Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел (модуль) 1. Возникновение и развитие древнеРусской государственности.↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Н.В.Киселёва
Практикум по дисциплине «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
Ростов-на-Дону
Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» Ростовский филиал
Н.В.Киселёва
Практикум по дисциплине «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
Ростов-на-Дону
Автор: Н.В.Киселева, профессор кафедры теории и истории государства и права Ростовского филиала Российской таможенной академии, доктор исторических наук, профессор
Ответственный за выпуск: Н.В.Киселева, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Ростовского филиала Российской таможенной академии, доктор исторических наук, профессор
Рецензенты: М.Б.Смоленский, профессор кафедры гражданского права Ростовского филиала Российской таможенной академии, доктор социологических наук, кандидат юридических наук, профессор
М.В.Алексеева, доцент кафедры теории конституционного и международного права Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат юридических наук.
Практикум одобрен на заседании кафедры __________________________ (наименование кафедры) (протокол от «___»__________ 20___ г. № ____)
© Российская таможенная академия, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение …………………………………………………………………с.6 РАЗДЕЛ (Модуль) 1. Возникновение и развитие древнерусской государственности …………………………………………………………….с.7 Тема 1.1. Возникновение древнерусского государства……………….с.7 Тема 1.2. Древнерусское государство и право (Х – ХII вв.)……….....с.10 Тема 1.3. Государство и право русских земель в период удельной раздробленности (ХIII-ХIV вв.) ……………………………………….….....с.20
Раздел 2. Российское государство и право в ХV-ХVIII веках….с.25 Тема 2.1. Российское государство и развитие права в ХV – ХVII вв..с.25 Тема 2.2. Модернизация российского государства и права в период становления абсолютизма (ХVIII в.) …………………………………….…..с.39
Раздел 3. Реформирование российского государства и права в ХIХ веке …………………………………………………………………………….с.53 Тема 3.1. Развитие государства и права российской империи в 1-й половине ХIХ в………………………………………………………………..с.53 Тема 3.2. Российское государство и право в период осуществления буржуазных реформ и контрреформ (2-я половина ХIХ в.) …………........с.63
Раздел 4. Государство и право России в начале ХХ веке………с.71 Тема 4.1. Государство и право Российской империи в начале ХХ в. с.71 Тема 4.2. Российская государственность и право в период буржуазно-демократической революции 1917 г. …………………………………..…...с.79
Раздел 5. Советское государство и право………………………...с.84 Тема 5.1. Становление советского государства и права (октябрь 1917 - 1920 гг.) ………………………………………………………………………с.84 Тема 5.2. Советское государство и право в 1920-х гг………………с.98 Тема 5.3 Государство и право тоталитарного периода (конец 1920-х - середина 1950-х гг.) ……………………………………………………..…с.105 Тема 5.4. Советская государственно -правовая система в условиях кризиса советской модели социализма (середина 1950-х – 1991г.) ……с.116
Раздел 6. Российское государство и право в конце ХХ – начале ХХI веков ………………………………………………………………………..с.125 Тема 6.1. Государство и право постсоветской России. …………..с.125 Тема 6.2. Государственно-правовое развитие России в начале ХХI века ………………………………………………………………………….с.126
Применение балльно-рейтинговой системы для проверки результатов обучения ……………………………………………………с.128 Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену и зачёту ……………………………………………………………………….с.130
Практикум предназначен для студентов очной и заочной форм обучения с целью оказания им помощи в освоении основных положений учебной дисциплины «История отечественного государства и права», организации их самостоятельной работы и самоконтроля Практикум содержит: - тематику аудиторных практических занятий с указанием тех конкретных вопросов, к обсуждению которых необходимо подготовиться; Предварительная подготовка к обсуждению вопросов практического занятия предполагает составление опорного конспекта или развёрнутого плана по каждому вопросу данного занятия. - комплекс заданий для самостоятельной работы студентов по каждой теме, выполнение которых способствует усвоению учебного материала, овладению необходимыми компетенциями, выработке профессионально ориентированных умений и навыков; Задания в форме таблиц, схем, развёрнутых суждений следует выполнять в тетради. Их выполнение позволяет более чётко определить важнейшие аспекты тех вопросов, которые рассматриваются на практических занятиях. При решении казусов, составлении проектов судебных решений следует ссылаться на соответствующие статьи изучаемых нормативных актов. - примерную тематику творческих работ по изучаемым темам; Творческие работы могут выполняться в форме рефератов, эссе, компьютерных презентаций. - перечень изучаемых нормативных актов, обязательной и дополнительной литературы по каждой теме; - контрольные вопросы для самопроверки, которые являются основой для подготовки к контрольным собеседованиям; - тестовые проверочные задания; - примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену.
