Государственный бюджет СССР, 1985 - 1988 гг. , млрд. Руб. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный бюджет СССР, 1985 - 1988 гг. , млрд. Руб.



  1985 год 1986 год 1987 год 1988 год
ДОХОДЫ - всего В том числе: 390.6 (100%) 419.5 (100%) 435.4 (100%) 469.0 (100%)
1. Налог с оборота 97.7 (25%) 91.5 (21.8%) 94.4 (21.7%) 101.0 (21.5)
2. Платежи государственных предприятий и организаций из прибыли (дохода) Из них: 119.5 (30.5%) 129.8 (30.9%) 127.4 (29.2%) 119.6 (25.5%)
2.1 Плата за производственные основные фонды и нормируемые оборотные средства     38.1     40.8     41.7     39.5
2.2 Плата за трудовые ресурсы   -   -   -   4.9
2.3 Взносы свободного остатка прибыли   47.1   38.5   12.8   9.4
2.4 Отчисления от прибыли (дохода) и другие платежи   29.1   47.3   72.9   65.1
2.5 Фиксированные платежи 5.2 3.2 - 0.7
3. Подоходный налог с кооперативных предприятий и организаций   2.6   2.6   2.8   2.8
4. Государственные займы, реализуемые среди населения   1.4   1.9   1.9   2.0
5. Государственные налоги с населения. В том числе: 30.0   31.2   32.5   35.9  
5.1 Подоходный налог 28.3 (7.6%) 29.5 (7.0%) 30.9 (7.0%) 33.9 (7.2%)
5.2 Налог на одиноких и малосемейных граждан   1.5   1.5   1.4   1.4
6. Средства государственного социального страхования   25.4   26.5   28.1   30.1
7. Доходы от внешнеэкономичес- кой деятельности (таможенные доходы, доходы от экспорта и неторговых операций)   71.1 (18.2%)   64.4 (15.3%)   69.3 (15.9%)   62.6 (13.3%)
Из общей суммы доходов поступило:        
а) от социального хозяйства 340.3 337.5 343.0 339.9
б) от населения 32.3 34.1 35.4 39.0
с) Заемных средств общегосударственного ссудного фонда на покрытие дефицита   18.0   47.9   57.1   90.1
         
РАСХОДЫ - всего В том числе: 386.5 417.1 430.9 459.5
1. На народное хозяйство 209.1 226.3 226.9 242.8
2. На социально-культурные мероприятия. Из них:   125.6   133.7   140.0   151.3
2.1 Просвещение и наука 49.6 52.8 54.8 59.6
2.2 Здравоохранение и физическая культура   17.6   18.0   19.4   21.9
2.3 Социальное обеспечение 31.9 35.0 37.3 39.5
3. Государственное социальное страхование   22.8   23.6   24.0   25.5
4. Государственные пособия многодетным и одиноким матерям   0.6   0.6   0.7   0.7
5. Средства, переданные в централизованный союзный фонд обеспечения колхозников   3.1   4.0   3.8   4.1
6. Финансирование внешнеэкономической деятель ности (финансирование импортных и экспортных операций, оказание безвозмездной помощи и расходы по неторговым операциям)   15.1   18.0   24.6   26.0
7. На содержание армии и флота* 19.1 19.1 20.2 20.2
8. На управление 3.0 3.0 2.9 3.0

 

* Без учета расходов на закупку вооружений и техники, на научно-исследовательские работы, на военное строительство, пенсии военнослужащим и др. На указанные цели с учетом расходов на содержание армии и флота в 1989 году предусматривалось направить 77.3 млрд. руб.

Примечание. Задолженность государства по облигациям государственных займов, находящихся на руках у населения, с учетом средств населения в полисах Госстраха СССР и заемных средств общегосударственного ссудного фонда для финансирования расходов бюджета составила в 1988 году свыше 312 млрд. руб.

 

Структура доходов и расходов государственного бюджета СССР за 1990 г. в сопоставлении со структурой консолидированного бюджета России за 1999 г.

