Вопрос 22. Внутренняя и внешняя политика Николая I. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 22. Внутренняя и внешняя политика Николая I.



Внутренняя политика.

Политика в области управления.

Одной из первоочередных задач внутриполитического курса Николая I было укрепление полицейско-бюрократического аппарата управления. Последовательное проведение принципа централизации рассматривалось как важнейшее средство укрепления самодержавия и противодействия расшатывающим его устои процессам.

При Николае I создавалась продуманная система всесторонней государственной опеки над общественно-политической, экономической и культурной жизнью страны. В практике управления последовательно проводился принцип строгой исполнительности и беспрекословного повиновения.

В духе самодержавных начал и централизации управления Николай I стремился укрепить режим личной власти — сосредоточив в своих руках решение как общих, так и частных дел, нередко минуя при этом соответствующие министерства и ведомства. При нём вошло в практику для решения того или иного важного вопроса создавать многочисленные секретные комитеты и комиссии, находившиеся под его непосредственным ведением. Компетенция Сената и Государственного совета при Николае I была существенно ограничена, так что они низводились до уровня "дополнения" к разросшейся бюрократической машине.

Принцип режима личной власти воплотился в разросшейся "собственной канцелярии" царя. Она была учреждена ещё Павлом I и при Александре I выполняла функции личной канцелярии императора для рассмотрения прошений на "высочайшее имя". Николай I уже в первый год своего царствования существенно расширил состав, размеры и функции этой канцелярии, подразделив ее на отделения и придав ей значение высшего органа управления государством.

Прежняя, "александровская", канцелярия стала первым отделением. В обязанности его входило представлять царю поступающие на его имя бумаги и исполнять его, личные повеления и поручения. Второе отделение (кодификационное, учрежденное 4 апреля 1826 г.) занималось переданными в его ведение делами александровской "Комиссии о составлении законов".

Созданное 3 июля 1826 г. третье отделение стало органом высшей полиции. В обязанность его входил надзор за законностью и порядком в управлении и в общественной жизни. В 1828г. в связи с кончиной императрицы Марии Федоровны (матери Николая I) было учреждено четвертое отделение, которое заменило ее канцелярию, созданную в 1797г. Павлом I для управления учебными, воспитательными и благотворительными учреждениями. Затем были учреждены два временных отделения: в 1835г. пятое — для подготовки реформы в государственной деревне, преобразованное в 1837г. в Министерство государственных имуществ, и в 1843г. шестое — для управления присоединенными к России территориями Кавказа.

Прерогативы III отделения были поистине всеобъемлющи. Оно собирало информацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный надзор за "неблагонадежными" лицами и за периодической печатью, ведало местами заключения и делами о "расколе", наблюдало за иностранными подданными в России, выявляло носителей "ложных слухов" и фальшивомонетчиков, занималось сбором статистических сведений и перлюстрацией частных писем, осуществляло надзор за действиями администрации.

Это был орган осведомления царя обо всех "происшествиях" в Российской империи. Николай I внимательно читал доклады и донесения начальника III отделения. Деятельность III отделения породила широкую практику доносов. III отделение имело свою сеть тайных агентов, а в 40-х годах создает тайную агентуру за рубежом для слежки за русскими эмигрантами. Под ее бдительным наблюдением находились издатели русской зарубежной прессы князь В. В. Долгоруков, А. И. Герцен и Н. П. Огарев.

Социальная политика, крестьянский вопрос.

В социальной политике самодержавие преследовало цель укрепления позиций дворянства — главной своей опоры, но вместе с тем делало и уступки нарождающейся буржуазии, преимущественно в экономической сфере.

Процесс обеднения дворянства в связи с ростом дробления дворянских имений, задолженности в Опекунском совете и в других кредитных учреждениях грозил этому "первенствующему сословию в империи" утратой своих прежних позиций, что в конечном счете подрывало социальную базу самодержавия. Был принят ряд мер для улучшения материального положения дворянства: обедневшие дворяне наделялись землями из государственного земельного фонда, им выдавались на льготных условиях денежные ссуды на хозяйственные нужды, дети дворян бесплатно принимались в специальные дворянские военные и гражданские учебные заведения, дворянам давались преимущества при чинопроизводстве.

