В трудовом коллективе О. С. Михалюка и А.Ю. Шалыто 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В трудовом коллективе О. С. Михалюка и А.Ю. Шалыто



Психологический климат первичного трудового коллектива понимается как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента

рассматривается критерий привлекательности на уровне понятий нравится - не нравится, приятный - неприятный. При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживается критерий желание - нежелание работать в данном коллективе, желание - нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга. Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная знание - незнание особенностей членов коллектива.

Тестовый материал

Инструкция: Просим вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в вашем коллективе.

Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:

1. Внимательно прочитать варианты ответа.

2. Выбрать один из них, наиболее соответствующий вашему

мнению.

3. Поставить знак «+» в пустой клетке против выбранного

вами ответа.

1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны:

 

Большинство членов нашего коллектива — хорошие симпатичные люди  
В нашем коллективе есть разные люди  
Большинство членов нашего коллектива —люди малоприятные •  

2. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?

Нет, конечно Скорее нет, чем да Не знаю, не задумывался об этом Скорее да, чем нет Да, конечно
         

 

3. Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику:

  Да Пожалуй, да Не знаю, не задумывался над эти Пожалуй, нет Нет
Деловых качеств большинства членов коллектива          
Личных качеств большинства членов коллектива          

 

4. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который вам очень нравится, а цифра 9 — коллектив, который вам очень не нравится. В какую клетку

вы поместите ваш коллектив?

                 
                 

5. Если бы у вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?

Это меня устроило бы вполне Не знаю, не задумывался над этим Это меня бы совершенно не устроило
     

6. Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам?

Нет, не мог бы Не могу сказать, не задумывался над этим Да, мог бы

7. Какая атмосфера обычно преобладает в вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т. п. В какую из клеток вы бы поместили бы свой коллектив?

                 
                 

 

 

8. Как вы думаете, если бы вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива?

Да, конечно   Скорее да, чем нет   Затрудняюсь ответить   Скорее нет, чем да Нет, конечно

Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизована и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:

- положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа - положительные, а третий имеет любой другой знак); - отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа - отрицательные, а третий может выступать с любым знаком с любым другим знаком); - неопределенная, противоречивая оценка (эта категория включает следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки). Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу следующего вида. В каждой клетке такой таблицы должен стоять один из трех знаков: +; -; 0.

На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке.

Индивидуальные оценки отдельных компонентов отношения

 

Участники опроса Эмоциональный компонент Когнитивный компонент Поведенческий компонент
       

Например, для эмоционального компонента

где Сумма (+) - количество положительных ответов, содержащихся в столбце, Сумма (-) - количество отрицательных ответов, п - число членов коллектива, принявших участие в исследовании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от - 1 до +1) делится на три равные части: от -1 до - 0,33; от - 0,33 до+0,33; от+0,33 до+1.

Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй - противоречивыми, неопределенными, а третий - положительными. Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения.

Тип отношения выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:

1) полностью положительное;

2) положительное;

3) полностью отрицательное;

4) отрицательное, неопределенное.

В первом случае психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором - как в целом благоприятный, в третьем - как совершенно неудовлетворительный, в четвертом - как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны. На опросном листе вопросы 1, 4 и 7 относятся к эмоциональному компоненту; 2,5,8 - к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами 3 и 6, причем вопрос 3 содержит два вопроса.

Ситуационные задачи:

1.Представьте, что вы сидите шестым человеком в одном ряду из семи человек, в эксперименте С.Аша. После разъяснения, что вы принимаете участие в эксперименте по исследованию оценок восприятия, экспериментатор спрашивает вас, какой из отрезков на рисунке соответствует эталонному отрезку. Вы с легкостью определяете, что этот отрезок номер два. Так что нет ничего удивительного в том, что пятеро отвечающих перед вами все как один называют отрезок номер два. Следующее сравнение происходит с той же легкостью, и вы настраиваетесь высидеть до конца скучного эксперимента. На третьем туре вы начинаете волноваться. Хотя правильный ответ кажется столь же простым, как и раньше, первый испытуемый говорит что-то явно не то. Когда второй участник эксперимента повторяет то же самое, вы подскакиваете на стуле и внимательно смотрите на карточки. Третий согласен с первыми двумя. Четвертый и пятый согласны со всеми предыдущими. Теперь экспериментатор смотрит на вас и Вы переживаете: «как мне узнать, что правильно? То, что говорят мои товарищи, или то, что говорят мои глаза?»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 2481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.006 с.)