(основные статьи), % к бюджету

 

     

 

1. Налог с оборота 27.5 -
2. Платежи из прибыли (налог на прибыль)   24.7   18.2
3. Налог на добавленную стоимость   -   23.7
4. Акцизы - 9.0
5. Доходы от (налоги с) внешнеэкономической деятельности     15.9     3.0
6. Подоходный налог с населения   9.0   9.7

 

РАСХОДЫ

1. Народное хозяйство 38.5 7.4
2. Социально-культурные мероприятия и наука   33.1   29.2
3. Национальная оборона 13.5 9.2
4.Международная деятель- ность   5.6   4.7
5. Погашение и обслужива- ние госдолга   -   15.1
6. Государственное управление   1.0   3.7
Превышение расходов над доходами (дефицит)   8.1   3.5
       

 

Принципиальные отличия советского бюджета состоят в том, что система отчислений в бюджет заменяется системой налогов (налог с оборота - НДС) и акцизов. В части расходов обращает на себя внимание существенно более высокая доля расходов на народное хозяйство (38.5 против 7.4% от суммы бюджета), на оборону, а взамен - отсутствие расходов на погашение и обслуживание государственного долга. Расходы на народное хозяйство прежде включали в основном дотации к ценам, финансирование централизованных капитальных вложений и пополнение оборотных средств предприятий.

Отношение государственных расходов (точнее, расходов государственного бюджета) к ВВП (или ВНП) сократилось с 50% до 30% (расходы консолидированного бюджета к ВВП).

Расходы на оборону до 1989 г. большей частью относились к расходам на народное хозяйство и расписывались по многим статьям, так что трудно сказать, какова же была их истинная величина. Когда в 1989 году они были перенесены в статью "Оборона", расходы на народное хозяйство сразу сократились на 6% ВВП (с 27 21%). Что касается доходов от внешнеэкономической деятельности, то косвенные оценки показывают, что с конца 1960-х до начала 1980-х годов их доля в доходах поднялась с 10 - 12% до 18 -20%, что связано с ростом экспорта энергоносителей. Тогда же выросла и доля перераспределения доходов через бюджет: валютные доходы были полностью централизованы. Только позже появились валютные фонды у ведомств и предприятий-экспортеров, которым таким образом стали стимулировать к увеличению валютной выручки.

Особо стоит отметить особенности советской системы исполнения бюджета. В нее помимо Минфина и его органов на местах входили финансовые подразделения всех министерств и ведомств, а также государственные банки. Поскольку все было государственное, не было нужды в особом органе типа федерального казначейства.

 

Табл. Исполнение союзного бюджета в 1991 году

  Уточненный план года, млрд. руб. Исполнение (на1января 1992г.) млрд. руб.   % к плану   % к ВВП
ДОХОДЫ        
1. Налог на прибыль   30.8   7.1   23.1   0.34
2. Налог с продаж   36.0   7.2   20.0   0.34
3. Доходы от внешнеэкономической деятельности     86.3     26.8     31.1     1.28
4. Трансферты из бюджетов республик на финансирование союзных программ     41.7     35.5     85.1     1.27
5.Доходы (всего)   259.0   145.6   56.2   6.93

 

РАСХОДЫ

1. Народное хозяйство 46.6 25.3 53.2 2.11
2. Социально-культурные мероприятия   27.9   19.6   70.3   0.93
3. Расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью   26.8     8.7   32.5   0.41
4. Оборона 108.6 101.6 93.6 4.84
5. Расходы (всего) 317.6 228.8 72.0 10.90
6. Дефицит бюджета 57.7 83.2 144.2 3.96
Доходы фонда стабилизации 37.9 14.5 38.2 0.66
Расходы фонда стабилизации 68.5 50.9 74.3 2.43
Дефицит фонда стабилиз. эк-ки 30.6 36.6 119.0 1.71
ИТОГО ДОХОДЫ 296.9 160.1 53.9 7.62
ИТОГО РАСХОДЫ 348.2 279.7 80.3 13.30
ИТОГО дефицит бюджета с фондом стабилизации экономики   88.2   119.6   135.6   5.70
ВВП   2100.0    

 

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

 

По форме государственного устройства страны подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные.

