Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Представители административной школы (Г.Хопф, О.Шелдон и др.)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Остановимся еще на одном представителе школы Тейлора в США - Гарри Хопфе109, этом «первом универсале управления», как он назван в американской литературе. Пытаясь найти пути к рационализации методов администрирования, Хопф обратился к теоретическим аспектам научного управления, относящимся ко всей сфере предпринимательской деятельности. Хопф отстаивал ту точку зрения, что управление должно быть профессией. Он стремился создать систему методов, позволяющих администратору в наибольшей степени удов- летворить требованиям к профессии. Он предложил дифференцировать работу администратора и разделить ее на четыре составляющие: планирование, организация, координация, контроль. Сущность этих четырех элементов управления Хопф изложил следующим образом: планирование предлагает разделение работы на операции, которые могут выполнять лю- ди средних способностей. Если это требование не соблюдается, может возникнуть перегрузка ру- ководителей и задержка в прохождении дел; организация предполагает оценку относительных возможностей производственных единиц и их групп на основании одних и тех же принципов. Если сохранение произвольных разграничи- 107 Заметный вклад в формирование и развитие классической школы менеджмента внесли Дж. Муни и А. Рейли в 1939 г. опубликовали работу «Принципы организации», в которой они дали общее определение понятия организации как одной из форм объединения людей для достижения общей цели. Без определения цели не может эффективно функ- ционировать ни одна организация, в том числе и в сфере бизнеса. Достижение общей цели требует взаимопонимания. Поэтому руководство организации должно, прежде всего, считать своей главной задачей создание благоприятного климата в организации и направлять на ее достижение все усилия работников. Выполнение основной задачи требует безукоснительного соблюдения таких принципов: организация, как склярный (т. е. иерархия власти), функциональный принцип (разделение труда по функциям) и координация. 108 Гвишиани Д.М. Организация и управление. - с.267 109 Гарри Артур Хопф (1882—1949) родился в Англии, в 1898 г. переехал в США, учился в Нью-йоркском и Колум- бийском университетах, бакалавр коммерческих наук (1906 г.), магистр (1916 г.), магистр деловой администрации (1922 г.), член-корреспондент научных обществ Англии, Франции, Германии, Швейцарии. В 1922 г. Хопф организо- вал фирму консультантов по научному управлению, в 1938 г.—Институт по научному управлению. Г. Холф начал работать в качестве мелкого служащего (стенографа) страховой компании. Его близость к администрации в сочетании с острым аналитическим умом позволила ему составить ясную картину полного произвола в управлении, вернее гово- ря, отсутствия управления, подобно тому, как это установил Тейлор в промышленности. Хопф, как он пишет, «муже- ственно (или, быть может, безрассудно)» бросился на борьбу с недостатками, но результаты были ничтожны и никак не соизмеримы с затраченными усилиями. 84 тельных линий между отделами, секциями, секторами, группами и др. считается более важным, чем сохранение единства рабочих процессов, то может возникнуть лишь дезорганизация и соот- ветственно отсутствие координации; координация ведет к установлению четко определенных отношений субординации, ответ- ственности и отчетности. Сохранение этих отношений при таком виде управления определяется в значительной мере интеграцией зачастую расходящихся мнений администраторов относительно их взаимоотношений и характера персонального контроля над организацией. контроль касается самых корней задачи административного управления. Оно предполага- ет отделение планирования от качества работы, без чего организация не будет работать эффек- тивно. Такое разделение зачастую сопровождается столкновением точек зрения руководителей, отвечающих за планирование, и исполнителей, отвечающих за получение удовлетворительных результатов работы. Условия для координации административной деятельности создаются лишь тогда, когда вырабатывается курс общих действий». В статье «Менеджмент и оптимум» (1935) он писал: «Оптимум может быть определен в ка- честве такой формы развития делового предприятия, который, будучи достигнут и утвержден, об- ладает тенденцией сохранять равновесие между факторами размеров, себестоимости и челове- ческими способностями и тем самым значительно содействовать регулярной реализации задач бизнеса» 110. Определение, достижение и поддержание оптимальных условий существования для всех типов организаций — настоятельная проблема сегодняшнего дня, и решать ее должна осо- бая наука — «оптимология», или наука об оптимуме, изучающая оптимальность соотношений ме- жду различными факторами в бизнесе. Ее основная задача — анализ всех фактов, техники, про- цессов в различных областях человеческой деятельности. Хопф сформулировал общие задачи управления, изложив ______________их в виде десяти пунктов, кото- рые считал своего рода кодексом управления: 1. Установить ясную цель предприятия. 