Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4 теории развития птсрСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Выживание — не самый мощный человеческий инстинкт. Самый сильный инстинкт — делать что-то по привычке» Вирджиния Сатир Термин «экстремальные факторы окружающей среды» утвердился в литературе в годы Второй мировой войны как результат естественного стремления представителей научной медицины выделить разрушительные условия военного времени в особую категорию факторов, воздействие которых на организм вызывает напряжение и перенапряжение нервных процессов. Это понятие предполагает, что внешнее влияние не безразлично организму, а его результатом являются предельно допустимые по тем или иным параметрам изменения. Часто эти личностные трансформации характеризуются как аномальные. Некоторые отечественные психологи, изучающие вопросы экстремальной психологии, указывают на то, что в рамках традиционных психологических теорий аномальность этих ситуаций не получает должного внимания, более того, она подвергается концептуальному вытеснению. Данный факт объясняется наличием определённых социокультурных установок. Общество привыкло объяснять происхождение всевозможных катастроф переходным моментом на пути прогресса цивилизации, которые будут преодолены, когда человеческое общество достигнет зрелости и технически овладеет стихиями. Пока же эта реально существующая аномалия изгоняется как из социальной памяти, так и из индивидуального сознания личности. Таким образом, идентификация чрезвычайной ситуации как реально существующего (хотя и неприемлемого обществом) опыта приводит к необходимости дифференциации жизненного поля личности на два качественно своеобразных, но внутренне связанных пространства — обычное и аномальное. В результате проявляется глобальная проблема существования человека в жизненном аномальном пространстве, которое в рамках экзистенциальной психологии признаётся детерминантой личностных «парадоксальных трансформаций». Помимо обозначенных характеристик экстремальной ситуации, в современной психологической литературе выделен ряд критериев, с помощью которых можно идентифицировать внешнее воздействие как аномальное. Н.В. Тарабрина, Е.О. Лазебная (1992) к экстремальным событиям относят следующие: • угрожающие жизни человека или приводящие к серьёзной физической травме или ранению; • связанные с восприятием картин смерти и ранений других людей; имеющие отношение к насильственной или внезапной смерти близкого человека;
• связанные с присутствием при насилии над близким человеком или получении информации об этом; • имеющие отношение к воздействию губительных факторов внешней среды или получению информации о нём (радиация, отравляющие вещества); • связанные с виной конкретного человека за смерть или тяжёлую травму другого. Наибольший интерес представляют экстремальные ситуации, к характеристикам которых можно отнести угрозу жизни человека, восприятие картин смерти, ранений, возникающую вину за гибель других людей. Чаще всего эти явления отличаются интенсивностью и длительностью воздействия. Обозначенные факторы лежат в основе формирования первоначального травматического стресса, который представляет собой основную предпосылку дальнейшего развития ПТСР. Однако до настоящего времени нет общепринятой концепции, позволяющей объяснить причины, вызывающие стойкие, нарушения психического и соматического здоровья большинства лиц, испытавших на себе воздействие факторов экстремальных ситуаций. Это положение лежит в основе, во-первых, выбора методов в процессе реабилитационной работы, зависящих от конкретного психотерапевтического направления, к которому принадлежит сам психотерапевт, и, во-вторых, психологической концепции, которую он использует для обоснования причин тех или иных явлений. Существует два основных направления, объясняющих внутреннюю структуру возникающих нарушений. В западной психологии любые травматические расстройства чаще всего трактуются как нормальная реакция человека на сверхинтенсивные (ненормальные) внешние воздействия. В отечественной науке, особенно в психиатрии, сложилась противоположная концепция, согласно которой нарушения, имеющие в своей основе травматическую природу, рассматриваются