Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дестабилизация травматических воспоминанийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Он простер к ним сень десницы, Чтоб смягчить их нрав упорный, Чтоб смирить их пыл безумный Мановением десницы. Г.Лонгфелло «Песнь оГайавате» (пер. И.Бунина) После релаксации и создания ресурса безопасности, можно аккуратно переходить к психотравматическим воспоминаниям. Пока особенно не интересуясь содержанием. С точки зрения нейрологии травматическое воспоминание это всего лишь определенная комбинация нейронных сетей, с «закодированной» определенным образом информацией. Такой подход позволяет взглянуть на ПТСР, как на нечто динамическое, способное к изменениям, а не как на что-то монументальное и вечное. Многие традиционные подходы в психологии и психотерапии утверждают, что повторное переживание неприятных воспоминаний делает их менее болезненными. Катарсис и т.д. В том числе метод бихевиоральной экспозиции психической травмы. По мнению ряда специалистов (Foa, Kozak, 1985), для снижения уровня беспокойства при лечении ПТСР необходимо два условия: человек должен получить доступ к тому, что вызывает страх, чтобы сформировать новую струк- туру, не связанную со страхом, какая-то часть информации, которая и вызывала страх должна отсутствовать в контексте, в котором пациент вспоминает о психотравмирующем эпизоде. Авторы отмечают в данном подходе две проблемы: • Мощное перевозбуждение пациента в момент воспоминания, которое мешает лечению. Наоборот посттравматическое расстройство усиливается (Strian & Keicpera, 1978). • Эффективному лечению мешает, то, что пациент начинает избегать ситуации, напоминающие о психотравме (в том числе и терапевта). Это годится для эмоционально неприятных бытовых случаев жизни, но в случаях психической травмы — это садизм чистой воды. «Традиционная психиатрия утверждает, что, если существует какой-либо набор переживаний, который научил человека чему-либо, позволил ему выработать какое-либо обобщение, то повторное переживание данных воспоминаний только закрепляет и усиливает приобретенное понимание. Если то, чему Вы научились в какой-либо ситуации, ограничило ваши возможности и способности, повторное переживание таких событий снова и снова, одним и тем же способом, будет только подкреплять сделанное обобщение, и, следовательно, закреплять и ограничения, налагаемые таким обобщением» (Р.Бэндлер, Д.Гриндер). Да, чаще всего, пациент, если его заставлять вновь переживать травму, просто убежит и больше не появится и будет абсолютно прав. Но, чтобы ему помочь, надо чтобы он вспоминал происшедшее. Вот такой парадокс. «Такие психотерапевты, как Вирджиния Сатир и Милтон Эриксон, всегда возвращают людей в прошлое и заставляют их заново переживать события, но они заставляют переживать происшедшее не так, как переживали все это в первый раз. Вирджиния Сатир называет это «возвратиться и увидеть новыми глазами». Милтон Эриксон заставлял людей возвращаться в прошлое, а затем полностью менял картину событий. Он реорганизовывал историю личности так, что пациент уже не способен был воспринимать происшедшее по-прежнему» (Р.Бэндлер, Д. Гриндер). В Нейролингвистическом программировании достаточно хорошо проработано такое явление, как субмодальности. Шуточное определение субмодальностей — разница, которое делает разницу разной. Это особые качества восприятия каждой из пяти первичных модальностей. Например, зрительная модальность воспринимает такие качества, как цвет, яркость, размер, форму, расстояние. Слуховая модальность — громкость, высоту звука, тембр, ритм и т.д. Каждая субмодальность определяет качества, которые могут варьировать между двумя противоположными крайностями: яркость-блеклость, громкий — тихий, близко — далеко, тяжелый — легкий и т.