Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды доходов от использования государственного имущества

Поиск

 

1. Доходы в виде арендной платы;

2. Средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах ЦБ РФ и в кредитных организациях;

3. Средства, получаемые от передачи имущества в залог, в доверительное управление;

4. Плата за пользование бюджетными кредитами;

5. Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащих государству;

6. Часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

 

 

Бюджетная политика России в 2000-е годы

 

Под влиянием мирового кризиса 2008-2009 гг. и в условиях обострения долговых проблем в ряде европейских стран, таких как Греция, Испания, Португалия, Ирландия и Италия в 2010 – 2011 годах, правительству России пришлось пересмотреть политику наращивания государственных расходов и обязательств.

Однако бюджетная система страны по-прежнему находится в состоянии неустойчивого равновесия и сильно зависит от конъюнктуры мировых цен на энергоносители. В подобных обстоятельствах следует заранее учитывать объективную угрозу бюджетного кризиса. Чтобы его предотвратить, нужно поддерживать сбалансированность финансовой системы страны в долгосрочной перспективе. В противном случае при неожиданном изменении внешних условий Россия может повторить собственный опыт 1998 г., когда основной причиной финансового кризиса была неспособность правительства на протяжении всех лет после распада СССР обеспечить принятие и, главное, исполнение реалистичного бюджета: расходы государства из года в год устойчиво превышали доходы. В последующем периоде, вплоть до 2008 г., внешнеэкономическая конъюнктура была благоприятной, что позволило заметно улучшить ситуацию с доходами в бюджетной сфере и формировать бюджет с существенным профицитом (см. табл.1).

 

Тема: НАЛОГИ

 

Экономическое содержание налогов

 

Налог - одно их основных понятий финансовой науки. Сложности правильного понимания его природы обусловлены тем, что налог - понятие не только экономическое, но и правовое, социальное и философское.

Налогообложение как элемент экономического строя присуще всем государственным системам. Понятие "налог" тесно связано с категорией "государство". Процесс взимания налогов осуществляется государством и является исключительно его прерогативой.

В рамках экономики общественного сектора налоги сегодня рассматриваются не как способ мобилизации средств для содержания неких надэкономических (государственных) структур, а в качестве формы, которые приобретают затраты на производство разнообразных общественных благ, предоставляемых государством своим гражданам. Предполагается, что государство, подобно другим производителям товаров и услуг, должно получать ресурсы лишь постольку, поскольку ему удается продемонстрировать налогоплательщикам способность удовлетворять их запросы лучше потенциальных конкурентов из числа частных фирм. Кроме того, за потребителями остается право добиваться минимизации своих затрат (налогов), то есть возникает требование возвратности налогов, как в масштабах общества, так и для налогоплательщика. Единственным смыслом и оправданием налогов в демократическом обществе считается максимальное удовлетворение спроса налогоплательщиков на общественные блага.

Сегодня определение налога в современном демократическом обществе получает новое звучание. Теперь необходимо рассчитывать не просто предельный уровень налоговых ставок, а их конкретную величину (подобно смете на производство определенных услуг). В условиях подотчетности выборной власти акцент делается на возвратности уплаченных налогов, причем речь идет о "налоговой отдаче" даже для конкретного плательщика. Кроме прочего, принцип возвратности налогов предполагает более эффективное расходование правительством налоговых поступлений.

В результате понятие налог получает следующее звучание. НАЛОГ - это индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству, осуществляемое на основании принуждения со стороны власти, имеющее целью формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций. При этом должны соблюдаться принципы справедливости к плательщику и достижения большей эффективности в их использовании. Поскольку налог является рычагом воздействия государства на экономику, то для достижения экономической эффективности необходимо установление оптимального (предельного) уровня налоговых ставок, индивидуально для каждой страны

Таким образом, понятие "налог" есть эволюционная категория, содержание которой меняется вслед за развитием государства. В любом случае, конкретное содержание налога всегда определяется тремя факторами:

1) экономическим строем общества;

2) социальной политикой государства;

3) конкретными целями его развития

Следует отметить, что на протяжении многих столетий взаимоотношения государства и его подданных имели натуральную форму, а не денежную Люди принуждались к оказанию различных услуг. Принуждение означало, что они до определенной степени были рабами. Натуральные услуги в экономической истории имели чрезвычайно разнообразный вид, например, подати, оброк, повинности и т. д.

Термин "подати" трактуется шире, чем налоги. Только когда товарно-денежные отношения в обществе получили достаточную степень развития, формирование государственной казны приняло исключительно денежный характер.

Налоги стали постоянным и основным доходом государства, превратившись в самостоятельную экономическую категорию.

