Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вклад сайерта, марча, саймонаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Саймон Герберт176 впервые ввел понятие для описания поведения в организации подчи- ненных по отношению к руководителям – зона восприятия. 3она восприятия — это тот диапазон командных полномочий менеджера, в пределах которого ведомый готов согласиться с решением, принятым менеджером. Она может меняться по объему, но ее существование определяется сте- пенью легитимности, которую подчиненный признает за полученным сверху распоряжением. Он вводит понятие рациональности "выбор предпочтительных альтернатив поведения в рамках данной системы ценностей, причем последствия такого выбора должны быть вполне предсказуемы". Допуская в теории принятия решений такие моменты, как удовлетворительность, 176 Саймон Герберт - член Национальной академии наук США, лауреат Нобелевской премии в области экономики за 1978 г., профессор компьютерных наук и психологии Университета Карнеги-Меллона. Более 30 лет Саймон изучает вопросы принятия решений, разрешения управленческих проблем и искусственного интеллекта. В своих книгах "Ад- министративное поведение", "Новая наука принятия управленческих решений", "Принятие управленческих решений. Роль интуиции и эмоции» он рассматривает такие фундаментальные понятия менеджмента, как иерархия власти и целеобразование, принятие решений в тесной связи с практикой управления, рациональность в принятии решений (объективная, субъективная и ограниченная рациональность), последовательный поиск, несовершенное знание, и мно- гие другие. 139 ограниченная рациональность и последовательный поиск, Сайерт, Саймон и другие утвердили взгляд, согласно которому менеджеры не решают проблемы рационально, а несовершенное зна- ние и неопределенность — это их нормальное состояние. Мы должны рассматривать рациональ- ность с точки зрения информации, которой располагаем, и стремиться по возможности быть луч- ше информированными Саймон обосновал властные полномочия, которыми должны быть наделены руководители организации. Властные полномочия, по мнению Саймона: 1) определяют круг ответственности исполнителя перед вышестоящим руководителем, и в этом смысле формальная власть допускает применение принудительных санкций; 2) обеспечивают профессиональную экспертизу всех при- нимаемых решений путем включения в управленческую иерархию нужных и авторитетных экспер- тов; 3) обусловливают координацию усилий всех членов организации, т.е. признание ими обяза- тельных для них решений и общих целей. Саймон определил власть как умение принимать решения и порождать других к соответ- ствующим действиям. Власть порождает иерархические взаимоотношения между двумя или бо- лее людьми, при этом одни из них играют роли руководителей, другие — подчиненных и ведомых. Социальное измерение мотиваций. Экономика организаций и здесь предлагает новое объяснение. Учитывая тот факт, что экономические агенты почти систематически осуществляют свой выбор в рамках структурированной совокупности, следовательно, в условиях взаимозависимости, экономика организаций обращает внимание на общественный, коллективный характер значительной доли мотиваций участников. Именно это, и весьма решительно, подчеркивает в своем труде Филипп Лорино. Еще в пионерной работе [1958] Джеймс Марч и Герберт Саймон отмечали, насколько адекватно сложная структура мотиваций членов организации отражает факторы, побуж- дающие их к объединению. По правде говоря, отношение между участниками и организацией двусторонне: интенсивность мотиваций агентов зависит от характеристик, свойственных организации или ее окружению, и соответственно организация может использовать свои осо- бенности, чтобы стимулировать своих членов. Поведение агентов зависит от возможностей выбора, которые они ощущают, а также от последствий сделанного выбора и от стимулов, побуждающих подчиниться нормам груп- пы. Возможности выбора ограничивают пространство таким образом, чтобы был сделан вы- бор, приемлемый для организации. Более или менее важное значение деятельности по контролю и надзору; наличие более или менее жестких санкций, вплоть до исключения; ограничения, порожденные соседством других членов, например, в связи с их распределением в пространстве — все это сильно влия- ет на степень мотивации участников. Последствия их выбора в рамках организации