Введение
Задания для самостоятельной работы 1. Дайте определение следующим понятиям: Наука «История отечественного государства и права» изучает ______. Объектом науки «История отечественного государства и права» является _________. Предмет науки (учебной дисциплины) «История отечественного государства и права» - ______________ Методы науки (учебной дисциплины) «История отечественного государства и права»: _______________
2. Определите, с какими другими историко-правовыми, теоретическими, отраслевыми юридическими науками и учебными дисциплинами связана наука и учебная дисциплины «История отечественного государства и права»
3. Укажите функции науки «История отечественного государства и права» и кратко раскройте их содержание
4. Определите, какие критерии лежат в основе современной периодизации истории отечественного государства и права: ______________.
Перечень основной и дополнительной учебной литературы Основная учебная литература: 1. Смирнов, С. Н. История отечественного государства и права: учеб. пособие / С. Н. Смирнов, А. А. Свистунов. - М.: Проспект, 2014. - 368 с. – Гриф. Дополнительная учебная литература 1. История отечественного государства и права: учебник / отв. ред. И. А. Исаев. - М.: Проспект, 2014. - 432 с. – Гриф. 2. История отечественного государства и права: учеб. пособие [Электронный ресурс] / Г. Ю. Курскова [и др.] – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 647 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7043.html 3. Лаптева, Л. Е. История отечественного государства и права: учебник / Л. Е. Лаптева, В. В. Медведев, М. Ю. Пахалов. - М.: Юрайт, 2011. - 634 с. – Гриф. 4. Рассолов, М. М. История отечественного государства и права: учебник для бакалавров / М. М. Рассолов, П. В. Никитин. - М.: Юрайт, 2012. - 750 с. – Гриф.
Контрольные вопросы для самопроверки 1. Какие преимущества при изучении истории отечественного государства и права дает формационный подход? 2. Какие преимущества при изучении истории отечественного государства и права дает цивилизационный подход? 3. Какие основные общенаучные и специальные методы используются в историко-правовых исследованиях? 4. На основе каких критериев определены основные этапы истории отечественного государства и права?
РАЗДЕЛ (Модуль) 1. Возникновение и развитие древнерусской государственности. Тема 1.1. Возникновение древнерусского государства. Тема практического занятия: Тема 1.2. Древнерусское государство и право (Х – ХII вв.). Темы практических занятий Киевская Русь – раннефеодальная монархия. План занятия (ОФО-2 часа) 1. Понятие о власти, система власти в Древнерусском государстве (положение главы государства, вспомогательные органы княжеской власти). 2. Проблема государственного единства в Древней Руси. Реформирование местного управления. 3. Вооружённые силы государства и их роль в системе государственного управления. 4. Финансовая система государства. Русская Правда План занятия (ОФО - 4 часа, в т.ч. 2 часа в форме ролевой игры) (ЗФО на базе СО – 2 часа) 1. Общая характеристика "Русской Правды" – древнейшего памятника отечественного права. 2. Характеристика правового положения основных категорий населения по "Русской Правде". 3. Регулирование договоров. 4. Наследственное право. 5. Уголовное право. 6. Процесс.
