Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 19 дети и психическая травмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«В черном пречерном лесу Стоит черный пречерный дом» Детская страшилка Классическое определение психической травмы, как события связанного с реальной угрозой для жизни самого пациента или его близких, не всегда верно для детей до пубертатного возраста. Чувство паники может появиться у детей в ситуациях, в которых отсутствует реальная опасность гибели. Дети при помощи своей мощной фантазии способны довооб-разить к имеющейся ситуации разные ужасы, доведя ее до уровня психической травмы. Закон Томсона «Все, что человек считает реальностью, для него реально» для детей наиболее актуален. И, наоборот, в смертельно опасной ситуации, доверяя взрослым, дети могут среагировать достаточно спокойно. Все зависит от реакции и поведения взрослых. Пример, в 2001 году летом в Читинской области произошел пожар на армейских артиллерийских складах. В результате снаряды и ракеты стали разлетаться по окрестностям. И как частенько в нашей стране детские оздоровительные учреждения стараются расположить как можно ближе к опасным соседям. И представьте себе, на территорию детского лагеря с воем и грохотом падают всякие большие железки. В отрядах, в которых взрослые среагировали спокойно, по деловому: быстро собрали детей и увели в безопасное место, не было впоследствии ни одного ПТСР. А где взрослые среагировали паникой, у 80% детей развились симптомы ПТСР (из неопубликованного, по данным главного психотерапевта Читинской области Р.Захарова).
Можно условно выделить 4 вида психотравмирующих ситуаций для ребенка: • Ситуации, в которых ребенок один • Ситуации, в которых ребенок со сверстниками • Ситуации, в которых ребенок с взрослыми, которым доверяет • Ситуации, в которых опасность для ребенка создает взрослый, которому ребенок доверяет (например, инцест) В первой ситуации, многое зависит от «тренированности» ребенка, т.е. от его травматического опыта — как реагировал, как «выходил» из чувства страха, какие ресурсы (внешние, внутренние) для этого использовал. Кстати, все, так называемые, детские страшилки, да и фильмы ужасов, нужны скорее всего для создания такого опыта. Во втором варианте, многое зависит от травматического опыта лидера детской группы. Четвертый вариант самый запутанный и тяжелый для ребенка, торпедируется один из самых важных жизненных ресурсов человека — доверие. Как и у взрослого человека, у ребенка выделяются те же этапы процесса, а именно реакция на травмирующую ситуацию, постреактивная стадия, посттравматическое стрессовое расстройство. По моему мнению, у детей ПТСР формируется гораздо быстрее, фактически сливаясь с постреактивной стадией. Другое отличие в том, что у ребенка отсутствует завершенная схема убеждений, в том числе и самоидентификация. Возможны три варианта развития процесса. - ребенок «справляется» с травматической информацией, приобретая полезный травматический опыт - травматическая ситуация становится импринтом, которая формирует дальнейшее развитие личности с элементами акцентуаций и социопатии. - травматическая информация не интегрируется, а сохраняется в диссоциированном виде, формируя диссоциированные расстройства. Для первого варианта развития процесса необходим ряд факторов, в первую очередь семейная поддержка, в тяжелых случаях своевременная квалифицированная и достаточная терапия. Но главный фактор, быстрое восстановление чувства безопасности у ребенка близкими родными. Их любовь, искренняя забота, демонстрация собственным поведением уверенности и реализация стратегий выхода из травматической ситуации. Второй вариант, чаще всего возникает в, так называемых, неблагополучных семьях, в которых отсутствует теплая доверительная атмосфера. Принято считать, что неблагополучная семья — это неполная семья, или семья люмпенов с алкогольной или наркотической аддикцией. Но и во внешне социально благополучной семье, отношения родитель-родитель и родитель-ребенок могут быть весьма патологическими. Как гласит английская пословица: «В каждой семье есть свой скелет в шкафу». В травматической ситуации и после нее, ребенок в такой семье не получает поддержки, а наоборот, со стороны родителей может инициироваться у него какое-либо патологическое чувство, например, чувство вины и т.д., и в дальнейшем его активная эксплуатация. У ребенка начинается развитие элементов патологического характера или его акцентуация со всеми вытекающими последствиями. Варианты зависят от того, какие убеждения сформировал травматический импринт (стенические или астенические). А вот при третьем варианте, травматическая информация не воспринимается сознанием как реальность. Диссоциированное травматическое событие не интегрируется с течением времени. Ребенок начинает бесконечно проигрывать эту ситуацию и всякий раз в его организме происходит стрессовая реакция. Возникающие в результате этого, симптомы не являются защитными механизмами. Начинается процесс, который приводит в дальнейшем к различным вариантам диссоциативных нарушений личности, в том числе и такой как множественная личность. Симптомы, которые могут указывать на диссоциативный процесс после травматического инцидента: • Уменьшение эмоционального реагирования, вплоть до полного их отсутствия; • Движения тела не выражают эмоций; • Заметное ухудшение концентрации внимания; • Заниженная самооценка; • Возникают проблемы с обучением; • Дети становятся менее подвижными и жизнерадостными. Следующая группа симптомов указывает на достаточно тяжелое и выраженное диссоциативное расстройство: —Ребенок не помнит или отрицает травмирующие или болезненные воспоминания, которые достоверно имели место. —Иногда ребенок находится в сонливом состоянии (транс), «витает в облаках», «спит на ходу».
