Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психосоматические проявления птсрСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
И ДРУГИЕ ОСЛОЖНЕНИЯ «От дней войны, от дней свободы - Кровавый отсвет в лицах есть». А.А.Блок Человек, переживший травматический стресс, очень долго, а иногда всю оставшуюся жизнь продолжает испытывать дистресс. Такой человек не живет, а выживает, что требует постоянного напряжения всех его эмоциональных сил. «Внутренняя речь эмоций — это функции органов» (Краснушкин Е.К.). «Страх, буквально затопляющий человека, — это не только «какой-то распад души», «какая-то дикая судорога мысли и сердца», одно воспоминание о которой порождает тоскливый душевный трепет; это пылающий лоб в испарине и влажные, липкие порой дрожащие руки; это противная тяжесть в желудке и тошнота, полуобморочное состояние и ощущения в желудке» (Тополянский В.Д., Струковская М.В.). Несомненно, психосоматические заболевания, возникающие через какое-то время после перенесенной психической травмы, являются продолжением развития ПТСР. Совместно с врачом-психотерапевтом Новосибирского реабилитационного госпиталя Танаковой Н.Л. были исследованы все ветераны, прошедшие реабилитацию в 2001-2002г., всего 144 человека. Комбатанты были разделены на три группы по времени участия в боевых действиях. Полученные данные показывают, что первые несколько лет среди расстройств, преобладает то, что называют «нейро-циркуляторная дистония» различных типов: колебания артериального давления, вегетативные нарушения и т.д. С течением времени, эти нарушения могут перейти в гипертоническую болезнь. Хронический дистресс, который присутствует у комба-тантов, приводит к развитию язвенной болезни. Может быть, ведущими причинами всех этих расстройств являются пси-халгии и алекситимия. Нерешенной проблемой на сегодняшний день является сочетание ПТСР и черепно-мозговой травмы. Количество ком-батантов с резидуальными явлениями закрытой черепно-мозговой травмы достаточно велико и плохо поддается учету, так как контузии легкой степени, да и часто средней степени, не отмечаются в военном билете и других официальных документах. Причин этого несколько: от банального отлежался в окопе и снова в бой, а потом к медикам не обратился, до сознательного целенаправленного отказа медперсонала в регистрации контузии, чтобы отчетность не портить. Е.М. Бурцев и А.С.Бобров (1986) проследили судьбу большого количества лиц, которые получили в молодом возрасте боевую черепно-мозговую травму. И установили, что вначале наблюдается многолетнюю стабильную компенсацию, а затем наступала быстрая декомпесация в виде различных нервно-психических расстройств при присоединении це-реброваскулярных заболеваний и преждевременно начавшейся возрастной инволюции организма. Подобное же наблюдение провел Б.Н.Пивень (1998) в госпитале для инвалидов Великой Отечественной войны. «Многие ветераны пере- несли в молодом возрасте черепно-мозговые травмы и на протяжении десятелетий оставались практически здоровыми, получали образование, заводили семьи, работали, преуспевая социально. Однако в возрасте 50-55 лет у них начинали быстро прогрессировать проявления сосудистых заболеваний головного мозга и нарастать психоорганическая симптоматика, в которой просматривались черты травматического характера в виде эмоциональной несдержанности, доходящей до эксплозивности». Еще один из факторов нарушения здоровья, который редко соотносят с той же боевой психической травмой, это нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, а именно позвоночника. В боевых условиях современный боец использует индивидуальные средства защиты: бронежилет, сферу. Самый легкий бронежилет 5 класса имеет массу не менее 12 кг, а сфера — 3 кг. Кроме этого, надевается еще «разгрузка» с почти 1000 патронами, гранаты, аптечка, личное оружие, плюс иногда радиостанция. Общий вес доходит до 20 кг, и ведь ребята не туристами гуляют по горам, им приходится бегать, прыгать, падать и т.д. И какая бы физическая подготовка не была, все равно наблюдается перегрузка опорного аппарата. Ту же сферу носят расстегнутой для того, чтобы при попадании пули смягчить ударную силу. Но при этом, создается дополнительное напряжение мышц шейного отдела. «При мышечном утомлении и дополнительном весе уменьшается высота межпозвонковых просветов в местах выхода нервных корешков к внутренним органам, уменьшается кровообращение и питание тканей» (Орлов А.