![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критерии оценки функционального состояния центральной нервной системыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Т.В. Челышкова РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Диагностика и коррекция психофизиологического состояния» студента (ки)____курса____группы _________________________________ (ФИО студента) Майкоп - 2010
УДК ББК
Печатается по решению редакционно-издательского совета Адыгейского государственного университета
Рецензенты:
Челышкова Т.В. Рабочая тетрадь по дисциплине «Диагностика и коррекция психофизиологического состояния». Учебно-методическое пособие для студентов.- Майкоп: изд-во, 2010.- 49с. ISBN
Челышкова Т.В., 2010
ПРЕДИСЛОВИЕ
Работа 1. МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Цель работы: ознакомление с методами психофизиологического исследования. Оборудование: 21-канальный многофункциональный комплекс для исследования ЭЭГ, 8-канальный электронейромиограф, компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования «НС-Психо-Тест», и т.д
В психофизиологии основными методами регистрации физиологических процессов являются электрофизиологические методы. В физиологической активности клеток, тканей и органов особое место занимает электрическая составляющая. Электрические потенциалы отражают физико-химические следствия обмена веществ, сопровождающие все основные жизненные процессы, и поэтому являются исключительно надежными, универсальными и точными показателями течения любых физиологических процессов. Психофизиологическое обследование включает оценку: -индивидуальных (типологических) свойств нервной системы; -функционального состояния центральной нервной системы и его изменения в ходе учебной, трудовой деятельности, проведения реабилитационных мероприятий; -профиля функциональной межполушарной асимметрии мозга; -индивидуальных особенностей развития отдельных психических функций (память, внимание), играющих важную роль в обеспечении успешной трудовой и учебной деятельности; -индивидуальных психологических особенностей (свойств темперамента, акцентуации характера, психологического профиля личности) с целью анализа возможных причин ухудшения здоровья и социально-психологической адаптации; -функционального состояния организма и его динамики в процессе деятельности. Результаты психофизиологического обследования позволяют разработать физиологически обоснованные рекомендации для организации обучения, профессиональной консультации. Обследование проводится в помещении, изолированном от внешних шумов и других посторонних раздражителей (зрительных или слуховых). В помещении не должно быть никаких приборов, установок, отвлекающих внимание испытуемого. Во время работы в помещении не должно быть посторонних лиц, необходимо запретить переговоры и передвижения по комнате, вход и выход из помещения, в котором проводится исследование. Обследование по возможности проводится в утренние часы. Подлежащие испытанию должны хорошо отдохнуть накануне обследования.
Ход работы: Рассмотрите диагностическое оборудование и приборы, используемые в психофизиологических исследованиях. (Экскурсия по лаборатории «Физиология развития ребёнка»)
Компьютерный электроэнцефалограф для комплексного исследования биоэлектрической активности головного мозга (рис. 1). Программное обеспечение этого прибора позволяет осуществлять стандартные при ЭЭГ-исследованиях функциональные пробы (фотостимуляцию, фоностимуляцию, гипервентиляцию, открывание глаз). Кроме того, можно выполнять и другие функциональные пробы любой продолжительности и в любой последовательности. Программа дает возможность проводить также когерентный и корреляционный анализ. После проведения математического анализа ЭЭГ программа позволяет создать в протоколе обследования автоматически сформированное описание ЭЭГ.
Рис. 1. 21-канальный многофункциональный комплекс для исследования ЭЭГ Электронейромиограф с функциями исследования вызванных потенциалов мозга (рис. 2) позволяет проводить регистрацию и анализ характеристик слуховых, зрительных, соматосенсорных и когнитивных вызванных потенциалов мозга, исследование потенциала действия нерва, нервно-мышечной передачи и т.д.
Рис. 2. Электронейромиограф с функциями исследования вызванных потенциалов мозга Компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования предназначен для использования в научных и практических исследованиях (рис. 3). Он сочетает в себе 120 методов психологического тестирования в виде традиционных опросников и аппаратные методы психофизиологического тестирования. Физиологические тесты включают исследования функционального состояния ЦНС, оценку внимания, помехоустойчивости, контактной кординациометрии, и т.д. Психологический раздел реализует группы методик по изучению особенностей нервной системы, психических процессов и состояний, личностных свойств и т.д.
