Значение социально-психологических факторов в возникновении психических расстройств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение социально-психологических факторов в возникновении психических расстройств



Большинство психиатров признают ведущую роль эмоциональ­ного стресса и внутриличностных конфликтов в возникновении таких заболеваний, как неврозы и реактивные психозы. Но и течение многих эндогенных заболеваний может быть модифи­цировано психосоциальными факторами. Так, общеизвестна способность стресса провоцировать возникновение припадка > больного эпилепсией. При МДП первому приступу заболева­ния нередко предшествует значимая для больного психотрав­ма. Описывают психогенно спровоцированные приступы ши­зофрении. Кроме того, показано, что социальный статус па­циента (наличие семьи, профессии, уровень образования) дс начала заболевания во многом определяет течение заболевания, частоту инвалидизации и всю дальнейшую жизнь больного.

Общепринятой теории, объясняющей механизмы влияния психосоциальных факторов на возникновение и проявления психических заболеваний, не существует, но это находит от­ражение в ряде различных подходов и концепций.

Бихевиористский (поведенческий) подход предполагает, чтс формирование поведения человека обусловлено научением, т.е. усвоением того стереотипа поведения, который поощряется об­ществом, и подавлением стереотипов, порицаемых социумом. Теоретической базой такого подхода является учение об услов­ных рефлексах И.П.Павлова. Подобный взгляд вполне уместен при объяснении возникновения аномальных черт характера > человека, воспитывавшегося в необычных условиях (тюрьма, монастырь). Возможно, влиянием научения можно объяснить стремление некоторых душевнобольных находиться в стациона­ре и, напротив, смягчение проявлений шизофрении у лиц, проживающих постоянно среди здоровых (на этом принципе основан метод патронажа). Однако теория положительного и отрицательного подкрепления не может объяснить, почем> сформировавшиеся в детстве и юности черты характера оста­ются относительно стойкими и не подвергаются коренному преобразованию у взрослого человека даже при длительном неблагоприятном воздействии микросоциума. Бихевиористский подход более эффективен в так называемой поведенческой те­рапии (см. раздел 15.3).

Социобиологическое направление исходит из общности про­исхождения человека и животных. Это позволяет использовать животных в качества модели для изучения общих механизмов работы нервной системы. В рамках этого подхода были откры­ты новые механизмы формирования поведения. Так, австрий­ский ученый КЛоренц (1903—1989) обнаружил явление имп-ринтинга, прочного запечатления опыта первых дней жизни в поведении животных. Хотя нет свидетельств ведущей роли


импринтинга в формировании личности человека, показано, что некоторые особенности индивидуума, например артикуля­ция (акцент), закладываются в очень раннем детстве. В рам­ках социобиологического подхода было обнаружено, что у высших приматов наблюдаются не только сходные с челове­ком способы выражения эмоций (улыбка, поцелуи, нахмури-вание бровей), но и общественные формы поведения. В ра­ботах Э.Уилсона (1975) и В.П.Эфроимсона (1971) показано, что не только «низшие» с точки зрения морали поведенческие акты (агрессия, конкуренция, стремление к доминированию), но и «высшие» стремления человека (альтруизм, сотрудниче­ство, самопожертвование) являются отобранными эволюцией и генетически закрепленными приспособительными формами поведения.

Согласно психодинамической концепции основные способы социального общения человека складываются в раннем детстве, еще до периода полового созревания. Препятствия в удовлет­ворении важнейших потребностей малолетнего ребенка могут вызывать фиксацию на ранних стадиях развития и у взрослого человека приводить к нарушениям адаптации. При этом пси­ходинамическая концепция уделяет особое внимание неосозна­ваемым процессам в психике человека.

Психодинамическая концепция включает в себя психоанали­тическую теорию З.Фрейда (1856—1939), работы его учеников А.Адлера (1870-1937), К. Г. Юнга (1875-1961) и др. С точки зрения Фрейда, взаимодействие человека с окружающей сре­дой в том или ином направлении определяется сформирован­ным в детстве скрытым конфликтом между силами подсозна­ния и внешней реальностью. При этом движущими силами психики являются сексуальная энергия (либидо), а также стрем­ление к агрессии и самоуничтожению.