С целью сохранения крупных помещичьих имений от раздробления в 1845 г. был издан закон о "майоратах". Суть его заключалась в том, что владельцам имений свыше 1000 душ разрешалось объявлять их "заповедными". Они целиком передавались по наследству старшему сыну в семье, а не дробились между другими наследниками. Закон носил рекомендательный характер, поэтому им воспользовались лишь немногие из крупных помещиков: к моменту отмены крепостного права существовало всего 17 майоратов.

Была принята еще одна мера с целью ограждения дворянского сословия от притока в него представителей из других сословных групп (купечества, духовенства, разночинцев). 10 февраля 1832 г. был издан Манифест о почетном гражданстве двух категорий — потомственном и личном. Первое присваивалось по рождению детям личных дворян и церковнослужителей, имевших образовательный ценз, ученым и художникам, имевшим ученые степени и звания, а также по особому ходатайству купцам первой гильдии, если они пребывали в ней не менее 20 лет либо получили чин или орден. Во вторую категорию включались дети церковнослужителей, не имевших образовательного ценза, и лица, окончившие университеты или другие высшие учебные заведения, а также получившие по службе чины, еще не дававшие права на личное или потомственное дворянство. Почетное гражданство давало ряд привилегий: освобождение от подушной подати, рекрутства и телесных наказаний.

Правительство стремилось все служебные посты в местных и центральных органах власти отдавать исключительно дворянам. Были также предприняты меры по повышению роли и авторитета дворянских корпоративных органов — уездных и губернских дворянских депутатских собраний (введенных Екатериной II в 1785г.). Однако ставка делалась на среднепоместное и крупно-поместное дворянство. "Положением о дворянских обществах" 6 декабря 1831 г. был повышен имущественный ценз для участия в дворянских собраниях. Отныне правом голоса могли пользоваться только потомственные дворяне мужского пола, не моложе 21 года, имевшие в данной губернии не менее 100 душ крестьян и 3 тыс. десятин земли, а также получившие чин на военной или гражданской службе. Они составляли не более 20% лиц дворянского сословия. Мелкопоместные дворяне участвовали в выборах через уполномоченных: сначала они "складывались" в группы, составлявшие в совокупности полный имущественный ценз, и каждая группа избирала своего уполномоченного депутата на дворянский уездный съезд. Уездные и губернские депутатские дворянские собрания созывались один раз в три года: уездное выбирало уездного предводителя (председателя собрания) и одного депутата в губернское собрание, а губернское — губернского предводителя.

Николай I в принципе отрицательно относился к крепостному праву, видел его неприглядные стороны и считал социально опасным. Понимая необходимость отмены крепостного права, он тем не менее указывал на несвоевременность проведения этой меры в данный момент. Опасность он видел в том, что упразднение власти помещиков над крестьянами неизбежно затронет и самодержавие, опиравшееся на эту власть. Правительство также опасалось, что отмена крепостного права не пройдет мирно и неизбежно будет сопровождаться народными волнениями. Поэтому проводимые меры в крестьянском вопросе носили паллиативный характер: они были направлены на отмену наиболее одиозных и вопиющих сторон крепостничества и преследовали цель снять остроту социальных отношений в деревне.

В царствование Николая I было издано в общей сложности более 100 законодательных актов по крестьянскому вопросу. Был издан ряд законов, направленных против обезземеливания крестьян. Так, по указу 1827 г. помещикам запрещалось продавать крестьян без земли или одну землю без крестьян. Изданный в том же году указ запрещал отдавать крепостных крестьян на заводы. Указ 2 мая 1833 г. запрещал продавать крепостных с публичного торга, а также переводить крестьян в дворовые, отбирая у них наделы. В 1841 г. было запрещено дворянам, не имевшим имений, покупать крестьян без земли.

В число мер, направленных на некоторое смягчение крепостного права, входили: указ 1828г., ограничивавший право помещиков ссылать крестьян в Сибирь по своему усмотрению, предоставление указом 12 июня 1844 г. помещикам права отпускать дворовых на волю по обоюдному с ними договору, указ 1853 г. запрещал сдавать в аренду помещичьи населенные имения недворянам. Все эти куцые указы в виду их необязательности для помещиков оставались мертвой буквой или находили весьма ограниченное применение.

