ТОП 10:

Месяц - одно из имен бога луны (СМ. «ВОЛОДИМИР»). В данной интерпретации он почитался как солнце мертвых. По самым архаичным поверьям, М. – неверный муж девы-солнца, а звезды – их дети.



Мокошь – изначально богиня влаги и плодородия (откуда и ведет происхождение имя «Мокошь», которое сродни словам «мокнуть» и «мокрота»). Примерно в 8-5 тысячелетии до н.э. к ее функциям прибавилась вся женская половина домашнего хозяйства (прядение, ткачество, хранение и т.д.), а имя преобразовалось в Макошь – «мать хозяйства» или «мать удела». Изображалась в виде дородной (иногда трехгрудой) женщины. На статуэтках времен неолита на ее груди изображали клубок ужей (что подтверждает ее связь с дождем и росой). На Збручском идоле М. изображена держащей рог (изобилия?). На вышивках она представлена фигурой с опущенными к земле руками или фигурой, возвышающейся над двумя другими, окружающими ее. М. представляли женой Велеса (см. «Велес») или же Стрибога (см. «Стрибог»), либо Перуна (см. «Перун»). Последний факт позволяет отождествлять ее и Летницу (см. «Летница»). Впрочем, это еще предстоит доказать. При сборе растения «Адамова голова» (см. «Адамова голова») принято поминать некую «Озимую Мать», и я допускаю, что под этим прозвищем имелась ввиду именно М., (вероятно, «Оземая» от слова «земля», поскольку зима – бесплодна и растения не входят в число ее протеже).

Морана – богиня ночи, зимы, мрака, мора и смерти. По некоторым версиям, она – дочь Чернобога (см. «Чернобог» из раздела «Боги северо-западных (Балтийских) славян»). Д. Дудко пробует представить М. богиней смены времен года, дочерью Лады (см. «Лада») и женой солнца, а богиней-губительницей выставляет некую Мару. Впрочем, за этим исследователем замечены как ненужные совмещения, так и ненужные разделения. Поэтому его теория мне кажется несостоятельной. Что же касается М., то ее отрицательную функцию подтверждают однокоренные слова из «сфер ее влияния», как «смерть», «мрак», «мор» и т.п. Однако, славяне не считали функции этой богини однозначно враждебными и вредоносными, признавая их необходимость в жизненных циклах (известно поверье, что Морана, сдирая ледяную корку с земли, извиняется перед озимыми и обязуется о них позаботиться). В конце концов, не ругать же хорошего бога за плохую «специальность». Кому-то ведь надо эту работу выполнять. Из этих поверий и произошло заблуждение Дудко относительно М.

Мороз – до сих пор нет единого мнения о том, является это персонаж богом, или же духом. В первом случае – см. «Зюзя». Второго предположения я коснусь в разделе «Духи и бесы».

 

 

- Н-

 

Несреча – богиня неудачной судьбы. Изображалась в виде уродливой старухи, прядущей тонкую гнилую нить. Д. Дудко склонен отождествлять Н. С Ягой (см. «Яга»).

 

- О -

 

Обида – богиня войны (или же повода к ней). Изображалась в виде девы с лебедиными крыльями.

Облупа – один из спутников Ярилы (см. «Ярило»). Предположительно – бог чревоугодия.

Овсень (Таусень) – относительно функций этого божества существуют две версии. Согласно первой, он – бог осени, о чем говорят его имя и посвященные ему праздники. Согласно другой, он – новогоднее божество, в пользу чего говорят многочисленные упоминания О. в песнях под праздник Нового Года и во время Колядок. Я склонен считать правильными обе версии, поскольку в старину Новый Год в некоторых областях Руси праздновался именно осенью. Считалось, что О. ставит мосты идущим праздникам. Представляли его в виде всадника, сидящего на коне или свинье. Кстати, не менее аргументирована и версия С.В.Алексеева, который проводит тождественность О. и балтийского бога зари Усиньша. О. Шаповалова предполагает, что имя О. происходит от германского Awsten, которое, в свою очередь, происходит от латинского Avena. Оба слова обозначают «посев».

