Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. 3. Государство и право тоталитарного периода (конец 1920-х - середина 1950-х гг. )Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Темы практических занятий: 1. Конституция СССР 1936 г. План занятия. (ОФО - 2 часа) (ЗФО на базе ВО – 1 час). 1. Разработка и принятие Конституции. 2. Общественное устройство СССР. 3. Государственное устройство СССР. 4. Высшие органы государственной власти СССР, союзных республик, автономных республик. Местные органы государственной власти. 5. Система органов государственного управления СССР и союзных республик. 6. Права, свободы и обязанности граждан. 7. Избирательная система.
2. Массовые репрессии 1930-х – 1940-х гг. План занятия (ОФО - 2 часа). Занятие проводится как деловая игра в форме судебного процесса. Рассматриваются 1. Правовая политика СССР в 1930-х гг. 2. Массовые репрессии 1930-х – 1940-х гг. 3. Судебные процессы 1930-х - 1940-х гг. 4. ГУЛАГ.
Задания для самостоятельной работы 1. Составьте схему, характеризующую реформу правоохранительных органов СССР в начале 1930-х гг. Сформулируйте вывод о значении этой реорганизации.
2. Самостоятельно изучите раздел Конституции СССР 1936 г. (гл.9, ст.102-112)и Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» 1938 г. и заполните таблицу
3. Характеризуя систему мест лишения свободы, заполните пробел в тексте и заполните таблицу. ГУЛАГ – это _________________, возникшее в ______ году на основе системы лагерей ОГПУ и учреждений (колоний), подведомственных НКВД.
4.. Составьте схему, характеризующую систему высших органов государственной власти СССР, союзных республик, автономных республик, систему местных органоввласти.
5. Составьте схему, характеризующую систему чрезвычайных органов государственной власти и управления, созданных в период Великой Отечественной войны.
6. Заполните таблицы 6.1. В Конституции СССР 1936 г. были определены
6.2. Характеризуя общественно-экономическое устройство СССР, Конституция СССР определила
7. Укажите, каковы были закреплённые в Конституции СССР 1936 г. аспекты реализации суверенных прав союзных республик (см. гл.5-7): - _________________________, - ________________________, …… 8. Охарактеризуйте права, свободы и обязанности граждан СССР по Конституции 1936 г., заполнив таблицу
9. На основе изучения Постановления ЦИК и СНК СССР «О кредитной реформе» (1930 г.) (см. Хрестоматия…, с.204-211) и постановления СНК СССР «Об изменении в системе кредитования, укреплении кредитной работы и обеспечении хозяйственного расчета во всех хозяйственных органах» (1931 г.) (Хрестоматия…, с.2012-2014) охарактеризуйте - новый порядок финансовых расчетов в советской экономике: __________; - роль Государственного банка СССР: ___________________; - границы хозяйственной самостоятельности предприятий в рамках данной системы экономических отношений: ______________.
10. На основе изучения Примерного Устава сельскохозяйственной артели (см. Хрестоматия…, с. 222-228) охарактеризуйте основные черты колхозного права
11. Изучите постановление ЦИК СССР «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик» (декабрь, 1934) (Хрестоматия…, с.221) и заполните пробелы в тексте. Изменения в процессуальные кодексы были внесены ___________(в связи с каким событием?). Были установлены сокращённые сроки производства по делам о террористических актах: ______________ (п.1,2), слушание дела проводилось _____________ (п.3), обжалование приговора и и ходатайства о помиловании ____________ (п. 4), приговор приводился в исполнение ________________ (п.5).