Н. 2001). Практически у всех людей, имеющих ПТСР, имеются нарушения позвоночника на всех уровнях, но особенно часто в шейном, верхнегрудном и поясничном отделах. В травматической стрессовой ситуации происходит инстинктивное напряжение мышц шейно-грудного отдела, которое проявляется в реакции втягивания головы в плечи и сгибание позвоночника вперед. При ПТСР такое положение шеи и верхнегрудного отделов закрепляется, становится привычным, что приводит к мышечному дисбалансу, смещению позвонков и в последствии к хроническому остеохондрозу. В принципе, ПТСР уменьшает не только качество последующей жизни человека, но должно бы и сокращать ее. И по наблюдениям за ветеранами Афганистана, это подтверждается. Умирают замечательные люди, достигшие 40-50 лет, от сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований. Но по данным литературы это отнюдь не однозначно. Канадские ученые проанализировали данные 453 из 500 выживших после катастрофы «Титаника», сравнив их с данными других людей. Разница в продолжительности жизни оказалась незначительной. Мало того, в среднем выжившие в катастрофе прожили на 1,7 года больше, чем средний житель США. Из 500 жертв катастрофы, 5 женщин прожили более 100 лет, и на 2004 год еще живы 3 человека, которым перевалило за 90. Может все дело в экспозиции травмы, или скорее в том смысле происшествия (по Франклу), которое делает человек. И каким смыслом он наполняет всю свою последующую жизнь. Но наша реальность такова: за 2 первых месяца 2004 г. в Новосибирске умерло 8 человек ветеранов локальных войн в возрасте от 24 до 40 лет, только один из них погиб в катастрофе, остальные от сосудистой патологии. ГЛАВА 10 ПРОФИЛАКТИКА ПТСР «Si vispacem, para helium» (если хочешь мира, готовься к войне) K.Непот (94 г. до н.э.) Прежде, чем вести разговор о лечении посттравматичес-кого стрессового расстройства, необходимо поговорить о профилактике. Профилактика, т.е. подготовка человека заранее, к каким-либо психотравматическим ситуациям и затем некая помощь сразу после перенесенного стресса до развития симптомов ПТСР. Эти вопросы актуальны с древнейших времен до настоящего времени. Можно выделить несколько основных факторов, влияющих на инстинктивный страх гибели, и соответственно механизмы его оптимального преодоления.
В первую очередь это религиозно-философская база отношения человека к смерти. Например, верования древних викингов, одних из самых жестоких и боеспособных народов в истории человечества. Настоящий герой должен погибнуть обязательно с мечом в руке, в бою, окруженный телами поверженных врагов. Только в этом случае, погибший викинг попадал в Валхаллу, где окруженный другими героями пировал с Одином и другими богами, в ожидании, пока не начнется последняя битва, в которой погибнут все боги и все герои. Верование, в котором просто нет места страху смерти. Или религии, имеющие в своей основе идею реинкарнации. Человек не умирает, умирает лишь тело, а душа идет по пути жизни дальше. Символ — колесо, не имеющее начала, но и не имеющее и конца. Людей Запада всегда поражало отношение людей к смерти на Востоке. Кстати, в последнее время развивается такое направление в психотерапии, как реин-карнационная терапия. Работая в техниках этого направления, иногда выявляются очень интересные факты, переживания людьми моментов своей прошлой смерти, и подтверждение о трех вариантах смерти, описанные в средние века. Каждый вариант имел свое переживание смерти. Первый — это смерть в бою, и сопровождалось страхом, ужасом, которые вполне могли впоследствии стать причиной развития посттравматического стрессового расстройства, но этот страх мог компенсироваться какими-то духовно-нравственными идеями. Например, защита отечества, родных и близких, религии. Страх исчезал в момент смерти, оставляя за собой чувство спокойствия или некой легкой эйфории. Второй вариант, смерть естественная, в конце жизни. При ней отсутствует какой-либо страх, кроме тревоги за остающихся в живых. Как они будут жить без умирающего? И момент смерти воспринимается достаточно спокойно. Даже слово существует — «умиротворенно». Третий вариант, смерть неожиданная, трагическая, в результате нападения или