либо как болезнь, которую нужно лечить, либо как глубинные аномальные изменения в психике, нуждающиеся в соответствующей коррекции. В современной психологической науке представлено несколько теоретических моделей, с помощью которых можно объяснить механизм формирования и развития ПТСР. До недавнего времени основной теоретической концепцией в этом плане выступала двухфакторная теория, где в качестве первой составляющей рассматривается классический принцип условно-рефлекторной обусловленности ПТСР. В данном случае, основная роль в формировании синдрома отводится собственно травмирующему событию, которое выступает как интенсивный стимул, вызывающий безусловно-рефлекторную стрессовую реакцию. Согласно этой теории, другое событие или обстоятельство, которое само по себе является нейтральным, но каким-то образом связанное с травмировавшим стимулом-событием, может послужить условно-рефлекторным раздражителем. Оно как бы «пробуждает» первичную травму и вызывает соответствующие реакции по условно-рефлекторному типу. Второй составной частью двухфакторной теории ПТСР стала концепция поведенческой, оперантной обусловленности развития синдрома: если воздействие событий, имеющих явное или ассоциативное сходство с начальным травматическим эпизодом, ведёт к развитию эмоционального дистресса, то личность постоянно будет стремиться к избеганию этого воздействия. В современных психологических исследованиях двухфакторная теория развития ПТСР подвергается определённой степени критики, так как с её помощью трудно объяснить природу ряда присущих только ПТСР феноменов, в частности, постоянное возвращение человека к переживаниям, связанным с экстремальной ситуацией (симптомы второй критериальной группы). В данном случае оказалось невозможным установить, какие именно условные стимулы провоцируют появление симптомов, настолько слабой иногда оказывается их видимая связь с событием, послужившим причиной травмы. Кроме этого., существенным недостатком этой концепции отечественные авторы считают её описательный характер, — предметом изучения становятся только внешние реакции человека на воздействие чрезвычайных событий, а не внутренние структуры, механизмы и процессы происходящих изменений. Питман предложил другое объяснение механизмов развития ПТСР — теорию формирования патологических ассоциативных эмоциональных сетей, в основе которой лежат идеи Ланга. Этот подход опирается на существование в памяти человека специфических информационных структур, которые представлены тремя основными составляющими: информацией о внешних событиях и условиях их появления, информацией о реакциях человека на эти события, включая речевые компоненты, двигательные акты, висцеральные и соматические реакции. В качестве третьего элемента выступает информация о смысловой оценке стимула и актов реагирования. При определённых условиях эта ассоциативная сеть начинает работать как единое целое, продуцируя эмоциональный эффект. В основе посттравматического синдрома лежит процесс формирования патологических ассоциативных структур. С помощью этой теории был описан механизм развития «флэшбэк»-эффекта, однако такие симптомы изучаемого расстройства как навязчивые воспоминания и ночные кошмары поддавались объяснению с трудом. Поэтому было высказано предположение, что патологические эмоциональные сети должны обладать свойством самопроизвольной активации, механизм которой следует искать в нейрональных структурах мозга и биохимических процессах, протекающих на этом уровне. На данный момент эта теория в прикладных исследованиях получила наибольшее признание, так как, с одной стороны, подходит к процессу формирования ПТСР более дифференцированно, а с другой, — опирается на целостную картину взаимодействия эмоциональной, поведенческой и смысловой структур личности. Помимо рассмотренных теорий, существуют интересные исследования физиологических процессов, лежащих в основе эмоционально насыщенных поведенческих реакций, многие из которых включены в список диагностических критериев ПТСР. Так, по мнению психиатра Лоуренса Колба, работавшего с ветеранами Вьетнама, любые раздражители, каким-либо образом связанные с экстремальной ситуацией, вызывают в мозге чрезмерную концентрацию гормона норэпинет-рина, что