Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аудит формирования капитала, учредительных документов, нераспределенной прибыли и расчетов с учредителями

Поиск

Аудит

 

 

Утверждено Редакционно-издательским советом

университета в качестве учебного пособия

 

 

Санкт-Петербург

 

 

УДК 657:339.9(075.8)

ББК 65.052+65.9(2) 8я73

А16

 

Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна

М. Н. Титова;

доцент кафедры менеджмента

Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна

Л. А. Шульгина

 

 

Абрамова, С. В

А16 Аудит пособие для студентов вузов / С. В. Абрамова, С. Э. Шегал, М. А. Хиневич – СПб.: СПГУТД, 2010 – 108 с.

ISBN 978-5-7937-0426-7

В учебном пособии рассмотрены программы и порядок проведения аудита денежных средств и расчетов, аудита основных средств, финансовых вложений, себестоимости, реализации, товарно-материальных ценностей, финансовых вложений и капитала, а также указаны типичные ошибки и нарушения в учете.

Предназначено для студентов специальностей 080100.62 экономическая степень – бакалавр экономики, а также может быть рекомендовано студентам других экономических специальностей.

 

УДК 657:339.9(075.8)

ББК 65.052+65.9(2)8я73

 

ISBN 978-5-7937-0426-7 © СПГУТД, 2011

© Абрамова С. В., 2011

© Шегал С. Э., 2011

© Хиневич М. А., 2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

1.АУДИТ ФОРМИРОВАНИЯ КАПИТАЛА, УЧРЕДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ, НЕРАСПРЕДЕЛЕННОЙ ПРИБЫЛИ И РАСЧЕТОВ С УЧРЕДИТЕЛЯМИ.. 5

1.1 Основные направления аудита капитала. 5

1.2 Аудит учредительных документов. 9

1.3 Аудит формирования уставного капитала. 10

1.4 Аудит расчетов с учредителями. 16

1.5 Типичные ошибки при аудите. 17

1.6 Аудит использования прибыли. 22

2. АУДИТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ.. 29

2.1 Аудит кассовых операций. 29

2.2 Аудит проверки расчетного и других счетов в банке. 36

3. АУДИТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.. 42

3.1 Общий план и программа аудита основных средств. 42

3.2 Аудит операций поступления основных средств. 50

3.3 Аудит амортизации основных средств. 58

3.4 Аудит ремонта основных средств. 61

3.5 Аудит операций выбытия основных средств. 64

3.6 Аудит аренды основных средств. 68

3.7 Проверка полноты раскрытия информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности 76

3.8 Типичные ошибки и нарушения в учете основных средств. 78

4. АУДИТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ.. 80

4.1 Предпосылки проверки. 80

4.2 Понятие и классификация финансовых вложений. 82

4.3 Формирование первоначальной стоимости. 84

4.4 Типичные ошибки и нарушения в учете финансовых вложений. 85

5. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ.. 87

5.1 Цели и состав аудита МПЗ и порядок учета. 87

5.2 Критерии получения аудиторских доказательств при аудите МПЗ. 89

5.3 Планирование аудита МПЗ. 91

5.4 Этапы сбора аудиторских доказательств. 93

5.5 Методы получения аудиторских доказательств. 95

5.6 Аудит правильности учета материалов. 97

5.7 Особенности аудита при организации учета МПЗ по учетным ценам.. 98

5.8. Типичные ошибки и нарушения в учете МПЗ. 99

6 Аудиторская проверка затрат на производство продукции, работ, услуг. 102

6.1 Программа аудиторской проверки себестоимости продукции, работ, услуг. 102

6.2 Основные процедуры, источники информации и задачи аудиторской проверки затрат на производство продукции, работ, услуг. 103

6.3 Последовательность работ при проведении аудиторской проверки. 106

6.4 Процедуры, выполняемые в ходе аудита себестоимости продукции, работ, услуг по существу 109

6.5 Типичные ошибки и нарушения в учете издержек производства и обращения. 130

7.АУДИТ УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ.. 132

7.1. Программа аудита учета готовой и реализованной продукции. 132

7.2 Аудиторские процедуры, проводимые при проверке учета движения готовой продукции 133

