Г. Форд – основатель американского автомобилестроения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г. Форд – основатель американского автомобилестроения



Многие причисляют Г.Форда к так называемой «эмпирической» школе81. Генри Форд82

(1863—1947), основатель американского автомобилестроения, был и одним из создателей «фи-

лософии практики» XX в. Он разработал теорию, получившую название «фордизм», нашедшую

отражение в его книгах «Моя жизнь, мои достижения» и «Сегодня и завтра».

В 1891 г. он разработал конструкцию газолиновой тележки и несколько лет занимался со-

вершенствованием ее двигателя. Впервые Форд сумел на ней проехать в 1893 г. Газолиновая те-

лежка, имеющая резервуар емкостью в 12 л, пробегала шестьдесят миль со скоростью 20 миль в

час.

На базе этой газолиновой тележки впоследствии был создан автомобиль Форда — «мо-

дель Т», который имел уже четыре цилиндра, автоматическое пусковое устройство и был проще

своего предшественника при росте удобства и практичности в использовании.

С 1893 г. Форд уже работает в должности главного инженера Эдисоновской компании Дет-

ройта, специализирующейся на освещении города. В 1899 г. он становится главным инженером

81 Многие представители ее не считают себя приверженцами какого-либо вполне оформившегося направления. В

этом, по-видимому, проявляется характерная для них оппозиция к «доктринерству» и стремление ограничиться опи-

санием опыта организации управления. Однако эмпиризм — и не только в философии (но и в социологии) — отнюдь

не является, как известно, простым, объективным описанием опыта, а представляет собой определенную концепцию

со своими иллюзиями, заблуждениями и претензиями. К данному направлению причисляют, например, П. Ф. Дракера

- профессора менеджмента в Высшей школе бизнеса при Нью-йоркском университете и советника по вопросам «дело-

вой политики» и управления крупных американских фирм («Дженерал моторс», «Крайслер», «ИБМ» и др.). К числу

ведущих представителей этой же школы относятся также: Р. Дэвис - профессор, декан факультета.менеджмента в

Огайском университете, Л. А. Эппли - президент Американской ассоциации управления, Э. Дейл -президент «Э. Дейл

ассошиейтс» и консультант ряда крупных американских фирм, А. Слоун мл.- бывший президент и председатель

«Дженерал моторс», А. Чандлер — профессор Массачусетского технологического института, Г. Саймондс - бывший

президент Института наук об управлении, представляющий также администрацию «Эссо стандард ойл компани», У.

Ньюмен — профессор Высшей школы бизнеса при Колумбийском университете, Э. Петерсен, Э. Плоумен, А. Коул,

А. Свенсон, Т. Левитт, У. Беннис и многих других.

82 Сын фермера-иммигранта, получивший образование в сельской школе и овладевший затем азами механики, вошел в

число учредителей небольшой автомобилестроительной компании закрытого типа (1903 г.) и к началу 20-х годов су-

мел стать полновластным хозяином индустриального гиганта, захватившего почти половину автомобильного рынка

США и продававшего свою продукцию на всех континентах. С момента основания "Форд Мотор" и до самой смерти

(1947 г.) Форд играл в ней руководящую роль благодаря недюжинной энергии, честолюбию, целеустремленности и

властному характеру. В 1903 г. Форд создает «Форд синьер компани», контрольный пакет акций которой (51%) он

приобретает в 1916 г. В 1919 г. его сын приобретает остальные — 41% акций. Весь пакет акций оказался в руках се-

мьи Форда. Благодаря созданию модели автомобиля «Т» Форд сломал все прежние концепции, существовавшие в ав-

томобильной промышленности. Эта модель пользовалась неограниченной популярностью среди покупателей и за пе-

риод 1908—1927 гг, было продано свыше 15 млн. штук автомобилей этой модели.

62

Детройтской автомобильной компании и работает в ней по 1902 г. Деятельность в этой компании

принесла ему известность изобретателя скоростных моделей автомобилей.

Основные положения его философии таковы: высоко оплачивать труд каждого рабочего и

следить за тем, чтобы он работал все 48 часов в неделю, но не больше; обеспечить наилучшее

состояние всех машин, настаивать на их абсолютной чистоте, приучать людей уважать окружаю-

щих и самих себя.