ведёт к нарушению сбалансированности реакций возбуждения и торможения. В этих случаях у лиц, страдающих посттравматическими нарушениями, наблюдается лихорадочный пульс и резкий скачок кровяного давления, которые по своей интенсивности не адекватны сложившейся ситуации. В основе подобных сбоев в работе эндокринных ме- ханизмов лежит факт длительного пребывания в зоне боевых действий, где комбатант долгое время испытывал страх, чувство тревоги и злости. Это оказывается непосильной нагрузкой для стрессового аппарата мозга и, в конце концов, выводит из строя тончайший механизм гормональной регуляции. В результате мозг может утратить способность регуляции уровня гормонов. Представленные теории отражают психофизиологический и психобиологический аспекты возникновения ПТСР. Кроме этого, на основе результатов теоретико-прикладных исследований, были разработаны модели, отражающие психосоциальное, когнитивное и психодинамическое направления в изучении данного синдрома. Эти теории получили своё обоснование в ходе анализа основных закономерностей реадаптации жертв травматических событий к условиям нормальной жизни. В рамках этих моделей особое внимание уделяется проблеме выхода человека из посттравматического стресса. Было установлено, что в данном процессе наиболее эффективными являются две стратегии: 1) Целенаправленное возвращение к воспоминаниям о травматическом инциденте в целях его анализа и полного осознания всех обстоятельств травмы. 2) Осознание носителем болезненного опыта истинных причин и значения травматического события с точки зрения обычной жизни. Первое направление было использовано при разработке психодинамических моделей, описывающих процесс развития ПТСР и выхода из него как поиск оптимального соотношения между патологической фиксацией на травме и её полным вытеснением. При этом учитывается, что стратегия избегания упоминания о травмирующем событии, его вытеснения из сознания («инкапсуляция травмы»), безусловно, является наиболее адекватной для острого периода, помогая преодолеть последствия внезапной травмы, то есть собственно стрессовое состояние. При развитии постстрессовых нарушений осознание всех аспектов травмы становится непременным условием интеграции психической деятельности комба-танта, превращение травмирующей ситуации в часть «собственно бытия субъекта». Другой аспект индивидуальных особенностей преодоления ПТСР — когнитивная оценка и переоценка травмирующего опыта отражён в когнитивных психотерапевтических моделях. Авторы считают, что подобное осмысление травматической ситуации является основным фактором успешной адаптации человека в постстрессовый период. Когнитивная переработка травмы в наибольшей степени будет способствовать преодолению возможных нарушений в том случае, если причина травмы в сознании ветерана приобретёт экстернальный характер, то есть будет находиться вне личностных особенностей человека. При этом сохраняется и повышается вера в существующую рациональность мира, а также в возможность сохранения собственного контроля над ситуацией. Основной задачей при этом является восстановление в сознании травмированной личности гармоничности внешней реальности, целостности его когнитивной модели: ценность собственной жизни, определённые моральные качества окружающих. Наконец, значение социальных условий, в частности, фактора социальной поддержки окружающих для преодоления ПТСР-синдрома, отражено в моделях, получивших название психосоциальных. Здесь были выделены основные факторы, имеющие социальную направленность и существенно влияющие на успешность адаптации человека после разрушительного воздействия психогении: отсутствие физических последствий травмы, прочное финансовое положение, наличие поддержки со стороны общества, и группы значимых людей. При этом последнее условие эффективности реадаптационных процессов влияет на успешность преодоления последствий травмы в наибольшей степени. Некоторые исследователи обращают внимание на связь между наличием поддержки со стороны близких и активацией когнитивных структур личности. Именно психосоциальная модель даёт нам наглядное представление о тех внешних и внутренних особенностях, которые могут осложнить процесс реабилитации на этапе выхода личности из состояния посттравматического стресса, В современной литературе выделяют две основных группы подобных явлений: социально-психологические особенности
