Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теории Д.Макгрегора и К.Арджириса, ОучиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теории Д.Макгрегора180 и К.Арджириса не отражают ни сущности, ни процесса мотивации, а предлагают ряд допущений при выборе методов управления. Вкратце напомним суть теории «Х» Д.Макрегора: 1) человек изначально не любит рабо- тать и будет избегать работы; 2) поскольку человек не любит работать, его следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием, чтобы заствить работать для достижения целей организа- ции; 3). Средний человек предпочитает, чтобы им руководили; он предпочитает избегать ответст- венности, у него мало честолюбия, ему нужна безопасность. Допущения теории “У”: 1). Работа для человека так же естественна, как игра; 2). Внешний контроль – не единственное средство объединения усилий для достижения целей организации. Человек может осуществить самоуправление и самоконтроль, служа целям, которым он привер- жен; приверженность формируется как результат наград, связанных с достижением целей; 3). Средний человек стремится к ответственности, его желание избежать ответственности, как пра- вило, результат прошлого разочарования и вызвано плохим руководством сверху. Средний че- ловек наделен высоким уровнем воображения и изобретательности, которые редко используют- ся в современной жизни, что ведет к разочарованию и превращает человека в противника органи- зации. То есть теория “У” характеризуется уже демократическим взглядом на человека, который рассматривается как обладающий способностями к росту и развитию. А это значит, что и к про- блеме мотивации следует подходить с точки зрения раскрытия этого потенциала. Одной из главных задач управления является организация человеческой энергии в инте- ресах достижения экономических целей предприятия. Каждое управленческое решение отра- жается на поведении людей. Успех в управлении зависит, если не исключительно, то в значи- тельной мере от способности предвидеть и контролировать поведение людей (с.5). 179 исследователь в области менеджмента, автор работы "Стратегия перемен. Логический инкрементализм". Куинн согласен с тезисом о том, что менеджеры далеки от совершенной рациональности, все принимаемые решения — смесь формального анализа, бихевиоризма и политики силы, они фрагментарны, эволюционны и большей частью интуитив- ны. Вместо понятия "беспорядочный поиск" Куинн предпочитает говорить о целенаправленной, эффективной и ак- тивной технологии управления, которая использует аналитический и бихевиористский аспекты управленческой стра- тегии. 180 Дуглас Макгрегор родился в Детройте, шт. Мичиган, в 1906 г. Докторскую диссертацию он защитил в Гарварде в 1935 г. и там же работал, пока не ушел на должность сотрудника в сектор промышленных отношений при Массачу- сетсском технологическом институте в 1937 г. Позднее он был руководителем этого сектора. С 1948 до 1954 г. он был президентом колледжа в г. Антиохе, после чего вернулся в МТИ и работал здесь в качестве профессора по промыш- ленному менеджменту вплоть до своей смерти в 1964 г. Наиболее значительной книгой Макгрегора была "Человече- ская сторона предпринимательства». 143 Тем не менее немного найдется управляющих, которые удовлетворены своей способно- стью предвидеть и проконтролировать поведение членов своей организации. Интерес, кото- рый проявляется к разработкам в этой области со стороны менеджеров, указывает на нали- чие потенциальных возможностей совершенствования процесса управления... Я разделяю вместе с некоторыми моими коллегами убеждение в том, что обществен- ные науки могут более эффективно содействовать прогрессу управления, имея в виду чело- веческие отношения на предприятии. Следует сказать, что со временем отношения в дуэте менеджера с общественными науками не будут отличаться от отношений в парах инженера с техническими дисциплинами или врача с химией и биологией. Профессионал не обязательно может быть ученым, но он должен быть достаточно компетентным, чтобы извлекать поль- зу из данных науки... Человеческое поведение предсказуемо, но здесь также как в естественных науках точ- ный прогноз зависит от правильности исходных теоретических посылок… Лишь в том случае мы сумеем достичь прогресса в контроле над человеческим поведе- нием, если признаем, что его суть состоит в избирательном приспособлении к природе чело- века, а не в том, чтобы заставлять его подчиняться нашим желаниям. Если наши попытки такого контроля не имеют успеха, то причина этого связана с неправильным выбором средств воздействия. Мы вряд ли сумеем повысить свой класс управления, если будем ругать людей, когда их действия идут вразрез с нашими предположениями (с.11-12). Использование управляющими данных общественных наук для достижения экономиче- ских целей предприятия ставит необходимость рассмотреть такую черту профессионально- го менеджера, как его отношение к этическим нормам. Науке безразлично, как будут использоваться ее данные. В этом смысле и только наука не зависит от этических ценностей. Научные знания