Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 6 психологические компоненты птсрСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«Люди, люди, почему вы меня забыли?.. Люди хорошо ли вам без меня?.. Люди я хочу быть с вами... Люди, покажите мне дорогу к себе...» В.Пикуль «Баязет» В современой литертуре ПТСР подается в виде набора симптомов клинических проявлений. Это основа или скелет синдрома. Другими необходимыми составляющими ПТСР являются различные нарушения в психологии человека, которые можно рассматривать как проявление различных форм психологических защит, необходимых для адаптации. Эти психологические процессы и наполняют клинику ПТСР специфическим содержанием. А люди с ПТСР наполняют свою жизнь новым смыслом. В первую очередь изменяются, так называемые, базовые иллюзии: иллюзия личного бессмертия, справедливого устройства мира и простоты устройства окружающего мира. Иллюзия личной безопасности возникает в раннем детстве. В 4-6 летнем возрасте, у ребенка впервые возникает страх смерти, но чаще всего не личной смерти, а родителей. Самые простые объяснения удовлетворяют и успокаивают ребенка. Следующий этап мыслей о личной смерти обычно возниякает во время кризиса второй половины жизни, когда человек начинает стареть и его собственная смерть уже не за горами. Условно данную иллюзию можно озвучить таким выражением: «В жизни есть смерть, но лично мне это не грозит». В результате психотравматического события человек неожиданно понимает, что в любой момент может перестать существовать (стать ничем). Окружающий мир из безопасного места превращается в постоянную смертельную ловушку. Изначальная причина ПТСР имеет некоторое значение для формирования постоянного чувства опасности: техногенная катастрофа заставляет опасаться и не доверять домам, транспорту и т.д.; травма нанесенная людьми, заставляет опасаться людей. Другая иллюзия — справедливость окружающего мира. Во-первых, с детства впитанные суггестии взрослых: «Будь хорошим и тебе будет хорошо» Во-вторых, «Выполняй несложные правила безопасности и с тобой ничего не случится». В-третьих, «Мир справедлив». При крушении данной иллюзии, чаще всего нарушается мотивация: «Зачем что-то делать (быть хорошим), если все станет прахом, и не важно хороший ты, или плохой». Третья базовая иллюзия — простота устройства мира, все понятно: где друзья, а где враги, где опасность, а где защита (существуют полутона). Все события наполнены привычным и определенным смыслом. Психотравма разрушает привычную картину мира и взаимоотношений, а человек не может не наполнять смыслом окружающее. И в принципе пустяшные вроде бы события или вещи, для человека с ПТСР начинают иметь совершенно другой смысл, не понятный окружающим. Большинство авторов, пишущих о ПТСР, отмечают остановку в развитии человека и последующую регрессию психологических защит и поведения. Столько подростковых и Даже детских реакций наблюдается у взрослых людей после перенесенной психической травмы. В период после психической травмы, человек пытается различными способами восстановить контроль над окружающим миром. Способы можно условно разделить на стеничес-кие, астенические и комбинированные. Стенические, можно условно разделить на гетероагрес-сивные, аутоагрессивные и комбинированные. А. Стенические гетероагрессивные: • Месть. • Чрезмерная защита себя или опека своих близких. • Усиленный контроль окружающего мира. • Выбор работы или службы в силовых структурах. Б. Стенические аутоагрессивные: • Вина выжившего. • Самообвинения. В. Астенические: • Усвоенная беспомощность. С.. Комбинированные варианты: • «горе». • самообвинение по поводу несостоявшейся мести и т.