Простые(унитарные) государства - это единые централизованные государства, состоящие из различных административно-территориальных единиц (округов, областей, краев и т. д.). Они не имеют, как правило, в своем составе других государственных образований. Но бывают и исключения.

Структурными единицами унитарных государств являются районы, города, края области и др. Степень их зависимости от центра может быть различной. С этой точки зрения унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные. В централизованных государствах степень зависимости регионов от центра высокая(Франция, Турция и другие). В децентрализованных - регионы наделены значительно большими правами (Италия, Япония и др.), однако и они собственным суверенитетом не обладают. В нескольких унитарных государствах существуют административные автономии. Например, в Великобритании в качестве административных автономий входят Шотландия и Северная Ирландия. Испания включает в себя две национальные автономии (страну Басков и Каталонию), а также ряд административно-территориальных автономий. Объем полномочий автономий в унитарных государствах, как правило, меньше, чем в федерациях.

Сложные государства - это либо союз, либо общность относительно самостоятельных территориальных (государственных) образований. Например, конфедерация, федерация, империя (империя - это насильственно созданное государство).

Сложные государства состоят из различных государственных образований (республики, штаты, провинции, земли, кантоны и др.), которые являются их субъектами и имеют свое собственное административно-территориальное деление.

В них предполагается наличие двух систем высших органов государственной власти: федеральных и соответствующих органов субъектов. Разграничение предметов ведения и полномочий центра и субъектов осуществляется, как правило, путем их закрепления в конституции. Подобное разграничение осуществляется двояким образом: в одних государствах, таких как Бразилия, Канада, Мексика, закрепляется исключительная компетенция федерального центра и исключительная компетенция субъектов. В других, таких как Германия, Индия, Германия, наряду с исключительной компетенцией закрепляется также совместная компетенция

В зависимости от объема полномочий различных субъектов федерации подразделяются на симметричные и асимметричные. В симметричных федерациях субъекты равноправны, в асимметричных - нет.

В некоторых федерациях субъекты могут иметь свою конституцию. систему законодательства, иногда - судебную систему. При этом запрещается создавать свои вооруженные силы и вводить региональные деньги. Государственное управление осуществляется, как правило, с помощью двухпалатного парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы.

Чаще всего федерации строятся по территориальному признаку (США, Канада, ФРГ и т.д.). Российская Федерация по национально-территориальному признаку.

 

В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух уровней: государственный бюджет и местные бюджеты. Доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет. Они формируются и используются местными органами власти самостоятельно.

В федеративных государствах бюджетные системы трехуровневые: федеральный бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты.

 

Тема 4. Доходы бюджета

 

Налоговые и неналоговые доходы, их значимость для бюджета и общая характеристика. Классификация доходов. Определение классификации и назначение.

Налоги в системе государственных финансов. Возникновение и эволюция категории налога. Экономическое содержание налога. Определение налога. Признаки и функции налогов.

Общая характеристика налоговых систем развитых государств. Основные формы взаимоотношений бюджетов различных уровней в федеративном государстве: разные налоги, разные ставки, разные доходы. Желательные характеристики налоговой системы. Структура налоговых доходов РФ. Федеральные, региональные и местные налоги. Закрепленные и расщепляющиеся (регулирующие) налоги. Методы взимания налогов.

Неналоговые доходы федерального бюджета РФ, их характеристика. Нефтегазовые доходы, их удельный вес и значимость в доходах ФБ в последние годы.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов федеральной власти, субъектов федерации и местных органов власти.

К доходам бюджетов относятся: 1) налоговые доходы, 2) неналоговые доходы, и 3) безвозмездные перечисления.

1) К налоговым доходам относятся доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

2) К неналоговым доходам относятся:

2.1 доходы от использования государственного имущества;

2.2 доходы от продажи государственного имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных камней);

2.3 доходы от платных услуг;

2.4 средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного государству.

д) средства самообложения граждан.

3) К безвозмездным поступлениям относятся:

3.1 дотации из других бюджетов бюджетной системы;

3.2 субсидии из других бюджетов бюджетной системы;

3.3 субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;

3.4 безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 3119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.99.254 (0.026 с.)