![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вклад сайерта, марча, саймонаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Саймон Герберт176 впервые ввел понятие для описания поведения в организации подчи- ненных по отношению к руководителям – зона восприятия. 3она восприятия — это тот диапазон командных полномочий менеджера, в пределах которого ведомый готов согласиться с решением, принятым менеджером. Она может меняться по объему, но ее существование определяется сте- пенью легитимности, которую подчиненный признает за полученным сверху распоряжением. Он вводит понятие рациональности "выбор предпочтительных альтернатив поведения в рамках данной системы ценностей, причем последствия такого выбора должны быть вполне предсказуемы". Допуская в теории принятия решений такие моменты, как удовлетворительность, 176 Саймон Герберт - член Национальной академии наук США, лауреат Нобелевской премии в области экономики за 1978 г., профессор компьютерных наук и психологии Университета Карнеги-Меллона. Более 30 лет Саймон изучает вопросы принятия решений, разрешения управленческих проблем и искусственного интеллекта. В своих книгах "Ад- министративное поведение", "Новая наука принятия управленческих решений", "Принятие управленческих решений. Роль интуиции и эмоции» он рассматривает такие фундаментальные понятия менеджмента, как иерархия власти и целеобразование, принятие решений в тесной связи с практикой управления, рациональность в принятии решений (объективная, субъективная и ограниченная рациональность), последовательный поиск, несовершенное знание, и мно- гие другие. 139 ограниченная рациональность и последовательный поиск, Сайерт, Саймон и другие утвердили взгляд, согласно которому менеджеры не решают проблемы рационально, а несовершенное зна- ние и неопределенность — это их нормальное состояние. Мы должны рассматривать рациональ- ность с точки зрения информации, которой располагаем, и стремиться по возможности быть луч- ше информированными Саймон обосновал властные полномочия, которыми должны быть наделены руководители организации. Властные полномочия, по мнению Саймона: 1) определяют круг ответственности исполнителя перед вышестоящим руководителем, и в этом смысле формальная власть допускает применение принудительных санкций; 2) обеспечивают профессиональную экспертизу всех при-
нимаемых решений путем включения в управленческую иерархию нужных и авторитетных экспер- тов; 3) обусловливают координацию усилий всех членов организации, т.е. признание ими обяза- тельных для них решений и общих целей. Саймон определил власть как умение принимать решения и порождать других к соответ- ствующим действиям. Власть порождает иерархические взаимоотношения между двумя или бо- лее людьми, при этом одни из них играют роли руководителей, другие — подчиненных и ведомых. Социальное измерение мотиваций. Экономика организаций и здесь предлагает новое объяснение. Учитывая тот факт, что экономические агенты почти систематически осуществляют свой выбор в рамках структурированной совокупности, следовательно, в условиях взаимозависимости, экономика организаций обращает внимание на общественный, коллективный характер значительной доли мотиваций участников. Именно это, и весьма решительно, подчеркивает в своем труде Филипп Лорино. Еще в пионерной работе [1958] Джеймс Марч и Герберт Саймон отмечали, насколько адекватно сложная структура мотиваций членов организации отражает факторы, побуж- дающие их к объединению. По правде говоря, отношение между участниками и организацией двусторонне: интенсивность мотиваций агентов зависит от характеристик, свойственных организации или ее окружению, и соответственно организация может использовать свои осо- бенности, чтобы стимулировать своих членов. Поведение агентов зависит от возможностей выбора, которые они ощущают, а также от последствий сделанного выбора и от стимулов, побуждающих подчиниться нормам груп- пы. Возможности выбора ограничивают пространство таким образом, чтобы был сделан вы- бор, приемлемый для организации. Более или менее важное значение деятельности по контролю и надзору; наличие более или менее жестких санкций, вплоть до исключения; ограничения, порожденные соседством других членов, например, в связи с их распределением в пространстве — все это сильно влия- ет на степень мотивации участников. Последствия их выбора в рамках организации способ- ствуют структуризации их мотивации и определению ее интенсивности. Сведения, предос-