Рис. 3. Компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования Оформление работы: 1. Запишите перечень диагностического оборудования и приборов, используемых в психофизиологическом эксперименте, указав их назначение. 2. Используя материал учебников и лекций, заполните таблицу 1. Контрольные вопросы: 1. Общие представления о состояниях человека. Определение понятия «состояние» в физиологии и психологии. 2. Методические основы проведения диагностики 3. Методы исследования психофизиологического состояния человека Литература: 1.Губарева Л.И. Психофизиология / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.В. Агаркова.- М.: ВЛАДОС, 2007.- 188с. 2.Данилова Н.Н. Психофизиология [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gen.lib.rus.ec/get?md5 3. Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова.- СПб.: Питер, 2001.- 496 с. Таблица 1 Методы психофизиологических исследований
Работа 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ МЕТОДОМ ХРОНОРЕФЛЕКСОМЕТРИИ Цель работы: исследовать функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) и характер его изменений при умственной и физической работе. Объект исследования: человек. Оборудование: компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования.
Для оценки функционального состояния центральной нервной системы используют метод хронорефлексометрии. Одним из критериев функционального состояния ЦНС является реакция на цветовые раздражители. Время реакции - важный показатель функционального состояния центральной нервной системы, а количество ошибок позволяет судить о степени развития дифференцировочного торможения и развитии утомления. Ход работы: Компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования позволяет тестировать простую сенсомоторную реакцию на два цветовых сигнала - красный и зеленый, на каждый из которых испытуемый должен отвечать определенным, заранее известным движением. После подготовки компьютерного прибора к работе на дисплее загорается инструкция для испытуемого: «После предъявления светового стимула необходимо быстро нажать кнопку «Да» в ответ на зеленый цвет, «Нет» - на красный». В соответствии этой инструкцией испытуемый нажимает как можно быстрее на кнопку «Да» при зажигании лампочки зеленого цвета и на кнопку «Нет» при загорании лампочки красного цвета. По окончании тестирования на мониторе компьютера появляются результаты, которые сравнивают с данными оценочных таблиц при предъявлении в случайном порядке 46 зеленых и 6 красных стимулов, без учета тренировочных (табл. 2,3).
Задание 2. Определение латеральной асимметрии (право-леворукости) с использованием моторных тестов Испытуемому предлагается последовательно выполнить 9 моторных проб (Вассерман Л. И. и др., 1997). Задания предъявляются, как правило, вербально, в протоколе отмечается «активная» рука, по результатам исследования подсчитываются соответствующие баллы. 1. Переплести пальцы рук. У правшей сверху оказывается большой палец правой руки, у левшей - левой. 2. Имитировать аплодисменты. У правшей более активной является правая рука. 3. Пожать руку в приветствии. Отмечается, какую руку первой подаст для рукопожатия испытуемый, сравнивается сила рукопожатия правой и левой руки. 4. Причесаться. 5. Завести часы. Не ведущая рука фиксирует часы, а ведущая осуществляет точно дозированные движения, с помощью которых заводят часы. 6. Поймать одной рукой брошенный с расстояния 1,5-2 м бумажный шарик. Проба выполняется по 5 раз каждой рукой, в результате определяется, какая рука точнее выполняет данное действие. 7. Бросить бумажный шарик с расстояния 1,5-2 м в корзину. Данная проба выполняется так же, как и предыдущая. 8. Собрать одной рукой рассыпанные на столе спички (монеты, гайки и др.). Для сопоставления скорости движений правой и ревой рук пробу проводят попеременно правой и левой руками, определяется скорость ее выполнения, более активную руку считают ведущей. 9. Попасть 10 раз карандашом в кружки-«мишени» в центре двух одинаковых листов бумаги. Проба проводится попеременно правой и левой рукой. Оцениваются скорость и точность выполнения задания. Более активную руку считают ведущей.
