Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критерии оценки функционального состояния центральной нервной системы↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Т.В. Челышкова РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Диагностика и коррекция психофизиологического состояния» студента (ки)____курса____группы _________________________________ (ФИО студента) Майкоп - 2010
УДК ББК
Печатается по решению редакционно-издательского совета Адыгейского государственного университета
Рецензенты:
Челышкова Т.В. Рабочая тетрадь по дисциплине «Диагностика и коррекция психофизиологического состояния». Учебно-методическое пособие для студентов.- Майкоп: изд-во, 2010.- 49с. ISBN
Челышкова Т.В., 2010
ПРЕДИСЛОВИЕ
Работа 1. МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Цель работы: ознакомление с методами психофизиологического исследования. Оборудование: 21-канальный многофункциональный комплекс для исследования ЭЭГ, 8-канальный электронейромиограф, компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования «НС-Психо-Тест», и т.д
В психофизиологии основными методами регистрации физиологических процессов являются электрофизиологические методы. В физиологической активности клеток, тканей и органов особое место занимает электрическая составляющая. Электрические потенциалы отражают физико-химические следствия обмена веществ, сопровождающие все основные жизненные процессы, и поэтому являются исключительно надежными, универсальными и точными показателями течения любых физиологических процессов. Психофизиологическое обследование включает оценку: -индивидуальных (типологических) свойств нервной системы; -функционального состояния центральной нервной системы и его изменения в ходе учебной, трудовой деятельности, проведения реабилитационных мероприятий; -профиля функциональной межполушарной асимметрии мозга; -индивидуальных особенностей развития отдельных психических функций (память, внимание), играющих важную роль в обеспечении успешной трудовой и учебной деятельности; -индивидуальных психологических особенностей (свойств темперамента, акцентуации характера, психологического профиля личности) с целью анализа возможных причин ухудшения здоровья и социально-психологической адаптации; -функционального состояния организма и его динамики в процессе деятельности. Результаты психофизиологического обследования позволяют разработать физиологически обоснованные рекомендации для организации обучения, профессиональной консультации. Обследование проводится в помещении, изолированном от внешних шумов и других посторонних раздражителей (зрительных или слуховых). В помещении не должно быть никаких приборов, установок, отвлекающих внимание испытуемого. Во время работы в помещении не должно быть посторонних лиц, необходимо запретить переговоры и передвижения по комнате, вход и выход из помещения, в котором проводится исследование. Обследование по возможности проводится в утренние часы. Подлежащие испытанию должны хорошо отдохнуть накануне обследования.
Ход работы: Рассмотрите диагностическое оборудование и приборы, используемые в психофизиологических исследованиях. (Экскурсия по лаборатории «Физиология развития ребёнка»)
Компьютерный электроэнцефалограф для комплексного исследования биоэлектрической активности головного мозга (рис. 1). Программное обеспечение этого прибора позволяет осуществлять стандартные при ЭЭГ-исследованиях функциональные пробы (фотостимуляцию, фоностимуляцию, гипервентиляцию, открывание глаз). Кроме того, можно выполнять и другие функциональные пробы любой продолжительности и в любой последовательности. Программа дает возможность проводить также когерентный и корреляционный анализ. После проведения математического анализа ЭЭГ программа позволяет создать в протоколе обследования автоматически сформированное описание ЭЭГ.
Рис. 1. 21-канальный многофункциональный комплекс для исследования ЭЭГ Электронейромиограф с функциями исследования вызванных потенциалов мозга (рис. 2) позволяет проводить регистрацию и анализ характеристик слуховых, зрительных, соматосенсорных и когнитивных вызванных потенциалов мозга, исследование потенциала действия нерва, нервно-мышечной передачи и т.д.
Рис. 2. Электронейромиограф с функциями исследования вызванных потенциалов мозга Компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования предназначен для использования в научных и практических исследованиях (рис. 3). Он сочетает в себе 120 методов психологического тестирования в виде традиционных опросников и аппаратные методы психофизиологического тестирования. Физиологические тесты включают исследования функционального состояния ЦНС, оценку внимания, помехоустойчивости, контактной кординациометрии, и т.д. Психологический раздел реализует группы методик по изучению особенностей нервной системы, психических процессов и состояний, личностных свойств и т.д.