 

 

- П -

 

Пек – украинский бог огня (нередко – огня Нави). Его имя и функции обогатили лексикон такими понятиями, как «печь» (сущ., глаг.), «пекло» (сущ., глаг.), «печенье» и т.д.

Переплут – (по версии Б. А. Рыбакова) другое проявление Семаргла (см. Семаргл). Изображался П. В виде птицы с человеческой головой, на которую на которую надет колпак (др. рус. головной убор). Сейчас ожидаются новые факты, подтверждающие или опровергающие теорию Рыбакова.

Перун - бог грозы и войны, символ небесного правосудия. С выдвижением у славян на первый план военной знати он понемногу становился ее богом, а Первая религиозная реформа князя Владимира сделала П. на недолгое время главой славянского пантеона. Этот бог почитался как первый сын Сварога (см. «Сварог»). Изображался он в виде седоголового рыжебородого пожилого воина в полном доспехе, держащего в руке либо палицу, либо яркий драгоценный камень, символизировавший в этом случае молнию. В заговоре, направленном на защиту в битве, центральной фигурой является некий «Пастух чугунный», который является отцом стали и оружию, а сам сидит в железном море на медном столбе. В обережном заговоре на свадьбу поминают сидящего на дубу «железного мужа», который высматривает порчельников и карает их, а саму порчу отворачивает от людей его лук. В заговоре на кулачный бой есть воззвание к «мастеру-мужу», что рубит булатным топором дуб на Океане, а суть заговора сводится к просьбе, чтобы бойцы валились от заговаривающего, как щепа от дуба. Я допускаю, что эти заговоры отражает представления славян о данном боге. По версии Т. Муравьевой, П. сопровождали полубоги Гром, Молния, Дождь и Ураган. А. Н. Афанасьев же приводит архаичное поверье, согласно которому, солнце – супруга П.

Пинай – один из спутников Ярилы (см. «Ярило»). Предположительно – бог пьянства.

Погода – одно из называемых имен одного из братьев-ветров (см. «Ветра»). Согласно некоторым мнениям, П. является конкретно богом летнего ветра. Однако, заслуживает внимания и версия, представляющая его богом дня.

Подага - одно из называемых имен одного из братьев-ветров (см. «Ветра»). Согласно некоторым теориям, П. является конкретно богом южного ветра и хорошей погоды. Однако существование данного бога у восточных славян несколько спорно.

Полель – существует две версии относительно этого божества. Согласно первой (по Мизунам), он является вторым сыном Лады (см. «Лада») и покровителем брака. Согласно другой, он – второй из двух близнецов-всадников и его функции точно не установлены.

Полудник - одно из называемых имен одного из братьев-ветров (см. «Ветра»). По его имени можно предположить, что он был богом южного ветра.

Полуночник - одно из называемых имен одного из братьев-ветров (см. «Ветра»). По его имени можно предположить, что он был богом северного ветра (который, кстати, всегда выступал, как старший из братьев)

Посвист (Похвист, Позвист) – существует две версии относительно этого бога. Согласно первой, он – один их братьев-ветров (см. «Ветра») и бог северной бури. Согласно другой – это имя или эпитет бога ветра (см. «Стрибог»), который существовал в единственном числе (см. «Ветра»).

Правда – (согласно версии Д.Дудко) один из эпитетов Лады (см. «Лада»). Если эта версия подтвердится, то пополнит собой коллекцию примеров бинарности в славянской религии.

 

- Р -

 

Рада – (согласно версии А. Асова) богиня радости и дочь Даждьбога (см. «Даждьбог»). Конечно, верить Асову - значит выставить себя на вполне заслуженное этой глупостью посмешище, однако существование этой богини вполне допустимо ввиду наличия в русском лексиконе слов «радость», «радение» и «радуга».

Рарог(Рарух, Ярок)– бог огня в соколином воплощении.