д. Месть — один из древнейших и архаических социальных институтов человека. Это желание восстановить справедливость путем физического или морального наказания человека или людей, явившихся причиной трагедии, лично или опосредованно, через правоохранительные органы. У некоторых народов до сих пор существует обычай вендетты. «Месть это сладкое блюдо, есть которое нужно холодным» гласит итальянская пословица. Часто ветераны войн, объясняют свое желание вернуться в условия боевых действий именно чувством мести. Этим же чувством объяснялись былые погромы на рынках в День десантника, когда толпа подвыпивших ветеранов крушила прилавки у лиц, скажем так «южных» национальностей. Месть — это и своеобразное завершение геш-тальта. Государственные правоохранительные органы исторически взяли на себя функцию мести и со временем монополизировали ее (хоть юристы и говорят, что это не так). Поэтому, медленные, неуклюжие действия этих органов создают дополнительные страдания для жертв преступлений и их семей. Не говоря уж, о случаях откровенного бездействия с их стороны, или попустительства преступникам. Месть — это гетероагрессивная реакция. Одновременно расширенный способ суицида. Не зря старая пословица гласит: «Выходя на дорогу мести, не забудь приготовить два гроба, один из которых — для себя». Но месть может быть направлена жертвой на самое себя. Ненависть к собственному телу, которое подвело в травматической ситуации и явилось источником боли и унижения. И «голова» мстит телу сознательно и бессознательно. В измененных состояниях сознания истерического или интоксикационного генеза, могут наноситься острым предметом насечки на тело, чаще на предплечья или запястья. Другой вариант — повышенная травматичность человека. Просто так тяжелые травмы на «ровном месте» не возникают. Чрезмерная защита себя — это различные способы восстановления чувства безопасности. В первую очередь реакция недоверия, описанная выше. Сознательное сужение собственной активности (сидеть дома и никуда не ходить); укрепление дома дверями, замками и т.д.; вооружение (может сочетаться с идеей мести); занятия воинскими искусствами. Здесь все дело в степени выраженности. 16-летняя девочка, жертва группового изнасилования, стала выходить из дома, скрывая в складках одежды 6-8 различных лезвий, как «ниндзя». Человек, переживший разбойное нападение в собственном доме, заводит волкодава или огнестрельное оружие. Мальчик избитый и униженный сверстниками идет заниматься в секцию бокса, карате или рукопашного боя. Ношение оружия, железные двери, собака или занятия восточными единоборствами создают иллюзию личной безопасности. Но именно эта иллюзия восстановленивает базовое чувство безопасности. После восстановления этого чувства, чаще всего вышеперечисленные способы предаются забвению или сохраняются в минимальном виде. Опека близких. Чаще всего это проекция собственной тревоги страха на близких. Сочетается с навязчивыми мыслями и различными действиями контролирующего и запрещающего характера. Развивается процесс созависимости со всеми вытекающими последствиями. Мать троих детей, потерявшая одного в результате дорожно-транспортного происшествия, остальных не отпускала от себя, буквально, ни на шаг. Реагируя панически на любые самостоятельные действия собственных детей, сформировав в итоге у них стойкие тревожно-депрессивные расстройства. «Каждый человек нуждается в чувстве контроля над собственной жизнью» (М.Япко). Для человека, пережившего нечто ужасное, мысль о том, что миром правит его величество случай, может стать серьезной проблемой. «Человек не просто смертен, он внезапно смертен» (М.Булгаков). И некоторые люди, пережившие психическую травму, начинают «судорожно придерживаться убеждений, дающих чувство присутствия во всем смысла и помогающих удержать иллюзию контролирования действительности» (М.Япко). В принципе стремление к контролю нельзя назвать патологическим, ведь оно необходимо для выживания. Проблемы возникают в случаях, когда желаемая степень контроля становится неэффективной или деструктивной. Возможны два проблемных варианта — чрезмерная потребность в контроле над миром и, наоборот, ослабление контроля, т.