Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Месяц - одно из имен бога луны (см. «володимир»). В данной интерпретации он почитался как солнце мертвых. По самым архаичным поверьям, М. – неверный муж девы-солнца, а звезды – их дети.
Мокошь – изначально богиня влаги и плодородия (откуда и ведет происхождение имя «Мокошь», которое сродни словам «мокнуть» и «мокрота»). Примерно в 8-5 тысячелетии до н.э. к ее функциям прибавилась вся женская половина домашнего хозяйства (прядение, ткачество, хранение и т.д.), а имя преобразовалось в Макошь – «мать хозяйства» или «мать удела». Изображалась в виде дородной (иногда трехгрудой) женщины. На статуэтках времен неолита на ее груди изображали клубок ужей (что подтверждает ее связь с дождем и росой). На Збручском идоле М. изображена держащей рог (изобилия?). На вышивках она представлена фигурой с опущенными к земле руками или фигурой, возвышающейся над двумя другими, окружающими ее. М. представляли женой Велеса (см. «Велес») или же Стрибога (см. «Стрибог»), либо Перуна (см. «Перун»). Последний факт позволяет отождествлять ее и Летницу (см. «Летница»). Впрочем, это еще предстоит доказать. При сборе растения «Адамова голова» (см. «Адамова голова») принято поминать некую «Озимую Мать», и я допускаю, что под этим прозвищем имелась ввиду именно М., (вероятно, «Оземая» от слова «земля», поскольку зима – бесплодна и растения не входят в число ее протеже). Морана – богиня ночи, зимы, мрака, мора и смерти. По некоторым версиям, она – дочь Чернобога (см. «Чернобог» из раздела «Боги северо-западных (Балтийских) славян»). Д. Дудко пробует представить М. богиней смены времен года, дочерью Лады (см. «Лада») и женой солнца, а богиней-губительницей выставляет некую Мару. Впрочем, за этим исследователем замечены как ненужные совмещения, так и ненужные разделения. Поэтому его теория мне кажется несостоятельной. Что же касается М., то ее отрицательную функцию подтверждают однокоренные слова из «сфер ее влияния», как «смерть», «мрак», «мор» и т.п. Однако, славяне не считали функции этой богини однозначно враждебными и вредоносными, признавая их необходимость в жизненных циклах (известно поверье, что Морана, сдирая ледяную корку с земли, извиняется перед озимыми и обязуется о них позаботиться). В конце концов, не ругать же хорошего бога за плохую «специальность». Кому-то ведь надо эту работу выполнять. Из этих поверий и произошло заблуждение Дудко относительно М. Мороз – до сих пор нет единого мнения о том, является это персонаж богом, или же духом. В первом случае – см. «Зюзя». Второго предположения я коснусь в разделе «Духи и бесы».
- Н-
Несреча – богиня неудачной судьбы. Изображалась в виде уродливой старухи, прядущей тонкую гнилую нить. Д. Дудко склонен отождествлять Н. С Ягой (см. «Яга»).
- О -
Обида – богиня войны (или же повода к ней). Изображалась в виде девы с лебедиными крыльями. Облупа – один из спутников Ярилы (см. «Ярило»). Предположительно – бог чревоугодия. Овсень (Таусень) – относительно функций этого божества существуют две версии. Согласно первой, он – бог осени, о чем говорят его имя и посвященные ему праздники. Согласно другой, он – новогоднее божество, в пользу чего говорят многочисленные упоминания О. в песнях под праздник Нового Года и во время Колядок. Я склонен считать правильными обе версии, поскольку в старину Новый Год в некоторых областях Руси праздновался именно осенью. Считалось, что О. ставит мосты идущим праздникам. Представляли его в виде всадника, сидящего на коне или свинье. Кстати, не менее аргументирована и версия С.В.Алексеева, который проводит тождественность О. и балтийского бога зари Усиньша. О. Шаповалова предполагает, что имя О. происходит от германского Awsten, которое, в свою очередь, происходит от латинского Avena. Оба слова обозначают «посев».