12. Вопрос о массовых репрессиях является существенной проблемой при изучении данного периода. Любому сознательному гражданину нашей страны следует понимать причины, содержание, значение этой трагической страницы государственно-правовой истории. Подготовьтесь к участию деловой игре. При подготовке к занятию всем студентам рекомендуется ознакомиться с текстом одного из ключевых правовых документов данного периода – с постановлением ЦИК и СНК СССР "О революционной законности" (июнь,1932 г.) (Хрестоматия…, с.216). Обратите внимание, как в данном документе определены общие задачи правоохранительной сферы. Цели и задачи деловой игры: - изучение основных событий государственно-правовой истории России в 1930-х – 1940- гг. - выработка умения анализировать политико-правовые процессы, опираясь на имеющиеся знания; - выработка умений и навыков аргументации своей политической позиции; - выработка навыков и умений, необходимых для участия в дискуссии; - выработка навыков и умений, необходимых для организации дискуссии. На этапе подготовки студенты распределяются в рабочие группы: судей (они же – организаторы процесса) – 3 человека, эксперты – 3-5 человек, стороны процесса – представители разных точке зрения (примерно равные группы по 6-7 человек). Студенты самостоятельно подбирают материал для проведения судебного процесса, для аргументации своих позиций. В ходе процесса обсуждению подлежат следующие вопросы: · Установление доказанности выдвинутых обвинений, законности процессуальных действий и обоснованности судебных решений. · Значение внесудебной юстиции в осуществлении репрессий. · Проблема личной ответственности И.В.Сталина за преступления 1930-х-1940-х гг. Обсуждение каждого вопроса дискуссии ведёт один из участников группы организаторов (судей). Его задача состоит в предварительной подготовке вопросов участникам дискуссии, направлении хода дискуссии и обострении полемики. Обсуждение каждого вопроса курирует один или несколько из назначенных экспертов. Эксперт имеет право задавать вопросы участникам дискуссии, стремясь наиболее полно выявить характеристики изучаемых позиций. Группа экспертов ведёт учёт индивидуальной активности участников дискуссии, а также поводит общие итоги полемики. Основные правила дискуссии: - любое выступление длится не более 5 минут, использование иллюстративных материалов не увеличивает общего времени выступления; - иллюстративные материалы могут быть представлены в виде раздаточного материала или в виде электронных презентаций - письменные и устные вопросы задаются в корректной форме; - выступающего не перебивают. На заключительном этапе занятия судьи и эксперты подводят общие итоги дискуссии, оценивая убедительность высказанных позиций. Преподаватель подводит итоги занятию, оценивая учебную результативность и оценивая деятельность участников игры. Участие в игре приравнивается к выполнению творческого задания и может быть оценено до 10 баллов.
Примерная тематика творческих работ 1. Шахтинское дело. 2. Репрессии в процессе осуществления коллективизации деревни (правовая оценка) 3. Следствие и судебный процесс по делу об убийстве Кирова. 4. Московский (1937 г.) процесс троцкистско-зиновьевского террористического центра 5. Московский (1937 г.) процесс по делу правотроцкистского блока 6. Дело М.Тухачевского (Процесс по делу о заговоре в Красной армии). 7. Положение ссыльнопоселенцев в СССР в 1930-1940-х гг. 8. Ленинградское дело 9. «Дело врачей» начала 1950-х гг. 10. Процесс над членами Еврейского антифашистского комитета. 11. Книга А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" - источник изучения положения заключенных в СССР в 1930-х – 1940-х гг. 12. Книга А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" – источник для изучения организации и деятельности советской лагерной системы 13. Книга А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" – источник для изучения действовавшего в 1930-х ггю советского уголовно-процессуального права 14. Книга Е.Гинзбург "Крутой маршрут" – источник для изучения положения заключенных ГУЛАГа 15. Рассказы В. Шаламова – источник для изучения положения заключенных ГУЛАГа 16. Депортация ……… народа в 1944 г.
