Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 20 психотерапия хронического птср↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
«Трудно храмы воздвигнуть из пепле, И бескровные шепчут уста, Не навек ли сгорела, ослепла Вековая, святая мечта» Н. Гумилев После прекращения этапа навязчивых репереживаний клинические проявления посттравматического стрессового синдрома видоизменяются у разных людей по разному. (Требуется дальнейшее изучение). У какой-то части еще длительное время могут проявляться эхомнезии в виде своеобразного шлейфа, периодически ухудшая общее состояние после каких-нибудь связанных с травмой событий. У другой части общее состояние практически нормализуется, во всяком случае, в отношении сна, настроения и т.д. и на первый план выходят когнитивные и поведенческие расстройства. Они проявляются в различных нарушениях социальной адаптации: в семейных отношениях, в проблемах с трудовой дисциплиной, нарушения общественного порядка, в том числе и в виде различных видов аддиктивного поведения. Степень выраженности этих проявлений совершенно различная. От выраженных расстройств мышления с элементами бреда (единицы) до про- сто повышенной конфликтности и неуживчивости (большинство). Какая-то часть комбатантов реадаптируются к «мирной» жизни. Если пациенты с тяжелыми диссоциативными и деперсонализированными расстройствами психотерапевту в амбулаторной практике не встречаются, то остальная масса клиентов с различными проявлениями посттравматического стрессового расстройства и является основным рабочим полем. В этот период развития посттравматического стрессового расстройства устоялась и укрепилась вся новая пирамида логических уровней личности, базирующаяся на новой, изменившейся после психической травмы, самоидентификации и может даже и миссии. Травматическое событие (в качестве нового импринта) изменяет убеждения о безопасности и предсказуемости окружающего мира, ломая многие усвоенные с детства причино-следственные отношения. Изменяется система ценностей. И соответственно меняется содержание и других логических уровней. Посттравматическая система логических уровней на данном этапе укрепляется и фиксируется за счет обратной связи. Изменения, произошедшие в человеке, необходимо уважать, потому что это результат деятельности всех имеющихся у человека адаптационных и защитных механизмов, а они, как известно, делают для человека все лучшее из возможного. И следует терапевту очень внимательно относиться к зафиксированному внутреннему равновесию при выборе цели изменения. Неправильно выбранная «мишень» и неэкологическое вмешательство может резко нарушить равновесие и вызвать «законное» сопротивление системы. Для примера, «новая» система логических уровней 14-летнего мальчика, через 6 месяцев после избиения и изнасилования со стороны группы подростков: - самоидентификация — «Я бесполезное ничтожество, неспособное ни к чему, в том числе и защитить себя. Я плохой». - уровень убеждений — «Все знают, какой я теперь плохой, все незнакомые люди представляют реальную опасность, особенно подростки, улицы и подъезды домов — смертельно опасны. Я должен научиться защищать себя, убивать гадов с одного удара».
- ценности — «Мама, домашняя обстановка, крепкая дверь и надежные замки». - способности — «Я не способен защитить себя». - способы действия — «Сидеть дома, не ходить в школу и ни с кем не общаться». - окружение — «Мама, собственная комната — безопасность». В данном случае мишенью терапии должен стать уровень самоидентификации и пока не изменятся убеждения о самом себе, уважать и поддерживать все поведенческие и социальные ограничения, возникшие у мальчика. У ветеранов локальных войн изменения логических структур естественно абсолютно другие, чем в вышеприведенном примере, и требуется индивидуальное тщательное исследование в каждом конкретном случае. Рассмотрим достаточно общие для всех пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством синдромов — гиперчувствительность и гиперреактивность. Основная масса комбатантов не считают их проблемами, требующими терапевтического вмешательства, потому что эти проявления «встроились» в систему.