гавриил., Троица (в Третьяковской галерее).

 

Билет 9

Московское царство в XVIв.

Реформы Ивана IV

В период царствования Ивана IV (1533-1584) в стране назрели объективные предпосылки для проведения целого ряда преобразований. В январе 1547 г. в Московском государстве произошло важное событие. Иван IV короновался и принял титул царя. С этого времени в стране были проведены важные преобразования, затрагивавшие многие области общественной жизни. Политика реформирования разрабатывалась и осуществлялась небольшим кружком приближенных царя, который вошел в историю под именем «Избранной рады».

Реформы были направлены на дальнейшую централизацию государства, совершенствование приказной системы, вооруженных сил, финансов и затрагивали ряд областей общественной жизни. Исходным пунктом преобразований явилась критика боярских злоупотреблений. Первое десятилетие царствования Ивана IV было ознаменовано рождением Земских соборов. Первый собор был созван по инициативе молодого царя в 1549г. Земские соборы сыграли весьма значительную роль в истории русского государства на протяжении XVI- XVII веков.

Сначала была проведена судебная реформа. Из-под юрисдикции боярского суда выводились дети боярские. Отныне их мог судить только царский суд. Через некоторое время, в 1550 г., был введен новый кодекс законов – Судебник Ивана IV. Судебник ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль центральных судебных органов. В судебнике, впервые в России, закон был провозглашен единственным источником права.

В период царствования Ивана Грозного была завершена т.н. губная реформа, которая представляла собой реформу местного управления в Русском государстве. По этой реформе часть важных дел о были изъяты из суда наместников и волостелей и переданы «выборным головам» (губным старостам), которые избирались из местных детей боярских. Губная реформа была направлена, прежде всего, против кормленщиков и административного произвола. Вместе с тем, она предоставляла местным органам управления широкие возможности для разрешения социальных конфликтов.

В эти же годы была проведена земская реформа, которая в определенной степени была продолжением и дополнением губной реформы. Она вводилась с целью ликвидации «кормлений» и введения земского самоуправления. В начале 50-х годов в отдельных областях Московского государства была упразднена власть наместников, а в 1556 г. царским приговором о «кормлениях» наместничье управление было отменено в общегосударственном масштабе. Вместо наместников и волостелей на местах были учреждены выборные земские власти. Им передавались некоторые государственные функции.

Важнейшей реформой была военная реформа, утвердившая принцип обязательной службы дворян с земли. В начале 50-х годов XVI века был создано новое стрелецкое войско. Важную роль в деле укрепления вооруженных сил Московского государства сыграл также указ об отмене местничества во время боевых действий.

Крупнейшим фактом русской истории было зарождение приказной системы центрального государственного управления.

Билет 10

Россия в XVIIв.

Россия XVII в. – централизованное феодальное государство. Основой

хозяйства оставалось земледелие, в котором было занято подавляющее большинство населения. К концу XVI века происходит значительное расширение посевных площадей, связанное с колонизацией русскими людьми южных районов страны. Господствующей формой землевладения было феодальное поместное землевладение. Укреплялась и расширялась феодальная собственность на землю, происходило дальнейшее закрепощение крестьян. Оправившись после войны и интервенции начала века, страна вступила в новый этап социально-экономического развития. XVII век был временем значительного роста производительных сил в области промышленности и земледелия. Несмотря на господство натурального хозяйства, успехи общественного разделения труда привели не только к расцвету мелкого производства, но и возникновению первых русских мануфактур. При этом росла не только внутренняя, но и внешняя торговля. Образование всероссийского национального рынка было качественно новым явлением, которое подготовило условия для возникновения капиталистического производства и в свою очередь испытало на себе его обратное могущественное влияние.

В XVII веке обозначились признаки начавшегося процесса первоначального

накопления – появление купцов, обладателей крупного капитала, наживших богатство путем неэквивалентного обмена (торговцы солью, драгоценной сибирской пушниной, новгородским и псковским льном). Однако в условиях крепостного Русского государства процессы денежного накопления протекали своеобразно и замедленно, резко отличаясь от темпов и форм первоначального накопления в западноевропейских странах. Феодальная собственность на землю продолжала расширяться и упрочиваться, послужив основой для развития и юридического оформления крепостного права. Во второй половине XVII века ведущей отраслью экономики России оставалось зерновое хозяйство. Прогресс в этой сфере материального производства в то время был связан с широким распространением трехполья и применением естественных удобрений. Хлеб постепенно стал основным товарным продуктом сельского хозяйства.

В результате русской крестьянской колонизации были освоены новые

районы: на юге страны, в Поволжье, Башкирии, Сибири. Во всех этих местах возникли новые очаги земледельческой культуры. Но общий уровень развития сельского хозяйства оставался низким. Быстро росло дворянское землевладение в результате многочисленных пожалований правительством поместий и вотчин дворянам. К концу XVII века вотчинное дворянское землевладение стало превышать доминирующее ранее поместное землевладение. В отличие от сельского хозяйства, промышленное производство продвинулось вперед боле заметно. Самое широкое распространение получила домашняя промышленность; по всей стране крестьяне производили холсты и сермяжное сукно, веревки и канаты, обувь валяную и кожаную, разнообразную одежду и посуду и многое другое. Через скупщиков эти изделия попадали на рынок. Постепенно крестьянская промышленность перерастает домашние рамки,

превращается в мелкое товарное производство. Крупным центром металлообработки выступала Москва. При всем своем развитии ремесленное производство не могло уже удовлетворить спрос на промышленную продукцию. Это приводит к возникновению в XVII веке мануфактур – предприятий, основанных на разделении труда между работниками. Если в Западной Европе мануфактуры представляли собой капиталистические предприятия, обслуживались трудом наемных рабочих, то в России, в условиях господства феодально-крепостнического строя, возникающее мануфактурное производство в значительной степени было основано на крепостном труде. Большая часть мануфактур принадлежала казне, царскому двору и крупному боярству.

Основным торговым центром по всей России по-прежнему являлась Москва,

в которой сходились торговые пути со всех концов страны и из-за границы.В

120 специализированных рядах московского торга продавались шелка, меха, металлические и шерстяные изделия, вина, сало, хлеб и другие отечественные и иностранные товары. Приобрели всероссийское значение ярмарки – Макарьевская, Архангельская, Ирбитская. Волга связала экономическими узами многие города России.

С образованием Русского централизованного государства была создана

единая денежная система. С этого времени началась чеканка новой общегосударственной монеты – новгородки, или копейки, и московки- новгородки. Строй русской счетно-денежной системы стал десятичным. Чеканка монеты была одной из статей доходов государства. Подавляющую часть государственных доходов составляли многочисленные налоги – прямые и косвенные, которые неуклонно возрастали. С середины XVI до середины XVII в. Размеры налогов увеличились вдвое. Важнейшей расходной статьей бюджета



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.077 с.)