Форд считал, что индустрия должна иметь своих генералов, и притом — генералов высоко-

квалифицированных. Как и Тейлор, он был активным сторонником масштабного использования

разносторонних научных знаний в организации производства и управления. На предприятиях

Форда было создано одно из первых ремесленных училищ в Америке.

Цель своей предпринимательской деятельность Форд видел в служении обществу: «Если

не иметь перед глазами цели, очень легко перегрузить себя деньгами и потом в непрестанных

усилиях зарабатывать еще больше денег совершенно забыть о необходимости снабжать публику

тем, чего она хочет на самом деле. Делать дела на основе чистой наживы — предприятие в выс-

шей степени рискованное... Задача предприятия производить для потребления, а не для наживы

или спекуляции. Стоит сообразить народу, что производитель ему не служит, и конец его неда-

лек»83. Это своего рода социальная ответственность перед обществом84.

Форд установил 8-часовой рабочий день85 и в 1914 г. ввел в своих заводах самую высокую

оплату труда, что вызвало возмущение многих предпринимателей. Однако он был убежден в том,

что если его рабочие не станут хорошо зарабатывать, то не смогут быть активными потребителя-

ми товаров, вследствие чего в Америке не появится тот самый средний класс, от социальной ста-

бильности которого зависит динамичное развитие экономики страны. Форд открыл необычные

школы со стипендиями, предназначенными усердным и талантливым ученикам, создал социоло-

гическую лабораторию для изучения условий труда, быта и досуга работников, а главное — по-

стоянно заботился о потребителе, обращая внимание на безупречное качество изделий, развитие

сети сервиса, постоянное совершенствование автомобилей с одновременным регулярным сни-

жением продажной цены.

Мы возлагаем на каждого целиком всю ответственность. У всякого работника своя ра-

бота. Начальник бригады отвечает за подчиненных ему рабочих, начальник мастерской — за

свою мастерскую, заведующий отделением — за свое отделение, директор — за свою фабри-

ку. Каждый обязан знать, что происходит кругом него. Название «директор» — неофициаль-

ный титул. Фабрика подчинена уже много лет одному-единственному руководителю. Рядом с

ним стоят два лица, которые никогда не получали какого-нибудь определенного круга дея-

тельности, но взяли самостоятельно на себя заведование некоторыми отделениями. В их

распоряжении находится штаб, человек шесть сотрудников, из которых никто не имеет ни-

каких особых обязанностей. Они сами выбрали себе работу — круг их обязанностей не ограни-

чен раз и навсегда. Они всегда там, где их вмешательство необходимо.

Для людей, перед которыми только одна цель — работать и творить, путь открыва-

ется сам собою; каждый работник имеет доступ ко всем. Эта система до такой степени во-

шла в наш быт, что начальник мастерской ничуть не считает себя оскорбленным, если рабо-

чий обращается через его голову непосредственно к руководителю фабрики.

83 Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. - М.: Финансы и статистика, 1989. С. 18.

84 Понятие «социального государства» было закреплено в конституции ФРГ. Вслед за ФРГ ряд европейских стран

(Франция, Швеция, Италия и др.), определили свой статус как социального государства. Это же сделала и Российская

Федерация: в ст. 7 Конституции записано, что Российская Федерация - социальное государство. Однако система соци-

альной защиты населения в России в настоящее время не действует, а социальное положение большинства населения

все более ухудшается.

85 Однако, еще, в 1893 г. В. Мазер, директор машиностроительного завода в Манчестере, внедрил укороченную рабо-

чую неделю (вместо 54 часов сделал 48) и после двухлетнего экспериментирования доказал, что тем самым увеличи-

вается производительность труда и одновременно уменьшаются потери рабочего времени. Хотя его примеру последо-

вали артиллерийские фабрики, арсеналы и судостроительные верфи Англии, широкомасштабного распространения

такой опыт не получил вплоть до 1914 г.. Вскоре после первой мировой войны здесь создаются несколько научных

учреждений, которые регулярно изучают вопросы производственного травматизма и трудовой усталости. Самое

крупное из них — Национальный институт промышленной психологии - возглавил Майерс. (См. Кравченко А.И. Со-

циология труда в ХХ веке. Историко-критический очерк. - М.Наука 1987 с.102-103).

