Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии оценки функционального состояния центральной нервной системы

Поиск

Т.В. Челышкова

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по дисциплине

«Диагностика и коррекция психофизиологического состояния»

студента (ки)____курса____группы

_________________________________

(ФИО студента)

Майкоп - 2010

 

УДК

ББК

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Адыгейского государственного университета

 

Рецензенты:

 

Челышкова Т.В.

Рабочая тетрадь по дисциплине «Диагностика и коррекция психофизиологического состояния». Учебно-методическое пособие для студентов.- Майкоп: изд-во, 2010.- 49с.

ISBN

 

Челышкова Т.В., 2010

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Работа 1. МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Цель работы: ознакомление с методами психофизиологического исследования.

Оборудование: 21-канальный многофункциональный комплекс для исследования ЭЭГ, 8-канальный электронейромиограф, компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования «НС-Психо-Тест», и т.д

 

В психофизиологии основными методами регистрации физиологических процессов являются электрофизиологические методы. В физиологической активности клеток, тканей и органов особое место занимает электрическая составляющая. Электрические потенциалы отражают физико-химические следствия обмена веществ, сопровождающие все основные жизненные процессы, и поэтому являются исключительно надежными, универсальными и точными показателями течения любых физиологических процессов.

Психофизиологическое обследование включает оценку:

-индивидуальных (типологических) свойств нервной системы;

-функционального состояния центральной нервной системы и его изменения в ходе учебной, трудовой деятельности, проведения реабилитационных мероприятий;

-профиля функциональной межполушарной асимметрии мозга;

-индивидуальных особенностей развития отдельных психических функций (память, внимание), играющих важную роль в обеспечении успешной трудовой и учебной деятельности;

-индивидуальных психологических особенностей (свойств темперамента, акцентуации характера, психологического профиля личности) с целью анализа возможных причин ухудшения здоровья и социально-психологической адаптации;

-функционального состояния организма и его динамики в процессе деятельности.

Результаты психофизиологического обследования позволяют разработать физиологически обоснованные рекомендации для организации обучения, профессиональной консультации.

Обследование проводится в помещении, изолированном от внешних шумов и других посторонних раздражителей (зрительных или слуховых). В помещении не должно быть никаких приборов, установок, отвлекающих внимание испытуемого. Во время работы в помещении не должно быть посторонних лиц, необходимо запретить переговоры и передвижения по комнате, вход и выход из помещения, в котором проводится исследование. Обследование по возможности проводится в утренние часы. Подлежащие испытанию должны хорошо отдохнуть накануне обследования.

 

Ход работы:

Рассмотрите диагностическое оборудование и приборы, используемые в психофизиологических исследованиях.

(Экскурсия по лаборатории «Физиология развития ребёнка»)

 

Компьютерный электроэнцефалограф для комплексного исследования биоэлектрической активности головного мозга (рис. 1). Программное обеспечение этого прибора позволяет осуществлять стандартные при ЭЭГ-исследованиях функциональные пробы (фотостимуляцию, фоностимуляцию, гипервентиляцию, открывание глаз).

Кроме того, можно выполнять и другие функциональные пробы любой продолжительности и в любой последовательности. Программа дает возможность проводить также когерентный и корреляционный анализ. После проведения математического анализа ЭЭГ программа позволяет создать в протоколе обследования автоматически сформированное описание ЭЭГ.

 

 

 

Рис. 1. 21-канальный многофункциональный комплекс для исследования ЭЭГ

Электронейромиограф с функциями исследования вызванных потенциалов мозга (рис. 2) позволяет проводить регистрацию и анализ характеристик слуховых, зрительных, соматосенсорных и когнитивных вызванных потенциалов мозга, исследование потенциала действия нерва, нервно-мышечной передачи и т.д.

Рис. 2. Электронейромиограф с функциями исследования вызванных потенциалов мозга

Компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования предназначен для использования в на­учных и практических исследованиях (рис. 3). Он сочетает в себе 120 методов психологического тестирования в виде традиционных опросников и аппаратные методы психофизиологического тестирования. Физиологические тесты включают исследования функционального состояния ЦНС, оценку внимания, помехоустойчивости, контактной кординациометрии, и т.д. Психологический раздел реализует группы методик по изучению особенностей нервной системы, психических процессов и состояний, личностных свойств и т.д.