- П -
Пек – украинский бог огня (нередко – огня Нави). Его имя и функции обогатили лексикон такими понятиями, как «печь» (сущ., глаг.), «пекло» (сущ., глаг.), «печенье» и т.д. Переплут – (по версии Б. А. Рыбакова) другое проявление Семаргла (см. Семаргл). Изображался П. В виде птицы с человеческой головой, на которую на которую надет колпак (др. рус. головной убор). Сейчас ожидаются новые факты, подтверждающие или опровергающие теорию Рыбакова. Перун - бог грозы и войны, символ небесного правосудия. С выдвижением у славян на первый план военной знати он понемногу становился ее богом, а Первая религиозная реформа князя Владимира сделала П. на недолгое время главой славянского пантеона. Этот бог почитался как первый сын Сварога (см. «Сварог»). Изображался он в виде седоголового рыжебородого пожилого воина в полном доспехе, держащего в руке либо палицу, либо яркий драгоценный камень, символизировавший в этом случае молнию. В заговоре, направленном на защиту в битве, центральной фигурой является некий «Пастух чугунный», который является отцом стали и оружию, а сам сидит в железном море на медном столбе. В обережном заговоре на свадьбу поминают сидящего на дубу «железного мужа», который высматривает порчельников и карает их, а саму порчу отворачивает от людей его лук. В заговоре на кулачный бой есть воззвание к «мастеру-мужу», что рубит булатным топором дуб на Океане, а суть заговора сводится к просьбе, чтобы бойцы валились от заговаривающего, как щепа от дуба. Я допускаю, что эти заговоры отражает представления славян о данном боге. По версии Т. Муравьевой, П. сопровождали полубоги Гром, Молния, Дождь и Ураган. А. Н. Афанасьев же приводит архаичное поверье, согласно которому, солнце – супруга П.
Пинай – один из спутников Ярилы (см. «Ярило»). Предположительно – бог пьянства. Погода – одно из называемых имен одного из братьев-ветров (см. «Ветра»). Согласно некоторым мнениям, П. является конкретно богом летнего ветра. Однако, заслуживает внимания и версия, представляющая его богом дня. Подага - одно из называемых имен одного из братьев-ветров (см. «Ветра»). Согласно некоторым теориям, П. является конкретно богом южного ветра и хорошей погоды. Однако существование данного бога у восточных славян несколько спорно. Полель – существует две версии относительно этого божества. Согласно первой (по Мизунам), он является вторым сыном Лады (см. «Лада») и покровителем брака. Согласно другой, он – второй из двух близнецов-всадников и его функции точно не установлены. Полудник - одно из называемых имен одного из братьев-ветров (см. «Ветра»). По его имени можно предположить, что он был богом южного ветра. Полуночник - одно из называемых имен одного из братьев-ветров (см. «Ветра»). По его имени можно предположить, что он был богом северного ветра (который, кстати, всегда выступал, как старший из братьев) Посвист (Похвист, Позвист) – существует две версии относительно этого бога. Согласно первой, он – один их братьев-ветров (см. «Ветра») и бог северной бури. Согласно другой – это имя или эпитет бога ветра (см. «Стрибог»), который существовал в единственном числе (см. «Ветра»). Правда – (согласно версии Д.Дудко) один из эпитетов Лады (см. «Лада»). Если эта версия подтвердится, то пополнит собой коллекцию примеров бинарности в славянской религии.