д. Именно это соотношение и определяет для человека приятное или неприятное. Если нечто оказывается слишком близким к любой полярности, то оно начинает доставлять человеку неприятности. Иными словами, не только содержание воспоминаний или переживаний определяет реакцию человека, но и характеристика субмодальностей. Существует некий паттерн субмодальностей, определяющий субъективно приятную или неприятную реакцию. Для примера, рассмотрим визуальные субмодальности приятного, они определяются тем, что человек дневное существо, и ими будут: яркое, движущееся, цветное, четкое и относительно близкое. Зная эту особенность, изготовители рекламной продукции ориентируются именно на эти характеристики. Субъективно неприятные чувства определяют следующие визуальные субмодальности: темное, блеклое, нечеткое, неподвижное, далеко и т.д. Оговорюсь, что какого-либо статистического исследования именно этого факта не проводилось, кроме различного рода исследований в рекламном бизнесе. Но возьмем его как достаточно достоверный факт. Рассмотрим характеристику визуальных субмодальностей психотрав-мирующих воспоминаний. Яркое, цветное, движущееся, близкое. И никаких приятных ощущений, а совсем наоборот — сильная, на уровне боли, реакция. Может быть, именно этот парадокс и является причиной длительных и частых повторов психотравматических ситуаций, для того чтобы через множество повторений постепенно изменить характеристику субмодальностей. На стадии личностных изменений посттравматического стрессового расстройства те же визуальные субмодальности совсем другие, они гораздо ближе к «стандартным» — образ уменьшается, отодвигается, становится тусклее, темнеет и за счет этого интенсивность реакции на воспоминание снижается, но не становится абсолютно нейтральной. Сохраняется еще и содержание отрезка памяти, которое и определяет характер реакции. На языке, теории самоорганизации, дестабилизация травматического отрезка памяти — это уменьшение глубины и ширины негативного аттрактора. Для дестабилизации психотравматического эпизода можно использовать разные методы — во-первых, метод десенсибилизации и переработки движением глаз (ДПДГ), во-вторых, методы нейролингвистического программирования, разработанные специально для сильных эмоциональных состояний. Можно их сочетать. Техника десенсибилизации и переработки движением глаз берет свое начало с 1987 года со случайного наблюдения автора метода Фрэнсис Шапиро. История создания данного метода достаточно интересна и в чем-то поучительна. Ф. Шапиро, литературовед по образованию, в 36 лет заболела раком молочной железы, была оперирована, в этот момент муж оставил ее. Начали беспокоить тревоги, кошмарные сны, депрессия. Традиционные методы психотерапии не помогали. И однажды, гуляя по парку, она обратила внимание на изменения в собственных мыслях и реакциях после серии движения глаз из стороны в сторону. Эффект изменения сохранялся и потом. После уже появилось теоретическое обоснование и были отработаны основные технические приемы. Метод достаточно прост и подтвердил свою эффективность при лечении жертв сексуального насилия, пострадавших от катастроф и стихийных бедствий, а также участников боевых действий. Успешные клинические испытания метода подтвердили результаты лечения более чем 10 тысяч пациентов в том числе: ветеранов боевых действий при операции «Буря в пустыне», ветеранов войн во Вьетнаме, Корее и второй мировой войны, не поддававшиеся ранее проводимому лечению, у которых прекратились тягостные воспоминания, ночные кошмары и другие проявления посттравматического стрессового
расстройства. (Carlson, Chembtob, Rusnak & Hedlund, Daniels, Lipke & Botkin, 1992; Taber, Thomas & Gafner, 1993; Viols & McCarthy, 1994). Сама методика ДПДГ технически достаточно проста, но требует тщательной подготовки пациента к данной терапии, внимательности со стороны терапевта к процедуре проведения и аккуратного присоединения полученных изменений к будущему или утилизации возможного в начале терапии обострения негативных проявлений посттравматического стрессового расстройства. Процедура разбивается на следующие шаги: 1) Подготовка пациента. Оценка пациента: справится ли он с негативными эмоциями, которые могут появиться в процессе терапии, критерии — раппорт и снижение мышечного напряжения. Возраст пациента (маленький для такой терапии или пожилой) и состояние его соматического здоровья, особенно сердечно-сосудистой и легочной систем. Состояние интеллектуальной сферы (дебильность и т.