Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Показатели подвижности нервных процессов↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
29. Стремлюсь скорее начать выполнение всех учебных и общественных поручений. 30. Спешу, поэтому допускаю много ошибок. 31. К выполнению заданий приступаю сразу, не всегда обдумываю их. 32. Легко изменяю привычки, навыки и легко их приобретаю. 33. Быстро привыкаю к новым людям, к новым условиям жизни. 34. Люблю быть с людьми, легко завожу знакомства. 35. Быстро втягиваюсь в новую работу. 36. Легко перехожу от одной работы к другой. 37. Люблю, когда задания часто сменяются. 38. Легко и быстро засыпаю, просыпаюсь и встаю. 39. Легко переключаюсь от переживания неудач и неприятностей к деятельности. 40. Чувства ярко проявляются в эмоциях, в мимике и негативных реакциях (краснею, бледнею, бросает в пот, дрожь, ощущаю сухость во рту и т.д.). 41. Часто меняется настроение по любому поводу. 42. Речь и движения быстрые.
Оформление работы: Ответы, выраженные в баллах, занесите в табл. 14.
Таблица 14 Показатели выраженности свойств нервной системы
Сложите в каждой графе баллы со знаком «+» и отдельно со знаком «-», переведите их в проценты. За 100% принимается общее число оценок, умноженное на максимальный балл. На основании полученных данных сделайте заключение о выраженности силы, уравновешенности, подвижности нервной системы, придерживаясь следующих ориентировочных границ: 50% и более - высокая; 49-25% - средняя; 24-0%-низкая. Соответствующие границам цифры со знаком «+» характеризуют высокую, среднюю и низкую выраженность силы, уравновешенности и подвижности нервной системы, со знаком «-» - слабость, неуравновешенность и инертность. Контрольные вопросы: 1.Физиологические основы индивидуальных различий. 2.Концепции свойств нервной системы (Павлов И.П., Теплов Б.Н., Небылицын В.Д. и др.). 3.Методы оценки свойств нервной системы Литература: 1.Губарева Л.И. Психофизиология / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.В. Агаркова.- М.: ВЛАДОС, 2007.- 188с. 2.Данилова Н.Н. Психофизиология [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gen.lib.rus.ec/get?md5 3.Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова.- СПб.: Питер, 2001.- 496 с. 4.Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний: Учеб. пособие.- К.: МАУП, 2006.- 240 с.
Диагностика: Коррекция: Работа 7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДВИЖНОСТИ И СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ ПРОЦЕССОВ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ МЕТОДОМ ХРОНОРЕФЛЕКСОМЕТРИИ Цель работы: ознакомить студентов с основными методами определения типа высшей нервной деятельности. Объект исследования: человек. Оборудование: компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования.
Физиологическим критерием подвижности нервных процессов является латентный период (ЛП) сенсомотрной реакции (например, зрительно-моторной), критерием преобладания процессов возбуждения - количество опережений, процессов торможения - количество запаздывания и ошибок на дифференцировку, которые определяются методом хронорефлексометрии.
Ход работы: После подготовки компьютерного прибора к работе на дисплее загорается инструкция для испытуемого: «После предъявления светового стимула необходимо быстро нажать кнопку «Да» - на зеленый цвет, «Нет» - на красный». В соответствии с этой инструкцией испытуемый нажимает как можно быстрее на кнопку «Да» при зажигании лампочки зеленого цвета и на кнопку «Нет» при загорании лампочки красного цвета. По окончанию тестирования на мониторе компьютера появляются результаты, которые сравнивают с данными оценочной таблицы (табл. 15). Таблица 15 Показатели зрительно-моторной реакции (ЗМР) и свойств нервной системы (по Л.И. Губаревой с соавт., 2007)
Оформление работы: занесите результаты обследования в табл. 16. Сопоставьте собственные данные с данными оценочной таблицы. Определите тип ВНД по параметрам зрительно-моторной реакции. Сделайте вывод о соответствии результатов полученных с помощью физиологических методов и психологического тестирования.