Задания для самостоятельной работы: Русская Правда Приступая к освоению данной темы, прежде всего, ясно осознайте то историческое значение, которое имела "Русская Правда" в истории отечественного государства и права. Этот памятник истории и культуры является краеугольным камнем становления отечественной государственности, фундаментом древнерусского права. Именно поэтому он заслуживает особенно внимательного и вдумчивого изучения. 1. Дайте общую характеристику «Русской Правды» как древнейшего памятника отечественного права, заполнив пробелы в следующих суждениях: - «Русская Правда» дошла до нас в виде __________________ - Этот памятник права стал впервые известен _____________ - Впервые «Русская Правда» была изучена ________________ - Понятием «редакции» Русской Правды обозначают ________ - Составными частями Краткой Правды являются: __________ - Текст «Русской Правды» представляет собой _______________ - «Русская Правда» была действующим источником права до _____ года. - Каковы наиболее характерные черты (признаки) права, отразившиеся в "Русской Правде"?
2. «Русская Правда» не содержит характеристик правового положения некоторых категорий населения – тех, кто относится к феодальной элите: представителей ближайшего окружения князя, зарождавшегося и укреплявшегося слоя феодалов-землевладельцев, священнослужителей. Следовало бы задуматься, почему "Русская Правда" не содержит норм, прямо касающихся этих групп населения, и значит ли это, что данные слои населения не имели правовой защиты? Готовясь рассмотреть на практическом занятии правовое положение основных категорий населения по "Русской Правде", выполните задания. 2.1. Заполните таблицу
2.2. На основе изучения текста «Русской Правды», составьте примерный «рейтинг» уровня защищенности упоминаемых в «Русской Правде» категорий населения. (См. Краткая редакция: ст.22-29, 33; Пространная редакция: ст.1,3, 11-17 и др.).
2.3. Заполните таблицу:
2.4. Решите казус: В 1125 г. братья Михайло и Никола поселились на земле крупного киевского феодала. Вскоре Михайло поступил к нему на службу в качестве ключника, а Никола, решив заниматься земледелием, взял у боярина в купу зерно и сельскохозяйственный инвентарь. В 1137 г. боярин продал братьев как своих холопов своему соседу. Прознав о недоброй славе нового хозяина, братья бежали в Новгород. Новый хозяин подал иск об их возвращении. Каково будет судебное решение по данному делу? Подсказка: Требуется разобраться в источниках холопства и правовом положении закупа.
3. Изучая вопрос о регулировании договоров древнерусским правом, выполните задания. 3.1. Сформулируйте общие правила договорного права Древней Руси
3.2. Решите казус: Петр дал своему соседу в долг несколько гривен. Через год Петр потребовал вернуть ему деньги, но сосед заявил, что он ничего не брал. Какое решение вынесет суд? Подсказка: Следует уяснить порядок оформления договоров займа, учесть связанные с этим обстоятельства заключения сделки, сумму долга. Рассмотрите также возможные доказательства позиций сторон.
4. Изучая наследственное право в Древней Руси, выполните задания. 4.1. Заполните таблицу, характеризующую наследственные права различных категорий населения
4.2. Охарактеризуйте обязанности, которые возлагались на наследников по древнерусскому пра ву: _______________________________.
4.3. Решите казусы: 1) Боярин и смерд утонули в реке во время переправы. У боярина остались вдова с младенцем и взрослые дочери от предыдущего брака. У смерда – две дочери, старшая из которых была замужем. Как будет распределено имущество погибших? Подсказка: Принадлежность к разным социальным группам определяла разный порядок наследования. Обеспечение женщины зависело также от ее семейного состояния.
2) После смерти суздальского боярина Ладыги его жена Ольга стала фактически хозяйкой всего имущества вследствие малолетства сына Данилы. Когда он вырос, он потребовал передачи ему всего имущества. Мать, забрав часть вещей, ушла из дома к своей сестре Марфе, где вскоре умерла. Данила потребовал от Марфы возврата всех унесенных матерью вещей, считая, что Ольга не могла наследовать после смерти мужа и к тому же не оставила завещания о передаче своих вещей Марфе. Правомерны ли притязания Данилы? Подсказка: Обратите внимание на статьи об имущественных правах женщины в браке, о материнской опеке несовершеннолетних детей, об имущественных правах, связанных с содержанием вдовы. (См. указанные выше статьи Пространной редакции.)
