Кафедра теории кредита и финансового менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра теории кредита и финансового менеджмента



Кафедра теории кредита и финансового менеджмента

 

 

Рассмотрено и рекомендовано на УТВЕРЖДАЮ

заседании кафедры

теории кредита Декан факультета

и финансового менеджмента

д.э.н., профессор

протокол №___________________

И.П.Бойко

от «»_________________ 2009 г.

 

зав. кафедрой д.э.н., профессор _____________________

 

В.В.Иванов

______________________________ «» ___________ 2012 г.

 

ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

ОПД.Ф. «Публичные финансы»

Специальность 080109 Экономическая теория

Специальность 061100 Менеджмент организации

Специальность 080502 Экономика и управление на предприятии

 

Разработчик:

К.э.н., доцент кафедры теории

Кредита и финансового менеджмента

Экономического факультета СПБГУ___________________________________А.И.Сорокин

 

 

Рецензент:

д.э.н., профессор кафедры теории

Кредита и финансового менеджмента

Экономического факультета СПБГУ___________________________________В.В.Иванов

 

Санкт-Петербург

I. Организационно-методический раздел

 

1.1. Цель изучения дисциплины: приобретение студентами знаний по теоретическим основам, состоянию и тенденциям развития финансовой сферы, организации финансовых отношений между субъектами экономической системы.

1.2. Задачи курса: изучение основных разделов курса, усвоение понятийного аппарата, механизмов функционирования и форм организации финансовой сферы; развитие навыков самостоятельной аналитической работы, обеспечение базы для освоения комплекса профессиональных дисциплин.

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины. В результате изучения предмета «Публичные финансы» студенты должны понимать сущность финансов, их роль в экономике; знать экономические, правовые, институциональные основы функционирования финансовой системы в целом и ее элементов, знать конкретные формы проведения финансовой политики, понимать принципы управления финансами в бюджетной сфере, уметь анализировать тенденции и изменения на финансовых рынках, видеть взаимосвязь и взаимообусловленность процессов в реальном секторе экономики и в финансовой сфере.

Всего аудиторных занятий 34 часа
из них: - лекции 34 часа
Самостоятельная работа студентов 34 часа
Итого (трудоемкость дисциплины) 68 часов

Тема 2. Финансовая система

 

Понятие финансовой системы. Структура финансовой системы. Финансовые системы развитых стран. Финансовая система РФ. Централизованные и децентрализованные финансы, их структура и назначение. Бюджетная политика: инструменты и их характеристики. Денежно-кредитная политика: инструменты и их характеристика. Взаимосвязь и обусловленность бюджетной и денежно-кредитной политики.

 

 

РАСХОДЫ

1. Народное хозяйство 46.6 25.3 53.2 2.11
2. Социально-культурные мероприятия   27.9   19.6   70.3   0.93
3. Расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью   26.8     8.7   32.5   0.41
4. Оборона 108.6 101.6 93.6 4.84
5. Расходы (всего) 317.6 228.8 72.0 10.90
6. Дефицит бюджета 57.7 83.2 144.2 3.96
Доходы фонда стабилизации 37.9 14.5 38.2 0.66
Расходы фонда стабилизации 68.5 50.9 74.3 2.43
Дефицит фонда стабилиз. эк-ки 30.6 36.6 119.0 1.71
ИТОГО ДОХОДЫ 296.9 160.1 53.9 7.62
ИТОГО РАСХОДЫ 348.2 279.7 80.3 13.30
ИТОГО дефицит бюджета с фондом стабилизации экономики   88.2   119.6   135.6   5.70
ВВП   2100.0    

 

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

 

По форме государственного устройства страны подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные.

Простые(унитарные) государства - это единые централизованные государства, состоящие из различных административно-территориальных единиц (округов, областей, краев и т. д.). Они не имеют, как правило, в своем составе других государственных образований. Но бывают и исключения.

Структурными единицами унитарных государств являются районы, города, края области и др. Степень их зависимости от центра может быть различной. С этой точки зрения унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные. В централизованных государствах степень зависимости регионов от центра высокая(Франция, Турция и другие). В децентрализованных - регионы наделены значительно большими правами (Италия, Япония и др.), однако и они собственным суверенитетом не обладают. В нескольких унитарных государствах существуют административные автономии. Например, в Великобритании в качестве административных автономий входят Шотландия и Северная Ирландия. Испания включает в себя две национальные автономии (страну Басков и Каталонию), а также ряд административно-территориальных автономий. Объем полномочий автономий в унитарных государствах, как правило, меньше, чем в федерациях.

