Методы изучения функционального состояния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы изучения функционального состояния



Организма и работоспосоБности детей и подростков

Цель занятия: освоить методы оценки функционального состояния организма и работоспособности детей и подростков.

План проведения занятий:

Каждый студент определяет у себя работоспособность и функциональное состояние организма в начале и конце занятия, оценивает стадию и характер сдвига работоспособности.

Полученные результаты анализируют и составляют заключение.

Студент должен знать:

- физиологическую сущность утомления, мероприятия по профилактике переутомления.

Студент должен уметь:

- исследовать работоспособность и функциональное состояние ребенка.

Студент должен владеть:

- методами изучения функционального состояния организма и работоспособности детей и подростков.

Контрольные вопросы

1. Работоспособность, ее динамика и фазы, причины изменения, значение изучения в гигиене детей и подростков.

2. Физиологическая сущность утомления.

3. Особенности развития утомления у детей.

4. Современные методы исследования, применяемые для оценки работоспособности и функционального состояния организма детей и подростков при различных видах деятельности.

 

Содержание занятия и методика работы

 

 

Оценка условий жизнедеятельности детей и подростков, организации режима дня, учебной, трудовой деятельности и их гигиеническое нормирование связаны с изучением функционального состояния организма и работоспособности детей.

Работоспособность – это способность развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достигать поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы (М.В. Антропова, 1968).

Кроме того, работоспособность – это интегральный и неспецифический показатель состояния здоровья и дееспособности, возможности приспособления учащихся к требованиям обучения в школе, училище, а также специфический показатель возможности овладения ими конкретными учебными предметами. Это даёт возможность использования данного показателя для, нормирования учебных нагрузок, а также оценить соответствие нагрузки с возможностями ребенка, рациональность и эффективность организации учебного процесса

Для этих целей очень важна работоспособность учащегося в данный момент – текущая работоспособность. Она относится к тем видам физиологического состояния, которые подвергаются управлению, обеспечивающему возращение к исходному уровню изменений, происходящих в ходе деятельности и зависящих от возраста, что позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс, режим в школе и дома.

Критерием соблюдения гигиенических требований во время урока, при составлении дневного и недельного расписания уроков, организации учебного процесса является медленное развитие утомления, отсутствие переутомления, которые определяются изменением умственной работоспособности, оптимальной (устойчивой) работоспособности и развитием различных стадий утомления:

· неполной компенсации

· конечного порыва

· прогрессивного падения работоспособности

или выделяют стадии: первые признаки утомления, утомление и выраженное утомление.

Утомление, как правило, проявляется в сенсорной (падение чувствительности анализаторов), двигательной (уменьшение мышечной силы и ухудшение координации движений) и в интеллектуальной сферах (снижение умственной деятельности и концентрации внимания).

Результаты изучения функционального состояния и работоспособности детей и подростков в процессе разных видов деятельности дают возможность оценить адекватность нагрузок, обосновать рациональные режимы обучения и воспитания детей.

Учебная деятельность дошкольников, учащихся школ и училищ включает собственно умственную работу, статическое позное напряжение и динамическую физическую работу.

Умственная работоспособность – это определенный объём умственной работы, выполняемой без снижения установившегося на оптимальном для данного индивидуума уровне функционирования организма (Баевский Р.М., 1979).

Уровень общей умственной работоспособности объективно отражается в продуктивности (скорости и точности) работы при выполнении специальных заданий. Чаще всего применяются дозированные задания типа корректурной пробы, решение различных задач (арифметические примеры). Корректурные тесты позволяют получить количественные и качественные показатели общей умственной работоспособности. Для этого применяются буквенные корректурные таблицы В.Я. Анфимова и А.Г. Иванова – Смоленского. Для дошкольников следует использовать фигурные таблицы.

Исследование проводится в течение 2-х минут по секундомеру. Предлагается зачеркнуть одну букву (например «Л») и подчеркнуть другую (например «Н»).

При обработке корректурных таблиц подсчитывается количество всех прослеженных букв, затем учитываются ошибки. За ошибку принимается

· пропущенная строка,

· нужная буква не зачеркнута или не подчеркнута,

· зачеркнута или подчеркнута буква, которую не требуется зачеркивать или подчеркивать,

· буква зачеркнута, в то время, когда ее следовало подчеркнуть, или подчеркнута та, которую следовало зачеркнуть.

Затем рассчитывается число ошибок на 500 знаков для возможности сопоставления полученных данных.

При использовании корректурных проб в оценке работоспособности можно применить следующую оценку индивидуальных сдвигов показателей скорости и точности к концу занятий по сравнению с исходными. Знаком (+) обозначается увеличение числа прослеженных знаков (повышение скорости), ошибок (снижение точности); знаком (-) обозначают уменьшение числа прослеженных знаков и ошибок; цифрой ноль (0) - отсутствие изменений любого показателя. Каждому сочетанию изменений скорости и точности присвоен определенный номер. Изменения отсутствуют, если количество прослеженных знаков колеблется в пределах + 5% от предшествующего значения, а количество ошибок – в пределах + 0,5 на 500 прослеженных знаков.

Схема оценки индивидуальных сдвигов работоспособности

Характер изменения Номер сдвига
                 
Число прослеженных знаков       +   +   -   +   -     -
Число ошибок на 500 знаков     -     -   -   +     +   +
Характеристика сдвига Без изменения Врабатывание Первые признаки утомления Утомление Выраженное утомление

 

Для дошкольников и учащихся 6 лет используют фигурные таблицы.

Умственный труд учащихся требует напряжения основных психических функций, таких как память, внимание (особенно его концентрация и устойчивость), восприятие, эмоции. Кроме того, обучение часто сопровождается наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачёты).

Для определения объёма механической памяти дают для запоминания в течение 30 секунд 12 двухзначных цифр, после чего при исследовании кратковременной памяти тут же, а при исследовании долговременной памяти через 15 минут необходимо воспроизвести и написать запомненные числа. Рассчитывается коэффициент запоминания путем деления числа правильно воспроизведённых цифр на общее количество предъявленных.

Для дошкольников используются картинки с изображением простых предметов (мяч, яблоко и т.п.).

 

Вариант таблицы для исследования механической памяти

(таблица 40х20 см)

 

64 26 93 57

73 67 91 43

54 93 71 58

 

С мысловую память исследуют путем запоминания десяти пар слов (каждая пара имеет смысловую связь, например сад-цветы) в течение 30 секунд, а затем дописывают к напечатанным словам на отдельном бланке такие слова, которые были в карточке. Показателем смысловой памяти является коэффициент словесно-логического запоминания, определяемый путем деления числа правильно воспроизведённых пар слов на количество предъявленных пар слов.

Устойчивость внимания можно оценить с помощью корректурной пробы, переключение внимания – с помощью таблиц Платонова-Шульте.

В таблицах Платонова-Шульте цифры от 1 до 25 расположены без определённой системы (размер таблицы 60х60 см). Задание состоит в том, чтобы без ошибок в минимально короткий срок найти, показать и назвать в таблице А чёрные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25, в таблице В красные цифры в убывающем порядке от 24 до 1, а таблице С одновременно красные и черные числа, называя их цвет, причём чёрные числа испытуемый должен отыскивать и называть в прямом порядке от 1 до 25, а красные – в обратном. Фиксируется время выполнения каждого задания.

Показатель времени переключения внимания определяется по формуле

Т=С – (А+В),

где А, В, С – время выполнения задания по таблицам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 978; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.152.77.92 (0.009 с.)