д.). Наличие какого-либо реактивного психотического состояния и снижение интеллекта — относительные противопоказания к применению ДПДГ. 2) Подготовка. Объяснение пациенту, в доступной для него форме, сути метода и технику процедуры. Формирование ожидания пациента при помощи метафор, например, после присоединения рассказать примерно следующее: «У меня недавно был человек, у которого было почти то же самое, что и у Вас. Он был также напряжен и не мог уснуть' потому, что его преследовали воспоминания о том, что ему довелось пережить. Он согласился на этот вид терапии и старательно следовал тому, что я ему говорил. Он внимательно следил за движением моей руки, хотя в какие-то моменты ему было и тяжело это делать. Ему очень не хотелось вспоминать тот неприятный эпизод. Но по окончании процедуры он вздохнул, расслабился и улыбнулся, сказав, что будто гора с плеч свалилась, а болезненный эпизод почти стерся из памяти. И с этого момента ему стало гораздо лучше, восстановился сон, и настроение стало более ровным». Подобные метафоры хороши тем, что программируют пациента на необходимую реакцию на ДПДГ, и уменьшают сопротивление. Полез- но добавлять в рассказ физиологические симптомы пациента и подробно давать изменение физиологии в последующем. 3) Определение цели для данного сеанса. Если психотравматический эпизод единичен, то можно разбить его еще на части и выбрать какую-нибудь самую пиковую часть переживания. Можно работать и со всей травматической ситуацией, если она непродолжительна по времени. Если эпизодов несколько, как, например, у ветеранов боевых действий, то необходимо рассортировать эпизоды по степени воздействия на пациента при помощи любой субъективной шкалы. Например, пациент сортирует эпизоды воспоминаний от 1 до 5 (или 10) по степени воздействия на него, в любом удобном для него порядке. Начинать ли с самых тяжелых психотравматических эпизодов или с самых легких, решает терапевт. Лично я предпочитаю начинать с тех, что полегче. За счет этого усиливается раппорт, да и пациент обучается данной процедуре, и потом проще отрабатывать самые болезненные эпизоды. 4) После того как травматический эпизод выбран, спрашиваем клиента: «А кто он теперь после этого события?» Этим мы «выходим» на более высокие логические структуры, а именно на самоидентификацию. Девочка, пережившая сексуальное насилие ответила: «Я теперь грязная, никчемная. Меня теперь никто не полюбит». 5) Теперь нам следует выбрать направление движения. Каким именно человек хочет стать клиент в результате терапии. Та же девочка ответила: «Хочу быть уверенным, достойным любви человеком». Создаем субъективную шкалу несоответствия клиента желаемому состоянию в данный момент, просто спрашивая: «Сколько единиц клиент не соответствует тому, что хочет по 7-бальной шкале. На которой «0» — совсем не соответствует, а «7» — абсолютно соответствует». 6) Оценка пациентом негативных эмоций, вызываемых выбранным психотравматическим эпизодом, при помощи Шкалы субъективных единиц беспокойства. Просим пациента представить некую шкалу (помогая ему соответственными жестами) от 0 до 10. И спрашиваем его сколько единиц по его мнению имеет интенсивность данного события. А затем, сколько единиц устроило бы пациента? 7) Собственно процедура десенсибилизации. Вначале необходимо определить паттерн движения глаз наиболее комфортное для этого пациента: или справо-налево, или сверху-вниз. Считается, что последнее более успокаивает. Просим пациента смотреть на руку, или выпрямленный палец терапевта. Двигая рукой, терапевт вызывает движения глаз пациента от одного края визуального поля до другого с максимально возможной скоростью. Скорость движения определяется возможностью пациента двигать глазами на границе с дискомфортом, но не быстрее, вначале чуть медленнее, а затем убыстряя до максимально возможной. Руку терапевт держит на расстоянии 30-35 см от лица пациента и спрашивает: «Комфортно ли пациенту?». Затем медленно переводит руку горизонтально из правого визуального поля пациента в левое, затем ускоряет передвижение руки, определяя максимально возможную скорость. После того, как скорость передвижения глаз выбрана, просят пациента сосредоточиться на психотравматическом эпизоде. Если пациент начинает в какой-нибудь