н. усвоенная беспомощность. Потребность в усиленном контроле окружающего мира может приводить к двойному стрессу: человеку, перенесшего психическую травму, жизненно важно контролировать все вокруг происходящее, но он в действительности этого сделать не может, и в результате не справляется и с тем, что на самом деле происходит. При отсутствии выбора человек приходит к выводу, что он недостаточно усердно это делал, и необходимо еще больше усилить контроль. Такая двойная связка постепенно буквально загоняет человека в запредельный стресс, что может являться причиной множества проблем, в том числе и развития психосоматических заболеваний, чаще со стороны сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. Недоверчивость к окружающим, стремление все сделать самому, трудоголизм — все это проявления потребности в усиленном контроле. Усвоенная беспомощность — убеждение, что любые усилия по контролю окружающего мира бесполезны. Такой человек, оказываясь в ситуации, в которой можно предпринять какие-либо действия для избежания негативных последствий, опускает руки и не делает ничего. Развитие механизма подобного поведения иллюстрируют эксперименты М.Селигмана (1973). Смысл экспериментов сводился к следующему: добровольцы подвергались воздействию негативных импульсов, от 84 которых любая защита была бесполезна. Через некоторое время, у участников эксперимента появлялась возможность избежать негативного воздействия, но они продолжали бездействовать, основываясь на ранее возникшем убеждении, что любые усилия бесполезны. У некоторой части жертв насилия, особенно многократно повторяющегося, может формироваться усвоенная беспомощность. Возникает убеждение, раз не получилось ничего сделать с травматическим событи-ем — значит, ничего нельзя сделать и с другими событиями в жизни. Происходит генерализация или обобщение одного или нескольких событий на все другие. Теряется способность реально осмысливать свои собственные действия в контексте окружающего мира. Такие люди уверены, что они не осуществляют контроля и не имеют власти над собственной жизнью, и соответственно их любые усилия для удовлетворения потребностей будут бесполезными. Вторая характерная черта усвоенной беспомощности — состояние пассивности и невовлеченности. Такие люди не имеют личных обязательств перед чем-либо или перед кем-либо. Равнодушие к карьере, семье и т.д. Третья характерная черта беспомощности — затруднение в планировании собственных дел не только на неделю вперед, но и даже на день. Нерегулярный прием пищи, нарушения ритма сна, заинтересованность в сексе и прочих естественных удовольствия жизни может также нарушаться. Четвертая черта усвоенной беспомощности — социальная изоляция. Общий результат беспомощности — это депрессия, которая длится годами. Но не всякое поведение, которое кажется беспомощным, в действительности является усвоенной беспомощностью (Фле-нери, Харвей 1991). Некоторые демонстрируют бессилие только в контексте продолжающихся травматических событий. Как более слабая собака подставляет свое открытое горло более сильной собаке. Или принимать насилие на себя как способ защитить других людей, так женщина принимает побои мужа на себя, чтобы таким образом спасти своих детей; девочка терпит инцестное насилие, чтобы уберечь более младшего ребенка. Вина. Наиболее тяжелый сиптомокомплекс — так называемая «вина выжившего», который с течением времени может усугубляться и приводить к суицидальным попыткам. Симптом вины — это целый «коктейль» переживаний, в основе которого может лежать конфликт субличностей. С одной стороны, подавляемое своеобразное «удовлетворение» оставшегося в живых (инстинкт самосохранения любого живого существа), а с другой стороны комплекс убеждений, характеризующих долг, дружбу и т.д. Этот конфликт выражается в депрессивной окраске последующей жизни. Как можно чему-то радоваться, если твой товарищ погиб вместо тебя? Еще одной причиной этого симптома может быть убеждение, что «Я уже умер», то есть ассоциация себя с погибшими. Пример, офицер РА, проходил службу рядовым в Афганистане. Служил в спецназе и участвовал в различных рейдах, засадах. Однажды должен был идти в рейд, но в этот день у него был день рождения и вместо него пошел его друг. Участники рейда попали в засаду и его друг погиб. Мысль о том, что сам он жив, а друг нет, хотя должно быть наоборот, преследовала его последующие 16 лет, усиливаясь в праздники и в любые субъективно приятные моменты. Комплекс вины, типичная синестезия с обязательным наличием визуального и кинестетического компонентов, к ним чаще добавляется еще и аудиально-дигитальная модальность. Еще «вину выжившего» можно назвать убеждением — вирусом, которое через некоторое время замыкается само на себя и при каждой «прокрутке» усиливает негативное кинестетическое чувство. Поэтому так сложно работать с такими людьми. На уровне логики: «Это так, потому что это так». Пример из практики, солдат срочной службы во время первой Чеченской кампании, служил водителем танка. Во время того случая, когда наши стратеги завели танковую колонну в узкие улицы г. Грозного и боевики в упор расстреливали наших ребят, сумел вывести подбитый танк в арку и спасти часть экипажа. Но командиру танка выжгло глаза, а другой солдат лишился слуха. И мой клиент, сам получивший ранение в том бою, все время повторял: «Это я виноват, что они получили увечья, потому что не смог им помочь. Я цел, а они нет». Хотя если бы не его героические действия, то погибли бы все и он в том числе. Но этого он понять и принять не смог. Другой психологической проблемой может быть вина и за свои собственные действия: убийство мирных жителей, женщин, детей и т.п. Данный вариант чаще всего проявляется с возрастом, когда производится переоценка травматического происшествия. Когда человек понимает, что был лишь орудием в руках других людей, возникают долгосохраняю-щиеся идеи негативной самооценки. Другой используемый психологический способ восстановления контроля, это самообвинение. Человек с ПТСР обвиняет самого себя в том, что, если бы он поступил по-другому, то травматического эпизода не произошло бы, или последствия были бы более приемлемыми. И длительное время визуализирует различные варианты возможного течения произошедшего травматичного события с разнообразными «если бы». Горе. Любое психотравматическое событие сопровождается какой-либо потерей и сопровождается реакцией горя. «Горюющий человек часто может быть поглощен мыслями об умершем или о своей собственной смерти» (Линдеман 1944). Данные проведенных в Соединенных Штатах Америки исследований более чем 300 овдовевших людей свидетельствуют о том, что симптомы реакции горя укладываются в отдельный синдром, заслуживающий статуса диагноза. Изучались группы, состоящие исключительно из лиц, перенесших тяжелую утрату. Полученные данные наглядно демонстрируют, что симптомы травматической реакции горя: а) составляют фактор, который отличается от симптомов б) имеют клинические признаки, которые отличаются от в) предсказывают многочисленные расстройства психи Согласно DSM-IV (Американская психиатрическая ассоциация, 1994) симптомы депрессии представляют собой единственное осложнение реакции утраты, которое стоит лечить. В этом руководстве отвергаются существенные и бросающиеся в глаза данные о том, что, помимо симптомов депрессии, симптомы реакции горя могут составить синдром самостоятельного психического расстройства. Результаты недавно проведенных нескольких исследований, наглядно демонстрируют, что симптомы травматического горя формируют фактор, отличающийся от симптомов депрессии и тревоги (Prigerson et al, 1995; 1996; Bierhals et al, 1996). Доказано, что симптомы травматической реакции горя имеют клинические признаки, отличающиеся от признаков, имеющих отношение к депрессии (например, иная архитектура электроэнцефалограммы сна (McDermott et al, 1997); иное отношение к покойному (van Doom et al, 1998), удерживаются в течение определенного времени у значимого меньшинства (Pasternak et al, 1991; Prigerson et al, 1995; 1997) и предсказывают ряд расстройств психического и соматического здоровья (например, склонность к совершению самоубийства, сердечные приступы), с учетом поправки на симптомы депрессии (Prigerson et al, 1995; 1996; 1997). Вместе взятые, эти результаты свидетельствуют о том, что травматическая реакция горя составляет синдром, отличный от других расстройств, т.