63

Весь наш персонал, как для фабрики, так и для конторы, приглашается на службу раз-

личными отделами. Мы никогда не приглашаем сведущих людей — каждый должен начинать с

низшей ступени рабочей лестницы, ибо прежний опыт у нас ни во что не ставится. Честному

человеку у нас очень легко пробиться в люди; однако многие, умея работать, не умеют ду-

мать; такие люди продвигаются вверх лишь постольку, поскольку заслуживают этого своим

прилежанием; для роли же начальников у них не хватает нужных свойств.

Я считаю, что в грандиозном процессе отбора на наших фабриках каждый в конце кон-

цов попадает туда, куда заслуживает. Волна всегда вынесет способного человека на нужное

место; может быть, он не получил бы его, если бы организация была строгой, если бы суще-

ствовала известная предписанная рутина. Но у нас так мало титулов, что всякий, кто по

праву мог бы найти себе применение к чему-нибудь лучшему, очень скоро и получает это луч-

шее. То, что для него нет «свободных» постов, не является препятствием, так как у нас,

собственно говоря, нет никаких «постов». У нас нет готовых постоянных мест, наши лучшие

работники сами создают себе место. Это не трудно для них, так как работы всегда много, и

если нужно дать работу кому-нибудь, кто желал бы продвинуться вперед,— к его повышению

не встретится никаких препятствий. Назначение не связано ни с какими формальностями;

данное лицо сразу оказывается при новом деле и получает новое вознаграждение.

Так сделал свою карьеру весь наш персонал; руководитель одной из фабрик начал с ма-

шиниста; руководитель одного из самых важных отделов поступил к нам в качестве уборщика

мусора. Во всем нашем производстве нет никого, кто не пришел бы к нам прямо с улицы; все,

что мы сделали доныне, создано людьми, которые принесли к нам только один аттестат —

желание работать. Мы не обременены никакими традициями, разве только одной: «Все можно

делать лучше, чем делалось до сих пор».

Стремление все делать лучше, скорее и с меньшей затратой материала, чем прежде,

заключает в себе решение почти всех производственных задач (с.317-318).

Дисциплина везде строгая, мелочных предписаний у нас нет. Несправедливые расчеты

предупреждаются тем, что право расчета принадлежит только начальнику отделения лично-

го состава, который пользуется им редко.

Безусловно, необходимо быть строгим при неизвинительных прогулах. Наши рабочие не

могут приходить и уходить, когда им вздумается; им всегда предоставлено право просить

начальника мастерской об отпуске; если же кто отсутствует, не заявив предварительно об

этом, то по возвращении его мотивы строго проверяются и в случае необходимости направ-

ляются в медицинское отделение. Если они уважительны, то он может снова приняться за

работу. В противном случае он может быть рассчитан.

Личного общения у нас почти нет; рабочие, выполнив свою работу, уходят домой —

ведь фабрика, в конце концов, не клуб.

Необходимой предпосылкой высокой работоспособности и здоровой обстановки на про-

изводстве являются опрятные, светлые и хорошо проветриваемые фабричные помещения.

Наши машины стоят тесно друг подле друга, ибо каждый лишний квадратный фут про-

странства уже ведет к некоторому повышению издержек производства; при каждой операции

точно измеряется пространство, которое нужно рабочему; конечно, его нельзя стеснять —

это было бы также расточительностью.

Неопытному человеку может показаться, что машины на наших фабриках просто гро-

моздятся друг на друга; однако же они расставлены по научным методам не только в чередо-

вании различных операций, но и согласно системе, которая каждому рабочему дает необходи-

мый ему простор, но и ни одного квадратного дюйма лишнего.

Эта тесная расстановка заставляет нас уделять большое внимание предохранитель-

ным приспособлениям и вентиляции (с.321).

Даже по старой системе процедура эта требовала только трех минут — казалось, она

не заслуживает особого внимания. Для этого были поставлены два стола, у которых было за-

нято 28 человек: в течение девятичасового рабочего дня они собирали всего-навсего 175

поршней — им требовалось ровно три минуты и пять секунд на штуку. Никто не наблюдал за

этим, и многие поршни оказывались негодными при сборке мотора.