момент жаловаться на боль в глазах, то процедуру следует прекратить. Первая серия состоит из 24 движений руки терапевта (справо-налево и слева-направо = один раз). В случае если пациент начинает проявлять сильное беспокойство, то процедуру необходимо продолжать сколько возможно. После серии из 24 движений, спрашивают у пациента: «Сколько единиц интенсивности в настоящее время?». Ответ может быть и меньше и больше чем в начале, затем необходимо повторять серии движений глаз, большая интенсивность эмоционального реагирования требует гораздо большего количества движений глаз в серии — 36 и более за серию. Процедуру следует продолжать до изменения физиологии пациента, в первую очередь, ориентируясь на те же движения глаз пациента, при уменьшении тревожности они становятся более плавными, «текучими» и их легче поддерживать. А также изменения тонуса лицевых мышц и цвета кожных покровов лица. После каждой серии надо спрашивать: сколько сохраняется единиц по субъективной шкале беспокойства. Не обязательно с первого раза достигать 0 или 1, достаточно и того, если количество единиц уменьшится вдвое.
8) Иногда я применяю немного другой способ дестабилизации травматического эпизода. В момент, когда пациент рассказывает о том, что произошло и начинает проявлять эмоциональное беспокойство, накладываю кинестетический якорь на руку или колено пациента и запоминаю ключевые слова и фразы, которыми описывается происшествие. Затем провожу вышеописанную подготовку и серию из 72 движений глазами на различных горизонтальных уровнях. Вначале 24 движения на уровне визуальной модальности, потом 24 движения на уровне аудиальной модальности и затем 24 движения на уровне кинестетической модальности. Заканчиваю серию 3-5 восьмеркообразными плавными движениями. В середине серии «включаем» имеющийся кинестетический якорь, не прерывая движения глаз. А на всем протяжении повторяю те ключевые слова и фразы, которыми пациент описывал происшествие. В особо сложных случаях, когда негативная эмоция не уменьшается после 2-3 серий ДДГ, полезно провести буквальный рефрейминг. Психотравматический образ просто помещаем в рамку, в любую, какую захочет клиент. А затем, вновь проводим ДДГ. 9) Экологическая проверка результата. Когда единицы интенсивности по «Субъективной шкале беспокойства» достигли «0» или «1», единицы соответствия приблизились к «7», то проводим, так называемое, «сканирование». Просим клиента, удерживая в памяти травматический эпизод, «проска-нировать» все свое тело от макушки до пяток, не осталось ли где-то в теле дискомфорта. Если клиент говорит, что где-то сохранился негативный кинестетический компонент, то проводим серию или несколько серий движений глаз, до полного исчезновения любого дискомфорта. 10) Завершение сеанса. После того, как получили какое-то То, что я описал, это не есть вся терапия ДПДГ, а лишь основная часть, которую удобно использовать для дестабилизации психотравматических воспоминаний. Удобна она также и для усиления раппорта, по нескольким причинам: • во-первых, минимум постороннего «давления» на пациента (как один ветеран войны мне сказал: «В душу, доктор не лезет»); • во-вторых, минимум вопросов; • в-третьих, сам пациент регулирует, о чем думать во время процедуры, • в-четвертых, достаточно быстрый эффект, ощущаемый пациентом. Можно использовать прием Эриксона для сопротивляющегося клиента — обратную двойную связку. Вроде: «Не надо мне сейчас рассказывать, что тогда произошло» или «Пока не рассказывай на этом сеансе о том, что пережил». Только не надо думать, что одного двух сеансов ДПДГ будет достаточно для того, чтобы вылечить пациента, сама автор методики пишет: «Примерно в половине случаев процесс переработки травматической информации останавливается, и психотерапевту необходимо привлекать различные дополнительные стратегии для того, чтобы снова начать переработку». На мой взгляд, переработка останавливается в тех случаях, когда у клиента отсутствуют необходимые ресурсы. Так необходимо их создавать дополнительно. Более чем 5 летний опыт работы с техникой ДПДГ позволяет говорить об универсальности этого метода и о том, что не все так однозначно, как описывает автор Ф.Шапиро. Например, после завершения серии движений глазами, возникает интересный феномен, когда клиент несколько мгновений фокусирует глаза. В этот момент возникает своеобразное состояние выхода из транса, которое можно поставить на «якорь» и затем съин-тегрировать с проблемным состоянием. Совместно с Ткачевым А.В. президентом Западно-Сибирского института Милтона Эриксона, была разработана техника «Десенсибилизация движениями глаз» (ДДГ) в сочетании с «тейпинг якорями». 1) Выбирается цель сеанса (правило — за один сеанс один травматический эпизод).
