Показатели подвижности нервных процессов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели подвижности нервных процессов



29. Стремлюсь скорее начать выполнение всех учебных и об­щественных поручений.

30. Спешу, поэтому допускаю много ошибок.

31. К выполнению заданий приступаю сразу, не всегда обду­мываю их.

32. Легко изменяю привычки, навыки и легко их приоб­ретаю.

33. Быстро привыкаю к новым людям, к новым условиям жизни.

34. Люблю быть с людьми, легко завожу знакомства.

35. Быстро втягиваюсь в новую работу.

36. Легко перехожу от одной работы к другой.

37. Люблю, когда задания часто сменяются.

38. Легко и быстро засыпаю, просыпаюсь и встаю.

39. Легко переключаюсь от переживания неудач и неприятностей к деятельности.

40. Чувства ярко проявляются в эмоциях, в мимике и негативных реакциях (краснею, бледнею, бросает в пот, дрожь, ощущаю сухость во рту и т.д.).

41. Часто меняется настроение по любому поводу.

42. Речь и движения быстрые.

 

Оформление работы:

Ответы, выраженные в баллах, занесите в табл. 14.

 

Таблица 14

Показатели выраженности свойств нервной системы

Сила Уравновешенность Подвижность
№ показателей Оценка № показателей Оценка № показателей Оценка
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
Сумма баллов со знаком «+»   Сумма баллов со знаком «+»   Сумма баллов со знаком «+»  
Сумма баллов со знаком «-»   Сумма баллов со знаком «-»   Сумма баллов со знаком «-»  
Алгебраическая сумма баллов, %   Алгебраическая сумма баллов, %   Алгебраическая сумма баллов, %  

 

Сложите в каждой графе баллы со знаком «+» и отдельно со знаком «-», переведите их в проценты. За 100% принимается общее число оценок, умноженное на максимальный балл. На основании полученных данных сделайте заключение о выра­женности силы, уравновешенности, подвижности нервной сис­темы, придерживаясь следующих ориентировочных границ:

50% и более - высокая;

49-25% - средняя;

24-0%-низкая.

Соответствующие границам цифры со знаком «+» харак­теризуют высокую, среднюю и низкую выраженность силы, уравновешенности и подвижности нервной системы, со знаком «-» - слабость, неуравновешенность и инертность.

Контрольные вопросы:

1.Физиологические основы индивидуальных различий.

2.Концепции свойств нервной системы (Павлов И.П., Теплов Б.Н., Небылицын В.Д. и др.).

3.Методы оценки свойств нервной системы

Литература:

1.Губарева Л.И. Психофизиология / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.В. Агаркова.- М.: ВЛАДОС, 2007.- 188с.

2.Данилова Н.Н. Психофизиология [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gen.lib.rus.ec/get?md5

3.Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова.- СПб.: Питер, 2001.- 496 с.

4.Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний: Учеб. пособие.- К.: МАУП, 2006.- 240 с.

 

Диагностика:

Коррекция:

Работа 7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДВИЖНОСТИ И СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ ПРОЦЕССОВ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ МЕТОДОМ ХРОНОРЕФЛЕКСОМЕТРИИ

Цель работы: ознакомить студентов с основными методами определения типа высшей нервной деятельности.

Объект исследования: человек.

Оборудование: компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования.

 

Физиологическим критерием подвижности нервных процессов является латентный период (ЛП) сенсомотрной реакции (напри­мер, зрительно-моторной), критерием преобладания процессов возбуждения - количество опережений, процессов торможе­ния - количество запаздывания и ошибок на дифференцировку, которые определяются методом хронорефлексометрии.