поколения и самих ветеранов, а также отношение государства и общества к войне и участвовавшим в ней людям. Можно рассмотреть еще несколько моделей развития ПТСР. Психоаналитическая теория 3. Фрейд в своем исследовании истерии (совместно с Д.Брейером,1895) пишет: «В травматических неврозах действующей причиной болезни является не пустяковая физическая рана, но аффект страха, то есть психическая травма....Воспоминания существуют в течение длительного времени с поразительной свежестью и со всей своей аффективной окраской....Эти ощущения полностью отсутствуют в памяти пациента, когда он находится в обычном психическом состоянии, или же присутствуют, но лишь в свернутом виде...Стирание воспоминаний или утрата его аффекта зависит от различных факторов. Наиболее важен факт присутствия энергичной реакции на событие, которое вызвало аффект. Под реакцией мы понимаем целый класс спонтанных и невольных рефлексов — от слез до актов отмщения, когда, как показывает наш опыт, эти аффекты получают разрядку. Если такая реакция имела место в достаточной степени, большая часть аффекта исчезает.... Если же реакция была подавлена, аффект остается привязанным к воспоминанию....Представляется...что эти воспоминания соответствуют травмам, которые не были в достаточной степени отреагиро-ваны; и если мы более детально рассмотрим те причины, которые этому помешали, то увидим, по крайней мере, два ряда условий, при которых реакция на травму не может происходить. Первую группу составляют те случаи, когда пациенты не отреагировали на травму, поскольку либо сама природа травмы исключает реакцию, либо потому, что социальные обстоятельства сделали эту реакцию невозможной, либо потому, что пациент хотел забыть и поэтому намеренно стремился удалить его из своего сознания, запретить и подавить....Вторая группа ситуаций определяется не содержанием воспоминаний, но психическим состоянием, в котором пациент получил исследуемый опыт...Их навязчивость связана с тем, что они возникли во время воздействия сильно парализующих аффектов — таких, как испуг, или во время абсолютно аномальных психических состояний — таких, как полугипнотическое сумеречное состояний...В первой группе пациент намерен забыть огорчающий опыт и, соответственно помещает его как можно дальше от ассоциаций; во второй группе ассоциативная проработка не может происходить успешно из-за того, что не существует обширной ассоциативной связи между нормальным состоянием сознания и патологическими состояниями, в которых они возникли» (3. Фрейд, Д. Брейер. Исследования истерии). Простите за такую длинную цитату классика, но после нее трудно еще что-то добавить. Действительно, при посттравматическом стрессовом расстройстве присутствуют все причины «не завершения» травматического воспоминания (незавершенный гештальт), и внешние обстоятельства, и содержание, «подавляемое» человеком с целью забыть, и «необычное» состояние сознания в момент психического травмирования. «Память травмы может стать частью огромного комплекса ассоциаций, стать рядом с другим опытом». Память о травматическом событии вытесняется и сопутствующий ей аффект трансформируется в тревогу. Ожидание повторения травмы или иной аналогичной опасности может вызывать чувство тревоги. Фрейд спрашивает: «Какие травмы оказывают подобное воздействие? Какие события настолько злокачественны, что их отзвук преследует человека всю жизнь?» И в ответе на эти вопросы, подчеркивает важность аффекта беспомощности. «Тревога — первичная реакция на беспомощность, впоследствии воспроизводящаяся как призыв о помощи в предвосхищении травмы». Далее можно привести классическую психоаналитическую концепцию невроза (по Хорни) «стресс — конфликт — тревога — защита — симптом». Современная психоаналитическая теория добавляет, что психическая травма у взрослого человека может реактивировать неразрешенные конфликты и травмы раннего возраста, которые ранее не осознавались. Оживление детской травмы вызывает регрессию и механизмы психологической защиты, такие как отрицание, подавление. Трансовая теория (гипотеза) Со слов учеников