Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы служебных документов. Деловые письмаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема 3.1 Типы документов и их классификация. Основные типы документов. Основные типы документов Документация весьма разнообразна по выполняемым ею функциям, по содержанию и назначению, по степени доступности содержащейся в ней информации. Обобщая цели, задачи и условия документирования, специалисты выделяют ряд факторов, позволяющих разделить все документы на отдельные типы и виды. По фактору адресации деловая переписка делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя деловая переписка ведется между должностными лицами, подразделениями одной организации, учреждения. При этом адресант и адресат документа состоят в отношениях должностного соподчинения. Документацию этого типа называют служебной. Внешняя деловая переписка ведется между разными организациями, учреждениями, должностными и частными лицами, не состоящими в прямом подчинении. Документы, которыми обмениваются организации, называют официальными письмами. По содержанию и назначению выделяют распорядительные, отчетные, справочные, плановые и другие виды документов, каждый из которых характеризуется общностью требований, предъявляемых к содержанию и языковому оформлению документов. В зависимости от того, к какой сфере деятельности относится документируемая информация, различают управленческие, научные, технические, производственные, финансовые и другие виды документов. По фактору доступности документируемой информации документы могут быть открытого пользования (доступа), ограниченного доступа и конфиденциального характера. По срокам исполнения документы делят на срочные, второстепенные, итоговые и периодические, а по критерию первичности происхождения различают оригинал (первый экземпляр) и копию (все остальные экземпляры) документа1. В последнее время выделяют еще один классификационный признак — форму отправления официально-деловой корреспонденции. Так, наряду с традиционной почтовой пересылкой существуют электронная деловая корреспонденция и факсовые отправления. Однако электронная почта и телефакс используются, как правило, для решения оперативных вопросов, в то время как письма, имеющие юридическое значение (договоры, предложения), высылаются обычными почтовыми отправлениями. Ядро учрежденческой (служебной) документации составляют управленческие документы. Именно они обеспечивают управляемость объектами как в рамках всего государства, так и в рамках отдельной организации. Этот тип документов в свою очередь представлен комплексом систем, основными из которых являются: — плановая документация; — распорядительная документация; — информационно-справочная и справочно-аналитическая документация; — отчетная документация; — документация по обеспечению кадрами (по личному составу); — финансовая документация; — документация по материально-техническому обеспечению; — договорная документация. Эти и другие системы документации отражают основную деятельность учреждения. Общим для всех видов и типов служебных бумаг является требование четкого соблюдения правил оформления документов в соответствии с действующими ГОСТом и стандартами. Далее более подробно будут рассмотрены системы документации, включающие наиболее часто используемые виды служебных документов и официальных писем. Структура и содержание служебных документов
Распорядительные документы Руководство любой организации наделяется правом издания распорядительных документов. Именно эти документы позволяют управлять объектами по вертикали. От того, насколько эффективно регулируется деятельность учреждения, зависят результаты его работы. В юридическом плане распорядительные документы относятся к нормативно-правовым актам. С помощью распорядительных документов решаются возникающие в сфере управления проблемы и вопросы; их адресат — конкретные учреждения, структурные подразделения, должностные лица или работники. В связи с особой ролью, которую играют распорядительные документы в системе управленческой документации, необходимо дать более подробную характеристику требований, предъявляемых к структуре, языку и стилю документации этого типа. Основная задача распорядительных документов — придание юридической силы действию руководителя. Поэтому язык и стиль этого типа документации отличаются жесткой регламентированностью, стандартизацией языковых моделей. Использование сложившихся формулировок: освободить от занимаемой должности...; контроль за исполнением возложить на...; создать комиссию в составе...; установить причины нарушения...; назначить... на должность... и т. п. указывает на то, каким именно действиям придается юридический статус. Текст распорядительных документов (постановление, приказ, решение) состоит, как правило, из двух частей: констатирующей и распорядительной. Текст излагается логически последовательно, четкими фразами, без сложных придаточных и уточняющих оборотов. Недопустимо употребление многозначных ссылок. В констатирующей части кратко излагаются причины, цели, мотивировка, послужившие основанием для издания распорядительного документа, или обосновывается причина его выпуска. Констатирующая часть начинается словами: В соответствии..., В целях..., Во исполнение... Констатирующая часть отсутствует, если предписываемые действия не нуждаются в разъяснении, например, распоряжения о назначении комиссий, об утверждении инструкций, актов и т. п. Распорядительная часть документа содержит перечень мероприятий или предписываемых действий, их исполнителей и сроков исполнения. В текстах распорядительных документов, издаваемых на принципах коллегиальности, принята форма изложения от третьего лица единственного числа (ПОСТАНОВЛЯЕТ, РЕШИЛ) или множественного числа (ПОСТАНОВИЛИ, РЕШИЛИ), если документ составляется от имени двух и более организаций. Рассмотрим примеры документов, входящих в систему распорядительной документации. Постановление — правовой акт, принимаемый высшими и некоторыми центральными органами федеральной исполнительной власти, действующими на основе коллегиальности, а также правительственными и коллегиальными исполнительными органами субъектов Российской Федерации в целях решения наиболее важных и принципиальных задач, стоящих перед данными органами, и установления стабильных норм, правил. Текст постановления может иметь вступительную часть, если требуется дать разъяснение целей и мотивов издания постановления. Вступительная часть заканчивается ключевым словом ПОСТАНОВЛЯЕТ, например:
В целях повышения собираемости налогов Правительство Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:...