7.3 Аудиторские процедуры, выполняемые при проверке отгруженной продукции. 141

7.4 Аудиторские процедуры, проводимые при аудите реализации продукции. 143

7.5 Ошибки, выявляемые в ходе аудиторской проверки движения готовой и отгруженной продукции 148

8 АУДИТ РАСЧЕТОВ.. 159

8.1 Аудит расчетов с подотчетными лицами. 159

8.2 Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками. 161

8.3 Аудит расчетов с покупателями и заказчиками. 168

8.4 Аудит расчетов по претензиям.. 171

9. АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ.. 172

9.1 Цели и задачи аудита расчетов по заработной плате. 172

9.2 Программа аудита расчетов по заработной плате. 174

9.3 Источники информации расчетов по заработной плате. 176

9.4 Последовательность проведения работ при проведении аудиторской проверки расчетов по заработной плате. 180

9.5 Типичные ошибки, которые выявляются в ходе проверки расчетов с персоналом по оплате труда 196

10 АУДИТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ... 200

10.1 Аудит расчетов по налогу на прибыль. 201

10.2 Аудит расчетовс бюджетом по НДС.. 205

10.3 Аудит страховых взносов. 214

10.4 Аудит расчетов с внебюджетными фондами. 219

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 221

Библиографический список: 222

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В пособии рассматриваются вопросы, утвержденные государственным стандартом: организация аудиторской проверки; планирование аудита; основные направления и общие документы аудиторской проверки; типичные ошибки, выявленные в ходе аудита.

Подробно рассмотрены отдельные вопросы: аудит формирования капитала, аудит учредительных документов, аудит расчетов с учредителями, аудит начисления, удержания и перечисления налогов и других обязательных платежей, аудит учетной политики предприятия, аудит денежных операций, аудит операций с основными средствами, аудит финансовых вложений, аудит учета и сохранности материально-производственных запасов, аудит затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), аудит выпуска, отгрузки и реализации продукции, аудит расчетов, аудит расчетов с бюджетом.

В пособие включены приложения, помогающие глубже понять отдельные детали и особенности проведения аудита.

В данном пособие учтены все последние изменения, коснувшиеся налоговой системы РФ (включительно по октябрь 2011 г.).

Пособие может использоваться на практических занятиях в качестве специального раздаточного материала.

Исполнитель Дата

Перечень аудиторских процедур Пери-од проведения Исполни-тель Источники информации Норматив-ные документы
1.Аудит учредительных документов
1.1 Проверка наличия разрешительных документов нa право заниматься определенными видами деятельности     Копии разрешений, лицензий и т.п.  
1.2 Прослеживание отражения величины уставного капитала, долей; распределенных согласно учредительным документам     Копии учредительных документов  
1.3 Наличие обязательных сведений об экономическом субъекте и его деятельности в учредительных документах     Устав, учредительные документы  
1.4 Наличие документов, подтверждающих внесение изменений и дополнений в учредительные документы     Приказы руководителя организации, устав  
1.5 Сопоставление учредительных документов, решений акционеров, собственников, руководства экономического субъекта с данными бухгалтерского учета по видам деятельности     Копии учредительных документов, копии решений  
1.6 Проверка документов, подтверждающих права собственности учредителей на имущество и право, вносимое в качестве вклада в уставный капитал     Договоры купли- продажи, патенты, авторские свидетельства, платежные документы, нотариальные документы  
Продолжение табл.3
1.7 Исполнение экономическим субъектом требований законодательства о государственной регистрации     Копии документов о регистрации и перерегистрации в органах статистики, государственной, налоговой инспекции, внебюджетных фондах  
1.8 Наличие свидетельств о регистрации экономического субъекта в государственных органах и внебюджетных Фондах     Копии документов о регистрации экономического субъекта в государственных органах и внебюджетных фондах  

Акционерные общества.

Деятельность акционерных обществ регулируется Законом об акцио­нерных обществах. В соответствии с п. 5 ст. 9 Закона об акционерных обществах учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими со­вместной деятельности по учреждению общества, размер уставного ка­питала, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учре­дителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества.

Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами (ст. 25 Закона об акцио­нерных обществах). Номинальная стоимость всех обыкновенных акций должна быть одинаковой. При учреждении общества все его акции долж­ны быть размещены среди учредителей. Акции общества, распределен­ные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации акционерного общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества (ст. 34 Закона об акционерных обществах). Не менее 50% акций общест­ва, распределенных при его учреждении, должно быть оплачено в тече­ние трех месяцев с момента его государственной регистрации.

Возможность увеличения акционерным обществом своего уставно­го капитала путем размещения дополнительных акций предусмотрена законодательством. После внесения изменений в устав в бухгалтерском учете отражается увеличение уставного капитала записью по кредиту счета 80 и дебету счета 75.

Общество, если это предусмотрено его уставом, вправе приобретать размещенные им акции по решению общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета), если ему в соответствии с уставом принадлежит такое право (ст. 72 Закона об акционерных об­ществах).

Общество не вправе принимать решение о приобретении им акций, если номинальная стоимость акций, находящихся в обращении, соста­вит менее 90% уставного капитала общества.

Для целей налогообложения прибыли доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации, не учитываются при определении налоговой базы (подп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ). 5. Выплата дивидендов.

В соответствии с п. 1 ст. 42 Закона об акционерных обществах акционерное общество вправе по результатам финансового года принимать решения о выплате дивидендов по размещенным акциям. Источники выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения (чистая прибыль общества), которая определяется по данным бухгалтерской отчетности общества (п. 2 ст. 42 Закона об акционерных обществах).

При этом существуют ограничения на выплату дивидендов, перечисленные в ст. 43 Закона об акционерных обществах.

Начисление дохода в пользу участников ООО в размере части чистой прибыли, полученной по итогам года, отражается в бухгалтерскомучете на дату принятия решения общим собранием участников общества о распределении чистой прибыли.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов сумма дивиден­дов, начисленных акционерам — работникам организации, отражается по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в кор­респонденции со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Выплата дивидендов из кассы организации отражается записью по дебету счета 70 и кредиту счета 50 «Касса».

В связи с выплатой дивидендов акционерам — физическим лицам организация признается налоговым агентом, то есть, обязана исчислить, удержать у получателя дохода — плательщика НДФЛ и уплатить в бюд­жет сумму НДФЛ (п. 1, 2 ст. 226 НК РФ).

НДФЛ с доходов в виде дивидендов, полученных работниками — нало­говыми резидентами РФ, исчисляется по ставке 9% (п. 4 ст. 224 НК РФ).

Организация — налоговый агент обязана перечислить сумму исчислен­ного и удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения в бан­ке наличных денежных средств на выплату дохода (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Сумма начисленных дивидендов не учитывается в целях налогообло­жения прибыли (п. 1 ст. 270 НК РФ).

 

Исполнитель Дата

Перечень аудиторских процедур Пери-од прове-дения Исполни-тель Источники информации Нормативные докумен-ты
3.1 Проверка отражения расчетов с учредителями по сч. 75-1 «Задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный капитал»     Справки, регистры бухгалтерского учета по счетам 80 «Уставный капитал», 75 «Расчеты с учредителями». бухгалтерский баланс  
3.2 Проверка отражения расчетов с учредителями по сч. 75-2 «Задолженности участникам (учредителям) по выплате доходов»     Справки, расчеты, регистры бухгалтерского учета по счетам 75 «Расчеты с учредителями»,84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)";  
3.3 Проверка полноты и правильности расчета доходов, полученных учредителями     Расчеты, справки, сметы;  
3.4 Проверка организации учета и выплаты дивидендов       Решение Совета директоров, решение годового собрания акционеров  
3.5 Проверка фактического поступления в качестве вкладов в уставный капитал оборотных и внеоборотных активов     Приказы, акты приемки-передачи, счета, регистры бухгалтерского учета по счетам 75 «Расчеты с учредителями». бухгалтерский баланс  
3.6 Проверка фактического выбытия оборотных и внеоборотных активов в результате расчетов с учредителями     Протоколы, приказы, акты приемки-передачи, бухгалтерский баланс  
3.7 Проверка расчетов при выбытии из состава учредителей     Протоколы, справки, расче-ты, акты, бухгалтерский баланс, данные о движении денежных средств  

Аудит расчетов с учредителями может включать следующие направ­ления, реализуемые в программе аудита.