убеждений и та же гиперреактивность стала для них естественной и единственно возможной. А осознаются результаты и последствия такого реагирования на окружающую действительность, которые их не устраивают. Если людям не нравятся полученные результаты, то возникающая фрустрация заставляет повторять попытки вновь и вновь, но беда пациентов с посттравматическим стрессовым синдромом в том, что у них отсутствует гибкость в стратегии поведения. Скудость выбора возможных видов поведения приводит к усилению чувства фрустрации и внутреннего дискомфорта, которые и составляют клиническую картину этапа личностных изменений посттравматического стрессового расстройства. В итоге, человек живет в условиях хронического стресса. Один из самых распространенных способов справляться со стрессом является отрицание. Другой -трудоголизм, постоянная озабоченность работой (а не ее результатами), далее наиболее частыми способами управления хроническим стрессом являются кофеин, табак, алкоголь, наркотики, транквилизаторы. Все они обладают коротким сроком действия, пока человек их принимает, после окончания действия, вновь обостряется хронический стресс. Можно выделить два способа восприятия стресса первое — это максимальное избегание стрессовых ситуаций, вплоть до ухода в какую-нибудь болезнь (от синдрома ипохондрии до развития психосоматического реального заболевания), второе — стремление «победить» стресс любой ценой. Изменяются цели обращения за помощью, на первое место выходят различные зависимости, в основном алкогольная, последующие места занимают семейные и социальные проблемы. Начнем с лечения алкогольной зависимости. Основной метод лечения, сложившийся в нашей стране — наркологический, т.е. перевод «мокрого алкоголизма в сухой». Для этого используются самые разные средства, чаще всего различные виды кодирования. Кто только и как только не кодируют? Какие только методы не применяются? Но вот с пациентами с посттравматическим стрессовым синдромом чаще всего этот метод не проходит. Потому что не учитываются мощные вторичные выгоды употребления алкоголя. Одной из основных выгод является простейший способ изменения человеком своего внутреннего состояния, и если обычный алкоголик может (теоретически) найти новые стратегии поведения и способы изменения внутреннего состояния, то человек с ПТСР чаще всего не может. Это все равно, что пытаться перегородить плотиной бурную реку, и если напор воды каким-то образом не разгружать, то через некоторое время ее просто сорвет. Таким образом, у пациентов с ПТСР наблюдается некая двойная связка на уровне реагирования (подсознательном) на внешние и внутренние стрессы: алкоголь, помогая изменять внутреннее состояние, приводит к формированию алкоголизма со всеми вытекающими отсюда проблемами; убирая алкоголь, обостряем интраличностные дисфункциональные адаптивные механизмы. Достаточно часто приходится наблюдать, как после кодирования пациента с ПТСР, начинает усиливаться психическое и физическое напряжение, раздражительность, ухудшается сон, снижается настроение, усиливается конфликтность и происходит срыв. После которого состояние пациента вновь входит в старые привычные рамки, в дальнейшем происходят колебания с индивидуальной амплитудой от ухудшения состояния к алкоголизации, и от алкоголизации к ухудшению состояния. Так что это замкнутое кольцо можно разорвать только комплексным подходом, воздействуя на оба синдрома, на проявления алкоголизма и посттравматического стрессового расстройства. То же самое касается и любой наркотической зависимости. Причины семейных и различных социальных проблем — это такие синдромы ПТСР, как гиперчувствительность и гиперреактивность. Встает вопрос, что с этим делать? Ведь для многих профессий, связанных с риском, гиперчувствительность и гиперреактивность является благом, повышающим профессиональную пригодность и в острых ситуациях, спасающая жизнь. Почему на войне ценятся обстрелянные воины? А именно за гиперчувствительность и гиперреактивность. Это те качества, которые развивают и тренируют в различных милицейских и других специальных подразделениях. Как научить человека, перенесшего психическую травму, реагировать на семью, на представителей социального окружения более полезным для него (и окружающих) способом. И при этом сохранять всю пользу от гиперреактивности в необходимых обстоятельствах. Такая задача архитрудная, но