Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 15 создание ресурса безопасностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«Мы живем словно в сне неразгаданном, На одной из удобных планет, Много всякого есть, что не надо нам, А того, чего хочется, нет...» И.Северянин До того как работать с психотравматическими воспоминаниями, необходимо создать для пациента мощный ресурс безопасности. И чем больше и сильнее он будет, тем лучше. Безопасность это внутреннее чувство, одно из базовых для человека. Без него невозможно ни расслабиться, ни получать удовольствие от процесса жизни. Кабинет, где проходит терапия, сам терапевт, все должно стать ресурсом безопасности. Легче всего это сделать при помощи приемов нейро-лингвистического программирования. Любое расслабленное состояние пациента, которое удалось добиться хоть на мгновение, необходимо «ставить на якорь». Термин «якорь» означает некий «стимул», который связан с физиологическим состоянием и запускает его» (Д.О,Коннор, Д.Сеймор). «Ресурс» или «ресурсное состояние» — эмоциональное состояние человека позитивное, полезное в данном контексте. Якорями могут быть что угодно. Принято выделять визуаль- ные, аудиальные и кинестетические. Работая с пациентом, страдающим посттравматическим стрессовым расстройством, необходимо владеть всеми вариантами якорения в совершенстве. Есть еще один технический навык, без владения которым, нечего делать в кресле терапевта — это «калибровка». «Калибровкой» является умение замечать в пациенте эмоциональные состояния и их изменения. Имея большой опыт, проведения базовых семинаров по НЛП, могу отметить, что калибровка для большинства слушателей вызывает трудности и требует, как и навыки присоединения, целенаправленной отработки до состояния подсознательного автоматизма. Упражнения для тренинга достаточно простые и описаны во множестве книг по НЛП. Это же самое, касается и техник якорения. Коммуницируя с пациентом на безопасной для него дистанции, а это могут быть и несколько метров, используются визуальные и аудиальные якоря. Визуальные якоря — чаще всего используются какой-нибудь определенный жест рукой, наклон головы или туловища терапевта. Аудиальными якорями могут быть определенные слова или междометия, типа «Так», «Угу» и т.д., или изменения интонации голоса терапевта, удобнее всего понижение тона. Можно использовать в качестве якорей направление голоса в то или другое ухо пациента. Кинестетический якорь самый удобный для терапевта, который используется в случаях хорошего рабочего раппорта. Кстати, сокращение дистанции безопасности до расстояния вытянутой руки и допуск пациентом прикосновения со стороны терапевта — можно рассматривать как один из главных признаков установления раппорта. Не надо забывать, что и помещение, в котором проводится терапия, и все окружающие предметы и сам терапевт являются мощными якорями для эмоциональных состояний пациента. Удалось быстро помочь человеку, и это стало позитивным, ресурсным состоянием, испытал болезненное эмоциональное состояние — окружающее, и терапевт в том числе, стало мощным негативным якорем, который будет явной помехой терапии. Это необходимо учитывать. Любое позитивное изменение состояния пациента необходимо отмечать и «якорить». Можно создавать сложный 154 якорь, т.е. стимул один и тот же, а позитивных состояний несколько. Таким образом, можно усиливать ресурс. Нельзя использовать само слово «безопасность», потому что травмированный человек тут же начнет искать опасность (не восприятие частицы отрицания «без»). Поэтому необходимо использовать слова «спокойствие», «уют», «комфорт» и т.д. После того, как пациент немного расслабится полезно использовать трансовые методики Эриксонианского гипноза. Основная цель на данном этапе — восстановить позитивные, субъективно приятные трансовые состояния, а также обеспечить пациенту доступ к его собственным внутренним ресурсам. И, в конечном итоге помочь интеграции психотравматических воспоминаний. Создавать ресурс безопасности можно тремя путями: • Прошлое: найти и как можно подробнее вспомнить в прошлом место или некое событие, в котором пациент чувствовал себя в наибольшей безопасности. Это может быть, что угодно: прогулка по лесу, отдых у воды и даже полет на дельтаплане. • Настоящее: создать в настоящем наиболее комфортное и безопасное место при помощи любого приема. • Придумать такое безопасное место. Например, придумать планету, которая будет только клиента, и на ней он будет один. Какой пейзаж будет на планете? Какое место будет самым комфортным и безопасным? Очень подробно, до мелких деталей, надо представить это место. Что будет одето на клиенте? Так же до деталей. Представляю пятишаговое упражнение по созданию безопасного места на основе упрощенного варианта техники управляемой визуализации. Шаг 1. Пациент, с помощью терапевта, ищет и идентифицирует образ безопасного места, который легко вызвать в памяти. Проверяется несколько вариантов, пока не останавливается на каком-то одном. На этом шаге необходимо, чтобы образ места был диссоциированым, т.