Сложные государства - это либо союз, либо общность относительно самостоятельных территориальных (государственных) образований. Например, конфедерация, федерация, империя (империя - это насильственно созданное государство).

Сложные государства состоят из различных государственных образований (республики, штаты, провинции, земли, кантоны и др.), которые являются их субъектами и имеют свое собственное административно-территориальное деление.

В них предполагается наличие двух систем высших органов государственной власти: федеральных и соответствующих органов субъектов. Разграничение предметов ведения и полномочий центра и субъектов осуществляется, как правило, путем их закрепления в конституции. Подобное разграничение осуществляется двояким образом: в одних государствах, таких как Бразилия, Канада, Мексика, закрепляется исключительная компетенция федерального центра и исключительная компетенция субъектов. В других, таких как Германия, Индия, Германия, наряду с исключительной компетенцией закрепляется также совместная компетенция

В зависимости от объема полномочий различных субъектов федерации подразделяются на симметричные и асимметричные. В симметричных федерациях субъекты равноправны, в асимметричных - нет.

В некоторых федерациях субъекты могут иметь свою конституцию. систему законодательства, иногда - судебную систему. При этом запрещается создавать свои вооруженные силы и вводить региональные деньги. Государственное управление осуществляется, как правило, с помощью двухпалатного парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы.

Чаще всего федерации строятся по территориальному признаку (США, Канада, ФРГ и т.д.). Российская Федерация по национально-территориальному признаку.

 

В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух уровней: государственный бюджет и местные бюджеты. Доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет. Они формируются и используются местными органами власти самостоятельно.

В федеративных государствах бюджетные системы трехуровневые: федеральный бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты.

 

Тема 4. Доходы бюджета

 

Налоговые и неналоговые доходы, их значимость для бюджета и общая характеристика. Классификация доходов. Определение классификации и назначение.

Налоги в системе государственных финансов. Возникновение и эволюция категории налога. Экономическое содержание налога. Определение налога. Признаки и функции налогов.

Общая характеристика налоговых систем развитых государств. Основные формы взаимоотношений бюджетов различных уровней в федеративном государстве: разные налоги, разные ставки, разные доходы. Желательные характеристики налоговой системы. Структура налоговых доходов РФ. Федеральные, региональные и местные налоги. Закрепленные и расщепляющиеся (регулирующие) налоги. Методы взимания налогов.

Неналоговые доходы федерального бюджета РФ, их характеристика. Нефтегазовые доходы, их удельный вес и значимость в доходах ФБ в последние годы.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов федеральной власти, субъектов федерации и местных органов власти.

К доходам бюджетов относятся: 1) налоговые доходы, 2) неналоговые доходы, и 3) безвозмездные перечисления.

1) К налоговым доходам относятся доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

2) К неналоговым доходам относятся:

2.1 доходы от использования государственного имущества;

2.2 доходы от продажи государственного имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных камней);

2.3 доходы от платных услуг;

2.4 средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного государству.

д) средства самообложения граждан.

3) К безвозмездным поступлениям относятся:

3.1 дотации из других бюджетов бюджетной системы;

3.2 субсидии из других бюджетов бюджетной системы;

3.3 субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;

3.4 безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств

 

 

Тема: НАЛОГИ

 

Экономическое содержание налогов

 

Налог - одно их основных понятий финансовой науки. Сложности правильного понимания его природы обусловлены тем, что налог - понятие не только экономическое, но и правовое, социальное и философское.

Налогообложение как элемент экономического строя присуще всем государственным системам. Понятие "налог" тесно связано с категорией "государство". Процесс взимания налогов осуществляется государством и является исключительно его прерогативой.

