Тема: «Психология управления». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Психология управления».



2. Форма организации занятия: семинарское занятие.

3. Значение изучения темы:

- Учебное – изучение психологических особенностей управления поведением других и развитие управленческой компетентности.

- Профессиональное – становление личности специалиста здравоохранения, обладающего определенным комплексом знаний, умений и навыков построения взаимодействия с другим человеком с учетом его и собственных психологических особенностей.

- Личностное -формирование целостной личности специалиста и воспитание профессиональной культуры личности специалиста здравоохранения.

4. Цели обучения:

- общая: обучающийся должен обладать способностью и готовностью использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7); способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4); способностью и готовностью управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса; к анализу показателей деятельности медицинских организаций, к использованию современных организационных технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитации при оказании медицинских услуг в основных типах медицинских организаций (ПК-45); способностью и готовностью к использованию современных технологий менеджмента и маркетинга в своей профессиональной деятельности, осуществлять анализ качества и эффективности своей работы (ПК-46);

- учебная: обучающийся должен знать основные направления психологии, общие и индивидуальные особенности психики детей, подростков и взрослого человека,психологию личности и малых групп; уметь ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах о труде,применять нормы трудового законодательства в конкретных практических ситуациях; защищать гражданские права врачей и пациентов различного возраста; владеть навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально- этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов; навыками информирования пациентов различных возрастных групп и их родственников и близких в соответствии с навыками информирования пациентов различных возрастных групп и их родственников и близких в соответствии требованиями правил «информированного согласия».

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний.

Фронтальный опрос по темам НИРС.

5.2. Основные понятия и положения темы:

Психология управления — это от­расль психологической науки, объединяющая достиже­ния различных наук в области изучения психологичес­ких аспектов процесса управления и направленная на оптимизацию и повышение эффективности этого про­цесса.

К. Джибб выделил четыре основных положения общей теории взаимодействия:

1) внутригрупповое взаимодействие членов группы направлено на достижение общих целей группы, в то же время достижение общих целей для каждого индивида является опосредованным достижением его личных целей;

2) ролевая дифференциация в группе, включающая лидерство отдельных ее членов, является неотъемлемой частью продвижения группы к осуществлению общих и, следовательно, индивидуальных целей;

3) понятие «лидерство» включает в себя взаимодействие и взаимную оценку членами группы друг друга, которые имеют своим результатом возвышение одного индивида над другими;

4) одной из важных сторон межличностных отношений является единство физических и эмоциональных восприятий; каждый индивид оценивается другими в соответствии с его способностями удовлетворить потребности группы, а также по совокупности его личностных качеств.

В разработке теории взаимодействия большую роль сыграли Дж. Хемфилл, К. Джибб, Р. Стогдилл, С. Шартл, С. Эванс и другие.

Интересны выводы Дугласа Макгрегора, который в 1960 г. в книге «Человеческая сторона предприятия» описал предпочитаемые стили лидерства в соответствии с типом ведущих отношений. Первый тип отношений («теория Х») основан на представлениях, что средний человек не любит трудиться и по возможности избегает работы. Следовательно, менеджмент вынужден прибегать к жестким (тотальный контроль и система наказаний) и мягким (убеждение и поощрение) формам принуждения.

Противоположный тип отношений («теория Y») основан на представлениях, что для человека расходовать моральные и физические силы на работу так же естественно, как отдыхать или играть. Это означает, что человека можно стимулировать на труд, если дать ему возможность полностью раскрыться, брать на себя ответственность, ощущать свою значимость для организации.

Д. Макгрегор утверждал, что в одних ситуациях (например, массовое производство) более годится «теория X», а в других (высокопрофессиональная и интеллектуальная сферы) более подходит «теория Y», он понимал, что полностью реализовать его теории на практике невозможно, так как наверняка есть и промежуточный вариант. До своей кончины (до 1964 г.) автор работал над «теорией Z», в которой пытался соединить запросы и стремления корпорации и отдельного человека.

 

5.3. Самостоятельная работа по теме:

- анализ результатов диагностики оценки предрасположенности к управленческой деятельности;

- разбор ситуационных задач по психологии управления.

5.4. Итоговый контроль знаний:

- ответы на вопросы по теме занятия;

- решение ситуационных задач;

-тестирование.

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия

- Тестовые задания

1. ДУГЛАС МАКГРЕГОР РАЗРАБОТАЛ

1) дихотомию теорий X и Y (модели поведения руководителя )

2) двухфакторную модель мотивации

3) иерархическую теорию "пирамиды потребностей"

4) функциональный подход в управлении

5) научный подход в управлении

2. ДЛЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ "Х" (ПО Д.М. МАКГРЕГОРУ) ХАРАКТЕРНЫ

1) постулат, что человек по природе ленив, безразличен к организационным нуждам

2) постулат, что люди способны принимать на себя ответственность, управлять своим поведением в организационных целях

3) отсутствие поддержания субординации, разделение на управляющих и исполнителей

4) создание условий для того, чтобы люди могли достигать свои собственные цели, направляя при этом свои усилия на достижение организационных целей

3. ДЛЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ "У" (ПО Д.М. МАКГРЕГОРУ) ХАРАКТЕРНЫ

1) постулат, что человек по природе ленив, безразличен к организационным нуждам

2) постулат, что люди способны принимать на себя ответственность, управлять своим поведением в организационных целях

3) поддержание субординации, разделение на управляющих и исполнителей

4) исключительно контроль извне за поведением персонала

4. ДЛЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ "Z" (ПО У. ОУЧИ) ХАРАКТЕРНЫ

1) принятие решений на основе консенсуса

2) ответственность индивидуальная

3) отсутствие внимания к человеку и его семье

4) делается ставка на командную игру

5. К ВИДАМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ОТНОСЯТСЯ

а) идентификация

б самовнушение

в) заражение

г) эмпатия

д) штраф

 

- Ситуационные задачи

1. Один из Ваших подчиненных заявил, что он не испытывает удовлетворения от своей работы, она ему не по душе, и просит поручить ему более интересное дело.

1. Как Вы отреагируете на подобное заявление?

2. Что такое удовлетворенность трудом?

3. Укажите факторы, позитивно и негативно влияющие на степень удовлетворенности трудом?

4. Перечислите мотивы трудовой деятельности.

5. В чем особенности мотивации трудовой деятельности, по сравнению с другими видами деятельности?

2. Вы начальник отдела, в конце рабочего дня обращаетесь к сотруднику с просьбой остаться после работы для составления точного отчета. Сотрудник отказывается, ссылаясь на усталость и на то, что рабочий день уже закончился.

1. Ваша реакция на сложившуюся ситуацию?

2. Укажите особенности положительной и отрицательной мотивации.

3. Вы недавно работаете начальником отдела крупной организации. Вам известно, что большинство сотрудников не любит свою работу.

1. Как вы себя поведете?

2. В рамках какой теории мотивации деятельности Вы будете действовать? Обоснуйте свой вывод.

- Методики вида деятельности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.009 с.)