возможная. Как сказала Бетти Элиот Эриксон на своем семинаре в г. Новосибирске в 1997 г.: «Задача терапевта помочь пациенту овладеть чувствами вины, стыда, ярости, чтобы сделать их средством». Можно условно выделить четыре направления в терапии. Чаще всего применяется первое (можно назвать его поверхностным) — обучение пациента повышению контроля за своими реакциями и управления ими. Для этого существует много методов и подходов. Второй способ — изменение стратегии поведения в определенных контекстах. Третий — терапия на уровнях самоидентификации и миссии с целью значительных изменений личности. Четвертый — терапия осложнений ПТСР и в первую очередь алекситемии. Начнем со старых, проверенных годами, методов релаксации. Здесь возможен и индивидуальный и групповой подход. 214 Для пациентов, перенесших «бытовую» психотравму и катастрофу, лучше подходит аутогенная тренировка, обязательно с формированием ресурса безопасности и нерезким, плавным выходом из состояния релаксации. Для ветеранов, перенесших боевую психическую травму, удобнее использовать релаксацию по Джекобсу. В том и другом варианте, обязательны повторения упражнений в домашних условиях с использованием специально подобранной музыки. Музыкальных программ для релаксации сейчас разработано множество, и можно использовать любую, которая нравится именно пациенту. Желательно, чтобы дома пациент занимался под ту же музыкальную программу, что и на занятиях с терапевтом. Проблема в том, что основная масса пациентов, прекращает самостоятельные занятия, почти сразу после появления улучшения. Необходимо найти правильную индивидуальную мотивацию для длительного выполнения релаксирующих упражнений. Кроме релаксации, необходимы и физические упражнения для стабилизации внутреннего состояния. Более полезны аэробные упражнения, например длительный бег в виде разнообразных кроссов, плавание. Очень хороший эффект дает регулярное занятие таким вариантом китайской гимнастики у-шу, как тайдзицюань. Любая форма, полная или сокращенная, благотворно влияет на общую реактивность организма, за счет возникающего мягкого трансового состояния. Во время и сразу после Афганской войны, кто-то из военных психологов очень успешно применял упражнения тайдзицюань для терапии комбатантов. Многие ветераны начинают заниматься различными видами единоборств и при наличии квалифицированного тренера не только получают регулярный адреналовый «допинг», но обучаются контролю за своими действиями, чтобы не нанести травму партнеру. В терапевтическом плане имеются в виду единоборства, не как прикладной вид подготовки воина, а единоборства как духовная или философская система развития личности. Например, айкидо или русские стили. И тренеру необходимо быть предельно внимательными с теми же ветеранами, с первого же занятия обучать контролю за степенью необходимых действий и пределам агрессивных реакций. Некоторые ветераны начинают заниматься пейнтболом, стрельбой шариками с краской. Игровая ситуация напоминает боевую и сопровождается физическим и психологическим напряжением, после которой многие отмечают на какое-то время облегчение и внутреннее спокойствие. К сожалению, некоторым этого бывает мало, и появляются в прессе сообщения об ужесточении этой игры, где стреляют уже не шариками с краской, а кое чем потяжелее. Выше перечисленные способы в основном лишь снижают внутреннее напряжение и за счет этого помогают контролировать свои реакции. Более целенаправленно это можно делать при помощи различных вариантов биообратной связи (БОС). Существуют для этого различные приборы, которые работают по одному принципу: человек должен изменить свое внутреннее состояние, а прибор по принципу обратной связи демонстрирует эти изменения тем или иным способом. Это может быть простейшая видео игра, управляемая при помощи отслеживания самых разных функций организма от биотоков головного мозга до изменения электропроводимости кожи. Обучение способности сознательного изменения своего внутреннего состояния дает очень хорошие результаты, естественно в умелых руках, но это тоже только часть посттравматической терапии. В конечном итоге помогает не прибор, пускай даже самый навороченный, а терапевт. Другой способ уменьшения гиперреактивности — измене-ние стратегии реагирования. Если