Таблица 16 Показатели хронорефлексометрии
Контрольные вопросы: 1.Физиологические основы индивидуальных различий. 2.Концепции свойств нервной системы (Павлов И.П., Теплов Б.Н., Небылицын В.Д. и др.). 3.Методы оценки свойств нервной системы Литература: 1.Губарева Л.И. Психофизиология / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.В. Агаркова.- М.: ВЛАДОС, 2007.- 188с. 2.Данилова Н.Н. Психофизиология [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gen.lib.rus.ec/get?md5 3.Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова.- СПб.: Питер, 2001.- 496 с. 4.Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний: Учеб. пособие.- К.: МАУП, 2006.- 240 с.
Диагностика: Коррекция: Работа 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ (ЭКСТРАВЕРСИИ / ИНТРОВЕРСИИ И НЕЙРОТИЗМА, ТИПОВ ВНД) Цель работы: ознакомить студентов с основными методами определения индивидуальных психофизиологических свойств. Объект исследования: человек. Оборудование: тест-опросник Г. Айзенка.
Тест-опросник Г. Айзенка – Eysencu Personality Inventoru (EPI) отражает представление автора о том, что всю совокупность описывающих черт человека можно представить посредством двух главных факторов – экстраверсии/интроверсии и нейротизма. Предлагаемый вариант теста адаптирован А.Г. Шмелевым и группой ленинградских психологов. Бланк опросника (табл. 17) содержит 57 вопросов, из которых 24 связаны со шкалой экстраверсия-интроверсия, 24 - со шкалой нейротизма, 9 вопросов входят в контрольную Л-шкалу (шкалу «лжи»), предназначенную для оценки степени искренности испытуемого при ответах на вопросы.
Ход работы: 1. Ответьте на вопросы теста (табл. 17). Отвечайте только «да» или «нет», отмечая знаком плюс в соответствующей графе, не раздумывая - важна ваша непосредственная реакция. Исследуются только ваши личностные особенности, и поэтому правильных или неправильных ответов не существует. Таблица 17 Бланк опросника
Код опросника: Искренность: ответы «да» на вопросы 6, 24, 36; ответы «нет» на вопросы 12, 18, 30, 42, 48, 54. Экстраверсия: ответы «нет» на вопросы 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51; ответы «да» на вопросы 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 50, 53, 56. Нейротизм: ответы «да» на вопросы 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 49, 52, 55, 57.
2. Обработайте результаты по шкале «Искренность» (табл. 18). Она диагностирует склонность давать социально желаемые ответы. Если этот показатель превышает 5 баллов, то можно утверждать об искренности при ответах на вопросы теста.
Таблица 18 Интерпретация показателей по шкале «Искренность»
*Следует обязательно отметить, что в данном случае речь идет только о степени искренности при ответах на вопросы теста, а отнюдь не о лживости, как личностной характеристике.
3.Сравнив полученные результаты по шкалам «Экстраверсия» и «Нейротизм» с интерпретацией в таблице 19, следует отложить на схеме (рис. 5) полученные результаты по шкале «Интроверсия-Экстраверсия» и по шкале «Нейротизм» (эмоциональная устойчивость - нестабильность). Сочетание характеристик по двум шкалам укажет на тип темперамента.