Если постановление не нуждается в обосновании, его текст начинается непосредственно с ключевого слова, например:
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии ПОСТАНОВЛЯЕТ:...
Решение — правовой акт, принимаемый коллегиальными и совещательными органами учреждений, предприятий, фирм в целях решения наиболее важных вопросов их деятельности. Решения оформляются в том же порядке, как и постановления, но ключевым словом текста является глагол РЕШИЛ (РЕШИЛА, РЕШИЛИ), например: «Коллегия РЕШИЛА...» или «Совет директоров РЕШИЛ...» В распорядительных документах, издаваемых на принципах единоначалия, используется форма изложения от первого лица единственного числа (ПРЕДЛАГАЮ, ОБЯЗЫВАЮ). Приказ — распоряжение руководителя, основной распорядительный служебный документ (правовой акт) повседневного управления, содержащий нормы, обязательные для исполнения подчиненными. В деятельности организаций различаются приказы по организационным вопросам, основной деятельности и личному составу. Приказы оформляются на специальном бланке приказа или общем бланке организации с указанием вида документа — ПРИКАЗ. Обязательными реквизитами приказа являются: наименование вышестоящей организации (если она имеется), название вида документа, дата и номер документа, место издания, заголовок к тексту, подпись, визы. Заголовок, обязательный реквизит приказа, должен быть краткими четко отражать основное содержания документа. При этом строится заголовок по схеме «о чем?», например:
О поощрении Об увеличении уставного капитала общества
Затем идет распорядительная часть документа, которая в свою очередь делится на две части. В первой части распорядительного документа указывается основание или причина составления документа. Во второй части излагается решение руководителя. Если содержание документа не нуждается в пояснении, то в тексте есть только распорядительная часть. Распорядительная часть приказа излагается в повелительной форме от первого лица и начинается словом ПРИКАЗЫВАЮ, которое печатается прописными буквами, без разрядки, с новой строки, от края левого поля. При этом пункты, которые включают управленческие действия распорядительного характера, начинаются с глагола в неопределенной форме. Например:
ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Создать комиссию в составе... 2. Назначить Н.Н. Ковалева председателем комиссии.
Если же задание или действие предполагает конкретного исполнителя, соответствующий пункт документа должен начинаться с указания должности и фамилии исполнителя (инициалы в тексте ставятся после фамилии) в дательном падеже. В качестве исполнителей могут быть указаны организации или структурные подразделения. Например:
ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Директору Института современных технологий управления Дорохову М.И. подготовить предложения по составу группы административного управления создаваемого подразделения. 2. Бухгалтерии университета открыть отдельный расчетный счет Института современных технологий управления. Указание срока исполнения дается отдельной строкой и оформляется тремя парами арабских цифр. Например:
Срок представления 25.06.2010.
В последнем пункте распорядительной части указывают конкретных лиц, на которых возлагается контроль за исполнением распорядительных документов. Например:
Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой. Или: Контроль за исполнением приказа возложить на первого проректора Богова А.И. Распоряжение — правовой акт, издаваемый единолично Президентом Российской Федерации, а также единолично руководителем, главным образом коллегиального органа управления, в целях разрешения оперативных вопросов. В существующей практике распоряжения издаются также руководителями предприятий по вопросам частного характера. Распоряжения составляются и оформляются по тем же правилам, что и приказы. Различие между ними состоит в том, что в текстах распоряжений отсутствует ключевое слово, разделяющее вводную и распорядительную части. Указание — правовой акт, издаваемый единолично руководителем организации или его заместителями преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией выполнения приказов, инструкций и других актов данной или вышестоящей организации. Как правило, указания составляются и оформляются аналогично приказам, но ключевыми в тексте указания являются слова ОБЯЗЫВАЮ или ПРЕДЛАГАЮ, в зависимости от содержания указания. Если организаций, в которые рассылается указание, более трех, оформляется общий реквизит «Адресат», например:
Руководителям органов охраны природы республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга
В этом случае рассылка указаний осуществляется по списку. Указания должны иметь заголовок, который формулируется так же, как и заголовок к тексту приказа. Текст указания в большинстве случаев имеет вступительную часть, раскрывающую цели и причины его издания. Последний пункт распорядительной части — пункт о контроле за исполнением указания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.23.123 (0.01 с.) |