Род – бог-создатель Вселенной (иначе – протодемиург). Его также именуют Белобогом (см. «Белобог») или Дыем (см. «Дый») и вменяют в его функции не только создание мира и рождение богов, но и явления дождя, шаровых молний, плодородие и деторождение. Согласно древне-русскому апокрифу «Голубинной книге», из лица Р. произошло солнце, из очей – звезды, из груди – месяц, из бровей – зори, из дум – ночь, из дыхания – ветры, из слез – дождь и снег, из голоса – гром и молния. Изображался в виде четырехликого божества (Збручский идол). Я предполагаю, что Р. – это не имя отдельного божества, а обозначение всего славянского пантеона (что, впрочем, нуждается в дополняющих или опровергающих фактах).

Рожаница – (согласно словарю С. Серова) дева судьбы. Согласно же большинству современных мнений (Б Рыбаков, Д. Дудко и пр.), Р. является эпитетом для двух древнейших богинь у славян – Лады и Лели (см. «Лада», «Леля»), отвечавших за приплод зверей и людей.

Росодавица – богиня росы. Первоисточник, к сожалению, мною утерян, поэтому сложно сказать, была ли Р. отдельной богиней или просто эпитетом Мокоши (см. «Мокошь»).

 

 

- С -

 

 

Сварог – бог неба и кузнечного ремесла, сын Рода (см. «Род»), отец богов и людей, научивший последних ковать железо и пахать землю. Изображался в виде седого могучего старика с кузнечными клещами.

Сварожич – именование по отчеству четвертого сына Сварога (см. «Сварог»)– бога огня (см. «Жыж», «Пек», «Рарог», «Радигост»).

Семаргл – существует семь версий о природе этого божества. Согласно первой (датируемой XI веком), существовали два отдельных божества – Сим и Ргл (Регл). Однако против этого говорят неславянское звучание имен, отсутствие подробных описаний этих божеств и наличие в более раннем первоисточнике упоминаний о С. как об одном конкретном божестве. Слависты XVIII-XIX веков умудрились превратить С. сразу в двух богинь – Зимцерлу и Зимстерлу, что говорит только о невысоком уровне знаний исследователей того времени. А. С. Орлов и В. А. Георгиев считали С. богом подземного царства (Нави), что, в общем-то, никак не аргументировали. Не отставал от всех и А. Асов, превративший С. в бога огня и кузнечного ремесла, этакого напарника Сварога (см. «Сварог»). Впрочем, «первоисточники» Асова давно являются примером того, как легенды «высасываются из пальца». Ю. Д. Петухов видел в С. варяжского «Семиглава» - Ругевита (см. «Ругевит»), которго на Русь принесли дружины Рюрика. Изложение данной теории очень плохо снабжено аргументами, поэтому вряд ли может считаться правдоподобным. Лев Прозоров считал, что летописец совершил описку, а имя бога следует читать «Сем Ерыл», т.е. Семик-Ярило. Мне наиболее приемлемыми кажутся версии и исследования в этой области Б. А. Рыбакова, который вывел связь между славянским Семарглом и азиатским Сэнмурвом (Симургом), а также указал изображения последнего на трипольских сосудах. Итак, согласно Рыбакову, С. – божественный крылатый пес, охраняющий семена и ростки на засеянных полях. Иранское имя можно объяснить более поздним контактом со скифами.

Сиверко – одно из называемых имен одного из братьев-ветров (см. «Ветра»), предположительно – северного ветра.

Славута – (по моей версии) прародитель рек. С.В. Максимов приводит легенду, согласно которой три реки – Волга, Днепр и Сожа (см. «Волга», «Днепр», «Сожа») являются детьми и наследниками некого слепого старика. Памятуя о том, что реку Днепр часто величали Славутичем, я склонен считать, что того самого старика звали С.

Сожа - (по легенде приводимой С.В. Максимовым) божество одноименной реки. Дочь Славуты (см. «Славута»), сестра Днепра (см. «Днепр») и Волги (см. «Волга»). Обманутая братом, она лишилась своего наследства, и была вынуждена взять то, что предполагалось отдать Днепру – мхи и болота.

