Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оперантное обусловливание Скиннера

Поиск

B.F. Skinner(1904-1990)

Образ человека, предложенный теорией мотивации Б. Скиннера, называется оперантным

обусловливанием Скиннера.

Скиннер Б.175 - американский психолог, автор книг "Наука и поведение", ''О бихевиоризме",

"По ту сторону мира и достоинства", посвященных психологическим проблемам управления.

Скиннер считает, что теоретики мотивации излишне много внимания уделяют "внутренней сущно-

сти" (т.е. потребностям, мотивам, желаниям), и концентрировал свое внимание исключительно на

наблюдаемых явлениях — стимулах и реакциях на них.

Работы Скиннера наиболее убедительно доказывают, что воздействие окружающей среды

определяет наше поведение. В отличие от других психологов, Скиннер утверждал, что почти все-

цело поведение непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из окружающей сре-

ды. По его мнению, для того чтобы объяснить поведение (и таким образом имплицитно понять

личность), нам нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым

действием и видимыми последствиями. Работа Скиннера послужила фундаментом для науки о

поведении, не имеющей аналогов в истории психологии. По мнению многих, он является одним из

самых высокочтимых психологов нашего времени.

Теория оперантного обусловливания, выдвинутая Скиннером, представляет своего рода

теорию обучения. Скиннер утверждает, что оперантное обусловливание — это процесс, при кото-

ром поведение изменяется и происходит обучение. Процесс обучения облегчается благодаря по-

ложительному подкреплению необходимого поведения. Положительным подкреплением может

быть любой фактор, который усиливает частоту возникновения нужной реакции всякий раз, когда

он имеет место. Денежное вознаграждение за хорошо сделанную работу — это положительное

подкрепление. Но ключ к пониманию теории Скиннера следует искать скорее в способе, которым

осуществляется подкрепление, или в режиме подкрепления.

В теории оперантного обусловливания Скиннера мотивация к поведению, в той или иной

мере позволяющая получать желаемые результаты в зависимости от характера применяемых

стимулов. Наиболее распространенным является положительное подкрепление, при котором

подкрепляющий фактор (стимул) усиливает вероятность нужной реакции (результата) и которое

может проявляться, например, в форме денежной заработной платы в зависимости от выполнен-

ной работы (С—Р). Этот вид мотивации, или непрерывного подкрепления, характерен для систе-

мы Тэйлора и не вызывает, по Скиннеру, особого трудового энтузиазма. Поэтому некоторые руко-

водители применяют определенные формы частичного подкрепление (оплаты труда) через зара-

нее установленные интервалы вроде С—С—С—Р, С—С—С—Р или же по произвольной схеме,

например С—Р, С—С—С—С—Р, С—С—Р. Подобные схемы успешно используются для оплаты

труда временных консультантов, рекламных агентов или научных сотрудников в лабораториях,

где средняя заработная плата недостаточно мотивирует к интенсивному труду.

175 Беррес Фредерик Скиннер родился в 1904 году в Саскуэханне, штат Пенсильвания. Атмосфера в его семье была

теплой и непринужденной, учение уважалось, дисциплина была строгой, а награды давались, когда их заслуживали.

На протяжении всего детства Скиннер проводил много времени, конструируя роликовые самокаты, управляемые по-

возки, карусели, духовые ружья и тому подобные устройства. Это мальчишеское восхищение механическими изобре-

тениями предвещало его более поздний интерес к модификации наблюдаемого поведения. Ему также нравились заня-

тия в школе, он вспоминал нескольких прекрасных учителей, которые дали ему хорошие знания.

138

Всякий раз, когда имеет место оперантное поведение (выпуск еще одной единицы продук-

ции или окончание еще одного рабочего дня), достигается результат (последствия - получение

дневной ставки или оклада) — человек получает заработную плату. Такой режим подкрепления

поощряет стабильное, но без энтузиазма поведение. Основной стимул при этом — трудиться на

протяжении интервала времени, необходимого для получения еженедельной заработной платы

или производства количества продукции, достаточного для сохранения рабочего места.

В дополнение к непрерывному подкреплению менеджер может использовать какую-либо

форму частичного подкрепления. Как подсказывает само название, нужное следствие не возника-

ет после каждого повторения действия, подкрепление осуществляется через фиксированные ин-

тервалы времени или через некий переменный интервал. Допустим, после выполнения каждых

трех заданий подряд следует вознаграждение, или результат. При подкреплении с переменным

интервалом невозможно предсказать точную повторяемость, которая приведет к желаемому ре-

зультату.

Основной подход, опирающийся на эту теорию, получил название “модификации поведе-

ния”, который может быть выражен следующей формулировкой: “Поведение является функцией

его последствий”. Люди действуют (или воздерживаются от действий) определенным образом,

учитывая последствия или вознаграждения, ассоциируемые с таким поведением. Концепция “мо-

дификации поведения” существенно опирается на теорию научения и исходит из того, что пове-

дение определяется внешними последствиями. Эти последствия или подкрепления могут быть

четырех типов: а) позитивное подкрепление; б) негативное подкрепление; в) отсутствие обратной

связи (суть его состоит в следующем - если одно лицо ничего не делает для подкрепления пове-

дения другого лица, то последний перестает действовать подобным образом); г) наказание.

При этом используются графики частоты применения подкреплений. Они могут выступать

в следующих формах: непрерывный и прерывный график (с фиксированной частотой, с фиксиро-

ванным интервалом, с переменной частотой, с переменным интервалом, т. е. на случайной осно-

ве).

Трудно преувеличить то влияние, которое основные принципы теории научения оказали на

психологию и теорию личности. Концепции классического и оперантного научения, предоставляют

мощный инструмент для объяснения того, как формы поведения приобретаются, сохраняются и

модифицируются в результате научающего прошлого опыта индивида. В последние десятилетия,

однако, персонологи начали выдвигать предположения, что поведение человека регулируется

сложными взаимодействиями между внутренними явлениями (включая веру, ожидания, самовос-

приятие) и факторами окружения. Кульминацией таких рассуждений, являющихся развитием в

различных направлениях взглядов классических бихевиористов, можно назвать социально-

когнитивное направление. Особенности этого направления наиболее отчетливо представлены в

работах двух выдающихся персонологов — Альберта Бандуры и Джулиана Роттера. Теория каж-

дого из них значительно отличается от радикального бихевиоризма Скиннера, но сохраняет стро-

гую научную и экспериментальную методологию, которая характеризует бихевиористский подход.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.006 с.)