Регистрация частоты сердечных сокращений в покое и при нагрузочных пробах, измерение артериального давления в покое 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регистрация частоты сердечных сокращений в покое и при нагрузочных пробах, измерение артериального давления в покое



Задание 1. Измерение ЧСС в покое.

Обследуемый отдыхает 10-15 минут в спокойной обстановке, в положении сидя или лежа, тем самым формируется расслабленное состояние. Обхватите одновременно обеими кистями области запя­стья, так чтобы большой палец обхватывал тыл предплечья обсле­дуемого, а второй и третий пальцы, слегка сгибаясь, нащупывали точку максимально выраженной пульсации сосуда между выступа­ющей косточкой (шиловидный отросток лучевой кости) и сухожи­лием, прощупав посуды, сравните величины пульсовых волн на обеих руках, проведите исследования на той артерии, где пульсовые волны более четкие. Подсчитайте пульс в течение 1 мин. Пульс можно измерять при нагрузочных пробах или сразу после их пре­кращения в течение 10-15 с. Результат умножают на 6 или 4.

Задание 2. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозирован­ную физическую нагрузку.

1. Сосчитать пульс сидя, в спокойном состоянии за 10 с (ЧСС 1).

2. В течение 90 с сделать 20 наклонов вниз с опусканием рук.

3. Повторно сосчитать пульс за 10 с сразу после выполнения на­
клонов (ЧСС 2).

4. Сосчитать пульс за 10 с через 1 мин после выполнения накло­нов (ЧСС З).

5. Рассчитать показатель реакции (ПР) сердечно-сосудистой
системы на физическую нагрузку:

ПР = (ЧСС 1 + ЧСС 2 + ЧСС З - 33): 10 =

6. Оценить полученные результаты (см. табл. 6)

Таблица 6

Оценка реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку

ПР Оценка
0-0,3 ССС в прекрасном состоянии
0,31-0,6 ССС в хорошем состоянии
0,61-0,9 ССС среднем состоянии
0,91-1,2 ССС в неудовлетворительном состоянии
Более 1,2 Следует срочно обратиться к врачу

Задание 3. Измерение артериального давления.

Закрепите манжету манометра на правой руке исследуемого, ру­ка при этом полусогнута в локтевом суставе, предплечье находится на ровной твердой опоре (столе) на уровне сердца. Проконтроли­руйте, чтобы нижний край манжеты находился на 3 см выше лок­тевого сгиба. Одежда не должна сдавливать плечо выше манжетки. Закрепите манжетку так плотно, чтобы между ней и плечом прохо­дил только один палец. Проверьте положение стрелки манометра относительно нулевой отметки шкалы. В локтевом сгибе найдите пульсацию плечевой артерии и плотно (но без давления) приложи­те к ней фонендоскоп. Закройте вентиль на груше манометра и на­качивайте воздух в манжету (выпячивание и смещение манжеты при ее раздувании — это свидетельство неправильного измерения артериального давления). Воздух перестают нагнетать тогда, когда давление в манжете достигнет уровня, на 30 мм рт. ст., превышаю­щего значение давления в манжете, при котором прекратилась пульсация. Приоткройте вентиль и медленно, со скоростью 2 мм рт. ст. в секунду выпускайте воздух из манжеты. Фонендоскопом выслушивайте коротковские звуки, следя за показаниями шкалы манометра. При появлении ясных щелкающих тонов отметьте уровень систолического артериального давления (САД), уровень рез­кого ослабления или исчезновения звука (4-я и 5-я фазы) - диастолическое артериальное давление (ДАД). Данное давление запи­шите в виде дроби: в числители САД, в знаменателе ДАД (напри­мер, 120/70 мм рт. ст.).

Измерьте артериальное давление на другой руке, сравните пока­зания. Затем на руке с большим артериальным давлением изме­ряйте его 1-2 раза с интервалом 1-2 мин, выпуская полностью воздух из манжетки.

Сравните полученные данные со значениями в таблице 7.