Среча – богиня хорошей судьбы. Изображалась в виде молодой красивой пряхи. Я склонен отождествлять ее с Мокошью (см. «Мокошь»), а Д. Дудко – с Ладой (см. «Лада»).

Стрибог – бог ветра и отец братьев-ветров (см. «Ветра»). Некоторые исследователи (в т.ч., к сожалению, и Б. Рыбаков) выводят происхождение этого имени от иранских корней и, переведя имя, как «возвышенный бог», полагают, что оно являлось всего лишь эпитетом Сварога (см. «Сварог»), однако, против этой теории говорят такие факты:

а) наличие в русском языке слов «стремительность», «быстрота», «стрела», «стриж», которые связаны не с возвышением, а, скорее, с резкими движениями или полетом;

б) наличие в южнославянских легендах таких персонажей, как Стриги (см. «Стрига»), которые изображались в виде летающих демонов (что, согласитесь, значительно ближе к образу ветра, нежели неба).

Так что мне представляется бесспорным прямое отношение С. к ветру. Изображался/представлялся он в виде лысого старика.

 

- Т -

 

Талака – белорусская богиня урожая. Изображалась в виде девушки в пшеничном венке, в белом покрывале и со снопом в руке.

Троян – существование этого божества спорно, а о его функциях ведутся споры: одни считают Т. прозвищем Триглава (см. «Триглав» из раздела «Боги чехов» и из раздела «Боги северо-западных (Балтийских) славян»), другие (основываясь на легенде о растаявшем царе Трояне) – богом зимы. Т. Муравьева же, не совсем понятно почему, предполагает, что речь идет о солнечном божестве. В болгарских и сербских сказаниях говорится о Т., как о чудовище, пожиравшем тремя ртами рыбу, скот и людей. Лично я предполагаю, что это божество заимствовано славянами у болгар. И мотивирую это следующим:

1) Обе легенды – и о трехротом чудовище и о растаявшем царе наличествуют только у народов южных славян – болгаров и сербов, в то время как в ранних славянских источниках Трояна не упомянуто среди богов;

2) Троян упоминается в интерпритационных переводах греческих апокрифов “Хождении Богородицы по мукам” и “Слове и откровении святых апостол”, т.е.е перечисленные там боги – сборная солянка окружавших Византию славянских народов, наиболее близкими из которых были Болгары.

3) «Слово о полку Игореве» содержит такие сравнения и метафоры как встречаются «Трояновы» века, «Троянова» тропа и «Троянова» земля, и там же упоминается имя Боян, которое имеет аварское происхождение и наличествовало у болгар (аварский каганат, основанный Бояном существовал с середины VI века по середину VIII на территории Подунавья, в середине VII века в Болгарии к власти пришел полуант Безмер-бат-Баян, у болгарского царя Симеона (начало x века) был сын - Михаил Боян).

Тур – зооморфный бог плодородия, эротических обрядов и кровавых жертвоприношений. По моим предположениям (на основе аналогии Д. Дудко), он являлся самой древней формой проявления бога Ярилы (см. «Ярило»).

- Х -

 

Хорс – бог солнечного диска. В связи с иранским именем, его появление в славянском пантеоне связывают с контактами славян и скифов, которые датируются 7 в. до н.э.

 

 

- Ц -

 

Царь Морской – (согласно исследованиям Д.Дудко) властелин вод, стоящий по своей природе между богами и духами.

Цеца – белорусская богиня лета. Изображалась в виде пожилой дорожной женщины с плодами в руках (кстати, все эти черты присутствуют и в образе Мокоши (см. «Мокошь»), что позволяет проводить аналогии).

 

 

- Ч -

 

Чур – бог границ и охраны. По моему мнению, Ч. именуется легендарный прародитель – обожествленный человек или зверь, откуда и пошло понятие «пращур».

 

 

- Ю -

 

Южный – одно из называемых имен одного из братьев-ветров (см. «Ветра»).

