Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вегетативный субсиндром стрессаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вторая фаза реакции стресса — вегетативная. Если поведенческое реагирование не принесло успеха в восстановлении гомеостаза, начинается мобилизация «глубоких» адаптационных механизмов. Сигнал о незавершенности реакции является дополнительным стрессором для организма. На смену более специализированной поведенческой адаптационной активности приходит усиление вегетативной неспецифической активности. «Доминирование эмоционального субсиндрома стресса сменяется доминированием вегетативного субсиндрома»- утверждает Л.А.Китаев-Смык. В отличие от первой фазы стрессовой реакции, в которой человек стремится удалить воздействие конкретного психотравматического фактора, вегетативная защита неспецифична и поэтому «многоканальная». Л.А.Китаев-Смык приводит гипотетические структуры основных вегетативных реакций. Например, усиление экскреторно-эвакуаторной защитной функции. В ин-тегративных центрах нервной системы некая опасность воспринимается как яд или токсический метаболит. Принимается решение — освободиться от яда. Результат — усиление экскреции жидкости из организма. Увеличивается секреция желез, возрастает пото-, слюно-, мочевыделение. Также увеличивается секреция желез слизистой оболочки желудка и кишечника. Содержимое последних выбрасывается благодаря антиперистальтике желудка и усилению перистальтике толстого кишечника. Возникает тошнота, рвота и «медвежья болезнь». В этом наблюдается и практический смысл, влажные ладони лучше удерживают противника, а с пустым животом легче убегать или драться. Другая реакция — это усиление ге-моциркулярной функции. Опасность может потребовать активных действий (бегства или нападения). Решение — пре- вентивно усилить кровоснабжение органов и тканей. Резуль- так далее. При длительной психотравматической ситуации вегетативные реакции отмечены у всех людей. Вегетативная реакция воспроизводится при воспоминании психотравматической ситуации достаточно длительное время, что впоследствии может стать причиной развития психосоматического заболевания. Индивидуальные особенности стрессреакции считаются обусловленными генетическими особенностями периферической нервной системы, с преобладанием либо симпатической нервной системы, либо парасимпатической (системы блуждающего нерва — вагуса). Обнаружено, что при гневе у человека активизируются некоторые парасимпатические реакции; при страхе — симпатические, а при чувстве отвращения — те и другие. При стрессе, у людей с преобладанием симпатической нервной системой чаще развивается стеническии, агрессивный ответ, а у людей с преобладанием парасимпатической системы — депрессия. Ряд авторов считает, что «преобладание симпатической регуляции улучшает адаптивные возможности, так как способствует генерализации нервных процессов, повышает сенсорную чувствительность и придает организму силы действовать соответственно ситуации. Преобладание парасимпатической регуляции ухудшает адаптивные возможности». Описанный феномен был известен с древних времен, Цезарь, отбирая в свои легионы солдат, неожиданно их пугал и наблюдал за реакцией. Если появлялась гиперемия кожных покровов, то такого кандидата брал в легионеры. Другое гормональное вещество — кортизон также влияет на стрессоустойчивость. Считается, что люди с пониженным количеством кортизона менее подвержены стрессовым реакциям, а у людей с повышенным его количеством преобладают оборонительные реакции. Когнитивный субсиндром стресса Такая структура головного мозга, как лимбическая система, соединяет подкорковые механизмы с процессами происходящими в коре. Лимбическая система играет важную роль в процессе формирования воспоминаний, а также связана и с аффективными, эмоциональными механизмами. Сознательное понимание — это функция коры головного мозга, таких ее участков, как ассоциативные области зрительных и слуховых участков. В момент психотравматической ситуации происходит активизация именно подкорковых образований мозга, а активность коры головного мозга сужается. В результате произошедшее событие запомнится в нервной системе, не достигнув ассоциативных участков коры головного мозга, и тем самым не происходит «естественной» коррекции за счет связи, посредством нейронных сетей, с мыслями, ощущениями и способностями более высоких уровней. В итоге, воспоминания потом долгое время будут оказывать сильное эмоциональное и физическое воздействие. Всякий раз, вспоминая психотравматическое событие, мозг будет вырабатывать определенное количество нейро-пептидов, активизирующих гипоталамус, и вновь запускающих адреналовую систему стрессреагирования. Рассмотрим эту модель на примере зрения, глаз принимает пучок света и отправляет сигнал в область таламуса, называемую лите-рально-гинекулярное ядро, и затем в визуальный кортекс для обработки. Когда ученые (К. Прибрам) изучали зрительные процессы, то обнаружили, что в этот момент задействованы многие другие области мозга, которые также посылали информацию в визуальный кортекс. Литерально-гинекулярное ядро направляло информацию, хранящуюся в гипоталамусе и лимбической системе. «80% того, что обрабатывает литерально-гинекулярное ядро, приходит не от сетчатки глаза, а от других глубоко взаимосвязанных областей мозга» (Фран-сиско Дж. Варела). Таким образом, чтобы ни видел мозг — это только 20% сигналов из окружающего мира, а 80% воспоминаний. Этот факт является общим принципом для функционирования всего мозга. Согласно теории Гросберга (1964г.), сознание есть смесь резонанса между «сырым» восприятием в краткосрочной памяти и множеством ассоциаций из долго-26 очной памяти. Таким образом, психотравматическое воспоминание может стать своеобразным «фильтром» восприятия любой информации. Согласно мнению Хебба, при стрессе наблюдается улучшение перцепции, увеличение быстроты и энергии действий. Автор объясняет это ростом напряжения в ретикулярной формации мозгового ствола, что облегчает прохождение нервных импульсов в кору головного мозга. Но высокая активация нарушает и дезорганизует деятельность за счет нарушения селективности поведения. Даффи считает, что высокая активация нарушает способность тормозить моторные реакции, что приводит к импульсивным двигательным реакциям. По мнению Истербрука, по мере усиления возбуждения возникает сужение поля внимания, постепенно уменьшается диапазон доходящих извне сигналов необходимых для получения достаточной информации и совершения правильных действий. Концентрация внимания вначале усиливается, поскольку устраняются, прежде всего, несущественные, второстепенные сигналы. Однако при нарастании возбуждения выпадают и сигналы, важные для выполнения задачи и уровень организации необходимых действий снижается. Может именно в этом феномене скрывается причина последующих навязчивых репереживаний, которые могут быть попыткой восстановить в памяти все событие, но каких-то деталей для этого не хватает.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 862; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.20.132 (0.008 с.) |