Таблица 19 Интерпретация показателей по шкале «Экстраверсия» и «Нейротизм»
Нейротизм (эмоциональная нестабильность)
Эмоциональная стабильность (устоичивость)
Рис. 5. «Круг» Айзенка
Оформление работы: по результатам тестирования определите индивидуальные психофизиологические свойства. В режиме On-line (адрес доступа: http://vsetesti.ru/213 /) пройдите тестирование, сравните полученные результаты. Контрольные вопросы: 1. Типология индивидуальных психофизиологических особенностей человека. 2. Характеристика типов ВНД по И.П. Павлову. 3. Характеристика нервных процессов: силы, уравновешенности, подвижности. 4. Значение и учет психофизиологических свойств человека в трудовой деятельности. Литература: 1.Данилова Н.Н. Психофизиология [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gen.lib.rus.ec/get?md5 2.Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / под общ. ред. В.А. Бодрова.- М.: ПЕР СЭ, 2003.- 768с. 3.Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова.- СПб.: Питер, 2001.- 496 с. 4.Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний: Учеб. пособие.- К.: МАУП, 2006.- 240 с.
Диагностика: Коррекция: Работа 9. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ Цель работы: ознакомить студентов с основными методами оценки функциональной асимметрии. Объект исследования: человек. Оборудование: расческа, бумажный шарик, корзина, спички (монеты), секундомер.
Ход работы: Задание 1. Опросник право-леворукости: 1. Были ли у Вас среди близких родственников лица, лучше владевшие левой рукой или обеими руками одинаково. Кто? 2. Были ли склонности в начале школьного обучения к зеркальному (отраженному) изображению букв, цифр? Да, нет. 3. Какой рукой в детстве Вы начинали: рисовать - правой, левой, попеременно; писать - правой, левой, попеременно; есть - правой, левой, попеременно. 4. Какой рукой Вы: пишете - правой, левой, попеременно; набираете номер телефона - правой, левой, попеременно; открываете замок ключом - правой, левой, попеременно. 5. Какой рукой Вы держите: чашку - правой, левой, попеременно; ложку - правой, левой, попеременно; нож - правой, левой, попеременно. 6. Какой рукой Вы держите: расческу - правой, левой, попеременно; зубную щетку - правой, левой, попеременно; ножницы - правой, левой, попеременно. 7. Какой рукой Вы бросаете: мяч - правой, левой, попеременно; камень - правой, левой, попеременно; палку - правой, левой, попеременно. 8. Какой рукой Вы: подметаете пол - правой, левой, попеременно; забиваете гвозди - правой, левой, попеременно; зажигаете спичку - правой, левой, попеременно.
Оценка результатов: Каждый выбор испытуемого оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов - 18. Ответы на №№ 1 и 2 не оцениваются, но принимаются во внимание при оценке результатов опроса. Предпочтение правой или левой руки считается определенным при результате 12 баллов и более в пользу одной из них. В пользу амбидекстрии свидетельствуют 6 баллов и более, полученных за выбор испытуемыми ответа попеременно.
Необходимо обратить внимание, что полученные при использовании данной методики результаты основываются на самооценке испытуемых и не всегда достаточно отражают объективную картину. Для уточнения вывода о ведущей руке целесообразно провести исследование с использованием моторных тестов.
Задание 2. Определение латеральной асимметрии (право-леворукости) с использованием моторных тестов Испытуемому предлагается последовательно выполнить 9 моторных проб (Вассерман Л. И. и др., 1997). Задания предъявляются, как правило, вербально, в протоколе отмечается «активная» рука, по результатам исследования подсчитываются соответствующие баллы. 1. Переплести пальцы рук. У правшей сверху оказывается большой палец правой руки, у левшей - левой. 2. Имитировать аплодисменты. У правшей более активной является правая рука. 3. Пожать руку в приветствии. Отмечается, какую руку первой подаст для рукопожатия испытуемый, сравнивается сила рукопожатия правой и левой руки. 4. Причесаться. 5. Завести часы. Не ведущая рука фиксирует часы, а ведущая осуществляет точно дозированные движения, с помощью которых заводят часы. 6. Поймать одной рукой брошенный с расстояния 1,5-2 м бумажный шарик. Проба выполняется по 5 раз каждой рукой, в результате определяется, какая рука точнее выполняет данное действие. 7. Бросить бумажный шарик с расстояния 1,5-2 м в корзину. Данная проба выполняется так же, как и предыдущая. 8. Собрать одной рукой рассыпанные на столе спички (монеты, гайки и др.). Для сопоставления скорости движений правой и ревой рук пробу проводят попеременно правой и левой руками, определяется скорость ее выполнения, более активную руку считают ведущей. 9. Попасть 10 раз карандашом в кружки-«мишени» в центре двух одинаковых листов бумаги. Проба проводится попеременно правой и левой рукой. Оцениваются скорость и точность выполнения задания. Более активную руку считают ведущей.