 

- Я -

 

Яга – (по версии Д. Дудко) жена Чернобога (см. «Чернобог» из раздела «Боги северо-западных (Балтийских) славян»), прародительница нечисти и охранница врат Нави. Изображалась в виде огромной уродливой старухи с железными грудями и костяной ногой. Существование этого персонажа среди богов можно было бы считать спорным, если бы не три ее особенности, говорящие за божественную природу:

а) «Ладити» и «ягати (ругаться)» – слова-антонимы, и, если уж такой персонаж, как Лада (см. «Лада») является божеством не из последних, то можно подозревать что, что и Яга являлась богиней, а не обычной ведьмой, как принято считать;

б) в сказках часто встречается не одна, а сразу три Я., что может говорить о трехликости[18], а эта черта в славянских верованиях встречается только у богов (напр. Тржи (см. «Тржи»), Триглав (см. «Триглав» из раздела «Боги северо-западных (Балтийских) славян» и «Боги чехов») и Тригла (см. «Тригла»));

в) в ряде сказаний, Я. выступает как мать змеев или другой нечисти, откуда в лексикон и пошло выражение «чертова бабушка», что тоже может указывать на ранг Я., как на значительно превышающий ранг обычной ведьмы.

Большинство ученых на данный момент придерживаются схожей точки зрения.

В заговоре на «присушку», колдующий просит бесов собрать и наслать на человека тоску, а Ягу – разжечь свою печь, как сердце присушаемого; в двух других заговорах имеется аналогичный сюжет и схожий персонаж, только в одном случае, она названа «Бабой-Сводницей», а в другом «толстой бабой – сатаниной угодницей».

Я предполагаю, что образ Я. не всегда был отрицательным. Возможно, что в древности она была не просто лесной богиней и хранительницей врат Нави, но и первоисточником дождя (старое поверье представляет проливной дождь слезами Я.), а также, быть может, дарительницей лесных плодов (ягода ß ягодар ß дар Яги).

Ярило (Ярун (по мнению П. И. Мельникова - Яр-Хмель)) - очень “многофункциональный” бог . Сферу его влияния входят: плодородие земли и плодовитость людей, любовь и секс, ярость и жизненная энергия, цвета, краски и даже солнце (по версии Т. Муравьевой – солнце весеннее). Почитался как третий сын Сварога (см. “Сварог”). Изображался в виде молодого всадника на белом коне, держащего в одной руке колосья, а в другой – череп. Я. также символизировала кукла в виде мужчины/старика с огромным пенисом. В заговорах охотников, направленных на удачу в их промысле, часто поминается “Жубрило”, которого называют белым всадником на белом коне, или некий “Христос с белой плетью”.

Ящер – сохранившийся в песнях, преданиях и изображениях архаический персонаж. Считался водяным зверобогом, который глотает и выпускает солнце. Возможно, что Я. почитался как бог воды и ночи. По сохранившейся игре в “Яшину невесту” можно предположить, что ему приносились человеческие жертвы. Изображался в иде пресмыкающегося, схожего с крокодилом, но имеющего черты амфисбены ( две головы на разных концах туловища). В более поздних изображениях (на прялках) предстает уже в виде обычной змеи. В чурании при заговоре “на отсушку”, среди колдунов и еретиков, поминается и Я.

 

Боги поляков

Бода – функции этого бога не установлены. Д. Дудко предполагает, что это – занесенный скандинавами Вотан, а Асов утверждает, что Б. является богом скота на основании схожести его имени и глагола «бодать».

Дзевана (Зевана, Дзевица) – богиня охоты. Имеются два вида ее изображений: первое – в виде красивой молодой девушки с луком и собаками, второе – на трипольских сосудах – в виде лучницы с кошачьей головой.

Дзидзилеля – богиня любви и юности. Аналог вост.-слав. Лели (см. «Леля»). С. В. Алексеев предполагает, что под именем Д. подразумевается богиня Додола (см. «Летница» из раздела «Боги восточных и южных славян»)

Живе – бог ветра. Изображался в виде мужчины, облаченного в львиную шкуру, держащего в руке дубину и с лежащими у его ног быком и поросенком.