несчастного случая. В Средние Века, на Западе, одно время, таких людей хоронили за территорией клад- биша, вместе с самоубийцами. В этих случаях, смерть переживалась достаточно тяжело и некоторые проявления посттравматических расстройств могли перейти в следующую жизнь. Все вышесказанное можно предлагать пока только в виде интересной гипотезы, так как отсутствует в настоящее время отработанная научная методика, соответственно и статистика на которую можно было бы опираться. В разные времена и у разных народов существовали специальные психотренинги для категорий людей, чаще всего попадающих в ситуации психической травмы. Очень часто показывают по телевизору чеченский хоровод, когда воины бегут по кругу, выкрикивая молитвы. Это очень древняя техника подготовки воина к битве, разработана суфийями и использовалась «кружащимися» дервишами на протяжении столетий. Правда, большой вопрос — являются ли множественные способы подготовки воинов в различные времена и в различных странах действительно психотренингом? Например, выше упоминаемые викинги, у которых подготовка воина начиналась в детском возрасте. У меня отсутствуют документальные данные, поэтому превожу описание данного процесса по художественной книге «Повести древних лет» В.Д. Иванова: «Следуя традициям племени богов, Гундер учил Рекина с трехлетнего возраста играть с птицами, ломать крылья и лапки, выщипывать пух и вырывать перья. Ребенку приносили птенцов бакланов, гаг, чаек и крачек. Когда он подрос, ему доставляли взрослых птиц. С шести лет Гундер брал сына в море и заставлял упражняться с оружием. В десятилетнем возрасте Рекин взял своего первого человека стрелой, одиннадцати лет — мечом, а после тринадцати лет он потерял «благородный» счет». Это просто иллюстрация из художественной литературы, но, если подумать, то именно подобный психотренинг викн-гов мог приводить к легендарному бесстрашию и отсутствию жалости и сострадания к окружающим и себе. Другой пример из этого исторического и культурного пласта — берсерки. Люди, которые умели отключать сознание (и не только при помощи препаратов из мухомора), но и при помощи психотренинга. И в состоянии боевого транса
могли быстро выходить на инстинктивный уровень физиологии, на котором функционировали в соответствии с их представлением о поведении бешенного медведя или волка. Но с каждым повторением этого процесса, затруднялся обратный переход (из личины бешенного зверя в человеческую сущность). В итоге, берсерки преследовались и уничтожались относительно мирным населением из-за невозможности совместного существования. Другая культура, другое время — средневековая Япония. Основная религия — дзен буддизм. «Конкретная земная жизнь для буддиста была лишь звеном в длинной цепи перерождений, обусловленной кармой, и поэтому не существовало стены между бытием и небытием, жизнью и смертью» — пишут А.А.Долин, Г.В.Попов в книге «Кемпо — традиция воинских искусств» Там же в главе о самураях: «Парадоксально, но именно в смерти идеологи самурайства усматривали дополнительный источник силы, почти сверхъестественного могущества и одновременно гражданской добродетели: «Путь самурая, есть одержимость смертью. Подчас десятеро противников не в силах одолеть одного воина, проникнутого решимостью умереть». «Великие дела нельзя совершить в обычном состоянии духа. Нужно превратиться в фанатика и пестовать страсть к смерти», — гласит «Сокрытое в листве». Воин должен учиться Единственной вещи -Смотреть в глаза смерти Без всякого трепета! Часто практиковались различные ритуалы, связанные с" переживанием и переработкой смерти человека, особенно в тайных группах и сектах. И даже наиболее часто встречающийся у множества народов ритуал инициации, обычно сопровождающийся жестокостью, это тоже не что иное, как переработка идеи смерти. Такую подготовку, как берсерки или самураи, имели только ограниченное количество людей, и остальные члены общества сосуществовали с ними с большим трудом. И, по моему мнению, такая подготовка являлась результатом пси- хической травмы и была как раз ярким проявлением изменения личности под воздействием посттравматического стрессового расстройства в современном понимании. Подобную картину имеет проявление синдрома стрессовых расстройств у людей, подвергшихся жестокости в детстве. Та же эмоциональная бесчувственность к страданиям окружающих, приступы плохо контролируемой безудержной ярости и т.