2. Определить общие принципы деятельности, которые следует выполнять независимо от условий работы и результатов. 3. Определить задачи начальников. 4. Назначить ответственными исполнителями людей, которые способны успешно выпол- нять задачи. 5. Дать группе исполнителей критерии выполнения работы, позволяющие точно измерить ее количество и качество. 6. Изучать результаты работы и определять тенденции выполнения работы. 7. Согласовать заменяемость членов исполнительной группы с необходимостью сохранять качество работы. 8. Обращать особое внимание на связь между возрастом сотрудников и их производитель- ностью. 9. Анализировать все динамические элементы с целью выделить случаи действия закона снижения отдачи относительно каждого элемента, заменяя, где это возможно, интуицию измере- ниями. 10. Определить оптимальный размер организации на уровне, на котором можно достигнуть наиболее благоприятных результатов работы в пределах заданных объектов и линий поведения, не допуская перегрузки ни в одной точке организации. Последний пункт этого «кодекса», связанный с размерами предприятия, был предметом специального интереса Хопфа. В частности, он выступил против широко распространенного кри- терия эффективности организации, рассматриваемого в прямой зависимости от ее размеров. Он говорил не о максимуме, а об оптимуме. На VI Международном конгрессе по научному управле- нию (Лондон, 1935 г.) он заявил, что настало время преобразовать науку об управлении в науку об оптимальном управлении. Одним из представителей административной школы является Г. Черч. В своей работе «Основы управления производством» он главное внимание уделил структурным вопросам произ- водства и управления на предприятии, а также пытался внести свой вклад в разработку общих правил организации труда, включая принципы его разделения, координации, вознаграждения и т. 110 Попов А.В. Указ. Соч. с.57 85 п. Однако в этой области он повторил других авторов и не внес в принципы организации труда ничего нового. Свои идеи Черч изложил в книге «Наука и практика управления», которая в СССР была впервые издана в 1927 г. в сокращенном виде под названием «Основы управления производст- вом». Черч делит весь производственный процесс на ряд функций, необходимых для осуществ- ления конечной цели — производства продукта. «Производство, — писал он, — есть синтез про- ектирования, оборудования, распорядительства, учета и оперирования»111. Проектирование определяет формы, размеры и свойства продукции, т. е. его задачей яв- ляется проектирование конструкции изготовляемых изделий. Функция оборудования включает в себя оснащение предприятия основными фондами — зданиями, сооружениями, оборудованием, механизмами, транспортными средствами и т. д., а также построение генерального плана предприятия, технику безопасности, размещение оборудо- вания. Под распорядительством Черч понимал координирование всех прочих функций, а также наблюдение за их выполнением. К этой функции он относил координирование действий всего ад- министративного персонала предприятия и наблюдение за рабочими. Учет есть функция отражения всего происходящего на предприятии. Черч выделял два ви- да учета: технический и счетоводный (бухгалтерский). Задачей оперирования является осуществление самого процесса производства, т. е. пре- вращение сырья и материалов в готовую продукцию. Основное внимание Черч уделял более глубокому изучению и анализу указанных функций. В каждой функции были выделены составляющие элементы и этапы ее осуществления. В своей книге Черч изложил общие принципы организации управления предприятием, уде- лив особое внимание проектированию структуры производства и управления, а также работе ап- парата управления предприятием. Особое значение Черч придавал анализу и синтезу, которые он называл «основными орудиями» управления. Им разработаны основы системного анализа как составного элемента науки управления. К числу зарубежных исследователей, оказавших ощутимое влияние на формирование американской концепции менеджмента, следует отнести английского ученого О. Шелдона (1894—1951), им написана книга «Философия управления» (1923). Он подчеркивал главным