могут быть использованы как в интере- сах добра, так и интересах зла; они могут помочь человечеству, но могут уничтожить его, что мы и наблюдаем в последнее время в связи с использованием ядерного оружия. Очевидно, чем выше профессионализм менеджера в отношении использования достижений науки, тем выше требования к нему в смысле соблюдения этических норм. Его должны волновать как со- циальные проблемы в широком смысле, так и те, которые касаются его самого при попытках контролировать поведение членов своей организации. В нашем обществе за последние сто лет неуклонно сокращалась степень свободы ме- неджера в процессе управления. Законодательство в отношении детского труда, занятости женщин, оплаты труда, коллективных договоров - все это отражает беспокойство общест- венности по поводу соблюдения менеджментом этических норм. За каждым управленческим решением или действием стоят определенные представле- ния относительно человеческой природы и поведения. Некоторые из них имеют удивительно широкое распространение. Они подразумеваются как в большинстве литературных источни- ков по теории организации, так и в текущей политике и практике управления: 1. Среднему человеку присущи врожденное, чувство отвращения к работе и желание из- бежать ее, если это возможно. Это утверждение имеет очень глубокие корни. Наказание Адама и Евы, вкусивших плод с Древа Познания, заключалось в изгнании из рая на землю, где для того, чтобы жить, надо было работать. Упор управляющих на производительность, как идею "честного каждодневно- го труда", на порок лени и сдерживания трудовой отдачи, на вознаграждение за исполнитель- ность - все это отражает основополагающую убежденность менеджмента в необходимости противодействовать склонности людей отлынивать от труда. Аргументы в пользу этого положения большинству менеджеров кажутся бесспорными. 2. Исходя из того, что отвращение к труду - это свойство человеческой природы, де- лается вывод, что большинство людей нуждаются в принуждении, контроле, угрозе наказа- ния, с тем, чтобы заставить их предпринять соответствующие усилия в направлении дос- тижения целей организации. Это отвращение к работе настолько сильное, что даже обещание вознаграждения не всегда достаточно, чтобы его преодолеть. Люди реагируют на вознаграждение и указания достаточно четко, но одного оказывается недостаточно, чтобы получить необходимый эф- фект. Только угроза наказания поможет уладить дело... 144 3. Большинство человеческих существ предпочитает, чтобы их направляли, желает избежать ответственности, имеют не слишком большие притязания, нуждаются в безопас- ности существования. Я уже кое-где предлагал обозначить совокупность этих идей как теорию X... Теорию Х не следует рассматривать как некое чучело, придуманное для того, чтобы его же и разру- шить, это вполне теория, которая действительно сегодня обуславливает стратегию ме- неджмента в широком секторе американской промышленности. Более того, принципы органи- зации, которые содержатся в основной массе литературы по менеджменту, могли быть сформулированы только на базе предпосылок, соответствующих теории X. Иные представ- ления о природе человека неизбежно привели бы к совершенно другим организационным прин- ципам. ... В основе любой теории управления людскими ресурсами всегда лежат определенные представления о человеческой мотивации. Удовлетворенные потребности перестают служить мотивации поведения. Этот факт несет глубокий смысл. Когда организационные потребности разумно удовлетворяются, человеческое поведе- ние начинают определять, то есть мотивировать, потребности следующего уровня (с. 33- 38). ... К ним относятся потребности социальные: в гармоничном общении, в одобрении со стороны других людей, их дружбе и любви. Над уровнем социальных потребностей находятся, и том смысле что они не выступа- ют в качестве стимулов до тех пор, пока потребности предыдущего уровня разумно не удов- летворяются - потребности более высокой значимости, и это имеет значение как для ме- неджмента, так и для самого человека. Это потребности престижные, которые можно раз- делить на две группы: 1. Те, которые относятся к самооценке; потребности в самоуважении, уверенности в своих силах, самостоятельности, в успехе, в прочном материальном положении, в знаниях. 2. Те, которые относятся к репутации того или иного человека; потребность в ста- тусе, в признании высокой оценки, заслуженном уважении со стороны других людей. В отличив от низших потребностей, они редко бывают насыщенными. Человек нахо- дится в постоянном поиске более полного удовлетворения этих потребностей, коль скоро они становятся важными для него. На нижних ступенях служебной лестницы, в организациях, типичных для нашей про- мышленности, люди, как правило, имеют ограниченные возможности для удовлетворения пре- стижных потребностей. По мере того, как в процессе управления обеспечивается удовлетворение физиологи- ческих потребностей, происходит смещение акцента в мотивации в сторону социальных и престижных потребностей. Принцип "морковки и палки", который