Глава 15 создание ресурса безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 15 создание ресурса безопасности



«Мы живем словно в сне неразгаданном,

На одной из удобных планет,

Много всякого есть, что не надо нам,

А того, чего хочется, нет...»

И.Северянин

До того как работать с психотравматическими воспоми­наниями, необходимо создать для пациента мощный ресурс безопасности. И чем больше и сильнее он будет, тем лучше. Безопасность это внутреннее чувство, одно из базовых для человека. Без него невозможно ни расслабиться, ни получать удовольствие от процесса жизни.

Кабинет, где проходит терапия, сам терапевт, все должно стать ресурсом безопасности. Легче всего это сделать при по­мощи приемов нейро-лингвистического программирования. Любое расслабленное состояние пациента, которое удалось добиться хоть на мгновение, необходимо «ставить на якорь». Термин «якорь» означает некий «стимул», который связан с физиологическим состоянием и запускает его» (Д.О,Коннор,

Д.Сеймор).

«Ресурс» или «ресурсное состояние» — эмоциональное со­стояние человека позитивное, полезное в данном контексте. Якорями могут быть что угодно. Принято выделять визуаль-


ные, аудиальные и кинестетические. Работая с пациентом, страдающим посттравматическим стрессовым расстрой­ством, необходимо владеть всеми вариантами якорения в со­вершенстве. Есть еще один технический навык, без владения которым, нечего делать в кресле терапевта — это «калибров­ка». «Калибровкой» является умение замечать в пациенте эмоциональные состояния и их изменения. Имея большой опыт, проведения базовых семинаров по НЛП, могу отме­тить, что калибровка для большинства слушателей вызывает трудности и требует, как и навыки присоединения, целенап­равленной отработки до состояния подсознательного автома­тизма. Упражнения для тренинга достаточно простые и опи­саны во множестве книг по НЛП. Это же самое, касается и техник якорения.

Коммуницируя с пациентом на безопасной для него дис­танции, а это могут быть и несколько метров, используются визуальные и аудиальные якоря. Визуальные якоря — чаще всего используются какой-нибудь определенный жест рукой, наклон головы или туловища терапевта. Аудиальными яко­рями могут быть определенные слова или междометия, типа «Так», «Угу» и т.д., или изменения интонации голоса тера­певта, удобнее всего понижение тона. Можно использовать в качестве якорей направление голоса в то или другое ухо па­циента.

Кинестетический якорь самый удобный для терапевта, ко­торый используется в случаях хорошего рабочего раппорта. Кстати, сокращение дистанции безопасности до расстояния вытянутой руки и допуск пациентом прикосновения со сто­роны терапевта — можно рассматривать как один из главных признаков установления раппорта. Не надо забывать, что и помещение, в котором проводится терапия, и все окружаю­щие предметы и сам терапевт являются мощными якорями для эмоциональных состояний пациента. Удалось быстро по­мочь человеку, и это стало позитивным, ресурсным состояни­ем, испытал болезненное эмоциональное состояние — окру­жающее, и терапевт в том числе, стало мощным негативным якорем, который будет явной помехой терапии. Это необхо­димо учитывать.

Любое позитивное изменение состояния пациента необхо­димо отмечать и «якорить». Можно создавать сложный 154


якорь, т.е. стимул один и тот же, а позитивных состояний не­сколько. Таким образом, можно усиливать ресурс.

Нельзя использовать само слово «безопасность», потому что травмированный человек тут же начнет искать опасность (не восприятие частицы отрицания «без»). Поэтому необхо­димо использовать слова «спокойствие», «уют», «комфорт» и

т.д.

После того, как пациент немного расслабится полезно ис­пользовать трансовые методики Эриксонианского гипноза.

Основная цель на данном этапе — восстановить позитив­ные, субъективно приятные трансовые состояния, а также обеспечить пациенту доступ к его собственным внутренним ресурсам. И, в конечном итоге помочь интеграции психо­травматических воспоминаний.

Создавать ресурс безопасности можно тремя путями:

• Прошлое: найти и как можно подробнее вспомнить в прошлом место или некое событие, в котором пациент чув­ствовал себя в наибольшей безопасности. Это может быть, что угодно: прогулка по лесу, отдых у воды и даже полет на дельтаплане.

• Настоящее: создать в настоящем наиболее комфортное и безопасное место при помощи любого приема.

• Придумать такое безопасное место. Например, приду­мать планету, которая будет только клиента, и на ней он бу­дет один. Какой пейзаж будет на планете? Какое место будет самым комфортным и безопасным? Очень подробно, до мел­ких деталей, надо представить это место. Что будет одето на клиенте? Так же до деталей.

Представляю пятишаговое упражнение по созданию безо­пасного места на основе упрощенного варианта техники уп­равляемой визуализации.