об- разом этическую сторону менеджмента, присущую ему функцию ответственности. Каждый ме- неджер должен воспринять три принципа философии менеджмента: 1) политика, условия и мето- ды промышленности должны способствовать общественному благосостоянию; 2) менеджмент призван стремиться приспособить высшие моральные обязательства сообщества относительно социальной справедливости применительно к конкретным случаям; 3) менеджмент должен про- являть инициативу в возвышении общих этических стандартов и концепции социальной справед- ливости112. В ходе применения этих принципов менеджер анализирует как аспект технологической эффективности, так и аспект - социальной эффективности, что достигается с помощью научных методов исследования труда и развитием человеческих возможностей. В обобщенном виде философия менеджмента Шелдона сводится к следующим положени- ям: 1) промышленность существует в целях производства товаров и услуг, необходимых для благоденствия сообщества; 2) промышленный менеджмент должен руководствоваться принципом, обосновывающим предоставление услуг коллективу; 3) менеджмент как часть индустрии отделен от капитала и подразделяется на три части: администрацию, собственно менеджмент и организацию; 4) до тех пор, пока индустрия основывается на экономическом фундаменте, менеджмент должен достигать целей сообщества через развитие эффективности как человеческого, так и материального компонентов фабрики; 5) эта эффективность развивается благодаря использованию науки в управлении и разви- тии человеческих ресурсов промышленности; 111 Черч Г. Основы управления производством. 1927. - с. 20. 112 Попов А.В. Указ. Соч., с.58. 86 6) эффективность зависит от структуры организаций, основанной на детальном анализе как работ, подлежащих выполнению, так и сопутствующих средств; 7) использование научных методов в менеджменте предполагают: а) употребление иссле- дований и измерений во всех начинаниях, которые менеджмент предпринимает или кон- тролирует; б) подготовку и практическое использование каждого повременного отрезка ра- боты; в) определение трудовых затрат для обоснования и точного определения желаемых результатов; г) институционализацию этих стандартов для обеспечения наиболее эконо- мичных методов производства и менеджмента; 8) политика ответственности менеджмента требует внимания к человеческому компоненту производства; что касается отношения к рабочему как к индивиду, следует придерживать- ся следующих правил: а) рабочие принимают участие в решениях относительно условий труда; б) рабочему обеспечивается уровень жизни, приемлемый для цивилизованного об- щества; в) ему дается больше свободного времени для саморазвития; г) он должен быть огражден от безработицы; д) обладать уровнем благосостояния, сопоставимым с его тру- довым вкладом; е) в отношениях между трудом и капиталом должен быть утвержден стро- гий дух справедливости. Герберт Александер Саймон применил рационализм для исследования поведения адми- нистраторов. Он занимался политологией в Чикагском университете, где защитил докторскую диссертацию в 1943 г.; работал в Международной ассоциации городских менеджеров и в Бюро общественной администрации при Калифорнийском университете, а также преподавал в Илли- нойском технологическом институте, прежде чем перешел в Университет Карнеги - Меллона в 1949 г. Саймон изучал вопросы и способы принятия решений, искусственный интеллект в течение более чем 30 лет. Признанием его чрезвычайно важных заслуг стало избрание в Национальную академию наук и присуждение наград Американской ассоциации психологов, Американской ассо- циации экономистов и Института инженеров-электриков и электронщиков. В 1978 г. он получил памятную премию А. Нобеля по экономике за новаторские исследования процесса принятия ре- шений в рамках экономических организаций. Саймон дал определение понятия власти в организации. По Саймону власть это умение принимать решения и порождать других к соответствующим действиям. Власть порождает иерар- хические взаимоотношения между двумя или более людьми, при этом одни из них играют роли руководителей, другие — подчиненных и ведомых. Власть, по мнению Саймона: 1) определяет круг ответственности исполнителя перед вышестоящим руководителем и в этом смысле фор- мальная власть допускает применение принудительных санкций; 2) обеспечивает профессио- нальную экспертизу всех принимаемых решений путем включения в управленческую иерархию нужных и авторитетных экспертов; 3) обусловливает координацию усилий всех членов организа- ции, т.