Предпринимались и попытки более общего подхода к решению проблемы крепостного права, для чего создавались специальные секретные комитеты. Всего в царствование Николая I было образовано 9 таких комитетов

Определённое значение к подходу решения крестьянского вопроса имели два — комитеты 1835 и 1839 гг. "Секретный комитет для изыскания средств к улучшению состояния крестьян разных званий" 1835 г. поставил перед собой широкую, но весьма осторожно сформулированную задачу — постепенного перевода крестьян от состояния крепостного до состояния свободного. Было намечено три этапа этого процесса: на первом предполагалось ограничить работу крестьян на помещика тремя днями в неделю; на втором этапе крестьяне оставались "крепкими земле", но их повинности четко регламентировались законом; на третьем этапе крестьяне получали право свободного перехода от одного владельца к другому, надельная земля продолжала считаться собственностью помещика, но крестьяне могли арендовать ее по договоренности с ним на определенных условиях. Какого-либо срока завершения этого безземельного освобождения крестьян комитет не устанавливал. Однако даже это предложение не вышло за рамки его обсуждения.

Новая попытка общего решения крестьянского вопроса была предпринята в секретном комитете 1839г. Итогом занятий секретного комитета 1839 г. явилось издание указа 2 апреля 1842 г. об "обязанных крестьянах". Он был призван исправить указ 1803 г. о вольных хлебопашцах — отчуждение части земельной собственности помещиков (надельной крестьянской земли) в пользу крестьян. По этому указу, крестьянин по воле помещика получал свободу и надел, но не в собственность, а в пользование, за который был обязан выполнять по соглашению с помещиком по сути дела те же феодальные повинности (барщину или оброк), но с условием, что помещик впредь не мог изменять ни виды, ни размеры этих повинностей. Предоставленный в пользование крестьянина надел помещик не мог уже ни отнять у него, ни обменять или уменьшить. Никаких определённых норм наделов и повинностей закон не устанавливал — всё зависело от воли помещика. В селениях "обязанных крестьян" вводилось выборное "сельское самоуправление", однако сохранялась вотчинная власть помещика в имении.

За время его действия (1842—1858) в категорию "обязанных крестьян" перешло всего лишь 27 173 души муж. пола в семи помещичьих имениях. Это объясняется не только тем, что большинство помещиков встретили этот указ в штыки, но и тем, что и сами крестьяне не соглашались на столь невыгодные условия, не дававшие им ни земли, ни свободы.

Характерно, что несмотря на стеснительные условия выкупа, от многих крестьянских общин, к удивлению правительства, стали поступать заявления о предоставлении им возможности выкупиться на волю на основании указа 8 ноября 1847 г.

3 марта 1848 г. был издан закон, предоставлявший помещичьим крестьянам право покупать землю. Однако и этот закон был обставлен рядом стеснительных для крестьян условий. Крестьянин мог купить землю только с согласия помещика, о чем он его заранее должен был известить. Но и приобретенная таким путем крестьянином земля законом не была защищена. Помещик мог безнаказанно завладеть ею, ибо закон запрещал крестьянам возбуждать против своего владельца иск.

В 1844 г. был образован Комитет западных губерний для выработки "Правил для управления имениями по утвержденным для оных инвентарям". Были составлены инвентари — описания помещичьих имений с точной фиксацией крестьянских наделов и общего для всех имений количества барщинных дней, которые впредь нельзя было изменять. Инвентарная реформа была проведена в 1847—1848 гг. в губерниях Правобережной Украины (Волынской, Киевской и Подольской), в 1852—1855 гг. — в белорусских губерниях (Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской).

Инвентарная реформа вызвала недовольство помещиков, выступавших против правительственной регламентации их владельческих прав, а также многочисленные волнения крестьян, положение которых она практически не улучшила.

Политика в области просвещения и печати.

