ТОП 10:

Боги северо-западных (балтийских) славян.



 

Белбог – бог добра и брат Чернобога (см. «Чернобог»), аналог вост.-слав. Белобога (см. «Белобог» из раздела «Боги восточных и южных славян»).

Генниль – полабский защитник скота и бог зари. Его символизировало изображение руки, держащей кольцо.

Годраг – бог бодричей. О его фукциях сведений не сохранилось. Я предполагаю, что имя данного божества звучало как «Бодряк», по имени покровительствуемого народа, а известную форму мы получили через посредничество немецких хронистов.

Жива – богиня жизни, аналог вост.-слав. Живы (см. «Жива» из раздела «Боги восточных и южных славян»).

Заря – богиня зари, аналогичная вост.-слав. (см. «Заря Вечерняя», «Заря утренняя»).

Зевана – (по версии Мизунов) поморская богиня охоты. аналог зап.-слав. Дзеваны (см. «Дзевана»).

Курент – бог исцеления, праздников и музыки. Изображался в виде парня с дудкой или скрипкой.

Пизамар – сведений о функциях этого бога не сохранилось. Однако, имея некоторый опыт столкновения с германскими и греко-византийскими искажениями славянских имен (например: Межамир – Меземнир, Святослав – Сфендослав, Владимир – Вальдамар, Мужик – Маджак, Мусок), я склонен предполагать, что настоящим именем бога было Бежимир; а исходя из полученного имени можно допустить, что сфера влияния П. распространялась на солнце или ветер.

Подага – сведений о функциях этого бога не сохранилось. Д. Дудко предполагает его аналогичность зап.-слав. Погоде (см. «Погода»). Стоит принять во внимание версию, согласно которой П. является богом южного ветра (см. «Подага» из «Боги восточных и южных славян»).

Поревит – (по предположению К. Швенка) бог осени/зимы. Изображался пятиликим. [Исходя из того, что в славянское племя дреговичей в византийском источнике «Чудеса св. Дмитрия» названы другувитами, я предполагаю, что имя данного божества звучало в оригинале Поревич, или, точнее – Борович, либо же Буревич. – прим. Лифантьева С. С.]

Поренут – (по версии Д. Дудко) бог-прародитель. Изображался с четырьмя лицами на голове и с пятым, которое он держал обеими руками на груди.

Припегала – (по предположению Д. Дудко) бог плодородия и солнца. Христианские хронисты описывали этого бога как христоборца.

Прове (Проно, Праве) – бог правосудия, а если верить Мизунам, то к его функциям можно прибавить природу и пророчества. Лев Прозоров считал что в П. следует видеть Перуна (см. «Перун»). Изображался он длинными ушами, в короне, сапогах, со знаменем и жезлом.

Пурувит - (по предположению Д. Дудко) другое наименование Поревита (см. «Поревит»).

Радигост – бог огня, солнца и войны у лютичей и бодричей. Изображался с секирой и щитом, с бычьей головой на груди и с палицей, а в ряде случаев с медной короной на голове. Также изображался лежащим на ложе.

Родомысл – (по Мизунам) варяжский бог законов и мудрости.

Ругевит – бог весны/лета и войны. Изображался с семью лицами и восемью мечами (из которых семь висело на поясе, я восьмой был сжат в руке). Имя сопоставимо с сербским «руевно-руино» – «желтый». Считался покровителем острова Руян. [Исходя из указанного выше аргумента (см. «Поревит»), я предполагаю, что имя данного божества звучало в оригинале Руевич, т.е. Златич – прим. Лифантьева С. С.].

Рунвит – (по предположению Д. Дудко) другое имя Ругевита (см. «Ругевит»).

Сварожич – именование по отчеству бога огня. Судя по наличию у балтов такой формы его имени, можно предположить, что ими также почитался бог Сварог (см. «Сварог» из раздела «Боги восточных и южных славян»). Изображался С. как воин в полном доспехе. Христианские хронисты описывали его как христоборца.

Светан – божество ободричей. Точных сведений не сохранилось. Известно, что ему было посвящено поле, на котором состоялась битва ободричского князя Дражко с нордальбингами. Предполагаю, что С. является формой имени Святович-Святовид (см. «Святовид»).

Святовид (Свентовит, Световид) – по поводу функций этого бога существуют три версии. Согласно первой, он является творцом вселенной и аналогом вост.-слав. Рода (см. «Род»); согласно второй, он символизирует четырехсезонное солнце; последняя же версия (принадлежащая Д. Дудко) назначает этого бога ответственным за войну. Изображался данный бог с четырьмя лицами. Я считаю, что данный персонаж мог появиться не раньше 7 в.до н. э., поскольку слово «свет» иранского происхождения, а значит могло появиться в речи славян лишь с установлением тесных контактов со скифами. Еще, исходя из указанного выше аргумента (см. «Поревит»), я предполагаю, что имя данного божества звучало в оригинале Светович.