Рис. 3. Компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования Оформление работы: 1. Запишите перечень диагностического оборудования и приборов, используемых в психофизиологическом эксперименте, указав их назначение. 2. Используя материал учебников и лекций, заполните таблицу 1. Контрольные вопросы: 1. Общие представления о состояниях человека. Определение понятия «состояние» в физиологии и психологии. 2. Методические основы проведения диагностики 3. Методы исследования психофизиологического состояния человека Литература: 1.Губарева Л.И. Психофизиология / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.В. Агаркова.- М.: ВЛАДОС, 2007.- 188с. 2.Данилова Н.Н. Психофизиология [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gen.lib.rus.ec/get?md5 3. Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова.- СПб.: Питер, 2001.- 496 с. Таблица 1 Методы психофизиологических исследований
Работа 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ МЕТОДОМ ХРОНОРЕФЛЕКСОМЕТРИИ Цель работы: исследовать функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) и характер его изменений при умственной и физической работе. Объект исследования: человек. Оборудование: компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования.
Для оценки функционального состояния центральной нервной системы используют метод хронорефлексометрии. Одним из критериев функционального состояния ЦНС является реакция на цветовые раздражители. Время реакции - важный показатель функционального состояния центральной нервной системы, а количество ошибок позволяет судить о степени развития дифференцировочного торможения и развитии утомления. Ход работы: Компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования позволяет тестировать простую сенсомоторную реакцию на два цветовых сигнала - красный и зеленый, на каждый из которых испытуемый должен отвечать определенным, заранее известным движением. После подготовки компьютерного прибора к работе на дисплее загорается инструкция для испытуемого: «После предъявления светового стимула необходимо быстро нажать кнопку «Да» в ответ на зеленый цвет, «Нет» - на красный». В соответствии этой инструкцией испытуемый нажимает как можно быстрее на кнопку «Да» при зажигании лампочки зеленого цвета и на кнопку «Нет» при загорании лампочки красного цвета. По окончании тестирования на мониторе компьютера появляются результаты, которые сравнивают с данными оценочных таблиц при предъявлении в случайном порядке 46 зеленых и 6 красных стимулов, без учета тренировочных (табл. 2,3).
Задание 2. Определение латеральной асимметрии (право-леворукости) с использованием моторных тестов Испытуемому предлагается последовательно выполнить 9 моторных проб (Вассерман Л. И. и др., 1997). Задания предъявляются, как правило, вербально, в протоколе отмечается «активная» рука, по результатам исследования подсчитываются соответствующие баллы. 1. Переплести пальцы рук. У правшей сверху оказывается большой палец правой руки, у левшей - левой. 2. Имитировать аплодисменты. У правшей более активной является правая рука. 3. Пожать руку в приветствии. Отмечается, какую руку первой подаст для рукопожатия испытуемый, сравнивается сила рукопожатия правой и левой руки. 4. Причесаться. 5. Завести часы. Не ведущая рука фиксирует часы, а ведущая осуществляет точно дозированные движения, с помощью которых заводят часы. 6. Поймать одной рукой брошенный с расстояния 1,5-2 м бумажный шарик. Проба выполняется по 5 раз каждой рукой, в результате определяется, какая рука точнее выполняет данное действие. 7. Бросить бумажный шарик с расстояния 1,5-2 м в корзину. Данная проба выполняется так же, как и предыдущая. 8. Собрать одной рукой рассыпанные на столе спички (монеты, гайки и др.). Для сопоставления скорости движений правой и ревой рук пробу проводят попеременно правой и левой руками, определяется скорость ее выполнения, более активную руку считают ведущей. 9. Попасть 10 раз карандашом в кружки-«мишени» в центре двух одинаковых листов бумаги. Проба проводится попеременно правой и левой рукой. Оцениваются скорость и точность выполнения задания. Более активную руку считают ведущей.
