Тема 3. Бюджетная система РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Бюджетная система РФ



 

Сущность и роль государственного бюджета. Определение бюджета как экономической категории. Государственное устройство и бюджетная система. Бюджеты унитарных и федеративных государств, их особенности.

Государственный бюджет Российского государства в XIX в. Особенности бюджета Советского государства конца 80-х годов ХХ в. Характеристика доходов и расходов бюджета последнего советского периода.

Бюджетная система РФ, ее структура. Понятие консолидированного бюджета, его назначение. Бюджеты государственных внебюджетных фондов. Бюджет расширенного правительства в узкой и широкой трактовке. Понятие налоговой нагрузки на экономику. Федеральный бюджет РФ.

 

Толковый словарь современных бюджетных терминов (1999г.) дает следующие определения понятий "бюджет" и "государственный бюджет".

Бюджет - "общее название термина, обозначающего расчетную и ограничительную смету доходов и расходов и их роспись за определенный период времени, утверждаемую соответствующим решением и подлежащую исполнению".

Бюджет государственный - "система определенных денежно-распределительных отношений, регламентируемых государственными органами власти, по поводу перераспределения части национального богатства для образования и расходования централизованного фонда денежных средств государства".

Другими словами, государственный бюджет - это централизованный денежный фонд, формируемый для обеспечения функций и задач государства на всех уровнях.

Бюджет - основа функционирования государства в целом, это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной власти. Именно централизация денежных обеспечивает (делает возможным) проведение государственной финансовой политики.

Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Как экономическая категория бюджет - это система финансово-экономических отношений между государством, бизнесом и населением (домохозяйствами) по поводу перераспределения части ВВП в форме образования и использования централизованного фонда денежных средств.

 

Бюджет государства - это плановый баланс доходов и расходов государства как экономического субъекта.

По факту складывается исполнение бюджета - по доходам и расходам. Расходы производятся в соответствии с бюджетными назначениями (ассигнованиями) - суммами, утвержденными Федеральным Собранием по всем статьям расходов. Перечень статей доходов и расходов определяется бюджетной классификацией, которая также утверждается законодательно.

Доходы бюджета складываются из следующих видов поступлений:

1) налоги; 2) сборы; 3) доходы от государственной собственности (дивиденды, арендная плата, выручка от продажи государственного имущества - приватизации).

Сборы, в отличие от налогов, носят разовый характер, то есть взимаются однократно при совершении определенных операций. Например, гербовый сбор, государственная пошлина при нотариальном подтверждении сделки и т.п.

Расходы бюджета отражают основные функции государства.

Разница между доходами и расходами образует: профицит, если она положительная или дефицит, если она отрицательная.

Первичный профицит - положительная разница между доходами и непроцентными расходами бюджета, то есть расходами за вычетом расходов на обслуживание государственного долга.

Дефицит может покрываться либо 1) за счет повышения налогов, либо 2) за счет заимствований, либо 3) за счет эмиссии денег.

Последняя оформляется так же, как заимствования, но у Центрального Банка на покрытие бюджетного дефицита либо иными подобными операциями, например покупкой ЦБ у министерства финансов нерыночных облигаций правительства.

В России различаются следующие виды бюджетов:

1) федеральный; 2) бюджеты субъектов РФ (бюджеты краев, областей, республик в составе Федерации); 3) бюджеты органов местного самоуправления (городские, районные, поселковые).

В совокупности эти бюджеты образуют консолидированный бюджет РФ.

Кроме них, имеются социальные фонды: Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. До 2001 года они функционировали независимо от бюджета, имели собственные источники поступлений в виде обязательных взносов, начислявшихся к фонду оплаты труда предприятий. Сейчас, перечисленные социальные фонды, остающиеся формально независимыми от Федерального бюджета, имеют собственный источник средств - единый социальный налог (ЕСН).

Все государственные внебюджетные фонды вместе с консолидированным бюджетом образуют бюджет расширенного правительства. Если надо оценить роль государства в экономике, пользуются показателем доли государственных расходов в ВВП. При этом к ВВП относят сумму расходов бюджета расширенного правительства.

Аналогично сумма налоговых доходов бюджета расширенного правительства (включая таможенные доходы и взносы во внебюджетные социальные фонды), отнесенная к ВВП, характеризует налоговую нагрузку.

В принципе к бюджету расширенного правительства относятся доходы и расходы предприятий государственного сектора. Такова практика большинства стран, где доля госсектора невелика или отношения бюджета и государственных предприятий отличаются прозрачностью.

Федеральный бюджет + Бюджеты субъектов РФ + Местные бюджеты = Консолидированный бюджет РФ +
+      
Пенсионный фонд РФ + Фонд социального страхования + Фонд обязательно- го медицинского страхования = Бюджет расширенно го правительства (узкое определение)
Бюджет расширенного правительства (узкое определение) + Предприятия государственного сектора = Бюджет расширенного правительства (широкое определение)
           

 

 

Государственный бюджет советского периода

 

Особенности советского бюджета:

1) Госсектор в СССР охватывал практически всю экономику. Финансовый баланс государства, разрабатывавшийся Госпланом в составе баланса народного хозяйства, был по сути балансом госсектора, включая все доходы и расходы госпредприятий

2) Налоговой системы практически не было. Львиная доля доходов государственного бюджета складывалась из двух источников - налога с оборота и отчислений от прибыли предприятий. Основа налога с оборота - разница между заниженными государственными оптовыми ценами (отпускными ценами госпредприятий) и государственными же розничными ценами (или так так называемыми ценами промышленности, равными отпускной цене плюс налог с оборота, в случаях, когда налог с оборота взимался не в розничном звене). Отчисления от прибыли производились индивидуально, в соответствии с планами предприятий.

3) Высокая степень централизации. И хотя существовало разделение бюджета на союзный, республиканские, областные и так далее, реально все доходы зачислялись в единый государственный бюджет, а затем уже распределялись сверху вниз. Даже тени бюджетного федерализма не было. Конечно, на практике существовала известная степень децентрализации. За местными бюджетами были закреплены определенные виды доходов, например подоходный налог с населения, но это только от незначительности поступлений.

Все это означало, что в бюджет можно было собрать практически любую наперед заданную сумму. Можно было, например, увеличить плановые отчисления от прибыли и взимать их в плановых суммах, даже если на предприятии убытки. В этом случае предприятие утрачивало оборотные средства, но они замещались крайне дешевым (2 - 3%) также плановым банковским кредитом. Кредитные ресурсы пополнялись эмиссией, но она не вызывала открытой инфляции, так как все цены были государственными. Правда, при этом рос товарный дефицит. Но к нему привыкли как к бесплатному приложению к "преимуществам социализма", степень которого не поддается измерению, а потому как бы всегда неизменному.

Основное отличие советского бюджета от бюджета страны с рыночной экономикой состояло в том, что первый играл подчиненную роль и выводился так, как требовалось. Главными были натуральные пропорции и балансы, плановые задания в натуре. По ключевым позициям решение принимало Политбюро ЦК КПСС и отдавало директиву Минфину: изыскать финансовые ресурсы. И они всегда находились.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.03 с.)