Таблица 5 Направления аудита расчетов с учредителями

Направление/вопросы для проверки Документы
Проверка отражения расчетов с учредителямипо счету 75-1 Справки, регистры бухгалтерского учета, баланс
Проверка отражения расчетов с учредите­лями но счету 75-2 Справки, расчеты, регистры бух­галтерского учета, документы
Проверка полноты и правильности расчета доходов, полученных учредителями Расчеты, справки, регистры бух­галтерского учета, сметы
Проверка организации учета и выплаты дивидендов Решение совета директоров, ре­шение годового собрания акцио­неров
Проверка фактического поступления в качестве вкладов учредителей в устав­ный капитал оборотных и внеоборотных активов Приказы, акты, счета, регистры бухгалтерского учета, баланс
Проверка фактического выбытия оборот­ных и внеоборотных активов в результате расчетов с учредителями Протоколы, приказы, регистры бухгалтерского учета, акты, баланс
Проверка расчетов при выбытии из состава учредителей Протоколы, справки, расчеты, акты, баланс, регистры бухгалтерского учета, данные о движении денежных средств

Типичные ошибки при аудите

План и программа аудита направлены на то, чтобы предотвратить пропуск ошибок и снизить аудиторский риск. В процессе планирования и выполнения аудиторских процедур, а также при оценке результатов этих процедур и подготовке отчетов (заключений) аудитору необходимо рассмотреть риск существенных искажений финансовой отчетности, возникающих в результате недобросовестных действий или ошибок.

ФПСАД № 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита» устанавливает единые требования к аудиторской организации и индивидуальному аудитору по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности может стать следствием ошибок и недобросовестных действий.

Ошибка — это непреднамеренное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе неотражение какого-либо числового показателя или нераскрытие какой-либо информации. Примерами ошибок являются:

— ошибочные действия, допущенные при сборе и обработке данных, на основании которых составлялась финансовая (бухгалтерская) отчетность;

— неправильные оценочные значения, возникающие в результате неверного учета или неверной интерпретации фактов;

— ошибки в применении принципов учета, относящихся к точному измерению, классификации, представлению или раскрытию.

Недобросовестные действия могут совершаться представителями руководства аудируемого лица или представителями собственника, а также сотрудниками аудируемого лица. В недобросовестных действиях могут участвовать третьи лица, не относящиеся к аудируемому лицу.

Различают два типа преднамеренных искажений, возникающих в результате недобросовестных действий, рассматриваемых в ходе аудита:

— искажения, возникающие в процессе недобросовестного составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;

— искажения, возникающие в результате присвоения активов.

Недобросовестное составление финансовой (бухгалтерской) отчетности подразумевает искажения или неотражение числовых показателей либо нераскрытие информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности с целью введения в заблуждение ее пользователей. Недобросовестным составлением финансовой (бухгалтерской) отчетности считаются следующие действия:

— фальсификация, изменение учетных записей и документов, на основании которых составляется финансовая (бухгалтерская) отчетность;

— преднамеренное неверное отражение событий, хозяйственных операций или другой важной информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности или их преднамеренное исключение из данной отчетности;

— преднамеренное нарушение применения принципов бухгалтерского учета.

Присвоение активов может быть осуществлено различными способами, в том числе путем присвоения денежных средств, материальных или нематериальных активов, инициирования оплаты аудируемым лицом несуществующих товаров или услуг. Как правило, такие действия сопровождаются вводящими в заблуждение бухгалтерскими записями или документами для сокрытия недостачи активов.

Недобросовестные действия подразумевают наличие мотивирующих факторов и осознаваемых возможностей для их совершения. Недобросовестное составление финансовой (бухгалтерской) отчетности возможно в тех случаях, когда руководство аудируемого лица под воздействием внешних или внутренних факторов желает достичь необъективных результатов деятельности.