Перечень основной и дополнительной учебной литературы и иных источников Нормативные правовые акты 1. Конституция СССР. 1936 г. 2. О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством (февраль, 1930). 3. О революционной законности (июнь, 1932). 4. Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности (август, 1932). 5. О дополнении положения о преступлениях государственных (контрреволюционных)… статьями об измене Родине (июнь, 1934). 6. О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик (декабрь, 1934). 7. О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик (август, 1938). 8. Об ответственности за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции… (июль, 1940). 9. Об уголовной ответственности несовершеннолетних (май, 1941). 10. Об отмене смертной казни (май, 1947) 11. Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества (июнь, 1947) 12. Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну (июнь, 1947) 13. О применении смертной казни к изменникам Родины, шпионам, подрывникам-диверсантам (январь, 1950) Основная учебная литература: 1. Киселева, Н. В. История отечественного государства и права в схемах и таблицах: учеб. пособие. / Н. В. Киселева. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 298 с. 2. Смирнов, С. Н. История отечественного государства и права: учеб. пособие / С. Н. Смирнов, А. А. Свистунов. - М.: Проспект, 2014. - 368 с. – Гриф. Дополнительная учебная литература 1. История отечественного государства и права: учебник /отв. ред. И. А. Исаев. - М.: Проспект, 2012. – 430 с. - Гриф. 2. История отечественного государства и права: учебник / отв. ред. И. А. Исаев. - М.: Проспект, 2014. - 432 с. – Гриф. 3. История отечественного государства и права: учебник / И. А. Исаев [и др.]; отв. ред. И. А. Исаев. - М.: Юрайт, 2012. - 432 с. - Гриф. 4. История отечественного государства и права: учеб. пособие [Электронный ресурс] / Г. Ю. Курскова [и др.] – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 647 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7043.html 5. Лаптева, Л. Е. История отечественного государства и права: учебник / Л. Е. Лаптева, В. В. Медведев, М. Ю. Пахалов. - М.: Юрайт, 2011. - 634 с. – Гриф. 6. Рассолов, М. М. История отечественного государства и права: учебник для бакалавров / М. М. Рассолов, П. В. Никитин. - М.: Юрайт, 2012. - 750 с. – Гриф.
Контрольные вопросы для самопроверки 1. Охарактеризуйте основные черты советского государства в 1930-х – первой половине 1950-х гг. 2. Перечислите высшие органы СССР по Конституции 1936 г. и укажите их полномочия. 3. Укажите основные звенья судебной системы СССР (по закону «О судоустройстве…» 1938 г.). 4. Какие органы фактически имели судебные полномочия, хотя не являлись звеньями судебной системы СССР? 5. Сколько союзных республик было в составе СССР в конце 1930-х гг.? 6. Сколько республик было в составе СССР к началу Великой Отечественной войны? 7. Какие черты советского государства 1930-х гг. позволяют считать его тоталитарным? 8. Какие черты советского государства 1930-х гг. позволяют считать его авторитарным? 9. Какие черты свидетельствуют об утверждении в СССР в 1930-х гг. административно-командной системы? 10. Каковы источники советского права в 1930-х - 1940-х гг.? 11. Каковы основные черты советского права 1930-х - 1940-х гг.? 12. Признавалось ли в Конституции СССР 1936 г. право граждан на свободу передвижения и выбор места жительства? Почему? 13. Какие формы собственности признавалась в СССР в 1930-х гг.? 14. Какие имущества могли являться только государственной собственностью по Конституции СССР 1936 г.? 15. Сократилась или возросла самостоятельность союзных республик в бюджетной сфере в начале 1930-х гг.? 16. В чем выразилась проявившаяся в конце 1930-х гг. тенденция к регулированию трудовых отношений нормами уголовного права? 17. В чем выразилось общее ужесточение уголовного права в 1930-х гг.? 18. Какие процессуальные нормы 1930-х гг. характеризуются как «чрезвычайные»? 19. Какой государственный орган имел высшие полномочия в период Великой Отечественной войны? 20. Какие новые права получили союзные республики в период Великой Отечественной войны? 21. Какие новые виды наказаний появились в советском уголовном праве в период Великой Отечественной войны? 22. Как изменились нормы избирательного права в послевоенный период?