Сива – относительно функций этой богини существует три версии. Согласно мнению Мизунов, она – поморская богиня осени и плодов, по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева – это богиня плодовых деревьев. А Б. Рыбаков видит в ней аналог вост.-слав. Живы (см. «Жива» из раздела «Боги восточных и южных славян»). А. Н. Афанасьев переводит ее имя как «сияющая».

Тригла (Триглава) – богиня луны или же земли и плодородия. По моей версии, Т. является позитивированной интерпретацией вост.-слав. Яги (см. «Яга») или же, скорее, Мораны (см. «Морана» из разделов «Боги восточных и южных славян» и «боги чехов»), которая, согласно «Mater verborum» изображалась трехликой или ввиде луны.

Триглав – бог, участвующий в предсказаниях набегов и наблюдающий за тремя мирами – землей, небом и преисподней. Изображался с тремя золотыми головами (иногда говорится о золотом идоле) и повязкой на глазах и держащим в руке месяц. Последняя черта позволяет видеть в нем Т. чехов (см. «Триглав» из раздела «Боги чехов»). Лев Прозоров предполагал, что под именем Т. следует видеть восточнославянского Стрибога (см. «Стрибог»).

Относительно функций этого бога есть у меня два предположения:

а) Т. мог быть богом луны: три головы означаяют три видимые фазы луны, месяц в руке так же указывает на данную планету, луна вполне подходит на роль божества наблюдающего за тремя мирами.месяц может быть путеводным и его впору спрашивать о том, куда плыть в набег, и месяц же считают «солнцем мертвых и покровителем разбоя, повязка же на глазах (которая, по словам жрецов, мешает увидеть богу грехи людей) может означать кумовство с татями или предвзятость на роли наблюдателя (месяц в русских сказках часто выступает как неверный муж или обманщик);

б) Т. мог быть покровителем зла, аналогично Чернобогу (см. «Чернобог»). За это говорит его трехликость, присущая такому персонажу как Змей Горыныч (см. «Змей Горыныч» из раздела «Живой мир»), покровительство в набегах, которые носят далеко не положительный характер и, главное, - повязка, сводящая его роль наблюдателя за тремя мирами к шутовству: наблюдатель слеп и на грехи людей смотрит, что называется «сквозь пальцы», потакая им. Я предполагаю, что этои факторы позволяют видеть в противнике Перуна (см. «Перун») именно Т., а не Велеса (см. «Велес»), как ошибочно считают некоторые исследователи.

А. Асов некогда пытался выставить Т. своеобразным Триединым божеством, но данная попытка свести язычество к христианству почти не встретила поддержки.

Турупит – (по предположению Д. Дудко) другое имя Поренута (см. «Поренут»).

Флинц – лужицкий бог с германским именем (обозначающим «кремень»). Символизировал две противоположности – жизнь (в лице солнца) и смерть. Изображался в виде мертвеца с черными кудрями, одетого в красный плащ, стоящего на камне и держащего факел. На плече Ф. изображали льва, рычание которого пробуждает мертвецов.

Цица – лужицкая богиня. Функции ее неизвестны, но по схожести имен можно провести аналогии с белорусской Цецей (см. «Цеця»).

Чернобог[19] – бог зла (причем – далеко не того языческого блага, что для христианина – зло, а именно «всяческого», по словам самих же славян). Считался братом-антиподом Белобога (см. «Белобог») и примером не дуализма, но бинарности (оппозиционного деления) славянского пантеона. Забылин указывает, что одним из нарицательных имен Ч. было Лютобог.

Черноглав – бог войны и победы. Изображался в виде черного мужчины с серебряными усами. Д. Дудко видит в нем аналог Перуна (см. «Перун»). От себя же могу добавить, что неправильное прочтение имен некогда сослужило Ч. дурную службу: его серебрянные усы сделали атрибутом совершенно иного божества – Чернобога (см. «Чернобог»).

Ютробог – лужицкий бог солнца и зари. Изображался с кругом на груди и с солнечными лучами вокруг головы.

Яровит – бог войны и плодородия. Считается аналогом (а иногда и братом) вост.-слав. Ярилы (см. «Ярило»). Изображался с золотым щитом (что может указывать и на солярные функции) или с копьем. Христианские хронисты описывали этого бога как христоборца. [Исходя из указанного выше аргумента (см. «Поревит»), я предполагаю, что имя данного божества звучало в оригинале Ярович. – прим. Лифантьева С. С.]

.

 

 

Пасынки русских богов.

