Бланк для регистрации ответов родителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бланк для регистрации ответов родителей



 

Номера ответов Щкала ДЗ
          (Г+)  
          Г-  
          (У+)  
          У-  
          Т+  
          Т-  
          З+  
          З-  
          С+  
          С-  
          Н  
          (РРЧ)  
          ПДК  
          ВН  
          (ФУ)  
          НРЧ  
          ПНК  
          ВК  
          ПМК  
          ПЖК  
          Г+  
          Г-  
          У+  
          РРЧ  
          ФУ  
          НРЧ  

Интерпретация результатов:

Анализируя отклонения во взаимоотношениях родителей и детей Э.Г.Эйдемиллер (1986) выделяет следующие виды нарушений: нарушения в отношениях родителей к детям; нарушения структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи; нарушения механизмов интеграции семьи; нарушения системы взаимного влияния членов семьи. Рассмотрим перечисленные виды более подробно.

Виды нарушений в отношениях родителей к детям

1. Уровень протекции в процессе воспитания (отношение к ребенку):

а) гиперпротекция (шкала Г+). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни. Типичные высказывания таких родителей использованы при разработке настоящей шкалы (утверждения шкалы Г+ опросника АСВ);

б) гипопротекция (шкала Г-). Ситуация, при которой ребенок или подросток оказываются на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки», родителю не «до него». Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

2. Степень удовлетворения потребностей ребенка (отношение к нравственным ценностям):

а) потворствование (шкала У+). О потворствовании мы говорим в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или подростка. Они «балуют» его. Любое его желание для них – закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией – «слабость ребенка», его исключительность, желание дать ему то, чего был сам лишен в свое время родителями, что ребенок растет без отца и т. д. Типичные высказывания приведены в шкале У+. При потворствовании родители бессознательно проецируют на детей свои ранее неудовлетворенные потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий;

б) игнорирование потребностей ребенка (шкала У-). Данный стиль воспитания противоположен потворствованию и характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.

3. Качество и количество требований к ребенку в семье (отношение к использованию методов поощрения и наказания):

а) чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+). Именно это качество лежит в основе типа негармоничного воспитания «Повышенная моральная ответственность». Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, представляют риск психотравматизации;

б) недостаточность требований-обязанностей ребенка (шкала Т-). В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-то делу по дому;

в) требования-запреты, т.е. указания на то, что ребенку нельзя делать, определяют, прежде всего, степень его самостоятельности, возможность ребенку самому выбирать способ поведения. И здесь возможны две степени отклонения: чрезмерность и недостаточность требований-запретов;

г) чрезмерность требований-запретов (шкала З+). Такой подход может лежать в основе типа негармонического воспитания, «Доминирующая гиперпротекция». В этой ситуации ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных детей и подростков такое воспитание форсирует возникновение реакций оппозиции и эмансипации, у менее стеничных предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной (психастенической) акцентуаций. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, к которым может привести хотя бы незначительное нарушение запретов, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли ребенка;

д) недостаточность требований-запретов к ребенку (шкала З -). В этом случае ребенку «все можно».Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток легко их нарушает. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, возвращения домой, вопрос курить и (или) употреблять спиртные напитки он тоже решает сам. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного (и/или неустойчивого) типа личности у подростка;

е) использование санкций в воспитании: строгость санкций (наказаний) к ребенку за нарушение требований (шкалы С+ и С-):

чрезмерность санкций (тип воспитания «Жестокое обращение»). Для родителей, характерна приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания родителей отражают их убеждения в полезности для детей и подростков максимальной строгости (см. шкалу С+);

минимальность санкций (шкала С-). Родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

4. Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н). Под таким воспитанием понимается резкая смена стиля и приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями.

5. Сочетание различных отклонений в воспитании. Возможно достаточно большое количество сочетаний перечисленных черт семейного воспитания. Однако особенно важное значение с точки зрения анализа причин отклонения характера, а также возникновения непсихических психогенных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний имеют следующие устойчивые сочетания.

Комплексные характеристики

а) Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+, при Т-, З-, С-). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействуетразвитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка;

б) доминирующая гиперпротекция(Г+, У±, Т±, З+, С±). Ребенок в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты, усиливают реакцию эмансипации и обусловливают острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астеническом типах акцентуаций личности доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты;

в) повышенная моральная ответственность (Г+, У-, Т+). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации личности;

г) эмоциональное отвержение (Г-, У-, Т±, З±, С±,). В крайнем варианте – это воспитание по типу «Золушка». В основе эмоционального отвержения – лежит осознаваемое или, чаще, неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей, которые устанавливают в отношениях с ним большую дистанцию. Эмоциональное отвержение формирует черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности, эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной и астенической акцентуациями;

д) при жестоком обращении родителей с детьми (Г-, У-, Т±, З±, С+) на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей;

е) гипопротекция (гипоопека – Г-, У-, Т-, З-, С±). Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов.

Таблица 1

Диагностика типов негармоничного семейного воспитания

Нарушения семейного воспитания Уровень протекций Полнота удовлетворения требования Степень предъявления Степень запрета Строгость санкций
  П(Г+ Г-) У(У+ У-) Т(Т+ Т-) З(З+ з-) С(С+ С-)
Потворствующая гаперпротекция + + - - -
Доминирующая гиперпротекция + +/- +/- + +/-
Эмоциональное отвержение - - + + +
Жесткое обращение - - + + +
Гиперпротекция - - +/- +/- +
Повышенная моральная ответственность - - + +/- +/-

Примечание:

+ означает чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания;

- недостаточную выраженность;

+/- означает, что при данном типе воспитания возможны как чрезмерность, так и недостаточность или невыраженность данной черты.

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

Подготовка сообщений по следующим темам.

- Ребенок в неблагополучной семье.

- Отношения между родителями и подростками.

- Семья как источник психологической травмы.

- Нарушение структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.

 

8. Рекомендованная литература по теме занятия:

- обязательная:

1. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2005.

2. Подласый И.П. Педагогика: учебник. - М.: Высшее образование, 2009.

3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.

4. Педагогика: учебное пособие / ред. Пидкасистый П.И. - М.: Юрайт, 2011.

 

- дополнительная:

1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2006.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебное пособие. - М.: Аспект-пресс, 2007.

3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия /ред. Мухина В.С. и др. - М.: Академия, 2008.

- элетронные ресурсы:

1. БД МедАрт.

2. Медиатека.

3. ЭБС КрасГМУ.

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации»

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития

России

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.203.143 (0.025 с.)