2) Выбирается цель дестабилизации, если клиент находится в асоциированном состоянии по отношению к психотрав-мирующему эпизоду, то начинаем дестабилизировать с кинестетического компонента. Если же в диссоциированном состоянии (видит себя со стороны в данном эпизоде), то работаем с визуальными образами. 3) Создаем «проблемный якорь», слегка ритмично постукивая пальцем по точке на руке клиента, в момент его рассказа о том, что случилось и внешних проявлений негативного эмоционального состояния. Ритм постукивания (тейпинга) определяется ритмом дыхания клиента. Одновременно калибруем физиологическое состояние. 4) Затем проводим дестабилизацию травматической памяти методом движения глаз, одновременно ритмично постукивая по «проблемному» якорю. Соприкосновение пальца терапевта и точки «проблемного якоря» происходит в момент пересечения другой рукой срединной линии клиента. Количество движений глаз определяется не счетом, как у Ф.Шапиро, а достижения интересного физиологического феномена: глаза клиента начинают двигаться с некоторым затруднением, как через «зубчатую передачу», затем глаза останавливаются на несколько мгновений, зрачки расширяются, потом глаза начинают двигаться легко и плавно. Мы назвали данный феномен «моментом дестабилизации». Таких феноменов за серию должно быть не менее трех. Движения глаз проводятся в различных плоскостях, но первая и последняя серии обязательно в горизонтальной плоскости. 5) После дестабилизации траматического эпизода, при необходимости, переводим диссоциативное состояние. Просим клиента смотреть на то, что с ним произошло на «экране» перед собой. 6) Затем создается «ресурс безопасности» и все прочие ресурсные состояния, описанные выше, и якорятся легкими постукиваниями по любой другой точке тела клиента. На этот же «якорь» полезно поставить и любой «ресурс изменения», например, как клиент справился с боязнью темноты в детстве, обидами сверстников и т.д. А также тех ресурсов, которых не было в момент психического травмирования, но которые существуют в настоящее время. Например, знание солда- том перед боем, что с ним все будет в порядке и т.д. Ресурсы можем создавать и для всех значимых людей в той ситуации. 7) Каждое ресурсное состояние активизируем движением глаз, просим клиента вспомнить состояние максимальной активности ресурса, и, постукивая по ресурсному якорю, проводим серию движений глаз до первого феномена дестабилизации в горизонтальной плоскости. Касание якоря пальцем терапевта проводится также в момент пересечения другой рукой средней линии тела клиента. 8) Проводим интеграцию проблемного и ресурсных состояний (по одному). Для этого просим добавить ресурсное состояние или в момент травматического эпизода, или прямо перед ним. Затем проводим серию движений глаз в горизонтальной плоскости, поочередно касаясь пальцами то проблемного якоря, то ресурсного. Каждое касание происходит в момент крайнего положения другой руки терапевта. 9) Экологическая проверка. Просим клиента «прокрутить» перед собой травматическое событие и калибруем его физиологическое состояние (диссоциативная форма). Затем просим клиента «войти внутрь себя в той ситуации и прожить ее внутри себя (ассоциативная форма). 10) Завершение сеанса. Данная методика позволяет хорошо работать как с относительно свежими травмами, так и с очень старыми давно забытыми, но влияющими на психологическое и соматическое здоровье человека. Кстати, Ф.