Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Регистрация частоты сердечных сокращений в покое и при нагрузочных пробах, измерение артериального давления в покоеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Задание 1. Измерение ЧСС в покое. Обследуемый отдыхает 10-15 минут в спокойной обстановке, в положении сидя или лежа, тем самым формируется расслабленное состояние. Обхватите одновременно обеими кистями области запястья, так чтобы большой палец обхватывал тыл предплечья обследуемого, а второй и третий пальцы, слегка сгибаясь, нащупывали точку максимально выраженной пульсации сосуда между выступающей косточкой (шиловидный отросток лучевой кости) и сухожилием, прощупав посуды, сравните величины пульсовых волн на обеих руках, проведите исследования на той артерии, где пульсовые волны более четкие. Подсчитайте пульс в течение 1 мин. Пульс можно измерять при нагрузочных пробах или сразу после их прекращения в течение 10-15 с. Результат умножают на 6 или 4. Задание 2. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку. 1. Сосчитать пульс сидя, в спокойном состоянии за 10 с (ЧСС 1). 2. В течение 90 с сделать 20 наклонов вниз с опусканием рук. 3. Повторно сосчитать пульс за 10 с сразу после выполнения на 4. Сосчитать пульс за 10 с через 1 мин после выполнения наклонов (ЧСС З). 5. Рассчитать показатель реакции (ПР) сердечно-сосудистой ПР = (ЧСС 1 + ЧСС 2 + ЧСС З - 33): 10 = 6. Оценить полученные результаты (см. табл. 6) Таблица 6 Оценка реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку
Задание 3. Измерение артериального давления. Закрепите манжету манометра на правой руке исследуемого, рука при этом полусогнута в локтевом суставе, предплечье находится на ровной твердой опоре (столе) на уровне сердца. Проконтролируйте, чтобы нижний край манжеты находился на 3 см выше локтевого сгиба. Одежда не должна сдавливать плечо выше манжетки. Закрепите манжетку так плотно, чтобы между ней и плечом проходил только один палец. Проверьте положение стрелки манометра относительно нулевой отметки шкалы. В локтевом сгибе найдите пульсацию плечевой артерии и плотно (но без давления) приложите к ней фонендоскоп. Закройте вентиль на груше манометра и накачивайте воздух в манжету (выпячивание и смещение манжеты при ее раздувании — это свидетельство неправильного измерения артериального давления). Воздух перестают нагнетать тогда, когда давление в манжете достигнет уровня, на 30 мм рт. ст., превышающего значение давления в манжете, при котором прекратилась пульсация. Приоткройте вентиль и медленно, со скоростью 2 мм рт. ст. в секунду выпускайте воздух из манжеты. Фонендоскопом выслушивайте коротковские звуки, следя за показаниями шкалы манометра. При появлении ясных щелкающих тонов отметьте уровень систолического артериального давления (САД), уровень резкого ослабления или исчезновения звука (4-я и 5-я фазы) - диастолическое артериальное давление (ДАД). Данное давление запишите в виде дроби: в числители САД, в знаменателе ДАД (например, 120/70 мм рт. ст.). Измерьте артериальное давление на другой руке, сравните показания. Затем на руке с большим артериальным давлением измеряйте его 1-2 раза с интервалом 1-2 мин, выпуская полностью воздух из манжетки. Сравните полученные данные со значениями в таблице 7. Таблица 7 Показания артериального давления у взрослых (старше 18 лет)
2. Измерение частоты дыхания, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), мышечной силы рук; проба с задержкой дыхания. Задание 1. Измерение частоты дыхания и жизненной емкости легких. В спокойном состоянии (испытуемый сидит или стоит), положив руку на грудную клетку, сосчитать количество вдохов и выдохов за одну минуту. Полученный результат сравнить с данными таблицы. Далее испытуемому предлагается сделать максимальный вдох, задержать дыхание, плотно обхватить мундштук губами и медленно выдохнуть в трубку весь воздух, исключив выдох через нос. Выдыхаемый воздух, заполняя внутренний цилиндр, поднимет его. На внутреннем цилиндре нанесены деления, по которым ведется отсчет количества выдыхаемого воздуха (в мл). После исследования открывают отверстие на крышке внутреннего цилиндра, закрытое резиновой пробкой, цилиндр опускается и воздух выходит. Исследование проводят 2-3 раза, фиксируется наибольший результат. Точность измерения 50-100 мл. Мундштук после каждого обследуемого дезинфицируют или меняют на новый.