Оценка результатов: По результатам тестирования подсчитываются баллы, результат выполнения каждой пробы оценивается в 1 балл. 6 баллов и более (2/3 из 9 баллов) свидетельствуют о преобладании правой или левой руки, результат менее 6 баллов свидетельствует в пользу амбидекстрии. Полученные данные суммируются с предыдущими, и, исходя из всей имеющейся информации, делается вывод о доминировании правой, левой рук или об амбидекстрии. На основании этих данных можно также высказать суждение о доминировании левого полушария у правшей, правого у левшей и отсутствии выраженного доминирования у амбидекстров.
Задание 3. Определение ведущего полушария с помощью комплексного метода. Данный метод основан на выполнении нескольких проб, оценивающих ведущий глаз, ведущую руку и ведущую сторону вращения (Яссман Л. В., Данюков В. Н., 1999). Испытуемому предлагается последовательно выполнить задания, затем оценить каждое задание и определить ведущее полушарие. Задания и критерии оценки приведены в таблице 20,
Таблица 20 Комплексная оценка ведущего полушария
Оценка результатов: Итоговая оценка подсчитывается следующим образом: разница между суммой баллов левого и суммой баллов правого полушарий делится на 11 и умножается на 100. Результаты сопоставляются с приведенными нормативными данными. Полученный показатель составляет: 1. Больше или равен 30 - полное доминирование левого полушария. 2. От 10 до 30 - неполное доминирование левого полушария. 3. От 10 до -10 - неполное доминирование правого полушария. 4. Ниже -10 - полное доминирование правого полушария. При обобщении полученных результатов можно объединить в одну группу лиц с полным и неполным доминированием левого полушария (преимущественно левополушарные) и, соответственно, лиц с полным и неполным доминированием правого полушария (преимущественно правополушарные).
Оформление работы: по результатам выполнения всех трех заданий сделайте вывод о доминировании правого или левого полушария или об отсутствии выраженного доминирования. Контрольные вопросы: 1. Психофизиологические особенности функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека. 2. Виды межполушарных асимметрий. 3. Функциональная межполушарная асимметрия и эмоции. 4. Пол и межполушарная асимметрия. Литература: 1.Данилова Н.Н. Психофизиология [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gen.lib.rus.ec/get?md5 2.Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова.- СПб.: Питер, 2001.- 496 с. 3.Реброва, Н.П. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека и психические процессы / Н.П. Реброва, М.П. Чернышева.- СПб.: Речь, 2004.- 96 с. 4.Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний: Учеб. пособие.- К.: МАУП, 2006.- 240 с.
Диагностика: Коррекция: Работа 10. Цель работы: Объект исследования: Оборудование:
Ход работы: Задание 1. Опросник право-леворукости: 1. Были ли у Вас среди близких родственников лица, лучше владевшие левой рукой или обеими руками одинаково. Кто? 2. Были ли склонности в начале школьного обучения к зеркальному (отраженному) изображению букв, цифр? Да, нет. 3. Какой рукой в детстве Вы начинали: рисовать - правой, левой, попеременно; писать - правой, левой, попеременно; есть - правой, левой, попеременно. 4. Какой рукой Вы: пишете - правой, левой, попеременно; набираете номер телефона - правой, левой, попеременно; открываете замок ключом - правой, левой, попеременно. 5. Какой рукой Вы держите: чашку - правой, левой, попеременно; ложку - правой, левой, попеременно; нож - правой, левой, попеременно. 6. Какой рукой Вы держите: расческу - правой, левой, попеременно; зубную щетку - правой, левой, попеременно; ножницы - правой, левой, попеременно. 7. Какой рукой Вы бросаете: мяч - правой, левой, попеременно; камень - правой, левой, попеременно; палку - правой, левой, попеременно. 8. Какой рукой Вы: подметаете пол - правой, левой, попеременно; забиваете гвозди - правой, левой, попеременно; зажигаете спичку - правой, левой, попеременно.
Оценка результатов: Каждый выбор испытуемого оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов - 18. Ответы на №№ 1 и 2 не оцениваются, но принимаются во внимание при оценке результатов опроса. Предпочтение правой или левой руки считается определенным при результате 12 баллов и более в пользу одной из них. В пользу амбидекстрии свидетельствуют 6 баллов и более, полученных за выбор испытуемыми ответа попеременно.