Шаг 1. Пациент, с помощью терапевта, ищет и идентифи­цирует образ безопасного места, который легко вызвать в па­мяти. Проверяется несколько вариантов, пока не останавли­вается на каком-то одном. На этом шаге необходимо, чтобы образ места был диссоциированым, т.е. человек видит самого себя со стороны в данном месте. Ставится на якорь (лучше кинестетический).


Шаг 2. Ассоциирование с образом. Просят пациента «войти» в образ самого себя, ассоциироваться с ним. Задей-ствуется тот же якорь.

Шаг 3. Усиление ассоциированного состояния при помо­щи наведения транса. Психотерапевт начинает говорить ров­ным голосом в ритм дыхания пациента, лучше на его выдохе. Ассоциация производится по всем трем модальностям, внача­ле, что пациент видит вокруг себя в том месте; затем какие звуки он слышит и что говорит сам себе, находясь в этом мес­те; затем ощущения — что чувствует, находясь там. И снова задействуется тот же якорь.

Шаг 4. Ключевые слова и привязка к будущему. Повторяя ключевые слова, которые сообщил пациент, описывая свое место безопасности, и задействуя якорь, пациенту дается суг­гестивная установка повторять данное упражнение несколько раз в течение дня и обязательно перед сном, и дышать лри выполнении также ритмично, как и здесь и сейчас.

Шаг 5. Выведение из транса. Производится одним из стандартных приемов, например, терапевт просит пациента сделать глубокий вдох и на выдохе, вернуться в настоящее, если получился транс достаточно глубокий и на выдохе паци­ент не выходит из транса, можно повторить то же самое бо­лее энергичным голосом с повышением интонации.

После этого упражнения имеем два полезных момента: во-первых, упражнение с мощным лечебным эффектом, кото­рое пациент может делать самостоятельно; и, во-вторых, по­лучаем ресурсный якорь, необходимый для работы с травма­тическими воспоминаниями.

Полезно каждый сеанс начинать с этого упражнения для того, чтобы каждый раз иметь ресурсный якорь и использо­вать затем как страховочный конец, помогая пациенту в оп­ределенные моменты сеанса не «утонуть» в психотравмати­ческом воспоминании. И каждый сеанс оканчивать, проводя клиента через ресурс безопасности. Можно каждый раз «оживлять» то же самое ресурсное состояние, а можно и каж­дый раз создавать новое. Техника «Планета».

Эта техника относится к «продвинутым» методикам Эриксонианского гипноза, нечто похожее используется в Имаготерапии. Цель «Планеты» создать ресурсное состояние 156


безопасности и интегрировать его с психотравматическими воспоминаниями.

Шаг 1. Просим клиента придумать для себя планету, ка­кую он хочет. Подробно описать, как она выглядит. Предла­гаем найти на этой планете место наиболее комфортное и удобное. Что вокруг? Чуть дальше, вдалеке? Во что он одет, что на ногах, голове? Все до деталей.

Шаг 2. Просим клиента пригласить на это место самого себя времен травматического события. И так же, просим под­робно описать, как, более молодой, клиент выглядит, во что одет и т.д. Предлагаем клиенту представиться самому себе молодому, убедить его, что вы один человек, только возраст разный. Затем клиент должен попросить разрешения^ у себя, более молодого, сопровождать его в травматической ситуа­ции. Необходимо договориться о том, как он узнает, что ря­дом находится сам, только из более позднего времени.

Шаг 3. Просим клиента сопровождать себя в момент травматической ситуации, от начала до конца.

Шаг 4. Затем вернуться в комфортное место на планете и попрощаться с собой, более молодым. После прощания, не­много побыть там, а затем оказаться в кабинете терапевта.

Вот такая простая техника, в которой отсутствует прямое наведение транса, но возникает глубокое трансовое состоя­ние, в котором перерабатывается и интегрируется травмати­ческое событие.

Привожу стенограмму сеанса с комбатантом Чеченской войны 1995г. Травматический эпизод, с которым работали, следующий: клиент бежал в атаку, перед ним бежал боец, во­оруженный ранцевым огнеметом, в которого попала разрыв­ная пуля, и он «взорвался факелом огня». Данный эпизод, со слов клиента, постоянно «стоял» в глазах, снился по ночам, сопровождаясь выраженной вегетативной реакцией. Кроме этого, у комбатанта самопроизвольно напрягался и дергался указательный палец правой руки в те моменты, когда он был чем-то недоволен.

Т. «Ты хотел бы иметь свою собственную планету? Как у маленького принца Экзюпери, наверное, читал его книгу в дет­стве? (Использование возрастной регрессии).

К. «Читал. Но как-то не думал никогда об этом».


Т. «Как бы она выглядела из космоса твоя планета?» (Ис­пользование прессуппозиции о том, что клиент хочет и уже визуализирует образ планеты).