 

Ход работы:

После подготовки компьютерного прибора к работе на дисплее загорается инструкция для испытуемого: «После предъявления светового стимула необходимо быстро нажать кнопку «Да» - на зеленый цвет, «Нет» - на красный». В соот­ветствии с этой инструкцией испытуемый нажимает как мож­но быстрее на кнопку «Да» при зажигании лампочки зеленого цвета и на кнопку «Нет» при загорании лампочки красного цвета. По окончанию тестирования на мониторе компьютера появляются результаты, которые сравнивают с данными оце­ночной таблицы (табл. 15).

Таблица 15

Показатели зрительно-моторной реакции (ЗМР) и свойств нервной системы

(по Л.И. Губаревой с соавт., 2007)

Показатели ЗМР Показатели нервной системы
Подвижность Уравнове-шенность Преобладание возбуждения Преобладание торможения
1.ЛП ЗМР 150-250 мс 250-400 мс >400 мс   высокая средняя низкая      
2.Кол-во ошибок на опережение 1-2 3-6 на запаздывание 1-2 3-6 на дифференцировку 0-1 2-3 4-6       +     среднее высокое   среднее высокое     среднее высокое
3.Отсутствие ошибок на опережение и запаздывание     +    

Оформление работы: занесите результаты обследования в табл. 16. Сопоставьте собственные данные с данными оценочной таб­лицы. Определите тип ВНД по параметрам зрительно-моторной реакции.

Сделайте вывод о соответствии результатов полученных с помощью физиологических методов и психологического тестирования.

 

Таблица 16

Показатели хронорефлексометрии

Ф.И.О. Пол Возраст ЛП ЗМР Кол-во опережений Кол-во запаздываний Кол-во ошибок на дифференцировку
             
             

Контрольные вопросы:

1.Физиологические основы индивидуальных различий.

2.Концепции свойств нервной системы (Павлов И.П., Теплов Б.Н., Небылицын В.Д. и др.).

3.Методы оценки свойств нервной системы

Литература:

1.Губарева Л.И. Психофизиология / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.В. Агаркова.- М.: ВЛАДОС, 2007.- 188с.

2.Данилова Н.Н. Психофизиология [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gen.lib.rus.ec/get?md5

3.Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова.- СПб.: Питер, 2001.- 496 с.

4.Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний: Учеб. пособие.- К.: МАУП, 2006.- 240 с.

 

Диагностика:

Коррекция:

Работа 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ (ЭКСТРАВЕРСИИ / ИНТРОВЕРСИИ И НЕЙРОТИЗМА, ТИПОВ ВНД)

Цель работы: ознакомить студентов с основными методами определения индивидуальных психофизиологических свойств.

Объект исследования: человек.

Оборудование: тест-опросник Г. Айзенка.

 

Тест-опросник Г. Айзенка – Eysencu Personality Inventoru (EPI) отражает представление автора о том, что всю совокупность описывающих черт человека можно представить посредством двух главных факторов – экстраверсии/интроверсии и нейротизма.

Предлагаемый вариант теста адаптирован А.Г. Шмеле­вым и группой ленинградских психологов. Бланк опросни­ка (табл. 17) содержит 57 вопросов, из которых 24 связаны со шкалой экстраверсия-интроверсия, 24 - со шкалой ней­ротизма, 9 вопросов входят в контрольную Л-шкалу (шкалу «лжи»), предназначенную для оценки степени искренности испытуемого при ответах на вопросы.

 

Ход работы:

1. Ответьте на вопросы теста (табл. 17). Отвечайте только «да» или «нет», отмечая знаком плюс в соответствующей графе, не раздумывая - важна ваша непосредственная реакция. Исследуются только ваши лич­ностные особенности, и поэтому правильных или непра­вильных ответов не существует.