бы у пациентов с посттравматическими стрессовыми расстройствами стратегия реагирования (ТОТЕ) на внешнюю информацию была бы просто двухшаговая: V внешняя (или А внешняя) / V внутреннее (А внутреннее) — К (реакция). Именно внутренняя составляющая и изменена при посттравматической гиперреактивности в сторону активации ответа. Такая двухшаговая стратегия дает значительный выигрыш во времени на реакцию, но сужает возможные выборы ответной реакции до минимума. И как следствие, приводит к отсутствию гибкости поведения. Как же увеличить гибкость поведения? Можно было бы добавить в цепочку стратегии еще один шаг — лучше всего, 216 если это А (внутренний диалог). Тогда стратегия будет полной (задействованы все модальности) и будет выглядеть следующим образом: V внешняя (А внешняя) / V внутреннее (А внутреннее) — А внут. диалог — К внут. — К действие Добавляя в цепочку А внутренний диалог, осуществляем таким образом доступ к рациональному сознанию и результатом является увеличение количества выборов необходимых ответов на стимул. К сожалению, такая линейная стратегия реагирования у человека, перенесшего психическую травму, в реальной жизни встречается очень редко. Обычно это синестезия. По Р. Дилтсу, под синестезией понимается взаимное пересечение между комплексами репрезентативных систем, при котором действие одной репрезентативной системы инициирует другую репрезентативную систему. Поэтому стратегию реагирования правильнее называть визуально-кинестетической синестезией или аудиально-кинестетической синестезией. Работа с синестезией состоит из нескольких этапов: 1) изучение из каких конкретных модальностей состоит данная синестезия. 2) разделение модальностей с помещением их в позицию, соответствующую положению глаз тому или иному ключу доступа. 3) изменение внутренних составляющих ТОТЕ на более полезные, обязательно с учетом экологии, для последующего реагирования. 4) вновь собрать составляющие в синестезию. 5) экологическая проверка. Для того чтобы данная техника принесла желаемый результат необходимо два условия — хороший терапевтический раппорт и достаточная мотивация со стороны пациента. Этап 1. Предлагаете пациенту вспомнить несколько ситуаций (5-6), в которых проявлялась бы проблемная реакция. Цель — выявление и якорение паттерна реагирования. Затем необходимо максимально «замедлить» найденный паттерн, для этого его надо разбить на максимально мелкие детали. Используется состояние транса и соответственная метафора, например, покадровое изучение фильма, кадр за кадром и очень замедленно. Выявив необходимую синестезию, ставим на кинестетический якорь и отмечаем положение глаз в этот момент. Этап 2. Просим держать взгляд в положении выявленной синестезии и сосредоточиться на внутренних репрезентациях в этот момент. Затем просим поместить кинестетическую составляющую вниз и вправо (для правши) или, если у пациента нестандартное расположение глазных паттернов, в то место где находится кинестетическая репрезентативная система. А потом все другие составляющие в «надлежащие места»: аудиально-дигитальную (внутренний диалог) вниз и влево, визуально-эйдетическую — вверх и влево и т.д. в соответствии с принятым в НЛП ключам доступа. Перед каждым шагом необходимо возвращать взгляд в положение выявленной синестезии. Внимательно, при синестезиях реагирования не так уж много составляющих, обычно 2-3, реже больше. Если возникают затруднения при разделении синестезии, то необходимо использовать субмодальности. Визуальную составляющую поместить в рамку, аудиальную сделать громче или тише и т.д. Разделение синестезии для терапевта очень ответственный и творческий этап данной техники, поэтому каждый шаг надо сопровождать соответствующими жестами и использовать любые метафоры, направленные на момент разделения чего-то цельного на составляющие части. Этап 3. Обращаемся к каждой репрезентации в отдельности: «Какова цель данного чувства (образа, внутреннего голоса)? Как узнаете, что данное чувство (образ, внутренний голос) неприятное? Как меняется восприятие данного чувства (образа, внутреннего голоса) если изменить какую-нибудь субмодальность?» Вначале подстраиваетесь к каждой репрезентации, а затем ведете. Основная задача — изменить субмодальности визуальной и аудиальной репрезентаций, составляющих ТОТЕ реагирования на родных, близких и т.