 

 

 

Рис. 3. Компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования

Оформление работы:

1. Запишите перечень диагностического оборудования и приборов, используемых в психофизиологическом эксперименте, указав их назначение.

2. Используя материал учебников и лекций, заполните таблицу 1.

Контрольные вопросы:

1. Общие представления о состояниях человека. Определение понятия «состояние» в физиологии и психологии.

2. Методические основы проведения диагностики

3. Методы исследования психофизиологического состояния человека

Литература:

1.Губарева Л.И. Психофизиология / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.В. Агаркова.- М.: ВЛАДОС, 2007.- 188с.

2.Данилова Н.Н. Психофизиология [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gen.lib.rus.ec/get?md5

3. Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова.- СПб.: Питер, 2001.- 496 с.


Таблица 1

Методы психофизиологических исследований

Методы исследования Принцип метода Ограничения метода
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 


Работа 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ МЕТОДОМ ХРОНОРЕФЛЕКСОМЕТРИИ

Цель работы: исследовать функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) и характер его изменений при умственной и физической работе.

Объект исследования: человек.

Оборудование: компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования.

 

Для оценки функционального состояния центральной нервной системы используют метод хронорефлексометрии. Одним из критериев функционального состояния ЦНС является реакция на цветовые раздражители. Время реакции - важный показатель функционального состояния центральной нервной системы, а количество ошибок позволяет судить о степени развития дифференцировочного торможения и развитии утомления.

Ход работы:

Компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования позволяет тестировать простую сенсомоторную реакцию на два цветовых сигнала - красный и зеленый, на каждый из которых испытуемый должен отвечать определенным, заранее известным движением.

После подготовки компьютерного прибора к работе на дисплее загорается инструкция для испытуемого: «После предъявления светового стимула необходимо быстро нажать кнопку «Да» в ответ на зеленый цвет, «Нет» - на красный». В соответствии этой инструкцией испытуемый нажимает как можно быстрее на кнопку «Да» при зажигании лампочки зеленого цвета и на кнопку «Нет» при загорании лампочки красного цвета. По окончании тестирования на мониторе компьютера появляются результаты, которые сравнивают с данными оценочных таблиц при предъявлении в случайном порядке 46 зеленых и 6 красных стимулов, без учета тренировочных (табл. 2,3).

 

Задание 2. Определение латеральной асимметрии (право-леворукости) с использованием моторных тестов

Испытуемому предлагается последовательно выполнить 9 мо­торных проб (Вассерман Л. И. и др., 1997). Задания предъявляют­ся, как правило, вербально, в протоколе отмечается «активная» рука, по результатам исследования подсчитываются соответству­ющие баллы.

1. Переплести пальцы рук.

У правшей сверху оказывается большой палец правой руки, у левшей - левой.

2. Имитировать аплодисменты.

У правшей более активной является правая рука.

3. Пожать руку в приветствии.

Отмечается, какую руку первой подаст для рукопожатия испы­туемый, сравнивается сила рукопожатия правой и левой руки.

4. Причесаться.

5. Завести часы.

Не ведущая рука фиксирует часы, а ведущая осуществляет точно дозированные движения, с помощью которых заво­дят часы.

6. Поймать одной рукой брошенный с расстояния 1,5-2 м бу­мажный шарик.

Проба выполняется по 5 раз каждой рукой, в результате определяется, какая рука точнее выполняет данное дей­ствие.

7. Бросить бумажный шарик с расстояния 1,5-2 м в корзину. Данная проба выполняется так же, как и предыдущая.

8. Собрать одной рукой рассыпанные на столе спички (моне­ты, гайки и др.).

Для сопоставления скорости движений правой и ревой рук пробу проводят попеременно правой и левой руками, опре­деляется скорость ее выполнения, более активную руку счи­тают ведущей.

9. Попасть 10 раз карандашом в кружки-«мишени» в центре двух одинаковых листов бумаги.

Проба проводится попеременно правой и левой рукой. Оцени­ваются скорость и точность выполнения задания. Более актив­ную руку считают ведущей.

 

Оценка результатов:

По результатам тестирования подсчитываются баллы, резуль­тат выполнения каждой пробы оценивается в 1 балл. 6 баллов и более (2/3 из 9 баллов) свидетельствуют о преобладании правой или левой руки, результат менее 6 баллов свидетельствует в пользу амбидекстрии.