е. признание ими обязательных для них решений и общих целей. Идеи о принятии решений и менеджменте Саймон начал разрабатывать в своей первой книге "Административное поведение". Саймон отметил, что любая практическая деятельность со- стоит из "решения" и "действия". Управление и администрирование следует, поэтому представ- лять и как процессы принятия решений, и как процессы, содержащие действие. Сайерт, Саймон, Марч113 развивали такие идеи, как сатисфакция (достижение скорее удовлетворительных, чем максимальных, результатов в принятии решений), ограниченная рацио- нальность и последовательный поиск, они во многом способствовали утверждению взгляда о том, что менеджеры вовсе не являются устройствами для рационального решения проблем или счет- ными машинами. Лица, принимающие решения, не работают в условиях совершенного знания, отсюда возникает неопределенность, являющаяся нормальным состоянием дел. Названные ис- следователи были настолько уверены в правоте своих идей, что даже предлагали "модель му- сорной корзины" в принятии решений114. "Модель мусорной корзины" применима к особому типу организационной структуры, из- вестному как организованная анархия. В качестве примеров можно назвать университеты, мозго- вые центры, исследовательские организации и, возможно, некоторые организации в системе здравоохранения. В организациях подобного рода предпочтения не имеют четких определений и 113 Их также причисляют к так называемой теоретической школы Карнеги 114 Дункан У. Дж. Указ соч. 87 во многих случаях непоследовательны. Технологии здесь неясны, участие негибкое, с массой примеров периодической замены работников по принципу "ушел—пришел", а также непрерывной смены персонала в результате текучести кадров. Предпочтения, или цели, определяются скорее в действии, а не так, будто менеджер начинает с постановки заранее выбранной цели и пресле- дует ее достижение. Изучением управленческого поведения занимался Дж. П. Коттер. Он проанализировал ра- боту 15 директоров компаний, используя для этой цели интервью, анкеты, архивные материалы и затратив более 500 ч на прямое наблюдение. Для данного исследования генеральные директора были определены как лица, которые занимают в компаниях руководящие посты и несут много- функциональную ответственность. Генеральные директора, принимающие участие в данном исследовании обнаружили 12 сходных моделей поведения; 1. Большую часть своего времени они провели в обществе с другими людьми. В одиноче- стве они находились только в самолетах или при поездках на работу. Большинство затратили 70% своего времени на общение, а некоторые даже до 90%. 2. Время было затрачено на общение со многими людьми, в число которых не входят не- посредственный начальник и подчиненные. Некоторая часть этого времени ушла на общение с подчиненными подчиненного и с начальником начальника, клиентами и поставщиками. Формаль- ная цепочка команд часто нарушалась. 3. Обсуждался крайне широкий круг вопросов: фактически все, что имело весьма отдален- ную связь с их бизнесом или производственной деятельностью. 4. Во время взаимодействий с другими людьми генеральные директора задавали множе- ство вопросов. В ходе кратких переговоров задавались буквально сотни вопросов. 5. В ходе таких переговоров лишь в редких случаях принимались важные решения. 6. В общении и переговорах с другими людьми было много шуток, насмешек и разговоров неделового характера. 7. Зачастую многие обсуждавшиеся важные проблемы были признаны как не имеющие значения для данной компании или организации. Эти генеральные директора регулярно занима- лись деятельностью, которую даже они считали пустой тратой времени. 8. Генеральные директора во время этих встреч редко отдавали распоряжения или указы- вали, что надо делать. 9. Несмотря на это, генеральные директора часто пытались оказывать влияние на других. Однако вместо того чтобы говорить людям, что надо делать, они скорее упрашивали, уговарива- ли или запугивали. 10. Распределяя свое время, участники исследования старались вести себя в "реактивном ключе", когда лишь немногие из встреч были запланированы. 11. Большая часть времени, проведенного с другими, была затрачена на краткие беседы. 12. Все генеральные директора имели продолжительный рабочий день. Взгляд Коттера на поведение преуспевающего менеджера имел больше общего с взгля- дом Минцберга, чем Файоля. Результативные менеджеры, работу которых он изучал, не рассмат- ривали свою деятельность в понятиях планирования, организации, мотивации и контроля в фор- мальном смысле. Они полагались скорее на последовательную, неформальную и более утончен- ную методику, решая комплексные вопросы управленческого задания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.42.59 (0.011 с.) |