соответствует теории X, в определенных об- стоятельствах срабатывает достаточно хорошо. Менеджмент может обеспечить условия для удовлетворения физиологических (в определенных пределах) потребностей и потребно- сти в безопасности существования. Таковыми являются: занятость, заработная плата, ус- ловия труда, премии. С помощью этих средств индивида можно держать под контролем до тех пор, пока он борется за существование. Человек живет исключительно ради хлеба, если его у него мало. Но принцип "морковки и палки" перестает быть элективным, как только человек дос- тигает соответствующего уровня существования, и мотивами его поведения становятся потребности более высокого порядка. ... Философия управления, опирающаяся на принцип указаний проверки исполнения, не важно в какой, мягкой или жесткой форме, не соответствует ситуации, поскольку она рас- считана на мотивацию не актуальных на сегодня потребностей человека в нашем обществе. Указание и надзор как рычаги управления имеют ограниченные возможности мотивации лю- дей, для которых приобрели значимость потребности в общении и в престиже. Люди, лишенные возможности удовлетворять на работе ставшие для них значимыми потребности, начинают вести себя точно так, как и следовало ожидать - лень, пассивность, нежелание брать на себя ответственность, нежелание перемен, склонность к демагогии, не- обоснованные требования материального вознаграждения. 145 ... Накопление знаний о поведении человека в различных сферах его деятельности по- зволило сформулировать ряд обобщений, которые становятся основой новой теории управ- ления человеческими отношениями. Некоторые из них были ранее выявлены в процессе дис- куссий о мотивации.... Другие, обобщение которых мы обозначаем как теорию "у", следующие: 1. Затрата физических и умственных усилий во время работы столь же естественна, как игра или отдых. Обыкновенному человеку отнюдь не присуще отвращение к труду. В зави- симости от сложившихся условий, работа может быть источником удовлетворения (и будет выполняться добровольно) или же источником наказания (ее будут избегать, насколько это будет возможно). 2. Внешний контроль и угроза наказания отнюдь неединственные средства, чтобы на- правлять трудовую энергию людей для достижения целей данной организации. Человек будет осуществлять самоуправление и самоконтроль, выполняя порученное ему дело. 3. Достижение цели - это своего рода приз, который ассоциируется с получением воз- награждения. Наиболее значимые награды такого рода, к примеру, самореализация, могут стать прямым результатом усилий, направленных на достижение целей данной организации. 4. Нормальный человек в нормальных условиях не только готов брать на себя ответ- ственность, но и ищет ее. Стремление избежать ответственности, недостаток честолю- бия, задача о безопасности существования - все это, как правило, является следствием не- адекватной человеческой природе реальной действительности. 5. Существует отнюдь не ограниченные, а весьма широкие возможности использовать сравнительно высокую степень фантазии, изобретательности, творчества в решении про- блем организации. 6. В условиях современной промышленности интеллектуальный потенциал человека используется лишь частично. Этим положениям соответствует теория "У" стратегии менеджмента. Внимание ак- центируется на создании условий для развития человеческой личности, на необходимости ис- пользовать избирательные, отнюдь не универсальные, рычаги управления. Помимо всего прочего, положения теории "У" указывают на существование в организа- ции препятствия для развития сотрудничества между людьми. Эти препятствия обусловле- ны не природой человека, а характером самого менеджмента, его возможностями реализо- вать потенциал, заложенный в человеческих ресурсах. Теория "X" дает менеджерам один простой отпет на вопрос о причине неэффективно- сти работы предприятия. Эту причину связывают непосредственно с качеством людских ре- сурсов, с которыми приходится работать. Напротив, теория "У" относит эту проблему на счет управляющих. Если работники ленивы, индифферентны, упрямы, избегают ответственности, творческой работы и со- трудничества, то, согласно теории "У", причины этого связаны с методами организации и контроля... Центральный принцип организации, который вытекал из теории "X", заключался в том, что рычаги управления выступают как проявление власти начальника, что и получило назва- ние "вертикальный принцип". Главный принцип, который можно определить, исходя из теории "У", заключается в интеграции; создании условий, при которых члены организации, направляя усилия для обеспечения успешной деятельности предприятия, могут лучше достичь своих собственных целей. Теория "У" приглашает к новаторству... Содержание теории "У" предполагает наличие некоторых условий, на практике недостижимых (по аналогии с идеальным вакуумом в физике). Но это следует считать не столько ее недостатком, сколько источником возможных новых открытий и изобретений в будущем. (с.40-49).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.223.255 (0.009 с.) |