Российская модель бюджетного федерализма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российская модель бюджетного федерализма



В России, с одной стороны, регионы конкурируют друг с другом за размещение на их территории наиболее выгодных предприятий и за получение финансовой помощи из центра. С другой стороны – важнейшие полномочия и финансовые ресурсы сосредоточены в руках центра. Центр, обладая широкими полномочиями, устанавливает единообразное законодательство по всем важнейшим вопросам, обеспечивая единство налоговой системы. Все это – характерные черты кооперативного федерализма. Однако в Германии региональные власти через партийную систему и бундесрат оказывают влияние на политику федерального центра. Поэтому германский федерализм кооперативный – переговорный.

В России же федеральный центр не ведет реального переговорного процесса, а стремится обеспечить эффективность регионального управления с помощью административных методов, то есть через механизмы, присущие унитарным государствам. В результате федеральный вынужден рассматривать регионы как филиалы корпорации, ставить перед ними стратегические задачи, формулировать цели и оценивать региональные власти по результатам работы. 2005-ый год стал годом окончательного оформления этой системы.

Федеральный центр принял ряд односторонних решений, существенно сузивших экономические возможности регионов: о монетизации льгот, об административной реформе, о национальных проектах. При этом региональным властям досталась роль «ответственных исполнителей» отдельных мероприятий, спланированных, профинансированных и контролируемых из центра.

В этой модели изменилось распределение доходов и расходов между бюджетами различных уровней. В 1992 – 1998 годах наблюдалась тенденция роста доли налоговых доходов бюджетов субъектов в консолидированном бюджете России с 44% до 56%. С 1999 года эта доля стала снижаться и достигла 31-32% в 2005-2006 годах. При этом доля расходов бюджетов субъектов снижалась, но темпами в два раза более медленными (с 54 до 43%). Другими словами произошла серьезная централизация финансовых ресурсов в федеральным бюджете в ущерб бюджетам федерации. Региональные власти, испытывая финансовые трудности в исполнении своих обязательств, прибегают к финансовой помощи из центра и федеральные власти вынуждены идти им навстречу и оказывать дополнительную помощь. Такого рода взаимоотношения называются политикой «мягких бюджетных ограничений». Такая политика позволяет властям систематически превышать утвержденные их бюджетами уровни расходов. Как показывает мировой опыт, такая практика ведет к постоянному повышению бюджетных расходов, создает препятствия для частных инвестиций и одновременно способствует росту неэффективных и рискованных инвестиционных проектов.

Все эти негативные тенденции стали результатом попыток федерального центра заменить конкурентные и кооперативные механизмы федерализма административными методами и управлять регионами как филиалами единой корпорации.

 

Формы финансовой помощи (межбюджетные трансферты)

 

Бюджетной кодекс РФ предусматривает следующие формы межбюджетных трансфертов:

1) Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

 

2) Субсидий бюджетам субъектов РФ;

3) Субвенций бюджетам субъектов РФ;

4) Иных межбюджетных трансфертов;

5) Межбюджетных трансфертов государственным внебюджетным фондам.

 

 

Тема 9 Международные финансовые отношения

Содержание МФО. Формы международных финансовых отношений. Субъекты международных финансовых отношений. Мировые финансовые центры. Россия в системе современных МФО.

 

Содержание и история развития международных финансовых отношений

 

Определение: МФО - это возникающее в процессе трансграничных потоков денежных средств взаимодействие их владельцев или уполномоченных ими посредников (например, банков) с зарубежными посредниками и/или конечными реципиентами (пользователями) этих сред ств. [Другими словами, МФО - это многостороннее (многогранное) явление общественной деятельности человека, связанного с принятием и последующим исполнением участниками этих отношений обязательств передать на определенных условиях и в определенном месте денежные средства, не являющимися в стране-реципиенте национальными по своему происхождению.]

 

Участники международных финансовых отношений - это юридические и физические лица, являющиеся резидентами различных стран: суверенные государства и/или их правительства, а также уполномоченные ими органы и организации (так называемые "суверены"), международные организации (МО), международные финансовые институты (МФИ). Самой многочисленной и самой активной группой участников МФИ являются юридические лица: банки, компании, фонды, страховые общества, агентства и т. п., которые в данном тексте объединяются под термином "корпорации".

 

Почему "взаимодействие"? Трансграничные перетоки денежных средств не происходят сами по себе. Во-первых, они обслуживают другие общественные отношения - торговые, политические, гуманитарные, военно-политические и.т.п. Во-вторых, такие перетоки сопряжены с более высокими - по сравнению с национальными операциями - рисками утраты собственником принадлежащих ему финансовых ресурсов. Особенно существенными считаются: страновой риск, трансфертный риск, валютный и процентный риски.

Почему перетоки? По достижении соответствующих договоренностей эти денежные средства "пересекают" видимые и невидимые государственные границы, хотя могут возникать ситуации, при которых появляются финансовые (долговые) обязательства, но денежные средства не поступают в страну-реципиент (так всегда происходит при предоставлении и использовании "связанных" экспортных кредитов, например).

Почему перетоки денежных средств? Приобретение иностранцами акций компаний действительно является притоком капитала. Аналогично, продажа иностранным инвесторам акций местной компании и репатриация денежной выручки является не чем иным, как оттоком капитала. Однако денежные переводы, связанные с репатриацией дохода по акциям или получение процентных платежей по ранее предоставленным местным резидентам кредитам, никак не могут быть "оттоком капитала". Это - денежные переводы, или перетоки денежных средств.

Из-за подверженности МФО разнообразным рискам их участниками являются, прежде всего, профессиональные "игроки" - банки и иные финансовые (кредитные, прежде всего) институты, лишь частично использующие собственные средства. При этом, разумеется, ключевую роль играют именно банки, поскольку по создаваемым ими "каналам" осуществляется переток денежных средств вне зависимости от того, какую конкретную форму МФО они обслуживают.

Почему, наконец, международные финансовые, а не денежные или кредитные отношения?

Категория "финансы" охватывает весь спектр отношений, которые складываются между собственником (посредником) денежных средств и потенциальным их реципиентом и пользователем. Это может быть и оплата приобретенного за рубежом товара и/или полученной услуги; это может быть дар, экономическая или гуманитарная помощь; это - передача денежных средств на условиях срочности, платности и возвратности, то есть предоставление/привлечение кредита; это - инвестирование денежных средств с целью создания производства и извлечения прибыли и т. п. Исходным пунктом (точкой отчета) взаимодействия, возникающего при участии в МФО, являются переговоры.

История МФО - это прежде всего история "даров" (грантов, говоря современным языком) и кредитных отношений (первоначально - рассрочки платежа по приобретенным за границей товарам). Обе эти формы МФО развивались параллельно, замещая друг друга, а где-то вытесняя и/или стимулируя переход одной формы (грантов) в другую(кредиты).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.008 с.)