тавленные окружающей средой, например, риск безработицы в случае увольнения, форма, в которой участники обнаруживают свои способности к адаптации, или интенсивность их взаимодействий с подгруппой, куда они входят (например, "чувство локтя"), в рамках самой организации или в связи с нахождением в ней (например, в случае принадлежности к профес- сиональной ассоциации), представляют собой множество элементов, которые обусловлива- ют внутриорганизационное поведение. Нельзя, наконец, недооценивать и важность факторов идентификации, которые об- рамляют мотивации и побуждают участников к установлению иерархии их собственных мо- тиваций. Частота контактов, однородность исходных формирований, сходство обществен- ных ситуаций, порождающих подражательное поведение, оказывают сильное влияние на спо- собность организации привести к общему знаменателю поведение ее членов и, следователь- но, обеспечить с большими или меньшими издержками сходство их выбора. Здесь становится понятным решающее значение процедур отбора на входе, которые характерны для большин- ства организаций, причем не только фирм. Однако, чтобы придти к этим результатам и преодолеть разнородность мотиваций, организация использует также свои собственные характеристики, пуская в ход, в частности, мотивации немонетарного свойства. Так, становятся понятными особенности, рассмотрен- ные в рамках анализа механизмов стимулирования (Аоки и др.). Организация, поскольку она яв- ляется структурированной совокупностью, может делать ставку на присутствие иерархиче- ских связей, чтобы вызвать серию поступков, не получающих выражения (по крайней мере в 140 обязательном порядке) через поиск денежных выгод. Невозможно в теоретическом плане от- влечься от того факта, что многие американские фирмы оказались в худшем положении, чем их японские конкуренты (см. Аучи [1981], Йошино и Лифсон [1986]). В иерархической системе со многими уровнями механизм внутреннего продвижения не только представляет детерминанту общих усилий участников, но и вносит большой вклад в подключение их к целям организации. Степень внутренней мобильности становится, таким образом, ценным показателем мотивации и имеет смысл лишь по причине существования ие- рархии. Здесь мы подходим к мотивации обретения престижа, чей эффект тем сильнее, чем больше престиж должности соединен с престижем самой организации (имидж ее марки, темп ее роста и т.д.; см. Барнар [1938]; Гэлбрейт [1968]). Но это выявляет также третий фактор, которым может воспользоваться организация, а именно — чувствительность индивидуаль- ных мотиваций к настроениям, преобладающим в группе. Восприятие участником тех ре- зультатов, которых ожидают от него Коллеги того же ранга или лица, стоящие выше его в иерархии, может сыграть решающую роль в "нормализации" его поведения (Дэл [1984]), то есть в побуждении следовать целям организации и включиться в одну из ячеек, из которых она состоит. Здесь мы выходим на интериоризацию177 правил в качестве фактора мотивации. Вой- ти в организацию — значит признать совокупность более или менее выявленных целей и, как общее правило, отношений власти, соединенных с иерархией. Отсюда следует, согласно удачному выражению Герберта Саймона [1951], существование "зоны признания", в рамках ко-
торой агент признает первенство интересов организации над своими собственными. Именно для расширения этой зоны и используется всякая организация, прибегающая при этом к различным средствам, о которых мы только что упоминали. Мотивации, которые здесь мобилизуются, выходят далеко за пределы правила максимизации денежных выгод. От- сюда вовсе не следует, что их нельзя выявить на эмпирическом уровне. Напротив, мы можем предложить точные показатели для каждого компонента: уровень внутренней мобильности, степень ротации кадров, масштабы абсентеизма представляют собой множество элемен- тов, позволяющих определить то, что Харвей Лейбенштейн [1976] предложил называть фак- торами "Х-Эффективности". Но это разнообразие мотиваций поднимает также главную проблему интеграции, в ча- стности, в сложные крупномасштабные организации, причем выбор механизмов стимулирова- ния решает ее весьма несовершенным образом. Организационная культура стремится дополнить эти механизмы и сделать эти мо- тивации однородными (с. 95-98). Экономические