Земля – одна из самых древних богинь. Почиталась всеобщей матерью и хранительницей. (см. «Мать-Земля» из раздела «Боги восточных и южных славян»).

Йеша – бог грозы (?), податель счастья и несчастья. По мнению Д. Дудко, Й. мог изображаться в виде дракона-ящера и иметь схожие с ним функции (см. «Ящер»).

Лада – богиня порядка, аналог вост.-слав. Лады (см. «Лада» из раздела «Боги восточных и южных славян»)

Ладо – предположительно бог порядка и удачи, аналог вост.-слав. Лада (см. «Лад» из раздела «Боги восточных и южных славян»).

Лель – сын Лады (см. «Лада») и старший из близнецов-всадников. По мнению Прокоша, Л. – бог-заступник аристократии.

Леля – другое наименование Дзидзилели (см. «Дзидзилеля») и аналог вост.-слав. Лели (см. «Леля» из раздела «Боги восточных и южных славян»).

Маржана – богиня жизни и смерти, а также плодов и злаков. Возможно, что М. является своеобразной интерпретацией Мораны (см. «Морана»).

Ный (Ниян) – бог, провожающий души умерших в подземное царство.

Ныя (Ния) – женский аналог Ныя (см.Ный)

Погода – бог хорошего ветра и ясных дней.

Полель – сын Лады (см. «Лада») и младший из близнецов-всадников. По мнению Прокоша, П. – бог-защитник простого народа и его земли.

Похвист – бог бури и непогоды, аналог вост.-слав. Посвиста (см. «Посвист»).

Тржи – наравне с Живе (см. «Живе») один из двух верховных богов, однако получал больше почета, являясь отцом второго. Я полагаю, что Т. является, подобно Маржане (см. «Маржана»), позитивированной интерпретацией чешск и балт.-слав. Триглава (см. «Триглав» из раздела «Боги северо-западных (Балтийских) славян» и «Боги чехов»).

Боги чехов

 

Белбог – верховный бог, покровитель всего доброго. Аналог вост.-слав. Белобога (см. «Белобог»).

Велес – бог скота, налог вост.-слав. Велеса (см. «Велес»). Изображался козлоподобным.

Девана (Дзевана) – богиня охоты, дочь Перуна (см. «Перун») и Летницы (см. «Летница»). Аналог польской Дзеваны (см. «Дзевана»).

Дед-Всевед – бог солнца. Изображался в виде золотоволосого человека, молодого утром и старого вечером.

Дзидзилеля – богиня любви и юности. Аналог вост.-слав. Лели (см. «Леля»). Изображалась в виде нагой девушки в венке, держащей в губах розу и стоящей на колеснице, которая запряжена голубями или лебедями; по свидетельству И. Стржедовского, вместо сердца у изображения был предмет, отражающий свет или же факел.

Дирцея – функции этой богини неизвестны. Сохранилось только косвенное свидетельство о ее покровительстве амазонкам.

Жива – богиня жизни, аналог вост.-слав. Живы (см. «Жива»).

Зелу – (по мнению Д. Дудко) бог солнца и растительности. Его статуя была отлита из золота и изображала человека, сидящего на троне.

Кёрнис – (первоисточник мною утерян) бог вишни. По моим догадкам, это божество заимствовано славянами у соседей-латышей, поскольку его имя явно латышского происхождения (от «Кёрцис» – вишня).

Кигала – функции этой богини неизвестны. Сохранилось лишь косвенное упоминание о единственном случае передачи через ее посредничество воли богов людям.

Кирт (Кродо) – бог зимы и плодов (?). изображался в виде мужчины, стоящего босиком на рыбе и держащего в левой руке колесо с шестью спицами, а в правой – сосуд с цветами. Д. Дудко, считает его аналогом вост-слав. Родом (см. «Род»), поскольку «Mater verborum» называет его дедом Радигоста (см. «Радигост») – бога огня и солнца. У словенцев и хорватов К. обозначает «огонь» и «свет». Колесо с шестью спицами – древний символ Перуна (см. «Перун») и Рода. Таким образом, может вполне получится, что К. является аналогом бога неба и огня Сварога (см. «Сварог»). Л. Прозоров считает, что оное божество никто иной как Хорс (см. «Хорс), имя которого было преобразовано указанным образом.