Полученные данные суммируются с предыдущими, и, исходя из всей имеющейся информации, делается вывод о доминирова­нии правой, левой рук или об амбидекстрии. На основании этих данных можно также высказать суждение о доминировании ле­вого полушария у правшей, правого у левшей и отсутствии выра­женного доминирования у амбидекстров.

 

Задание 3. Определение ведущего полушария с помощью комплексного метода.

Данный метод основан на выполнении нескольких проб, оце­нивающих ведущий глаз, ведущую руку и ведущую сторону вра­щения (Яссман Л. В., Данюков В. Н., 1999). Испытуемому пред­лагается последовательно выполнить задания, затем оценить каждое задание и определить ведущее полушарие. Задания и кри­терии оценки приведены в таблице 20,

 

Таблица 20

Комплексная оценка ведущего полушария

 

Выполняемое задание Оценка ведущего полушария
1. Переплести пальцы рук Сверху большой палец правой руки - ведущее полушарие левое, сверху большой палец левой руки - правое
2. Испытуемый держит вертикально в вытянутой руке карандаш, фиксируя его взором на определенной точке, поочередно закрывает правый и левый глаз Карандаш смещается при закрывании правого глаза - ведущее полушарие левое карандаш смещается при закрывании левого глаза - ведущее полушарие правое  
3. Имитировать позу Наполеона Кисть левой руки первой направляется к предплечью - плечу правой руки и оказыва­ется сверху - ведущая рука левая, ведущее полушарие правое; кисть правой руки первой направляется к предплечью - плечу левой руки - ведущая рука правая, ведущее полушарие левое
4. Имитировать аплодисменты Сверху находится правая рука - ведущее полушарие левое, сверху находится левая рука - ведущее полушарие правое
5. Провести прямую вертикальную черту, разделяющую чистый лист бумаги на две части Линия ближе к правому краю листа - ведущее полушарие правое, линия ближе к левому краю листа - ведущее полушарие левое
6. Нарисовать треугольник и квадрат сначала левой рукой, затем правой рукой Лучше и быстрее нарисованы фигуры правой рукой - ведущее полушарие левое, лучше и быстрее нарисованы левой рукой - ведущее полушарие правое
7.Поставить произвольное количество палочек левой рукой, а затем правой рукой. Время выполнения задания 10 сек. Подсчитать число палочек Больше поставлено палочек правой рукой - ведущее полушарие левое, левой рукой - правое, одинаковое количество обеими руками - правое
8. Нарисовать круг, завершив его стрелкой Стрелка указывает направление против часовой стрелки - ведущее полушарие левое, по часовой стрелке - правое
9. Сидя на стуле, положить ногу на ногу Сверху правая нога - ведущее полушарие левое, сверху левая нога - правое
10. Стоя покружиться в удобную сторону Кружится против часовой стрелки - ведущее полушарие левое, кружится по часовой стрелке - правое
11. Быстро моргнуть одним глазом Быстрее моргает правый глаз - ведущее полушарие правое, левый глаз - левое. Быстрее моргает не доминирующий глаз.

 

Оценка результатов:

Итоговая оценка подсчитывается следующим образом: разни­ца между суммой баллов левого и суммой баллов правого полу­шарий делится на 11 и умножается на 100. Результаты сопостав­ляются с приведенными нормативными данными.

Полученный показатель составляет:

1. Больше или равен 30 - полное доминирование левого по­лушария.

2. От 10 до 30 - неполное доминирование левого полушария.

3. От 10 до -10 - неполное доминирование правого полушария.

4. Ниже -10 - полное доминирование правого полушария.

При обобщении полученных результатов можно объединить в одну группу лиц с полным и неполным доминированием левого полушария (преимущественно левополушарные) и, соответствен­но, лиц с полным и неполным доминированием правого полуша­рия (преимущественно правополушарные).

 

Оформление работы: по результатам выполнения всех трех заданий сделайте вывод о доминировании правого или лево­го полушария или об отсутствии выраженного доминирования.

Контрольные вопросы:

1. Психофизиологические особенности функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека.

2. Виды межполушарных асимметрий.

3. Функциональная межполушарная асимметрия и эмоции.

4. Пол и межполушарная асимметрия.

Литература:

1.Данилова Н.Н. Психофизиология [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gen.lib.rus.ec/get?md5

2.Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова.- СПб.: Питер, 2001.- 496 с.

3.Реброва, Н.П. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека и психические процессы / Н.П. Реброва, М.П. Чернышева.- СПб.: Речь, 2004.- 96 с.