Задание 2. Определение кардиореспираторного резерва. 1. В спокойном состоянии, сидя, измерить частоту сердечных сокращений (ЧСС) за 10 с. 2. После глубокого вдоха задержать дыхание. Измерить время 3. Сразу же после возобновления дыхания повторно измерить 4. Занести результаты в таблицу 8: Таблица 8 Показатели, характеризующие кардио-респираторный резерв
5. Оценить свой кардио-респираторный резерв (табл. 9)
Таблица 9 Показатели кардио-респираторного резерва
6. Оценить показатель реакции (ПР 2) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания: ПР 2 > 1,2 говорит о сниженном кардио-респираторном резерве. ПР 2 = ЧСС2: ЧСС1 = Задание 3. Определение мышечной силы рук. Мышечная сила рук характеризует степень развития мускулатуры. Обследуемый стоит прямо, несколько отводит руку вперед и в сторону и, обхватив динамометр кистью, максимально сжимает его. Никаких дополнительных движений в плечевой и локтевом суставах при этом не допускается. Производят 2-3 измерения, записывают наибольший показатель, сравнивают с нормативными значениями. Отсчет ведут по шкале в килограммах. Оформление работы: проведите оценку функционального состояния, сравните полученные значения с нормативными данными, предложите коррекционные мероприятия. Контрольные вопросы: 1.Функциональное состояние организма и подходы к его определению 2.Методы исследования функционального состояния организма человека Литература: 1. Губарева Л.И. Психофизиология / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.В. Агаркова.- М.: ВЛАДОС, 2007.- 188с. 2. Данилова Н.Н. Психофизиология [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gen.lib.rus.ec/get?md5 3. Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова.- СПб.: Питер, 2001.- 496 с. 4. Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний: Учеб. пособие.- К.: МАУП, 2006.- 240 с.
Диагностика: Коррекция: Работа 4. САМООЦЕНКА ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ Цель работы: ознакомить студентов с методами самооценки психического состояния и нервно-психического напряжения. Объект исследования: человек. Оборудование: тесты дифференциальной самооценки психического состояния и нервно-психического напряжения.
Тест дифференциальной самооценки психического состояния разработан В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, М.П. Мирошниковым и В.Б. Шарай (1973 г.) на основе принципа полярных профилей и предназначен для изучения таких характеристик, как самочувствие, активность, настроение. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представлена в виде шкалы, на которой испытуемый отмечает степень актуализации той или иной характеристики своего состояния. Шкала состоит из индексов (3, 2, 1, 0, 1, 2,3), отражающих возможную степень подвижности, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Ход работы: Задание 1. Вам предлагается описать свое состояние, которое Вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы 10, состоящей из 30 пар полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает ваше состояние и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики». Таблица 10 Бланк опросника САН
Обработка данных. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары - в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные - низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них. Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26. Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. Настроение (сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки ниже 4-х баллов свидетельствуют о неблагоприятном состоянии испытуемого. Оценки от 4 до 5-ти баллов говорят о благоприятном состоянии испытуемого, Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5-5,5 баллов. Оценки выше 5,5 баллов – состояние отличное
Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение.
Задание 2. «Оценка нервно-психического напряжения».
Опросник нервно-психического напряжения (НПН), предложенный Т.А. Немчиным, представляет собой перечень 30 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности. Инструкция: «Заполните, пожалуйста, правую часть бланка, отмечая знаком плюс те строки, содержание которых соответствует особенностям вашего состояния в настоящее время». Таблица 11 Бланк опросника НПН
Обработка результатов: После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. При этом за отметку «+», поставленную испытуемым против пункта «а», начисляется 1 балл, против пункта «б» — 2 балла и против пункта «в» — 3 балла. Минимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, равно 30, максимальное - 90. Диапазон слабого, или детензивного, нервно-психического напряжения располагается в промежутке от 30 до 50 баллов, умеренного, или интенсивного, — от 51 до 70 баллов и чрезмерного, или экстенсивного, — от 71 до 90 баллов.
Оформление работы: проведите оценку психического состояния и нервно-психического напряжения, предложите коррекционные мероприятия. Контрольные вопросы: 1. Методы оценки психического состояния человека. 2. Методы оценки нервно-психического напряжения. 3. Профилактика нервно-психического напряжения человека. Литература: 1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие для вузов.- М.: ПЕР СЭ, 2001.- 511С. 2. Данилова Н.Н. Психофизиология [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gen.lib.rus.ec/get?md5 3. Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова.- СПб.: Питер, 2001.- 496 с. 4. Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний: Учеб. пособие.- К.: МАУП, 2006.- 240 с.