функции организационной культуры. Указанные составляющие — это не просто "фольклор" организации. Они дополняют стимулирующие механизмы, цементируют мотивации и изображают схему отношений между самими участниками, между участниками и организацией такой, какова она в их представле- ниях. Было бы также большой ошибкой недооценивать собственно экономическое значение организационной культуры. Как подчеркивал Жак Кремер [1986], она играет основополагаю- щую роль в установлении системы эффективной коммуникации и тем самым значительно со- кращает объем и издержки обмениваемой информации. Предоставляя общий код для передачи информации и общую схему интерпретации сигналов, идущих от внешней среды, эта культу- ра обеспечивает также значительно более высокую скорость конвергенции (слияния) при при- нятии решений: она является, таким образом, источником серьезной экономии времени и фактором объединения для принятия решений в подгруппах. Наконец, значительно облегчая определение правил работы, разделяемых участниками, она вносит вклад в уменьшение неоп- ределенности в том, что касается реакции участников в новых или двусмысленных ситуаци- ях________________. 177 Интериоризация правил — процесс, в ходе которого субъект начинает считать установленные правила собствен- ными (внутренними) правилами. 141 Экономические преимущества организационной культуры обусловлены ее весьма тес-
ной связью с проблемами информации и принятия решений в неопределенном пространстве. Но эффективность, которая достигается при этом, имеет свои пределы. Организация, обла- дающая глубокой внутренней культурой, склонна отдавать приоритет своим собственным ценностям, а не сигналам, идущим от внешней среды. Здесь — источник деликатной пробле- мы приспособляемости: об этом говорит опыт IВМ времен внедрения микроинформатики. Бу- дучи слишком жесткой, система специфических представлений в организации может привес- ти к стратегическим ошибкам, если принятые ценности тормозят целесообразное измене- ние внутренних руководящих структур. Наконец, ясно (и многочисленные неудачи подтверждают это), что организационная культура, которая не может быть представлена вне мотиваций агентов и, следовательно, вне микро-микроэкономических основ, если прибегнуть к выражению Харвея Лейбенштейна [1987], точно так же неотделима от социального окружения, в которое она вторгается (Аучи [1981]; Аоки [1984]; д'Ирибарне [1986]). Обоснованность ценностей, которые утверждает орга- низация в качестве фактора, связующего мотивации, и как добавление к стимулам, зависит в конечном счете от способа, посредством которого организации общаются между собой, от того, как они определяют свои позиции по отношению друг к другу, как вписываются в кон- текст общества (с.101-102). Организация как система ценностей. В мире иерархизированных экономических организаций невозможно исходить из гипоте- зы, что все агенты преследуют общую, единую цель. Сложность отношений власти и разно- образие причин, принятых свободно или по принуждению, которые побуждают вступать в ор- ганизацию________________, условия осуществления выбора, когда участие уже обеспечено, обязывают тео- ретика принимать во внимание разнообразие мотиваций. Эта сложность не должна отпугивать аналитиков. Признание ее, наоборот, способст- вовало развитию некоторых важнейших исследований последних десятилетий, например, о стимулах и о механизмах, которые с ними связаны. Однако исследование этих процедур в теоретическом плане и их внедрение в эмпириче- ском плане показывают, насколько сильно их эффективность зависит от структуры мотива- ций, то есть от того, как они упорядочиваются для индивидуальных участников, а главным образом — с точки зрения подгрупп, которые составляют организацию. Культура организации не имеет иной цели, кроме поддержки, символической или реаль- ной, этого упорядочения. В этом смысле она активно способствует структуризации мотива- ций, достижению их совместимости и, следовательно, координации решений и деятельности участников. Именно сочетание этих трех измерений: стимулирующих механизмов, структуризации мотивов и внутренней структуры обеспечивает сплоченность и единство экономической ор- ганизации. Мы можем обобщить этот принцип взаимосвязанности, если скажем, что органи- зация формирует систему ценностей (с.102-103).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.51.147 (0.013 с.) |