В рамках экономики общественного сектора налоги сегодня рассматриваются не как способ мобилизации средств для содержания неких надэкономических (государственных) структур, а в качестве формы, которые приобретают затраты на производство разнообразных общественных благ, предоставляемых государством своим гражданам. Предполагается, что государство, подобно другим производителям товаров и услуг, должно получать ресурсы лишь постольку, поскольку ему удается продемонстрировать налогоплательщикам способность удовлетворять их запросы лучше потенциальных конкурентов из числа частных фирм. Кроме того, за потребителями остается право добиваться минимизации своих затрат (налогов), то есть возникает требование возвратности налогов, как в масштабах общества, так и для налогоплательщика. Единственным смыслом и оправданием налогов в демократическом обществе считается максимальное удовлетворение спроса налогоплательщиков на общественные блага.

Сегодня определение налога в современном демократическом обществе получает новое звучание. Теперь необходимо рассчитывать не просто предельный уровень налоговых ставок, а их конкретную величину (подобно смете на производство определенных услуг). В условиях подотчетности выборной власти акцент делается на возвратности уплаченных налогов, причем речь идет о "налоговой отдаче" даже для конкретного плательщика. Кроме прочего, принцип возвратности налогов предполагает более эффективное расходование правительством налоговых поступлений.

В результате понятие налог получает следующее звучание. НАЛОГ - это индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству, осуществляемое на основании принуждения со стороны власти, имеющее целью формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций. При этом должны соблюдаться принципы справедливости к плательщику и достижения большей эффективности в их использовании. Поскольку налог является рычагом воздействия государства на экономику, то для достижения экономической эффективности необходимо установление оптимального (предельного) уровня налоговых ставок, индивидуально для каждой страны

Таким образом, понятие "налог" есть эволюционная категория, содержание которой меняется вслед за развитием государства. В любом случае, конкретное содержание налога всегда определяется тремя факторами:

1) экономическим строем общества;

2) социальной политикой государства;

3) конкретными целями его развития

Следует отметить, что на протяжении многих столетий взаимоотношения государства и его подданных имели натуральную форму, а не денежную Люди принуждались к оказанию различных услуг. Принуждение означало, что они до определенной степени были рабами. Натуральные услуги в экономической истории имели чрезвычайно разнообразный вид, например, подати, оброк, повинности и т. д.

Термин "подати" трактуется шире, чем налоги. Только когда товарно-денежные отношения в обществе получили достаточную степень развития, формирование государственной казны приняло исключительно денежный характер.

Налоги стали постоянным и основным доходом государства, превратившись в самостоятельную экономическую категорию.

 

Признаки налога

1-ый признак. Императивность. Императивность предполагает отношения власти и подчинения. Субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности по внесению оклада в бюджетный фонд.

2 -ой признак. Смена формы собственности.

Посредством налогов часть собственности физического или юридического лица в денежной форме переходит в государственную. Суммы налогов поступают в бюджет, где обезличиваются. Поэтому налоги не являются целевыми отношениями. Этот признак позволяет отличить их от сборов.

3 -ий признак. Безвозвратность и безвозмездность.

Оклад налога никогда не возвращается плательщику и индивидуально он ничего не получает взамен. Этот признак отделяет пошлину от налога.

Определение налога (согласно 1 части НГ РФ): налог - это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

 

Функции налогов

1. Фискальная

Ее суть в обеспечении государства необходимыми ему для выполнения своих функций финансовыми ресурсами.

2. Экономическая (регулирования)

Реализуется путем создания некоторых налоговых преимуществ(снижения "обычных" ставок налогов) отдельным отраслям и территориям, стимулируя определенные виды деятельности для достижения не фискальных, а социальных целей.

3. Контрольная

Способы взимания налогов

В налоговой практике сложился ряд способов взимания налогов.

1. Кадастровый (на основе кадастра)

Кадастр - это реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, доходы), классифицируемых по внешним признакам (например, размер участка земли; игровой стол в казино). При этом способе используется установление среднего дохода, подлежащего обложению.

2. Изъятие у источника выплаты дохода (изъятие налога до получения субъектом дохода).

Пример - исчисление и удержание бухгалтерией налога на доходы физических лиц.

Главное достоинство - практическая невозможность уклонения от уплаты налога.

3. Декларационный.

Плательщик представляет в налоговые органы декларацию о всех полученных годовых доходах. Исходя их декларации, налоговые органы исчисляют сумму платежей по налогу. Данный способ взимания возник в связи с ростом многообразия личных доходов граждан.

4. Изъятие в момент расходования доходов (НДС, налог с продаж, акцизы, импортная торговая пошлина).