д., чтобы с одной стороны сохранить гиперчувствительную реакцию в моменты реальной опасности, а с другой стороны «смягчить» реакцию в моменты реальную опасность не представляющие. Впоследствии можно применить технику «выращивания новой части», чтобы «новая часть» могла автоматически сортировать окружающую реальность на действитель-218 но опасную и нейтральную и включать, то или иное реагирование, наиболее полезное в определенном контексте. Достаточно часто визуально (аудиально)-кинестетическая синестезия гиперчувствительного реагирования является репрезентации собственно психотравматического эпизода и в таких случаях необходимо вначале провести любую технику дестабилизации, описанную выше. И только потом приступать к работе с синестезией. Этап 4. Теперь необходимо вновь собрать все репрезентации в единую синестезию. Это делается в два шага. Вначале ищем эталонную синестезию — это может быть желаемая реакция на родных вновь сконструированная или, более удобная, взятая из прошлого до травмы. Просим пациента подробно вспомнить ситуацию из прошлого, где бы присутствовала реакция на достаточно нейтральное событие. Отмечаете положение взгляда. Шаг второй, собрать все «разложенные по полочкам» репрезентации в соответствии с субмодальностями выбранного эталона. Результат «ставим» на кинестетический якорь №2. Этап 5. Экологическая проверка и привязка к будущему. Задействуя якорь №2, просим смоделировать несколько ситуаций в будущем, не менее трех, и проверяем физиологию реагирования пациента. Данная техника только кажется сложной, можно ее упростить, сократить до 3-го этапа, на котором изменяются субмодальности визуальные и (или) аудиальные, а затем синестезия «собирается» обратно по привычному образцу. Кроме стратегии мышления, обязательной мишенью терапии является тело. Любой вид телесноориентированной терапии будет полезен для работы с вербальной алекситемией и чувственным онемением. Американские ученые Горовитцем и Ван дер Колком (1989) предложили следующую методику — определение чувств при помощи вербализации соматических состояний. Роль эмоций заключается в том, чтобы сообщать людям о том, что важного происходит в окружающем мире (Krystal, 1978). Эмоции — своеобразный катализатор, который помогает адаптироваться в окружающем мире (Го-ровитц). Люди с посттравматическим стрессовым расстрой- ством теряют эту важную адаптирующую функцию из-за диссоциации между эмоциональным возбуждением и целенаправленным действием. «Пациенты с ПТСР теряют способность интерпретировать свое возбуждение и оно перестает быть сигналом о значимых событиях. Чувства не информируют о реальных событиях и начинают восприниматься негативно, поскольку адаптивные действия не приносят облегчения. Эмоции просто напоминают человеку о том, что он не может действовать целенаправленно. И потому сами чувства напоминают о травме и заставляют избегать любые эмоции» (Van der Kolk, 1989). Травмированные люди не могут нейтрализовать аффект адаптивными действиями, и склонны переживать его как соматическое состояние, задействуя гладкую и поперечно-полосатую мускулатуру (Saxe et al 1994). Таким образом, люди с ПТСР, склонны соматизировать свои эмоции или связывать их с действиями, которые никак не относятся к стимулу, породившего эмоцию, и как результат, проявляют агрессию в отношении себя и других людей (Van der Kolk, 1991). Смысл данного метода лечения заключается в том, что психотерапевт помогает пациенту пережить страдание от травмы, обучая его облекать травматический опыт в символическую форму, которую можно передать словами. А после того, как пациент сможет подробно вербализовать психотравматический эпизод, переходят к следующему этапу — переживание на эмоциональном уровне. Тренинг направлен на идентификацию первичных телесных ощущений, таких как «жажда», «голод» и т.