Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Межбюджетные отношенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Особенности современного федерализма как системы власти. Основные задачи, решаемые в рамках любой модели финансового (бюджетного) федерализма. Конкурентная (американская) и кооперативная (германская) модели финансового федерализма. Их характеристика, особенности, положительные стороны и недостатки. Механизмы горизонтального и вертикального выравнивания. Российская модель бюджетного федерализма, особенности ее становления. Формы межбюджетной помощи и их эволюция в последнее десятилетие. Дотации, субсидии, субвенции и бюджетные кредиты – формы межбанковских трансфертов. Регулирующие (расщепляющиеся) налоги как форма механизма вертикального выравнивания. Бюджетные фонды федерального бюджета. Их роль в формировании механизма межбюджетных отношений.
Бюджетный (финансовый) федерализм направлен на обеспечение совместного достижения экономических целей при сохранении целостности, но ограничении самостоятельности каждого из субъектов федерации. Определение: Бюджетный (финансовый) федерализм – это форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает учет интересов всех участников бюджетного процесса на основе достижения компромисса между всеми субъектами этого процесса. Во всех государствах с федеративным устройством существует три проблемы, требующие нахождения компромиссных решений. Первая проблема – это определение состава расходных полномочий и их последующее распределение между различными уровнями власти. Вторая – это определение источников поступления денежных средств в бюджеты различных уровней (распределение налоговых доходов). Третья проблема – организация трансфертов между бюджетами разных уровней (организация финансового взаимодействия).
В странах с федеративным устройством существует два главных инструмента, используемых для организации взаимодействия между бюджетами различных уровней. Первый – это так называемый принцип горизонтального выравнивания. Реализация данного принципа предполагает перераспределение финансовых ресурсов (трансферты) от экономически развитых (высокодоходных) субъектов федерации в пользу экономически слабых (низкодоходных) субъектов. Механизм перераспределения – налоги и федеральный бюджет. Второй – принцип вертикального выравнивания. Реализация данного принципа заключается в том, что федеральные налоги, являющиеся главными источниками доходов федерального бюджета, формируют также бюджеты низших уровней бюджетной системы. Принцип вертикального выравнивания известен как «расщепление налогов» между различными уровнями бюджетной системы.
Среди федеративных государств есть две страны, являющиеся классическими образцами так называемого «конкурентного» и «кооперативного» федерализма. Все остальные федеративные страны располагаются между этими условными полюсами финансового федерализма. В случае конкурентного федерализма правила игры (налоговая и расходная политика) определяются каждым участником самостоятельно. При этом учитывается необходимость конкурировать с другими субъектами федерации за мобильные ресурсы путем установления наиболее выгодных правил (налогов). В кооперативном федерализме правила игры формулируются федеральным центром и региональными властями в ходе переговоров между ними. Представитель первого «полюса» - это США. В системе финансового федерализма отсутствует механизм вертикального выравнивания (никаких разделяющихся налогов). Субъекты федерации имеют право осуществлять собственную налоговую политику(вводить собственные налоги). Федеральное правительство, правительства штатов и местные власти имеют собственные «непересекающиеся» налоги. Субъекты федерации (штаты) значительно отличаются по налогам и расходам друг от друга. Они с помощью, в том числе и налоговой политики конкурируют друг с другом за привлечение капитала и труда. Собственные доходы штатов составляют приблизительно 80% расходов, а 20% - это федеральные трансферты (гранты). Наряду с этим в систему межбюджетных отношений встроен механизм горизонтального выравнивания. Этот механизм реализуется через систему межбюджетных трансфертов (бюджетных грантов). Бюджетные гранты в американской системе финансового федерализма могут быть 1) общие (нецелевые) и 2) категориальные (целевые). Общие гранты, в свою очередь, делятся на а) блочные и б) условные. И те и другие являются нецелевыми. Общие гранты поступают в полное распоряжение местных бюджетов и могут использоваться по их усмотрению. Категориальные делятся на а) долевые и б) блочные. И те и другие являются целевыми. Они выделяются для решения определенных задач. Долевые гранты выделяются на осуществление федеральных программ в каком-либо штате, но при обязательном финансовом участии правительства штата. Блочные целевые гранты направлены на возмещение части расходов штата. Второй полюс – это германская, или «кооперативная» модель финансового федерализма. Характерной чертой германской модели является использования принципа вертикального выравнивания через систему расщепляющихся налогов между уровнями бюджетной системы. Субъекты федерации – 16 земель. Индивидуальный подоходный налог распределен в ФРГ следующим образом: 42.5% идет в федеральный бюджет, 42.5% - в бюджеты субъектов (земли), 15% - в бюджеты местных органов власти. Налог на прибыль: 50% - в федеральный бюджет, 50% - в бюджеты субъектов. НДС распределяется между тремя уровнями бюджетной системы, но пропорции распределения варьируются. Наряду с этим в ФРГ практикуется перераспределение финансовых ресурсов через федеральный бюджет в пользу экономически слабых (восточных) регионов. Форма – прямые федеральные гранты. В германском законодательстве существует требование доведения уровня финансовой обеспеченности любого субъекта до уровня 99.5% от среднедушевой обеспеченности по стране. И данная норма неуклонно исполняется несмотря на нарастающее недовольство регионов-доноров.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.144.162 (0.006 с.) |