е. синдром, имеющий право на диагностику и лечение. Раньше это расстройство называлось «осложненной реакцией горя», в настоящее время по ряду причин предпочитаем название «травматическая реакция горя». Horowitz et al (1997) считает, что это расстройство является реактивным состоянием, развивающимся в ответ на стресс, и отмечает, что многие его симптомы имеют сходство с симптомами посттравматического стрессового расстройства (ПТСР; например, неверие, гнев, шок, избегание, оцепенение, чувство пустоты относительно будущего, отсутствие чувства безопасности, доверия и контроля). Данный феномен, представляет особый тип травмы — по-видимому, «психотравму, связанную с разлукой». Соответственно, в нескольких исследованиях описывается, что симптомы травматического дистресса просто указывали на отягощение одномерного фактора симптомами дистресса, вызванного разлукой (Prigerson et al, 1995; 1996). К симптомам дистресса, вызванного разлукой, можно отнести следующие: поглощенность мыслями об умершем, сильное стремле- ние и поиск умершего, чрезмерно выраженное чувство одиночества после утраты. Следовательно, термин «травматическая реакция горя», точно отражает феноменологию расстройства, поскольку в нем содержится два главных компонента синдрома — симптомы «дистресса, вызванного разлукой» и симптомы «травматического дистресса». Большинство симптомов патологической скорби, описаны ведущими специалистами хорошо знакомыми с последствиями тяжелой утраты, начиная от Freud (1917) и заканчивая Anderson (1949), Parkes (1986) Middleton et al (1996) и Horowitz et al (1997). Описание симптомов, наблюдаемых такими разными исследователями независимо друг от друга, свидетельствует об общем согласии относительно характера симптомов, составляющих патологическую реакцию горя. Несмотря на такое единство взглядов на природу симптомов, которыми проявляется патологическая реакция горя, детально и консенсуально согласованные диагностические критерии этого расстройства не были ни сформулированы, ни обоснованы, ни проверены. Стандартизованные диагностические критерии травматической реакции горя помогли бы врачам правильно выявлять и лечить людей с этим расстройством. С научной точки зрения единые, утвержденные (вали-дизированные) диагностические критерии облегчили бы изучение распространенности, факторов риска, исходов, нейро-биологии и методов профилактики травматической реакции горя. Эксперты решили, что имеется две основных группы симптомов, которые определяют травматическую реакцию горя — симптомы дистресса, вызванного разлукой, и симптомы травматического дистресса. Они пришли к общему мнению, что симптомы дистресса, вызванного разлукой, составляют ядро расстройства, связанного с горем. Кроме того, переживания смерти значимого другого, требуют, чтобы «ответная реакция включала навязчивую, мучительную поглощенность умершим человеком (например, острая тоска, сильное стремление к нему, поиск умершего)». Хотя чувство одиночества упоминалось среди предложенных критериев не явно, мы увидели, что оно тесно связано с нарушением социального функционирования и физического здоровья (например,
Prigerson et al, 1995). По приведенным причинам добавился пункт «чувство одиночества». Группа ученых решила объединить симптомы травмирования утратой в один симптомокомплекс, или кластер. Эти симптомы представляют собой специфические для тяжелой утраты проявления, спровоцированные у человека смертью значимого другого. К предложенным симптомам травматического дистресса, относятся следующие: стремление избегать напоминаний об умершем; чувство бессмысленности и бесполезности будущей жизни; чувство оцепенения или отчужденности, возникающее в результате утраты; ощущение шока, оглушенности или изумления, вызванное утратой; трудно признать смерть; ощущение, что жизнь стала пустой и невозможной без умершего; утрата чувства безопасности, контроля и доверия, чувство гнева по отношению к смерти. Точная копия (факсимиле) симптомов болезни (например, появление симптомов или болей, аналогичных тем, которые покойный испытывал перед смертью) считается еще одной особенностью реакции человека, пережившего утрату. К этому специфическому пункту относятся как факсимильные симптомы болезни, так и присвоение себе неблагоприятных для здоровья форм поведения умершего или других проявлений, связанных с ним. Для отождествления себя с умершим к симпто-мокомплексу травматического дистресса прибавляется новый симптом, возникший на основе ощущения, как будто умерла часть себя, так же как и чувство расчленения на части, спровоцированное утратой. «Горе» может сопровождаться характерными, периодически возникающими, приступами физического (спазмы в горле, удушье, учащенное дыхание, снижение мышечного тонуса и т.