5. Изучая уголовное право Древней Руси, выполните задания. 5.1. Характеризуя общее представление о преступлении, которое отразилось в «Русской Правде», заполните пробелы в тексте: - Субъектом преступления по «Русской правде» не мог быть признан___. - В «Русской Правде» различались стадии совершения преступления: ______. - Целями уголовного наказания в Древней Руси были: ____, _____, ___. - По «Русской Правде» высшей мерой наказания был _______________. - «дикая вира» - это _____________________. - «поклёпная вира» - это _____________________. - «головщина»(«головничество») – это _______________. 5.2. Решите казусы: 1) Во время праздничного пира дружинник Микола сильно ударил своего соседа по столу – смерда Ивашку. Тот ответил, завязалась драка. В результате травмы, полученной во время драки, дружинник умер. Может ли за дружинника отомстить сын его сестры? Какое наказание ждет смерда? Подсказка: Рассмотрите решение данного казуса в зависимости от времени произошедшего конфликта, т.е. обратите внимание на разницу решений по Краткой и Пространной редакциям Русской Правды.
2) На окраине своей деревни смерд Д. обнаружил труп неизвестного. Решив свести счеты с сельским старостой, Д. обвинил его в убийстве. Кто несет в итоге ответственность и какую? Подсказка: Определите, какие доказательства могли быть рассмотрены судом в данном случае. Разберитесь в понятиях "поклепная вира", дикая вира".
3) Холопы новгородского дружинника Гаврила и Ивашка на рыночной площади оскорбили и ударили киевского купца Данилу и, спасаясь от гнева возмущенных горожан, побежали к дому своего господина. Потерпевший, однако, догнал Гаврила и ударом меча убил. Ивашка успел скрыться в доме. Данила потребовал выдачи ему холопа для расправы над ним или уплаты за обиду. Но новгородский дружинник отказал в требовании, желая не торопясь разобраться в деле. Спустя несколько дней Данила встретил обидчика-холопа на улице и убил его. Правомерны ли действия купца? Подсказка: Следует определиться в вопросе об ответственности холопов за совершенное преступление, обратить внимание на обстоятельства расправы потерпевшего с первым и вторым обидчиком.
4) Холоп Архип и закуп Петр отправились в город на рынок. Там у купца они украли коня и сумку с 4 гривнами серебра. Кто и какую ответственность будет нести за кражу? Подсказка: Обратите внимание на сходство и на особенности в правовом статусе закупов и холопов.
6. Определите общие черты процессуального права в Древней Руси, заполнив пробелы в тексте: - Обе стороны судебного спора именовались ____________. - Первым процессуальным действием был ________, который заключался в том, что _____________________________. - Следственные действия (гонение следа) осуществлялись усилиями _______. - В качестве доказательств в суде рассматривались: _____________________. - Исполнение судебного решения возлагалось на _________________.