Оценка результатов: По результатам тестирования подсчитываются баллы, результат выполнения каждой пробы оценивается в 1 балл. 6 баллов и более (2/3 из 9 баллов) свидетельствуют о преобладании правой или левой руки, результат менее 6 баллов свидетельствует в пользу амбидекстрии. Полученные данные суммируются с предыдущими, и, исходя из всей имеющейся информации, делается вывод о доминировании правой, левой рук или об амбидекстрии. На основании этих данных можно также высказать суждение о доминировании левого полушария у правшей, правого у левшей и отсутствии выраженного доминирования у амбидекстров.
Задание 3. Определение ведущего полушария с помощью комплексного метода. Данный метод основан на выполнении нескольких проб, оценивающих ведущий глаз, ведущую руку и ведущую сторону вращения (Яссман Л. В., Данюков В. Н., 1999). Испытуемому предлагается последовательно выполнить задания, затем оценить каждое задание и определить ведущее полушарие. Задания и критерии оценки приведены в таблице 20,
Таблица 20 Комплексная оценка ведущего полушария
Оценка результатов: Итоговая оценка подсчитывается следующим образом: разница между суммой баллов левого и суммой баллов правого полушарий делится на 11 и умножается на 100. Результаты сопоставляются с приведенными нормативными данными. Полученный показатель составляет: 1. Больше или равен 30 - полное доминирование левого полушария. 2. От 10 до 30 - неполное доминирование левого полушария. 3. От 10 до -10 - неполное доминирование правого полушария. 4. Ниже -10 - полное доминирование правого полушария. При обобщении полученных результатов можно объединить в одну группу лиц с полным и неполным доминированием левого полушария (преимущественно левополушарные) и, соответственно, лиц с полным и неполным доминированием правого полушария (преимущественно правополушарные).
Оформление работы: по результатам выполнения всех трех заданий сделайте вывод о доминировании правого или левого полушария или об отсутствии выраженного доминирования. Контрольные вопросы: 1. Психофизиологические особенности функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека. 2. Виды межполушарных асимметрий. 3. Функциональная межполушарная асимметрия и эмоции. 4. Пол и межполушарная асимметрия. Литература: 1.Данилова Н.Н. Психофизиология [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gen.lib.rus.ec/get?md5 2.Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова.- СПб.: Питер, 2001.- 496 с. 3.Реброва, Н.П. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека и психические процессы / Н.П. Реброва, М.П. Чернышева.- СПб.: Речь, 2004.- 96 с. 4.Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний: Учеб. пособие.- К.: МАУП, 2006.- 240 с.
Диагностика: Коррекция: Работа 10. Цель работы: Объект исследования: Оборудование:
Ход работы: Задание 1. Опросник право-леворукости: 1. Были ли у Вас среди близких родственников лица, лучше владевшие левой рукой или обеими руками одинаково. Кто? 2. Были ли склонности в начале школьного обучения к зеркальному (отраженному) изображению букв, цифр? Да, нет. 3. Какой рукой в детстве Вы начинали: рисовать - правой, левой, попеременно; писать - правой, левой, попеременно; есть - правой, левой, попеременно. 4. Какой рукой Вы: пишете - правой, левой, попеременно; набираете номер телефона - правой, левой, попеременно; открываете замок ключом - правой, левой, попеременно. 5. Какой рукой Вы держите: чашку - правой, левой, попеременно; ложку - правой, левой, попеременно; нож - правой, левой, попеременно. 6. Какой рукой Вы держите: расческу - правой, левой, попеременно; зубную щетку - правой, левой, попеременно; ножницы - правой, левой, попеременно. 7. Какой рукой Вы бросаете: мяч - правой, левой, попеременно; камень - правой, левой, попеременно; палку - правой, левой, попеременно. 8. Какой рукой Вы: подметаете пол - правой, левой, попеременно; забиваете гвозди - правой, левой, попеременно; зажигаете спичку - правой, левой, попеременно.