Оценка результатов: По результатам тестирования подсчитываются баллы, результат выполнения каждой пробы оценивается в 1 балл. 6 баллов и более (2/3 из 9 баллов) свидетельствуют о преобладании правой или левой руки, результат менее 6 баллов свидетельствует в пользу амбидекстрии. Полученные данные суммируются с предыдущими, и, исходя из всей имеющейся информации, делается вывод о доминировании правой, левой рук или об амбидекстрии. На основании этих данных можно также высказать суждение о доминировании левого полушария у правшей, правого у левшей и отсутствии выраженного доминирования у амбидекстров.
Задание 3. Определение ведущего полушария с помощью комплексного метода. Данный метод основан на выполнении нескольких проб, оценивающих ведущий глаз, ведущую руку и ведущую сторону вращения (Яссман Л. В., Данюков В. Н., 1999). Испытуемому предлагается последовательно выполнить задания, затем оценить каждое задание и определить ведущее полушарие. Задания и критерии оценки приведены в таблице 20,
Таблица 20 Комплексная оценка ведущего полушария
Оценка результатов: Итоговая оценка подсчитывается следующим образом: разница между суммой баллов левого и суммой баллов правого полушарий делится на 11 и умножается на 100. Результаты сопоставляются с приведенными нормативными данными. Полученный показатель составляет: 1. Больше или равен 30 - полное доминирование левого полушария. 2. От 10 до 30 - неполное доминирование левого полушария. 3. От 10 до -10 - неполное доминирование правого полушария. 4. Ниже -10 - полное доминирование правого полушария. При обобщении полученных результатов можно объединить в одну группу лиц с полным и неполным доминированием левого полушария (преимущественно левополушарные) и, соответственно, лиц с полным и неполным доминированием правого полушария (преимущественно правополушарные).
Оформление работы: по результатам выполнения всех трех заданий сделайте вывод о доминировании правого или левого полушария или об отсутствии выраженного доминирования. Контрольные вопросы: 1. Психофизиологические особенности функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека. 2. Виды межполушарных асимметрий. 3. Функциональная межполушарная асимметрия и эмоции. 4. Пол и межполушарная асимметрия. Литература: 1.Данилова Н.Н. Психофизиология [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gen.lib.rus.ec/get?md5 2.Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова.- СПб.: Питер, 2001.- 496 с. 3.Реброва, Н.П. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека и психические процессы / Н.П. Реброва, М.П. Чернышева.- СПб.: Речь, 2004.- 96 с. 4.Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний: Учеб. пособие.- К.: МАУП, 2006.- 240 с.
Диагностика: Коррекция: Работа 10. Цель работы: Объект исследования: Оборудование:
Ход работы: Задание 1. Опросник право-леворукости: 1. Были ли у Вас среди близких родственников лица, лучше владевшие левой рукой или обеими руками одинаково. Кто? 2. Были ли склонности в начале школьного обучения к зеркальному (отраженному) изображению букв, цифр? Да, нет. 3. Какой рукой в детстве Вы начинали: рисовать - правой, левой, попеременно; писать - правой, левой, попеременно; есть - правой, левой, попеременно. 4. Какой рукой Вы: пишете - правой, левой, попеременно; набираете номер телефона - правой, левой, попеременно; открываете замок ключом - правой, левой, попеременно. 5. Какой рукой Вы держите: чашку - правой, левой, попеременно; ложку - правой, левой, попеременно; нож - правой, левой, попеременно. 6. Какой рукой Вы держите: расческу - правой, левой, попеременно; зубную щетку - правой, левой, попеременно; ножницы - правой, левой, попеременно. 7. Какой рукой Вы бросаете: мяч - правой, левой, попеременно; камень - правой, левой, попеременно; палку - правой, левой, попеременно. 8. Какой рукой Вы: подметаете пол - правой, левой, попеременно; забиваете гвозди - правой, левой, попеременно; зажигаете спичку - правой, левой, попеременно.
Оценка результатов: Каждый выбор испытуемого оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов - 18. Ответы на №№ 1 и 2 не оцениваются, но принимаются во внимание при оценке результатов опроса. Предпочтение правой или левой руки считается определенным при результате 12 баллов и более в пользу одной из них. В пользу амбидекстрии свидетельствуют 6 баллов и более, полученных за выбор испытуемыми ответа попеременно.