Перечень основной и дополнительной учебной литературы и иных источников Нормативные правовые акты 1. Русская Правда. Краткая редакция. 2. Русская Правда. Пространная редакция. Основная учебная литература: 1. Киселева, Н. В. История отечественного государства и права в схемах и таблицах: учеб. пособие. / Н. В. Киселева. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 298 с. 2. Смирнов, С. Н. История отечественного государства и права: учеб. пособие / С. Н. Смирнов, А. А. Свистунов. - М.: Проспект, 2014. - 368 с. – Гриф. Дополнительная учебная литература 1. История отечественного государства и права: учебник / отв. ред. И. А. Исаев. - М.: Проспект, 2014. - 432 с. – Гриф. 2. История отечественного государства и права: учеб. пособие [Электронный ресурс] / Г. Ю. Курскова [и др.] – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 647 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7043.html 3. Лаптева, Л. Е. История отечественного государства и права: учебник / Л. Е. Лаптева, В. В. Медведев, М. Ю. Пахалов. - М.: Юрайт, 2011. - 634 с. – Гриф. 4. Рассолов, М. М. История отечественного государства и права: учебник для бакалавров / М. М. Рассолов, П. В. Никитин. - М.: Юрайт, 2012. - 750 с. – Гриф. 5. Юшков С.В. История государства и права России ((IХ - ХIХ вв.) – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. Режим доступа: http://www.iprbooksshop.ru/
Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Каковы были основные способы усвоения княжеской власти в Древней Руси? 2. Как изменялись функции Великого князя по мере развития и укрепления Киевского государства? 3. Какое значение для Древнерусского государства имело принятие христианства по православному обряду? 4. Какие государственные органы выполняли вспомогательную роль в осуществлении великокняжеской власти? Охарактеризуйте состав и функции каждого из этих органов. 5. Каковы были особенности вассальных отношений в Киевской Руси? 6. С помощью каких органов осуществлялось центральное государственное управление в Киевской Руси? 7. С помощью каких органов осуществлялось местное управление в Киевской Руси? 8. Какие функции выполняла княжеская дружина в древнерусском государстве? 9. Какие основные элементы входили в состав вооруженных сил древнерусского государства? 10. Каково было административно-территориальное устройство древнерусского государства? 11. Какое значение имела административно-финансовая реформа, проведенная княгиней Ольгой? 12. Каковы источники древнерусского права? 13. Каковы наиболее общие принципы древнерусского права? 14. Каковы общие черты древнерусского права? 15. Можно ли называть «Русскую Правду» кодексом древнерусского права? 16. Что общего было в правовом положении светских феодалов и духовенства, городского населения в Древней Руси? Чем их правовой статус различался? 17. Что общего было в правовом положении зависимых групп населения Древней Руси (закупов, наймитов, холопов)? 18. Каковы были источники формирования феодальной земельной собственности в Древней Руси? 19. Что понималось под обязательством в древнерусском праве? 20. Каковы основные черты брачного и семейного права в Древней Руси? 21. Какие различия существовали в нормах наследственного права для разных социальных групп в Древней Руси? 22. Какие виды преступлений известны по древнерусскому праву? 23. Каковы были основные цели наказания в Древней Руси? 24. Какие виды наказаний были известны в Древней Руси? 25. Какие органы осуществляли судебные функции в Древней Руси? 26. Каковы основные характеристики судебного процесса в Древней Руси? 27. Перечислите основные досудебные процессуальные действия, известные по Русской Правде. 28. Какие доказательства рассматривались в судебном процессе?
Тестовые проверочные задания 1. Характеризуя основные способы усвоения княжеской власти в Киевской Руси, укажите, какое положение включено в перечень ошибочно: 1. Родовое старшинство 2. Отчина (т.е. владение определенной территорией, которая давала право на престол) 3. Захват престола силой 4. Выборы на вече 5. Завещательное распоряжение со стороны действующего князя
2. Как назывались должностные лица в десятичной системе управления в древней Руси? 1. Конюший, дворский, мечник, чашничий и др. 2. Соцкий, тысяцкий 3. Министериалы 4. Дружинники
3. Какие элементы дружины в первую очередь "оседали на землю" и становились феодалами? 1. Младшая дружина 2. Старшая дружина 3. «Оседание на землю» не зависело от принадлежности к дружине
4. Характеризуя последствия установления в Древней Руси сюзеренитета старшего брата над младшими («ряд Ярослава»), укажите, какое из приведенных ниже положений является ошибочным: 1. Установление единого административного и правового пространства на всей территории Древней Руси 2. Ликвидация местных княжений 3. Относительная централизация государства 4. Тенденция к установлению нового порядка наследования Киевского престола на основе принципа семейного старшинства 5. Ослабление власти Киевского Великого князя.