Таблица 7

Показания артериального давления у взрослых (старше 18 лет)

Степень Систолическое давление, мм.рт.ст. Диастолическое давление, мм.рт.ст.
Норма менее 130 менее 85
Пограничное давление 130-139 85-89

2. Измерение частоты дыхания, жизненной емкости лег­ких (ЖЕЛ), мышечной силы рук; проба с задержкой дыхания.

Задание 1. Измерение частоты дыхания и жизненной емкости легких.

В спокойном состоянии (испытуемый сидит или стоит), положив руку на грудную клетку, сосчитать ко­личество вдохов и выдохов за одну минуту. Полученный результат сравнить с данными таблицы.

Далее испытуемому предлагается сделать максимальный вдох, задержать дыхание, плотно обхватить мундштук губами и медлен­но выдохнуть в трубку весь воздух, исключив выдох через нос. Вы­дыхаемый воздух, заполняя внутренний цилиндр, поднимет его. На внутреннем цилиндре нанесены деления, по которым ведется отсчет количества выдыхаемого воздуха (в мл). После исследова­ния открывают отверстие на крышке внутреннего цилиндра, за­крытое резиновой пробкой, цилиндр опускается и воздух выходит.

Исследование проводят 2-3 раза, фиксируется наибольший ре­зультат. Точность измерения 50-100 мл. Мундштук после каждо­го обследуемого дезинфицируют или меняют на новый.

 

Задание 2. Определение кардиореспираторного резерва.

1. В спокойном состоянии, сидя, измерить частоту сердечных со­кращений (ЧСС) за 10 с.

2. После глубокого вдоха задержать дыхание. Измерить время
максимальной задержки (МЗД).

3. Сразу же после возобновления дыхания повторно измерить
ЧСС за 10 с.

4. Занести результаты в таблицу 8:

Таблица 8

Показатели, характеризующие кардио-респираторный резерв

ЧСС 1 МЗД ЧСС 2
     

5. Оценить свой кардио-респираторный резерв (табл. 9)

 

Таблица 9

Показатели кардио-респираторного резерва

МЗД Кардиореспираторный резерв
40-49 Удовлетворительный
менее 40 Неудовлетворительный

6. Оценить показатель реакции (ПР 2) сердечно-сосудистой сис­темы на задержку дыхания: ПР 2 > 1,2 говорит о сниженном кардио­-респираторном резерве.

ПР 2 = ЧСС2: ЧСС1 =

Задание 3. Определение мышечной силы рук.

Мышечная сила рук характеризует степень развития мускулатуры. Обследуемый стоит прямо, не­сколько отводит руку вперед и в сторону и, обхватив динамометр кистью, максимально сжимает его. Никаких дополнительных дви­жений в плечевой и локтевом суставах при этом не допускается. Производят 2-3 измерения, записывают наибольший показатель, сравнивают с нормативными значениями. Отсчет ведут по шкале в килограммах.

Оформление работы: проведите оценку функционального состояния, сравните полученные значения с нормативными данными, предложите коррекционные мероприятия.

Контрольные вопросы:

1.Функциональное состояние орга­низма и подходы к его определению

2.Методы исследования функционального состояния организма человека

Литература:

1. Губарева Л.И. Психофизиология / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.В. Агаркова.- М.: ВЛАДОС, 2007.- 188с.

2. Данилова Н.Н. Психофизиология [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gen.lib.rus.ec/get?md5

3. Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова.- СПб.: Питер, 2001.- 496 с.

4. Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний: Учеб. пособие.- К.: МАУП, 2006.- 240 с.

 

Диагностика:

Коррекция:


Работа 4. САМООЦЕНКА ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Цель работы: ознакомить студентов с методами самооценки психического состояния и нервно-психического напряжения.

Объект исследования: человек.

Оборудование: тесты дифференциальной самооценки психического состояния и нервно-психического напряжения.