- Р -
Рада – (согласно версии А. Асова) богиня радости и дочь Даждьбога (см. «Даждьбог»). Конечно, верить Асову - значит выставить себя на вполне заслуженное этой глупостью посмешище, однако существование этой богини вполне допустимо ввиду наличия в русском лексиконе слов «радость», «радение» и «радуга». Рарог(Рарух, Ярок) – бог огня в соколином воплощении. Род – бог-создатель Вселенной (иначе – протодемиург). Его также именуют Белобогом (см. «Белобог») или Дыем (см. «Дый») и вменяют в его функции не только создание мира и рождение богов, но и явления дождя, шаровых молний, плодородие и деторождение. Согласно древне-русскому апокрифу «Голубинной книге», из лица Р. произошло солнце, из очей – звезды, из груди – месяц, из бровей – зори, из дум – ночь, из дыхания – ветры, из слез – дождь и снег, из голоса – гром и молния. Изображался в виде четырехликого божества (Збручский идол). Я предполагаю, что Р. – это не имя отдельного божества, а обозначение всего славянского пантеона (что, впрочем, нуждается в дополняющих или опровергающих фактах).
Рожаница – (согласно словарю С. Серова) дева судьбы. Согласно же большинству современных мнений (Б Рыбаков, Д. Дудко и пр.), Р. является эпитетом для двух древнейших богинь у славян – Лады и Лели (см. «Лада», «Леля»), отвечавших за приплод зверей и людей. Росодавица – богиня росы. Первоисточник, к сожалению, мною утерян, поэтому сложно сказать, была ли Р. отдельной богиней или просто эпитетом Мокоши (см. «Мокошь»).
- С -
Сварог – бог неба и кузнечного ремесла, сын Рода (см. «Род»), отец богов и людей, научивший последних ковать железо и пахать землю. Изображался в виде седого могучего старика с кузнечными клещами. Сварожич – именование по отчеству четвертого сына Сварога (см. «Сварог»)– бога огня (см. «Жыж», «Пек», «Рарог», «Радигост»). Семаргл – существует семь версий о природе этого божества. Согласно первой (датируемой XI веком), существовали два отдельных божества – Сим и Ргл (Регл). Однако против этого говорят неславянское звучание имен, отсутствие подробных описаний этих божеств и наличие в более раннем первоисточнике упоминаний о С. как об одном конкретном божестве. Слависты XVIII-XIX веков умудрились превратить С. сразу в двух богинь – Зимцерлу и Зимстерлу, что говорит только о невысоком уровне знаний исследователей того времени. А. С. Орлов и В. А. Георгиев считали С. богом подземного царства (Нави), что, в общем-то, никак не аргументировали. Не отставал от всех и А. Асов, превративший С. в бога огня и кузнечного ремесла, этакого напарника Сварога (см. «Сварог»). Впрочем, «первоисточники» Асова давно являются примером того, как легенды «высасываются из пальца». Ю. Д. Петухов видел в С. варяжского «Семиглава» - Ругевита (см. «Ругевит»), которго на Русь принесли дружины Рюрика. Изложение данной теории очень плохо снабжено аргументами, поэтому вряд ли может считаться правдоподобным. Лев Прозоров считал, что летописец совершил описку, а имя бога следует читать «Сем Ерыл», т.е. Семик-Ярило. Мне наиболее приемлемыми кажутся версии и исследования в этой области Б. А. Рыбакова, который вывел связь между славянским Семарглом и азиатским Сэнмурвом (Симургом), а также указал изображения последнего на трипольских сосудах. Итак, согласно Рыбакову, С. – божественный крылатый пес, охраняющий семена и ростки на засеянных полях. Иранское имя можно объяснить более поздним контактом со скифами.
