Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Боги северо-западных (балтийских) славян.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Белбог – бог добра и брат Чернобога (см. «Чернобог»), аналог вост.-слав. Белобога (см. «Белобог» из раздела «Боги восточных и южных славян»). Генниль – полабский защитник скота и бог зари. Его символизировало изображение руки, держащей кольцо. Годраг – бог бодричей. О его фукциях сведений не сохранилось. Я предполагаю, что имя данного божества звучало как «Бодряк», по имени покровительствуемого народа, а известную форму мы получили через посредничество немецких хронистов. Жива – богиня жизни, аналог вост.-слав. Живы (см. «Жива» из раздела «Боги восточных и южных славян»). Заря – богиня зари, аналогичная вост.-слав. (см. «Заря Вечерняя», «Заря утренняя»). Зевана – (по версии Мизунов) поморская богиня охоты. аналог зап.-слав. Дзеваны (см. «Дзевана»). Курент – бог исцеления, праздников и музыки. Изображался в виде парня с дудкой или скрипкой. Пизамар – сведений о функциях этого бога не сохранилось. Однако, имея некоторый опыт столкновения с германскими и греко-византийскими искажениями славянских имен (например: Межамир – Меземнир, Святослав – Сфендослав, Владимир – Вальдамар, Мужик – Маджак, Мусок), я склонен предполагать, что настоящим именем бога было Бежимир; а исходя из полученного имени можно допустить, что сфера влияния П. распространялась на солнце или ветер. Подага – сведений о функциях этого бога не сохранилось. Д. Дудко предполагает его аналогичность зап.-слав. Погоде (см. «Погода»). Стоит принять во внимание версию, согласно которой П. является богом южного ветра (см. «Подага» из «Боги восточных и южных славян»). Поревит – (по предположению К. Швенка) бог осени/зимы. Изображался пятиликим. [Исходя из того, что в славянское племя дреговичей в византийском источнике «Чудеса св. Дмитрия» названы другувитами, я предполагаю, что имя данного божества звучало в оригинале Поревич, или, точнее – Борович, либо же Буревич. – прим. Лифантьева С. С.] Поренут – (по версии Д. Дудко) бог-прародитель. Изображался с четырьмя лицами на голове и с пятым, которое он держал обеими руками на груди. Припегала – (по предположению Д. Дудко) бог плодородия и солнца. Христианские хронисты описывали этого бога как христоборца. Прове (Проно, Праве) – бог правосудия, а если верить Мизунам, то к его функциям можно прибавить природу и пророчества. Лев Прозоров считал что в П. следует видеть Перуна (см. «Перун»). Изображался он длинными ушами, в короне, сапогах, со знаменем и жезлом. Пурувит - (по предположению Д. Дудко) другое наименование Поревита (см. «Поревит»). Радигост – бог огня, солнца и войны у лютичей и бодричей. Изображался с секирой и щитом, с бычьей головой на груди и с палицей, а в ряде случаев с медной короной на голове. Также изображался лежащим на ложе. Родомысл – (по Мизунам) варяжский бог законов и мудрости. Ругевит – бог весны/лета и войны. Изображался с семью лицами и восемью мечами (из которых семь висело на поясе, я восьмой был сжат в руке). Имя сопоставимо с сербским «руевно-руино» – «желтый». Считался покровителем острова Руян. [Исходя из указанного выше аргумента (см. «Поревит»), я предполагаю, что имя данного божества звучало в оригинале Руевич, т.е. Златич – прим. Лифантьева С. С.]. Рунвит – (по предположению Д. Дудко) другое имя Ругевита (см. «Ругевит»). Сварожич – именование по отчеству бога огня. Судя по наличию у балтов такой формы его имени, можно предположить, что ими также почитался бог Сварог (см. «Сварог» из раздела «Боги восточных и южных славян»). Изображался С. как воин в полном доспехе. Христианские хронисты описывали его как христоборца. Светан – божество ободричей. Точных сведений не сохранилось. Известно, что ему было посвящено поле, на котором состоялась битва ободричского князя Дражко с нордальбингами. Предполагаю, что С. является формой имени Святович- Святовид (см. «Святовид»). Святовид (Свентовит, Световид) – по поводу функций этого бога существуют три версии. Согласно первой, он является творцом вселенной и аналогом вост.-слав. Рода (см. «Род»); согласно второй, он символизирует четырехсезонное солнце; последняя же версия (принадлежащая Д. Дудко) назначает этого бога ответственным за войну. Изображался данный бог с четырьмя лицами. Я считаю, что данный персонаж мог появиться не раньше 7 в.