Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликтах. Дидактический тренинг «Овладение искусством критики»

Поиск

Цель дидактического тренинга. Ознакомить студентов с социально-психологиче­скими исследованиями критики в социальных группах и научить их использовать различные виды критики, не ущемляя достоинства кри­тикуемого.

Рассмотрим такую ситуацию: вы руководитель и вам нужно оце­нить работу своих подчиненных. Это только кажется, что нет ничего проще, как похвалить или поругать. На самом деле - это значитель­но сложнее, чем кажется на первый взгляд. Но и похвала может быть очень разной.

Например: ваш подчиненный хорошо выполнил дан­ное ему задание, смотрит на вас и ждет оценки.

Вы можете сказать: «Работа выполнена отлично! Рад за вас». А можно похвалить человека, используя такую форму похвалы: «Хочу отметить выполненное таким-то задание», — хорошо звучит на опе­ративном совещании, рабочем собрании. Или: «Я вам очень признате­лен за выполнение этого сложного задания. Если бы не вы, не знаю, как бы мы справились с программой» — удачная форма для личной беседы с глазу на глаз. Доверительная, дружеская похвала высоко оценивает труд подчиненного и подчеркивает его значимость для всего коллекти­ва в целом. Но такую похвалу нельзя высказать публично или хотя бы при одном свидетеле, так как она ущемляет достоинство коллектива.

Из приведенных примеров ясно, что похвала имеет ряд оттенков: смысловых, эмоциональных, этических, психологических. Этими от­тенками нужно умело пользоваться.

Гораздо сложнее, чем похвала, выбор формы критики. Рассмотрим наиболее часто используемые формы критики. В процессе тренинга преподаватель диктует критические оценки, а студенты записывают их в свои тетради.

Критические оценки могут быть:

1. Подбадривающая критика: «Ничего, в следующий раз сделаете лучше. А сейчас — не получилось».

2. Критика-упрек: «Ну что же вы? Я на вас так рассчитывал!» Или: «Эх вы! Я был о вас более высокого мнения!»

3. Критика-надежда: «Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше».

4. Критика-аналогия: «Раньше, когда я был таким, как вы, моло­дым специалистом, то тоже допустил точно такую же ошибку. Ну и попало мне от начальника!»

5. Критика-похвала: «Работа сделана хорошо, но не для этого слу­чая».

6. Критика-озабоченность: «Я очень озабочен сложившимся поло­жением дел, потому что за невыполнение этого задания в срок несет ответственность весь коллектив».

7. Безличная критика: «В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии. Думаю, что они и сами сделают для себя должные выводы».

8. Критика-сопереживание: «Я хорошо вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и вы поймите меня. Ведь дело-то не сделано».

9. Критика-сожаление: «Я очень сожалею, но должен отметить, что ваша работа выполнена некачественно».

10. Критика-удивление: «Как?! Неужели вы не сделали еще рабо­ту? Не ожидал...»

11. Критика-ирония: «Делали, делали и,., сделали. Работка что на­до! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?!»

12. Критика-намек: «Я знал одного человека, который поступил точ­но так же, как вы. Потом ему пришлось плохо...»

13. Критика-смягчение: «Наверное, в том, что произошло, винова­ты не только вы...»

14. Критика-укоризна: «Что же вы сделали так неаккуратно? Да еще и не вовремя?!»

15. Критика-замечание: «Не так сделали. В следующий раз советуй­тесь, если не знаете, как выполнить задание!»

16. Критика-предупреждение: «Если вы еще раз допустите брак, пе­няйте на себя!»

17. Критика-требование: «Работу вам придется переделать!»

18. Критика-вызов: «Если допустили столько ошибок, сами и ре­шайте, как выходить из положения».

19. Критика-совет: «Я вам советую не горячиться, подождите, остыньте и завтра с новыми силами проанализируйте, что и как нужно поправить».

20. Конструктивная критика: «Работа выполнена неверно. Что кон­кретно собираетесь предпринять?!» Или: «Работа не выполне­на. Посмотрите возможность использования такого-то вариан­та».

21. Критика-опасение: «Я очень опасаюсь, что и в следующий раз работа будет выполнена на таком же уровне».

22. Критика-окрик: «Стой! Что ты делаешь? Разве можно так вы­полнять эту работу?»

23. Критика-обида: «Эх вы! Не ожидал я от вас такого! Где же ваша совесть?!»