способ- ствуют структуризации их мотивации и определению ее интенсивности. Сведения, предос- тавленные окружающей средой, например, риск безработицы в случае увольнения, форма, в которой участники обнаруживают свои способности к адаптации, или интенсивность их взаимодействий с подгруппой, куда они входят (например, "чувство локтя"), в рамках самой организации или в связи с нахождением в ней (например, в случае принадлежности к профес- сиональной ассоциации), представляют собой множество элементов, которые обусловлива- ют внутриорганизационное поведение. Нельзя, наконец, недооценивать и важность факторов идентификации, которые об- рамляют мотивации и побуждают участников к установлению иерархии их собственных мо- тиваций. Частота контактов, однородность исходных формирований, сходство обществен- ных ситуаций, порождающих подражательное поведение, оказывают сильное влияние на спо- собность организации привести к общему знаменателю поведение ее членов и, следователь- но, обеспечить с большими или меньшими издержками сходство их выбора. Здесь становится понятным решающее значение процедур отбора на входе, которые характерны для большин- ства организаций, причем не только фирм. Однако, чтобы придти к этим результатам и преодолеть разнородность мотиваций, организация использует также свои собственные характеристики, пуская в ход, в частности, мотивации немонетарного свойства. Так, становятся понятными особенности, рассмотрен- ные в рамках анализа механизмов стимулирования (Аоки и др.). Организация, поскольку она яв- ляется структурированной совокупностью, может делать ставку на присутствие иерархиче- ских связей, чтобы вызвать серию поступков, не получающих выражения (по крайней мере в 140 обязательном порядке) через поиск денежных выгод. Невозможно в теоретическом плане от- влечься от того факта, что многие американские фирмы оказались в худшем положении, чем их японские конкуренты (см. Аучи [1981], Йошино и Лифсон [1986]). В иерархической системе со многими уровнями механизм внутреннего продвижения не только представляет детерминанту общих усилий участников, но и вносит большой вклад в подключение их к целям организации. Степень внутренней мобильности становится, таким образом, ценным показателем мотивации и имеет смысл лишь по причине существования ие- рархии. Здесь мы подходим к мотивации обретения престижа, чей эффект тем сильнее, чем больше престиж должности соединен с престижем самой организации (имидж ее марки, темп ее роста и т.д.; см. Барнар [1938]; Гэлбрейт [1968]). Но это выявляет также третий фактор, которым может воспользоваться организация, а именно — чувствительность индивидуаль- ных мотиваций к настроениям, преобладающим в группе. Восприятие участником тех ре- зультатов, которых ожидают от него Коллеги того же ранга или лица, стоящие выше его в иерархии, может сыграть решающую роль в "нормализации" его поведения (Дэл [1984]), то есть в побуждении следовать целям организации и включиться в одну из ячеек, из которых она состоит. Здесь мы выходим на интериоризацию177 правил в качестве фактора мотивации. Вой- ти в организацию — значит признать совокупность более или менее выявленных целей и, как общее правило, отношений власти, соединенных с иерархией. Отсюда следует, согласно удачному выражению Герберта Саймона [1951], существование "зоны признания", в рамках ко- торой агент признает первенство интересов организации над своими собственными. Именно для расширения этой зоны и используется всякая организация, прибегающая при этом к различным средствам, о которых мы только что упоминали. Мотивации, которые здесь мобилизуются, выходят далеко за пределы правила максимизации денежных выгод. От- сюда вовсе не следует, что их нельзя выявить на эмпирическом уровне. Напротив, мы можем предложить точные показатели для каждого компонента: уровень внутренней мобильности, степень ротации кадров, масштабы абсентеизма представляют собой множество элемен- тов, позволяющих определить то, что Харвей Лейбенштейн [1976] предложил называть фак- торами "Х-Эффективности". Но это разнообразие мотиваций поднимает также главную проблему интеграции, в ча- стности, в сложные крупномасштабные организации, причем выбор механизмов стимулирова- ния решает ее весьма несовершенным образом. Организационная культура стремится дополнить эти механизмы и сделать эти мо- тивации однородными (с. 95-98). Экономические