Весь процесс был, в общем, прост. Рабочий вытаскивал валик из поршня, смазывал его,

вставлял на место шатун и валик, притягивал один винт и подтягивал другой, и дело было

64

закончено. Наш наблюдатель подверг весь процесс точной проверке, но не был в состоянии

сказать, почему на это требовалось целых три минуты. Он проверил тогда различные дви-

жения по хронометру и нашел, что при девятичасовом рабочем дне четыре часа уходило на

хождение взад и вперед. Рабочие не уходили совсем, но они должны были двигаться то туда,

то сюда, чтобы принести материал и отложить в сторону готовую часть. Во время всего

процесса каждый рабочий делал восемь различных движений рукою. Наблюдатель предложил

новый план, причем он разложил весь процесс на три действия, поставил трех человек с каж-

дой стороны и одного надсмотрщика на конце. Вместо того чтобы производить все движе-

ния, каждый человек проделывал только треть таковых — столько, сколько можно было сде-

лать, не двигаясь в стороны. Группа рабочих была сокращена с 28 до 14 человек. Рекордная

производительность 28 человек была 175 штук в день. А теперь семь человек в течение

восьмичасового рабочего дня выпускают 2600 штук (с.326).

Около 90% нашего оборудования стандартизировано. Стандартные машины подразде-

ляются на 250 различных групп, каждая из которых подразделяется на типы и виды; общее

число видов исчисляется тысячами.

В группах, носящих название токарных станков, прессов, пил, сверл и так далее, заклю-

чаются сотни различных видов, каждый из которых отличается и своей формой, и размерами.

И вот, несмотря на то, что мы выпускаем в настоящее время 8 тысяч автомобилей в

день, у нас вложено меньше капитала в оборудование, чем когда наша продукция равнялась 3

тысячам автомобилей в день.

Это объясняется исключительно стандартизацией. Это стандартизированное обору-

дование — результат двадцатилетней работы. Ныне эта система развилась до такой сте-

пени, что наши машины не труднее приобрести, чем какой-нибудь обиходный предмет. То же

относится к инструментам, употребляемым для производства машин. Все зубчатки, ключи,

оси, рычаги, педали и другие части машин стандартизированы; комбинируя различным обра-

зом эти части, одинаковые по форме и размерам, мы имеем возможность строить машины

для самых специальных целей.

Такое упрощение вопроса оборудования является основой нашей производственной про-

граммы (с. 337).

Форд Генри «Сегодня и завтра» //Управление - это наука и искусство: А.Файоль,

Г.Эмерсон, Ф.Тейлор, Г.Форд М. Изд-во Республика 1992 – 351 с.

На всех предприятиях Форда тяжелые работы выполняли машины; жестким требованием

организации производства является оперативное внедрение лучших научно-технических нов-

шеств; обязательным параметрам производственной среды — чистота, гигиеничность, уют, стро-

гий учет психофизиологических характеристик работников при их распределении для выполнения

различных операций — монотонных и требующих творческого подхода.

Форд был убежден, что организация промышленности есть наука, и все прочие науки слу-

жат этому делу. Он являл собой прекрасный пример широкого применения самых разнообразных

знаний в разнообразной деятельности.

Историческое значение деятельности Форда становится особенно ясным при сравнении

его взглядов с идеями Тейлора. «Тейлор, — отмечал создатель НОТ в России А. Гастев, — раз-

работал определенную организационную механику. Форд с необычной технической революцион-

ностью ______________разрешил вопрос тейлоризма так, что он вместо людей поставил чистую технику. Черно-

рабочих-транспортников, всякого рода неурегулированный низший труд Форд заменил машиной.

Завод Форда представляет собой высший тип административного автомата. Стало быть, Форд —

это самое последнее слово тейлоризма, Форд — это Тейлор, заменивший людскую организацию

буквально сталью»86.

86 Гастев А.К. Предисловие к русскому изданию книги А. Файоля «Общее и промышленное управление». - с. 42.

65



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.085 с.)