Диагностика: Коррекция: Работа 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ С ПОМОЩЬЮ ТЕППИНГ-ТЕСТА Цель работы: ознакомить студентов с основными методами определения свойств нервной системы Объект исследования: человек. Оборудование: бланк для выполнения теппинг-теста (приложение 1)
Методика основана на определении динамики максимального темпа движения кисти в первой и во второй половине опыта. Испытуемые в течение 50 с стараются удержать максимальный для себя темп. Показатель темпа фиксируются через каждые 5 с и по 10 квадратам с точками строится кривая работоспособности данного испытуемого. Теппинг-тест определяет силу, подвижность, выносливость нервной системы и ее функциональное состояние. Сила нервной системы является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Кроме силовых характеристик, тест дает возможность проанализировать подвижность нервной системы и ряд других показателей (Озеров В.П., 1999). Если в любом из 5-секундных промежутков времени испытуемый покажет более 35 движений (точек), то можно говорить, что у него подвижная нервная система. Если максимальный темп за 5 с не превысил 25 движений, это свидетельствует о том, что у испытуемого инертный тип нервной системы. И, наконец, если темп движений выше 25, но ниже 35, можно характеризовать нервную систему, как нервную систему средней подвижности. Тест позволяет судить о характере врабатываемости в скоростной деятельности. Если испытуемый демонстрирует самый высокий свой темп в первом квадрате, это говорит о высокой врабатываемости в стартовой мобилизации. Если испытуемый увеличивает темп работы в конце теста (последние квадраты), это говорит о хорошем волевом (финишном) усилии испытуемого. Наконец, если сумма точек за 50 с превысит 300 движений, это говорит о высокой психомоторной работоспособности, 250 движений о средней и до 200 движений о низкой психомоторной работоспособности. По данным автора модификации (Озеров В.П., 1999), данный вариант теппинг-теста может быть особенно полезен при профориентации и профотборе, особенно в скоростных видах деятельности (спорт), в обучении и формировании индивидуального стиля деятельности.
Ход работы: Испытуемый получает стандартный лист белой бумаги, на котором начерчены десять сомкнутых квадратов со стороной 2 см, расположенных в два ряда по пять в каждом. По сигналу экспериментатора: «Внимание!.. Начали!» испытуемый должен начать проставлять точки в каждом квадрате ряда с 1 по 5 и с 6 по 10, выполняя вертикальные движения кистью с максимальной скоростью в течение 5 с в каждом квадрате. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде экспериментатора «Следующий» в соответствии с номером квадрата от 1 до 10, а по истечении 50 с подается команда «Стоп». Все время работайте в максимальном для себя темпе, распыляя точки по всей площади квадрата. Результаты заносятся в таблицу 12. Обработка результатоввключает следующие процедуры (Озеров В.П., 1999): 1. Подсчитать количество точек в каждом квадрате. 2. Построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс десять 5-секундных промежутков времени, а наоси ординат - количество точек в каждом квадрате. 3. Подсчитать величину среднего арифметического темпа в первой (Х1)и во второй (Х2) части опыта, для этого просуммировать количество движений в первых пяти и последних пяти квадратах, каждый раз деля полученное значение на 5. 4. Полученные результаты подставляются в формулу силы нервной системы: СНС = Х1 – Х2 а) Если значение разницы меньше 0, то у испытуемых сильная нервная система. б) Разница меньше двух единиц характеризует среднюю нервную систему. в) Разница больше двух единиц говорит, что у испытуемогослабая (менее работоспособная) нервная система.
Таблица 12 Результаты исследования функционального состояния ЦНС
Оформление работы: По результатам тестирования определите силу и подвижность нервной системы, характер врабатываемости и работоспособность. Постройте график (рис. 4).
Рис. 4. Кривая работоспособности по результатам теппинг-теста
Контрольные вопросы: 1.Физиологические основы индивидуальных различий. 2.Концепции свойств нервной системы (Павлов И.П., Теплов Б.Н., Небылицын В.Д. и др.). 3.Методы оценки свойств нервной системы Литература: 1.Губарева Л.И. Психофизиология / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.В. Агаркова.- М.: ВЛАДОС, 2007.- 188с. 2.Данилова Н.Н. Психофизиология [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gen.lib.rus.ec/get?md5 3.Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова.- СПб.: Питер, 2001.- 496 с. 4.Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний: Учеб. пособие.- К.: МАУП, 2006.- 240 с.
Диагностика: Коррекция: Работа 6. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АНАМНЕСТИЧЕСКОЙ СХЕМЕ Цель работы: ознакомить студентов с основными методами определения типа высшей нервной деятельности. Объект исследования: человек. Оборудование: вопросник.
Ход работы: Предложите испытуемому 42 вопроса, характеризующих силу нервных процессов, их уравновешенность и подвижность. Испытуемый должен дать ответы, выраженные в баллах (если какие-то утверждения по отношению к Вам бывают верными или неверными, выбирайте в соответствии с тем, что бывает чаще). Оценка проводится по шкале (табл. 13): Таблица 13 Оценка степени выраженности свойств нервной системы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.99.192 (0.017 с.) |