Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. 2. Советское государство и право в 1920-х гг.

Поиск

Темы практических занятий:

1. Конституция СССР 1924 г. (ОФО - 2 часа), (ЗФО на базе СО – 2 часа), (ЗФО на базе ВО – 1 час)

План занятия (2 часа).

1. Образование СССР: причины, подготовка, оформление союза.

2. Система органов государственной власти и управления.

3. Национально-государственное устройство СССР.

4. Правоохранительные органы (судебная система, ОГПУ).

2. Кодификация советского гражданского и уголовного права

План занятия (ОФО - 2 часа).

1. ГК РСФСР 1922 г.

1.1. Разработка гражданского кодекса. Цели и задачи советского гражданского права.

1.2. Субъекты гражданских правоотношений (лица).

1.3. Объекты гражданских правоотношений (имущества).

1.4. Вещное право (право собственности, право владения, право залога, право застройки).

1.5. Механизм установления, изменения или прекращения гражданских правоотношений. Основания возникновения обязательств. Виды договоров.

2. УК РСФСР 1922 г.

2.1. Разработка и принятие УК 1922 г. Общие задачи советского уголовного права

2.2. Основные положения Общей части УК:

а) понятие преступления; проблема вины; стадии совершения преступления; соучастие; возраст наступления уголовной ответственности; обстоятельства, смягчающие или отягчающие уголовную ответственность

б) цели, система наказаний

2.3. Основные положения Особенной части УК: виды преступлений и санкции по ним.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте основные этапы подготовки и оформления Союза ССР.

2. Ознакомьтесь с запиской В.И.Ленина, направленной 30 декабря 1922 г. в ЦК РКП(б) («К вопросу о национальностях или об "автономизации"» – ПСС, т.45, с.356-362) и кратко охарактеризуйте содержание внутрипартийной дискуссии о принципах создания СССР

  Преимущества проекта Недостатки проекта
Проект автономизации с вхождением республик в состав РСФСР на условиях их разноуровневой автономии    
Проект создания союзного государства на условиях равноправия союзных республик.    

 

3. Заполните пробелы в тексте.

- В 1925 г. в результате ___________________ число союзных республик в составе СССР увеличилось до ______.

- Основными звеньями административно-территориального устройства РСФСР с 1924 г. стали _______________________.

 

4. Рассмотрите на основе изучения статей Гражданского кодекса категорию субъектов гражданского права и заполните таблицу

субъектом права признаются ст.4  
правоспособность и дееспособность физических лиц может быть ограничена ст.6,8-10  
сущность понятия «юридическое лицо» ст.13,19  
порядок возникновения юридических лиц ст.14,15  
порядок прекращения деятельности юридических лиц ст.18  
права юридических лиц были изначально ограничены в сфере …… ст.17  

 

5. Решите задачи.

1) 14-летний мальчик нашёл пистолет и обменял его на рынке на рыболовные снасти. Сразу после совершения сделки оба её участника были задержаны. Квалифицируйте эти действия по Гражданскому кодексу РСФСР 1922 г. и Уголовному кодексу РСФСР 1922 г. Будет ли удовлетворена просьба мальчика вернуть ему снасти?

 

2) Между братьями А. и Б. возник спор по поводу имущества их внезапно умершего отца. В заявлении братьев было указано, что спорное имущество представляло собой мастерскую по ремонту обуви, оцененную в 12 тысяч рублей, приусадебный участок, а также дом, в котором проживали как умерший отец, так и семьи братьев, оцененный в 8 тысяч рублей. Какое решение примет суд по поводу данного спора?

 

6. Сформулируйте суждение.

Советское уголовное право было основано на принципах __________.

 

7. Охарактеризуйте на основе указанных статей основные положения Уголовного кодекса РСФСР 1922 г., заполнив таблицу

Понятие преступления Ст.6,7  
проблема вины ст.11  
определение меры ответственности соучастников ст.15,16  
стадии осуществления преступления, меры ответственности за неоконченное преступление ст.12-14  
обстоятельства, освобождающие от уголовной ответственности ст.17,19,20  
обстоятельства, смягчающие и отягощающие ответственность ст.25  
цели наказания ст.8  
общие принципы установления наказания ст.26,29,30,36,50  
учитывались при определении меры наказания ст.24  

 

8. Квалифицируйте на основе Уголовного кодекса РСФСР 1922 г. действия Ипполита Воробьянинова в отношении Остапа Бендера, описанные в предпоследней главе романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев».