Таблица 17

Бланк опросника

  Содержание утверждения «Да» «Нет»
1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильное ощущение?    
2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, одобрить, выразить сочувствие?    
3. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?    
4. Очень ли трудно Вам отказываться от своих намерений?    
5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?    
6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если Вам это не выгодно?    
7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?    
8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?    
9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?    
10. Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все?    
11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?    
12. Бывает ли, что разозлившись, Вы выходите из себя?    
13. Часто ли Вы действуете необдуманно, под влиянием момента?    
14. Часто ли вас беспокоит мысль о том, что Вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить?    
15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встрече с людьми?    
16. Верно ли, что Вас легко задеть?    
17. Любите ли Вы часто бывать в компании?    
18. Бывают ли у вас иногда такие мысли, которыми Вам не хотелось бы делиться с другими людьми?    
19. Верно ли, что иногда Вы настолько полны энергии, что все «горит» в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?    
20. Стараетесь ли Вы ограничит круг своих знакомств небольшим числом самых близких людей?    
21. Много ли Вы мечтаете?    
22. Когда на Вас кричат, отвечаете ли вы тем же?    
23. Часто ли Вас терзает чувство вины?    
24. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?    
25. Способны ли Вы дать волю своим чувствам и во всю повеселиться в шумной компании?    
26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают напряжены до предела?    
27. Считают ли Вас человеком живым и веселым?    
28. После того как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думаете, что могли бы сделать лучше?    
29. Верно ли, что Вы обычно молчаливый и сдержанный, когда находитесь среди людей?    
30. Бывает ли, что Вы передаете слухи?    
31. Бывает ли, что Вам не спится от того, что разные мысли приходят в голову?    
32. Верно ли, что Вам часто приятнее и легче прочесть о том, что интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?    
33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?    
34. Нравится ли Вам работа, которая требует пристального внимания?    
35. Бываю ли у Вас приступы дрожи?    
36. Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых людях только хорошее даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?    
37. Верно ли, что Вам неприятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?    
38. Верно ли, что Вы раздражительны?    
39. Нравится ли Вам работа, которая требует быстроты действия?    
40. Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя всё кончалось благополучно?    
41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях?    
42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?    
43. Часто ли Вам снятся кошмары?    
44. Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?    
45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?    
46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?    
47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?    
48. Если среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?    
49. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или работы?    
50. Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?    
51. Трудно ли получать настоящее удовольствие от мероприятий, в которых много участников?    
52. Беспокоит ли Вас чувство, что вы чем-то хуже других?    
53. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?    
54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?    
55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?    
56. Любите ли Вы подшучивать над другими?    
57. Страдаете ли Вы бессонницей?    

 

Код опросника:

Искренность: ответы «да» на вопросы 6, 24, 36; ответы «нет» на вопросы 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Экстраверсия: ответы «нет» на вопросы 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51; ответы «да» на вопросы 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 50, 53, 56.

Нейротизм: ответы «да» на вопросы 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 49, 52, 55, 57.

 

2. Обработайте результаты по шкале «Искренность» (табл. 18). Она диагностирует склонность давать социально желаемые ответы. Если этот показатель превышает 5 баллов, то можно утверждать об искренности при ответах на вопросы теста.

 

Таблица 18

Интерпретация показателей по шкале «Искренность»

 

Численный показатель Интерпретация
0-3 Откровенный
4-6 Ситуативный
7-9 *Лживый

 

*Следует обязательно отметить, что в данном случае речь идет только о степени искренности при ответах на вопросы теста, а отнюдь не о лживости, как личностной характеристике.

 

3.Сравнив полученные результаты по шкалам «Экстраверсия» и «Нейротизм» с интерпретацией в таблице 19, следует отложить на схеме (рис. 5) полученные результаты по шкале «Интроверсия-Экстраверсия» и по шкале «Нейротизм» (эмоциональная устойчивость - нестабильность). Сочетание характеристик по двум шкалам укажет на тип темперамента.