Необходимо обратить внимание, что полученные при использовании данной методики результаты основываются на самооценке испытуемых и не всегда достаточно отражают объективную картину. Для уточнения вывода о ведущей руке целесообразно провести исследование с использованием моторных тестов.
Задание 2. Определение латеральной асимметрии (право-леворукости) с использованием моторных тестов Испытуемому предлагается последовательно выполнить 9 моторных проб (Вассерман Л. И. и др., 1997). Задания предъявляются, как правило, вербально, в протоколе отмечается «активная» рука, по результатам исследования подсчитываются соответствующие баллы. 1. Переплести пальцы рук. У правшей сверху оказывается большой палец правой руки, у левшей - левой. 2. Имитировать аплодисменты. У правшей более активной является правая рука. 3. Пожать руку в приветствии. Отмечается, какую руку первой подаст для рукопожатия испытуемый, сравнивается сила рукопожатия правой и левой руки. 4. Причесаться. 5. Завести часы. Не ведущая рука фиксирует часы, а ведущая осуществляет точно дозированные движения, с помощью которых заводят часы. 6. Поймать одной рукой брошенный с расстояния 1,5-2 м бумажный шарик. Проба выполняется по 5 раз каждой рукой, в результате определяется, какая рука точнее выполняет данное действие. 7. Бросить бумажный шарик с расстояния 1,5-2 м в корзину. Данная проба выполняется так же, как и предыдущая. 8. Собрать одной рукой рассыпанные на столе спички (монеты, гайки и др.). Для сопоставления скорости движений правой и ревой рук пробу проводят попеременно правой и левой руками, определяется скорость ее выполнения, более активную руку считают ведущей. 9. Попасть 10 раз карандашом в кружки-«мишени» в центре двух одинаковых листов бумаги. Проба проводится попеременно правой и левой рукой. Оцениваются скорость и точность выполнения задания. Более активную руку считают ведущей.
Оценка результатов: По результатам тестирования подсчитываются баллы, результат выполнения каждой пробы оценивается в 1 балл. 6 баллов и более (2/3 из 9 баллов) свидетельствуют о преобладании правой или левой руки, результат менее 6 баллов свидетельствует в пользу амбидекстрии. Полученные данные суммируются с предыдущими, и, исходя из всей имеющейся информации, делается вывод о доминировании правой, левой рук или об амбидекстрии. На основании этих данных можно также высказать суждение о доминировании левого полушария у правшей, правого у левшей и отсутствии выраженного доминирования у амбидекстров.
Задание 3. Определение ведущего полушария с помощью комплексного метода. Данный метод основан на выполнении нескольких проб, оценивающих ведущий глаз, ведущую руку и ведущую сторону вращения (Яссман Л. В., Данюков В. Н., 1999). Испытуемому предлагается последовательно выполнить задания, затем оценить каждое задание и определить ведущее полушарие. Задания и критерии оценки приведены в таблице 20,
Таблица 20 Комплексная оценка ведущего полушария
Оценка результатов: Итоговая оценка подсчитывается следующим образом: разница между суммой баллов левого и суммой баллов правого полушарий делится на 11 и умножается на 100. Результаты сопоставляются с приведенными нормативными данными. Полученный показатель составляет: 1. Больше или равен 30 - полное доминирование левого полушария. 2. От 10 до 30 - неполное доминирование левого полушария. 3. От 10 до -10 - неполное доминирование правого полушария. 4. Ниже -10 - полное доминирование правого полушария. При обобщении полученных результатов можно объединить в одну группу лиц с полным и неполным доминированием левого полушария (преимущественно левополушарные) и, соответственно, лиц с полным и неполным доминированием правого полушария (преимущественно правополушарные).
Оформление работы: по результатам выполнения всех трех заданий сделайте вывод о доминировании правого или левого полушария или об отсутствии выраженного доминирования. Контрольные вопросы: 5. Психофизиологические особенности функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека. 6. Виды межполушарных асимметрий. 7. Функциональная межполушарная асимметрия и эмоции. 8. Пол и межполушарная асимметрия. Литература: 5.Данилова Н.Н. Психофизиология [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gen.lib.rus.ec/get?md5 6.Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова.- СПб.: Питер, 2001.- 496 с. 7.Реброва, Н.П. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека и психические процессы / Н.П. Реброва, М.П. Чернышева.- СПб.: Речь, 2004.- 96 с. 8.Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний: Учеб. пособие.- К.: МАУП, 2006.- 240 с.