Ошибка отличается от недобросовестного действия отсутствием умысла, лежащего в основе действия, приведшего к искажению финансовой (бухгалтерской) отчетности. В отличие от ошибки недобросовестные действия носят преднамеренный характер и, как правило, подразумевают целенаправленное сокрытие фактов. Аудитор может определить потенциальную возможность совершения недобросовестных действия, но для него сложно, а порой и невозможно установить умысел, особенно в части субъективного суждения руководства аудируемого лица.

Рассмотрим типичные ошибки, выявляемые аудитором в процессе аудиторской проверки.

 

Аудит использования прибыли

 

Одним из этапов проверки финансовых результатов является аудит использования прибыли.

Можно выделить пять основных этапов проверки использования не­распределенной прибыли:

1) изучение действующей системы учета процесса формирования и использования нераспределенной прибыли, проверка обоснованности отражения в учете нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) прошлых лет;

2) проверка правильности формирования нераспределенной прибыли;

3) проверка обоснованности расходования нераспределенной при­были;

4) анализ дивидендной политики и проверка соответствия ее дейст­вующему законодательству;

5) проверка правильности налогообложения операций с нераспреде­ленной прибылью.

На первом этане аудитор должен изучить действующую систему учета процесса формирования и использования нераспределенной прибыли. Для этого необходимо ознакомиться с протоколами собраний собствен­ников, учредительными документами в части использования нераспре­деленной прибыли, утвержденными сметами, первичными документами. Тем самым устанавливается правильность документирования и отраже­ния в учете данных хозяйственных операций, осуществляется проверка правильности расчета и обоснованности отражения в учете нераспреде­ленной прибыли (непокрытого убытка) прошлых лет.

Аудитор должен получить надлежащие и достоверные доказательства того, что:

• начальный остаток по счету «Нераспределенная прибыль (непо­крытый убыток)» не содержит существенных искажений;

• осуществлен правильный перенос остатка из отчетности предыду­щего периода;

• соблюдается принцип последовательного применения положений учетной политики в отношении формирования и использования нерас­пределенной прибыли.

В данном вопросе аудитору следует руководствоваться ФСАД № 26 «Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности», в соответствии с которым аудитор должен выполнить надлежащие ау­диторские процедуры в отношении остатков по счетам бухгалтерского учета на начало текущего периода.

Виды и объем аудиторских процедур, выполняемых аудитором, зави­сят от того, проводился аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности в предыдущем периоде или нет. Если аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности предыдущего периода проводился, тогда действия аудитора будут корректироваться в зависимости от того, кто проводил аудит — действующий аудитор (аудиторская фирма) или другой аудитор. Если аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности предыдущего периода проводился другим аудитором, то в соответствии с ФСАД № 19 «Осо­бенности первой проверки аудируемого лица» действующий аудитор может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении остатков по счетам бухгалтерского учета на начало отчетно­го периода, ознакомившись с аудиторским заключением и письменной информацией руководству аудируемого лица по результатам проведения аудита, подготовленными предшествующей аудиторской организацией, или организовать направление письменных запросов (от имени аудируемого лица) предыдущей аудиторской организации о предоставлении не­обходимой информации.

На втором этапе аудитор осуществляет проверку правильности форми­рования нераспределенной прибыли, при этом надо проверить правиль­ность отражения в учете операций по реформации бухгалтерского баланса с отражением нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

На третьем этапе аудитор осуществляет проверку обоснованности рас­ходования нераспределенной прибыли. Аудитору следует учитывать, что чистая прибыль организации может быть использована только при нали­чии соответствующего решения собрания акционеров (собственников).

Аудитор должен изучить применяемый в организации порядок рас­пределения прибыли, установить его соответствие нормам законодатель­ства, порядку, закрепленному в учредительных документах и учетной политике организации. Распределение прибыли предполагает прежде всею начисление дивидендов (доходов) акционерам (участникам) орга­низации, отчисления, связанные с созданием и пополнением резервных фондов и иных фондов, предусмотренных учредительными документа­ми, покрытие убытков прошлых лет.

Аудитор проверяет обоснованность сделанных записей на счетах бухгалтерского учета путем анализа первичных документов, внутренних распорядительных документов, протоколов заседаний учредителей.

