Соотношение понятий «психика», «сознание», «бессознательное». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение понятий «психика», «сознание», «бессознательное».



Под психикой понимают свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом субъективного психического образа регулировать активность, поведение, деятельность.

Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Проблема развития психики имеет три аспекта изучения:

возникновение и развитие психики в животном мире;

возникновение и развитие человеческого сознания;

развитие психики в онтогенезе человека, т. е. начиная от рождения и до конца жизни.

Возникновение психики есть результат эволюции материи. Психика не возникает с зарождением жизни на Земле, она появляется только на относительно высоком уровне развития органической жизни. Простейшие живые существа не обладают способностью психического отражения. Живая материя обладает такой способностью как раздражимость.

Раздражимость – это способность реагировать, отвечать на воздействия среды, изменять физиологическое состояние (на уровне обмена веществ) под влиянием биологически значимых воздействий.

Отражение на психическом уровне, по гипотезе А. Леонтьева, характеризуется появлением у живых организмов чувствительности. Чувствительность возникает на базе раздражимости как всеобщего свойства живой материи. Чувствительность – первое проявление психики и показатель ее возникновения.

Чувствительность – это способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношению к раздражениям, имеющим прямое биологическое значение.

А. Н. Леонтьев выделяет три стадии развития психики животных:

1. На стадии элементарной чувствительности живые организмы реагируют только на отдельные свойства предметов внешнего мира.

2. На стадии предметного восприятия деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действительности осуществляется в виде целостных образов.

3. Стадия интеллекта характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности.

Психика как выделение и отражение отдельных свойств окружающих предметов и явлении связана с появлением и развитием нервной системы.

В пределах каждой стадии могут быть лишь различные уровни: низший, высший, наивысший.

В зависимости от уровня развития нервной системы и психической деятельности различают три типа поведения животных как способыих приспособления к окружающей среде: инстинкты, навыки и простейшие формы интеллектуального (разумного) поведения. Выделяют врожденные и приобретенные в процессе жизни формы поведения живых организмов.

К врожденным формам поведения относятся инстинкты.

Инстинкты. Инстинкты — это сложные врожденные действия животных, основанные на безусловных рефлексах, при помощи которых животные удовлетворяют свои биологические потребности. Физиологически инстинкты представляют собой сложные цепи безусловных рефлексов, причем конец одного рефлекса является возбудителем следующего рефлекса и т. д.

Инстинкты выработались в ходе естественного отбора как результат отбора и закрепления в ряде поколений биологически целесообразных действий.Инстинкты обеспечивают животным успешное приспособление к окружающей среде и удовлетворение необходимых жизненных потребностей.

Для инстинктов характерно относительное постоянство, однотипность проявления у животных одного и того же вида.

Индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных называют навыками.

Навыки животных. Животные не могут успешно приспособиться к изменяющейся среде, опираясь только на врожденные формы поведения — инстинкты. По мере усложнения жизни животных ведущее значение начинает приобретать новый, более совершенный тип поведения, позволяющий животному сравнительно легко приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Этот тип поведения — навык.

Навык — способ поведения, приобретенный в индивидуальной жизни и закрепленный в результате упражнений. В основе навыка лежитсистема условных рефлексов. Навыки появляются на более высоком уровне развития животного мира.

Навык по сравнению с инстинктом не всегда более сложная форма поведения (в ряде случаев инстинкты — гораздо более сложные формы поведения), но более гибкая, пластичная и вследствие этого более совершенная форма поведения.

Навыки могут вырабатываться у животных как в естественных условиях жизни,так и путем специального обучения, дрессировки.

Способность приобретать навыки имеется не только у высших, но и у низших животных. Навык есть условный рефлекс.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1048; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.004 с.)