функции организационной культуры. Указанные составляющие — это не просто "фольклор" организации. Они дополняют стимулирующие механизмы, цементируют мотивации и изображают схему отношений между самими участниками, между участниками и организацией такой, какова она в их представле- ниях. Было бы также большой ошибкой недооценивать собственно экономическое значение организационной культуры. Как подчеркивал Жак Кремер [1986], она играет основополагаю- щую роль в установлении системы эффективной коммуникации и тем самым значительно со- кращает объем и издержки обмениваемой информации. Предоставляя общий код для передачи информации и общую схему интерпретации сигналов, идущих от внешней среды, эта культу- ра обеспечивает также значительно более высокую скорость конвергенции (слияния) при при- нятии решений: она является, таким образом, источником серьезной экономии времени и фактором объединения для принятия решений в подгруппах. Наконец, значительно облегчая определение правил работы, разделяемых участниками, она вносит вклад в уменьшение неоп- ределенности в том, что касается реакции участников в новых или двусмысленных ситуаци- ях________________. 177 Интериоризация правил — процесс, в ходе которого субъект начинает считать установленные правила собствен- ными (внутренними) правилами. 141 Экономические преимущества организационной культуры обусловлены ее весьма тес- ной связью с проблемами информации и принятия решений в неопределенном пространстве. Но эффективность, которая достигается при этом, имеет свои пределы. Организация, обла- дающая глубокой внутренней культурой, склонна отдавать приоритет своим собственным ценностям, а не сигналам, идущим от внешней среды. Здесь — источник деликатной пробле- мы приспособляемости: об этом говорит опыт IВМ времен внедрения микроинформатики. Бу- дучи слишком жесткой, система специфических представлений в организации может привес- ти к стратегическим ошибкам, если принятые ценности тормозят целесообразное измене- ние внутренних руководящих структур. Наконец, ясно (и многочисленные неудачи подтверждают это), что организационная культура, которая не может быть представлена вне мотиваций агентов и, следовательно, вне микро-микроэкономических основ, если прибегнуть к выражению Харвея Лейбенштейна [1987], точно так же неотделима от социального окружения, в которое она вторгается (Аучи [1981]; Аоки [1984]; д'Ирибарне [1986]). Обоснованность ценностей, которые утверждает орга- низация в качестве фактора, связующего мотивации, и как добавление к стимулам, зависит в конечном счете от способа, посредством которого организации общаются между собой, от того, как они определяют свои позиции по отношению друг к другу, как вписываются в кон- текст общества (с.101-102). Организация как система ценностей. В мире иерархизированных экономических организаций невозможно исходить из гипоте- зы, что все агенты преследуют общую, единую цель. Сложность отношений власти и разно- образие причин, принятых свободно или по принуждению, которые побуждают вступать в ор- ганизацию________________, условия осуществления выбора, когда участие уже обеспечено, обязывают тео- ретика принимать во внимание разнообразие мотиваций. Эта сложность не должна отпугивать аналитиков. Признание ее, наоборот, способст- вовало развитию некоторых важнейших исследований последних десятилетий, например, о стимулах и о механизмах, которые с ними связаны. Однако исследование этих процедур в теоретическом плане и их внедрение в эмпириче- ском плане показывают, насколько сильно их эффективность зависит от структуры мотива- ций, то есть от того, как они упорядочиваются для индивидуальных участников, а главным образом — с точки зрения подгрупп, которые составляют организацию. Культура организации не имеет иной цели, кроме поддержки, символической или реаль- ной, этого упорядочения. В этом смысле она активно способствует структуризации мотива- ций, достижению их совместимости и, следовательно, координации решений и деятельности участников. Именно сочетание этих трех измерений: стимулирующих механизмов, структуризации мотивов и внутренней структуры обеспечивает сплоченность и единство экономической ор- ганизации. Мы можем обобщить этот принцип взаимосвязанности, если скажем, что органи- зация формирует систему ценностей (с.102-103).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.157 (0.008 с.) |