На заключительном, четвертом этапе аудитору важно провести анализ дивидендной политики аудируемого лица, так как именно в ней опреде­ляются сроки, размер и порядок выплаты дивидендов. Данный термин чаще всего применяется в акционерных обществах. Однако принципы и методы распределения прибыли применимы также и к экономическим субъектам любой иной организационно-правовой формы деятельности.

АУДИТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

 

 

Аудит кассовых операций

АУДИТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

3.1 Общий план и программа аудита основных средств

Целью аудита основных средств является выражение мнения относительно классификации, реальности оценки и достоверности отражения в учете и отчетности объектов основных средств. В задачи аудита ОС входят изучение их состава и структуры, условий хранения и эксплуатации; подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета, проверка правильности оформления и отражения в учете операций по движению ОС, оценка начисленной амортизации и достоверности отражения ее в учете; установление объемов выполненных ремонтов ОС и правильности отражения соответствующих расходов в учете; подтверждение итогов проведенной в отчетном году переоценки ОС, оценка качества проведенной инвентаризации.

Для получения более достоверных данных и проведения более качественной аудиторской проверки, аудитор ставит такие цели при аудите объектов учета, а также оценивает неотъемлемый риск и проводит такие контрольные и детальные процедуры, чтобы раскрыть утверждения: полнота, существенность, точность, оценка, раскрытие и представление. Тогда применяя процедуры во время проверки, аудитор будет понимать подтверждается или не подтверждается то либо иное утверждение по проверяемым объектам учета.

Таблица Цели аудита

П- полнота; С- существенность, Т-точность; О –оценка; Р- представление и раскрытие
Описание П С Т О Р
Все основные средства, являющиеся собственностью предприятия, отражены в бухгалтерской отчетности V        
Отраженные в бухгалтерской отчетности основные средства, принадлежащие предприятию, реально существуют   V      
Отраженные в бухгалтерской отчетности основные средства учтены правильно в суммовом выражении     V    
Оценка основных средств произведена в соответствии с законодательством; начисленные суммы амортизации правильно отражены в бухгалтерской отчетности       V  
Основные средства и соответствующие прибыли и убытки, связанные с их выбытием отражены и раскрыты в бухгалтерской отчетности         V

 

После составления плана и программы аудита основных средств аудитор выполняет следующие процедуры.

1. Проверка правильности проведения инвентаризации основных средств и отражения ее результатов в бухгалтерском учете.

Источники информации:

- приказы о порядке и сроках проведения инвентаризации;

- приказы о назначении состава постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий;

- инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости;

- протоколы заседания инвентаризационной комиссии;

- решения руководства по утверждению результатов инвентаризации;

- бухгалтерские регистры аналитического и синтетического учета, в которых отражены результаты проведенной инвентаризации;

- контрольные подсчеты аудитора.

Порядок выполнения: Перечень представленных документов, отметки о правильности их оформления и замечания аудитора фиксируются в рабочем документе

Наименование документа Номер и дата Замечания по оформлению документов и проведению инвентаризации Результаты проведения инвентаризации Замечания аудитора
Результат согласно инвентаризационной ведомости Отражение в бухгалтерском учете По правильности оценки организацией результатов инвентаризации По полноте, правильности, своевременности отражения результатов инвентаризации в учете
             
             

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризации, а по годовой инвентаризации – в годовой бухгалтерской отчетности.

В целях подтверждения учетных остатков на отчетную дату выполняются процедуры «пересчет вперед» или «пересчет назад», заключающиеся в построении оборотной ведомости по выбранным позициям от момента проведения инвентаризации до отчетной даты.

Наблюдая за проведением инвентаризации, аудитор должен убедиться в том, что в организации установлены:

- порядок и сроки проведения инвентаризации, утвержден состав инвентаризационной комиссии;

- организация процесса инвентаризации позволяет обеспечить достоверность подсчета количества основных средств;

- основные средства, принятые организацией на ответственной хранение или арендованные основные средства, вносятся в отдельные инвентаризационные описи.

В случае если аудитор не смог наблюдать за проведением инвентаризации на отчетную дату, в ходе проверки должна быть проведена выборочная контрольная инвентаризация.

