Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методики изучения субъективного состояния организма,Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эмоционального статуса ребенка Для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста с этой целью применяется методика цветописи, отражающая эмоциональное состояние через палитру существующих красок. Испытуемому выдается рабочая таблица с цветовыми полосами и он должен отметить полосу, символизирующую его состояние в данный момент. Обработка данных производится по распространённости и динамике цветов. Для облегчения обработки все цвета объединяются в 3 основные группы – «радостную» – красный, оранжевый, желтый; «уравновешенную» – зеленый, голубой; «грустную» – синий, фиолетовый, черный. При оценке эмоционального статуса личности и коллектива наиболее информативным является увеличение «уравновешенной» группы за счет снижения «грустной». При увеличении «радостной» группы необходимо дополнительное изучение физиологических показателей (частоты пульса, латентного периода простой и сложной зрительно-моторной реакции) для диагностики возможной начальной стадии утомления – возбуждения. Тест Люшера используется для диагностики эмоционального состояния (выраженности стресса) – одного из основных функциональных показателей нервно-психической сферы. Проведение этого теста состоит в раскладке 8 цветовых карточек в порядке предпочтения. Порядок проведения: перед испытуемым раскладывают в произвольном порядке 8 цветных карточек (следует использовать стандартную гамму, предложенную Люшером, во избежание разночтений в результатах). Предлагается выбрать ту карточку, цвет которой нравится в настоящий момент больше всего. Выбранную карточку убирают, записав её номер в протокол обследования. Затем предлагают повторить выбор из 7 оставшихся и вновь убирают карточку, записав её номер. Процедуру повторяют до тех пор, пока не останется одна карточка. Номера карточек (на карточках их не пишут, чтобы не повлиять на выбор): синяя № 1, зеленая № 2, красная № 3, желтая № 4, фиолетовая № 5, коричневая № 6, черная № 7, серая № 8. Протокол обследования (образец) Ф.И.О. ______________. Возраст._______________ Дата обследования __________.
Затем подсчитывается показатель стресса – С: С=С1+С2 С1= 8,1Х1+6,8Х2+6,0Х3, С2=6,0У6+6,8У7+8,1У8, где Х 1, 2, 3 =1, если 1, 2, 3 выбор занимают карточки № 6, 7, 8, в противоположном случае Х 1, 2, 3=0. Аналогично У 6, 7, 8=1, если 6, 7, 8 выбор занимают цвета № 1, 2, 3, в противоположном случае У 6, 7, 8=0. Стрессовое состояние считается выраженным, а ребенок относится к группе риска (2-я группа психического здоровья) при С>15,0. Пример расчёта Протокол раскладки карточек испытуемым Ф.И.О. Петров Алексей. Возраст 10 лет. Дата обследования.20 ноября 2012 г.
Х1=0 Х2=0 Х3=1 У6=1 У7=0 У8=0 С1=8,1×0+6,8×0+6,0×1=6,0 С2=6,0×1+6,8×0+8,1×0=6,0 С=6,0+6,0=12,0 Уровень стресса менее 15, ребенок не относится к группе риска. Возможно использование компьютерного варианта теста М. Люшера. У более старших школьников самооценка функционального состояния организма самим обследуемым основана на принципе раздельной количественной оценки своего самочувствия, активности и настроения (САН). Тест САН включает 30 пар слов синонимов, 10 из которых характеризуют самочувствие, отражая силу, здоровье, утомление, 10 – активность, отражая подвижность, скорость и темп протекания функций, 10 – настроение, т.е. эмоциональное состояние. Между противоположными понятиями размещена 7-балльная шкала, позволяющая дифференцировать выраженность каждого из 30 признаков. Цифра «0» соответствует среднему значению, «3» слева – очень хорошему, «3» справа – очень плохому, «2», «1», «1» и «2» занимают промежуточное положение между крайним и средним состояниями, отклоняющимися в ту или другую сторону. Выполнение теста можно проводить под диктовку или дать время для самостоятельной работы над текстом. При расшифровке результатов все оценки перекодируются в ряд от 7 до 1 балла. Для этого на каждом бланке нужно проставить вверху над цифрами 3, 2, 1, 0, 1, 2, 3 соответственно 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Тестовая карта САН Фамилия………….. Пол………… Возраст………… Дата………………. Время………