При вступлении Николай I на престол отдал министру народного просвещения А. С. Шишкову распоряжение о пересмотре уставов учебных заведений. С этой целью в мае 1826 г. был создан "Комитет по устройству учебных заведений", в обязанность которого входило проверить все их уставы и выработать новые принципы школьного образования, определить дисциплины, которые должны были преподаваться на каждой ступени обучения.

19 августа 1827 г. последовал рескрипт царя Шишкову о запрещении принимать в гимназии, и тем более в университеты, крепостных крестьян.

В основу народного просвещения был положен принцип строгой сословности и бюрократической централизации, что нашло свое воплощение в 28 утвержденном 8 декабря 1828 г. "Уставе гимназий и училищ уездных и приходских". Согласно этому уставу начальное и среднее образование подразделялось на три категории:

1) для детей низших сословий предназначались одноклассные приходские училища с самой элементарной программой (чтение, письмо, четыре правила арифметики и Закон Божий)

2) для детей купцов и мещан предназначались трехклассные училища с более широкой программой начального обучения (вводились начала геометрии, а также география и история)

3) для детей дворян и чиновников учреждались семиклассные гимназии, подготавливавшие учащихся к поступлению в университеты. Устав ликвидировал преемственную связь между этими ступенями образования. Таким образом, уровень образования должен был строго соответствовать социальному положению учащегося

Правительственную политику в области просвещения последовательно проводил возглавлявший с 1833 по 1849 гг. Министерство народного просвещения граф С. С. Уваров. Одновременно он был президентом Императорской Академии наук, в его подчинении находились многие научные и культурные учреждения. Он был талантливым и широко образованным человеком, поражавшим современников обширными познаниями, свободным владением древних и ряда новых европейских языков. В молодости Уваров слыл "либералом", являлся одним из основателей известного литературного кружка "Арзамас", объединявшего лучшие литературные силы. Уваров много путешествовал по России и странам Западной Европы. В Германии он близко познакомился с Гете и известным немецким реформатором бароном Штейном. Он занимался научными изысканиями в области греко-римской филологии и был почетным членом многих европейских академий наук и научных обществ.

Современники, отдавая должное "высокому и просвещенному уму" Уварова, вместе с тем указывали на его неблаговидные личные качества — беспринципность, расчетливость, стремление "пустить пыль в глаза". Это был ловкий царедворец и, по словам хорошо знавшего его С. М. Соловьева, "умный, хитрый холоп". В царствование Николая I Уваров занял откровенно реакционно-охранительные позиции. Именно он сформулировал основные принципы "теории официальной народности" — "православие, самодержавие, народность", названные современниками "уваровской троицей", — идейной основы николаевской политики.[2, c.190]

26 июля 1835 был издан "Общий устав императорских российских университетов". Он преследовал цель "сблизить наши университеты с коренными и спасительными началами русского управления" и ввести в университетах "порядок военной службы и вообще строгое наблюдение установленных форм, чиноначалие и точность в исполнении самомалейших постановлений".

Если до этого университеты были центрами учебных округов и тем самым оказывали влияние на постановку низшего и среднего образования в округе, то теперь они сами попали в полную зависимость от попечителя учебного округа. В Киевском, Харьковском и Виленском учебных округах (как наиболее "беспокойных") управление ими было передано генерал-губернаторам.

Устав 1835 г. существенно ограничил автономию университетов. Хотя за университетским Советом и сохранялось право выбора ректора и замещения вакантных профессорских мест на кафедрах, но оно фактически сводилось на нет правом министра народного просвещения не утверждать избранных лиц и назначать других из числа своих кандидатов, чем министр широко и пользовался. Избранный Советом университета ректор вступал в должность лишь после утверждения его императором. Помощником ректора и вторым административным лицом в университете стал назначаемый попечителем учебного округа из военных или гражданских чиновников инспектор — ранее он избирался

Советом из среды университетской профессуры. Университет стал рассматриваться уже не столько как научный центр, а в первую очередь как учебное заведение, перед которым была поставлена задача готовить преподавателей гимназий, медиков и чиновников для государственной службы. Упразднялся университетский суд, разрешавший внутренние университетские вопросы. Устанавливался строгий надзор за студентами, для чего вводились назначаемые попечителем учебного округа должности помощников инспектора, исполнявшие полицейские функции в университете. Однако самой полиции по-прежнему запрещалось появляться в университетах.