К. «Похожа на нашу Землю, такая же зеленая и воды мно­го» (Глаза смотрят перед собой, зрачки расширились, началось трансовое состояние).

Т. «Выбери на этой зеленой планете место, которое для тебя самое удобное и комфортное». (Повторяю. При работе с комбатантами лучше не произносить слово «безопасное», т.к. вызывает обратную реакцию).

К. «Такая степь вокруг, травка мягкая и маленькое круглое озерко с голубой чистой водой». (Состояние транса углубля­ется).

Т. «Выбери, пожалуйста, в этой степи и около круглого озерка, на мягкой травке, место самое приятное для тебя». (Терапевт повторяет ключевые слова клиента с той лее инто­нацией).

К. «Прямо на бережку, там чуть повыше, хорошо видно все вокруг, а рядом прохладная чистая прозрачная вода». (Ти­пичная позиция комбатантов Кавказаплоское, хорошо про­сматриваемое место и рядом обязательно какая-нибудь вода). Т. «Во что ты одет? Что на голове, на ногах?». К. «Синяя джинсовая куртка, джинсы, на ногах белые кро-совки, а на голове нет ничего».

Т. «Вот ты сидишь на бережку, в синей джинсовой курт­ке, джинсах, белых кросовках. Смотришь на зеленую степь, на голубую чистую воду, можешь чувствовать мягкую травку. И можешь пригласить на этот бережок самого себя молодого перед той атакой. Как он одет, что у него на голове, ногах, что в руках?».

К. «На голове сфера, бронежилет, сверху разгрузка, на но­гах «берцы», в руках автомат. Чумазый какой-то, грязный, испуганный».

Т. «Подойди сейчас к нему. Вот такой, в джинсовой курт­ке, джинсах, в белых кроссовках и представься, что ты это он, только уже после войны».

К. «Странно, не верит. Посылает подальше».

Т. «А ты ему что-нибудь такое напомни, что знаете только вы оба».


К. «Ага, поверил, удивился».

Т. «Успокой его, ведь ты сейчас уже знаешь, что надо де­лать и что произойдет во время боя. Ведь ты знаешь, что ос­танешься жив и цел, а потом попроси его, чтобы ты сопро­вождал его во время всего боя. Договорись о том, как он будет знать, что ты рядом». (Постоянная поддержка клиента в диссоциированном состоянии).

К. «Я буду держать его за левое плечо и подсказывать, что лучше делать».

Т. «А сейчас пройди с ним весь тот бой от начала до конца, постоянно держась за его левое плечо, подсказывая, ободряя его все это время».

К. «Ага, так, теперь туда, так, ага, вот слева, туда...» (На протяжении нескольких минут зрачки расширены, весь напряжен, правая кисть, как-будто что-то держит. Затем делает глубокий вдох и на выдохе расслабляется.).

К. «Фуу, закончилось».

Т. «Вернитесь с ним на тот бережек с мягкой зеленой травкой, рядом с озером, с такой прозрачной водой. Помолчи­те оба, отдохните. А потом посмотри на себя более молодого в этой сфере, бронежилете, сверху разгрузка и спроси его, как он сейчас себя чувствует?».

К. «Спокойнее, улыбается».

Т. «Спроси его, какие выводы он сделал после этого боя?».

К. «Что бой закончился, можно расслабиться и успоко­иться, больше такой мясорубки не будет».

Т. «Отпусти его сейчас, пускай идет спокойно по своим дальнейшим делам, только попроси его разрешения быть рядом с ним и в последующие какие-либо напряженные или неприят­ные моменты, также держа его за левое плечо. А сам в джин­совой куртке, джинсах, белых кроссовках побудь еще какое-то время на этом бережку, посмотри на эту мягкую зеленую травку, на эту прозрачную воду. Подыши простором степи и голубизной неба. А затем вернись в кабинет с новым понимани­ем себя и своей будущей жизни».

(Вывод из трансового состояния и постгипнотические

внушения).

Клиент начал моргать, потягивать руки и ноги. Улыбается.

Катамнез через 6 месяцев: Состояние улучшилось, сон нормализовался, травматическое воспоминание больше не


беспокоило и не снилось. Указательный палец правой руки перестал «нажимать на курок».

Необходимо помнить, что используя релаксационные и трансовые техники, мы в любой момент можем получить так называемую «абреакцию». При ослаблении психологических защит, травматический материал может мгновенно «хлы­нуть» в сознание. Внешне этот процесс похож на паническую атаку: тремор конечностей и всего тела, выраженные вегета­тивные проявления, сильный страх. Психическая травма при­ходит в кабинет терапевта. Идеальная ситуация для дестаби­лизации и переработки травматических воспоминаний.

ГЛАВА 16



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.245.243 (0.02 с.)