Тестовые контрольные задания 1. Характеризуя концепцию советской государственности в конце 1920-х – 1930-х гг., укажите, какая из следующих характеристик является ошибочной: 1. Идеологическим обоснованием государства являлся вывод о возможности построения социализма в одной стране 2. В связи с выводом о неизбежности новых мировых войн государство имело мобилизационный характер 3. Был сделан вывод не только об отрицании мирового опыта государственности, но и о необходимости усилить изолированность от зарубежья 4. Был сделан вывод о том, что в процессе строительства социализма классовая борьба внутри СССР постепенно затухает 2. Характеризуя положение ВКП(б) в советском государстве, укажите, какое из приведенных ниже положений является ошибочным: 1. Коммунистическая партия предварительно решала все основные вопросы государственной политики 2. ВКП(б) директивно руководила всем советским государством 3. Только ВКП(б), в соответствии с Конституцией, имела право законодательной инициативы 4. ВКП(б) осуществляла номенклатурную кадровую политику в государственных органах и общественных организациях 3. Характеризуя полномочия органов государственной безопасности в 1930-х гг., укажите, какое положение включено в перечень ошибочно: 1. Надзор (в т.ч. негласный) за населением с целью выявления и учета неблагонадежных 2. Ведение оперативно-розыскной деятельности 3. Право административной высылки 4. Осуществление квазисудебной репрессии через Особое совещание и его филиалы на местах 5. Право нормотворчества при самостоятельном определении вида и меры наказания для обвиняемого
4. В результате паспортизации населения в 1932 г. 1. Паспорта получили все граждане СССР, достигшие 16-летнего возраста 2. Паспорта получили только жители городов и рабочих поселков 3. Паспорта получили все граждане СССР, кроме лиц, освободившихся из мест лишения свободы 4. Паспорта получили те граждане СССР, которые имели рабоче-крестьянское происхождение
5. Доктринальной основой Конституции СССР 1936 г. был вывод 1. об установлении в СССР диктатуры пролетариата 2. о победе социализма в СССР 3. о построении в СССР развитого социалистического общества
6. Высшим органом власти СССР по Конституции 1936 г. был 1. Съезд Советов СССР 2. однопалатный Верховный Совет СССР 3. двухпалатный Верховный Совет СССР 4. Центральный исполнительный комитет 7. По Конституции 1936 г. органами Советской власти на местах являлись 1. местные съезды Советов 2. местные Советы депутатов трудящихся 3. Исполкомы местных Советов 8. По Конституции 1936 г. 1. сохранялось неравенство городских и сельских избирателей при формировании органов власти 2. устранялось неравенство городских и сельских избирателей при формировании органов власти
9. Понятием «спецпереселенцы» в 1930-х гг. обозначали 1. участников строительства крупных индустриальных объектов в Сибири и на Дальнем Востоке, имевших льготы 2. лиц, сосланных в административном порядке 3. лиц, охваченных трудовыми мобилизациями 10. Характеризуя судебную систему СССР в соответствии с законом 1938 г., укажите, какое положение является ошибочным: 1. Предусматривались следующие нормы правосудия: несменяемость судей, подчинение судей только закону, гласность, право обвиняемого на защиту 2. Предусматривалась ликвидация всех специальных судов, в т.ч. военных трибуналов и транспортных судов, а также квазисудебных органов 3. Произошла унификация судебной системы: состав судов всех уровней включал судью и двух заседателей 4. На ВС СССР возлагалась обязанность надзора за судебной деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик 11. В процессе реорганизации органов государственной безопасности в1934 г. система исполнения наказаний 1. была полностью передана органам НКВД 2. была выведена из ведомственного подчинения и передана в ведение местных Советов 12. ГУЛАГ это 1. система исправительно-трудовых учреждений, подчиненная Наркомату юстиции и сочетавшая функции мест заключения и хозяйственных организаций 2. система исправительно-трудовых учреждений, включенная в структуру органов государственной безопасности и сочетавшая функции мест заключения и хозяйственных организаций 3. система исправительно-трудовых учреждений, контролируемая местными Советами и используемая ими для решения местных хозяйственных задач 13. Характеризуя черты правовой политики 1930-х гг., укажите, какое положение из ниже перечисленных является неверным: 1. классовость 2. применение принципа аналогии 3. гуманизм 4. идеологизация права 5. политизация права 14. Характеризуя общие черты советского права 1930-х гг., укажите, какое из перечисленных положений является неверным: 1. Происходит дальнейшая специализация, на этой основе идет складывание новых отраслей советского права 2. Преодолевается классовая тенденциозность права 3. Усиливается декларативность конституционных правовых норм 4. Усиливается регулирующая роль государства во всех сферах