д. Скорее всего, психотренингом можно считать раздел подготовки воинов в том же буддизме: формирование состояния «Дух, подобный воде». В ситуации опасной для жизни человека, его ментальное состояние должно уподобиться спокойной водной глади, способной дать точное зеркальное отражение любого предмета. Однако, если подует ветер, то появившаяся рябь на воде и может исказить отражение. Стоит человеку поддаться чувству страха, и он перестанет предвидеть реальную опасность. Практически все известные на сегодняшний день программы психотренинга в той или иной мере опираются на данный принцип. Но такой психотренинг был уделом небольшой группы людей, ведь на это уходило все время, вся жизнь, а любое нормальное общество не может себе позволить слишком большого количества таких воинов. Просто экономика не позволит. В первой четверти 17 века развитие психологической мысли тесно связано с именем Петра Первого. Это ему принадлежат слова: «Солдат надлежит непрестанно тому обучать, как в бою поступать, и учить действовать, яко в самом деле». Большое значение для развития военной психологии в свое время имели прогрессивные взгляды А.В. Суворова. Выступая против муштры, он ратовал за привитие воинам необходимых знаний и их осознанные действия в бою. Суворовский перечень основных качеств воина не устарел и поныне. • Это любовь к Отечеству, чувство воинского долга, уверенность в победе. • Это твердая воля, сообразительность, находчивость, взаимовыручка. • Это инициатива, военная хитрость и т.д. Г.Е. Шумков. В его работах, наряду с рассмотрением общих проблем и задач исследования, анализируется психическое состояние и поведение воинов в различных условиях боя. Особое внимание уделяется кульминации боя — рукопашной схватке. Выводы Шумкова не потеряли своей актуальности и сегодня. Главный из них: необходимость предварительного ознакомления воинов с условиями реального боя, с психическими переживаниями в боевой обстановке. Накопление воинами боевого практического опыта снижает вредное влияние на их сознание всех тех переживаний, которые связаны с чувствами тревоги, страха. Но ситуация изменилась, исторический вектор психологической подготовки воина менялся от индивидуального, до коллективного. От индивидуального искусства бойца до коллективного совместного действия бойцов (фаланги, когорты и т.д.), когда группа людей, в едином ряду действовала как единое целое. Менялась значимость индивидуальной подготовки на коллективную. Но современная война, особенно локальная, вновь обращает внимание на индивидуальную психологическую подготовку воинов, т.к. исчезли сомкнутые ряды, и вновь вся ответственность за победу ложится на отдельную личность. И чтобы эта личность побеждала, ей необходима уверенность в своих силах. Это еще один аргумент в пользу профессиональной армии. В результате исторической, религиозной или философско-нравственной подготовки изменялась иерархия ценностей человека, какая-либо идея перевешивала в бою страх смерти. Исследуя различными способами иерархию ценностей человека, можно выйти на главные ценности и одной из базовых, основных будет собственная жизнь. Самый простой способ — создать модель. Представить перед собой основные жизненные ценности в виде графика, обычно возникает какой-либо из двух вариантов; или ценности располагаются вертикально, причем наиболее важные оказываются сверху и по степени важности спускаются вниз; или горизонтальный вариант — самые важные ценности расположены ближе к человеку, а остальные согласно индивидуальной иерархии отдаляются дальше и дальше. На этих визуализируемых графиках ценности закодированы в виде символов. Одна из техник НЛП, предлагает очень медленно и аккуратно мысленно передвинуть какую-то определенную ценность вверх или вниз, если символ попадает на нужное человеку место, то происходит эффект «щелчка». Теперь уважаемый читатель постройте свой собственный график иерархии Ваших ценностей, и символ собственной жизни медленно отодвиньте или опустите слегка вниз. И почувствуйте, что происходит с Вами? Посмотрите на свое прошлое, затем на настоящее, потом на будущее. Что изменилось? После этого медленно поставьте на место. Можно сделать еще одно упражнение, какую-нибудь ценность