5. Вассальные обязанности бояр по отношению к Великому князю (или местным князьям) определялись 1. Договором (соглашением) о службе 2. Безусловной и пожизненной зависимостью бояр от своего князя
6. Характеризуя общие черты древнерусского права, укажите какое положение включено в перечень ошибочно: 1. Право понималось как единство юридических и морально-этических норм 2. Все субъекты права – физические лица 3. Право не знало абстрактных понятий, оно построено на казуальной основе 4. Право отличал высокий уровень обобщений и систематизации 5. Основной принцип – правовое неравенство
7. Характеризуя привилегии боярства в Древней Руси, укажите, какое положение включено в данный перечень ошибочно: 1. Владение землей и зависимыми людьми 2. Иммунитет 3. Усиленная защита жизни, здоровья, личности (чести) 4. Полнота наследственных прав женщин 5. Освобождение от позорящих уголовных наказаний
8. Характеризуя признаки зависимого положения смерда в Древней Руси, укажите, какое положение включено в перечень ошибочно: 1. Не имели права вести торговлю с иностранцами 2. Ограниченны в праве на защиту жизни и личности 3. Исполняли повинности в пользу господина 4. Ограничены в наследственном праве (наследуют только дети мужского пола) 5. Не имели права выступать свидетелями в суде
9. Характеризуя ограничения в правоспособности закупа, укажите, какое положение включено в перечень ошибочно: 1. Не мог самовольно уйти от господина 2. Нёс усиленную ответственность за преступления и проступки 3. Был подчинен господской юрисдикции 4. Ни по каким вопросам не мог быть свидетелем в суде.
10. Перечисляя основные источники холопства, известные в древней Руси, отметьте неверное положение: 1. Пленение 2. Самопродажа, продажа зависимых членов семьи 3. Ключничество 4.Уголовное наказание 5. Церковное наказание 6. Рождение от рабыни
11. Характеризуя общие правила, которые существовали в договорном праве Древней Руси, укажите, какое положение включено в перечень ошибочно: 1. Запрет передавать в оборот чужое имущество 2. Недействительность сделок с имуществом, имеющим скрытые дефекты 3. Недействительность сделок, заключенных по принуждению 4. Необходимость соблюдения правил оформления договора (сделки) 5. Обложение каждой сделки, заключенной несвободными людьми, налогом в пользу их господ
12. Какой договор стал в первую очередь требовать письменного оформления? 1. Купли-продажи холопов 2. Купли-продажи лошадей 3. Купли-продажи земли 4. Найма помещения 5. Найма людей
13. Оформление брака в Древней Руси заключалось 1. В осуществлении обручения, которое считалось нерасторжимым 2. В осуществлении обручения и в последующем – венчания 3. В осуществлении единого обряда, включавшего как обручение, так и венчание
14. Какие имущественные права имела в Древней Руси жена в браке? 1. Право на свое приданное и полученные подарки 2. Право на половину движимого семейного имущества 3. Равные с мужем имущественные права 4. Никаких имущественных прав не имела
15. Какие виды преступлений известны по Русской Правде? 1. Против государства, против церкви, против личности, имущественные 2. Против личности, имущественные
16. Какое наказание применялось в древней Руси, но не получило отражения в Русской Правде? 1. Обращение в холопы 2. Кровная месть 3. Смертная казнь
17. Виновные в "нападении скопом" наказывались 1. в зависимости от степени конкретного участия в преступлении 2. одинаково
18. Что такое " головничество " ("головщина")? 1. Штраф за убийство и членовредительство 2. Штраф за имущественные преступления 3. Компенсация за преступление против имущества 4. Компенсация за преступление против личности
1. Штраф за убийство и членовредительство 2. Штраф за имущественные преступления 3. Компенсация за преступление против имущества 4. Компенсация 19. Что такое " продажа " по Русской Правде? за преступление против личности
20. Первымдосудебным процессуальным действием по Русской Правде был: 1. Заклич 2. Гонение следа 3. Свод 4. Заслушивание видоков и послухов 5. Ордалии