 

Признаки налога

1-ый признак. Императивность. Императивность предполагает отношения власти и подчинения. Субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности по внесению оклада в бюджетный фонд.

2 -ой признак. Смена формы собственности.

Посредством налогов часть собственности физического или юридического лица в денежной форме переходит в государственную. Суммы налогов поступают в бюджет, где обезличиваются. Поэтому налоги не являются целевыми отношениями. Этот признак позволяет отличить их от сборов.

3 -ий признак. Безвозвратность и безвозмездность.

Оклад налога никогда не возвращается плательщику и индивидуально он ничего не получает взамен. Этот признак отделяет пошлину от налога.

Определение налога (согласно 1 части НГ РФ): налог - это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

 

Функции налогов

1. Фискальная

Ее суть в обеспечении государства необходимыми ему для выполнения своих функций финансовыми ресурсами.

2. Экономическая (регулирования)

Реализуется путем создания некоторых налоговых преимуществ(снижения "обычных" ставок налогов) отдельным отраслям и территориям, стимулируя определенные виды деятельности для достижения не фискальных, а социальных целей.

3. Контрольная

Способы взимания налогов

В налоговой практике сложился ряд способов взимания налогов.

1. Кадастровый (на основе кадастра)

Кадастр - это реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, доходы), классифицируемых по внешним признакам (например, размер участка земли; игровой стол в казино). При этом способе используется установление среднего дохода, подлежащего обложению.

2. Изъятие у источника выплаты дохода (изъятие налога до получения субъектом дохода).

Пример - исчисление и удержание бухгалтерией налога на доходы физических лиц.

Главное достоинство - практическая невозможность уклонения от уплаты налога.

3. Декларационный.

Плательщик представляет в налоговые органы декларацию о всех полученных годовых доходах. Исходя их декларации, налоговые органы исчисляют сумму платежей по налогу. Данный способ взимания возник в связи с ростом многообразия личных доходов граждан.

4. Изъятие в момент расходования доходов (НДС, налог с продаж, акцизы, импортная торговая пошлина).

Данные виды налогов непосредственно оплачиваются покупателями, которые становятся носителями налога.

5. Изъятие в процессе потребления.

Например, дорожные сборы с автовладельцев при пользовании платными дорогами.

6. Административный способ.

Налоговые органы определяют вероятный размер ожидаемого дохода и вычисляют подлежащий с него к уплате налог (например, налог на вмененный доход).

 

Классификация налогов

В основу классификации налогов могут быть положены различные признаки (критерии).

1. По видам налогоплательщиков - налоги с юридических и физических лиц.

2. В зависимости от механизма изъятия различают:

 

2.1 Прямые налоги (налог на прибыль, НДФЛ)

Прямые налоги взимаются непосредственно с налогоплательщика.

2.2 Косвенные налоги (акцизы, НДС, экспортная таможенная пошлина и. т. д.) Косвенные налоги в виде фиксированной добавки к цене перекладываются на покупателя, выступающего носителем налога. Объектом обложения выступают товары и услуги. Продавец товара выступает при этом субъектом налога - налогоплательщиком.

 

3. По объекту обложения налоги разделяются на налоги:

 

3.1) с дохода; 3.2) с имущества (налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц и др.); 3.3) за выполнение определенных действий (передача имущества в порядке наследования или дарения, на сделки купли - продажи, займа и др.); 3.4) рентные (НДПИ); 3.5) на потребление (НДС); 3.6) на ввоз и вывоз товаров через таможенную границу (импортные и экспортные пошлины).

 

4. По порядку отражения в бухгалтерском учете налоги делятся на:

4.1) относимые на себестоимость (издержки) продукции (ЕСН);

4.2) относимые на увеличение цены товара, то есть косвенные налоги;

4.3) относимые на финансовые результаты (с чистой прибыли, с доходов от капитала, с доходов физических лиц).

 

5. В зависимости от уровня власти налоги делятся на:

 

5.1 Федеральные налоги и сборы

 

5.11 налог на добавленную стоимость (НДС);

5.12 акцизы;

5.13 налог на доходы с физических лиц (НДФЛ);

5.14 единый социальный налог (ЕСН);

5.15 налог на прибыль;

5.16 налог на добычу полезных ископаемых;

5.17 водный налог;

5.18 сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

5.19 государственная пошлина.

 

 

5.2 Региональные налоги

 

5.21 налог на имущество предприятий;

5.22 транспортный налог.

5.23 налог на игорный бизнес.

 

5.3 Местные налоги

 

5.31 земельный налог;

5.32 налог на имущество физических лиц.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.84.207 (0.009 с.)