Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологический субсиндром стресса

Поиск

В социальном плане в момент стресса человек может вна­чале замкнуться в себе, разбираясь в ситуации, в том числе: кто враг, а кто друг. Затем человек может еще более сузить общение, а может, наоборот стать очень активным, вплоть До личностной экспансии. И то, и другое приводит к дезор­ганизации общения, конфронтации с другими людьми, от­чуждение, уклонение от ответственности.

Влияют на реакцию стресса и некоторые личностные осо­бенности.

Утяжеляет реакцию стресса и ухудшает прогноз интер» нальный локус контроля, при котором человек рассматрива­ет самого себя в качестве причины стресса и переоценивает

Г


свое влияние на окружающую реальность. Такие люди не мо­гут попросить о помощи и надеются только на свои силы.

Другой фактор — мотивация. Метапрограммы «от...» или «к...». Люди с преобладающей мотивационной метапрог-раммой «к...» объективно легче переносят стресс, в отличии от второй группы.

Известны различия стрессорных реакций в разных перио­дах созревания, взросления и старения организма; эти разли­чия определяются возрастными изменениями нервной и гор­мональной систем. Очень молодым и очень старым гораздо труднее справиться с последствиями психотравмирующих ситуаций, чем людям среднего возраста. Например, прибли­зительно у 80% детей, получивших ожоги, через 1-2 года раз­вивается посттравматическое стрессовое расстройство, а у людей среднего возраста только около 30% впоследствии страдают подобным расстройством.

Все вышесказанное описывает физиологию стресса в мо­мент травматизации и ограниченного временного промежут­ка после, но не объясняет развития посттравматического стрессового расстройства, которое развивается через недели, а то и годы после события.

Для ясности необходимо упомянуть еще понятие об об­щем адаптационном синдроме, в котором выделяют четыре стадии.

Стадия тревоги, длительностью 6-48 часов. На этой ста­дии активизируются поверхностные адаптационные резервы организма, результатом чего является повышение работос­пособности, противоболевые и противошоковые реакции и

т.д.

Стадия устойчивости, на которой возможны 2 выхода:

а) нормализация функций организма за счет адаптацион­
ного эффекта

б) болезненные изменения со снижением работоспособ­
ности.

Стадия истощения (декомпенсации).

Стадия гиперкомпенсации, на которой снижаются эргот-ропные и повышаются трофотропные механизмы адаптации.

 

Принято говорить о реабилитации людей, переживших психическую травму, но правильнее вести речь о реадапта-


ции, а это серьезнейшая биологическая проблема. Резервы и ресурсы человека таковы, что он может адаптироваться к различным условиям внешней среды, даже психотравмати­ческим, но вот перестроиться обратно его организму очень сложно. Посттравматическое стрессовое расстройство это есть процесс реадаптации человека от травматической к бо­лее спокойной ситуации.

На процесс реадаптации человека после психотравмы обязательно влияют энграммы детских эмоциональных травм и психотравмирующих событий. Любой человек в процессе своего роста и взросления не может избежать нега­тивных переживаний, и они, несомненно, откладываются в памяти в виде готовых моделей реагирования на неблагоп­риятное воздействие внешней среды. Большинство таких эн-грамм могут быть импринтами, на которые опираются дос­таточно серьезные убеждения и ценности, которые «ожива­ют» в травматических ситуациях и после них. Реакция стрес­са, а именно эмоциональная состовляющая, может соединять травматические события самых разных возрастных пластов в своеобразную цепочку. С.Гроф назвал ее «системой кон­денсированного опыта» (СКО) и сила и стиль реагирования чаще всего обусловлен более ранними событиями (детскими,

перинатальными).

Существует еше уровни памяти, в котором обязательно «записана» травматическая информация, это трансперсо­нальные. С.Гроф в своей теории матриц описывает состоя­ние «в тупике». Начинающиеся родовые схватки вызывают у ребенка изменения, сопровождающиеся удушьем и паникой, а родовой канал в это время только начинает формировать­ся. Ребенку пока некуда двигаться. Эти травматические пере­живания существуют у каждого человека, у кого сильнее, у кого слабее. Может быть, поэтому приступы паники обяза­тельно сопровождаются чувством удушья? А если допустить существование еще и реинкарнационного уровня, то могут вмешиваться и травматические реакции предыдущей смерти.

Американский ученый Вильсон и соавторы обобщили многие вышеназванные факторы, кроме трансперсональных. Субъективные переживания одного и того же события, раз­личны у разных людей, подвергшихся данному событию.


И предложили следующее: форма реагирования на травмиру­ющее событие и последующая адаптация зависят не только от параметров психотравмирующей ситуации, но и от психо­логической характеристики личности пострадавшего. Такой подход к проблеме авторы назвали теорией взаимодействия (Interactive theory). Кратко эта теория имеет следующее со­держание:

1. Характеристики личности пострадавшего, включая мо­тивы, черты характера, убеждения, ценностные ориентиры, способности и т.д.

2. Средовые и ситуативные факторы:

А. Характеристика травмы — степень воздействия на че­ловека, степень опасности для жизни, значимость потерь, продолжительность воздействия стрессогенного фактора, степень выраженности в данной ситуации морального конф­ликта.

Б. Структура травмы — простая (при воздействии одного фактора), сложная (при воздействии двух и более стрессоров), природа травмы — стихийное бедствие или социальный кон­фликт.

В. Характеристика травматического опыта — индивиду­альный, групповой или коллективный.

Г. Характеристика посттравматического социального ок­ружения — уровень социальной, экономической, психологи­ческой поддержки, понимания; наличие или отсутствие в об­ществе определенных традиций, отношение и оценка обще­ством события и его участников, наличие перспективы в бу­дущем в отношении карьеры, образования и т.д.

Все вышеперечисленные компоненты тесно переплетают­ся между собой, что в итоге и определяют индивидуальную субъективную реакцию человека на травмирующую ситуа­цию.

3. Индивидуальные субъективные реакции человека на травмирующее событие (первоначальная реакция в момент воздействия стрессоров и сразу после нее):

А. Эмоциональная реакция — устойчивая, сбалансиро­ванная, аффективный дистресс, реакция аффективного «оце­пенения».

Б. Изменение когнитивного стиля, а именно способность оценивать событие, анализировать ситуацию — «блокиров-


ка» переживаний и мыслей о случившемся, искажение ситуа­ции в сознании, точная адекватная оценка события, диссоци­ация от происходящего, переживание навязчивых мыслей и воспоминаний о пережитом опыте.

В. Изменение в мотивационной сфере — появление новых или изменение имевшихся ранее мотивов.

Г. Изменение на нейрофизиологическом уровне — повы­шенная эмоциональная возбудимость, депрессивные реак­ции, состояние покоя и уравновешенности.

Д. Усилия человека с целью приспособиться к изменив­шимся требованиям ситуации.

4. Посттравматическая адаптация, которая может

быть выражена:

A. В острой форме — как в патологической, включая

ПТСР, так и в не патологической.

Б. В хронической форме, также в патологической или не­патологической форме (включая изменения в характере)

B. Соотнесена с возрастом человека и обстоятельствами
его жизни — интенсификация развития личности, регрессия в
развитии, психосоциальная «акселерация» личности.

Однако все описания воздействия стресса не совсем, объясняют формирование посттравматического стрессового расстройства у человека, поэтому существуют различные мо­дели ПТСР, опирающиеся на наиболее известные психологи­ческие теории. И не только на старые, проверенные време­нем. И на основе современных теорий можно построить раз­личные гипотезы возникновение симптомов ПТСР.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.26 (0.006 с.)