д.) и субъективного страдания (душевная боль). Степень проявления может быть весьма мощной, вплоть до шоковых реакций. Из собственной практики: женщина, на глазах которой погибли муж и двое ее маленьких детей, потеряла сознание и у нее развился что-то вроде острого ДВС-синд-рома (нарушение свертываемости крови). В дальнейшем возможны легкие изменения сознания — появляется чувство нереальности, чувство отгороженности от окружающих. При максимальной выраженности оформляется в картину ажитированной депрессии с напряжением, воз- 90 буждением, бессонницей, чувством собственной малоценнос- ги. Процесс преодоления горя проходит определенные четыре стадии выхода из «горя», которые являются универсальными для всех людей. Первая стадия — шок и отрицание, когда человек отказывается верить в то, что произошло. «Нет, этого не может быть». «Это не со мной». Может сопровождаться ступором или двигательным беспокойством. Может продолжаться от нескольких часов до 2-х недель, если продолжается более 2-х недель, то необходима специализированная помощь. Вторая стадия — гнев, неприятие случившегося. Гнев на преступника, правительство, пославшее на бойню, на Бога. Гнев вызывают вынужденные изменения привычной жизни, рухнувшие мечты и т.д. Иногда гнев направлен на члена семьи, которого обвиняют в произошедшем несчастье. Например, в автомобильной катастрофе погиб ребенок, и мать ребенка стала обращаться к мужу, находившегося в той ситуации за рулем, следующим образом: «Убийца» или «Детоубийца». Третья стадия — апатия, начинается осознавание утраты. Отсутствие желания что-то делать, с кем-то общаться. Часто может сопровождаться идеями самообвинения, пониженной самооценкой. Присутствует депрессивный компонент. На этой стадии происходит окончательная «переработка» произошедшего. И четвертая стадия — принятие. «Да это произошло, да со мной, да больно и плохо, но надо вновь учиться жить». Эти стадии проходят все люди, оплакивают ли умершего, или лишились работы, или ребенок вырос и ушел из дома. Интересно, соотношение этих стадий с принятым у русских людей ритуалом прощания с умершим человеком — 9 дней, 40 дней, полгода, год. Такая традиция опирается на, проверенную веками, идею переживания «горя». Хотя реакция «горя» зависит и от этно-культуральных особенностей. Например, у алтайцев вместо слова «умер» используется термин «вернулся». На 7 день после похорон умершего (в русской культуре — 9), его душа возвращается на небо. После этого вспоминать запрещено, так как это мучает душу умершего. Некоторые люди могут «застревать» на какой-либо стадии. Если на стадии отрицания, то человек продолжает ожидать умершего, говорить о нем как о живом и т.д. Если на стадии гнева, то протестовать, конфликтовать с окружающими, писать жалобы, требовать дополнительного расследования и т.д. Если на стадии апатии, то имеется картина типичной депрессии, с преимущественными явлениями апатичной дисфории. И может сопровождаться соматическими нарушениями, чаще всего со стороны сердечно-сосудистой системы. Горе может усугубляться некоторыми факторами: - дополнительной острой психотравмой, связанной с опознанием трупа - незавершенностью отношений с умершим человеком - отсутствием объекта, т.е. невозможность по каким-либо причинам похоронить тело - невозможностью проститься с умирающим в последние минуты его жизни - созависимостью, и как следствие, неприятие ситуации, навязчивым желанием вернуть потерянного человека. В случаях развития горя у человека развивается не только переживания по поводу «потери объекта», но и угроза потери самого себя. Утрата несет в себе сообщение: «Если твоя мать (отец, ребенок, друг, супруг) умерла, значит — ты тоже умрешь. Один ветеран, бывший в заложниках у боевиков, вернулся домой, работал, женился. Через 2 года после демобилизации умер его друг, и комбатант понял, что следующий будет именно он. Как результат у него развилось выраженное депрессивное расстройство с