Сиверко – одно из называемых имен одного из братьев-ветров (см. «Ветра»), предположительно – северного ветра. Славута – (по моей версии) прародитель рек. С.В. Максимов приводит легенду, согласно которой три реки – Волга, Днепр и Сожа (см. «Волга», «Днепр», «Сожа») являются детьми и наследниками некого слепого старика. Памятуя о том, что реку Днепр часто величали Славутичем, я склонен считать, что того самого старика звали С. Сожа - (по легенде приводимой С.В. Максимовым) божество одноименной реки. Дочь Славуты (см. «Славута»), сестра Днепра (см. «Днепр») и Волги (см. «Волга»). Обманутая братом, она лишилась своего наследства, и была вынуждена взять то, что предполагалось отдать Днепру – мхи и болота. Среча – богиня хорошей судьбы. Изображалась в виде молодой красивой пряхи. Я склонен отождествлять ее с Мокошью (см. «Мокошь»), а Д. Дудко – с Ладой (см. «Лада»). Стрибог – бог ветра и отец братьев-ветров (см. «Ветра»). Некоторые исследователи (в т.ч., к сожалению, и Б. Рыбаков) выводят происхождение этого имени от иранских корней и, переведя имя, как «возвышенный бог», полагают, что оно являлось всего лишь эпитетом Сварога (см. «Сварог»), однако, против этой теории говорят такие факты: а) наличие в русском языке слов «стремительность», «быстрота», «стрела», «стриж», которые связаны не с возвышением, а, скорее, с резкими движениями или полетом; б) наличие в южнославянских легендах таких персонажей, как Стриги (см. «Стрига»), которые изображались в виде летающих демонов (что, согласитесь, значительно ближе к образу ветра, нежели неба). Так что мне представляется бесспорным прямое отношение С. к ветру. Изображался/представлялся он в виде лысого старика.
- Т -
Талака – белорусская богиня урожая. Изображалась в виде девушки в пшеничном венке, в белом покрывале и со снопом в руке. Троян – существование этого божества спорно, а о его функциях ведутся споры: одни считают Т. прозвищем Триглава (см. «Триглав» из раздела «Боги чехов» и из раздела «Боги северо-западных (Балтийских) славян»), другие (основываясь на легенде о растаявшем царе Трояне) – богом зимы. Т. Муравьева же, не совсем понятно почему, предполагает, что речь идет о солнечном божестве. В болгарских и сербских сказаниях говорится о Т., как о чудовище, пожиравшем тремя ртами рыбу, скот и людей. Лично я предполагаю, что это божество заимствовано славянами у болгар. И мотивирую это следующим: 1) Обе легенды – и о трехротом чудовище и о растаявшем царе наличествуют только у народов южных славян – болгаров и сербов, в то время как в ранних славянских источниках Трояна не упомянуто среди богов; 2) Троян упоминается в интерпритационных переводах греческих апокрифов “Хождении Богородицы по мукам” и “Слове и откровении святых апостол”, т.е.е перечисленные там боги – сборная солянка окружавших Византию славянских народов, наиболее близкими из которых были Болгары.
3) «Слово о полку Игореве» содержит такие сравнения и метафоры как встречаются «Трояновы» века, «Троянова» тропа и «Троянова» земля, и там же упоминается имя Боян, которое имеет аварское происхождение и наличествовало у болгар (аварский каганат, основанный Бояном существовал с середины VI века по середину VIII на территории Подунавья, в середине VII века в Болгарии к власти пришел полуант Безмер-бат-Баян, у болгарского царя Симеона (начало x века) был сын - Михаил Боян). Тур – зооморфный бог плодородия, эротических обрядов и кровавых жертвоприношений. По моим предположениям (на основе аналогии Д. Дудко), он являлся самой древней формой проявления бога Ярилы (см. «Ярило»). - Х -
Хорс – бог солнечного диска. В связи с иранским именем, его появление в славянском пантеоне связывают с контактами славян и скифов, которые датируются 7 в. до н.э.
- Ц -
Царь Морской – (согласно исследованиям Д.Дудко) властелин вод, стоящий по своей природе между богами и духами. Цеца – белорусская богиня лета. Изображалась в виде пожилой дорожной женщины с плодами в руках (кстати, все эти черты присутствуют и в образе Мокоши (см. «Мокошь»), что позволяет проводить аналогии).
- Ч -
Чур – бог границ и охраны. По моему мнению, Ч. именуется легендарный прародитель – обожествленный человек или зверь, откуда и пошло понятие «пращур».
- Ю -
Южный – одно из называемых имен одного из братьев-ветров (см. «Ветра»).