При инвентаризации аудитор может выбрать для проверки отдельные группы основных средств, самостоятельно провести контрольный подсчет и убедиться в том, что данные подсчета отражены в инвентаризационных описях. Далее, необходимо сверить данные проведенных подсчетов с данными, отраженными в бухгалтерском учете и отчетности организации. Необходимо провести и обратную процедуру: выбрать по регистрам бухгалтерского учета определенное количество статей основных средств и при инвентаризации путем подсчета убедиться в том, что они действительно существуют. В качестве рабочего документа целесообразно применять типовую форму инвентаризационной ведомости ИНВ-3.

В ходе проведения инвентаризации следует обращать внимание на физическое состояние основных средств организации: испорченные, утратившие свои производственные свойства основные средства должны отражаться в отчетности с учетом резерва под снижение их стоимости или списываться с баланса организации в связи с невозможностью их использования.

Учет у арендатора

Таблица 30 Рабочий документ РД

Вопрос Вариант ответа Примечание
Бухгалтерский учет
Имеется ли договор аренды?    
Оговорена ли в договоре стоимость арендованных основных средств?    
Оговорен ли в договоре порядок отнесения расходов по поддержанию объекта основных средств в исправном состоянии? На кого возложены затраты?   ст. 616 ГК РФ
Оговорен ли в договоре порядок проведения капитальных вложений в арендованные объекты основных средств? Если договором не предусмотрено, то такие вложения (если они являются отделимыми) считаются собственностью арендатора и зачисляются им в собственные основные средства   п. 5 ПБУ 6/01
Ведется ли учет арендованных объектов основных средств на забалансовом счете?    
Относится ли арендная плата к расходам по обычным видам деятельности?    
Начисляется ли амортизация по арендованным объектам основных средств? Примечание: Амортизация по арендованным основным средствам не начисляется.    
Оформляется ли возврат арендованного объекта основных средств актом (накладной) приемки-передачи (Ф. № ОС-1)?    
Налоговый учет
Относятся ли доходы (расходы) от сдачи имущества в аренду к внереализационным доходам (расходам), если данный вид деятельности носит несистематический характер?   ст. 250 и ст. 265 НК РФ
Относятся ли доходы (расходы) от сдачи имущества в аренду к доходам (расходам), связанным с производством и реализацией, если данный вид деятельности носит систематический характер (согласно пп. 2 п. 4 Методических рекомендаций по применению главы 25 НК РФ два раза и более в течение календарного года)?    
Кем производится начисление амортизации по арендуемым основным средствам? Примечание: начисление амортизации производит арендодатель (собственник имущества).   пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ
Амортизируются ли капитальные вложения в арендованные объекты основных средств арендодателем, стоимость которых возмещается арендатору? Примечание: арендодатель сумму капитальных вложений включает в стоимость объекта, сданного в аренду, и списание возмещен-ной арендатору стоимости в виде амортизационных отчислений произ-водит в течение оставшегося срока использования арендованного объекта.    
Амортизируются ли капитальные вложения в арендованные объекты основных средств арендатором, стоимость которых не возмещается арендодателем? Примечание: арендатор амортизирует капитальные вложения в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств в соответствии с Классификацией основных средств, утв. Постановлением Правительства РФ    

Учет у арендодателя

Таблица 31 Рабочий документ РД

Вопрос Вариант ответа Примечание
Бухгалтерский учет
Является передача объектов основных средств предметом основной деятельности или носят случайный характер?    
Предмет основной деятельности
Переданные объекты основных средств учитываются на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности"?    
Относится ли получение арендной платы к доходам от обычной деятельности?    
Учитывается ли амортизация по основным средствам, переданным в аренду, обособленно на счете 02?    
Не является предметом деятельности
Правильно ли ведется учет основных средств, переданных в аренду? Примечание: учет ведется на счетах учета имущества    
Относится ли получение арендной платы к операционным доходам?    
Правильно ли отражается начисление амортизации? Примечание: начисленная амортизация учитывается по Д 91 счета и К 02.    
 
Оговорено ли в договоре аренды, на какую сторону возложено проведение капитального ремонта?    
Создан ли резерв расходов


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.145 (0.012 с.)