4.Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний: Учеб. пособие.- К.: МАУП, 2006.- 240 с.

 

Диагностика:

Коррекция:

Работа 10.

Цель работы:

Объект исследования:

Оборудование:

 

 

Ход работы:

Задание 1. Опросник право-леворукости:

1. Были ли у Вас среди близких родственников лица, лучше владевшие левой рукой или обеими руками одинаково. Кто?

2. Были ли склонности в начале школьного обучения к зер­кальному (отраженному) изображению букв, цифр? Да, нет.

3. Какой рукой в детстве Вы начинали: рисовать - правой, левой, попеременно; писать - правой, левой, поперемен­но; есть - правой, левой, попеременно.

4. Какой рукой Вы: пишете - правой, левой, попеременно; набираете номер телефона - правой, левой, попеременно; открываете замок ключом - правой, левой, попеременно.

5. Какой рукой Вы держите: чашку - правой, левой, попере­менно; ложку - правой, левой, попеременно; нож - пра­вой, левой, попеременно.

6. Какой рукой Вы держите: расческу - правой, левой, попе­ременно; зубную щетку - правой, левой, попеременно; ножницы - правой, левой, попеременно.

7. Какой рукой Вы бросаете: мяч - правой, левой, поперемен­но; камень - правой, левой, попеременно; палку - правой, левой, попеременно.

8. Какой рукой Вы: подметаете пол - правой, левой, попере­менно; забиваете гвозди - правой, левой, попеременно; за­жигаете спичку - правой, левой, попеременно.

 

Оценка результатов:

Каждый выбор испытуемого оценивается в 1 балл. Максималь­ное количество баллов - 18. Ответы на №№ 1 и 2 не оцениваются, но принимаются во внимание при оценке результатов опроса.

Предпочтение правой или левой руки считается определенным при результате 12 баллов и более в пользу одной из них.

В пользу амбидекстрии свидетельствуют 6 баллов и более, полученных за выбор испытуемыми ответа попеременно.

 

Необходимо обратить внимание, что полученные при исполь­зовании данной методики результаты основываются на самооцен­ке испытуемых и не всегда достаточно отражают объективную картину. Для уточнения вывода о ведущей руке целесообразно провести исследование с использованием моторных тестов.

 

Задание 2. Определение латеральной асимметрии (право-леворукости) с использованием моторных тестов

Испытуемому предлагается последовательно выполнить 9 мо­торных проб (Вассерман Л. И. и др., 1997). Задания предъявляют­ся, как правило, вербально, в протоколе отмечается «активная» рука, по результатам исследования подсчитываются соответству­ющие баллы.

1. Переплести пальцы рук.

У правшей сверху оказывается большой палец правой руки, у левшей - левой.

2. Имитировать аплодисменты.

У правшей более активной является правая рука.

3. Пожать руку в приветствии.

Отмечается, какую руку первой подаст для рукопожатия испы­туемый, сравнивается сила рукопожатия правой и левой руки.

4. Причесаться.

5. Завести часы.

Не ведущая рука фиксирует часы, а ведущая осуществляет точно дозированные движения, с помощью которых заво­дят часы.

6. Поймать одной рукой брошенный с расстояния 1,5-2 м бу­мажный шарик.

Проба выполняется по 5 раз каждой рукой, в результате определяется, какая рука точнее выполняет данное дей­ствие.

7. Бросить бумажный шарик с расстояния 1,5-2 м в корзину. Данная проба выполняется так же, как и предыдущая.

8. Собрать одной рукой рассыпанные на столе спички (моне­ты, гайки и др.).

Для сопоставления скорости движений правой и ревой рук пробу проводят попеременно правой и левой руками, опре­деляется скорость ее выполнения, более активную руку счи­тают ведущей.

9. Попасть 10 раз карандашом в кружки-«мишени» в центре двух одинаковых листов бумаги.

Проба проводится попеременно правой и левой рукой. Оцени­ваются скорость и точность выполнения задания. Более актив­ную руку считают ведущей.

 

Оценка результатов:

По результатам тестирования подсчитываются баллы, резуль­тат выполнения каждой пробы оценивается в 1 балл. 6 баллов и более (2/3 из 9 баллов) свидетельствуют о преобладании правой или левой руки, результат менее 6 баллов свидетельствует в пользу амбидекстрии.