переместите выше или ближе символа собственной жизни, только очень медленно. Что изменится? Какая ценность сможет преодолеть страх смерти? Также посмотрите на прошлое, настоящее и будущее. Что изменилось? Потом вновь расставьте, как было ранее. Иерархия ценностей не есть что- то раз и навсегда постоянное, обычно они «перемещаются», меняются местами, но самые главные подвержены этому процессу меньше всего. Система ценностей складывается у человека в процессе жизни под воздействием личного опыта и окружающего социума: родителей, школы, друзей, книг, фильмов; и создает возможность оценивать происходящее. И делать выводы, что важно, а что нет. Ценность собственной жизни изначально, и скорее всего инстинктивно, устанавливается в подсознании во главе всей иерархии, и чтобы научить человека не испытывать страха перед смертью необходимо изменить эту структуру в подсознании. Но одно делать это упражнение в комфортном безопасном месте, а другое как эта иерархия ценностей меняется в ситуации стресса выживания. И я не думаю, что вышеописанная техника НЛП решит проблему страха за свою жизнь в реальной ситуации, так как какие-либо простейшие схемы на таких экзистенциальных уровнях естественно не работают. Но включать в систему психотренинга в качестве одного из элементов, полезно. К сожалению, психотренинговый аспект профилактики ПТСР практически отсутствует в подготовке, даже тех категорий людей, которые профессионально чаще всего сталкиваются с психотравматическими факторами, такие как милиция, пожарные, спасатели и т.д. Одно из подтверждений этого — тот факт, что у многих ветеранов войн в Афганистане и Чечне первое же серьезное испытание (первый бой) стало впоследствии причиной развития ПТСР. И давно созрела необходимость специальных программ психотренинга для различных категорий людей, чьи профессии связаны с риском для жизни, а уж для людей отправляемых в бой обязательно. Создавая программу психотренинга для профилактики посттравматического стрессового расстройства, необходимо представлять наиболее полезную, с точки зрения конечных физиологических изменений, модель поведения человека в ситуации мощнейшего стресса и опираясь на эти знания, создавать программу. Во-первых, способность автоматически переключаться в состояние боевого транса. Во-вторых, иметь на уровне подсознания уже готовые, наработанные поведенческие стратегии. В третьих, в трансе находиться в 3 позиции восприятия информации (наблюдать за собой и ситуацией со стороны). В четвертых, умение полностью возвращаться в 1 позицию. Трансовое состояние так и так возникает в момент воздействия сильного стрессора, причины — комплекс паники и замешательства. Такой транс впоследствии становится жестким, субъективно неприятным, понижающим самооценку (по Гиллигану). Наработанное заранее трансовое состояние впоследствии будет переживаться совсем по другому, более «мягче». Измененное состояние сознания приводит к сведению до минимума деятельности логической структуры левого полушария и максимальная активация работы правого полушария головного мозга. Одна из главных функций правого полушария это пространственная ориентация. Кроме этого, если левое полушарие перерабатывает информацию дискретно (прерывисто) и поэтапно, то правое полушарие работает одновременно и синтетически. Анализ ситуации при помощи логики (левого полушария) занимает около 320 миллисекунд, а правому полушарию требуется около 60 миллисекунд. И не только по времени, но и по количеству перерабатываемой информации, правое полушарие на много порядков опережает левое. Сознание в целом способно восприни- мать 7 плюс/минус 2 единицы информации в единицу времени (цифра Миллера), абстрактно-логическое мышление перерабатывает до 100 единиц информации в секунду, а на образном уровне перерабатывает несколько миллионов единиц информации. Как научить человека входить в транс? Существует множество приемов наведения транса, наиболее экологические — эриксонианские. Теоретически любой нормальный человек может научиться «погружаться» в транс. Главное в успехе правильно его замотивировать. Сочетать наведение транса психологом (оператором, инструктором и т.д.) с обязательной самостоятельной работой, т.е. постоянно, несколько раз в день закреплять навык транса самостоятельно. Еще один интересный вариант (и простой, и эффективный) — трансо-вые состояния по методике Х.