д. Когда пациент научится идентифицировать простые ощущения: «сдавление», «покалывание», «холод», «тепло», то перестает оценивать их как «хорошие» или «плохие». Затем переходят к комплексам ощущений «удовольствие», «покой», «комфорт», «безопасность». И только потом к состоянию тревоги («раздражительность», «гнев», «страх»). После идентификации первичных ощущений можно перейти к работе с эмоциями. Для тренировки внутренних ощущений можно использовать различные техники из «шаманского» арсенала. Например, такое упражнение, как «Получение силы от дерева». Упражнение проводится на природе и очень простое. Задача найти «свое» дерево. Необходимо бродить по лесу, выбирая 220 дерево, которое нравится, прислушиваясь к внутреннему чувству (тренинг внутренней кинестетики). Найдя такое дерево, необходимо коснуться его, или обнять и попросить дерево, чтобы оно разрешило почувствовать свою внутреннюю силу. Прислониться к дереву, закрыть глаза, расслабиться, дышать ровно и ритмично. Не нужно стараться что-то почувствовать, просто ждать внутренней «позитивной» реакции (любой). Это требует некоторого времени, чаще всего около 30 минут. После окончания упражнения необходимо, что-нибудь оставить дереву, в традиции сибирских шаманов чаще всего это ленточка или нитка от одежды, или принесенная с собой. Другое упражнение из этой серии «Поиск места силы». Упражнение, тоже очень простое, необходимо гуляя на природе, найти место максимального внутреннего комфорта. Внешний вид этого места не играет никакой роли, главное — внутреннее позитивное чувство. Необходимо избегать людных мест. Найдя такое место, надо провести релаксирующие и дыхательные упражнения. Можно немного усложнить это упражнение, расфокусировать глаза, и посмотреть вокруг (так называемое «мягкое» шаманское зрение). Расфокусировка глаз приводит к состоянию транса, которое очень полезно для человека с ПТСР. Это же упражнение необходимо делать и дома, найти место максимального душевного комфорта. В котором затем проводятся различные медитативные упражнения. Также полезно периодически смотреть на родных и близких «мягким» зрением. Есть замечательное упражнение из телесной терапии «Бабочка». Лежа на спине, в позе «звезды», человек закрывает глаза и максимально расслабляется. Затем очень-очень медле-но начинет поднимать правую руку до вертикального положения. Таким же образом поднимается левая рука. После того, как расслабленные руки подняты вертикально (плечи не отрываются от пола), правая нога тоже очень медленно начинает сгибаться в колене, стопа не отрываясь от пола приближается к тазу. Затем тоже самое делает левая нога. Как только ноги полностью согнутся в коленях, совершаются мягкие покачивания руками и ногами, как бабочка крыльями. Потом опять очень медленно левая нога возвращается в первоначальное положение, затем правая нога, левая рука, правая рука. И пара минут просто расслабленно полежать. Кроме идентификации текущих эмоций, необходимо помочь человеку с ПТСР в доступе к мета-ощущениям. Другие их названия «сущностные состояния» или «глубинная цель». Другой подход к лечению посттравматического стрессового расстройства во второй стадии можно выстроить на основе модели: «Психотравматическая ситуация = реимпринт». Такой взгляд на проблему, позволяет выделять, возникшие после травмы, именно те убеждения, которые мешают пациенту адаптироваться в окружающей реальности, при этом не затрагивая полезных для него. Если под воздействием некоего значимого для человека события (психическая травма) у него произошли изменения в имеющейся, на основе ранних импринтов, системы убеждений, значит и потом можно помочь человеку скорректировать эту систему. Описание процесса реимпринтинга я уже делал выше. Вышеприведенная схема очень похожа на технику изменения личностной истории, описанной во множестве книг по НЛП, но главная особенность в переработке опыта события с различных точек зрения, что помогает пациенту расширить границы осознавания, несколько изменить реагирование на травматическое происшествие, и как следствие переоформить убеждения и суждения, образованные на основе травматического опыта. Схема «реимпртинга» при помощи метода движения глаз также описаны выше в соответствующей главе. Только необходимо помнить, что не терапевт изменяет убеждения, а это делает сам пациент. Привожу две стенограммы сеансов терапии с пациентами посттравматического стрессового расстройства. Первая пациентка, женщина 24 года, замужем, ребенку 5 лет, по профессии продавец магазина. Жалобы: постоянное чувство вины, подавленное настроение, слезливость, повышенная раздражительность и конфликтность, что привело к семейным