Кредиты международных банков развития (МБР) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кредиты международных банков развития (МБР)



(а также кредиты международных фондов, существующих при таких банках, напр., Азиатский фонд развития, Африканский фонд развития и т. п.)

 

Эти кредиты уникальное явление в сфере МФО. С одной стороны, они предоставляются кредитными организациями, а потому привлечение таких ссуд в значительной мере подпадает под общепринятую банковскую практику кредитования. С другой стороны, эти банки по своему статусу являются международными организациями, чья деятельность не связана с извлечением прибыли. Они действуют на основе принципа самоокупаемости и не зависят от притока средств из национальных бюджетов, исключая, разумеется, оплаты квоты или первоначального взноса.

Не все страны могут стать заемщиками МБР. Как правило, развитые страны, имеющие допуск на мировые рынки, не привлекают ресурсы этих институтов из-за юридических ограничений. Основные заемщики - это слаборазвитые страны, привлекающие средства фондов на льготных условиях, а также страны среднего уровня развития, довольствующиеся ссудами рыночного типа. МБР кредитует среднеразвитые страны практически на рыночных условиях. Это означает, что процентные ставки близки к ценам заимствований с финансовых рынков. Цена МБР увеличивается на небольшую маржу по сравнению с ценой финансирования для стран с самим высоким кредитным рейтингом (ААА).

Кредиты МБР бывают двух видов: либо обусловленными, либо связанными. Кроме того, возможность привлечения кредитов МБР предполагает наличие специальной программы сотрудничества меду страной-заемщиком и Банком. Без такого документа кредит не проходит процедуру утверждения в совете директоров.

Есть еще одно существенное ограничение для стран-заемщиков: кредиты МБР должны обслуживаться и погашаться в первую очередь, что особенно чувствительно в период мировых кризисов. Такие кредиты "защищены" специальной юридической оговоркой "negative pledge clause", означающей следующее: если государство-заемщик предоставляет другому своему кредитору более благоприятные (выгодные) условия погашения долга (например, привлечет банковский кредит под залог), то такие же условия должны быть распространены на все кредиты МБР.

Кредиты МВФ

Кредиты МВФ - это всегда обусловленные ссуды, предоставляемые (привлекаемые) в исключительных случаях: либо для преодоления финансового кризиса (в том числе для пополнения золотовалютных резервов), либо для финансирования программ проведения крупных социально-экономических реформ. Привлечение средств фонда сопряжено с выполнением целого ряда предварительных условий и, кроме того, при их выделении используется особая техника финансирования.

 

Россия как международный заемщик, использовала все формы международных заимствований за исключением кредитов официальной помощи развитию (ОПР). Это - и государственные связанные экспортные кредиты развитых стран, и банковские экспортные кредиты под государственные гарантии, и кредиты МФИ (включая ссуды МВФ, МБРР и ЕБРР), и облигационные займы.

Зарубежные кредиты стали предоставляться нашей стране в виде связанных кредитов с 1993 года. Для России в тот момент иных источников финансирования экономического роста и удовлетворения потребительского спроса не было. За шесть лет госдолг по этим заимствованиям увеличился с нуля до 9.7 млрд. долл.

Привлечение "классических" банковских финансовых кредитов в начале -середине 90-х годов не практиковалось. Все, что было получено, относится к связанным кредитам под гарантии правительств развитых стран. Внешэкономбанк (ВЭБ), как агент правительства РФ, подписывал с банками-кредиторами индивидуальные кредитные соглашения, но практически "видел" только товарораспорядительные документы, позволявшие вести учет сумм денежных переводов в пользу зарубежных предприятий, производивших оборудование или другую продукцию, направляемую в Россию.

Важная особенность: осуществляя реструктуризацию долга бывшего СССР перед странами-членами Парижского клуба, Россия строго выполняла графики платежей по новым ссудам, привлеченным после 1 января 1992 года. В этом состоял один из ключевых принципов заемной (долговой) политики правительства, который ни разу не был нарушен (даже в период финансового кризиса 1998 года).

В начале 1993 года Россия привлекла первые кредиты МВФ и МБРР. Далее привлекались как финансовые ссуды (МВФ и МБРР), так и связанные кредиты (МБРР, ЕБРРР, ЕИБ, Банка для Северной Европы). За счет этих кредитов решались задачи покрытия дефицита ФБ и финансирования структурных реформ в угольной промышленности. Пик задолженности по этим кредитам был достигнут в конце 1998 года, когда сумма долговых обязательств России перед МФИ достигла 22.2 млрд. долл.