Данные виды налогов непосредственно оплачиваются покупателями, которые становятся носителями налога.

5. Изъятие в процессе потребления.

Например, дорожные сборы с автовладельцев при пользовании платными дорогами.

6. Административный способ.

Налоговые органы определяют вероятный размер ожидаемого дохода и вычисляют подлежащий с него к уплате налог (например, налог на вмененный доход).

 

Классификация налогов

В основу классификации налогов могут быть положены различные признаки (критерии).

1. По видам налогоплательщиков - налоги с юридических и физических лиц.

2. В зависимости от механизма изъятия различают:

 

2.1 Прямые налоги (налог на прибыль, НДФЛ)

Прямые налоги взимаются непосредственно с налогоплательщика.

2.2 Косвенные налоги (акцизы, НДС, экспортная таможенная пошлина и. т. д.) Косвенные налоги в виде фиксированной добавки к цене перекладываются на покупателя, выступающего носителем налога. Объектом обложения выступают товары и услуги. Продавец товара выступает при этом субъектом налога - налогоплательщиком.

 

3. По объекту обложения налоги разделяются на налоги:

 

3.1) с дохода; 3.2) с имущества (налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц и др.); 3.3) за выполнение определенных действий (передача имущества в порядке наследования или дарения, на сделки купли - продажи, займа и др.); 3.4) рентные (НДПИ); 3.5) на потребление (НДС); 3.6) на ввоз и вывоз товаров через таможенную границу (импортные и экспортные пошлины).

 

4. По порядку отражения в бухгалтерском учете налоги делятся на:

4.1) относимые на себестоимость (издержки) продукции (ЕСН);

4.2) относимые на увеличение цены товара, то есть косвенные налоги;

4.3) относимые на финансовые результаты (с чистой прибыли, с доходов от капитала, с доходов физических лиц).

 

5. В зависимости от уровня власти налоги делятся на:

 

5.1 Федеральные налоги и сборы

 

5.11 налог на добавленную стоимость (НДС);

5.12 акцизы;

5.13 налог на доходы с физических лиц (НДФЛ);

5.14 единый социальный налог (ЕСН);

5.15 налог на прибыль;

5.16 налог на добычу полезных ископаемых;

5.17 водный налог;

5.18 сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

5.19 государственная пошлина.

 

 

5.2 Региональные налоги

 

5.21 налог на имущество предприятий;

5.22 транспортный налог.

5.23 налог на игорный бизнес.

 

5.3 Местные налоги

 

5.31 земельный налог;

5.32 налог на имущество физических лиц.

 

 

Гибкость

Изменения в экономических условиях требуют изменения в налоговых ставках. Для некоторых налогов такие корректировки просты, для других требуются изменения в законодательстве, а для каких-то все делается автоматически.

 

Автоматическая стабилизация

 

В период экономического кризиса может быть весьма желательным уменьшение поступлений в бюджет, поскольку это может создать необходимые стимулы для экономики. Когда экономика и цены стабильны, "автоматическая" стабилизация может обеспечиваться прогрессивной налоговой системой.

Поскольку в результате кризиса доходы всех субъектов экономического пространства сокращаются, должна уменьшаться и средняя налоговая ставка. С другой стороны, с возрастанием доходов автоматическая стабилизация обеспечивает рост налоговых ставок.

Сложность корректировок налоговых ставок

Попытки корректировки подоходного налога в демократических странах часто затрудняются интенсивными политическими спорами. Принимая как данность сложность налоговой процедуры, какие ставки должны быть скорректированы? Должны ли одинаково возрастать все ставки или только ставки для богатых; или для бедных, уже несущих непропорционально большую долю налоговых тягот, налоги должны возрастать в меньшей степени, чем для других? В действительности даже неясно, как оценить справедливость предложений. Что справедливее, сократить налоги для различных уровней дохода на одинаковую денежную сумму или на одинаковую процентную долю? Нужно ли делать акцент на средние налоговые ставки или на предельные? Следует ли уменьшать налоговую ставку на капитал для стимулирования инвестиций или же увеличивать ее, поскольку владельцы капитала находятся в лучшем экономическом положении для уплаты налога? Социально-экономические и технические трудности корректировки ставки подоходного налога нужно сравнить, например, с соответствующей ситуацией для налога на собственность. Исчисление последнего затруднено рядом административных проблем, главная из которых - сложность оценки стоимости различных объектов собственности. Но есть и преимущество. Корректировки по таким налоговым ставкам проводить весьма просто и можно делать это регулярно, по мере того как меняются поступления в бюджет, необходимые для обеспечения функционирования государства.