Полученные данные суммируются с предыдущими, и, исходя из всей имеющейся информации, делается вывод о доминирова­нии правой, левой рук или об амбидекстрии. На основании этих данных можно также высказать суждение о доминировании ле­вого полушария у правшей, правого у левшей и отсутствии выра­женного доминирования у амбидекстров.

 

Задание 3. Определение ведущего полушария с помощью комплексного метода.

Данный метод основан на выполнении нескольких проб, оце­нивающих ведущий глаз, ведущую руку и ведущую сторону вра­щения (Яссман Л. В., Данюков В. Н., 1999). Испытуемому пред­лагается последовательно выполнить задания, затем оценить каждое задание и определить ведущее полушарие. Задания и кри­терии оценки приведены в таблице 20,

 

Таблица 20

Комплексная оценка ведущего полушария

 

Выполняемое задание Оценка ведущего полушария
1. Переплести пальцы рук Сверху большой палец правой руки - ведущее полушарие левое, сверху большой палец левой руки - правое
2. Испытуемый держит вертикально в вытянутой руке карандаш, фиксируя его взором на определенной точке, поочередно закрывает правый и левый глаз Карандаш смещается при закрывании правого глаза - ведущее полушарие левое карандаш смещается при закрывании левого глаза - ведущее полушарие правое  
3. Имитировать позу Наполеона Кисть левой руки первой направляется к предплечью - плечу правой руки и оказыва­ется сверху - ведущая рука левая, ведущее полушарие правое; кисть правой руки первой направляется к предплечью - плечу левой руки - ведущая рука правая, ведущее полушарие левое
4. Имитировать аплодисменты Сверху находится правая рука - ведущее полушарие левое, сверху находится левая рука - ведущее полушарие правое
5. Провести прямую вертикальную черту, разделяющую чистый лист бумаги на две части Линия ближе к правому краю листа - ведущее полушарие правое, линия ближе к левому краю листа - ведущее полушарие левое
6. Нарисовать треугольник и квадрат сначала левой рукой, затем правой рукой Лучше и быстрее нарисованы фигуры правой рукой - ведущее полушарие левое, лучше и быстрее нарисованы левой рукой - ведущее полушарие правое
7.Поставить произвольное количество палочек левой рукой, а затем правой рукой. Время выполнения задания 10 сек. Подсчитать число палочек Больше поставлено палочек правой рукой - ведущее полушарие левое, левой рукой - правое, одинаковое количество обеими руками - правое
8. Нарисовать круг, завершив его стрелкой Стрелка указывает направление против часовой стрелки - ведущее полушарие левое, по часовой стрелке - правое
9. Сидя на стуле, положить ногу на ногу Сверху правая нога - ведущее полушарие левое, сверху левая нога - правое
10. Стоя покружиться в удобную сторону Кружится против часовой стрелки - ведущее полушарие левое, кружится по часовой стрелке - правое
11. Быстро моргнуть одним глазом Быстрее моргает правый глаз - ведущее полушарие правое, левый глаз - левое. Быстрее моргает не доминирующий глаз.

 

Оценка результатов:

Итоговая оценка подсчитывается следующим образом: разни­ца между суммой баллов левого и суммой баллов правого полу­шарий делится на 11 и умножается на 100. Результаты сопостав­ляются с приведенными нормативными данными.

Полученный показатель составляет:

1. Больше или равен 30 - полное доминирование левого по­лушария.

2. От 10 до 30 - неполное доминирование левого полушария.

3. От 10 до -10 - неполное доминирование правого полушария.

4. Ниже -10 - полное доминирование правого полушария.

При обобщении полученных результатов можно объединить в одну группу лиц с полным и неполным доминированием левого полушария (преимущественно левополушарные) и, соответствен­но, лиц с полным и неполным доминированием правого полуша­рия (преимущественно правополушарные).

 

Оформление работы: по результатам выполнения всех трех заданий сделайте вывод о доминировании правого или лево­го полушария или об отсутствии выраженного доминирования.

Контрольные вопросы:

5. Психофизиологические особенности функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека.

6. Виды межполушарных асимметрий.

7. Функциональная межполушарная асимметрия и эмоции.

8. Пол и межполушарная асимметрия.

Литература:

5.Данилова Н.Н. Психофизиология [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gen.lib.rus.ec/get?md5

6.Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова.- СПб.: Питер, 2001.- 496 с.