В свое время, выход России в 1996 году на мировой рынок облигационных займов стал одним из крупнейших событий года.

С 1996 года по август 1998 года было выпущено девять (9) облигационных займов на общую сумму 16.0 млрд. долл., причем в первой половине 1998 года Россия осуществила 6 (шесть) эмиссий, включая обмен задолженности по ГКО-ОФЗ на еврооблигации. После кризиса 1998 года Россия не выходила на международные финансовые рынки облигационных займов вплоть до 2010 года. Исключение это - обмен задолженности бывшего СССР по кредитам банков-членов Лондонского клуба в форме обязательств Внешэкономбанка PRINS и JANS на еврооблигации России со сроками погашения в 2010 2030 годов, а затем и обмен коммерческой задолженности бывшего СССР на аналогичные облигации.

 

Управление государственным внешним долгом

 

В какой бы форме государство ни привлекало займы и кредиты, результат всегда один - страна накапливает государственный внешний долг, который необходимо обслуживать, то есть платить проценты, и погашать, то есть возвращать полученные ссуды. Рефинансирование это есть замещение "старых" кредитов новыми.

Управлять государственным (внешним и внутренним) долгом означает осуществлять такие заимствования, которые не ставят под угрозу долговую устойчивость государства-заемщика.

В свою очередь, долговая устойчивость государства означает способность государства обслуживать накопленный долг таким образом, чтобы в будущем не прибегать к мерам по корректировке сложившегося баланса государственных доходов и расходов, прежде всего не уменьшать последние из-за необходимости осуществлять плановый возврат ранее полученных займов и кредитов.

 

Существует ряд коэффициентов, характеризующих долговую устойчивость (неустойчивость) страны. К ним относятся:

1. Отношение чистой приведенной стоимости долга страны (а не только государства) к ВВП страны.

∑ NPVдолга страны/ВВПстраны;

 

По мнению МВФ для среднеразвитых стран приемлемое значение данного коэффициента равно 45%.

 

2. Отношение чистой приведенной стоимости долга страны к стоимости годового национального экспорта

 

NPVдолга страны/Стоимость годового национального экспорта;

 

Приемлемое значение данного коэффициента равно 200%.

 

3. Отношение стоимости обслуживания внешнего долга страны (сумма годовых платежей) к стоимости годового национального экспорта.

 

∑годовых платежей/Стоимость годового национального экспорта;

 

Приемлемое значение данного коэффициента равно 25%.

 

Что касается развитых и экономически отсталых государств, то для оценки их долговой устойчивости используются поправочные коэффициенты, учитывающие специфику их финансового положения. При этом важны не столько номинальные значения указанных коэффициентов, сколько складывающиеся тенденции их изменений. Кроме того, оценка долговой устойчивости государства означает анализ стоимости и доступности для него внешних заимствований, что, в свою очередь, тесно связано с оценкой его текущей "ликвидности", то есть способности выполнять финансовые обязательства, срок которых наступил, и платежеспособности, то есть осуществлять непрерывное погашение и обслуживание долга при любой экономической конъюнктуре.

 

Система эффективного управления госдолгом должна включать в себя следующие элементы:

1) юридическое сопровождение (обеспечение). Это означает, что в рамках бюджетного законодательства разрабатывается и утверждается а) регламент привлечения зарубежных займов и кредитов, а также принимается специальная программа заимствований в составе государственного бюджета и б) для каждого года устанавливаются ограничители роста госдолга - верхний предел государственного внешнего долга и верхний предел внутреннего долга. Это - четкие количественные ограничения, которые исполнительная власть может преодолеть только опираясь на новый закон о внесении изменений в действующий закон о госбюджете.

2) централизацию функций по привлечению заимствований в одном государственном органе (ведомстве, министерстве). Именно этот орган осуществляет планирование заимствований, определяет валюту, инструменты, сроки, финансовые условия и т. д., а также контролирует бюджетные расходы, планируемые и фактически выделяемые, на погашение и обслуживание долга.

 

3) стратегический документ, определяющий цели и задачи внешних и внутренних заимствований, а также формализующего их предельный объем на среднесрочную перспективу.

Управление госдолгом в условиях поддержания долговой устойчивости содержит (или может содержать) и другие элементы, как-то

4) управление дюрацией, то есть сроками до погашения госдолга;

5) управление валютными и процентными рисками;

6) мерами по изменению структуры задолженности путем откупа или обмена тех или иных обращающихся на рынке долговых обязательств.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.009 с.)