доктора Милтона Эриксона, на вопрос, что же такое транс, он отвечал какой-либо метафорой. Но, в то же время, постоянно подчеркивал важность транса для нормального функционирования психики любого человека. Феномен транса — естественная необходимость и проявление работы мозга. «Способствует удовлетворению нескольких присущих человеку взаимодополняющих мотиваций — сохранению и расширению целостности автономного (саморегулирующегося) самосознания» С. Гиллиген. Транс — это не только состояние, но и внутренний переходный процесс, в котором электрическая и химическая активность реорганизуется таким образом, чтобы сознание легко могло перетекать из одного состояния в другое. Разнообразные виды деятельности мозга, такие как память, внимание, воля и т.д. могут быть доступны при одних уровнях и не доступно при других. Транс дестабилизирует существующее состояние и открывает, таким образом, возможности для их спонтанной организации в новый порядок. В каждом таком объединенном состоянии информация, которой человек может оперировать абсолютно разная. Мозг имеет бесконечное число таких состояний. Такое состояние называется в литературе по гипнозу — аттрактор, т.е. область в фазовом пространстве, притягивающая фазовые траектории, в котором эти траектории ведут себя предсказуемым образом. В нервной системе процесс самоорганизации является результатом широких ассоциативных связей между нейронами. Эти ассоциации образуются и развиваются в соответствии с правилом Хебба, согласно которому два взаимосвязанных нейрона в сходном состоянии, реагируя одновременно, укрепляют связь между собой. Порядок в системах с ассоциированными связями и возникает вокруг аттракторов. Множество аттракторов образует своего рода поле — ландшафт аттракторов, которое создает и определяет паттерны взаимодействия в данной системе. Некая информация может быть свойством одного определенного аттрактора и доступ к ней — это процесс приблизительного последовательного воспроизведения каких-либо электрических и химических сигналов. Только после достижения того же состояния, при котором эта информация была «записана» на нейронах, чело- век получает к ней доступ. В процессе транса эта информация становится более доступной за счет облегчения переключения между состояниями. Чем более стабильно какое-то состояние, тем менее гибко работает система. «Вновь обретая способность входить в состояние транса, мы становимся достаточно гибкими для того, чтобы глубоко измениться и тем самым приспособиться к жизни, продолжить свой путь через переходное состояние к новому состоянию. Без транса мы остаемся жесткими и хрупкими, как умирающее растение. И тогда мы уязвимы и беззащитны, легко подвержены влияниям других людей» (М. Спаркс, 1995). В ситуации психической травмы возникает транс (сужение сознания, изменение течение времени и т.д., все феномены транса) с целью обеспечить максимальную гибкость системы головного мозга, для того чтобы найти информацию необходимую для выживания. Поступающая в этот момент информация формирует широкий и глубокий аттрактор с интенсивным состоянием и легкодоступным в самых разных обстоятельствах. В итоге любой естественно возникающий транс может «оживлять» психотравмирующее воспоминание. Такой взгляд на посттравматическое стрессовое расстройство объясняет большинство клинических проявлений. Это и навязчивые воспоминания (когда они чаще беспокоят?), и нарушения сна — при попытке расслабиться и в пред-сонном состоянии возникает естественный транс и как следствие активизация психотравматической памяти; и повторяющиеся сновидения, символизирующие ситуацию психотравмы; и затруднение запоминания и концентрации внимания; и феномен «flash back». Как писал С. Гиллеген, трансы могу повышать или понижать чувство собственной ценности, по-другому, их можно назвать, позитивными или негативными. Позитивные трансы мягкие, ритмичные, плавные, «с их помощью мы конструируем мир своего опыта, и в то же время, создавая чувство отчужденности от него (т.