Алиева, так называемый «Ключ к себе», к ним бы добавить еще и аудиальный компонент. Следующий шаг — отрабатывать в трансе способность входить в состояние боевого транса. Одним из элементов которого может стать 3 позиция (видеть себя со стороны), облегчает обучение якорение (лучше кинестетическое). Якорит-ся состояние наибольшей диссоциации в 3 позицию. Кстати, подобная диссоциация удобна не только в ситуации максимальной опасности, этот навык полезен и в спорте. На этот факт натолкнулись, изучая стратегию мышления великого канадского хоккеиста Уэйна Грецки. Как ему удавалось оказываться в нужной точке, чтобы забить шайбу, или отдать партнеру голевой пас? При помощи диссоциации, он «видел» в какие-то моменты всю площадку сверху, и «видел» куда именно переместятся партнеры и куда отскочит шайба. Именно в таком экстрасенсорном «видении» и заключался феномен его результативности. Третий компонент программы — это поведенческие комплексы, оттренированые и доведенные до автоматизма. Характер и содержимое этих комплексов зависит от профессиональных особенностей риска данной категории людей. Остается найти и отработать тот триггер, который будет в последствии включать трансовое состояние и соответственный поведенческий комплекс. Триггером может быть
как внешний якорь, так и внутренний. Внешний триггер — визуальный (определенные люди, вещи, пламя и т.д.), ауди-альный (определенный звук, например выстрел, сирена, голос и т.д.), и внешне кинестетический (определенное прикосновение, толчок и т.д.). Внутренний триггер — это определенное внутреннее ощущение, например каждый человек испытывает чувство страха характерными только ему ощущениями. Какое-либо ощущение и можно сделать триггером. Но с внутренним триггером необходимо соблюдать предельную осторожность, е одной стороны это должен быть универсальный сигнал, а с другой стороны, возникающий только в специфических ситуациях реальной опасности. Полученную в итоге цепочку действий необходимо постоянно тренировать, чтобы сохранился автоматизм. Вспомните постоянные медитации древних воинов. Для примера возьмем боевой транс, отлично описанный в книге А.Е. Тараса «Боевая машина». Отличительные черты: • господствующей эмоцией у человека, подавляющей или вытесняющей на какое-то время любые другие эмоции, становится ярость; • исчезают всякие сомнения, колебания, страхи, человек делается необыкновенно решительным, его воля полностью реализуется в действиях; • значительно снижается чувствительность к боли, вплоть до ее полного исчезновения; • намного возрастают энергетические возможности организма за счет мобилизации всех его ресурсов; • заметно ускоряется быстрота реагирования на изменения окружающей обстановки. Автор подчеркивает именно ярость, а не гнев, ненависть и т.д. Холодная ярость. Обратился ко мне мастер спорта по самбо и рукопашному спорту, проблема его следующая — на соревнованиях приходится сдерживаться, чтобы не нанести серьезную травму партнеру, и от этого часто проигрывает. Настраивается на спортивный «бой» следующим образом — вспоминает ситуацию из детства, в которой его били и унижали одновременно 10-12 человек, более старших мальчишек. Затем, «входит внутрь себя» в той ситуации и сильное негативное чувство наполняет его, переключая сознание, помогая действовать на инстиктивном уровне в схватке. И в какой-то момент приходит осознание, что в следующую минуту убьет или покалечит соперника, и «тормозит». На мой взгляд, такая настройка нужна в реальном бою, а в условиях соревнования более полезно ресурсное состояние из прошлого, когда все получалось легко и свободно. Нашли такое ресурсное состояние, и после несколько повторений, он научился настраиваться на спортивную схватку. У ветеранов любой войны, и не только с выраженными проявлениями посттравматического стрессового расстройства, вырабатывается подобный боевой транс, и чаще всего триггером является чувство страха или замешательства. Всякий раз, когда ветеран в какой-либо ситуации испытывает эти эмоции, а они могут возникнуть и при ссоре с женой, другом, при критическом замечании начальника, просто прохожего, включается боевой транс. Не контролируемая сознанием, и поэтому неадекватная агрессия является причиной множества проблем для окружающих и самих