е. человек видит самого себя со стороны в данном месте. Ставится на якорь (лучше кинестетический). Шаг 2. Ассоциирование с образом. Просят пациента «войти» в образ самого себя, ассоциироваться с ним. Задей-ствуется тот же якорь. Шаг 3. Усиление ассоциированного состояния при помощи наведения транса. Психотерапевт начинает говорить ровным голосом в ритм дыхания пациента, лучше на его выдохе. Ассоциация производится по всем трем модальностям, вначале, что пациент видит вокруг себя в том месте; затем какие звуки он слышит и что говорит сам себе, находясь в этом месте; затем ощущения — что чувствует, находясь там. И снова задействуется тот же якорь. Шаг 4. Ключевые слова и привязка к будущему. Повторяя ключевые слова, которые сообщил пациент, описывая свое место безопасности, и задействуя якорь, пациенту дается суггестивная установка повторять данное упражнение несколько раз в течение дня и обязательно перед сном, и дышать лри выполнении также ритмично, как и здесь и сейчас. Шаг 5. Выведение из транса. Производится одним из стандартных приемов, например, терапевт просит пациента сделать глубокий вдох и на выдохе, вернуться в настоящее, если получился транс достаточно глубокий и на выдохе пациент не выходит из транса, можно повторить то же самое более энергичным голосом с повышением интонации. После этого упражнения имеем два полезных момента: во-первых, упражнение с мощным лечебным эффектом, которое пациент может делать самостоятельно; и, во-вторых, получаем ресурсный якорь, необходимый для работы с травматическими воспоминаниями. Полезно каждый сеанс начинать с этого упражнения для того, чтобы каждый раз иметь ресурсный якорь и использовать затем как страховочный конец, помогая пациенту в определенные моменты сеанса не «утонуть» в психотравматическом воспоминании. И каждый сеанс оканчивать, проводя клиента через ресурс безопасности. Можно каждый раз «оживлять» то же самое ресурсное состояние, а можно и каждый раз создавать новое. Техника «Планета». Эта техника относится к «продвинутым» методикам Эриксонианского гипноза, нечто похожее используется в Имаготерапии. Цель «Планеты» создать ресурсное состояние 156 безопасности и интегрировать его с психотравматическими воспоминаниями. Шаг 1. Просим клиента придумать для себя планету, какую он хочет. Подробно описать, как она выглядит. Предлагаем найти на этой планете место наиболее комфортное и удобное. Что вокруг? Чуть дальше, вдалеке? Во что он одет, что на ногах, голове? Все до деталей. Шаг 2. Просим клиента пригласить на это место самого себя времен травматического события. И так же, просим подробно описать, как, более молодой, клиент выглядит, во что одет и т.д. Предлагаем клиенту представиться самому себе молодому, убедить его, что вы один человек, только возраст разный. Затем клиент должен попросить разрешения^ у себя, более молодого, сопровождать его в травматической ситуации. Необходимо договориться о том, как он узнает, что рядом находится сам, только из более позднего времени. Шаг 3. Просим клиента сопровождать себя в момент травматической ситуации, от начала до конца. Шаг 4. Затем вернуться в комфортное место на планете и попрощаться с собой, более молодым. После прощания, немного побыть там, а затем оказаться в кабинете терапевта. Вот такая простая техника, в которой отсутствует прямое наведение транса, но возникает глубокое трансовое состояние, в котором перерабатывается и интегрируется травматическое событие. Привожу стенограмму сеанса с комбатантом Чеченской войны 1995г. Травматический эпизод, с которым работали, следующий: клиент бежал в атаку, перед ним бежал боец, вооруженный ранцевым огнеметом, в которого попала разрывная пуля, и он «взорвался факелом огня». Данный эпизод, со слов клиента, постоянно «стоял» в глазах, снился по ночам, сопровождаясь выраженной вегетативной реакцией. Кроме этого, у комбатанта самопроизвольно напрягался и дергался указательный палец правой руки в те моменты, когда он был чем-то недоволен. Т. «Ты хотел бы иметь свою собственную планету? Как у маленького принца Экзюпери, наверное, читал его книгу в детстве? (Использование возрастной регрессии). К. «Читал. Но как-то не думал никогда об этом». Т. «Как бы она выглядела из космоса твоя планета?» (Использование прессуппозиции о том, что клиент хочет и уже визуализирует образ планеты). К. «Похожа на нашу Землю, такая же зеленая и воды много» (Глаза смотрят перед собой, зрачки расширились, началось трансовое состояние). Т. «Выбери на этой зеленой планете место, которое для тебя самое удобное и комфортное». (Повторяю. При работе с комбатантами лучше не произносить слово «безопасное», т.