е. в трансе вы чувствуете, что вам нет необходимости контролировать себя или удерживать какие-то ощущения), транс создает возможности для фундаментальных сдвигов в наших взаимоотношениях с привычными способами самопроявления» (С. Гиллиген, 1987). «Входя в состояние транса, вы присоединяетесь к целительному древнему миру, вне зависимости от конкретной культуры...» Карл Прибрам. Со временем содержание позитивных трансов меняется, поскольку происходит интеграция и возникают новые геш-тальты. Человек не пытается как-то управлять этими переживаниями. Негативные трансы — бурные, аритмичные, «жесткие». Их содержание повторяется, так как интеграции не происходит. Человек прилагает усилия, чтобы контролировать, подавлять негативные переживания, тем самым их «закрепляя» по правилу того же Хебба. Все эти «навязчивые» воспоминания, «флэшбэки», кошмарные сновидения и т.д. могут быть ничем иным, как «жесткими» трансовыми состояниями. Которые вновь и вновь «включают» симпато-адреналовый и другие стрессовые механизмы. Таким образом, навязчивые воспоминания о психотравматической ситуации — это негативно переживаемый транс с комплексом эмоциональных и вегетативных проявлений, при помощи которого организм пытается интегрировать болезненные эпизода прошлого. Диссоциативная теория Такая структура головного мозга, как лимбическая система, соединяет подкорковые механизмы с процессами происходящими в коре. Лимбическая система играет важную роль в процессе формирования воспоминаний, а также связана и с аффективными, эмоциональными механизмами. Сознательное понимание — это функция коры головного мозга, таких ее участков, как ассоциативные области зрительных и слуховых участков. Как уже упоминалось, в момент психотравматической ситуации происходит активизация именно подкорковых образований мозга, а активность коры головного мозга сужается. В результате произошедшее событие запомнится в лимбической системе, не достигнув ассоциативных участков коры головного мозга, и тем самым не происходит «естественной» коррекции за счет связи, посредством нейронных сетей, с мыслями, ощущениями и способностями более высо-42 ких уровней. В итоге, воспоминания потом долгое время будут оказывать сильное эмоциональное и физическое воздействие. Всякий раз, вспоминая психотравматическое событие, будет вырабатываться определенное количество нейропепти-дов, которые активизируют гипоталамус и вновь запускают адреналовую систему стрессреагирования. «Диссоциация» — это еще до конца не понятый процесс, при котором разум удерживает в своей власти болезненное событие путем отщепления его от нормального сознательного состояния. «Мозг перемещает травматическое событие из непосредственного сознания в отдельное, специально созданное для этого события. Это диссоциированное сознание имеет свои собственные чувства, свои собственные мысли, свои собственные движения тела. Оно быстро «уходит» из-под контроля человека» (Р.В.Фленери «ПТСР»). «Кажется, что диссоциация — это способ мозга выжить перед лицом травматического события, угрожающего жизни. Когда мы встречаемся с таким событием, необходимо сфокусировать все наше внимание на том, чтобы остаться в живых. Не время быть затопленным горем, быть выведенным из строя тревогой или отвергать то, что происходит. Таким образом, мы можем сфокусироваться на выживании. Диссоциированное событие содержится в памяти, пока угрожающие жизни события не проходят. Затем диссоциированное событие вторгается в память, и жертва ассимилирует кое-что из него и снова диссоциируется. Со временем этот процесс вторжения/избегания позволяет мозгу обработать информацию и полностью соединить диссоциированный компонент, с которым нельзя было иметь дело во время кризиса. Очевидно, что это способ природы помочь нам выжить и вернуться к нормальной жизни» (Горовитц 1986, Литс и Кеан 1989). Более серьезные симптомы диссоциации: обнаружение себя в одежде и не помнить, как она одевалась; обнаружение записей или рисунков, сделанных своей рукой, и не помнить, когда это было сделано и т.д. (Браун 1986, Путнем и соавт. 1989). Перинатальная теория ПТСР (гипотеза) «Человек смертен... иногда внезапно смертен...» М. Булгаков. И не всегда смерть приходит в спокойном сне. Иногда перед нею может произойти что-нибудь ужасное. Поэтому природа должна была наделить человека какой-то защитой от сверхстресса. Что происходит в ментальной сфере человека, когда опасная ситуация становится реально смертельной? З.