 

Тест дифференци­альной самооценки психического состояния разработан В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, М.П. Мирошниковым и В.Б. Шарай (1973 г.) на основе принципа полярных про­филей и предназначен для изучения таких харак­теристик, как самочувствие, активность, настроение.

Опросник состоит из 30 пар противоположных характе­ристик, по которым испытуемого просят оценить свое со­стояние. Каждая пара представлена в виде шкалы, на кото­рой испытуемый отмечает степень актуализации той или иной характеристики своего состояния. Шкала состоит из индексов (3, 2, 1, 0, 1, 2,3), отражающих возможную степень подвижности, скорость и темп протекания функций (актив­ность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение).

Ход работы:

Задание 1. Вам предлагается описать свое состояние, которое Вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы 10, состоящей из 30 пар полярных признаков. Вы дол­жны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наи­более точно описывает ваше состояние и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».

Таблица 10

Бланк опросника САН

 

1. Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
2. Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым
3. Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный
4. Малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 Подвижный
5. Веселый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный
6. Хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое настроение
7. Работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 Разбитый
8. Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный
9. Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый
10. Бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 Деятельный
11. Счастливый 3 2 1 0 1 2 3 Несчастный
12. Жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 Мрачный
13. Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный
14. Здоровый 3 2 1 0 1 2 3 Больной
15. Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный
16. Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный
17. Восторженный 3 2 1 0 1 2 3 Унылый
18. Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Печальный
19. Отдохнувший 3 2 1 0 1 2 3 Усталый
20. Свежий 3 2 1 0 1 2 3 Изнуренный
21. Сонливый 3 2 1 0 1 2 3 Возбужденный
22. Желаниеотдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать
23. Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный
24. Оптимистичный 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичный
25. Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Утомляемый
26. Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый
27. Соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать легко
28. Рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный
29. Полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 Разочарованный
30. Довольный 3 2 1 0 1 2 3 Недовольный

Обработка данных. При подсчете крайняя степень выра­женности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары - в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда по­лучают высокие баллы, а отрицательные - низкие. Получен­ные баллы группируются в соответствии с ключом в три кате­гории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них. Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26. Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. Настроение (сумма баллов по шка­лам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

 

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4.

Оценки ниже 4-х баллов свидетельствуют о неблагоприятном состоянии испыту­емого.

Оценки от 4 до 5-ти баллов говорят о благоприятном состоянии испыту­емого,

Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5-5,5 баллов.

Оценки выше 5,5 баллов – состояние отличное

 

Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его пока­зателей, но и их соотношение.

 

 

Задание 2. «Оценка нервно-психического напряжения».

 

Опросник нервно-психического напряжения (НПН), предложенный Т.А. Немчиным, представляет собой пере­чень 30 основных характеристик этого состояния, разделен­ных на три степени выраженности.

Инструкция: «Заполните, пожалуйста, правую часть бланка, отмечая знаком плюс те строки, содержание кото­рых соответствует особенностям вашего состояния в насто­ящее время».