7.Реброва, Н.П. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека и психические процессы / Н.П. Реброва, М.П. Чернышева.- СПб.: Речь, 2004.- 96 с.

8.Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний: Учеб. пособие.- К.: МАУП, 2006.- 240 с.

 

Диагностика:

Коррекция:

Вопросы к зачету

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

 

Дополнительная:

 

Ссылки на ресурсы Internet

Кузина С.И. Нормальная физиология [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/165896

Основы физиологии человека / Под. ред. Б. И. Ткаченко [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gen.lib.rus.ec/get

Физиология человека. [Электронный ресурс] / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько.- Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/123161

Физиология человека / Под. ред. Р. Шмидта и Г. Тевса [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/123177

 

ГЛОССАРИЙ

Приложение 1

Рабочая тетрадь

по дисциплине

«Диагностика и коррекция психофизиологического состояния»

(учебно-методическое пособие)

 

Т.В. Челышкова

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по дисциплине

«Диагностика и коррекция психофизиологического состояния»

студента (ки)____курса____группы

_________________________________

(ФИО студента)

Майкоп - 2010

 

УДК

ББК

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Адыгейского государственного университета

 

Рецензенты:

 

Челышкова Т.В.

Рабочая тетрадь по дисциплине «Диагностика и коррекция психофизиологического состояния». Учебно-методическое пособие для студентов.- Майкоп: изд-во, 2010.- 49с.

ISBN

 

Челышкова Т.В., 2010

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Работа 1. МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Цель работы: ознакомление с методами психофизиологического исследования.

Оборудование: 21-канальный многофункциональный комплекс для исследования ЭЭГ, 8-канальный электронейромиограф, компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования «НС-Психо-Тест», и т.д

 

В психофизиологии основными методами регистрации физиологических процессов являются электрофизиологические методы. В физиологической активности клеток, тканей и органов особое место занимает электрическая составляющая. Электрические потенциалы отражают физико-химические следствия обмена веществ, сопровождающие все основные жизненные процессы, и поэтому являются исключительно надежными, универсальными и точными показателями течения любых физиологических процессов.

Психофизиологическое обследование включает оценку:

-индивидуальных (типологических) свойств нервной системы;

-функционального состояния центральной нервной системы и его изменения в ходе учебной, трудовой деятельности, проведения реабилитационных мероприятий;

-профиля функциональной межполушарной асимметрии мозга;

-индивидуальных особенностей развития отдельных психических функций (память, внимание), играющих важную роль в обеспечении успешной трудовой и учебной деятельности;

-индивидуальных психологических особенностей (свойств темперамента, акцентуации характера, психологического профиля личности) с целью анализа возможных причин ухудшения здоровья и социально-психологической адаптации;

-функционального состояния организма и его динамики в процессе деятельности.

Результаты психофизиологического обследования позволяют разработать физиологически обоснованные рекомендации для организации обучения, профессиональной консультации.

Обследование проводится в помещении, изолированном от внешних шумов и других посторонних раздражителей (зрительных или слуховых). В помещении не должно быть никаких приборов, установок, отвлекающих внимание испытуемого. Во время работы в помещении не должно быть посторонних лиц, необходимо запретить переговоры и передвижения по комнате, вход и выход из помещения, в котором проводится исследование. Обследование по возможности проводится в утренние часы. Подлежащие испытанию должны хорошо отдохнуть накануне обследования.

 

Ход работы:

Рассмотрите диагностическое оборудование и приборы, используемые в психофизиологических исследованиях.

(Экскурсия по лаборатории «Физиология развития ребёнка»)

 

Компьютерный электроэнцефалограф для комплексного исследования биоэлектрической активности головного мозга (рис. 1). Программное обеспечение этого прибора позволяет осуществлять стандартные при ЭЭГ-исследованиях функциональные пробы (фотостимуляцию, фоностимуляцию, гипервентиляцию, открывание глаз).

Кроме того, можно выполнять и другие функциональные пробы любой продолжительности и в любой последовательности. Программа дает возможность проводить также когерентный и корреляционный анализ. После проведения математического анализа ЭЭГ программа позволяет создать в протоколе обследования автоматически сформированное описание ЭЭГ.

 

 

 

Рис. 1. 21-канальный многофункциональный комплекс для исследования ЭЭГ

Электронейромиограф с функциями исследования вызванных потенциалов мозга (рис. 2) позволяет проводить регистрацию и анализ характеристик слуховых, зрительных, соматосенсорных и когнитивных вызванных потенциалов мозга, исследование потенциала действия нерва, нервно-мышечной передачи и т.д.

