Государство и право Российской империи в начале ХХ в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство и право Российской империи в начале ХХ в.



План занятия (ОФО - 2 часа)

1. Акты конституционного значения: Манифест от 17 окт.1905 г., Основные государственные законы Российской империи (от 23 апреля 1906 г.)

2. Система органов государства по Основным государственным законам Российской империи:

2.1. Статус императора

2.2. Органы, осуществлявшие законодательную власть

2.3. Система органов исполнительной власти в Российской империи

2.4. Сущность изменений в системе государственной власти в связи с принятием нового избирательного закона в июне 1907 г.

3. Изменения в российском праве в 1905 - 1914 гг.

3.1. Права и свободы российских подданных по Основным государственным законам Российской Империи 1906 г.

3.2. Избирательное право в 1905 – 1907 гг.

3.3. Расширение личных и имущественных прав крестьян (аграрное законодательство 1906-1911 гг.)

 

Задания для самостоятельной работы

1. Акты конституционного значения: Манифест от 17 окт.1905 г., Основные государственные законы Российской империи (от 23 апреля 1906 г.)

1.1. Сравните проекты создания Государственной Думы

  По Манифесту от 6 авг. 1905 г. По Манифесту от 17 окт. 1905 г.
Способ формирования    
Полномочия    

1.2. Заполните пробел в тексте

Основные государственные законы Российской империи были приняты ______ года, они являлись ___________________________________________.

2. Система органов государства по Основным государственным законам Российской империи

2.1. Определите полномочия императора

В сфере законодательной власти  
В сфере исполнительной власти  
В сфере судебной власти  
В военной сфере  
В сфере внешних сношений  
В религиозной сфере  

 

2.2 Составьте схему, отражающую взаимодействие органов государства, участвующих в законодательном процессе.

2.3. Охарактеризуйте организационные основы высших органов государства

  способ комплектования способ ротации
Государственный Совет    
Государственная Дума    

2.4. Заполните пробел в тексте

Правило контрасигнатуры – это _____________________________.

2.5. Заполните пробел в тексте

Тип государственного устройства, который в 1905-1907 гг. существовал в России - _____________________________________.

2.6. Сформулируйте суждение

Современники характеризовали принятие нового избирательного закона в июне 1907 г. как государственный переворот потому, что _______________.

 

2.7. Охарактеризуйте чрезвычайные органы, существовавшие в период 1914-1917 гг.

  Состав Компетенция, полномочия
Особые совещания    
Чрезвычайные комитеты    
Военно-полевые суды    

 

2.8. Сформулируйте суждение

Чрезвычайные полномочия губернаторов и военных властей включали ______________________________________________________.

 

3. Изменения в российском праве в 1905 - 1914 гг.

3.1. Заполните пробелы в тексте.

- Основным источником российского права в начале ХХ века следует считать ____________________________________________________.

Общими принципами правовой политики государства, провозглашенными в «Основных государственных законах Российской империи» были ______________________________________________.

3.2. Охарактеризуйте права и свободы российских подданных по Основным государственным законам Российской Империи 1906 г.

Политические права  
Гражданские права  
Социальные права  
Религиозные права  

 

3.3. Сформулируйте суждение

Избирательное право в 1905 – 1907 гг. было основано на следующих принципах: _____________________________________________________.

 

3.3. На основе аграрного законодательства 1906-1911 гг. охарактеризуйте

изменение в личном статусе крестьян  
расширение имущественных прав крестьян  
государственное регулирование крестьянского землевладения и крестьянских платежей  

 

 

Примерная тематика творческих работ

1. Проекты «земских конституционалистов» 1902-1904 гг.

2. «Основные государственные законы Российской империи» 1906 г. – первая российская Конституция.

3. Статус главы Российского государства в начале ХХ века.

4. Права и свободы российских подданных в 1905-1917 гг.

5. Избирательное право в 1905-1917 гг.