проблемам. Периодически затруднения с засыпанием. «Не могу ходить по улицам, такое впечатление, что прохожие смотрят с осуждением. Ужасно стыдно» Такое состояние возникло после рождения ребенка и со временем нарастает и усиливается. Анамнез жизни: Родилась в семье служащих, единственный ребенок. Особых проблем в детстве не отмечает. С ее слов отец — человек добрый, мягкий, уступчивый; мать — энергичная, властная, справедливая. Окончила среднюю школу, училась средне. Потом окончила курсы продавцов и стала работать в продуктовом магазине. Вышла замуж, муж — человек добрый, несколько вспыльчивый, но отходчивый. Объективно: сознание ясное, достаточно контактна. Дистанция коммуникации достаточно большая, поза закрытая. При сокращении дистанции, начинает заметно нервничать и напрягаться. Мышцы плеч и лица заметно напряжены. Голос средней громкости, говорит краткими фразами, предпочитая отвечать на вопросы, чем говорить сама. Опускаю начало сеанса, где шла работа по присоединению и сокращению дистанции коммуникации. Терапевт: «Ты говорила о чувстве вины, особенно в те моменты, когда общаешься с людьми. Вспомни когда в последний раз было это ощущение?» Пациентка: «Да, прямо сегодня, когда ехала к Вам» (глаза вверх, тело резко напрягается). Т.: «В какой момент появилось это чувство?» П.: «Как только вышла из дома, а особенно в автобусе. Все смотрят на меня и осуждают». (В этот момент все тело начинает дрожать, на висках появляются капельки пота, глаза направлены вверх и влево, зрачки расширились). Терапевт дотрагивается до правого колена пациентки, устанавливая «проблемный» якорь. Затем убирает руку. Выраженная болезненная реакция указывает на наличии у пациентки в прошлом психической травмы и необходимо создать ресурсное состояние безопасности. А перед этим немного изменить ее кинестетическое состояние. Т.: «Ладно, давай отвлечемся и поговорим о том, а где ты чувствуешь себя сносно. Но сначала встань, пожалуйста, с кресла и походи по кабинету. Подвигай руками, плечами, помассируй пальцами шею. Смелее. Танцевать умеешь? Не хочешь? Не танцуй. Тогда встряхнись, как красивая кошечка делает после сна, кстати, ты чем-то на такую кошечку похожа. (Пациентка встает с кресла, начинает ходить по поме- щению, несколько раз поводит руками, гладит свою шею сзади, начинает улыбаться, мышцы лица слегка расслабляются, кожные покровы — появляется легкая гиперемия. Терапевт подходит и протягивает левую руку.) Т. «Возьми меня за руку и вспомни где, в каком месте, с какими людьми, ты чувствуешь себя спокойно, комфортно, защищенной? И как вспомнишь, представь, что ты находишься в этом месте, с этими людьми, и как это у тебя получится слегка пожми мне руку» (Пациентка раздумывает некоторое время и затем несколько раз сжимает руку терапевта). Т.: «Хорошо. А ты была хоть раз в жизни по настоящему любопытна, когда тебе хотелось, не смотря ни на что, узнать что-то до конца? Как вспомнишь, еще раз пожми мне руку», (пациентка улыбается и пожимает руку) Т.: «Отлично, а теперь вернемся в кресла и продолжим разговор в более удобном месте». (Пациентка и терапевт вновь садятся в кресла, пациентка вновь слегка напрягается) Т.: «А сейчас я хочу, чтобы ты держала меня за руку и если вдруг тебе станет не по себе, ты можешь сжать мою руку. Понятно? Теперь вновь вспомни это чувство вины, про которое мы говорили вначале. Ты входишь в автобус, на тебя смотрят...». (Терапевт прикасается к правому колену пациентки, пациентка напрягается и начинает слегка дрожать) Т.: «Иди по времени назад в прошлое, как будто это у тебя получается, по этому чувству, как по путеводной нити, к тому событию в прошлом, в котором ты научилась этому чувству. Что тогда произошло, что тогда ты видела, слышала?» (Пациентка напряжена, дрожит, с силой сжимает ладонь терапевта, минут через 5 начинает плакать) П.: «Ну, не знаю, нет, не может быть, я забыла, забыла это...». Т.: «Рассказывай, что тогда произошло, говори». П.: «Почему-то вспомнилось именно это... Мне около 5 лет, на лето родители отправили меня к бабушке, которая жила в небольшом поселке. Со мной много возилась соседская девочка, ей тогда было лет 12-13. Возилась, в смысле нянчилась. И как-то мы с ней шли куда-то, не помню куда, наверно просто гуляли, и я увидела за забором красные