Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-психологический субсиндром стрессаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В социальном плане в момент стресса человек может вначале замкнуться в себе, разбираясь в ситуации, в том числе: кто враг, а кто друг. Затем человек может еще более сузить общение, а может, наоборот стать очень активным, вплоть До личностной экспансии. И то, и другое приводит к дезорганизации общения, конфронтации с другими людьми, отчуждение, уклонение от ответственности. Влияют на реакцию стресса и некоторые личностные особенности. Утяжеляет реакцию стресса и ухудшает прогноз интер» нальный локус контроля, при котором человек рассматривает самого себя в качестве причины стресса и переоценивает Г свое влияние на окружающую реальность. Такие люди не могут попросить о помощи и надеются только на свои силы. Другой фактор — мотивация. Метапрограммы «от...» или «к...». Люди с преобладающей мотивационной метапрог-раммой «к...» объективно легче переносят стресс, в отличии от второй группы. Известны различия стрессорных реакций в разных периодах созревания, взросления и старения организма; эти различия определяются возрастными изменениями нервной и гормональной систем. Очень молодым и очень старым гораздо труднее справиться с последствиями психотравмирующих ситуаций, чем людям среднего возраста. Например, приблизительно у 80% детей, получивших ожоги, через 1-2 года развивается посттравматическое стрессовое расстройство, а у людей среднего возраста только около 30% впоследствии страдают подобным расстройством. Все вышесказанное описывает физиологию стресса в момент травматизации и ограниченного временного промежутка после, но не объясняет развития посттравматического стрессового расстройства, которое развивается через недели, а то и годы после события. Для ясности необходимо упомянуть еще понятие об общем адаптационном синдроме, в котором выделяют четыре стадии. Стадия тревоги, длительностью 6-48 часов. На этой стадии активизируются поверхностные адаптационные резервы организма, результатом чего является повышение работоспособности, противоболевые и противошоковые реакции и т.д. Стадия устойчивости, на которой возможны 2 выхода: а) нормализация функций организма за счет адаптацион б) болезненные изменения со снижением работоспособ Стадия истощения (декомпенсации). Стадия гиперкомпенсации, на которой снижаются эргот-ропные и повышаются трофотропные механизмы адаптации. Принято говорить о реабилитации людей, переживших психическую травму, но правильнее вести речь о реадапта- ции, а это серьезнейшая биологическая проблема. Резервы и ресурсы человека таковы, что он может адаптироваться к различным условиям внешней среды, даже психотравматическим, но вот перестроиться обратно его организму очень сложно. Посттравматическое стрессовое расстройство это есть процесс реадаптации человека от травматической к более спокойной ситуации. На процесс реадаптации человека после психотравмы обязательно влияют энграммы детских эмоциональных травм и психотравмирующих событий. Любой человек в процессе своего роста и взросления не может избежать негативных переживаний, и они, несомненно, откладываются в памяти в виде готовых моделей реагирования на неблагоприятное воздействие внешней среды. Большинство таких эн-грамм могут быть импринтами, на которые опираются достаточно серьезные убеждения и ценности, которые «оживают» в травматических ситуациях и после них. Реакция стресса, а именно эмоциональная состовляющая, может соединять травматические события самых разных возрастных пластов в своеобразную цепочку. С.Гроф назвал ее «системой конденсированного опыта» (СКО) и сила и стиль реагирования чаще всего обусловлен более ранними событиями (детскими, перинатальными). Существует еше уровни памяти, в котором обязательно «записана» травматическая информация, это трансперсональные. С.Гроф в своей теории матриц описывает состояние «в тупике». Начинающиеся родовые схватки вызывают у ребенка изменения, сопровождающиеся удушьем и паникой, а родовой канал в это время только начинает формироваться. Ребенку пока некуда двигаться. Эти травматические переживания существуют у каждого человека, у кого сильнее, у кого слабее. Может быть, поэтому приступы паники обязательно сопровождаются чувством удушья? А если допустить существование еще и реинкарнационного уровня, то могут вмешиваться и травматические реакции предыдущей смерти. Американский ученый Вильсон и соавторы обобщили многие вышеназванные факторы, кроме трансперсональных. Субъективные переживания одного и того же события, различны у разных людей, подвергшихся данному событию. И предложили следующее: форма реагирования на травмирующее событие и последующая адаптация зависят не только от параметров психотравмирующей ситуации, но и от психологической характеристики личности пострадавшего. Такой подход к проблеме авторы назвали теорией взаимодействия (Interactive theory). Кратко эта теория имеет следующее содержание: 1. Характеристики личности пострадавшего, включая мотивы, черты характера, убеждения, ценностные ориентиры, способности и т.д. 2. Средовые и ситуативные факторы: А. Характеристика травмы — степень воздействия на человека, степень опасности для жизни, значимость потерь, продолжительность воздействия стрессогенного фактора, степень выраженности в данной ситуации морального конфликта. Б. Структура травмы — простая (при воздействии одного фактора), сложная (при воздействии двух и более стрессоров), природа травмы — стихийное бедствие или социальный конфликт. В. Характеристика травматического опыта — индивидуальный, групповой или коллективный. Г. Характеристика посттравматического социального окружения — уровень социальной, экономической, психологической поддержки, понимания; наличие или отсутствие в обществе определенных традиций, отношение и оценка обществом события и его участников, наличие перспективы в будущем в отношении карьеры, образования и т.д. Все вышеперечисленные компоненты тесно переплетаются между собой, что в итоге и определяют индивидуальную субъективную реакцию человека на травмирующую ситуацию. 3. Индивидуальные субъективные реакции человека на травмирующее событие (первоначальная реакция в момент воздействия стрессоров и сразу после нее): А. Эмоциональная реакция — устойчивая, сбалансированная, аффективный дистресс, реакция аффективного «оцепенения». Б. Изменение когнитивного стиля, а именно способность оценивать событие, анализировать ситуацию — «блокиров- ка» переживаний и мыслей о случившемся, искажение ситуации в сознании, точная адекватная оценка события, диссоциация от происходящего, переживание навязчивых мыслей и воспоминаний о пережитом опыте. В. Изменение в мотивационной сфере — появление новых или изменение имевшихся ранее мотивов. Г. Изменение на нейрофизиологическом уровне — повышенная эмоциональная возбудимость, депрессивные реакции, состояние покоя и уравновешенности. Д. Усилия человека с целью приспособиться к изменившимся требованиям ситуации. 4. Посттравматическая адаптация, которая может быть выражена: A. В острой форме — как в патологической, включая ПТСР, так и в не патологической. Б. В хронической форме, также в патологической или непатологической форме (включая изменения в характере) B. Соотнесена с возрастом человека и обстоятельствами Однако все описания воздействия стресса не совсем, объясняют формирование посттравматического стрессового расстройства у человека, поэтому существуют различные модели ПТСР, опирающиеся на наиболее известные психологические теории. И не только на старые, проверенные временем. И на основе современных теорий можно построить различные гипотезы возникновение симптомов ПТСР.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.26 (0.006 с.) |