6. Первая Государственная Дума в России

7. Вторая Государственная Дума в России

8. Третья Государственная Дума в России

9. Четвертая Государственная Дума в России

10. Правовые основы взаимодействия государства и общественных организаций в дореволюционной России (1905-1917 гг.)

11. Земства в России в начале ХХ века.

12. Городское самоуправление в Российской империи в начале ХХ века.

13. Статус государственного служащего в Российской империи в начале ХХ века.

14. Правовое положение национальных меньшинств в Российской империи в начале ХХ века.

15. Уголовное Уложение 1903 г.

 

Перечень основной и дополнительной учебной литературы и иных источников

Нормативные правовые акты

1. Манифест «Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы» (1905 г. 17 окт.)

2. Манифест «Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы(1906г., 20 февраля)

3. Свод основных государственных законов Российской империи

(1906 г., апреля 23)

Основная учебная литература:

1. Киселева, Н. В. История отечественного государства и права в схемах и таблицах: учеб. пособие. / Н. В. Киселева. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 298 с.

2. Смирнов, С. Н. История отечественного государства и права: учеб. пособие / С. Н. Смирнов, А. А. Свистунов. - М.: Проспект, 2014. - 368 с. – Гриф.

Дополнительная учебная литература

1. История отечественного государства и права: учебник /отв. ред. И. А. Исаев. - М.: Проспект, 2012. – 430 с. - Гриф.

2. История отечественного государства и права: учебник / отв. ред. И. А. Исаев. - М.: Проспект, 2014. - 432 с. – Гриф.

3. История отечественного государства и права: учебник / И. А. Исаев [и др.]; отв. ред. И. А. Исаев. - М.: Юрайт, 2012. - 432 с. - Гриф.

4. История отечественного государства и права: учеб. пособие [Электронный ресурс] / Г. Ю. Курскова [и др.] – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 647 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7043.html

5. Лаптева, Л. Е. История отечественного государства и права: учебник / Л. Е. Лаптева, В. В. Медведев, М. Ю. Пахалов. - М.: Юрайт, 2011. - 634 с. – Гриф.

6. Рассолов, М. М. История отечественного государства и права: учебник для бакалавров / М. М. Рассолов, П. В. Никитин. - М.: Юрайт, 2012. - 750 с. – Гриф.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие общественно-политические силы выработали в 1902-1904 гг. проект конституционного преобразования России?

2. Каково содержание проекта Положения о ГД, выработанного МВД весной 1905 г.?

3. Каково содержание царского Манифеста от 17 окт.1905 г.?

4. Охарактеризуйте положение императора по Основным государственным законам РИ.

5. Какие исключительные права и полномочия имел император в соответствии с Основными государственными законами Российской империи?

6. Охарактеризуйте механизм комплектования Государственного Совета.

7. Каковы были цензы для членов ГС?

8. Охарактеризуйте механизм комплектования Государственной Думы.

9. Каковы были цензы для членов ГД?

10. Кому принадлежало право законодательной инициативы по основным (конституционного значения) законам?

11. Охарактеризуйте компетенцию ГД и ГС по Основным государственным законам Российской империи.

12. Охарактеризуйте положение СМ по Основным государственным законам Российской империи.

13. Охарактеризуйте систему органов исполнительной власти по Основным государственным законам Российской империи.

14. Почему роспуск Государственной Думы в июне 1907 г. и принятие нового избирательного закона расценивалось современниками как государственный переворот?

15. Охарактеризуйте систему источников российского права в начале ХХ века.

16. На каких принципах было основано избирательное законодательство 1905-1907 гг.?

17. Какие права и свободы российских подданных были закреплены Основными государственными законами Российской империи?

18. Каковы были обязанности российских подданных по Основным государственным законам Российской империи?

19. Каково содержание положения "О правилах о собраниях" (март 1906 г.)?

20. Охарактеризуйте основные направления аграрного законодательства, обеспечивавшего реформу 1906-1911 гг.

