Кризис новорожденности (0 – 2;3 мес). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кризис новорожденности (0 – 2;3 мес).



Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что жизнь ребенка становиться индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма.

Появляется комплекс оживления (2; 3 мес.), который включает в себя 4 компонента:

1. Реакция замирания (при виде взрослого ребенок замирает).

2. Улыбка в ответ на знакомое лицо.

3. Гуление.

4. Двигательные реакции.

Появление этого комплекса говорит о том, что ребенок стал младенцем.

Младенчество (2;3 мес. – 1г.).

Новообразования:

1. К году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия);

2. Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).

Речь.

В 3 мес. можно ожидать появление гуления.

7 – 9 мес. у ребенка появляется лепет, появление слогов - па, ма, ба и т.д.

9мес. – 1г. появляется пассивная речь, ребенок повторяет за тобой. К концу 1г. в словарном запасе ребенка 20 – 30 слов.

К 1,5г. у ребенка возникает активная речь.

К 2г. ребенок может построить предложение.

К 5г. овладевает фонетикой (правильно произносит слова и ставит ударение).

К 6г. ребенок овладевает грамматическим строением устной речи.

Стратегия родителей: говорить с детьми четко, отчетливо, чтобы передавать ребенку навыки правильной речи. Показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если ему помогают родители.

Предметная деятельность. Связана с развитием движения у ребенка. В последовательности развития движений есть закономерность.

1. Движения глаз. Известен феномен «глаза новорожденного» - они могут смотреть в разные стороны. К концу второго месяца эти движения уточняются, ребенок способен зрительно сосредотачиваться на предмете. К третьему месяцу движения глаз развиты почти так же, как у взрослого.

2. Выразительные движения (комплекс оживления).

3. Перемещение в пространстве. Ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться, ползать, становиться на ножки, делать первые шаги. Все это в разные сроки, причем на сроки влияет стратегия родителей (см. ниже). Овладение каждым новым движением открывает ребенку новые границы пространства.

4. Ползание. Иногда пропускает эту стадию.

5. Хватание. К концу первого полугодия из случайных захватываний игрушки это движение превращается в намеренное.

6. Манипулирование предметом. Отличается от «настоящих» действий тем, что предмет используется не по назначению.

7. Указательный жест.

8. Произвольность движений и жестов, управляемость. Это база для новообразования – для предметной деятельности.

Как только ребенок научается ходить, расширяются границы доступного мира. Следовательно, освобождаются реки и ребенок получает возможность действовать с вещами.

Предметная деятельность – это деятельность с предметами согласно их назначению. Но способ действия «не написан» на предметах, он не может быть открыт ребенком самостоятельно. Этому ребенок должен научиться у взрослых людей. С помощью взрослого, ребенок постепенно усваивает

· назначение предмета;

· способы действия с предметами;

· технику выполнения действий.

В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки. Их назначение находиться в соответствии с ведущими деятельностями (сначала в ориентировочном поведении, далее – в общении со взрослыми; затем – в предметной деятельности).

Умственное развитие и особенности личности. Согласно Ж. Пиаже (швейцарский психолог), ребенок до года находится в 1 периоде умственного развития – сенсомоторном – согласованная работа и взаимодействие органов чувств и движений. Дети в это время еще не овладели языком и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через 6 стадий, из которых 4 – до года.

Упражнение рефлексов. Дети «упражняют» все навыки, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого новорожденные еще умеют смотреть и слушать.

Первичные круговые реакции. (1 – 4 мес. жизни). Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению.

Вторичные круговые реакции (4 – 8 мес.). Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность восприятия объекта. С этим качеством связано появление в 7 – 8 месяцев первых страхов (страх «чужого»), а также восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям.

Координация вторичных схем. (8 – 12 мес.). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода).

Базовая потребность возраста. Потребность в безопасности, защищенности. Она должна быть базально удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверяет ему и осваивает его смелее. Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Э. Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.

В этом же возрасте формируется чувство привязанности. Ученые выделяют 3 фазы процесса формирования детской привязанности: 1) малыш ищет близости с любым человеком; 2) учится отличать знакомых людей от незнакомых; 3) чувство привязанности возникает к тем людям, которые особо значимы для малыша.

Кризис одного года.

Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. До тех пор организм ребенка регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологические ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.

Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности, эмоции примитивные. При этом наблюдается:

· нарушение всех биоритмических процессов (сон – бодрствование);

· нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувство голода);

· эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).

Кризис одного года не относится к числу острых, так что некоторые родители его просто не замечают.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.104.49 (0.018 с.)