Таблица 11

Бланк опросника НПН

Номер признака Содержание признака Отметка испытуе-мого
  Наличие физического дискомфорта: а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений б) имеют место незначительные не­приятные ощущения, не мешаю­щие работе в) наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе  
  Наличие болевых ощущений: а) полное отсутствие каких-либо бо­лей б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе в)имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе  
  Температурные ощущения: а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела б) ощущение тепла, повышения температуры тела в) ощущение похолодания тела, ко­нечностей, чувство «озноба»  
  Состояние мышечного тонуса: а) обычный мышечный тонус б) умеренное повышение мышечно­го тонуса, чувство некоторого мы­шечного напряжения в) значительное мышечное напря­жение, подергивания отдельных мышц лица, шеи, рук (тики, тре­мор)  
  Координация движений: а) обычная координация движений б) повышение точности, легкости, координированности движений во время письма, другой работы в) снижение точности движений, на­рушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выпол­нении мелких движений, требую­щих высокой точности  
  Состояние двигательной активности в целом: а) обычная двигательная активность б)повышение двигательной актив­ности, увеличение скорости и энергичности движений в) резкое усиление двигательной активности, невозможность уси­деть на одном месте, суетливость, стремление ходить, изменять по­ложение тела  
  Ощущения со стороны сердечно­сосудистой системы: а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца б) ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающее работе в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца — учащение серд­цебиений, чувство сжатия в обла­сти сердца, покалывание, боли в сердце  
  Проявления со стороны желудочно-кишечного тракта: а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе ощущения в животе — подсасывание в подло­жечной области, чувство легкого голода, периодическое «урчание» в) выраженные неприятные ощуще­ния в животе — боли, снижение аппетита, подташнивание, чув­ство жажды  
  Проявления со стороны органов дыхания: а) отсутствие каких-либо ощущений б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе в) значительные изменения дыха­ния — одышка, чувство недоста­точности вдоха, «комок в горле»  
  Проявления со стороны выделитель­ной системы: а) отсутствие каких-либо изменений б)умеренная активизация выдели­тельной функции — более частое желание воспользоваться туале­том при полном сохранении способности воздержаться (тер­петь) в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть  
  Состояние потоотделения: а) обычное потоотделение без каких-либо изменений б) умеренное усиление потоотделения в) появление обильного «холодного» пота  
  Состояние слизистой оболочки полости рта: а) обычное состояние без каких-либо изменений б) умеренное увеличение слюноотде­ления в) ощущение сухости во рту  
  Окраска кожных покровов: а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук б) покраснение кожи лица, шеи, рук в) побледнение кожи лица, шеи, по­явление на коже кистей рук «мра­морного» (пятнистого) оттенка  
  Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям: а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность б) умеренное повышение восприим­чивости к внешним раздражите­лям, не мешающее работе в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях  
  Чувство уверенности в себе, в своих силах: а) обычное чувство уверенности в своих силах, в своих способностях б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала  
  Настроение: а) обычное настроение б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, прият­ного удовлетворения работой или другой деятельностью в) снижение настроения, подавлен­ность  
  Особенности сна: а) нормальный, обычный сон б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в тече­ние нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне  
  Особенности эмоционального состоя­ния в целом: а) отсутствие каких-либо изменений в сфере эмоций и чувств б) чувство озабоченности, ответ­ственности за исполняемую рабо­ту, «азарт», активное желание дей­ствовать в) чувство страха, паники, отчаяния  
  Помехоустойчивость: а) обычное состояние без каких-либо изменений б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в ус­ловиях шума и других помех в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность рабо­тать при отвлекающих раздражи­телях  
  Особенности речи: а) обычная речь б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ус­корение речи без ухудшения ее качества (логичности, грамотнос­ти и др.) в) нарушения речи — появление дли­тельных пауз, запинок, увеличе­ние количества лишних слов, за­икание, слишком тихий голос  
  Общая оценка психического состоя­ния: а) обычное состояние б) состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии, снижение психического тонуса  
  Особенности памяти: а) обычная память б) улучшение памяти - легко вспо­минается то, что нужно в) ухудшение памяти  
  Особенности внимания: а) обычное внимание без каких-либо изменений б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посто­ронних дел в) ухудшение внимания, неспособ­ность сосредоточиться на деле, отвлекаемость  
  Сообразительность: а) обычная сообразительность б) повышение сообразительности, хорошая находчивость в) снижение сообразительности, ра­стерянность  
  Умственная работоспособность: а) обычная умственная работоспо­собность б) повышение умственной работо­способности в) значительное снижение умствен­ной работоспособности, быстрая умственная утомляемость  
  Явления психического дискомфорта: а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний со сто­роны психики в целом б) чувство психического комфорта, подъема психической деятельнос­ти либо единичные, слабо выра­женные, быстро проходящие и не мешающие работе явления в) резко выраженные, разнообразные и многочисленные серьезно ме­шающие работе нарушения со стороны психики  
  Степень распространенности (генерализованность) признаков напряжения: а) единичные, слабо выраженные признаки, на которые не обраща­ется внимание б) отчетливо выраженные признаки напряжения, не только не меша­ющие деятельности, но, напро­тив, способствующие ее продук­тивности в) большое количество разнообразных неприятных признаков напряже­ния, мешающих работе и наблюда­ющихся со стороны различных ор­ганов и систем организма  
  Частота возникновения состояния напряжения: а) ощущение напряжения не развивается практически никогда б) некоторые признаки напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных ситуаций в) признаки напряжения развивают­ся очень часто и нередко без дос­таточных на то причин  
  Продолжительность состояния напряжения: а) весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчеза­ет еще до того, как миновала слож­ная ситуация б) продолжается практически в тече­ние всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и вы­полнения необходимой работы, прекращается вскоре после ее окончания в) весьма значительная продолжительность состояния напряжения, не прекращающегося в течение длительного времени после сложной ситуации  
  Общая степень выраженности напряжения: а) полное отсутствие или весьма слабая степень выраженности б) умеренно выраженные, отчетли­вые признаки напряжения в) резко выраженное, чрезмерное напряжение  