21. Какие права получили крестьяне по аграрному законодательству 1906 г.?

22. Охарактеризуйте изменения в государственном механизме Российской империи, произошедшие в связи со вступлением России в первую мировую войну.

23. Каков был состав Особых совещаний в период 1 мировой войны?

24. Каковы были полномочия Особых совещаний в период 1 мировой войны?

25. Каковы были функции Военно-промышленных комитетов в период 1 мировой войны?

26. Каковы были особые процессуальные нормы для военно-полевых судов в 1914-1916 гг.

27. Охарактеризуйте основные тенденции в правой политике государства в период 1 мировой войны.

Тестовые контрольные задания

1. Какие общественно-политические силы выработали в 1902-1904 гг. проект конституционного преобразования России?

1. партия конституционных демократов

2. партия большевиков

3. движение земских деятелей

 

2. Проект Положения о Государственной Думе, выработанный весной 1905 г. МВД предусматривал

1. создание ГД как законосовещательного органа.

2. Создание ГД как законодательного органа

 

3. Съезды либеральной оппозиции весной 1905 г. выдвинули требование:

1. создание 2-палатного парламента на основе проведения всеобщих, равных и тайных выборов.

2. Отречения царя от власти и передачи власти Учредительному Собранию

 

4. Манифест от 17 окт.1905 г. провозглашал

1. Создание на основе всеобщих выборов Государственной Думы в качестве законосовещательного органа

2. Создание на основе всеобщих выборов Государственной Думы в качестве законодательного органа

3. установление думского контроля над исполнительной властью

4. переход к принципу разделения властей

 

5. Характеризуя положение императора по Основным государственным законам Российской империи от 26 апр. 1906 г., укажите, какое положение включено в перечень ошибочно

1. Император объявлялся носителем верховной самодержавной власти

2. Император являлся гарантом целостности России как единого и неделимого государства.

3. Особа императора объявлялась священной и неприкосновенной

4. Передача верховной власти осуществлялась на основе завещательного распоряжения императора

 

6. Каков был порядок формирования Государственного Совета (ГС) по Основным государственным законам Российской империи от 26 апр. 1906 г.?

1. ГС формировался на основе равных, прямых, тайных выборов

2. Половина членов ГС назначалась царем, другая половина избиралась дворянскими обществами, Синодом, объединениями предпринимателей, Академией наук и университетами, губернскими земскими собраниями

3. ГС формировался губернскими избирательными собраниями

4. Весь состав ГС назначался царем по его усмотрению

 

7. Государственная Дума (ГД) формировалась

1. на основе цензового избирательного права.

2. на основе представительства губерний

3. императором по его желанию

4. Половина ГД назначалась царем, другая половина избиралась дворянскими обществами, объединениями предпринимателей, Синодом, Академией наук и университетами, губернскими земскими собраниями

 

8. Каковы были цензы для членов Государственной Думы (ГД) по Основным государственным законам Российской империи от 26 апр. 1906 г.?

1. Никаких цензов не предусматривалось

2. Возраст не менее 40 лет, уплата государственных налогов

3. Возраст не менее 25 лет, различный имущественный ценз для каждой из курий

4. Возраст не менее 40 лет, образование не ниже среднего

 

9. Депутаты ГД

1. были подотчетны избирателям.

2. были неподотчетны избирателям

 

10. Характеризуя компетенцию ГД и ГС, укажите, какое положение включено в перечень ошибочно:

1. ГД и ГС не имели права контроля бюджета императорского двора, военного ведомства, МВД

2. ГД и ГС имели право законодательной инициативы, в том числе по основным (конституционного значения) законам

3. Рассматривали вопросы госбюджета (роспись доходов и расходов государства, утверждение отчета об исполнении госбюджета, разрешение госзаймов)

4. Рассматривали решения о крупных экономических проектах (отчуждение государственного имущества, постройка государственных железных дорог и крупных предприятий).