Диагностика: Коррекция: Вопросы к зачету
ЛИТЕРАТУРА Основная:
Дополнительная:
Ссылки на ресурсы Internet Кузина С.И. Нормальная физиология [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/165896 Основы физиологии человека / Под. ред. Б. И. Ткаченко [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gen.lib.rus.ec/get Физиология человека. [Электронный ресурс] / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько.- Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/123161 Физиология человека / Под. ред. Р. Шмидта и Г. Тевса [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/123177
ГЛОССАРИЙ Приложение 1 Рабочая тетрадь по дисциплине «Диагностика и коррекция психофизиологического состояния» (учебно-методическое пособие)
Т.В. Челышкова РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Диагностика и коррекция психофизиологического состояния» студента (ки)____курса____группы _________________________________ (ФИО студента) Майкоп - 2010
УДК ББК
Печатается по решению редакционно-издательского совета Адыгейского государственного университета
Рецензенты:
Челышкова Т.В. Рабочая тетрадь по дисциплине «Диагностика и коррекция психофизиологического состояния». Учебно-методическое пособие для студентов.- Майкоп: изд-во, 2010.- 49с. ISBN
Челышкова Т.В., 2010
ПРЕДИСЛОВИЕ
Работа 1. МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Цель работы: ознакомление с методами психофизиологического исследования. Оборудование: 21-канальный многофункциональный комплекс для исследования ЭЭГ, 8-канальный электронейромиограф, компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования «НС-Психо-Тест», и т.д
В психофизиологии основными методами регистрации физиологических процессов являются электрофизиологические методы. В физиологической активности клеток, тканей и органов особое место занимает электрическая составляющая. Электрические потенциалы отражают физико-химические следствия обмена веществ, сопровождающие все основные жизненные процессы, и поэтому являются исключительно надежными, универсальными и точными показателями течения любых физиологических процессов. Психофизиологическое обследование включает оценку: -индивидуальных (типологических) свойств нервной системы; -функционального состояния центральной нервной системы и его изменения в ходе учебной, трудовой деятельности, проведения реабилитационных мероприятий; -профиля функциональной межполушарной асимметрии мозга; -индивидуальных особенностей развития отдельных психических функций (память, внимание), играющих важную роль в обеспечении успешной трудовой и учебной деятельности; -индивидуальных психологических особенностей (свойств темперамента, акцентуации характера, психологического профиля личности) с целью анализа возможных причин ухудшения здоровья и социально-психологической адаптации; -функционального состояния организма и его динамики в процессе деятельности. Результаты психофизиологического обследования позволяют разработать физиологически обоснованные рекомендации для организации обучения, профессиональной консультации. Обследование проводится в помещении, изолированном от внешних шумов и других посторонних раздражителей (зрительных или слуховых). В помещении не должно быть никаких приборов, установок, отвлекающих внимание испытуемого. Во время работы в помещении не должно быть посторонних лиц, необходимо запретить переговоры и передвижения по комнате, вход и выход из помещения, в котором проводится исследование. Обследование по возможности проводится в утренние часы. Подлежащие испытанию должны хорошо отдохнуть накануне обследования.
Ход работы: Рассмотрите диагностическое оборудование и приборы, используемые в психофизиологических исследованиях. (Экскурсия по лаборатории «Физиология развития ребёнка»)
Компьютерный электроэнцефалограф для комплексного исследования биоэлектрической активности головного мозга (рис. 1). Программное обеспечение этого прибора позволяет осуществлять стандартные при ЭЭГ-исследованиях функциональные пробы (фотостимуляцию, фоностимуляцию, гипервентиляцию, открывание глаз). Кроме того, можно выполнять и другие функциональные пробы любой продолжительности и в любой последовательности. Программа дает возможность проводить также когерентный и корреляционный анализ. После проведения математического анализа ЭЭГ программа позволяет создать в протоколе обследования автоматически сформированное описание ЭЭГ.