Фрейд в своей работе «По ту сторону принципа удовольствия» выдвинул идею о том, что живой организм был бы уничтожен внешним миром, если бы не был снабжен специальным защитным механизмом, действующим, как барьер для раздражителей. Шоковые фантазии спасают человека от избыточной эмоциональной травмы и действуют, как защитный механизм, оберегающий индивида от потери бодрствующего состояния и ухода в сон или обморок. Когда угроза слаба, человек отреагирует движением или замиранием. Однако крайняя опасность приводит к высокой степени стимулирования мышления». Швейцарский альпинист Альфред Хейм собирал описания переживания гибели людей в горах, и случайно оставшихся в живых, в течение 25 лет. Он утверждает, что смерть от падения с субъективной точки зрения жертвы приятна. Вначале, люди, переживающие процесс соприкосновения с собственной гибелью, ощущают, что воля к жизни придает им силы, и они боятся, что сдавшись, умрут. В момент капитуляции перед смертью страх исчезает, и человек начинает ощущать безмятежность и уравновешенность. Возвысившись над телесной болью, люди находились во власти благородных мыслей, величественной музыки и с ощущением покоя и примирения. Согласно Хейму, смертельное падение гораздо ужаснее для оставшихся в живых свидетелей, нежели для жертв. Автобиографические воспоминания, а также описания, встречающиеся в художественной литературе и поэзии, подтверждают тот факт, что лица подвергнувшиеся серьезной опасности, и те, кто фактически соприкасается со смертью, обычно переживают эпизоды необычных состояний сознания. «Практически у всех лиц соприкоснувшихся со смертью, развивалось похожее ментальное состояние. Они не ис- пытывали боли, отчаяния, горя или всепоглощающей тревоги, обычно поражающей людей в минуты менее острой опасности, прямо не угрожающих жизни людей. Напротив, сначала усиливалась активность сознания, повышая интенсивность и скорость мышления в сотни раз. Затем приходило ощущение спокойствия и принятие ситуации на глубинном уровне. Восприятие событий и предвидение их результата были необычайно ясными. Судя по всему, не наблюдалось ни дезориентации, ни замешательства. Течение времени резко замедлялось. Все это часто сопровождалось неожиданным мысленным проигрыванием всей прошлой жизни. Переживания данного типа отражают эмоционально значимые ситуации из прошлого, которое находятся на таких уровнях подсознания, которые в обычном состоянии не доступны. С. Гроф называет подобные переживания психодинамическими. А следом за ними (по его теории) могут проявляться перинатальные переживания, связанные с обстоятельствами биологического рождения человека. И одним из фрагментов перинатального переживания является комплекс ощущений, называемый «матрицей тупика» или «отсутствия выхода». Основные чувства — бессмысленности существования, роль жертвы и неизменности любой ситуации. Все положительные стороны жизни отсутствуют. Можно предположить, что в развитии ПТСР задействовано частичное «оживление» материала перинатальных матриц, а именно матрицы «нет выхода». Схожесть переживаний в момент стадии «нет выхода» и психотравмы приводит к активации запечатленных чувств., и именно это является причиной развития навязчивых психотравматических воспоминаний и других симптомов ПТСР. Поэтому при терапии ПТСР можно и нужно применять различные транспесональные методики. Например, свободное дыхание, холотропное дыхание и т.д. Только необходимо обеспечивать условия безопасности, особенно у комба-тантов. Например, случай на одном из летних декадниках в Красноярске, который проводился на борту теплохода. Мой коллега проводил сеанс холотропного дыхания на палубе, когда один из участников в состоянии глубокого транса попытался прыгнуть через борт. Его держало несколько человек, а он боролся изо всех сил, прорываясь к борту. Впослед- ствии выяснилось следующее, это был ветеран Афганистана и, в состоянии транса, он «вернулся» в реальное событие прошлого: вертолет с ветераном подбили, все горит, надо прыгать, чтобы спастись. А его держат, не пускают. Вот так случайно по недомыслию психолога и получается вторичное травмирование человека. ПТСР — травматический им принт Как человек становится тем, кто он есть? Как формируется его «карта мира и самого себя?» Интересных теорий на этот счет множество, так на каких же остановиться, чтобы понять, что же происходит в человеке, пережившим травматический стресс? Чтобы разобраться, рассмотрим модель логических уровней Дилтса-Бэйтсона. Самый поверхностный уровень — это окружение. Все что вокруг нас. Макроокружение — природа, социально-исторический контекст, семья, друзья и т.