Университетский устав 1835 г. имел и некоторые положительные стороны. Восстанавливалось упраздненное в 1821 г. преподавание философии; в Московском университете важное место заняли исторические дисциплины и преподавание российского законодательства; в Петербургском — преподавание восточных языков и истории стран Востока; в Казанском приоритетное место получило преподавание физико-математических наук. Срок обучения в университетах был увеличен с трех до четырех лет. Кафедры стали замещаться преимущественно отечественными учеными (ранее многих профессоров приглашали из-за границы). Для выпускников, оставленных при университетах "для подготовки к профессорскому званию", предусматривались за казенный счет обязательные двухгодичные зарубежные стажировки (преимущественно в германские университеты). При университетах были введены подготовительные курсы богословия, математики, истории, словесности, древних и новых языков, естественных наук, призванные восполнить недостатки среднего образования для поступающих в университеты. Было поднято значение университетского образования, ученых степеней и званий. Окончившие университет получали звание "действительного студента" и чин 12-го класса по Табели о рангах, а окончившие его с отличием — "кандидата" и чин 10-го класса, имевшим ученую степень магистра присваивался чин 9-го класса, а доктора наук — 8-го. Лицам с университетским образованием очередные чины присваивались в полтора раза быстрее, чем не имевшим его.

Внешняя политика.

В первой половине XIX века Россия обладала значительными возможностями для эффективного решения своих внешнеполитических задач. Они включали защиту собственных границ и расширение территории в соответствии с национальными, геополитическими, военно-стратегическими и экономическими интересами страны. Это подразумевало складывание территории Российской империи в ее естественных границах по морям, рекам и горным хребтам и в связи с этим добровольное вхождение в неё или насильственное присоединение многих соседних народов.

Николай I ориентировался на наиболее консервативные силы и чаще всего опирался на союзы с Австрией и Пруссией. В 1849 году Николай помог австрийскому императору подавить революцию, вспыхнувшую в Венгрии, и задушили революционные выступления в Дунайских княжествах.

На юге сложилась весьма непростые взаимоотношения с Османской империей и Ираном. Турция не могла примириться с русским завоеванием в конце XVIII века Черноморского побережья и в первую очередь с присоединением к России Крыма. Выход к Чёрному морю имел особые экономическое, оборонительное и стратегическое значение для России. Важнейшей проблемой было обеспечение наиболее благоприятного режима Черноморских проливов – Босфор и Дарданелл. Свободный проход через них русских торговых судов способствовал экономическому развитию и процветанию огромных южных районов государства. Недопущение в Черное море иностранных военных судов также было одной из задач российской дипломатии. Важным средством вмешательства России во внутренние дела турок было полученное ею (по Кючук - Кайнарджийскому и Ясскому договорам) право покровительства христианским подданным Османской империи. Этим правом Россия активно пользовалась тем более, что народы Балкан видели в ней своего единственного защитника и спасителя.

На Кавказе интересы России сталкивались с притязаниями Турции и Ирана на эти территории. Здесь царское правительство старалось расширить свои владения укрепить, и сделать стабильными границы в Закавказье. Особую роль играли взаимоотношения России с народами Северного Кавказа, которых она стремилась полностью подчинить своему влиянию. Это было необходимо для обеспечения свободной и безопасной связи со вновь приобретёнными территориями в Закавказье и прочного включения всего Кавказского региона в состав Российской империи.

Россия и Европа.

В 1830—1831 гг. в Европе возник революционный кризис. 8 июля 1830 г. во Франции вспыхнула революция, свергнувшая династию Бурбонов. Николай I давно и с тревогой следил за нараставшим во Франции недовольством Бурбонами и советовал последнему их представителю Карлу Х проявить гибкость, намекал на помощь со стороны других европейских монархов, если революция разразится.