15. По Конституции 1936 г. единственным полномочным законодательным органом СССР был 1. Съезд Советов СССР 2. Совет Союза Верховного Совета СССР 3. двухпалатный Верховный Совет СССР 4. Центральный исполнительный комитет 16. Советское Хозяйственное право регулировало 1. отношения, связанные с объектами государственной собственности 2. все отношения в экономической сфере
17. В советском Хозяйственном праве утвердилось понимание договора 1. как свободного соглашения хозяйствующих субъектов 2. как способа реализации плановых и директивных заданий 3. как средства осуществления хозрасчетных отношений между предприятиями
18. Характеризуя советское Финансовое право 1930-х гг., укажите, какое положения является ошибочным: 1. Государственный банк становился единственным кредитным центром 2. Коммерческое кредитование было запрещено 3. Все республики и области были переведены на финансирование за счет единого государственного бюджета 4. Укреплены финансовые основы местных Советов за счет повышения значения местных налогов и сборов
19. Источниками Колхозного права являлись 1. Колхозные Кодексы 1930 г. и 1935 г. 2. Примерный Устав сельхозартели 1930 г. и 1935 г. 3. Кодекс законов СССР о колхозах 1935 г. 4. Законы СССР о коллективизации сельского хозяйства 1929 г. и 1935 г. 20. Основным содержанием налоговой реформы 1930-1931 гг. было 1. установление для предприятий обязательных платежей в государственный бюджет при сохранении местных налогов и сборов 2. замена всех разнообразных платежей двумя обязательными платежами в бюджет (налогом с оборота для социалистических предприятий и отчислением от прибыли для государственных предприятий)
21. В Гражданском праве 1930-х гг. было закреплено, что 1. субъектом государственной собственности является каждое отдельное предприятие 2. субъектом государственной собственности является местный орган отраслевого управления 3. субъектом государственной собственности государство в целом, реализуя свои права через соответствующий отраслевой комиссариат или государственный комитет 22. В Гражданском праве 1930-х гг. устанавливалось, что субъектом колхозно-кооперативной собственности могут быть 1. отдельные колхозники и мелкие предприниматели 2. отдельные колхозы, кооперативные предприятия 3. органы управления колхозным сектором экономики в целом
23. Характеризуя Трудовое право 1930-х гг., укажите, какое положение включено в перечень ошибочно: 1. Установлены единые нормы труда и отдыха для всех трудящихся 2. Установлена для всех трудоспособных обязанность трудиться 3. Установлен общий принцип оплаты труда по его количеству и качеству 4. В государственном секторе установлена заработная плата на основе единых тарифных норм и расценок 5. Запрещен самовольный переход рабочих с одного предприятия на другое 6. Установлено свободное трудоустройство выпускников вузов и техникумов 7. Установлены меры уголовной ответственности за нарушение трудовой дисциплины
24. Характеризуя основные черты Уголовного права 1930-х гг., укажите, какое положение включено в данный перечень ошибочно: 1. Расширилось использование объективного вменения 2. Установлен запрет на расширительное толкование закона с целью отделить общеуголовные преступления от контрреволюционных 3. Мерами уголовного права регулировались вопросы, относящиеся к другим отраслям права 4. Ужесточена система наказаний
25. Характеризуя основные изменения в деятельности конституционных органов государства в 1941-1945 гг., укажите, какое положение включено в перечень ошибочно: 1. Были нарушены сроки выборов в Советы всех уровней, полномочия Советов продлены 2. Сессии Советов созывались нерегулярно, полномочными признавались сессии, не имеющие кворума 3. Повысилась роль постоянно действующих исполнительно-распорядительных органов Советов 4. Законодательные полномочия были сосредоточены исключительно в СНК
26. Характеризуя Государственный комитет обороны как чрезвычайный орган государственной власти и управления в 1941-1945 гг., укажите, какое положение включено в перечень ошибочно: 1. ГКО был создан в составе членов ЦК ВКП(б), Президиумом ВС СССР и СНК СССР 2. Все государственные органы были обязаны подчиняться решениям ГКО 3. ГКО имел высшие законодательные полномочия 4. ГКО не имел своего аппарата и действовал через другие государственные органы 5. ГКО действовал через своих уполномоченных на местах
27. В период Великой Отечественной войны семейным правом устанавливалось, что 1. только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов 2. фактические брачные отношения имеют те же юридические последствия, что и зарегистрированный брак
28. В послевоенный период (1945 – нач.1950-х гг.) 1. деятельность Верховного Совета СССР была полностью приведена в соответствие с конституционными нормами 2. деятельность Верховного Совета СССР осуществлялась с нарушением конституционных норм периодичности созывов и вопросов компетенции
29. В послевоенный период (1945 – нач.1950-х гг.) было установлено, что браки с иностранцами 1. запрещены 2. заключаются на общих основаниях 3. заключаются по специально установленным правилам
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.41.252 (0.01 с.) |