Шапиро утверждает, что травма должна «отлежаться» несколько месяцев, в таком случае с ней легче работать. Так то оно так, но, на мой взгляд, работать надо сразу. А через несколько месяцев к ней вновь возвращаться. Существует гипотеза, что с психической травмой надо работать до первого сна человека, именно сон переводит травматическое событие в долгосрочную память. Исходя из рабочей гипотезы, психотравматическое событие — это травматический импринт, тогда следует работать с убеждениями, в основном, с самоидентификацией. В этих случаях на шаге№2 спрашиваем клиента, какие выводы, убеждения появились у него в момент и после травматического события. То же самое просим сделать и на шаге№9. Если убеждения изменились, стали более гибкими и полезными, то мы достигли результата. Как илюстрацию данной методики, привожу стенограмму. Женщина 36 лет, замужем, двое детей 14 и 5 лет. В браке состоит 15 лет. Последние 5 месяцев не работает. Муж бизнесмен, материальное положение семьи хорошее, стабильное. Клиентка работала в частной фирме, в которой прошла карьерный рост от бухгалтера до директора. В должности директора чувствовала себя некомфортно, появились проблемы с коллективом. Два года назад появились снижение настроения, слезливость, ухудшения сна. Проходила лечение в отделении неврозов с диагнозом «депрессия», получала антидепрессанты, но без особого улучшения. В связи с плохим самочувствием была вынуждена уволиться с работы, появились конфликты с мужем. Неожиданно для себя забеременела, поняла это только после 3-х месячного срока, терапию психотропными препаратами пришлось отменить. Последний месяц отмечает постоянно тоскливое состояние, слезы, бессонницу. Перестала заниматься детьми, мужем, домашними делами. На приеме с мужем. Муж садится на стул рядом с женой, поведением, жестами подчеркивает заботу о ней. Клиентка одета аккуратно, косметика отсутствует. Кожа лица гипе-ремирована, в области лба небольшие пигментные пятна. Веки припухшие, постоянно бегут слезы. Далее следует стенограмма сеанса, из которой убран сбор анамнеза (описан выше). (П. — психотерапевт, К. — клиентка, МК. — муж клиентки) Я. — «Что случилось? Чем могу быть Вам полезен?» МК. — «Жена сильно нервничает, ей плохо, чем-то надо помочь». П. — «Чем именно? Вижу, что ей плохо, хочу услышать ее мнение, почему она чувствует себя так плохо?» К. — «Мне плохо, потому, что не чувствую защиту со стороны мужа. Вообще, хочу снять квартиру и жить от него отдельно» (Плачет). П. — «А дети? Их оставите?» К. — «Мне без них будет очень плохо. Но не будет его. Я не могу ему верить. Он когда стал хорошо зарабатывать, начал деньгами сам распоряжаться. А я...» (Плачет). П. — «Что он деньги пропивает или в казино проигрывает?» 17! К. — «Да нет, он хороший, все для детей старается. И на жизнь достаточно дает. Не знаю я... Плохо мне (Плачет)». П. (мужу) — «Подождите, пожалуйста, в коридоре, а мы с вашей супругой будем разбираться, почему же ей плохо». МК. (жене) — «Я сбегаю в магазин, куплю воды. И в аптеку, куплю валерианки». После ухода супруга. П. — «Как Вы узнаете, что Вам плохо?» К. (Глаза вправо вниз) — «Просто плохо, вот здесь (показывает правой рукой на область грудины) плохо». Психотерапевт, как только глаза пошли вправо вниз, начинает постукивать пальцем по тыльной стороне правой руки клиентки, создавая, таким образом «проблемный» якорь. П. — «Сосредоточьтесь, пожалуйста, на этом чувстве, что это за чувство, как оно внутри Вас расположено? И одновременно смотрите на мою руку». Психотерапевт проводит серию движений рукой в горизонтальной плоскости, заставляя глаза клиентки двигаться в глазнице от височного края до внутреннего угла. Вначале глаза двигаются с трудом, скачкообразно, в какие-то моменты останавливаются, затем начинают легко «скользить» и вновь «застревать». После трех «остановок» глаз, движения рукой прекращаются. П. — «А теперь сделайте глубокий вдох и на выдохе расслабьтесь». Клиентка, моргая веками, делает глубокий вдох и удлиненный выдох. К. — «Ой, стало гораздо легче, дышится свободнее, как будто ремни с груди убрали». П. — «Так чем же муж: Вас обидел?» К. (вновь начинает такать) — «Он меня не защитил, когда мы ехали на машине, я была за рулем, а он сидел сзади, делал вид, что спит. Я нечаянно подрезала какого-то мужика, и он на светофоре, подъехал и обматерил меня, а муж: не защитил. Ему всегда на меня