При известии о революции во Франции Николай 1 начал лихорадочно готовить интервенцию европейских монархов. Были посланы в Вену А. Ф. Орлов, а в Берлин И. И. Дибич, наиболее близкие к царю сановники, чтобы уговорить Австрию и Пруссию на совместную интервенцию против революционной Франции. Однако миссии Орлова и Дибича потерпели неудачу. Монархи не решились принять предложения, полагая, что интервенция может обернуться серьезными социальными потрясениями в их странах. К тому же они отнюдь не горели желанием способствовать дальнейшему усилению влияния России на европейские дела.

Один за другим европейские монархи признали нового французского короля Луи-Филиппа Орлеанского, ставленника крупной буржуазии. Николай I также вынужден был признать Июльскую монархию.

В августе 1830 г. вспыхнула революция в Бельгии, входившей в состав Нидерландов. Бельгия объявила себя самостоятельным королевством. Нидерландский король Вильгельм Оранский обратился к европейским монархам за помощью для подавления революции. Николай I снова заговорил о походе европейских государств для восстановления прав «законного» монарха. На западной границе России были приведены в боевую готовность 60 тыс. войск. Но здесь царь встретил противодействие Англии, не склонной восстанавливать единство Нидерландов и Франции, вынашивавшей планы присоединения к себе Бельгии. Николай I вынужден был признать независимость Бельгии.

В ноябре 1830 г. вспыхнуло восстание в Польше. В ночь на 17(29) ноября группа младших польских офицеров (подхорунжих) ворвалась в Бельведер. Константину удалось скрыться. На следующий день рабочие, ремесленники и студенты овладели арсеналом и вооружились. Было образовано Временное правительство из 7 человек, формировалась повстанческая армия. Собравшийся 13(25) января 1831 г, польский сейм провозгласил «детронизацию» (лишение польского престола) Николая I и независимость Польши.

Первоначально восставшим сопутствовал успех. 2(14) февраля под Сочком повстанцы нанесли поражение авангарду русских войск. Однако силы были неравны: против 50-ты-сячной армии повстанцев была направлена 120-тысячная армия под командованием И. И.Дибича. Не было единства действий и в рядах восставших, что явилось причиной последовавших неудач. Первое крупное поражение польская армия потерпела 13(25) февраля под Гроховым. 14(26) мая еще более серьезное поражение польские войска понесли в битве при Остроленке, на подступах к Варшаве. 27 августа (7 сентября) после мощной артиллерийской канонады начался штурм предместья Варшавы—Праги. На следующий день Варшава пала, и восстание было подавлено. Началась расправа над его участниками. Конституция 1815г. была аннулирована. По опубликованному 14(26) февраля 1832 г. Органическому статуту Царство Польское объявлялось неотъемлемой частью Российской империи. Управление Польшей было возложено на Административный совет, во главе которого был поставлен наместник императора в Польше И. Ф. Паскевич. Польский сейм был упразднен.

Подавлению восстания в значительной степени способствовали позиция, занятая европейскими державами, а также недальновидные действия руководителей восстания. В самом начале восстания они направили делегацию к Николаю I с инструкциями требовать от него возвращения Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины. В Варшаве открыто говорили о восстановлении «Польши от моря до моря» (в границах 1772 г.). Детронизация Николая I насторожила европейских «легитимных» монархов. Националистические и завоевательные устремления повстанцев значительно облегчили Николаю I переговоры с монархами. Враждебное отношение к восставшей Польше заняли Австрия и Пруссия, которые усилили свои пограничные гарнизоны, боясь, как бы восстание не перекинулось на их земли. После подавления восстания Австрия и Пруссия разоружали повстанцев, переходивших на их территории, и выдавали царю. Франция и Англия лицемерно сочувствовали восставшим, но не оказали им помощи. Позиция европейских держав по отношению к польскому восстанию 1830—1831 гг. развязала Николаю I руки в подавлении восстания.

Восстание потерпело поражение еще и потому, что оно не ставило задач коренных социальных преобразований, в первую очередь в аграрно-крестьянском вопросе. И, тем не менее, оно сыграло важную роль в общеевропейском революционном движении начала 30-х гг.