д. Микроокружение — интерьер, одежда, предметы обихода. Все что воздействует на человека и на что воздействует он сам. Следующий логический уровень — это поведение; то, что человек делает или сделал в данном окружении. Макроуровень поведения — общие паттерны общения, действий, работы, дружеских привязанностей, все роли которые человек выполняет. Микроуровень — детали конкретных действий, черты характера, особенности голоса, поведения, все привычки. Далее следует уровень способностей — все стратегии, которые человек использует в своей жизни. Макроуровень — стратегии обучения, мотивации, памяти, принятия решения и т.д. На микроуровне — использование органов чувств: визуализация внешняя или внутренняя, аудиализация, также внешняя или внутренняя, аудиально-дигитальная система (внутренний диалог), кинестетическая система. А также последовательность задействованности систем в различных случаях. И в том числе различные синестезии. Далее следует уровень ценностей и убеждений. Это уровень самых различных идей, которые являются основой нашей жизнедеятельности. Ценности — это то, что мотивирует человека что-то делать. Убеждения определяют смысл, при- чино-следственную связь событий, фактов и поступков. Убеждения и ценности имеются к каждому уровню опыта человека, даже к самим убеждениям и ценностям. Наиболее глубинные убеждения формируют уровень идентичности (Я-концепция). Как именно человек воспринимает самого себя. Этот уровень подчиняет и управляет всеми выше перечисленными. Четкого определения самоидентичности нет. Лично мне нравится определение Дрэвера (1956): «личностная идентичность — это чувство бытия самотождественным, основанное на общем чувстве непрерывности целей и памяти». По мнению Э.Эриксона (1981): «развитие и формирование идентичности есть процесс взаимодействия биологических, социальных и Эго-процессов». Процесс формирования идентичности продолжается всю жизнь и не является линейным. Так называемые кризисы идентичности — периоды жизни, когда возникает конфликт сложившейся к днному моменту структурой идентичности и требованиям личностного развития. Самый глубокий или верхний (как кому нравится) уровень — трансмиссия или духовность (то же кому как больше нравится). Этот уровень управляет нашей жизнью и формирует ее, являясь основным фундаментом существования человека. Для чего он живет? Каково его предназначение на этой земле? На уровне семьи? На уровне профессии? На уровне общества? На уровне всей Вселенной? Все вышеперечисленные логические уровни заполняются человеком в результате индивидуального жизненного опыта, под воздействием процесса, названного импринтингом. Термин «импринт» был введен Конрадом Лоренцем, великим австрийским ученым, Нобелевским лауреатом, одним из основоположников такой науки как этология. Он, изучая гусят, только-только вылупившихся из яиц, установил, что для определения собственной матери они обращают внимание на одну единственную субмодальность — движение. И если на протяжении часа, гусята видели один единственный движущийся предмет, например мяч или ноги человека, то начинали всюду следовать за этим предметом, полностью игнорируя собственную родную мать. А после того, как гусята вырастали и становились взрослыми, они начинали уха-
живать и устраивать брачную пару с похожим предметом, не обращая внимание на соплеменниц. Таким образом, импринт матери переключился на подругу. Изучая импринты, американские ученые Тимоти Лиери и Роберт Дилтс установили, что подобный процесс происходит и у людей. Импринт — это не просто какое-либо событие в жизни человека, а опыт формирующий личностный опыт. Первый уровень импринтов — биологический или выживания, заполняется в раннем детстве, может быть начинает заполняться ср
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 863; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.251 (0.019 с.) |