Примерная тематика творческих работ

1. Развитие союзных отношений советских республик в 1921-1922 гг.

2. Номенклатурная кадровая политика – стержень формирования советского государственного аппарата в 1920-х гг.

3. Правовые основы существования церкви в Советской России/СССР в 1920-х гг.

4. Дело патриарха Тихона

5. Военная реформа 1922-1925 гг.

6. Реорганизация и развитие органов государственной безопасности в 1920-х гг

7. Новые черты в регулировании гражданско-правовых отношений в 1921 г. в условиях перехода к НЭПу.

8 Процесс над эсерами (1922 г.).

9. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1922 г. и особые процессуальные правила 1920-х гг.

10. Исправительно-трудовое право 1920-х гг. (по Декрету СНК "Об использовании труда заключенных в местах лишения свободы…" - ноябрь 1921 г.) и Исправительно-трудовому кодексу РСФСР 1924 г.

11. Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН).

 

Перечень основной и дополнительной учебной литературы и иных источников

Нормативные правовые акты

1. Конституция СССР 1924 г.

2. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.

3. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г.

Основная учебная литература:

1. Киселева, Н. В. История отечественного государства и права в схемах и таблицах: учеб. пособие. / Н. В. Киселева. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 298 с.

2. Смирнов, С. Н. История отечественного государства и права: учеб. пособие / С. Н. Смирнов, А. А. Свистунов. - М.: Проспект, 2014. - 368 с. – Гриф.

Дополнительная учебная литература

1. История отечественного государства и права: учебник /отв. ред. И. А. Исаев. - М.: Проспект, 2012. – 430 с. - Гриф.

2. История отечественного государства и права: учебник / отв. ред. И. А. Исаев. - М.: Проспект, 2014. - 432 с. – Гриф.

3. История отечественного государства и права: учебник / И. А. Исаев [и др.]; отв. ред. И. А. Исаев. - М.: Юрайт, 2012. - 432 с. - Гриф.

4. История отечественного государства и права: учеб. пособие [Электронный ресурс] / Г. Ю. Курскова [и др.] – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 647 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7043.html

5. Лаптева, Л. Е. История отечественного государства и права: учебник / Л. Е. Лаптева, В. В. Медведев, М. Ю. Пахалов. - М.: Юрайт, 2011. - 634 с. – Гриф.

6. Рассолов, М. М. История отечественного государства и права: учебник для бакалавров / М. М. Рассолов, П. В. Никитин. - М.: Юрайт, 2012. - 750 с. – Гриф.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие социально-экономические и политические факторы определяли в 1921- 1928 гг. развитие советского государства и права?

2. Каковы основные этапы формирования Союза ССР?

3. Какие новые черты появились в устройстве советского государства в 1920-х гг.?

4. Сколько республик входили в состав СССР в конце 1920-х гг.?

5. Какое должностное лицо имело высшие полномочия по Конституции СССР 1924 г.?

6. Каково содержание административно-территориальной реформы середины 1920-х гг.?

7. Какова была цель военной реформы 1922-1925 гг.?

8. Какие органы имели в 1920-х гг. судебные полномочия, хотя не являлись органами судебной системы СССР?

9. Каковы общие черты и особенности советского права в 1920-х гг.?

10. Какие виды собственности признавались в СССР в 1920-х гг.?

11. На какие принципы опиралось советское уголовное право в 1920-х гг.?