24. Критика-покровительство: «Да! Не получилось! Ну ничего, я вам помогу».

25. Критика-угроза: «Я вынужден применить к вам самые строгие дисциплинарные меры».

Можно было бы привести и другие виды критики, но для тренинга достаточно и такого количества.

Дальше следует перейти к упражнениям.

Условия выполнения упражнений. Задание выдается аудитории, разделенной на две группы. Каждая группа, посовещавшись в тече­ние 3-5 минут, определяет форму критики согласно выданной уста­новке. Затем представители групп зачитывают окончательный вари­ант критических замечаний и сами определяют, какую форму крити­ки они использовали. Преподаватель и представители другой группы выступают экспертами по отношению к отвечающей по выполненно­му заданию группе. Для развития состязательности присваивается 1 балл той группе, которая лучше справилась с заданием. При выдаче определенной установки преподавателю нужно учитывать получае­мую в вузе специальность.

Упражнение 1

Общая установка. Вы работаете главным врачем. Вы лично должны покри­тиковать своего подчиненного при непосредственном контакте с ним. Ситуации для групп:

1. Во время работы ваш подчиненный испортил дорогостоящее оборудование. Как вы его за это будете ругать?

2. Рабочий грубо нарушил технику безопасности, и только случай­но никто не пострадал. Что вы ему скажете?

Упражнение 2

Общая установка. Вы работаете главным врачем. По телефону вы­ражаете неудовлетворение действиями своего коллеги, начальника.

Ситуации для групп:

1. Ваш коллега не поставил своевременно необходимый инвентарь, и врачи вашей организации не смогли выполнять свою работу. Что вы скажете своему коллеге?

2. Ваш коллега, пообещав высокую зарплату, забрал из вашей организации грамотного, исполнительного работника, очень нужного вашему коллективу. Ваша критика в адрес вашего коллеги.

Упражнение 3

Общая установка. Вы работаете врачем в организации. На рабочем со­брании у начальника организации Вам необхо­димо публично высказать критические замечания в адрес своего на­чальника.

Ситуации для групп:

1. Руководитель (главный врач) не выполнил своего обещания дать за своевре­менно сделанную работу дополнительную премию вам и кол­лективу, которым вы руководите. Что вы скажете?

2. В вашей организации уже который месяц не работает вентиляци­онная установка. Руководитель об этом знает, сам лично в присутствии сотрудников обещал ее срочно отремонтировать, но так и не выполнил своего обещания. Как вы будете его крити­ковать?

В конце упражнений подсчитывается число набранных баллов и определяется победитель. Критерий оценки выбирает преподаватель.

Некоторые выводы

1. Все приведенные выше формы критики подчиненного могут быть использованы вами как руководителем при условии, что ваш подчиненный глубоко уважает вас как начальника и ценит ваше мнение о себе. Желая выглядеть в глазах своего начальни­ка достойно, он стерпит любую критику и приложит усилия, чтобы исправить создавшееся положение.

2. Желательно, критикуя, знать своего подчиненного, его индиви­дуальные особенности. Потому что одного человека можно крепко поругать, а другого нельзя — к нему нужно использовать щадящую или даже подбадривающую, а иногда и хвалебную критику. Например: «Ну как же так? Такой талантливый чело­век, а работа выполнена на низком уровне».

3. Если подчиненный относится к вам как к начальнику очень не­доброжелательно, подозрительно, то нельзя к нему вообще при­менять негативные оценки. Их обязательно нужно сочетать с позитивными, отмечая хорошие черты характера подчиненно­го: исполнительность, инициативность, добросовестность, твор­ческий подход к делу и т. д.

4. По отношению к коллеге нельзя использовать все виды крити­ки, которые могут быть применены к подчиненным.

5. По отношению к начальнику возможно использовать еще мень­ше форм критики.

6. К публичной критике имеются особые требования. Она должна быть:

- принципиальной, то есть выступающий не только должен иметь собственную точку зрения, но и четко представлять, от имени кого он критикует: от себя, от коллектива, предприя­тия, города, области, региона;

- аргументированной, основанной на фактах, примерах, рас­четах;

- открытой, публичной;

- доброжелательной, желательно щадящей, потому что такая критика не убивает человека, а побуждает его к действиям для исправления недостатков;

- конструктивной, то есть оканчиваться определенными пред­ложениями по устранению недостатков.