до н. э., поскольку слово «свет» иранского происхождения, а значит могло появиться в речи славян лишь с установлением тесных контактов со скифами. Еще, исходя из указанного выше аргумента (см. «Поревит»), я предполагаю, что имя данного божества звучало в оригинале Светович. Сива – относительно функций этой богини существует три версии. Согласно мнению Мизунов, она – поморская богиня осени и плодов, по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева – это богиня плодовых деревьев. А Б. Рыбаков видит в ней аналог вост.-слав. Живы (см. «Жива» из раздела «Боги восточных и южных славян»). А. Н. Афанасьев переводит ее имя как «сияющая». Тригла (Триглава) – богиня луны или же земли и плодородия. По моей версии, Т. является позитивированной интерпретацией вост.-слав. Яги (см. «Яга») или же, скорее, Мораны (см. «Морана» из разделов «Боги восточных и южных славян» и «боги чехов»), которая, согласно «Mater verborum» изображалась трехликой или ввиде луны. Триглав – бог, участвующий в предсказаниях набегов и наблюдающий за тремя мирами – землей, небом и преисподней. Изображался с тремя золотыми головами (иногда говорится о золотом идоле) и повязкой на глазах и держащим в руке месяц. Последняя черта позволяет видеть в нем Т. чехов (см. «Триглав» из раздела «Боги чехов»). Лев Прозоров предполагал, что под именем Т. следует видеть восточнославянского Стрибога (см. «Стрибог»). Относительно функций этого бога есть у меня два предположения: а) Т. мог быть богом луны: три головы означаяют три видимые фазы луны, месяц в руке так же указывает на данную планету, луна вполне подходит на роль божества наблюдающего за тремя мирами.месяц может быть путеводным и его впору спрашивать о том, куда плыть в набег, и месяц же считают «солнцем мертвых и покровителем разбоя, повязка же на глазах (которая, по словам жрецов, мешает увидеть богу грехи людей) может означать кумовство с татями или предвзятость на роли наблюдателя (месяц в русских сказках часто выступает как неверный муж или обманщик); б) Т. мог быть покровителем зла, аналогично Чернобогу (см. «Чернобог»). За это говорит его трехликость, присущая такому персонажу как Змей Горыныч (см. «Змей Горыныч» из раздела «Живой мир»), покровительство в набегах, которые носят далеко не положительный характер и, главное, - повязка, сводящая его роль наблюдателя за тремя мирами к шутовству: наблюдатель слеп и на грехи людей смотрит, что называется «сквозь пальцы», потакая им. Я предполагаю, что этои факторы позволяют видеть в противнике Перуна (см. «Перун») именно Т., а не Велеса (см. «Велес»), как ошибочно считают некоторые исследователи. А. Асов некогда пытался выставить Т. своеобразным Триединым божеством, но данная попытка свести язычество к христианству почти не встретила поддержки. Турупит – (по предположению Д. Дудко) другое имя Поренута (см. «Поренут»). Флинц – лужицкий бог с германским именем (обозначающим «кремень»). Символизировал две противоположности – жизнь (в лице солнца) и смерть. Изображался в виде мертвеца с черными кудрями, одетого в красный плащ, стоящего на камне и держащего факел. На плече Ф. изображали льва, рычание которого пробуждает мертвецов. Цица – лужицкая богиня. Функции ее неизвестны, но по схожести имен можно провести аналогии с белорусской Цецей (см. «Цеця»). Чернобог [19] – бог зла (причем – далеко не того языческого блага, что для христианина – зло, а именно «всяческого», по словам самих же славян). Считался братом-антиподом Белобога (см. «Белобог») и примером не дуализма, но бинарности (оппозиционного деления) славянского пантеона. Забылин указывает, что одним из нарицательных имен Ч. было Лютобог. Черноглав – бог войны и победы. Изображался в виде черного мужчины с серебряными усами. Д. Дудко видит в нем аналог Перуна (см. «Перун»). От себя же могу добавить, что неправильное прочтение имен некогда сослужило Ч. дурную службу: его серебрянные усы сделали атрибутом совершенно иного божества – Чернобога (см. «Чернобог»). Ютробог – лужицкий бог солнца и зари. Изображался с кругом на груди и с солнечными лучами вокруг головы. Яровит – бог войны и плодородия. Считается аналогом (а иногда и братом) вост.-слав. Ярилы (см. «Ярило»). Изображался с золотым щитом (что может указывать и на солярные функции) или с копьем. Христианские хронисты описывали этого бога как христоборца. [Исходя из указанного выше аргумента (см. «Поревит»), я предполагаю, что имя данного божества звучало в оригинале Ярович. – прим. Лифантьева С. С.] .