суицидальными попытками. Смерть близкого человека приносит горе не только взрослым. Среди американских детей в возрасте до пятнадцати лет каждому двадцатому пришлось пережить смерть родителя. Исследования, посвященные детскому горю, проведенные на базе бостонской городской больницы в штате Массачусетс, свидетельствуют о том, что дети по-своему выражают свое горе, и взрослые не должны препятствовать им в этом. Группа массачусетских специалистов в течение 4 лет наблюдала за 125 детьми, потерявшими одного из родителей. Каждый ребенок вместе с оставшимся ро- дителем был опрошен спустя четыре месяца после понесенной утраты, а затем повторно — через год и через два. «В целом большинству детей удается справиться со своим горем, — говорит психолог Ф.Силверман, профессор Института Здоровья. — Однако примерно у 20% из этих детей в течение первого года после смерти родителя отмечались устойчивые поведенческие и эмоциональные изменения». Исследование показало, каким именно образом близкие могут помочь ребенку в его горе. Например, оставить ему какую-нибудь безделушку, принадлежавшую покойному родителю; это поможет ребенку сохранить эмоциональную связь с усопшим. Кроме того, ребенку, так же как и взрослому, необходимо говорить о своей утрате, и взрослым не следует избегать таких разговоров. Но они должны быть тактичными, не принуждая ребенка раскрывать свои чувства. Любому ребенку требуется время, чтобы справиться с потерей, однако продолжительность периода адаптации может быть очень разной. Но если спустя полгода после трагедии ребенок все еще отказывается ходить в школу, если у него падает успеваемость, если он плохо спит или замыкается в себе, семье следует прибегнуть к посторонней помощи — проконсультироваться со специалистом в индивидуальном порядке или найти подходящую психотерапевтическую группу. У детей может развиться чувство обиды на умершего родителя, своей смертью он предал ребенка, оставив его одного в этом непонятном мире. Гармоничный брак и солидные сбережения на банковском счету, конечно же, дают человеку много преимуществ, обеспечивая чувство уверенности в завтрашнем дне. Однако, как свидетельствуют предварительные данные первого крупномасштабного национального исследования в США, изучавшего особенности привыкания к факту смерти супруга, в таком положении есть не только приятные моменты. Благосостояние может стать причиной крайне мучительного приспособления к одинокой жизни. «Люди, располагающие значительными (психологическими и финансовыми) ресурсами, более подвержены негативным реакциям на утрату любимого человека, — говорит В. Глухоски, аспирант факультета психологии Нью-йоркского университета. — Когда человек привыкает воспринимать этот мир как надежный и предсказуемый, его особенно сильно потрясает смерть близкого человека». Глухоски, проведший данное исследование совместно с психологом Камилл Б. Уортман из Стоуни-Брук и социологом Р.Кесслером из университета штата Мичиган в Энн-Ар-боре, представил его результаты на последнем ежегодном собрании Американского психологического общества. Результаты их исследований свидетельствуют о том, что у людей, супружеская жизнь которых была наполнена конфликтами, смерть супруга вызывает меньший эмоциональный стресс, чем у тех, брак которых был стабильным. Как подчеркивает Камилл Уортман, данное открытие противоречит традиционному предположению, базирующемуся на клинических наблюдениях, о том, что человек, брак которого был конфликтным, испытывает наибольшие проблемы при утрате партнера. Их исследования также подрывают широко распространенное мнение о том, что люди с высокой самооценкой, уверенные в своей выносливости, в своей способности к преодолению жизненных трудностей, более защищены от такого тяжелого потрясения, как потеря спутника жизни. «Таким образом, — заявляет Уортман, — наше открытие бросает вызов многим теориям человеческого горя. Христианская мораль и соответствующее ей мировосприятие, несомненно, способствуют общей адаптации человека, но очевидно, нисколько не помогают ему справиться с горем утраты». ГЛАВА 7 КЛИНИКА ПТСР
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.192.110 (0.019 с.) |