ветеранов. Если боевой транс наработан до психотравматического эпизода, то триггеры будут совсем иные. Ниже рассмотрим, как можно помочь ветерану, чтобы боевой транс «включался» только в действительно необходимых для этого ситуациях. Психологическая подготовка воинов в современных условиях может быть и достаточно нетрадиционна. Перед военной операцией «Буря в пустыне» одному из основоположников НЛП поступил заказ от командования войск специального назначения. Заказ был следующего содержания: военнослужащие спецназа имеют больше шансов, по сравнению с другими родами войск, попасть в плен. Восточные люди к таким пленным с удовольствием применяют пытки. Так вот нельзя ли обучить спецназовцев гипнотическому самообезболиванию для таких случаев? Мэтр как всегда подошел к задаче нетрадиционно, вместо обезболивания он научил их терять сознание, исходя из того, что в глубоком обмороке автоматически достигается обезболивание, а с другой стороны пытать бесчувственное тело достаточно скучно. Достиг результата при помощи инъекции препарата, приводящего к обмороку, и последующему доступу к кинестетическому состоянию. (Данная техника описана в книгах Андреасов «Сер- дце разума» и других). Бравые воины научились падать в обморок по собственному желанию в любой момент. Вот не знаю, пригодился ли им такой навык, наверное, некоторым даже очень. Посттравматическое стрессовое расстройство развивается у многих, но, слава богу, не у всех. Почему это так? До конца не известно. Американский ученый, специалист по ПТСР Р. Фленери (1990) выделил так называемых стрессоустойчивых людей и определил три фактора, отличающих их от других: 1. использование разумного контроля за контекстом; 2. развитие и укрепление связей с другими людьми; 3. имеют цель в жизни. 4. в сложных для них ситуациях ищут социальную поддержку, 5. обладают чувством юмора 6. придерживаются религиозно-этической ценности заботы о других людях. Выработка психической и психологической устойчивости к стрессовым ситуациям боя, а так же постстрессовому восстановлению включала в себя следующие условия и навыки: 1. Обучение приемам самогипноза (медитации, аутотренинга, самосозерцанию и т.д.). 2. В результате этих навыков достигалась возможность вступления в контакт со своим бессознательным (особенно с той его частью, которая хранит генетическую память и опыт прошлых поколений, в данном случае, боевую). 3. Тренировалась способность удерживать, а так же вызывать произвольно связь с этим опытом во время боя, не теряя при этом сознательного контроля за ситуацией, и использовать его. 4. Наиболее полезным, оптимальным и безопасным (для психики) способом сохранять и использовать связь с генетическим опытом, являлась такая организация стиля (уклада) жизни воина, которая соответствовала основным критериям (прежде всего нравственным) живущих прежде представителей рода. Таким образом, сама атмосфера жизни располагала к тому, чтобы «канал» был всегда открыт. Психические ресурсы прошлых поколений становились бы доступными для использования. В случае изменения стиля жизни, естественно менялись и сознательные установки, что вело к закрытию сознательного доступа в генетическую память. 5. Эффективным способом «вытаскивания» из памяти (генетической памяти) узконаправленного опыта (допустим для боя) являлись ритуальные движения, произношение звуков, песнопений — общий характер которых должен был в какой-то мере отражать: • ключевые движения в бою, • необходимые при этом состояния психики, • а также философско-нравственную позицию, РАЗРЕШАЮЩУЮ бой. ГЛАВА 11 ДЕБРИФИНГ О милых спутниках, которые наш свет Своим сопутствием для нас животворили, Не говори с тоской: их нет, Но с благодарностию: были. В.А.