- Я -
Яга – (по версии Д. Дудко) жена Чернобога (см. «Чернобог» из раздела «Боги северо-западных (Балтийских) славян»), прародительница нечисти и охранница врат Нави. Изображалась в виде огромной уродливой старухи с железными грудями и костяной ногой. Существование этого персонажа среди богов можно было бы считать спорным, если бы не три ее особенности, говорящие за божественную природу: а) «Ладити» и «ягати (ругаться)» – слова-антонимы, и, если уж такой персонаж, как Лада (см. «Лада») является божеством не из последних, то можно подозревать что, что и Яга являлась богиней, а не обычной ведьмой, как принято считать; б) в сказках часто встречается не одна, а сразу три Я., что может говорить о трехликости[18], а эта черта в славянских верованиях встречается только у богов (напр. Тржи (см. «Тржи»), Триглав (см. «Триглав» из раздела «Боги северо-западных (Балтийских) славян» и «Боги чехов») и Тригла (см. «Тригла»)); в) в ряде сказаний, Я. выступает как мать змеев или другой нечисти, откуда в лексикон и пошло выражение «чертова бабушка», что тоже может указывать на ранг Я., как на значительно превышающий ранг обычной ведьмы. Большинство ученых на данный момент придерживаются схожей точки зрения. В заговоре на «присушку», колдующий просит бесов собрать и наслать на человека тоску, а Ягу – разжечь свою печь, как сердце присушаемого; в двух других заговорах имеется аналогичный сюжет и схожий персонаж, только в одном случае, она названа «Бабой-Сводницей», а в другом «толстой бабой – сатаниной угодницей». Я предполагаю, что образ Я. не всегда был отрицательным. Возможно, что в древности она была не просто лесной богиней и хранительницей врат Нави, но и первоисточником дождя (старое поверье представляет проливной дождь слезами Я.), а также, быть может, дарительницей лесных плодов (ягода ß ягодар ß дар Яги). Ярило (Ярун (по мнению П. И. Мельникова - Яр-Хмель)) - очень “многофункциональный” бог. Сферу его влияния входят: плодородие земли и плодовитость людей, любовь и секс, ярость и жизненная энергия, цвета, краски и даже солнце (по версии Т. Муравьевой – солнце весеннее). Почитался как третий сын Сварога (см. “ Сварог ”). Изображался в виде молодого всадника на белом коне, держащего в одной руке колосья, а в другой – череп. Я. также символизировала кукла в виде мужчины/старика с огромным пенисом. В заговорах охотников, направленных на удачу в их промысле, часто поминается “Жубрило”, которого называют белым всадником на белом коне, или некий “Христос с белой плетью”. Ящер – сохранившийся в песнях, преданиях и изображениях архаический персонаж. Считался водяным зверобогом, который глотает и выпускает солнце. Возможно, что Я. почитался как бог воды и ночи. По сохранившейся игре в “Яшину невесту” можно предположить, что ему приносились человеческие жертвы. Изображался в иде пресмыкающегося, схожего с крокодилом, но имеющего черты амфисбены (две головы на разных концах туловища). В более поздних изображениях (на прялках) предстает уже в виде обычной змеи. В чурании при заговоре “на отсушку”, среди колдунов и еретиков, поминается и Я.