Наконец, важный аспект "гибкости" налоговой системы - согласованность действий: скорость, с которой изменения в налоговых законах могут быть приняты, и скорость, с которой проявляются последствия этих изменений, могут приводить к временным разрывам в сборе налоговых доходов.

 

 

Справедливость

 

Основная критика налоговых систем начинается, как правило, с указания на их несправедливость. Проблема в том, что очень трудно определить, что справедливо, а что нет. В экономике государственного сектора существует два различных понятия справедливости: горизонтальная равенство (справедливость) вертикальное равенство (справедливость).

Горизонтальное равенство.

Налоговая система называется горизонтально равной, если люди, одинаковые во всех отношениях, облагаются налогом одинаково. Налоговая система не должна дискриминировать людей по признаку расы, цвета кожи или вероисповедования. (Принцип горизонтального равенства настолько важен, что он содержится в Конституции США как 14-я поправка (статья о равной защите)).

Вертикальное равенство.

Если принцип горизонтального равенства утверждает, что, по сути, одинаковые люди должны иметь одинаковый подход к себе, принцип вертикального равенства гласит о том, что некоторые люди по положению платят более высокие налоги, чем другие, и что они должны делать это.

Существует три проблемы: 1) определить, кто в принципе должен платить по более высоким ставкам, 2) осуществить на практике этот принцип, то есть составить налоговые законы, соответствующие ему, и 3) решить насколько больше, чем другие, должно платить лицо, подпадающее под действие этого закона

Обычно предлагаются три критерия для суждения о том, должен ли кто-то платить больше, чем другой. Во-первых, можно сказать, что одни располагают большими возможностями платить. Вторые имеют более высокий уровень экономического благосостояния. Третьи получают больше от общих государственных расходов.

Даже если было бы возможно достичь согласия по поводу того, какого из этих трех критериев придерживаться, возникли бы разногласия о том, как измерять способность платить, экономическое благосостояние, получаемые выгоды. В некоторых случаях для оценки возможности платить и экономического благосостояния используются одинаковые показатели - такие, как доход или потребление.

Очевидно, что налоговая система должна базироваться на узко определенном понятии благосостояния. Она не может стремиться оценить общее положение вещей и как таковая вынуждена быть заведомо несправедливой.

В развитых странах в качестве основы измерения экономического благосостояния используется доход.

Потребление как основа налогообложения. Широко распространено мнение, что ни возможность платить, ни экономическое благосостояние не являются "справедливой" основой налогообложения. И то и другое относится к индивидуальному вкладу человека в общество, к величине его экономической продукции. Не справедливее ли взимать налоги на основе того, что люди берут, нежели вкладывают, то есть исходя из потребления, а не дохода?

Доход и потребление различаются на величину сбережений. То есть доход (Y) либо потребляется (C), либо сберегается (S):

C + S = Y, или C = Y - S.

Таким образом, основной вопрос реально состоит в том, должны ли освобождаться от налогообложения сбережения. Можно показать, что это эквивалентно вопросу: должна ли быть свободна от налога отдача от сбережений (проценты, дивиденды, прибыль от прироста капитала).

 

НДС 998 1177

4) Акцизы 125 82

5) Налоги на товары, ввозимые на

территорию РФ (ндс) 1169 893

6) Налоги, сборы и регулярные платежи

за пользование прир. ресурсами 1169 1006

из них:

НДПИ 1605 982

 