ягоды. Забор высокий, а за ним сад. И крупные красные ягоды. Я стала капризничать: «Хочу ягодку, дальше не пойду». И девочка перелезла через забор, и тут на нее напала огромная собака, что-то вроде овчарки, и стала грызть ее. Я стала кричать, сильно испугалась и вижу, как собака повалила девочку, и кровь. Не помню, как очутилась дома. А собака загрызла девочку насмерть. Не могу про это говорить» (Плачет, дрожит всем телом). Т.: «А какое убеждение ты получила из этого происшествия?» П.: «Я виновата в ее смерти. Я вообще виновата. Я плохая и жестокая». Т.: «Сейчас снова встань и походи по кабинету, помаши руками, встряхнись». (Пациентка встает, ходит, слегка встряхивает руками, немного успокаивается). Т.: «Садись поудобнее в кресло, если хочешь, можешь снова взять меня за руку. (Берет терапевта за руку). Давай сделаем сейчас одно упражнение, оно простое, принцип — как будто будет получаться все, что я буду тебе говорить. Согласна? Просто представь, что ты сидишь в кинозале, на первом ряду. Перед тобой экран, серенький такой. Получилось? (Пациентка закрывает глаза и кивает головой. Терапевт указательным пальцем слегка нажимает на предплечье руки пациентки, которой она держит левую руку терапевта. Это будет якорь диссоциации №1). Т.: «А теперь, мысленно встань из своего тела и поднимись в будку киномеханика, и там интересные такие окна, и через такое окошечко посмотри на себя, сидящую там, внизу. Видишь сверху свою голову, это ты» (Пациентка сидит с закрытыми глазами и через несколько мгновений кивает головой. Терапевт слегка нажимает большим пальцем на предплечье руки пациентки, держащую его руку. Якорь диссоциации №2). Т.: «А теперь вернись на первый ряд и посмотри на экран» (Задействуется якорь диссоциации №1). Т.: «На экране прокрути то происшествие как фильм, только фильм старый такой, пленка вся в царапинах, да фильм 22:5 пенькой. После добавления ресурсов произошло самопроизвольное «распаковывание» амнезированных участков памяти. Значительно изменилась физиология — расслабленная поза, кожные покровы — розовые, отсутствует тремор тела, дыхание — ровное). Т.: «Какое убеждение можно сейчас сделать из этого происшествия?» П.: «Это был несчастный случай. Собака сорвалась с привязи, она могла и через забор прыгнуть». Т.: «А сейчас, вновь представь себя сидящей на первом ряду и на экране перед собой «прокрути» то событие». (Пациентка закрывает глаза и некоторое время сидит. Физиология не изменяется). Т.: «Какое убеждение сейчас можно сделать по поводу того происшествия?» (Пациентка открывает глаза, делает глубокий вдох). П.: «Какое? Надо жить, но думать о последствиях собственных поступков. Соблюдать элементарную осторожность». На этом сеанс практически был закончен. На следующий сеанс, через неделю, пациентка пришла совсем с другим настроением. Катамнез через 1,5 года — проблема с чувством вины более не возникала. Отношения дома ровные. Психотравматическое событие детства вспомнить может, оно вызывает неприятные чувства, но за прошедшее время ни разу не было навязчивым, а также не снилось. Другой пример, стенограмма части терапевтического сеанса. Пациент — ветеран Афганистана, участвовал в боях в 1986-1987 г.г., ранения и контузии отрицает. Женат, один ребенок 6 лет, работает в частной охранной фирме. Жалобы на вспыльчивость, резкость, иногда агрессивность, в том числе и на жену. Встал вопрос о разводе. Периодически злоупотребление алкоголем, но без запоев. В алкогольном опьянении жесток, агрессивен. Был период навязчивых эхомнезий, со слов пациента около полугода. На прием к психотерапевту пришел под давлением жены и родственников. На приеме несколько негативен, дистанция общения около трех метров. Считает себя вспыльчивым и не более того. В семейных проблемах винит жену. На вопрос терапевта: «Наказывает ли он сына?», отвечает, что: «Да, наказывает, иногда подзатыльником, но это для того, чтобы сын вырос мужиком, а не размазней». Т.: «А руку свою контролируешь, когда сына бьешь?» (Пациент задумывается, несколько оседает в кресле, и уже другим тоном отвечает). П.: «А ведь, нет. Но я же его люблю». Т.: «Так может, все- таки, надо научиться владеть своей вспыльчивостью? Чтобы греха потом |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.193.37 (0.021 с.) |