 

Обработка результатов: После заполнения бланка про­изводится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования.

При этом за отметку «+», поставленную ис­пытуемым против пункта «а», начисляется 1 балл, против пункта «б» — 2 балла и против пункта «в» — 3 балла.

Мини­мальное количество баллов, которое может набрать испыту­емый, равно 30, максимальное - 90.

Диапазон слабого, или детензивного, нервно-психического напряжения располага­ется в промежутке от 30 до 50 баллов,

умеренного, или ин­тенсивного, — от 51 до 70 баллов

и чрезмерного, или экстен­сивного, — от 71 до 90 баллов.

 

Оформление работы: проведите оценку психического состояния и нервно-психического напряжения, предложите коррекционные мероприятия.

Контрольные вопросы:

1. Методы оценки психического состояния человека.

2. Методы оценки нервно-психического напряжения.

3. Профилактика нервно-психического напряжения человека.

Литература:

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие для вузов.- М.: ПЕР СЭ, 2001.- 511С.

2. Данилова Н.Н. Психофизиология [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gen.lib.rus.ec/get?md5

3. Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова.- СПб.: Питер, 2001.- 496 с.

4. Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний: Учеб. пособие.- К.: МАУП, 2006.- 240 с.

 

Диагностика:

Коррекция:

Работа 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ С ПОМОЩЬЮ ТЕППИНГ-ТЕСТА

Цель работы: ознакомить студентов с основными методами определения свойств нервной системы

Объект исследования: человек.

Оборудование: бланк для выполнения теппинг-теста (приложение 1)

 

Методика основана на определении динамики максимального темпа движения кисти в первой и во второй половине опыта. Испытуемые в течение 50 с стараются удержать максимальный для себя темп. Показатель темпа фиксируются через каждые 5 с и по 10 квадратам с точками строится кривая работоспособ­ности данного испытуемого. Теппинг-тест определяет силу, подвижность, выносливость нервной системы и ее функциональное состояние.

Сила нервной системы является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая.

Кроме силовых характеристик, тест дает возможность про­анализировать подвижность нервной системы и ряд других показателей (Озеров В.П., 1999). Если в любом из 5-секунд­ных промежутков времени испытуемый покажет более 35 движений (точек), то можно говорить, что у него подвижная нервная система. Если максимальный темп за 5 с не превысил 25 движений, это свидетельствует о том, что у испытуемого инертный тип нервной системы. И, наконец, если темп движений выше 25, но ниже 35, можно характеризовать нервную систему, как нервную систему средней подвижности.