Самочувствие отражают пары слов под номерами 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26; активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28; настроение - 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30. Сумму баллов делят на 10 и находят среднее значение показателя. Критерии оценки Средняя величина для показателя самочувствия – 5,4; активности – 5,0; настроения – 5,1. Интервалы колебаний соответственно 4,3-6,5; 3,9-6,0 и 3,9-6,2. Если показатели испытуемого укладываются в указанные интервалы, значит, можно говорить о его хорошем самочувствии, средней активности и хорошем настроении. Подсчитывается разность между показателями самочувствия и настроения. Если эта разность составляет более 0,6 балла, значит утомление наступило, если менее 0,6 – испытуемый имеет хорошее самочувствие и настроение, т.е. работоспособность сохранена. В соответствии с системным подходом для оценки функционального состояния организма, его напряжения и перенапряжения под влиянием воздействия тех или иных факторов важно выявление уровня и динамики показателей физиологических систем. Центральная нервная система В реакциях организма на любые виды нагрузок участвуют центральная нервная система (ее вегетативный отдел), в частности, гипоталамогипофизарная и симпатоадреналовая системы, и система желез внутренней секреции. Эффекторной системой, реализующей тот или иной ответ организма, является, прежде всего, сердечно-сосудистая система. Динамика функционального состояния ЦНС может быть выявлена не только по параметрам умственной работоспособности, но и другими методами: электроэнцефалография, хронорефлексометрия, регистрация критической частоты световых мельканий – КЧСМ. Хронорефлексометрия позволяет определить скрытое (латентное) время двигательной реакции на зрительный или слуховой раздражитель – период зрительно – или слухомоторной реакции (ЛПЗМР и ЛПСМР). Этот метод позволяет судить о быстроте протекания нервных процессов и уровнях функционального состояния центров, соответствующих рефлекторных дуг. Для исследования рефлекторных реакций используются различные варианты хронорефлексометров. При определении ЛПЗМР на выносной блок, перед которым садится обследуемый, подаётся 15 сигналов белого света с интервалами 3-5 секунд и вычисляется среднее время реакции на свет на основе данных электронного счётчика. Счётчик запускается в момент подачи сигнала и останавливается кнопкой на выносном блоке. Испытуемый должен как можно быстрее нажать на кнопку после подачи сигнала. При определении ЛПСМР подаётся звуковой сигнал. Введение в исследование тормозных сигналов (дифференцировки) позволяет определить силу активного внутреннего торможения, быстроту концентрации нервных процессов, их уравновешенность и подвижность. В качестве положительных световых сигналов используется белая и красная лампы, зеленая – тормозная.. Интервал между раздражителями составляет 5 секунд. Применяется следующая схема (стереотип): белый-красный-зеленый-красный. Испытуемому подаётся 5 серий стереотипов. Подвижность нервной системы можно оценить по числу нарушений дифференцировки в процентах – по числу ошибочных реакций на зеленый сигнал, а также по среднему показателю времени реакции на сигнал во всей серии. Удлинение латентного периода и увеличение количества случаев срывов дифференцировки выступает как признак утомления. Определить лабильность нервной системы даёт регистрация критической частоты световых мельканий – КЧСМ. Исследование проводится с помощью прибора для определения частоты слияния световых мельканий. Частота подачи световых раздражителей варьирует от 60 гц (в начале исследования) до минимальной для исследуемого. Показателем уровня лабильности является средняя величина (из 5 замеров) частот перехода от сплошного к мелькающему свету. Уравновешенность нервной системы определяется по соотношению числа отсроченных и опережающих реакций на движущийся объект. Исследование проводится с помощью электросекундомера. Исследование функций симпатоадреналовой системы (содержание норадреналина, адреналина в моче) проводится биохимическими методами. Сердечно-сосудистая система Исследование показателей гемодинамики – частоты сердечных сокращений, систолического, диастолического, пульсового и средне динамического артериального давления, ударного и минутного объёмов крови, с вычислением коэффициентов выносливости и экономичности кровообращения, индекса кровообращения широко распространено для оценки влияния различных нагрузок на организм детей и подростков. Эти показатели используются и для изучения функциональных возможностей энергообеспечивающих систем при проведении стандартных физических нагрузок (приседаний, подскоков, работы на велоэргометре, степ-тест).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.227 (0.009 с.) |