наплевать, будут меня насиловать, а он мимо пройдет» (Плачет). П. — «И сколько раз такое с Вами случалось?» К. — «Один раз». П. — «Изнасиловали на его глазах?» К. — «Нет, обматерили, а насилия не было. Но я уверена, что муж: мимо пройдет и еще и улыбнется» (Рыдает. Глаза смотрят перед собой, зрачки расширены). Психотерапевт, вновь постукивает по «проблемному якорю». П. — «Смотрите на мою руку и вспоминайте ту ситуацию в прошлом, в которой Вы научились этому чувству». Психотерапевт начинает двигать руку наискосок, снизу справа влево наверх (лица клиентки). Через 23 движения глазами, клиентка начинает рыдать и прятать свою левую руку за кресло. Психотерапевт берет ее левую руку, поднимает слегка рукав и видит 4 старых тонких шрама в области предплечья. П. — «Что это? В какой ситуации Вы сделали это?» К. — «Отец, это отец ударил меня в лицо. Он строгий, офицер, а когда выпьет, мог обматерить, а тут ударил. Я всегда должна была в 9 вечера быть дома, пришла тогда полдевятого, а он пьяный. Прохожу мимо него, а он как даст по лицу, даже искры из глаз. Вот тогда пошла на кухню, взяла нож: и... (Рыдает, говорит тонким голосом., правая рука делает движение, как будто вновь режет левое предплечье)». П. — «Сколько Вам лет?» К. — «Пятнадцать». П. — «Смотрите перед собой, прокручивая это событие перед глазами. Вы заходите, отец, удар, кухня, нож:, кровь. Вновь и вновь прокручивайте эту сцену, и смотрите мне на руку». Психотерапевт проводит три серии движений глазами клиентки: в горизонтальной плоскости, в косой снизу справа налево вверх и вновь в горизонтальной. При прохождении руки психотерапевта через среднюю линию клиента, следовал легкий удар пальцем по «проблемному якорю». К. — «На душе стало спокойнее, в груди тепло». П. — «А теперь посмотрите опять на ту ситуацию. Вот Вы заходите, идете мимо отца. Кстати, а своих детей Вы бьете?» К. — «Ну, иногда, если заработают, да и то, так подпоп- ник». П. — «А что Вам помогает так себя вести?» К. — «Люблю я их и уважаю, они ведь люди. Думают, рассуждают, ошибаются иногда» (Лицо посветлело, улыбается). Психотерапевт начинает постукивать по другой области тыльной стороны руки клиентки, создавая «ресурсный якорь». П. — «А как пахнут их макушки?» К. — «Сладко». П. — «Подумайте еще о любви и уважении к своим детям. И смотрите на мою руку». Постукивая по «ресурсному якорю», проводит серию движений глазами клиентки в горизонтальной плоскости до первой же «остановки» глаз. П. — «Как Вы думаете, что не хватило Вашему отцу в той ситуации, чтобы он повел себя более полезно?» К. — «Вот как раз любви и уважения ко мне, своей дочери». П. — «Мысленно передайте ему то уважение и любовь к своим детям, которые есть у Вас» (Вновь задействуется ресурсный якорь). К. — «Он просто улыбнулся мне, и ничего не сказал, а я прошла мимо него на кухню и стала ужинать» (Улыбается, тело расслабилось, кожные покровы слегка покраснели). П. — «Войдите внутрь своего отца и через его глаза посмотрите на дочь, которая пришла с занятий. С ней все нормально» (Пауза. Задействуется ресурсный якорь). - А теперь войдите внутрь себя пятнадцатилетней. И из прихожей пройдите мимо улыбающегося отца на кухню. (Пауза). Повторите, пожалуйста, это несколько раз. (Пауза). Теперь, скажите мне, какие убеждения и выводы Вы делаете из данной ситуации. К. — «Ну, какие выводы? Близкий человек может любить и уважать меня. С ним можно чувствовать себя в безопасности». П. — «Вспомните, пожалуйста, все ситуации в прошлом, в которых участвовали близкие Вам люди. Сейчас передайте самой себе то чувство, что испытываете сейчас, и эти убеждения, что близкий человек может любить и уважать, и можно чувствовать себя рядом с ним в безопасности». (Задействуется ресурсный якорь). П. — «А сейчас какие выводы и убеждения можно сделать по поводу того происшествия в пятнадцать лет?» К. — «Некоторым мужикам можно доверять». (Фраза звучит достаточно конгруентно) ц __ «Теперь просканируйте все свое тело, может где-то в теле какой-нибудь дискомфорт остался?» К __ «Нет, наоборот приятное тепло разливается по все (Психотерапевт приглашает мужа из коридора). ц __ «а теперь можете напоить свою жену водой. Она у Вас молодец. Валериана