— У ребенка проявляется ярко выраженная быстрая смена черт характера, от стеснительности до раскованности, от женственности до мужественности, от застенчивости до агрессии. — Ребенок необычно забывчив или путается в вещах, которые он должен хорошо знать. Забывает имен друзей, учителей. Часто теряет вещи или теряется сам. — Плохо чувствует время. Может считать, что утро, но на самом деле уже день. Не может вспомнить, когда было какое-то событие. — В определенные часы, дни может изменяться сноровка, знания, физические возможности, даже вкусовые предпочтения. — Регрессия поведения, упрощается речь, появляется сосание пальца, рисует как маленький. — С трудом усваивает новые знания, обычное воздействия и наказания не меняют его поведения. — Ребенок использует ложь, отрицание собственных поступков, даже если доказательства очевидны, — Называет себя в третьем лице, иногда настаивает, чтобы его называли другим именем. — Ребенок может часто жаловаться на различные соматические симптомы: головная боль, живот, суставы и т.д. Постоянно меняя жалобы с одной на другую. — Необычно раннее сексуальное развитие. Или проявление несвойственное возрасту сексуального поведения с другими детьми или взрослыми. — Аутоагрессивность, которая проявляется в частых травмах или сознательном нанесении себе ран.
— Ребенок сообщает, что слышит голоса или разговоры обращенные к нему. — У ребенка имеется воображаемый знакомый, который несет ответственность за все проступки, совершаемые ребенком. — Вспышки гнева, часто без видимых причин. В эти моменты ребенок может проявлять необычную для него физическую силу. — Ребенок может сообщать о необычных ночных событиях. — Ребенок может разговаривать сам с собой вслух, иногда разными голосами. Терапия ПТРСР у ребенка должна начинаться, чем раньше, тем лучше, должна быть комплексной, включать в себя игровую терапию, ДДГ, обязательна работа с родителями. ДДГ можно проводить уже с 5-летнего возраста. Цель психотерапии — восстановление чувства безопасности и выработка максимально гибких убеждений. Тактика психотерапии зависит от возраста ребенка, его интеллектуального развития и психологического состояния. Показания к проведению методики ДДГ следующие: воспоминания о травматическом событии, навязчивые образы, фо-бические проявления, кошмары, физические ощущения. В качестве шкал несоответствия и интенсивности, можно использовать круги, отрезки, нарисованные на бумаге или мелом на полу. А еще удобнее использовать размах рук, как рыбаки показывают размер выловленной рыбки. Спрашиваем ребенка: «Покажи руками насколько тебе страшно, когда ты сейчас вспоминаешь, то событие». Ребенок разводит руки. Проводим серию движений глазами и снова спрашиваем: «Сейчас покажи руками насколько страшно». ДДГ, как и весь процесс терапии, для ребенка должна стать игрой, психотерапевт должен проявить весь свой талант и гибкость коммуникатора, чтобы заинтересовать ребенка и удержать его внимание. Надо помнить, что дети не способны долго удерживать внимание и надо менять способы. Можно использовать мягкие игрушки, которые терапевт держит в руках, рисунки на противоположной стене, предметы за окном, папу и маму, стоящих в разных углах кабинета