В конце 40-х гг. поднялась новая, еще более грозная революционная волна в Западной Европе. Прологом событий явилось восстание, вспыхнувшее в феврале 1846 г. в Кракове, где власть перешла в руки повстанческого правительства, которое осуществило ряд революционных актов: передачу земли крестьянам в собственность, отмену барщины, провозглашение гражданского равенства. События в Кракове послужили сигналом к широкому крестьянскому движению в 1846 г. в Галиции. Восставшие крестьяне двинулись к Кракову, но их опередила австрийская армия. Вскоре Краковская республика была ликвидирована австрийскими, прусскими и русскими войсками, а ее территория была включена в состав Австрийской империи.

10(22) февраля 1848г. вспыхнула революция во Франции. Луи-Филипп был низложен и Франция объявлена республикой. Под предлогом «предупреждения» нападения революционной Франции на Австрию и Пруссию, а главное—«для обуздания немецких социалистов и коммунистов» Николай I собирался двинуть 300-тысячную армию на Рейн. Но наиболее дальновидные сановники П. Д. Киселёв и М. С. Волконский сумели уговорить его отказаться от этой затеи.

Весной 1848 г. волна буржуазно-демократических революций охватила Германию, Австрию, Италию, Валахию и Молдавию. В начале 1849 г. революция вспыхнула в Венгрии. События в Дунайских княжествах и Венгрии Николай I рассматривал как - непосредственную угрозу российскому самодержавию. Весной 1848г. царские войска были введены в Молдавию, а летом того же года совместно с османской армией оккупировали и Валахию. Революционное движение в Дунайских княжествах было подавлено. Николай I охотно воспользовался просьбой австрийских Габсбургов о помощи в подавлении венгерской революции

В начале мая 1849 г. по договоренности с австрийским правительством в Венгрию была направлена 150-тысячная армий под командованием И. Ф. Паскевича. Значительный перевес сил позволил русским и австрийским войскам подавить венгерскую революцию. [5, c.520]

Кавказ и Средняя Азия.

Вхождение в начале XIX в. в состав России Закавказья неизбежно поставило вопрос о присоединении всего Северного Кавказа. Ряд областей (например, Кабарда, Осетия) еще раньше добровольно вошли в состав России. Стремление царизма распространить свое влияние на остальные территории Кавказа встретило упорное сопротивление народов Дагестана, Чечни, Адыгеи, В 1817 г. началась длившаяся многие годы Кавказская война, стоившая царизму многих сил и жертв и завершившаяся лишь к середине б0-х гг. Х1Х-В.

В начале XIX в. на Северном Кавказе проживало около 1,5 млн. человек, представленных свыше 100 народностями и языковыми группами. Народы этого обширного региона находились на самых различных стадиях социально-экономического и общественного развития первобытнообщинного строя до начавших складываться феодальных отношений. В целом для этого региона было характерно сосуществование длительное время феодальных и дофеодальных форм собственности, живучесть патриархально-общинных традиций.

В 1817—1819 гг. царское правительство построило укрепленную линию — крепости Грозная, Внезапная, Прочный Окоп и др.— и приступило к планомерному наступлению на горные районы Кавказа. Местное население сгонялось на возведение крепостей и укрепленных пунктов, строительство дорог и мостов, облагалось разного рода денежными и натуральными повинностями.

Недовольством населения произволом царских властей воспользовались местные феодалы и мусульманское духовенство. Начавшееся в 20-х гг. XIX в. движение горцев Кавказа носило сложный характер: освободительная борьба крестьянства здесь соединялась со стремлением ставших во главе движения местных феодалов и духовенства к укреплению своей власти и влияния среди горских народов.

Большую роль в движении играл мюридизм, получивший широкое распространение среди мусульманского населения Северного Кавказа в конце 20-х гг. XIX в. Мюрид—это мусульманин, посвятивший себя духовному совершенствованию во имя «сближения с аллахом». Он обязан не только строго выполнять правила Корана, но и вести аскетический образ жизни. «Равенство перед аллахом» мюридов воспринималось горским крестьянством как социальное равенство, как возвращение к патриархальной демократии. Идеологи мюридизма провозглашали, что правоверный мусульманин не может быть подданным иноверного монарха. Мусульманское духовенство ставило целью оттеснить светских феодалов и занять первенствующую роль в горском обществе, создав на Кавказе мусульманское теократическое государство по образцу средневековых арабских халифатов. Таким образом, не мюридизм породил национально-освободительную борьбу народов Кавказа: он стал крупным политическим фактором лишь постольку, поскольку ему удавалось овладеть этим движением и сделаться его знаменем. Необходимо отметить, что движение мюридизма охватило далеко не весь Северный Кавказ, а лишь Чечню и Дагестан.