ей больше пока не нужна». На следующий сеанс (через 3 дня) клиентка пришла совсем в другом состоянии и настроении. Сообщила, что даже не поверила, что за одну встречу может так все измениться. Сказала, что поняла, почему у нее не получилась работа. В фирме работали одни мужчины и сильное чувство недоверия к ним, ожидание подвоха и опасности отняли у нее множество сил, а потом это чувство опасности сосредоточилось на ее муже. Не всегда нужное состояние достигается за один сеанс, но такое впечатление, что процесс дестабилизации продолжается еще несколько дней после сеанса. Дополнительными стратегиями дестабилизации психотравматического воспоминания являются хорошо отработанные, и доказавшие свою эффективность, техники НЛП. Для того чтобы пациент смог взглянуть на происшествие «другими глазами» применяется визуально-кинестетическая диссоциация. Существует множество модификаций техник НЛП, в которых основным стержнем является этот метод. Визуально-кинестетическая диссоциация вначале была создана, как техника для лечения различного рода фобий и оказалась весьма успешной. Затем стала применяться и для терапии посттравматического стрессового расстройства и также эффективно. Техника визуально-кинестетической диссоциации достаточно проста в исполнении, но только когда терапевт не только знает все шаги данной техники, но и понимает какой шаг для чего предназначен (присоединение, калибровка, яко-рение, само собой, оттренированы до автоматизма). Схема техники следующая: Шаг 1. Подготовка пациента — релаксация, объяснение смысла техники, метафора. Иногда можно и не объяснять подробно, как и что работает. Можно сказать, что-то вроде следующего: «Сейчас сделаем одно замечательное упражнение. Оно простое, Вам даже не придется напрягаться, просто думайте, как будто будет получаться все, что я буду говорить». Метафора тоже может быть не замысловатой, построенной по принципу у меня был на терапии человек с похожими проблемами и т.д. А затем подробно опишите весь процесс и желаемый результат. Шаг 2. Создание позитивного ресурса и его якорение. Ресурс необходим достаточно мощный, поэтому можно на один якорь (якорь №1) собрать несколько ресурсов. Откалибро-вать полученную физиологическую реакцию. Проверка ресурса — неожиданно для пациента перевести речь на что-нибудь для него нейтральное и через некоторое время задействовать ресурсный якорь. Откалибровать и сравнить физиологическую реакцию с предыдущей. Шаг 3. Первая диссоциация. Легче всего это сделать с помощью метафоры «Кинозал». Предлагаете пациенту представить, что он находится в кинозале и сидит в первом ряду, и смотрит на экран, на котором идет фильм про..., и предлагаете пациенту какой-нибудь нейтральный сюжет из его жизни, обязательно нейтрального содержания. На экране, предлагаете пациенту, увидеть его самого в этой нейтральной ситуации. После этого ставите состояние первой диссоциации на якорь, тоже лучше кинестетический (якорь №2). Иногда можно предложить пациенту просмотреть на экране несколько нейтральных эпизодов из его жизни, каждый раз при диссоциации задействовать якорь №2. Шаг 4. Вторая диссоциация. Предлагаете пациенту «отделиться» от своего тела, сидящего на первом ряду кинозала, и оказаться в будке киномеханика (при клаустрофобических появлениях — лучше что-нибудь другое, например верхний ряд или двери на входе в кинозал и т.д.) и оттуда смотреть пациенту на него самого сидящего на первом ряду. Состояние второй диссоциации также необходимо поставить на якорь (якорь №3). Шаг 5. Прокрутка психотравматического воспоминания в состоянии двойной диссоциации. Задействуя якорь №3, предлагаем пациенту смотреть на самого себя, сидящего на пер- вом ряду. А в это время на экране идет в виде старого фильма травматический эпизод, можно предложить в виде черно-белого фильма или с полосами от царапин, можно — часто рвущийся фильм и т.д. Основная задача — любым способом изменить субмодальности психотравмирующего эпизода. При этом постоянно фиксировать внимание пациента на нем самом, сидящем на первом ряду, постоянно задействуя якорь №3. В случае, если появляются
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.255 (0.015 с.) |