Необходимо обратить внимание, что полученные при использовании данной методики результаты основываются на самооценке испытуемых и не всегда достаточно отражают объективную картину. Для уточнения вывода о ведущей руке целесообразно провести исследование с использованием моторных тестов.
Задание 2. Определение латеральной асимметрии (право-леворукости) с использованием моторных тестов Испытуемому предлагается последовательно выполнить 9 моторных проб (Вассерман Л. И. и др., 1997). Задания предъявляются, как правило, вербально, в протоколе отмечается «активная» рука, по результатам исследования подсчитываются соответствующие баллы. 1. Переплести пальцы рук. У правшей сверху оказывается большой палец правой руки, у левшей - левой. 2. Имитировать аплодисменты. У правшей более активной является правая рука. 3. Пожать руку в приветствии. Отмечается, какую руку первой подаст для рукопожатия испытуемый, сравнивается сила рукопожатия правой и левой руки. 4. Причесаться. 5. Завести часы. Не ведущая рука фиксирует часы, а ведущая осуществляет точно дозированные движения, с помощью которых заводят часы. 6. Поймать одной рукой брошенный с расстояния 1,5-2 м бумажный шарик. Проба выполняется по 5 раз каждой рукой, в результате определяется, какая рука точнее выполняет данное действие. 7. Бросить бумажный шарик с расстояния 1,5-2 м в корзину. Данная проба выполняется так же, как и предыдущая. 8. Собрать одной рукой рассыпанные на столе спички (монеты, гайки и др.). Для сопоставления скорости движений правой и ревой рук пробу проводят попеременно правой и левой руками, определяется скорость ее выполнения, более активную руку считают ведущей. 9. Попасть 10 раз карандашом в кружки-«мишени» в центре двух одинаковых листов бумаги. Проба проводится попеременно правой и левой рукой. Оцениваются скорость и точность выполнения задания. Более активную руку считают ведущей.
Оценка результатов: По результатам тестирования подсчитываются баллы, результат выполнения каждой пробы оценивается в 1 балл. 6 баллов и более (2/3 из 9 баллов) свидетельствуют о преобладании правой или левой руки, результат менее 6 баллов свидетельствует в пользу амбидекстрии. Полученные данные суммируются с предыдущими, и, исходя из всей имеющейся информации, делается вывод о доминировании правой, левой рук или об амбидекстрии. На основании этих данных можно также высказать суждение о доминировании левого полушария у правшей, правого у левшей и отсутствии выраженного доминирования у амбидекстров.
Задание 3. Определение ведущего полушария с помощью комплексного метода. Данный метод основан на выполнении нескольких проб, оценивающих ведущий глаз, ведущую руку и ведущую сторону вращения (Яссман Л. В., Данюков В. Н., 1999). Испытуемому предлагается последовательно выполнить задания, затем оценить каждое задание и определить ведущее полушарие. Задания и критерии оценки приведены в таблице 20,
Таблица 20 Комплексная оценка ведущего полушария
Оценка результатов: Итоговая оценка подсчитывается следующим образом: разница между суммой баллов левого и суммой баллов правого полушарий делится на 11 и умножается на 100. Результаты сопоставляются с приведенными нормативными данными. Полученный показатель составляет: 1. Больше или равен 30 - полное доминирование левого полушария. 2. От 10 до 30 - неполное доминирование левого полушария. 3. От 10 до -10 - неполное доминирование правого полушария. 4. Ниже -10 - полное доминирование правого полушария. При обобщении полученных результатов можно объединить в одну группу лиц с полным и неполным доминированием левого полушария (преимущественно левополушарные) и, соответственно, лиц с полным и неполным доминированием правого полушария (преимущественно правополушарные).
Оформление работы: по результатам выполнения всех трех заданий сделайте вывод о доминировании правого или левого полушария или об отсутствии выраженного доминирования. Контрольные вопросы: 5. Психофизиологические особенности функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека. 6. Виды межполушарных асимметрий. 7. Функциональная межполушарная асимметрия и эмоции. 8. Пол и межполушарная асимметрия. Литература: 5.Данилова Н.Н. Психофизиология [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gen.lib.rus.ec/get?md5 6.Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова.- СПб.: Питер, 2001.- 496 с. 7.Реброва, Н.П. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека и психические процессы / Н.П. Реброва, М.П. Чернышева.- СПб.: Речь, 2004.- 96 с. 8.Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний: Учеб. пособие.- К.: МАУП, 2006.- 240 с.