.204 и т.д. Визуальные раздражители менять на аудиальные: щелчки пальцами, колокольчики и т.д. Затем применять кинестетические прикосновения к рукам, легкое похлопывание по ладоням клиента. Ребенок может сам руками похлопывать по ладоням или коленям терапевта. Кроме ДДГ, необходимо проводить когнитивную переработку, в первую очередь рефрейминг смысла произошедшего, используя юмор, сказки и т.д. Работа с родителями строится в двух направлениях: - терапию их страхов и тревоги по поводу ребенка - обучению создания терапевтических сказок, историй. Терапевтическая история, это та же метафора, но рассказывают детям не психотерапевты, а родители. Родителей просим написать историю похожую на травматическую и придумать несколько вариантов ее завершения. Смысл в этих вариантах, чтобы ребенок (главный герой истории) не остался один без поддержки. Иногда, можно использовать рисунки ребенка, с одной стороны в качестве диагностики динамики процесса терапии, а с другой как содержание терапевтических историй. Пример из практики, девочка 8 лет. Со слов мамы, на девочку, когда она возвращалась из школы, в подъезде напал мужчина. Он прижал девочку к стене, поднял ей полы шубы и стал «шарить» по телу. Девочка закричала, «описалась», после чего мужчина убежал. После травматической ситуации прошло 3 дня. Девочка перестала ходить в школу, часто стоит у окна и смотрит на улицу. Стала грызть ногти на руках, ухудшился сон. Засыпает только при свете. Было проведено 3 сеанса, с промежутком по 3 дня между ними. 1 сеанс Вначале беседа с мамой без девочки. Маме около 35 лет и она находится в достаточно тревожном состоянии. Она подробно рассказала о происшествии и о состоянии дочери. Затем в кабинет была приглашена девочка. Ей 8 лет, пониженного питания, рыжеволосая, видно, что волнуется, но конт-* ролирует себя. Для установления раппорта терапевт расспрашивает о домашних животных, выясняется, что в их доме есть кошка. Терапевт расспрашивает о поведении кошки, о ее проделках. Девочка оживляется, начинает говорить. (стенограмма) 206 Т. — «Послушай, а мама нам сейчас ну мена?» Д. — «Нет». Т. — «Может, попросим ее посидеть пока в коридоре, а как соскучишься, мы ее сразу позовем». Д. — «Мамочка посиди в коридоре». Т. — «Насколько я понял, вы юная леди попали в неприятную ситуацию. На вас напал бандит и хотел взять в плен. Есть такая организация, называется ФСБ, которая издала инструкцию для дам, попадающих в плен. Там написано, что в таких ситуациях дама обязана описаться и обкакаться. Надеюсь, вы леди выполнили эту инструкцию?» Д. — «Нет, я только описалась». Т. — «Что же ты так? Получается, не доработала». (Таким образом, проводится изменение точки зрения девочки на ее непроизвольный энурез. Данная методика называется «рефрейминг смысла»). Т. — «Да ладно, не переживай, что не все получилось. Ты хорошо помнишь то место в подъезде, где это все произошло?» Д. — «Да». Т. — «Сейчас ты как вспоминаешь то событие, видишь себя там, как в кино, или видишь из своих глаз все, что тогда произошло?» Д. — «Из своих глаз». (Девочка немного сгорбилась и напряглась. У нее появился легкий тремор нижней губы. Взгляд прямо перед собой, зрачки расширились. Эти физиологические изменения свидетельствуют об ассоциированности травматического воспоминания. На указательный палец правой руки девочки терапевт накладывает тейпинг-якорь, с целью «заякорить» травматические переживания). Т. — «Что ты чувствуешь, когда вспоминаешь это?» (Терапевт продолжает создавать проблемный якорь) Д. — «Страх». Т. — «Где в тебе сидит этот страх?» Д. — «Везде». Т. — «Выбери самый страшный момент, не говори о нем, а просто держи перед глазами». (Терапевт проводит три серии движений глаз девочки в горизонтальной плоскости, при каждой серии активизируется проблемный якорь) Т. — «А сейчас, пожалуйста, ты уже можешь прокрутить то событие как фильм, с симпатичной рыженькой девочкой в главной роли. А как эту девочку зовут?» (Таким образом, травматическое воспоминание переводится в диссоциированное состояние) Д. — «Как и меня. Да это я и есть». Т. — «Давай теперь прокрути этот фильм перед собой с начала до конца, до того момента как пришла твоя мама» (Терапевт вновь проводит 2 серии движений глаз девочки в горизонтальной плоскости, одновременно