Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы изучения функционального состоянияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Организма и работоспосоБности детей и подростков Цель занятия: освоить методы оценки функционального состояния организма и работоспособности детей и подростков. План проведения занятий: Каждый студент определяет у себя работоспособность и функциональное состояние организма в начале и конце занятия, оценивает стадию и характер сдвига работоспособности. Полученные результаты анализируют и составляют заключение. Студент должен знать: - физиологическую сущность утомления, мероприятия по профилактике переутомления. Студент должен уметь: - исследовать работоспособность и функциональное состояние ребенка. Студент должен владеть: - методами изучения функционального состояния организма и работоспособности детей и подростков. Контрольные вопросы 1. Работоспособность, ее динамика и фазы, причины изменения, значение изучения в гигиене детей и подростков. 2. Физиологическая сущность утомления. 3. Особенности развития утомления у детей. 4. Современные методы исследования, применяемые для оценки работоспособности и функционального состояния организма детей и подростков при различных видах деятельности.
Содержание занятия и методика работы
Оценка условий жизнедеятельности детей и подростков, организации режима дня, учебной, трудовой деятельности и их гигиеническое нормирование связаны с изучением функционального состояния организма и работоспособности детей. Работоспособность – это способность развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достигать поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы (М.В. Антропова, 1968). Кроме того, работоспособность – это интегральный и неспецифический показатель состояния здоровья и дееспособности, возможности приспособления учащихся к требованиям обучения в школе, училище, а также специфический показатель возможности овладения ими конкретными учебными предметами. Это даёт возможность использования данного показателя для, нормирования учебных нагрузок, а также оценить соответствие нагрузки с возможностями ребенка, рациональность и эффективность организации учебного процесса Для этих целей очень важна работоспособность учащегося в данный момент – текущая работоспособность. Она относится к тем видам физиологического состояния, которые подвергаются управлению, обеспечивающему возращение к исходному уровню изменений, происходящих в ходе деятельности и зависящих от возраста, что позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс, режим в школе и дома.
Критерием соблюдения гигиенических требований во время урока, при составлении дневного и недельного расписания уроков, организации учебного процесса является медленное развитие утомления, отсутствие переутомления, которые определяются изменением умственной работоспособности, оптимальной (устойчивой) работоспособности и развитием различных стадий утомления: · неполной компенсации · конечного порыва · прогрессивного падения работоспособности или выделяют стадии: первые признаки утомления, утомление и выраженное утомление. Утомление, как правило, проявляется в сенсорной (падение чувствительности анализаторов), двигательной (уменьшение мышечной силы и ухудшение координации движений) и в интеллектуальной сферах (снижение умственной деятельности и концентрации внимания). Результаты изучения функционального состояния и работоспособности детей и подростков в процессе разных видов деятельности дают возможность оценить адекватность нагрузок, обосновать рациональные режимы обучения и воспитания детей. Учебная деятельность дошкольников, учащихся школ и училищ включает собственно умственную работу, статическое позное напряжение и динамическую физическую работу. Умственная работоспособность – это определенный объём умственной работы, выполняемой без снижения установившегося на оптимальном для данного индивидуума уровне функционирования организма (Баевский Р.М., 1979). Уровень общей умственной работоспособности объективно отражается в продуктивности (скорости и точности) работы при выполнении специальных заданий. Чаще всего применяются дозированные задания типа корректурной пробы, решение различных задач (арифметические примеры). Корректурные тесты позволяют получить количественные и качественные показатели общей умственной работоспособности. Для этого применяются буквенные корректурные таблицы В.Я. Анфимова и А.Г. Иванова – Смоленского. Для дошкольников следует использовать фигурные таблицы.
Исследование проводится в течение 2-х минут по секундомеру. Предлагается зачеркнуть одну букву (например «Л») и подчеркнуть другую (например «Н»). При обработке корректурных таблиц подсчитывается количество всех прослеженных букв, затем учитываются ошибки. За ошибку принимается · пропущенная строка, · нужная буква не зачеркнута или не подчеркнута, · зачеркнута или подчеркнута буква, которую не требуется зачеркивать или подчеркивать, · буква зачеркнута, в то время, когда ее следовало подчеркнуть, или подчеркнута та, которую следовало зачеркнуть. Затем рассчитывается число ошибок на 500 знаков для возможности сопоставления полученных данных. При использовании корректурных проб в оценке работоспособности можно применить следующую оценку индивидуальных сдвигов показателей скорости и точности к концу занятий по сравнению с исходными. Знаком (+) обозначается увеличение числа прослеженных знаков (повышение скорости), ошибок (снижение точности); знаком (-) обозначают уменьшение числа прослеженных знаков и ошибок; цифрой ноль (0) - отсутствие изменений любого показателя. Каждому сочетанию изменений скорости и точности присвоен определенный номер. Изменения отсутствуют, если количество прослеженных знаков колеблется в пределах + 5% от предшествующего значения, а количество ошибок – в пределах + 0,5 на 500 прослеженных знаков. Схема оценки индивидуальных сдвигов работоспособности
Для дошкольников и учащихся 6 лет используют фигурные таблицы. Умственный труд учащихся требует напряжения основных психических функций, таких как память, внимание (особенно его концентрация и устойчивость), восприятие, эмоции. Кроме того, обучение часто сопровождается наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачёты). Для определения объёма механической памяти дают для запоминания в течение 30 секунд 12 двухзначных цифр, после чего при исследовании кратковременной памяти тут же, а при исследовании долговременной памяти через 15 минут необходимо воспроизвести и написать запомненные числа. Рассчитывается коэффициент запоминания путем деления числа правильно воспроизведённых цифр на общее количество предъявленных. Для дошкольников используются картинки с изображением простых предметов (мяч, яблоко и т.п.).
Вариант таблицы для исследования механической памяти (таблица 40х20 см)
64 26 93 57 73 67 91 43 54 93 71 58
С мысловую память исследуют путем запоминания десяти пар слов (каждая пара имеет смысловую связь, например сад-цветы) в течение 30 секунд, а затем дописывают к напечатанным словам на отдельном бланке такие слова, которые были в карточке. Показателем смысловой памяти является коэффициент словесно-логического запоминания, определяемый путем деления числа правильно воспроизведённых пар слов на количество предъявленных пар слов.
Устойчивость внимания можно оценить с помощью корректурной пробы, переключение внимания – с помощью таблиц Платонова-Шульте. В таблицах Платонова-Шульте цифры от 1 до 25 расположены без определённой системы (размер таблицы 60х60 см). Задание состоит в том, чтобы без ошибок в минимально короткий срок найти, показать и назвать в таблице А чёрные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25, в таблице В красные цифры в убывающем порядке от 24 до 1, а таблице С одновременно красные и черные числа, называя их цвет, причём чёрные числа испытуемый должен отыскивать и называть в прямом порядке от 1 до 25, а красные – в обратном. Фиксируется время выполнения каждого задания. Показатель времени переключения внимания определяется по формуле Т=С – (А+В), где А, В, С – время выполнения задания по таблицам.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1023; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.9 (0.011 с.) |