 

Таблица 19

Интерпретация показателей по шкале «Экстраверсия» и «Нейротизм»

 

Численный показатель 0-2 3-6 7-10 11-14 15-18 19-22 23-24
Интерпретация для шкалы «Экстраверсия» Сверх- интроверт Интро верт Потенци- альный интроверт Амбиверт Потенциальный экстраверт Экстра верт Сверх экстра верт
Интерпретация для шкалы «Нейротизм» Сверх- конкордант Конко рдант Потенци- альный конко- рдант Нормо- стеник Потенциальный дискордант Дискор дант Сверх дискор дант

 

Нейротизм (эмоциональная нестабильность)

 

Легко расстраивающийся Тревожный Ригидный Склонный к рассуждениям Пессимистичный Сдержанный Необщительный
 
 
Интроверсия
Тихий

 
МЕЛАНХОЛИК

ХОЛЕРИК Чувствительный Беспокойный Агрессивный Возбудимый Непостоянный Импульсивный Оптимистичный
 
Экстраверсия
Активный

  Пассивный Осмотрительный Рассудительный Доброжелательный Управляемый Внушающий доверие Ровный Спокойный ФЛЕГМАТИК САНГВИНИК   Общительный Разговорчивый Контактный Отзывчивый Непринужденный Жизнерадостный Склонный к лидерству Не склонный к беспокойству

 

Эмоциональная стабильность (устоичивость)

 

Рис. 5. «Круг» Айзенка

 

 

Оформление работы: по результатам тестирования определите индивидуальные психофизиологические свойства. В режиме On-line (адрес доступа: http://vsetesti.ru/213 /) пройдите тестирование, сравните полученные результаты.

Контрольные вопросы:

1. Типология индивидуальных психофизиологических особенностей человека.

2. Характеристика типов ВНД по И.П. Павлову.

3. Характеристика нервных процессов: силы, уравновешенности, подвижности.

4. Значение и учет психофизиологических свойств человека в трудовой деятельности.

Литература:

1.Данилова Н.Н. Психофизиология [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gen.lib.rus.ec/get?md5

2.Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / под общ. ред. В.А. Бодрова.- М.: ПЕР СЭ, 2003.- 768с.

3.Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова.- СПб.: Питер, 2001.- 496 с.

4.Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний: Учеб. пособие.- К.: МАУП, 2006.- 240 с.

 

Диагностика:

Коррекция:

Работа 9. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ

Цель работы: ознакомить студентов с основными методами оценки функциональной асимметрии.

Объект исследования: человек.

Оборудование: расческа, бумажный шарик, корзина, спички (монеты), секундомер.

 

 

Ход работы:

Задание 1. Опросник право-леворукости:

1. Были ли у Вас среди близких родственников лица, лучше владевшие левой рукой или обеими руками одинаково. Кто?

2. Были ли склонности в начале школьного обучения к зер­кальному (отраженному) изображению букв, цифр? Да, нет.

3. Какой рукой в детстве Вы начинали: рисовать - правой, левой, попеременно; писать - правой, левой, поперемен­но; есть - правой, левой, попеременно.

4. Какой рукой Вы: пишете - правой, левой, попеременно; набираете номер телефона - правой, левой, попеременно; открываете замок ключом - правой, левой, попеременно.

5. Какой рукой Вы держите: чашку - правой, левой, попере­менно; ложку - правой, левой, попеременно; нож - пра­вой, левой, попеременно.

6. Какой рукой Вы держите: расческу - правой, левой, попе­ременно; зубную щетку - правой, левой, попеременно; ножницы - правой, левой, попеременно.

7. Какой рукой Вы бросаете: мяч - правой, левой, поперемен­но; камень - правой, левой, попеременно; палку - правой, левой, попеременно.

8. Какой рукой Вы: подметаете пол - правой, левой, попере­менно; забиваете гвозди - правой, левой, попеременно; за­жигаете спичку - правой, левой, попеременно.

 

Оценка результатов:

Каждый выбор испытуемого оценивается в 1 балл. Максималь­ное количество баллов - 18. Ответы на №№ 1 и 2 не оцениваются, но принимаются во внимание при оценке результатов опроса.

Предпочтение правой или левой руки считается определенным при результате 12 баллов и более в пользу одной из них.