Крестьянская реформа. План занятия (ОФО - 2 часа). (ЗФО на базе ВО – 1 час) 1. Подготовка крестьянской реформы. 2. Личное освобождение крестьян. 3. Выкуп земли. 4. Крестьянское самоуправление. Темы практических занятий. 1.Конституция РСФСР 1918 г. План занятия (ОФО - 2 часа), (ЗФО на базе СО – 2 часа), (ЗФО на базе ВО – 1 час). 1. Общая характеристика Конституции (создание, структура, принципы) 2. Система власти и управления в центре и на местах. 3. Основные принципы советской федерации, национально-государственное устройство РСФСР. 4. Основные черты советской демократии, права и свободы граждан. 5. Избирательное право
2. Создание основ советского гражданского и уголовного права План занятия (ОФО - 2 часа). 1. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (1918 г.) 2. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР (1919 г.) 2.1. Условия и цели принятия «Руководящих начал…». Источники советского уголовного права. Характеристика задач советского уголовного права. 2.2. Понятие о преступлении 2.3. Сущность наказания и его задачи, виды наказания.
Задания для самостоятельной работы 1. Сформулируйте суждение. Общими принципами советской государственности, отразившимися в Конституции РСФСР 1918 г., являлись: _____________________________.
2. Охарактеризуйте чрезвычайные государственные органы, которые действовали в РСФСР в период гражданской войны (1918-1920 гг.)
3. На основе изучения Декларации прав народов России охарактеризуйте общие принципы советской национальной политики: ____.
4. Проанализируйте текст Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и заполните таблицу
5. Сформулируйте суждение Основными принципами советской федерации, национально-государственного устройства РСФСР являлись: ________________________.
6. Проанализируйте текст Конституции РСФСР 1918 г. (гл.9, 12) и сформулируйте суждение Круг предметов ведения центральных и местных органов советской власти был определен по следующим основаниям: ______________.
7. Составьте таблицу, характеризующую различия между народными судами и революционными трибуналами как видами советских судов в 1918-1920 гг.
8. Дайте сравнительную характеристику этапов создания вооружённых сил Советской республики
9. Сформулируйте суждение. Основными чертами советской демократии следует считать _________.
10. Советское избирательное право характеризовалось следующими чертами: ____________________________________________.
11. Изучив текст Конституции РСФСР 1918 г. (гл. 5. ст.20,21.) ответьте на вопросы
12. Выполните задания. 12.1. Решите казус на основе Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (1918 г.): В Окружной отдел записи актов гражданского состояния Петрограда обратилась гражданка А. с заявлением, о том, что она состоит в браке с гражданином В. – красноармейцем, который недавно погиб. В заявлении было указано, что единственным документом, подтверждающим факт брака, является выписка о венчании из церковно-приходской книги от 12 января 1918 г. Заявительница настаивала на своём праве пользоваться квартирой гражданина В., считая себя его наследницей. Какое решение будет принято по заявлению гражданки А.?
12.2. Решите казус на основе Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (1918 г.): В суд обратились родители 16-летней девушки с иском к гражданину А., обвиняя его в принуждении их дочери к браку и побуждении её бежать с ним на фронт и требуя признать недействительным брак, заключённый их дочерью и гражданином А. Каковы возможные варианты решения суда? Какие дополнительные обстоятельства должен выяснить суд?
12.3. Сформулируйте обвинительное заключение в отношении адмирала Колчака на основе «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР» (1919 г.).
12.4. Сформулируйте обвинительное заключение в отношении Н.Гумилёва на основе «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР» (1919 г.).
Примерная тематика творческих работ 1. Укрепление власти большевиков в октябре-декабре 1917 г. 2. Созыв и разгон Учредительного собрания (1917 г.) 3. Взгляды большевиков по вопросам права. 4. Подготовка и принятие первой советской Конститу
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.18.135 (0.019 с.) |