активизируя проблемный якорь. Девочка заметно расслабилась) Т. — «А теперь скажи, какой момент был самый страшный?» Д. — «Когда дядька задрал шубу и стал по ногам шарить». Т. — «Как ты думаешь, что он там искал? Наверное, косточку для собаки». (Девочка начинает смеяться. Терапевт на среднем пальце правой руки девочки создает тейпинг-якоръ ресурсного состояния) Т. — «А если бы того события вообще не было, как бы ты себя чувствовала?» Д. — «Хорошо» (Терапевт продолжает «якорить» ресурсное состояние) Т. — «Как ты думаешь, какое чувство надо той девочке в фильме, чтобы теперь ходить по этому подъезду?» Д. — «Наверное, смелость». Т. — «А ты сама была когда-нибудь смелая? Наверное, всегда была зайчиком?» Д. — «Была смелая, много раз» Т. — «Вспомни, как ты выглядишь, когда смелая. И смотри на себя такую» (Девочка выпрямилась, у нее появился легкий румянец. Ресурсное состояние активизируется следующим образом. Терапевт проводит серию движений глаз девочки в горизонтальной плоскости, одновременно, активизируя ресурсный якорь). Т. — «А теперь, давай еще раз посмотри тот фильм про рыженькую девочку и серого волка» (Терапевт проводит «интеграцию» проблемного и ресурсного состояний при помощи горизонтального движения глаз девочки, и поочередной активизации тейпинг-якорей). Т. — «Ну как ты себя сейчас чувствуешь?» Д. — «Хорошо». Физиологическое состояние девочки значительно изменилось в лучшую сторону, о чем свидетельствовало цвет кожных покровов, поза, тон голоса и т.д. Т. — «Хорошо. Вот если так будешь себя чувствовать дома? И в подъезде?» («Привязка» полученных изменений к будущему) На этом первый сеанс с девочкой был закончен. Ей было дано задание нарисовать для терапевта картинку, какую захочет. На следующий сеанс, через три дня, девочка принесла картинку, на которой был изображен маленький зверек из мультфильма «Ледниковый период». Зверек шел по огромной льдине к цветущему саду, а за ним падали огромные сосульки. Мама девочки сообщила, что дочка стала нормально спать, перестала грызть ногти и смотреть в окно, веселая, кушает хорошо. Но в школу пока не ходит. Т. — «Привет красавица. Как дела?» Д. — «Хорошо» Т. — «Наверное, не все пока хорошо. Наверное, чего-то еще боишься?» Д. — «Да, боюсь этого места в подъезде, сразу за дверями» (Терапевт проводит 3 серии ДДГ на образ «страшного» места) Т. — «Послушай меня внимательно. У индейцев Северной Америки был такой обычай, когда их дети, мальчики и девочки, подрастали лет до восьми, то их одних оставляли в лесу. Одних, представляешь, в диком лесу на несколько дней. И если ребенок справлялся, то есть побеждал опасности, то ему давали новое имя. Вот возьмем тебя, ты такая маленькая, а победила большого дядьку». Д. — «Как победила? Я же только кричала». Т. — «И чему вас только в школе учат? Существует документ ООН, называется он «Права ребенка». Там написано, что если взрослый пытается обидеть ребенка, то он имеет право использовать все свое оружие, а именно: кричать, виз- жать, обзываться, плеваться, кусаться, пинаться, писать в штаны и т.д. Так кто оке тогда убежал побежденный? Дядька? А раз ты победила в неравной схватке, то я тебе даю новое имя. Ты его заслужила. Имя твое теперь «Солнечный зайчик». Носи его на здоровье». Девочка стала визжать и радостно подпрыгивать на кресле. На этом закончился второй сеанс. Через три дня, мама сообщила, что с девочкой все в порядке, самостоятельно пошла в школу. В школе, сама собрала одноклассников и прочитала им лекцию, на тему «Мама с папой правильно говорят о безопасности и необходимо соблюдать осторожность». Катамнез через 6 месяцев — какие-либо психологические и соматические нарушения отсутствуют.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.130.96 (0.013 с.) |