В ранних работах Фрейд описывал 3 области психики — 1) бессознательную, содержащую подавленные, т.е. недоступ­ные сознанию, идеи и чувства, которые связаны с особым типом мышления. Этот тип он называет лишенным логики и чувства времени первичным процессом; 2) подсознатель­ную, формирующуюся в процессе развития ребенка и обеспе­чивающую приспособление к реальности на основе логики; 3) сознательную, осуществляющую целенаправленную деятель­ность человека на базе информации, получаемой от подсозна­ния; бессознательная информация недоступна сознанию и мо­жет быть получена им только посредством подсознания.

Позднее З.Фрейд выделил также 3 психические подструктуры:

— ИД, или «Оно», — комплекс биологических влечений и потребностей, в большинстве своем неосознаваемых, требующих удовлетворения (принцип удовольствия);

— Сверх-Я, или Супер-эго, отражающее понятия морали и нравственности, формирующееся под влиянием соци-


альной среды и ее запретов, оценивающее каждый по­ступок человека с точки зрения «добра» и «зла»;

— Я, или эго, регулирующее взаимоотношения Оно и Сверх-Я, исходя из принципа реальности.

Основные положения учения Фрейда многократно оспари­вались. Наиболее часто критика психиатров была направлена на пансексуализм психоаналитического учения. Необходимо заметить, что и в работах учеников Фрейда доминирующее значение сексуальности оспаривается и значительно большая роль отводится сознательному. А.Адлер, например, считая стремление к власти важнейшей потребностью человека, по­лагал, что ее блокада в раннем детстве может приводить к сохранению у взрослого комплекса неполноценности, который в свою очередь определяет нарушения поведения и социально-психологической адаптации. В теории КТ.Юнга ведущее зна­чение придается древним типам поведения (архетипам), полу­чаемым человеком в готовом виде, как результат всего исто­рического процесса формирования общества.

Несмотря на достаточно широкую распространенность осно­ванной на теории Фрейда психоаналитической терапии, важ­нейшие постулаты ее до сих пор не получили эксперименталь­ного подтверждения. Развитие психозов с позиций психоана­литической концепции априорно рассматривается как «проник­новение бессознательных конфликтов в сферу сознания, веду­щее к ее дезорганизации». Более приемлемы некоторые пси­хоаналитические подходы к трактовке невротических рас­стройств. Психоаналитическая терапия также более успешна при лечении мягких форм таких расстройств.

Важное значение для теории и практики психиатрии имеет учение о защитных механизмах [Фрейд 3., 1894; Фрейд А., 1936]. Оно исходит из того, что поведение человека опреде­ляется необходимостью реализовать его доминирующие потреб­ности в приемлемой для общества форме. При невозможнос­ти этого возникает тягостное состояние, называемое фрустра­цией, для уменьшения которого человек бессознательно осуще­ствляет некие психологические действия, снижающие дезорга­низующее влияние стресса. Эти действия, совершающиеся неосознанно, и называют защитными механизмами, или ме­ханизмами психологической защиты (табл. 1.4). Некоторые из них наблюдаются уже в раннем детстве, другие возникают в процессе формирования психики взрослого человека. Иногда защитные механизмы применяются без учета реальной ситуа­ции («на всякий случай») — тогда они мешают человеку осоз­нать его важнейшие потребности, приводят к отказу от дея­тельности и могут вызвать формирование патологического ха­рактера (психопатия) или временного психического расстрой­ства (невроз). Особенно опасно неоправданно частое и стерео­типное применение древних, менее развитых защитных меха-


Таблица 1.4. Защитные механизмы в поведении человека (по З.Фрейду и А.Фрейд)


Название


Проявление в поведении


 


Менее развитые

Избегание

Отрицание

Регрессия

Идентификация

Идеализация

Более развитые

Изоляция аффек-" та Расщепление (диссоциация)

Вытеснение (репрессия)

Конверсия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.203.143 (0.006 с.)