Боги поляков Бода – функции этого бога не установлены. Д. Дудко предполагает, что это – занесенный скандинавами Вотан, а Асов утверждает, что Б. является богом скота на основании схожести его имени и глагола «бодать». Дзевана (Зевана, Дзевица) – богиня охоты. Имеются два вида ее изображений: первое – в виде красивой молодой девушки с луком и собаками, второе – на трипольских сосудах – в виде лучницы с кошачьей головой. Дзидзилеля – богиня любви и юности. Аналог вост.-слав. Лели (см. «Леля»). С. В. Алексеев предполагает, что под именем Д. подразумевается богиня Додола (см. «Летница» из раздела «Боги восточных и южных славян») Живе – бог ветра. Изображался в виде мужчины, облаченного в львиную шкуру, держащего в руке дубину и с лежащими у его ног быком и поросенком. Земля – одна из самых древних богинь. Почиталась всеобщей матерью и хранительницей. (см. «Мать-Земля» из раздела «Боги восточных и южных славян»). Йеша – бог грозы (?), податель счастья и несчастья. По мнению Д. Дудко, Й. мог изображаться в виде дракона-ящера и иметь схожие с ним функции (см. «Ящер»). Лада – богиня порядка, аналог вост.-слав. Лады (см. «Лада» из раздела «Боги восточных и южных славян») Ладо – предположительно бог порядка и удачи, аналог вост.-слав. Лада (см. «Лад» из раздела «Боги восточных и южных славян»). Лель – сын Лады (см. «Лада») и старший из близнецов-всадников. По мнению Прокоша, Л. – бог-заступник аристократии. Леля – другое наименование Дзидзилели (см. «Дзидзилеля») и аналог вост.-слав. Лели (см. «Леля» из раздела «Боги восточных и южных славян»). Маржана – богиня жизни и смерти, а также плодов и злаков. Возможно, что М. является своеобразной интерпретацией Мораны (см. «Морана»). Ный (Ниян) – бог, провожающий души умерших в подземное царство. Ныя (Ния) – женский аналог Ныя ( см. Ный) Погода – бог хорошего ветра и ясных дней. Полель – сын Лады (см. «Лада») и младший из близнецов-всадников. По мнению Прокоша, П. – бог-защитник простого народа и его земли. Похвист – бог бури и непогоды, аналог вост.-слав. Посвиста (см. «Посвист»). Тржи – наравне с Живе (см. «Живе») один из двух верховных богов, однако получал больше почета, являясь отцом второго. Я полагаю, что Т. является, подобно Маржане (см. «Маржана»), позитивированной интерпретацией чешск и балт.-слав. Триглава (см. «Триглав» из раздела «Боги северо-западных (Балтийских) славян» и «Боги чехов»). Боги чехов
Белбог – верховный бог, покровитель всего доброго. Аналог вост.-слав. Белобога (см. «Белобог»). Велес – бог скота, налог вост.-слав. Велеса (см. «Велес»). Изображался козлоподобным. Девана (Дзевана) – богиня охоты, дочь Перуна (см. «Перун») и Летницы (см. «Летница»). Аналог польской Дзеваны (см. «Дзевана»). Дед-Всевед – бог солнца. Изображался в виде золотоволосого человека, молодого утром и старого вечером. Дзидзилеля – богиня любви и юности. Аналог вост.-слав. Лели (см. «Леля»). Изображалась в виде нагой девушки в венке, держащей в губах розу и стоящей на колеснице, которая запряжена голубями или лебедями; по свидетельству И. Стржедовского, вместо сердца у изображения был предмет, отражающий свет или же факел. Дирцея – функции этой богини неизвестны. Сохранилось только косвенное свидетельство о ее покровительстве амазонкам. Жива – богиня жизни, аналог вост.