Жуковский «Воспоминание» Следующий аспект профилактики развития и терапии посттравматического стрессового расстройства у людей, переживших психическую травму, — это дебрифинг. Критический дебрифинг стрессового инцидента, ввел в практику Мак Фар-лайн (1994г). В Австралии случилась крупнейшая железнодорожная катастрофа с большими человеческими жертвами. Возникла срочная необходимость оказания психологической помощи спасателям, у многих появились симптомы ПТСР. Мак Фарлайн обратил внимание на то, что, если восстановить в памяти все элементы происшедшего психотравматического события, то происходит переработка информации с разных позиций восприятия. И психотравмирующая информация становится доступной для осмысления и последующей утилизации. Кроме этого, важным терапевтическим фактором явилась возможность людям вслух выразить свои чувства и переживания, и получить групповую поддержку. Хотя небольшая группа авторов и считает, что дебрифинг лишь незначительно снижает процент случаев развития ПТСР. Но большинство ученых, работающих в данной области, считают все же дебрифинг одним из основных методов профилактики постстрессовых расстройств. Дебрифинг включает в себя два наиважнейших компонента: • подробнейший разбор инцидента, вплоть до деталей, с неоднократным повторением содержания происшествия. • групповая поддержка. Подробный разбор случившегося проводится сразу после окончания инцидента, обязательно должны присутствовать все участники, желательно без посторонних. Проводит дебрифинг тот человек, который непосредственно руководил группой в тот момент. Разбор проводится безоценочно, т.е. желательно воздержаться от каких-либо оценок действий участников, во всяком случае, отрицательных не должно быть. Вначале подробно прорабатывается содержание происшедшего с точки зрения каждого участника: что видел? что слышал? что делал? Слушая других участников, человек непроизвольно прокручивает инцидент с различных позиций восприятия информации, расширяя тем самым ассоциативную зону коры головного мозга и облегчая тем самым последующую интеграцию информации о происшедшем со всем своим предыдущем опытом. Желательно придать юмористическую окраску всему инциденту или каким-то его эпизодам. Как сказал Наполеон: «От великого, до смешного один шаг». Тоже самое, касается страшных и ужасных переживаний, не зря во все времена, ценились люди, умеющие шуткой поддержать окружающих в самый серьезный момент. Вплетая, в разбор ситуации юмор, человек получает доступ к другим эмоциональным состояниям и тем самым снижается впоследствии вероятность фиксации на психотравматическом состоянии. Следующий этап дебрифинга можно назвать обучающим — вся группа ищет для каждого наилучший способ действий в прошедшем эпизоде. Критерий опять же не лучше, хуже, а наиболее эффективный в конкретной ситуации. И снова проработка всего эпизода, как бы он изменился, если бы каждый участник действовал бы более эффективным способом. Данная проработка проводится в ассоциированном состоянии, 136 т.е. из 1 позиции восприятия информации. Желательно повторить не менее трех раз, потому что считается, что за три повтора образуются и закрепляются новые нейронные связи. Кроме этого таким способом производится профилактика так называемой «расколотой» позиции. Обычно в норме человек, если находится в первой позиции, то все его репрезентативные системы — визуальная, аудиальная, кинестетическая, работают в этой же позиции. Например, человек увидел что-то, произвел сравнение с внутренним эйдетическим образом, затем внутренним диалогом высказал суждение по поводу данного предмета или явления и почувствовал кинестетическое ощущение в виде какой-либо эмоции. То же касается и второй и третьей позиций. А вот «расколотая» позиция: увидел что-то, затем высказал суждение, а кинестетической реакции нет, так как в этот момент кинестетическая репрезентативная система находится, например в третьей позиции. Это очень упрощенная модель «расколотой» позиции, в реальности вариантов достаточно много и они гораздо сложнее. Но любой вариант «расколотой» позиции нарушает нормальное функционирование человека, попробуйте заниматься сексом, прислушиваясь к разговору соседей за стеной или сочиняя стихи внутренним диалогом, и при этом, разглядывая себя со стороны. Много ли удовольствия Вы получите? Кроме секса таким же образом нарушается жизнедеятельность и других сторон жизни человека. Кстати «расколотая» позиция восприятия может считаться одним из диагностических критериев посттравматического стрессового расстройства и последующего аддиктивного поведения. Вторая составляющая дебрифинга — групповая поддержка, говорит сама за себя. Тот факт, что человек не один, что люди вокруг испытывают такие же чувства, что можно об этих чувствах говорить, является мощной исцеляющей силой. Этот вариант дебрифинга возможен
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.248.140 (0.021 с.) |