Тест позволяет судить о характере врабатываемости в ско­ростной деятельности. Если испытуемый демонстрирует самый высокий свой темп в первом квадрате, это говорит о высокой врабатываемости в стартовой мобилизации. Если испытуемый увеличивает темп работы в конце теста (послед­ние квадраты), это говорит о хорошем волевом (финишном) усилии испытуемого. Наконец, если сумма точек за 50 с превысит 300 движений, это говорит о высокой психомо­торной работоспособности, 250 движений о средней и до 200 движений о низкой психомоторной работоспособности.

По данным автора модификации (Озеров В.П., 1999), дан­ный вариант теппинг-теста может быть особенно полезен при профориентации и профотборе, особенно в скоростных видах деятельности (спорт), в обучении и формировании индивиду­ального стиля деятельности.

 

Ход работы:

Испытуемый получает стандартный лист белой бумаги, на котором начерчены десять сомкнутых квадратов со стороной 2 см, расположенных в два ряда по пять в каждом.

По сигналу экспериментатора: «Внимание!.. Начали!» испытуемый должен начать проставлять точки в каждом квадрате ряда с 1 по 5 и с 6 по 10, выполняя вертикальные движения кистью с максимальной скоростью в течение 5 с в каждом квадрате. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде экспериментатора «Следующий» в соответствии с номером квадрата от 1 до 10, а по истечении 50 с подается команда «Стоп». Все время работайте в максимальном для себя темпе, распыляя точки по всей площади квадрата.

Результаты заносятся в таблицу 12.

Обработка результатоввключает следующие процедуры (Озеров В.П., 1999):

1. Подсчитать количество точек в каждом квадрате.

2. Построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс десять 5-секундных промежутков времени, а наоси ординат - количество точек в каждом квадрате.

3. Подсчитать величину среднего арифметического темпа в первой (Х1)и во второй (Х2) части опыта, для этого просумми­ровать количество движений в первых пяти и последних пяти квадратах, каждый раз деля полученное значение на 5.

4. Полученные результаты подставляются в формулу силы нервной системы:

СНС = Х1 – Х2

а) Если значение разницы меньше 0, то у испытуемых сильная нервная система.

б) Разница меньше двух единиц характеризует среднюю нервную систему.

в) Разница больше двух единиц говорит, что у испытуемогослабая (менее работоспособная) нервная система.

 

Таблица 12

Результаты исследования функционального состояния ЦНС

Ф.И.О. Пол Возраст Результаты теппинг-теста СНС Работоспособность
Х1 Х2 Сумма точек за 50с
               
               

 

Оформление работы: По результатам тестирования определите силу и подвижность нервной системы, характер врабатываемости и работо­способность. Постройте график (рис. 4).

 

Количество точек

 

Рис. 4. Кривая работоспособности по результатам теппинг-теста

 

Контрольные вопросы:

1.Физиологические основы индивидуальных различий.

2.Концепции свойств нервной системы (Павлов И.П., Теплов Б.Н., Небылицын В.Д. и др.).

3.Методы оценки свойств нервной системы

Литература:

1.Губарева Л.И. Психофизиология / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.В. Агаркова.- М.: ВЛАДОС, 2007.- 188с.

2.Данилова Н.Н. Психофизиология [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gen.lib.rus.ec/get?md5

3.Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова.- СПб.: Питер, 2001.- 496 с.

4.Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний: Учеб. пособие.- К.: МАУП, 2006.- 240 с.

 

Диагностика:

Коррекция:


Работа 6. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АНАМНЕСТИЧЕСКОЙ СХЕМЕ

Цель работы: ознакомить студентов с основными методами определения типа высшей нервной деятельности.

Объект исследования: человек.

Оборудование: вопросник.

 

Ход работы:

Предложите испытуемому 42 вопроса, характеризующих силу нервных процессов, их уравновешенность и подвижность. Испытуемый должен дать ответы, выраженные в баллах (если какие-то утверждения по отношению к Вам бывают верными или неверными, выбирайте в соответствии с тем, что бывает чаще). Оценка проводится по шкале (табл. 13):

Таблица 13

Оценка степени выраженности свойств нервной системы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.209.84 (0.089 с.)