Здесь я укажу тех персонажей, что были порождены буйной фантазией исследователей и писателей, забывших оговориться насчет происхождения своих детищ. Тут же будут находиться и те, «божества», что произошли от неправильных переводов и трактовок. На абсолютно всеобъемлющую эта глава не претендует, ибо новых богов славянам приписывают и по сей час.

 

Громислав – (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) бог-великан, помогавший Сварогу (см. «Сварог») творить Землю. Наличие этого бога у славян весьма сомнительно, не исключено, что он, подобно Славе (см. «Слава»), является выдумкой романтически настроенных писателей XIX века.

Диверкиз – (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) заячий бог. Наличие этого бога у славян весьма сомнительно.

Зимцерла (Мерцана) – (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) богиня зари. Существование этого божества более чем сомнительно, т.к., судя по всему, ее имя является преобразованием имени бога Семаргла (см. «Семаргл»).

Злебог (Кровник, Злодий, Худич) – (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) пекельный мучитель. Наличие этого бога у славян весьма сомнительно.

Квасура (Квасир) – (согласно «Велесовой книге») бог хмеля. Однако известны и факт подделки первоисточника, и настоящий источник, откуда был взят персонаж (а именно: скандинавские саги, согласно которым К. был даже не богом, а просто одним из многих людей). Однако многие люди принимают подделку за чистую монету, покупаясь на созвучие имени К. и русского слова «квас» (хлебный напиток на основе брожения). К слову говоря, подобные аналогии проводятся и исследователями-скандинавистами с именем Браги.

Китоврас (Кентаврос) – заимствованный у греков южными славянами кентавр, ставший со временем богом веселья и хмеля. Впрочем, наличие такого персонажа в славянском пантеоне еще ничем, кроме домыслов, не подтверждено.

Лед (Колдник) – бог войны, храбрости и бессмертия, а также, возможно, зимы. Изображался в виде воина с мечом, щитом и копьем или же почитался в виде обычного меча, что дает повод предполагать его скифское происхождение. Впрочем, учитывая то, что упоминание этого божества встречается лишь у Мизунов, Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева, а проверка этимологическими исследованиями не дает четкого результата, наличие Л. в пантеоне славян представляется очень спорным.

Магура - (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) покровительница воинов. Наличие этой богини у славян представляется весьма сомнительным.

Марцана – (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) богиня, отвечающая за смерть животных. Является эволюцией имени Зимцерла (см. «Зимцерла»), которое, в свою очередь, происходит от искаженного имени бога Семаргла (см. «Семаргл»).

Могошь – (по версии Мизунов) бог мелкого зверья. Существование этого бога является спорным ввиду отсутствия упоминаний о нем в других первоисточниках.

Озем – (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) бог подземного царства. Наличие этого бога в пантеоне славян спорно.

Переруг – (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) бог ссор. Наличие этого бога весьма сомнительно.

Полазник – (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) бог счастья в новом году. Наличие этого бога в пантеоне славян маловероятно.

Регл - попытка автора произведения «Слове некоего христолюбца и ревнителя по правой вере» (домонгольский период) в меру отсутствия своих познаний в язычестве разделить бога Семаргла (см. «Семаргл») на два разных божества.

Святобор – (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) бог лесов и охоты. Наличие этого бога у славян весьма сомнительно, скорее всего, он является плодом фантазии писателей-«славистов» XIX века.

Сильнобог – (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) бог силы. Существование его маловероятно.

Слава – богиня победы, выдуманная словацким поэтом Яном Коларом. Учитывая наличие в славянском пантеоне такого персонажа, как Обида (см. «Обида»), а также наличие в русском языке выражения «слава летит», можно предположить, что выдумка имела под собой некую основу. Впрочем, факт того, что понятие «слава» произошло от понятия «слово», что обозначало «разговор», «обсуждение», а также – «известность», прибавляет сомнений по поводу наличия указанного божества.

Сим - попытка автора произведения «Слове некоего христолюбца и ревнителя по правой вере» (домонгольский период) в меру отсутствия своих познаний в язычестве разделить бога Семаргла (см. «Семаргл») на два разных божества.

Сумерла – (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) богиня подземного царства. Существование данного божества в пантеоне славян представляется спорным.

Услад– (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) бог веселий и наслаждений. Существование этого бога у славян представляется сомнительным, поскольку известно, что он впервые встречается в записях австрийского дипломата И Герберштейна, принявшего слова летописи «а ус злат» за имя бога.

Усуд – (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) бог судеб. Наличие этого божества у славян маловероятно.

Хворост – (по версии Грицанова, Филипповича, Грушко и Медведева) бог болезней. Существование этого бога очень сомнительно.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.009 с.)