Сырья 1592 969

7) Государственная пошлина 34 33

8) Доходы от внешнеэкономической

деятельности 3585 2683

а) ввозные таможенные пошлины 626 467

б) вывозные тамож. пошлины 2859 2042

б1) на нефть 1784 1203

б2) на газ 490 433

б3) на товары, выработанные из нефти 379

б4) прочие тамож. пошлины 27

в) Таможенные сборы 19

9) Доходы от использования имущества,

находящегося в гос собственности 151 419

из них: а) доходы в виде прибыли 53 10

б) доходы от размещения средсв ФБ 45 317

б1) доходы от размещения средсв

Стабфонда 28 —

б2) доходы от управления средствами

Резервного фонда — 205

б3) доходы от управления средствами

фонда нац. благосостояния (ФНБ) — 93

б4) доходы по остаткам средсв ФБ и от

их размещения (кроме Стабфонда,

Рез. фонда и ФНБ) 16 19

в) Проценты по гос. кредитам 6 10

в1) поступления средсв от правительств

иностр. государсв в уплату процентов

по кредитам, предоставленных РФ 6 8.8

г) Доходы в виде арендной платы 28 26

д) Доходы от перечисления части прибыли

ЦБ РФ 12 48

10) Платежи при пользовании при родными

ресурсами 112 63

11) Доходы от оказания платных услуг и

компенсации затрат государства 114 110

12) Доходы от продажи материальных и нема-

риальных активов 22 7

13) Административные платежи и сборы 4.5 5.5

14) Штрафы, санкции, возмещение ущерба 8 9

15) Прочие неналоговые доходы 40 22.7

16) Доходы БС РФ от возврата остатков меж-

бюджетных трансфертов 6 113

17) Безвозмездные поступления 1.3 6.2

18) Доходы от предпринимат. деятельности 0.2 1.4

 

Тема 5. Расходы бюджета

 

Классификация расходов, ее виды. Функциональная классификация расходов: ее определение и основные статьи. Функциональная классификация как индикатор бюджетной политики государства.

Ведомственная классификация, ее назначение.

Проблема сбалансированности бюджета: дефицит и профицит. Понятие ненефтегазового баланса и ненефтегазового дефицита. Нефтегазовый трансферт как источник покрытия ненефтегазового дефицита. Налоговые и неналоговые каналы наполнения нефтегазового трансферта.

Дефицит бюджета, его влияние на устойчивость государственных финансов.

Внешние и внутренние источники финансирования дефицитов бюджетов, их классификация. Теоретически возможные способы финансирования дефицита бюджета, их характеристика. Теорема эквивалентности Риккардо.

 

РАСХОДЫ ФБ (за 2009г.)

Утвержденные Исполнено

Бюджетные

Назначения

Деятельность 1007.5 1004.5

Национальная экономика 1651

Образование 41.5 418

Информации 114.6 111.6

Стабилизационный фонд РФ

Начал функционировать с 1 января 2004 года. Был создан для аккумулирования растущих бюджетных доходов от непрерывно дорожавшей нефти.

Определение: Стабфонд РФ это - часть средств ФБ, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности ФБ при снижении цены на нефть ниже базовой.

Под базовой ценой на нефть понималась цена на нефть (сырую) марки "Юралс", эквивалентная 20 долл. за баррель (на 2004 год). В 2005 году базовая цена была повышена до 27 долл. за баррель.

Все средства фонда законодательно были разделены на две части. Первая часть - неснижаемый остаток на счетах фонда равнялся 500 млрд. руб. Эти средства Минфин мог использовать только для финансирования дефицита ФБ и никак иначе.

Все накопленное сверх этой суммы можно было инвестировать в государственные обязательства развитых стран, либо направить на досрочное погашение государственного внешнего долга России.

Источники формирования доходов Стабфонда:

1. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ на нефть);

2. Экспортная таможенная пошлина на нефть и нефтепродукты (сверх цены отсечения);

3. Остатки средств ФБ на начало финансового года;

4. Доходы от размещения средств Стабфонда в обязательства развитых стран.

 

В 2004 году в Стабфонде было аккумулировано 522.3 млрд. руб. За 2005 год сумма увеличилась до 1300 млрд. руб., несмотря на то, что в начале 2005 года Минфин направил 523.6 млрд. руб. на погашение долгов МВФ и странам-членам Парижского клуба кредиторов.

На первое марта 2007 года средства Стабфонда составили 2700 млрд.руб.

1 февраля 2008 года Стабфонд был трансформирован в два накопительных фонда. На момент прекращения своей деятельности величина аккумулированных в Стабфонде средств составила 4.5 трлн. руб.

 

Резервный фонд РФ

На момент образования (1 февраля 2008 года) величина средств фонда составила 3.6 трлн. руб.