Оценка результатов: Каждый выбор испытуемого оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов - 18. Ответы на №№ 1 и 2 не оцениваются, но принимаются во внимание при оценке результатов опроса. Предпочтение правой или левой руки считается определенным при результате 12 баллов и более в пользу одной из них. В пользу амбидекстрии свидетельствуют 6 баллов и более, полученных за выбор испытуемыми ответа попеременно.
Необходимо обратить внимание, что полученные при использовании данной методики результаты основываются на самооценке испытуемых и не всегда достаточно отражают объективную картину. Для уточнения вывода о ведущей руке целесообразно провести исследование с использованием моторных тестов.
Задание 2. Определение латеральной асимметрии (право-леворукости) с использованием моторных тестов Испытуемому предлагается последовательно выполнить 9 моторных проб (Вассерман Л. И. и др., 1997). Задания предъявляются, как правило, вербально, в протоколе отмечается «активная» рука, по результатам исследования подсчитываются соответствующие баллы. 1. Переплести пальцы рук. У правшей сверху оказывается большой палец правой руки, у левшей - левой. 2. Имитировать аплодисменты. У правшей более активной является правая рука. 3. Пожать руку в приветствии. Отмечается, какую руку первой подаст для рукопожатия испытуемый, сравнивается сила рукопожатия правой и левой руки. 4. Причесаться. 5. Завести часы. Не ведущая рука фиксирует часы, а ведущая осуществляет точно дозированные движения, с помощью которых заводят часы. 6. Поймать одной рукой брошенный с расстояния 1,5-2 м бумажный шарик. Проба выполняется по 5 раз каждой рукой, в результате определяется, какая рука точнее выполняет данное действие. 7. Бросить бумажный шарик с расстояния 1,5-2 м в корзину. Данная проба выполняется так же, как и предыдущая. 8. Собрать одной рукой рассыпанные на столе спички (монеты, гайки и др.). Для сопоставления скорости движений правой и ревой рук пробу проводят попеременно правой и левой руками, определяется скорость ее выполнения, более активную руку считают ведущей. 9. Попасть 10 раз карандашом в кружки-«мишени» в центре двух одинаковых листов бумаги. Проба проводится попеременно правой и левой рукой. Оцениваются скорость и точность выполнения задания. Более активную руку считают ведущей.
Оценка результатов: По результатам тестирования подсчитываются баллы, результат выполнения каждой пробы оценивается в 1 балл. 6 баллов и более (2/3 из 9 баллов) свидетельствуют о преобладании правой или левой руки, результат менее 6 баллов свидетельствует в пользу амбидекстрии. Полученные данные суммируются с предыдущими, и, исходя из всей имеющейся информации, делается вывод о доминировании правой, левой рук или об амбидекстрии. На основании этих данных можно также высказать суждение о доминировании левого полушария у правшей, правого у левшей и отсутствии выраженного доминирования у амбидекстров.
Задание 3. Определение ведущего полушария с помощью комплексного метода. Данный метод основан на выполнении нескольких проб, оценивающих ведущий глаз, ведущую руку и ведущую сторону вращения (Яссман Л. В., Данюков В. Н., 1999). Испытуемому предлагается последовательно выполнить задания, затем оценить каждое задание и определить ведущее полушарие. Задания и критерии оценки приведены в таблице 20,
Таблица 20 Комплексная оценка ведущего полушария
|