 

Тестовые контрольные задания

1. СССР был создан в результате объединения советских республик:

1. РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР

2. РСФСР, УССР, Латвии, Литвы

3. РСФСР, УССР, БССР

4. РСФСР, УССР, Латвии, ЗСФСР

2. В соответствии с Договором об образовании СССР высшим органом нового союзного государства являлся

1. Верховный Совет СССР

2. ВЦИК

3. ЦИК

4. Всесоюзный съезд Советов

 

3. Характеризуя сферу исключительного ведения Союза при распределении компетенций и полномочий между союзными и республиканскими органами власти и управления (общесоюзные комиссариаты), укажите, какое положение включено в перечень ошибочно:

1. Оборона

2. Пути сообщения, почта и телеграф

3. Внешняя торговля

4. Финансы

 

4. Характеризуя сферу самостоятельного ведения республик при распределении компетенций и полномочий между союзными и республиканскими органами власти и управления (республиканские наркоматы), укажите, какое положение включено в перечень ошибочно:

1 НКЮстиции

2. НКЗдравоохранения

3. НКПросвещения

4. НКТруда

5. В 1922 г. в результате реорганизации органов государственной безопасности функции ВЧК были

1. Упразднены

2. Переданы НКВД

3. Переданы Милиции

4. Переданы ОГПУ

 

6. Основными звеньями судебной системы СССР по реформе 1922-1924 гг. являлись:

1. Мировые суды – Окружные суды – ВС республики – ВС СССР

2. Участковый Народный суд – Губернский суд - ВС республики – ВС СССР

3. Мировой суд - Губернский суд - ВС республики – ВС СССР

4. Участковый Народный суд – ВС республики – ВС СССР

7. Конституция СССР 1924 г.

1. Предусматривала право республик на свободный выход из Союза

2. Не предусматривала права республик на свободный выход из Союза

 

8. Конституция СССР 1924 г.

1. Вводила единое союзное гражданство

2. Предусматривала сохранение гражданства республик

9. В Уголовном кодексе РСФСР 1922 г. определялось, что задача советского уголовного права заключается

1. в правовой защите государства трудящихся от преступлений и от общественно опасных элементов

2. в защите советских граждан от преступлений и от общественно опасных элементов

3. в защите рабочих и беднейших крестьян от их классовых врагов

4. в защите власти большевиков

 

10. По Уголовному кодексу 1922 г. наказание не применялось к лицам моложе

1. 10 лет

2. 12 лет

3. 14 лет

4. 16 лет

11. В Уголовном кодексе 1922 г. применение принципа аналогии

1. допускалось

2. не допускалось

3. кодекс не давал ответа на этот вопрос, оставляя его на усмотрение суда

 

12. По Уголовному кодексу 1922 г. мера наказания каждому из соучастников

1. назначалась одинаковой и зависела только от степени общественной опасности совершенного преступления

2. зависела как от степени общественной опасности деяния, так и от степени участия каждого

3. Кодекс не давал ответа на этот вопрос, оставляя его на усмотрение суда

 

13. Гражданский кодекс 1922 г.

1. допускал распространительное толкование ГК во всех необходимых случаях, когда в кодексе обнаруживались пробелы

2. не допускал распространительного толкования ГК

3. допускал распространительное толкование ГК только в тех случаях, когда этого требовала охрана интересов государства и трудящихся масс

4. оставлял вопрос о возможности распространительного толкования кодекса на усмотрение суда

 

14. Гражданский кодекс 1922 г. устанавливал, что споры по гражданским правоотношениям, возникшим до 7 ноября 1917 г.,

1. должны быть рассмотрены на основе законов, действовавших до революции

2. должны быть рассмотрены на основе нового ГК, если они еще не были рассмотрены судами

3. не принимаются к рассмотрению судебными и иными учреждениями республики

 

15. По Гражданскому кодексу 1922 г. порядок создания юридических лиц был

1. заявительным

2. разрешительным

3. возможен был как заявительный, так и разрешительный порядок

 

16. По Гражданскому кодексу 1922 г. существование юридического лица могло быть прекращено

1. только на основе судебного решения

2. органом государственной власти в административном порядке

 

17. Гражданский кодекс 1922 г. исходил из того, что

1. деление имуществ на движимые и недвижимые упразднялось

2. устанавливался разный порядок оформления сделок с движимыми и недвижимыми имуществами

3. устанавливался одинаковый порядок оформления сделок с движимыми и недвижимыми имуществами

 

18. Укажите, какой из перечисленных предметов не мог находиться, согласно Гражданскому кодексу 1922 г., в частной собственности:

1. ценные бумаги,

2. прочие ценности, в том числе золотые и серебряные монеты

3. иностранная валюта

4. спиртные напитки свыше установленной законом крепости

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.69.25 (0.008 с.)