Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоционально-поведенческий субсиндром стресса

Поиск

Все живые организмы в момент опасности реагируют все­го двумя двигательными паттернами — усилением и ослабле­нием всех видов активности. Венец природы человек не ис­ключение и основные поведенческие реакции укладываются в эти два вида. Активизация (стенический вариант) — бег­ство или ответное нападение, и ослабление активности (асте-


нический вариант) — замирание. Активное реагирование мо­жет быть чисто рефлекторным, например: отдергивание руки при ожоге, вздрагивание, прыжок в укрытие, бег; но может быть и более сложным, например, серия целенаправленных, ранее наработанных движений, приемов. Цель активной ре­акции — быстрый выход из опасной ситуации или предотв­ращение развития стрессовой ситуации. При чрезмерной ак­тивизации человек может быть буквально захвачен соответ­ствующими эмоциями и терять ориентировку в ситуации, вплоть до выраженного сужения сознания.

По результатам активной реакции на опасность можно выделить два вида: адекватная и не адекватная.

Л.А.Китаев-Смык описывает две фазы эмоционально-двигательного реагирования. Первая фаза — «реализация фило- или онтогенетически сформированной программы адаптационных, защитных реакций, действий в ответ на эк­стремальное воздействие. Эта фаза «программного реагиро­вания».

Эмоции первой фазы — испуг, гнев, решимость и т.д. Од­ной из ведущих закономерностей является избыточная моби­лизация энергетических и «организационных» ресурсов для осуществления действия.

Вторая фаза — это фаза «ситуационного» реагирования. Характер защитных действий и эмоций зависит от субъектив­но воспринимаемой эффективности действий, осуществлен­ных человеком на протяжении первой фазы, от того каким представляется субъекту изменение стрессовой ситуации. Эмоции второй фазы — чувства удовлетворения, радости, эй­фории (позитивные) или смущение, досада, гнев и т.п. (нега­тивные). Торжество победы над стрессором более благопри­ятны для преодоления изменений гомеостаза». И далее про­должает: «При чрезмерности переживаний второй фазы эй­форию могут сменять негативные эмоциональные пережива­ния (чувство печали, душевной опустошенности и т.д.). Воз­никновение отрицательных эмоций на фоне снижения актив­ности поведения недостаточно изучено».

В.А.Файвишевский пишет об этом так: «Распространен­ное объяснение описанных состояний «истощением» не­рвной системы в результате ее «перегрузки» мало что объяс-


няет... Мы полагаем, что такое состояние возникает вслед­ствие усиления импульсации нейронов систем отрицатель­ной мотивации, оказавшихся при изменившихся (к лучшему) условиях в состоянии относительного сенсорного голода­ния». И там же: «возникает дефицит неприятных пережива­ний, в результате которого система отрицательной мотива­ции лишенная адекватной стимуляции, способна спонтанно продуцировать эмоционально-негативные переживания, причина которых для субъекта остается неосознанной».

Для лиц второй группы в ситуации психической травмы характерно снижение эмоционально-двигательной активнос­ти, основная цель — пережидание опасности. При длитель­ной ситуации психической травмы, пассивное реагирование возникает практически у всех людей, в том числе и у людей с активной формой реагирования. Но вторично возникающая пассивная реакция может охватывать одни физиологические и психологические процессы не затрагивая другие. Напри­мер, мышечная слабость может быть преодолена сознатель­ным волевым усилием. Ирония, юмор в отношении психо­травматической ситуации реально уменьшают интенсив­ность стрессора.

Активность, пассивность поведения при стрессе опреде­ляется сочетанием внутренних индивидуальных и внешних факторов. Внешние факторы — это характеристика стрессора:

1) субъективная оценка опасности для целостности чело­века;

2) степень значимости стрессора для человека;

3) степень неожиданности.

4) близость точки приложения действия стрессора к крайней точке шкалы «приятно-неприятно»;

5) продолжительность действия стрессора;

6) высокая личностная тревожность.

Внутренние факторы, кроме врожденных особенностей нервной системы и приобретенных психологических особен­ностей, это и наличие опыта и тренированность. Важную роль в развитии стрессовой реакции, в ее интенсивности и продолжительности играет понимание человеком возмож­ность своего влияние на ситуацию, может ли он управлять стрессорным фактором. Можно сделать вывод, что для чело-

2?>


века активной формы реагирования на стресс, ситуация вы­нужденной пассивности имеет последствия более тяжелые. Например, для солдата с преимущественно адреналовой сис­темой реагирования, находиться под артиллерийско-мино-метном обстрелом, тем более попадание в ситуацию плена, более психотравматично, потому что отсутствует возмож­ность активных физических действий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.151.127 (0.006 с.)