Климба - функции этой богини неизвестны.

Красатина - функции этой богини неизвестны. Д. Дудко предполагает, что К. являлось эпитетом Лады (см. «Лада»).

Красопани – эпитет Дзидзилели (см. «Дзидзилеля»).

Кросина – богиня, вымаливающая у Перуна (см. «Перун») дожди. Аналог или же эпитет Летницы (см. «Летница»).

Лада – богиня любви. Аналог вост.-слав. Лады (см. «Лада» из разделов «Боги восточных и южных славян», «Боги поляков»).

Летница (Пеперуда, Додола) – супруга Перуна (см. «Перун»), богиня дождя. Изображалась в виде обнаженной девушки, увешанной листвой. Почиталась как мать Деваны (см. «Девана»).

Морана – богиня смерти, аналог вост.-слав. Мораны. (см. «Морана» из раздела «Боги восточных и южных славян»). Согласно «Mater verborum» (с дописками Вацлава Ганки) изображалась трехликой или в виде луны, что позволяет сопоставлять ее с балто-слав. Триглой (см. «Тригла» из раздела «Боги северо-западных (балтийских) славян»).

Перун – бог грозы, глава пантеона. Аналог вост.-слав. Перуна (см. «Перун»).

Порвата – подземная богиня. «Mater verborum» выставляет ее аналогом латинскую Прозерпину.

Прия – богиня любви и весны. Заимствована из скандинавского пантеона, где была известна как Фрейя.

Радигост – бог огня, солнца и войны. Внук Кирта (см. «Кирт»).

Своба – богиня свободы. «Mater verborum» ставит ее аналогом латинскую богиню Феронию.

Свор – бог-зодиак. Я провожу аналогию между ним и вост.-слав. Сварогом (см. «Сварог») не только по схожести функций, но и по однокоренным именам («Сварга» - общеиндоевропейское слово, обозначающее небо).

Святовит – согласно «Mater verborum» бог войны и растительности.

Страчек – функции этого бога неизвестны. «Mater verborum» ставит его аналогом латинского бога Пика. Имя его означает «сорока». Также известно, что С. является сыном Сытиврата (см. «Сытиврат»). Вспомнив русскую легенду времен синкретизма о том, как черт создал сороку, чтобы та сторожила его сокровище, можно предположить, что и у чехов был аналог этого сказанья.

Сытиврат – об этом божестве известно только о, что он сбежал от молний Перуна (см. «Перун») и является отцом Страчека (см. «Страчек»). «Mater verborum» ставит его аналогом латинского бога Сатурна. Исходя из вражды С. и Перуна, а так же сопоставив рассказ о его сыне Страчеке с русской легендой о созданной чертом сороке, могу предположить, что данный персонаж являлся аналогом Чернобога (см. «Чернобог»).

Трибик – подземное божество эпидемий. Д. Дудко считает его аналогом Чернобога (см. «Чернобог» из раздела «Боги северо-западных (Балтийских) славян»), я же скорее склонен видеть в нем вост.-слав. Стрибога (по созвучию имен и по названию эпидемий – «поветрие»).

Триглав – некое божество, имеющее, согласно «Mater verborum» три козлиные головы. Я считаю, что здесь речь идет о Т. балтийских славян (см. «Триглав» из раздела «Боги северо-западных (Балтийских) славян»).

Ясонь – (по мнению Д. Дудко) бог солнца.

Сноска: во многих случаях чешские боги представляются хронистами под именами латинских аналогов, что иногда упрощает работу по определению функций, но нередко, наоборот, усложняет. Также из-за вышеуказанного факта имена многих богов так и остались неизвестными.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.129.211 (0.026 с.)