Диагностика: Коррекция: Вопросы к зачету
ЛИТЕРАТУРА Основная:
Дополнительная:
Ссылки на ресурсы Internet Кузина С.И. Нормальная физиология [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/165896 Основы физиологии человека / Под. ред. Б. И. Ткаченко [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gen.lib.rus.ec/get Физиология человека. [Электронный ресурс] / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько.- Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/123161 Физиология человека / Под. ред. Р. Шмидта и Г. Тевса [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/123177
ГЛОССАРИЙ Приложение 1 Рабочая тетрадь по дисциплине «Диагностика и коррекция психофизиологического состояния» (учебно-методическое пособие)
Т.В. Челышкова РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Диагностика и коррекция психофизиологического состояния» студента (ки)____курса____группы _________________________________ (ФИО студента) Майкоп - 2010
УДК ББК
Печатается по решению редакционно-издательского совета Адыгейского государственного университета
Рецензенты:
Челышкова Т.В. Рабочая тетрадь по дисциплине «Диагностика и коррекция психофизиологического состояния». Учебно-методическое пособие для студентов.- Майкоп: изд-во, 2010.- 49с. ISBN
Челышкова Т.В., 2010
ПРЕДИСЛОВИЕ
Работа 1. МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Цель работы: ознакомление с методами психофизиологического исследования. Оборудование: 21-канальный многофункциональный комплекс для исследования ЭЭГ, 8-канальный электронейромиограф, компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования «НС-Психо-Тест», и т.д
В психофизиологии основными методами регистрации физиологических процессов являются электрофизиологические методы. В физиологической активности клеток, тканей и органов особое место занимает электрическая составляющая. Электрические потенциалы отражают физико-химические следствия обмена веществ, сопровождающие все основные жизненные процессы, и поэтому являются исключительно надежными, универсальными и точными показателями течения любых физиологических процессов. Психофизиологическое обследование включает оценку: -индивидуальных (типологических) свойств нервной системы; -функционального состояния центральной нервной системы и его изменения в ходе учебной, трудовой деятельности, проведения реабилитационных мероприятий; -профиля функциональной межполушарной асимметрии мозга; -индивидуальных особенностей развития отдельных психических функций (память, внимание), играющих важную роль в обеспечении успешной трудовой и учебной деятельности; -индивидуальных психологических особенностей (свойств темперамента, акцентуации характера, психологического профиля личности) с целью анализа возможных причин ухудшения здоровья и социально-психологической адаптации; -функционального состояния организма и его динамики в процессе деятельности. Результаты психофизиологического обследования позволяют разработать физиологически обоснованные рекомендации для организации обучения, профессиональной консультации. Обследование проводится в помещении, изолированном от внешних шумов и других посторонних раздражителей (зрительных или слуховых). В помещении не должно быть никаких приборов, установок, отвлекающих внимание испытуемого. Во время работы в помещении не должно быть посторонних лиц, необходимо запретить переговоры и передвижения по комнате, вход и выход из помещения, в котором проводится исследование. Обследование по возможности проводится в утренние часы. Подлежащие испытанию должны хорошо отдохнуть накануне обследования.
Ход работы: Рассмотрите диагностическое оборудование и приборы, используемые в психофизиологических исследованиях. (Экскурсия по лаборатории «Физиология развития ребёнка»)
Компьютерный электроэнцефалограф для комплексного исследования биоэлектрической активности головного мозга (рис. 1). Программное обеспечение этого прибора позволяет осуществлять стандартные при ЭЭГ-исследованиях функциональные пробы (фотостимуляцию, фоностимуляцию, гипервентиляцию, открывание глаз). Кроме того, можно выполнять и другие функциональные пробы любой продолжительности и в любой последовательности. Программа дает возможность проводить также когерентный и корреляционный анализ. После проведения математического анализа ЭЭГ программа позволяет создать в протоколе обследования автоматически сформированное описание ЭЭГ.