Рис. 2. Электронейромиограф с функциями исследования вызванных потенциалов мозга

Компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования предназначен для использования в на­учных и практических исследованиях (рис. 3). Он сочетает в себе 120 методов психологического тестирования в виде традиционных опросников и аппаратные методы психофизиологического тестирования. Физиологические тесты включают исследования функционального состояния ЦНС, оценку внимания, помехоустойчивости, контактной кординациометрии, и т.д. Психологический раздел реализует группы методик по изучению особенностей нервной системы, психических процессов и состояний, личностных свойств и т.д.

 

 

 

Рис. 3. Компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования

Оформление работы:

1. Запишите перечень диагностического оборудования и приборов, используемых в психофизиологическом эксперименте, указав их назначение.

2. Используя материал учебников и лекций, заполните таблицу 1.

Контрольные вопросы:

1. Общие представления о состояниях человека. Определение понятия «состояние» в физиологии и психологии.

2. Методические основы проведения диагностики

3. Методы исследования психофизиологического состояния человека

Литература:

1.Губарева Л.И. Психофизиология / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.В. Агаркова.- М.: ВЛАДОС, 2007.- 188с.

2.Данилова Н.Н. Психофизиология [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gen.lib.rus.ec/get?md5

3. Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова.- СПб.: Питер, 2001.- 496 с.


Таблица 1

Методы психофизиологических исследований

Методы исследования Принцип метода Ограничения метода
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 


Работа 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ МЕТОДОМ ХРОНОРЕФЛЕКСОМЕТРИИ

Цель работы: исследовать функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) и характер его изменений при умственной и физической работе.

Объект исследования: человек.

Оборудование: компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования.

 

Для оценки функционального состояния центральной нервной системы используют метод хронорефлексометрии. Одним из критериев функционального состояния ЦНС является реакция на цветовые раздражители. Время реакции - важный показатель функционального состояния центральной нервной системы, а количество ошибок позволяет судить о степени развития дифференцировочного торможения и развитии утомления.

Ход работы:

Компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования позволяет тестировать простую сенсомоторную реакцию на два цветовых сигнала - красный и зеленый, на каждый из которых испытуемый должен отвечать определенным, заранее известным движением.

После подготовки компьютерного прибора к работе на дисплее загорается инструкция для испытуемого: «После предъявления светового стимула необходимо быстро нажать кнопку «Да» в ответ на зеленый цвет, «Нет» - на красный». В соответствии этой инструкцией испытуемый нажимает как можно быстрее на кнопку «Да» при зажигании лампочки зеленого цвета и на кнопку «Нет» при загорании лампочки красного цвета. По окончании тестирования на мониторе компьютера появляются результаты, которые сравнивают с данными оценочных таблиц при предъявлении в случайном порядке 46 зеленых и 6 красных стимулов, без учета тренировочных (табл. 2,3).

 

Критерии оценки функционального состояния центральной нервной системы

(по Л.И. Губаревой с соавт., 2007)

 

Таблица 2

Латентный период зрительно-моторной реакции (ЛП ЗМР)

Очень плохо Плохо Удовл. Хорошо Очень хорошо Отлично
≥400 350-400 300-350 250-300 200-250 <200

 

 

Таблица 3

Количество ошибок на дифференцировку

Очень плохо Плохо Удовл. Хорошо Очень хорошо Отлично
≥6 4-5        

С целью определения функциональных сдвигов в ЦНС под влиянием умственнойи физической работы определяются: ЛП зрительно-моторной реакции и срывы дифференцировок до и после нагрузки.

Физическая нагрузка - 30 приседаний.

Умственная нагрузка - экспресс-тестирование (или вычитание 3 из 400 в быстром темпе).

Удлинение ЛП реакции расценивается как косвенный показатель преобладания процесса торможения в коре головного мозга, укорочение ЛП указывает на иррадиацию возбуждения. Введение дифференцировочного раздражителя позволяет судить о состоянии тормозных процессов, наличие последовательного торможения - о степени концентрации нервных процессов. Например, укорочение ЛП при уменьшении числа срывов дифференцировки свидетельствует о повышении функционального состояния ЦНС. Но укорочение ЛП п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.69.109 (0.012 с.)