 

11. По Основным государственным законам Российской империи от 26 апр. 1906 г. в законодательной сфере император имел право

1. издавать только необходимые подзаконные акты (Повеления)

2. издавать необходимые подзаконные акты, а также нормативные указы при условии их последующего утверждения ГД

3. издавать Повеления (подзаконные акты) и Манифесты (обращения к подданным)

 

12. В отношениях императора и Совета министров

1. действовало правило контрассигнатуры

2. правило контрассигнатуры не применялось

 

13. Почему события 3 июня 1907 г. оценивается как государственный переворот?

1. Единоличное принятие нового избирательного закона нарушило соотношение полномочий властей и принципы конституционной монархии

2. Император не имел права распустить ГД

3. Новый избирательный закон был более консервативным, чем прежний

 

14. Характеризуя применение обычного права в качестве источника права, укажите ошибочное положение

1. применялись в инородческих судах,

2. применялись в мировых и волостных судах по делам о наследстве, об опеке, при решении мелких гражданско-правовых споров,

3. применялись церковными судами при рассмотрении семейных и бракоразводных дел

4. применялись в коммерческих судах при толковании договоров

 

15. Характеризуя права и свободы российских подданных по Основным государственным законам Российской империи от 26 апр.1906 г. укажите, какое положение включено в перечень ошибочно

1. неприкосновенность и охрана законных прав личности,

2. неприкосновенность жилища и собственности,

3. право менять сословную принадлежность

4. свобода перемещения, выбора места жительства, выбора профессии

5. свобода слова, печати, собраний,

6. религиозная свобода

 

16. Характеризуя Указ "О правилах о собраниях" (март 1906 г.), укажите ошибочное положение

1. публичные собрания могли проводиться только с разрешения полиции или губернатора,

2. места проведения публичных собраний должны быть удалены от правительственных учреждений;

3. запрещалось присутствие на собраниях несовершеннолетних

4. на собраниях не могли присутствовать вооруженные люди;

 

17. Характеризуя избирательное право в 1905-1906 гг., укажите ошибочное положение

1. выборы были невсеобщими: не имели избират. прав женщины, студенты и учащиеся, военнослужащие действительной службы, поденные рабочие, батраки, часть кочевых народов,

2. выборы были цензовыми:

3. выборы были неравными (неравенство сословий),

4. выборы были прямыми:

 

18. Характеризуя изменение избирательного законодательства на основе Положения о выборах от 3 июня 1907 г., укажите ошибочное положение

1. изменены границы и количество избирательным округов

2. сократилось представительство от национальных окраин

3. отменены цензы для городских избирателей

4. отменен институт обязательного крестьянского депутата от каждой губернии

 

19. Характеризуя развитие прав крестьян по аграрному законодательству 1906 г., укажите неверное положение

1. Подтверждены единые права в отношении государственной службы,

2. Установлен демократический порядок формирования общинного самоуправления (на основе тайных выборов)

3. Отменена подсудность крестьян волостному суду.

4. Ослаблено влияние общины на жизнь крестьян: отменена круговая порука, ограничена компетенция крестьянских сходов

 

20. Характеризуя изменения в Российском государстве в период 1 мировой войны, укажите неверное положение

1. власть сосредоточилась в руках монарха

2. повысилась роль ГД в контроле государственных ведомств

3. СМ большинство дел стал решать самостоятельно от имени царя.

 

21. Характеризуя полномочия Особых совещаний в 1915-1916 гг., укажите ошибочное положение

1. Имели полномочия ГД и императора по прямому всеобъемлющему регулированию экономики

2. Имели право назначать и устранять должностных лиц

3. Имели право вмешиваться в дела частных кампаний и предприятий или реквизировать предприятия.

4. Имели право без суда принимать решения о наказании лиц, нарушающих законы военного времени



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.185.22 (0.08 с.)