Рис. 1. 21-канальный многофункциональный комплекс для исследования ЭЭГ Электронейромиограф с функциями исследования вызванных потенциалов мозга (рис. 2) позволяет проводить регистрацию и анализ характеристик слуховых, зрительных, соматосенсорных и когнитивных вызванных потенциалов мозга, исследование потенциала действия нерва, нервно-мышечной передачи и т.д.
Рис. 2. Электронейромиограф с функциями исследования вызванных потенциалов мозга Компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования предназначен для использования в научных и практических исследованиях (рис. 3). Он сочетает в себе 120 методов психологического тестирования в виде традиционных опросников и аппаратные методы психофизиологического тестирования. Физиологические тесты включают исследования функционального состояния ЦНС, оценку внимания, помехоустойчивости, контактной кординациометрии, и т.д. Психологический раздел реализует группы методик по изучению особенностей нервной системы, психических процессов и состояний, личностных свойств и т.д.
Рис. 3. Компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования Оформление работы: 1. Запишите перечень диагностического оборудования и приборов, используемых в психофизиологическом эксперименте, указав их назначение. 2. Используя материал учебников и лекций, заполните таблицу 1. Контрольные вопросы: 1. Общие представления о состояниях человека. Определение понятия «состояние» в физиологии и психологии. 2. Методические основы проведения диагностики 3. Методы исследования психофизиологического состояния человека Литература: 1.Губарева Л.И. Психофизиология / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.В. Агаркова.- М.: ВЛАДОС, 2007.- 188с. 2.Данилова Н.Н. Психофизиология [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gen.lib.rus.ec/get?md5 3. Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова.- СПб.: Питер, 2001.- 496 с. Таблица 1 Методы психофизиологических исследований
Работа 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ МЕТОДОМ ХРОНОРЕФЛЕКСОМЕТРИИ Цель работы: исследовать функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) и характер его изменений при умственной и физической работе. Объект исследования: человек. Оборудование: компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования.
Для оценки функционального состояния центральной нервной системы используют метод хронорефлексометрии. Одним из критериев функционального состояния ЦНС является реакция на цветовые раздражители. Время реакции - важный показатель функционального состояния центральной нервной системы, а количество ошибок позволяет судить о степени развития дифференцировочного торможения и развитии утомления. Ход работы: Компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования позволяет тестировать простую сенсомоторную реакцию на два цветовых сигнала - красный и зеленый, на каждый из которых испытуемый должен отвечать определенным, заранее известным движением. После подготовки компьютерного прибора к работе на дисплее загорается инструкция для испытуемого: «После предъявления светового стимула необходимо быстро нажать кнопку «Да» в ответ на зеленый цвет, «Нет» - на красный». В соответствии этой инструкцией испытуемый нажимает как можно быстрее на кнопку «Да» при зажигании лампочки зеленого цвета и на кнопку «Нет» при загорании лампочки красного цвета. По окончании тестирования на мониторе компьютера появляются результаты, которые сравнивают с данными оценочных таблиц при предъявлении в случайном порядке 46 зеленых и 6 красных стимулов, без учета тренировочных (табл. 2,3).
Критерии оценки функционального состояния центральной нервной системы (по Л.И. Губаревой с соавт., 2007)
Таблица 2 Латентный период зрительно-моторной реакции (ЛП ЗМР)
Таблица 3 Количество ошибок на дифференцировку
С целью определения функциональных сдвигов в ЦНС под влиянием умственнойи физической работы определяются: ЛП зрительно-моторной реакции и срывы дифференцировок до и после нагрузки. Физическая нагрузка - 30 приседаний. Умственная нагрузка - экспресс-тестирование (или вычитание 3 из 400 в быстром темпе). Удлинение ЛП реакции расценивается как косвенный показатель преобладания процесса торможения в коре головного мозга, укорочение ЛП указывает на иррадиацию возбуждения. Введение дифференцировочного раздражителя позволяет судить о состоянии тормозных процессов, наличие последовательного торможения - о степени концентрации нервных процессов. Например, укорочение ЛП при уменьшении числа срывов дифференцировки свидетельствует о повышении функционального состояния ЦНС. Но укорочение ЛП п
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.116 (0.016 с.) |