Пасынки русских богов. Здесь я укажу тех персонажей, что были порождены буйной фантазией исследователей и писателей, забывших оговориться насчет происхождения своих детищ. Тут же будут находиться и те, «божества», что произошли от неправильных переводов и трактовок. На абсолютно всеобъемлющую эта глава не претендует, ибо новых богов славянам приписывают и по сей час.
Громислав – (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) бог-великан, помогавший Сварогу (см. «Сварог») творить Землю. Наличие этого бога у славян весьма сомнительно, не исключено, что он, подобно Славе (см. «Слава»), является выдумкой романтически настроенных писателей XIX века. Диверкиз – (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) заячий бог. Наличие этого бога у славян весьма сомнительно. Зимцерла (Мерцана) – (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) богиня зари. Существование этого божества более чем сомнительно, т.к., судя по всему, ее имя является преобразованием имени бога Семаргла (см. «Семаргл»). Злебог (Кровник, Злодий, Худич) – (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) пекельный мучитель. Наличие этого бога у славян весьма сомнительно. Квасура (Квасир) – (согласно «Велесовой книге») бог хмеля. Однако известны и факт подделки первоисточника, и настоящий источник, откуда был взят персонаж (а именно: скандинавские саги, согласно которым К. был даже не богом, а просто одним из многих людей). Однако многие люди принимают подделку за чистую монету, покупаясь на созвучие имени К. и русского слова «квас» (хлебный напиток на основе брожения). К слову говоря, подобные аналогии проводятся и исследователями-скандинавистами с именем Браги. Китоврас (Кентаврос) – заимствованный у греков южными славянами кентавр, ставший со временем богом веселья и хмеля. Впрочем, наличие такого персонажа в славянском пантеоне еще ничем, кроме домыслов, не подтверждено. Лед (Колдник) – бог войны, храбрости и бессмертия, а также, возможно, зимы. Изображался в виде воина с мечом, щитом и копьем или же почитался в виде обычного меча, что дает повод предполагать его скифское происхождение. Впрочем, учитывая то, что упоминание этого божества встречается лишь у Мизунов, Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева, а проверка этимологическими исследованиями не дает четкого результата, наличие Л. в пантеоне славян представляется очень спорным. Магура - (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) покровительница воинов. Наличие этой богини у славян представляется весьма сомнительным. Марцана – (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) богиня, отвечающая за смерть животных. Является эволюцией имени Зимцерла (см. «Зимцерла»), которое, в свою очередь, происходит от искаженного имени бога Семаргла (см. «Семаргл»). Могошь – (по версии Мизунов) бог мелкого зверья. Существование этого бога является спорным ввиду отсутствия упоминаний о нем в других первоисточниках. Озем – (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) бог подземного царства. Наличие этого бога в пантеоне славян спорно. Переруг – (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) бог ссор. Наличие этого бога весьма сомнительно. Полазник – (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) бог счастья в новом году. Наличие этого бога в пантеоне славян маловероятно. Регл - попытка автора произведения «Слове некоего христолюбца и ревнителя по правой вере» (домонгольский период) в меру отсутствия своих познаний в язычестве разделить бога Семаргла (см. «Семаргл») на два разных божества. Святобор – (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) бог лесов и охоты. Наличие этого бога у славян весьма сомнительно, скорее всего, он является плодом фантазии писателей-«славистов» XIX века. Сильнобог – (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) бог силы. Существование его маловероятно. Слава – богиня победы, выдуманная словацким поэтом Яном Коларом. Учитывая наличие в славянском пантеоне такого персонажа, как Обида (см. «Обида»), а также наличие в русском языке выражения «слава летит», можно предположить, что выдумка имела под собой некую основу. Впрочем, факт того, что понятие «слава» произошло от понятия «слово», что обозначало «разговор», «обсуждение», а также – «известность», прибавляет сомнений по поводу наличия указанного божества. Сим - попытка автора произведения «Слове некоего христолюбца и ревнителя по правой вере» (домонгольский период) в меру отсутствия своих познаний в язычестве разделить бога Семаргла (см. «Семаргл») на два разных божества. Сумерла – (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) богиня подземного царства. Существование данного божества в пантеоне славян представляется спорным. Услад – (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) бог веселий и наслаждений. Существование этого бога у славян представляется сомнительным, поскольку известно, что он впервые встречается в записях австрийского дипломата И Герберштейна, принявшего слова летописи «а ус злат» за имя бога. Усуд – (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) бог судеб. Наличие этого божества у славян маловероятно. Хворост – (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) бог болезней. Существование этого бога очень сомнительно.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.81.153 (0.008 с.) |