-слав. Живы (см. «Жива»). Зелу – (по мнению Д. Дудко) бог солнца и растительности. Его статуя была отлита из золота и изображала человека, сидящего на троне. Кёрнис – (первоисточник мною утерян) бог вишни. По моим догадкам, это божество заимствовано славянами у соседей-латышей, поскольку его имя явно латышского происхождения (от «Кёрцис» – вишня). Кигала – функции этой богини неизвестны. Сохранилось лишь косвенное упоминание о единственном случае передачи через ее посредничество воли богов людям. Кирт (Кродо) – бог зимы и плодов (?). изображался в виде мужчины, стоящего босиком на рыбе и держащего в левой руке колесо с шестью спицами, а в правой – сосуд с цветами. Д. Дудко, считает его аналогом вост-слав. Родом (см. «Род»), поскольку «Mater verborum» называет его дедом Радигоста (см. «Радигост») – бога огня и солнца. У словенцев и хорватов К. обозначает «огонь» и «свет». Колесо с шестью спицами – древний символ Перуна (см. «Перун») и Рода. Таким образом, может вполне получится, что К. является аналогом бога неба и огня Сварога (см. «Сварог»). Л. Прозоров считает, что оное божество никто иной как Хорс (см. «Хорс), имя которого было преобразовано указанным образом. Климба - функции этой богини неизвестны. Красатина - функции этой богини неизвестны. Д. Дудко предполагает, что К. являлось эпитетом Лады (см. «Лада»). Красопани – эпитет Дзидзилели (см. «Дзидзилеля»). Кросина – богиня, вымаливающая у Перуна (см. «Перун») дожди. Аналог или же эпитет Летницы (см. «Летница»). Лада – богиня любви. Аналог вост.-слав. Лады (см. «Лада» из разделов «Боги восточных и южных славян», «Боги поляков»). Летница (Пеперуда, Додола) – супруга Перуна (см. «Перун»), богиня дождя. Изображалась в виде обнаженной девушки, увешанной листвой. Почиталась как мать Деваны (см. «Девана»). Морана – богиня смерти, аналог вост.-слав. Мораны. (см. «Морана» из раздела «Боги восточных и южных славян»). Согласно «Mater verborum» (с дописками Вацлава Ганки) изображалась трехликой или в виде луны, что позволяет сопоставлять ее с балто-слав. Триглой (см. «Тригла» из раздела «Боги северо-западных (балтийских) славян»). Перун – бог грозы, глава пантеона. Аналог вост.-слав. Перуна (см. «Перун»). Порвата – подземная богиня. «Mater verborum» выставляет ее аналогом латинскую Прозерпину. Прия – богиня любви и весны. Заимствована из скандинавского пантеона, где была известна как Фрейя. Радигост – бог огня, солнца и войны. Внук Кирта (см. «Кирт»). Своба – богиня свободы. «Mater verborum» ставит ее аналогом латинскую богиню Феронию. Свор – бог-зодиак. Я провожу аналогию между ним и вост.-слав. Сварогом (см. «Сварог») не только по схожести функций, но и по однокоренным именам («Сварга» - общеиндоевропейское слово, обозначающее небо). Святовит – согласно «Mater verborum» бог войны и растительности. Страчек – функции этого бога неизвестны. «Mater verborum» ставит его аналогом латинского бога Пика. Имя его означает «сорока». Также известно, что С. является сыном Сытиврата (см. «Сытиврат»). Вспомнив русскую легенду времен синкретизма о том, как черт создал сороку, чтобы та сторожила его сокровище, можно предположить, что и у чехов был аналог этого сказанья. Сытиврат – об этом божестве известно только о, что он сбежал от молний Перуна (см. «Перун») и является отцом Страчека (см. «Страчек»). «Mater verborum» ставит его аналогом латинского бога Сатурна. Исходя из вражды С. и Перуна, а так же сопоставив рассказ о его сыне Страчеке с русской легендой о созданной чертом сороке, могу предположить, что данный персонаж являлся аналогом Чернобога (см. «Чернобог»). Трибик – подземное божество эпидемий. Д. Дудко считает его аналогом Чернобога (см. «Чернобог» из раздела «Боги северо-западных (Балтийских) славян»), я же скорее склонен видеть в нем вост.-слав. Стрибога (по созвучию имен и по названию эпидемий – «поветрие»). Триглав – некое божество, имеющее, согласно «Mater verborum» три козлиные головы. Я считаю, что здесь речь идет о Т. балтийских славян (см. «Триглав» из раздела «Боги северо-западных (Балтийских) славян»). Ясонь – (по мнению Д. Дудко) бог солнца. Сноска: во многих случаях чешские боги представляются хронистами под именами латинских аналогов, что иногда упрощает работу по определению функций, но нередко, наоборот, усложняет. Также из-за вышеуказанного факта имена многих богов так и остались неизвестными.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.205 (0.1 с.) |