Рис. 1. 21-канальный многофункциональный комплекс для исследования ЭЭГ Электронейромиограф с функциями исследования вызванных потенциалов мозга (рис. 2) позволяет проводить регистрацию и анализ характеристик слуховых, зрительных, соматосенсорных и когнитивных вызванных потенциалов мозга, исследование потенциала действия нерва, нервно-мышечной передачи и т.д.
Рис. 2. Электронейромиограф с функциями исследования вызванных потенциалов мозга Компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования предназначен для использования в научных и практических исследованиях (рис. 3). Он сочетает в себе 120 методов психологического тестирования в виде традиционных опросников и аппаратные методы психофизиологического тестирования. Физиологические тесты включают исследования функционального состояния ЦНС, оценку внимания, помехоустойчивости, контактной кординациометрии, и т.д. Психологический раздел реализует группы методик по изучению особенностей нервной системы, психических процессов и состояний, личностных свойств и т.д.
Рис. 3. Компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования Оформление работы: 1. Запишите перечень диагностического оборудования и приборов, используемых в психофизиологическом эксперименте, указав их назначение. 2. Используя материал учебников и лекций, заполните таблицу 1. Контрольные вопросы: 1. Общие представления о состояниях человека. Определение понятия «состояние» в физиологии и психологии. 2. Методические основы проведения диагностики 3. Методы исследования психофизиологического состояния человека Литература: 1.Губарева Л.И. Психофизиология / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.В. Агаркова.- М.: ВЛАДОС, 2007.- 188с. 2.Данилова Н.Н. Психофизиология [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gen.lib.rus.ec/get?md5 3. Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова.- СПб.: Питер, 2001.- 496 с. Таблица 1 Методы психофизиологических исследований
Работа 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ МЕТОДОМ ХРОНОРЕФЛЕКСОМЕТРИИ Цель работы: исследовать функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) и характер его изменений при умственной и физической работе. Объект исследования: человек. Оборудование: компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования.
Для оценки функционального состояния центральной нервной системы используют метод хронорефлексометрии. Одним из критериев функционального состояния ЦНС является реакция на цветовые раздражители. Время реакции - важный показатель функционального состояния центральной нервной системы, а количество ошибок позволяет судить о степени развития дифференцировочного торможения и развитии утомления. Ход работы: Компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования позволяет тестировать простую сенсомоторную реакцию на два цветовых сигнала - красный и зеленый, на каждый из которых испытуемый должен отвечать определенным, заранее известным движением. После подготовки компьютерного прибора к работе на дисплее загорается инструкция для испытуемого: «После предъявления светового стимула необходимо быстро нажать кнопку «Да» в ответ на зеленый цвет, «Нет» - на красный». В соответствии этой инструкцией испытуемый нажимает как можно быстрее на кнопку «Да» при зажигании лампочки зеленого цвета и на кнопку «Нет» при загорании лампочки красного цвета. По окончании тестирования на мониторе компьютера появляются результаты, которые сравнивают с данными оценочных таблиц при предъявлении в случайном порядке 46 зеленых и 6 красных стимулов, без учета тренировочных (табл. 2,3).
Критерии оценки функционального состояния центральной нервной системы (по Л.И. Губаревой с соавт., 2007)
Таблица 2 Латентный период зрительно-моторной реакции (ЛП ЗМР)
Таблица 3 Количество ошибок на дифференцировку
С целью определения функциональных сдвигов в ЦНС под влиянием умственнойи физической работы определяются: ЛП зрительно-моторной реакции и срывы дифференцировок до и после нагрузки. Физическая нагрузка - 30 приседаний. Умственная нагрузка - экспресс-тестирование (или вычитание 3 из 400 в быстром темпе). Удлинение ЛП реакции расценивается как косвенный показатель преобладания процесса торможения в коре головного мозга, укорочение ЛП указывает на иррадиацию возбуждения. Введение дифференцировочного раздражителя позволяет судить о состоянии тормозных процессов, наличие последовательного торможения - о степени концентрации нервных процессов. Например, укорочение ЛП при уменьшении числа срывов дифференцировки свидетельствует о повышении функционального состояния ЦНС. Но укорочение ЛП п
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.91 (0.019 с.) |