Независимо от занимаемой должности любой человек может ока­заться как в роли критикующего, так и в положении критикуемого. Какой же может быть критика, когда вас критикуют? Как стать само­критичным и избежать критических ситуаций? С точки зрения соци­ального поведения личности, нужно грамотно определить мотивы критики. Это поможет вам сделать правильные выводы.

Мотивы критики

1. Критика с целью помочь делу. Критикующий высказывается по существу, но в силу своего характера или низкой культуры обще­ния делает это резко и шумно. Вам как руководителю нужно об­ратить внимание на то, что критикующий хочет помочь делу, и не обращать внимания на резкость и обидный тон высказывания.

2. Критика с целью показать себя. Иногда людьми используется критика с целью продемонстрировать собственные знания, опыт, эрудицию, подчеркнуть свою значимость. Лучший выход из этого положения — уйти под каким-либо предлогом от взаи­модействия с человеком, который критикует других, чтобы по­казать себя.

3. Критика с целью сведения счетов. Сгущаются краски с целью опорочить человека за прежние обиды. Эта критика завуалиро­вана: критикующий не выдает своих эгоистических целей и на­мерений, прикрываясь заботой о деле. Доказывать что-либо тому, кто критикует с целью сведения счетов, бесполезно, нуж­но строить свою защиту аргументированно, для чего необходи­мо заручиться поддержкой окружающих.

4. Критика с целью перестраховки. Используется как средство за­вуалировать свою собственную нерешительность, боязнь взять ответственность на себя. Такая критика используется подчи­ненным с тем, чтобы при неблагоприятном повороте ситуации в будущем иметь основание заявить: «Ведь я вас предупреждал».

5. Критика с целью упреждения заслуженных обвинений. Такая критика предпринимается заранее, чтобы нейтрализовать вы­ступления на собрании, при разборе различных жалоб, других случаях.

6. Критика с целью контратаки - как реакция на чье-либо выступ­ление, замечания окружающих, руководителя, протест подчинен­ного против упреков, нареканий со стороны руководителя и дру­гих членов коллектива.

7. Критика с целью получения эмоционального заряда. Есть люди, которые периодически испытывают потребность в эмоциональ­ной встряске и чувствуют себя лучше после того, как поговорят на повышенных тонах, доведут себя и окружающих до опреде­ленного эмоционального накала. С этой целью они могут при­бегать к критике, особенно если ее объект легко поддается эмо­циональному воздействию. Всеми способами пытайтесь огра­дить себя от контактов с такими людьми.

Общий вывод из тренинга. Нужно научиться позитивно крити­ковать других людей, не вызывая обид и негодования. Если критика направлена лично в ваш адрес, то какой бы горькой она ни была, главное - из любой критики сделать правильный вывод и поста­раться впредь не допускать высказываний или действий, вызываю­щих критику.

· Ситуационные задачи:

1.

Ваш подчиненный, зрелый и талантливый специалист творческого типа, обладает статусом и личностными достижениями, пользуется большой популярностью у деловых партнеров, решает любые пробле­мы и великолепно взаимодействует в коллективе. Вместе с тем у вас не сложились отношения с этим работником. Он не воспринимает вас как руководителя, ведет себя достаточно самоуверенно и амбици­озно. В его работе вы нашли некоторые недочеты и решили высказать ему критические замечания, однако ваш предыдущий опыт свиде­тельствует о его негативной реакции на критику: он становится раз­дражительным и настороженным.

Как себя вести?

2.

Вслед за кратким выговором вы сказали работнику несколько прият­ных слов. Наблюдая за партнером, вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро повеселело. К тому же он начал весело шутить и балагурить, рассказал пару свежих анекдотов и ис­торию, которая произошла сегодня у него в доме. В конце разговора вы поняли, что критика, с которой вы начали раз­говор, не только не была воспринята, но и как бы забыта. Вероятно, он услышал только приятную часть разговора.

Что вы предпримете?

3.

Всякий раз, когда вы ведете серьезный разговор с одной из ваших под­чиненных, критикуете ее работу и спрашиваете, почему она так по­ступает, она отделывается молчанием. Вам это неприятно, вы не зна­ете толком, с чем связано ее молчание, воспринимает она критику или нет, вы расстраиваетесь и злитесь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.12.181 (0.01 с.)