Первым имамом (вождем движения) стал в 1828 г. мулла Гази-Магомед, который одержал ряд побед над царскими войсками. После его гибели в бою в 1832 г. вторым имамом был провозглашен Гамзат-Бек, завершивший покорение аварские ханов, но павший в 1834 г. жертвой кровной мести. Третьим по счету имамом был провозглашен в 1834 г. Шамиль. Талантливый военачальник, волевой и жестокий, он создал достаточно сильное теократическое государство (имамат) с дисциплинированной армией численностью до 20 тыс. человек. Он разделил имамат на округа во главе со своими наместниками (наибами), заменил обычное право (адат) шариатом — сводом мусульманских правил, основанных на Коране. Шамилю удалось объединить широкие массы горцев, осуществить ряд успешных военных операций против русских войск. В 1848г. его власть была объявлена наследственной. Это было время наибольших успехов Шамиля. Но в конце 40-х—начале 50-х гг. горское население, недовольное жестокими феодально-теократическими порядками в имамате Шамиля, стало постепенно отходить от движения, и Шамиль начал терпеть неудачи. Под натиском войск Шамиль отступил в Южный Дагестан. 1апреля 1859 г. войска генерала Евдокимова взяли «столицу» Шамиля—аул Ведено—и разрушили ее. Шамиль с 400 мюридами укрылся в ауле Гуниб, где 26 августа 1859 г. после долгого и упорного сопротивления сдался ж? плен. Пленный Шамиль был поселен вместе с семьей в Калуге,

После пленения Шамиля военные действия русских войск продолжались ещё несколько лет в районе Северо-Западного Кавказа. Хотя царизм преследовал захватнические цели, вхождение Кавказа в состав России носило объективно-прогрессивный характер. Был положен конец разорительным набегам со стороны: соседних государств — Османской империи и Ирана, прекращена межплеменная рознь и работорговля. Вхождение Кавказа в состав России способствовало социально-экономическому и культурному развитию его народов, втягивало эти народы в общую с русским народом борьбу против царизма.

В первой половине XIX в. завершился процесс добровольного вхождения Казахстана в состав Российской империи и было положено начало присоединению Средней Азии.

Многочисленные племенные объединения казахского народа в то время составляли три «жуза». На территории Среднего и Старшего вузов сложился ряд феодальных ханств, постоянно враждовавших между собою. Основным занятием населения Казахстана было кочевое скотоводство. Между Казахстаном и Россией установились давние торговые связи: продукция скотоводства казахов обменивалась на хлеб, предметы ремесла и промышленные товары. В первой половине XIX в. на территории Казахстана продолжался процесс феодализации: местная феодальная верхушка захватывала лучшие пастбища и нещадно эксплуатировала трудовые массы кочевников.

С 30—40-х гг. XVIII в. Младший и Средний жузы, т. е. большая часть Казахстана добровольно вступили в подданство России. Старший жуз до середины XIX в. находился в зависимости то от Хивинского, то от Кокандского ханства. Население Старшего жуза жестоко страдало от тяжелых налогов и военных набегов войск кокандского и хивинского ханов. В 1801 г. 5 тыс. семей из Младшего жуза во главе с ханом Букеем получили разрешение российского правительства поселиться на территории между Уралом и Волгой, где была образована Букеевская орда (просуществовала до 1876 г., когда была включен в состав Астраханской губернии). После смерти ханов Среднего ж уза Буке (1815) и Вали (1819) ханская власть в этой части Казахстана была упразднена ив 1822 г. введена новая систем управления: территория Среднего ж уза была разделена из 8 округов, управляемых окружными приказами. В 1824г. ханская власть была ликвидирована и в Младшем жузе, который бы разделен на три округа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.053 с.)