Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бланк для регистрации ответов родителей
Интерпретация результатов: Анализируя отклонения во взаимоотношениях родителей и детей Э.Г.Эйдемиллер (1986) выделяет следующие виды нарушений: нарушения в отношениях родителей к детям; нарушения структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи; нарушения механизмов интеграции семьи; нарушения системы взаимного влияния членов семьи. Рассмотрим перечисленные виды более подробно. Виды нарушений в отношениях родителей к детям 1. Уровень протекции в процессе воспитания (отношение к ребенку): а) гиперпротекция (шкала Г+). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни. Типичные высказывания таких родителей использованы при разработке настоящей шкалы (утверждения шкалы Г+ опросника АСВ); б) гипопротекция (шкала Г-). Ситуация, при которой ребенок или подросток оказываются на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки», родителю не «до него». Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное. 2. Степень удовлетворения потребностей ребенка (отношение к нравственным ценностям): а) потворствование (шкала У+). О потворствовании мы говорим в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или подростка. Они «балуют» его. Любое его желание для них – закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией – «слабость ребенка», его исключительность, желание дать ему то, чего был сам лишен в свое время родителями, что ребенок растет без отца и т. д. Типичные высказывания приведены в шкале У+. При потворствовании родители бессознательно проецируют на детей свои ранее неудовлетворенные потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий;
б) игнорирование потребностей ребенка (шкала У-). Данный стиль воспитания противоположен потворствованию и характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем. 3. Качество и количество требований к ребенку в семье (отношение к использованию методов поощрения и наказания): а) чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+). Именно это качество лежит в основе типа негармоничного воспитания «Повышенная моральная ответственность». Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, представляют риск психотравматизации; б) недостаточность требований-обязанностей ребенка (шкала Т-). В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-то делу по дому; в) требования-запреты, т.е. указания на то, что ребенку нельзя делать, определяют, прежде всего, степень его самостоятельности, возможность ребенку самому выбирать способ поведения. И здесь возможны две степени отклонения: чрезмерность и недостаточность требований-запретов; г) чрезмерность требований-запретов (шкала З+). Такой подход может лежать в основе типа негармонического воспитания, «Доминирующая гиперпротекция». В этой ситуации ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных детей и подростков такое воспитание форсирует возникновение реакций оппозиции и эмансипации, у менее стеничных предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной (психастенической) акцентуаций. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, к которым может привести хотя бы незначительное нарушение запретов, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли ребенка;
д) недостаточность требований-запретов к ребенку (шкала З -). В этом случае ребенку «все можно».Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток легко их нарушает. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, возвращения домой, вопрос курить и (или) употреблять спиртные напитки он тоже решает сам. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного (и/или неустойчивого) типа личности у подростка; е) использование санкций в воспитании: строгость санкций (наказаний) к ребенку за нарушение требований (шкалы С+ и С-): чрезмерность санкций (тип воспитания «Жестокое обращение»). Для родителей, характерна приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания родителей отражают их убеждения в полезности для детей и подростков максимальной строгости (см. шкалу С+); минимальность санкций (шкала С-). Родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний. 4. Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н). Под таким воспитанием понимается резкая смена стиля и приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями. 5. Сочетание различных отклонений в воспитании. Возможно достаточно большое количество сочетаний перечисленных черт семейного воспитания. Однако особенно важное значение с точки зрения анализа причин отклонения характера, а также возникновения непсихических психогенных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний имеют следующие устойчивые сочетания. Комплексные характеристики а) Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+, при Т-, З-, С-). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействуетразвитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка; б) доминирующая гиперпротекция(Г+, У±, Т±, З+, С±). Ребенок в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты, усиливают реакцию эмансипации и обусловливают острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астеническом типах акцентуаций личности доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты;
в) повышенная моральная ответственность (Г+, У-, Т+). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации личности; г) эмоциональное отвержение (Г-, У-, Т±, З±, С±,). В крайнем варианте – это воспитание по типу «Золушка». В основе эмоционального отвержения – лежит осознаваемое или, чаще, неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей, которые устанавливают в отношениях с ним большую дистанцию. Эмоциональное отвержение формирует черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности, эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной и астенической акцентуациями; д) при жестоком обращении родителей с детьми (Г-, У-, Т±, З±, С+) на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей; е) гипопротекция (гипоопека – Г-, У-, Т-, З-, С±). Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов. Таблица 1 Диагностика типов негармоничного семейного воспитания
Примечание: + означает чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания; - недостаточную выраженность; +/- означает, что при данном типе воспитания возможны как чрезмерность, так и недостаточность или невыраженность данной черты. Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. Подготовка сообщений по следующим темам.
- Ребенок в неблагополучной семье. - Отношения между родителями и подростками. - Семья как источник психологической травмы. - Нарушение структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.
8. Рекомендованная литература по теме занятия: - обязательная: 1. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2005. 2. Подласый И.П. Педагогика: учебник. - М.: Высшее образование, 2009. 3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. 4. Педагогика: учебное пособие / ред. Пидкасистый П.И. - М.: Юрайт, 2011.
- дополнительная: 1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2006. 2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебное пособие. - М.: Аспект-пресс, 2007. 3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия /ред. Мухина В.С. и др. - М.: Академия, 2008. - элетронные ресурсы: 1. БД МедАрт. 2. Медиатека. 3. ЭБС КрасГМУ.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития России
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.203.143 (0.025 с.) |