к. вызывает обратную реакцию). К. «Такая степь вокруг, травка мягкая и маленькое круглое озерко с голубой чистой водой». (Состояние транса углубляется). Т. «Выбери, пожалуйста, в этой степи и около круглого озерка, на мягкой травке, место самое приятное для тебя». (Терапевт повторяет ключевые слова клиента с той лее интонацией). К. «Прямо на бережку, там чуть повыше, хорошо видно все вокруг, а рядом прохладная чистая прозрачная вода». (Типичная позиция комбатантов Кавказа — плоское, хорошо просматриваемое место и рядом обязательно какая-нибудь вода). Т. «Во что ты одет? Что на голове, на ногах?». К. «Синяя джинсовая куртка, джинсы, на ногах белые кро-совки, а на голове нет ничего». Т. «Вот ты сидишь на бережку, в синей джинсовой куртке, джинсах, белых кросовках. Смотришь на зеленую степь, на голубую чистую воду, можешь чувствовать мягкую травку. И можешь пригласить на этот бережок самого себя молодого перед той атакой. Как он одет, что у него на голове, ногах, что в руках?». К. «На голове сфера, бронежилет, сверху разгрузка, на ногах «берцы», в руках автомат. Чумазый какой-то, грязный, испуганный». Т. «Подойди сейчас к нему. Вот такой, в джинсовой куртке, джинсах, в белых кроссовках и представься, что ты это он, только уже после войны». К. «Странно, не верит. Посылает подальше». Т. «А ты ему что-нибудь такое напомни, что знаете только вы оба». К. «Ага, поверил, удивился». Т. «Успокой его, ведь ты сейчас уже знаешь, что надо делать и что произойдет во время боя. Ведь ты знаешь, что останешься жив и цел, а потом попроси его, чтобы ты сопровождал его во время всего боя. Договорись о том, как он будет знать, что ты рядом». (Постоянная поддержка клиента в диссоциированном состоянии). К. «Я буду держать его за левое плечо и подсказывать, что лучше делать». Т. «А сейчас пройди с ним весь тот бой от начала до конца, постоянно держась за его левое плечо, подсказывая, ободряя его все это время». К. «Ага, так, теперь туда, так, ага, вот слева, туда...» (На протяжении нескольких минут зрачки расширены, весь напряжен, правая кисть, как-будто что-то держит. Затем делает глубокий вдох и на выдохе расслабляется.). К. «Фуу, закончилось». Т. «Вернитесь с ним на тот бережек с мягкой зеленой травкой, рядом с озером, с такой прозрачной водой. Помолчите оба, отдохните. А потом посмотри на себя более молодого в этой сфере, бронежилете, сверху разгрузка и спроси его, как он сейчас себя чувствует?». К. «Спокойнее, улыбается». Т. «Спроси его, какие выводы он сделал после этого боя?». К. «Что бой закончился, можно расслабиться и успокоиться, больше такой мясорубки не будет». Т. «Отпусти его сейчас, пускай идет спокойно по своим дальнейшим делам, только попроси его разрешения быть рядом с ним и в последующие какие-либо напряженные или неприятные моменты, также держа его за левое плечо. А сам в джинсовой куртке, джинсах, белых кроссовках побудь еще какое-то время на этом бережку, посмотри на эту мягкую зеленую травку, на эту прозрачную воду. Подыши простором степи и голубизной неба. А затем вернись в кабинет с новым пониманием себя и своей будущей жизни». (Вывод из трансового состояния и постгипнотические внушения). Клиент начал моргать, потягивать руки и ноги. Улыбается. Катамнез через 6 месяцев: Состояние улучшилось, сон нормализовался, травматическое воспоминание больше не беспокоило и не снилось. Указательный палец правой руки перестал «нажимать на курок». Необходимо помнить, что используя релаксационные и трансовые техники, мы в любой момент можем получить так называемую «абреакцию». При ослаблении психологических защит, травматический материал может мгновенно «хлынуть» в сознание. Внешне этот процесс похож на паническую атаку: тремор конечностей и всего тела, выраженные вегетативные проявления, сильный страх. Психическая травма приходит в кабинет терапевта. Идеальная ситуация для дестабилизации и переработки травматических воспоминаний. ГЛАВА 16
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.52.94 (0.011 с.) |