Определение: Резервный фонд представляет собой часть средств ФБ, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

Источники формирования:

1) Нефтегазовые доходы ФБ в объеме, превышающем величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

К нефтегазовым доходам относятся доходы ФБ от уплаты:

1. НДПИ в виде углеводородного сырья (нефть, газ, газовый конденсат);

2. вывозных таможенных пошлин на нефть и на товары, выработанные из нефти;

3. вывозных таможенных пошлин на газ.

Нефтегазовые доходы используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда будущих поколений.

2) Доходы от управления средствами Резервного фонда.

 

Средства Резервного фонда могут использоваться:

1) на досрочное погашение внешнего долга РФ;

2) на финансирование взятых обязательств федерального бюджета (если нефтегазовых доходов недостаточно для осуществления нефтегазового трансферта в федеральный бюджет).

 

Содержание и история развития международных финансовых отношений

 

Определение: МФО - это возникающее в процессе трансграничных потоков денежных средств взаимодействие их владельцев или уполномоченных ими посредников (например, банков) с зарубежными посредниками и/или конечными реципиентами (пользователями) этих сред ств. [Другими словами, МФО - это многостороннее (многогранное) явление общественной деятельности человека, связанного с принятием и последующим исполнением участниками этих отношений обязательств передать на определенных условиях и в определенном месте денежные средства, не являющимися в стране-реципиенте национальными по своему происхождению.]

 

Участники международных финансовых отношений - это юридические и физические лица, являющиеся резидентами различных стран: суверенные государства и/или их правительства, а также уполномоченные ими органы и организации (так называемые "суверены"), международные организации (МО), международные финансовые институты (МФИ). Самой многочисленной и самой активной группой участников МФИ являются юридические лица: банки, компании, фонды, страховые общества, агентства и т. п., которые в данном тексте объединяются под термином "корпорации".

 

Почему "взаимодействие"? Трансграничные перетоки денежных средств не происходят сами по себе. Во-первых, они обслуживают другие общественные отношения - торговые, политические, гуманитарные, военно-политические и.т.п. Во-вторых, такие перетоки сопряжены с более высокими - по сравнению с национальными операциями - рисками утраты собственником принадлежащих ему финансовых ресурсов. Особенно существенными считаются: страновой риск, трансфертный риск, валютный и процентный риски.

Почему перетоки? По достижении соответствующих договоренностей эти денежные средства "пересекают" видимые и невидимые государственные границы, хотя могут возникать ситуации, при которых появляются финансовые (долговые) обязательства, но денежные средства не поступают в страну-реципиент (так всегда происходит при предоставлении и использовании "связанных" экспортных кредитов, например).

Почему перетоки денежных средств? Приобретение иностранцами акций компаний действительно является притоком капитала. Аналогично, продажа иностранным инвесторам акций местной компании и репатриация денежной выручки является не чем иным, как оттоком капитала. Однако денежные переводы, связанные с репатриацией дохода по акциям или получение процентных платежей по ранее предоставленным местным резидентам кредитам, никак не могут быть "оттоком капитала". Это - денежные переводы, или перетоки денежных средств.

Из-за подверженности МФО разнообразным рискам их участниками являются, прежде всего, профессиональные "игроки" - банки и иные финансовые (кредитные, прежде всего) институты, лишь частично использующие собственные средства. При этом, разумеется, ключевую роль играют именно банки, поскольку по создаваемым ими "каналам" осуществляется переток денежных средств вне зависимости от того, какую конкретную форму МФО они обслуживают.

Почему, наконец, международные финансовые, а не денежные или кредитные отношения?

Категория "финансы" охватывает весь спектр отношений, которые складываются между собственником (посредником) денежных средств и потенциальным их реципиентом и пользователем. Это может быть и оплата приобретенного за рубежом товара и/или полученной услуги; это может быть дар, экономическая или гуманитарная помощь; это - передача денежных средств на условиях срочности, платности и возвратности, то есть предоставление/привлечение кредита; это - инвестирование денежных средств с целью создания производства и извлечения прибыли и т. п. Исходным пунктом (точкой отчета) взаимодействия, возникающего при участии в МФО, являются переговоры.

История МФО - это прежде всего история "даров" (грантов, говоря современным языком) и кредитных отношений (первоначально - рассрочки платежа по приобретенным за границей товарам). Обе эти формы МФО развивались параллельно, замещая друг друга, а где-то вытесняя и/или стимулируя переход одной формы (грантов) в другую(кредиты).

 

Международная задолженность

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.179 с.)