В пользу амбидекстрии свидетельствуют 6 баллов и более, полученных за выбор испытуемыми ответа попеременно.

 

Необходимо обратить внимание, что полученные при исполь­зовании данной методики результаты основываются на самооцен­ке испытуемых и не всегда достаточно отражают объективную картину. Для уточнения вывода о ведущей руке целесообразно провести исследование с использованием моторных тестов.

 

Задание 2. Определение латеральной асимметрии (право-леворукости) с использованием моторных тестов

Испытуемому предлагается последовательно выполнить 9 мо­торных проб (Вассерман Л. И. и др., 1997). Задания предъявляют­ся, как правило, вербально, в протоколе отмечается «активная» рука, по результатам исследования подсчитываются соответству­ющие баллы.

1. Переплести пальцы рук.

У правшей сверху оказывается большой палец правой руки, у левшей - левой.

2. Имитировать аплодисменты.

У правшей более активной является правая рука.

3. Пожать руку в приветствии.

Отмечается, какую руку первой подаст для рукопожатия испы­туемый, сравнивается сила рукопожатия правой и левой руки.

4. Причесаться.

5. Завести часы.

Не ведущая рука фиксирует часы, а ведущая осуществляет точно дозированные движения, с помощью которых заво­дят часы.

6. Поймать одной рукой брошенный с расстояния 1,5-2 м бу­мажный шарик.

Проба выполняется по 5 раз каждой рукой, в результате определяется, какая рука точнее выполняет данное дей­ствие.

7. Бросить бумажный шарик с расстояния 1,5-2 м в корзину. Данная проба выполняется так же, как и предыдущая.

8. Собрать одной рукой рассыпанные на столе спички (моне­ты, гайки и др.).

Для сопоставления скорости движений правой и ревой рук пробу проводят попеременно правой и левой руками, опре­деляется скорость ее выполнения, более активную руку счи­тают ведущей.

9. Попасть 10 раз карандашом в кружки-«мишени» в центре двух одинаковых листов бумаги.

Проба проводится попеременно правой и левой рукой. Оцени­ваются скорость и точность выполнения задания. Более актив­ную руку считают ведущей.

 

Оценка результатов:

По результатам тестирования подсчитываются баллы, резуль­тат выполнения каждой пробы оценивается в 1 балл. 6 баллов и более (2/3 из 9 баллов) свидетельствуют о преобладании правой или левой руки, результат менее 6 баллов свидетельствует в пользу амбидекстрии.

Полученные данные суммируются с предыдущими, и, исходя из всей имеющейся информации, делается вывод о доминирова­нии правой, левой рук или об амбидекстрии. На основании этих данных можно также высказать суждение о доминировании ле­вого полушария у правшей, правого у левшей и отсутствии выра­женного доминирования у амбидекстров.

 

Задание 3. Определение ведущего полушария с помощью комплексного метода.

Данный метод основан на выполнении нескольких проб, оце­нивающих ведущий глаз, ведущую руку и ведущую сторону вра­щения (Яссман Л. В., Данюков В. Н., 1999). Испытуемому пред­лагается последовательно выполнить задания, затем оценить каждое задание и определить ведущее полушарие. Задания и кри­терии оценки приведены в таблице 20,

 

Таблица 20

Комплексная оценка ведущего полушария

 

Выполняемое задание Оценка ведущего полушария
1. Переплести пальцы рук Сверху большой палец правой руки - ведущее полушарие левое, сверху большой палец левой руки - правое
2. Испытуемый держит вертикально в вытянутой руке карандаш, фиксируя его взором на определенной точке, поочередно закрывает правый и левый глаз Карандаш смещается при закрывании правого глаза - ведущее полушарие левое карандаш смещается при закрывании левого глаза - ведущее полушарие правое  
3. Имитировать позу Наполеона Кисть левой руки первой направляется к предплечью - плечу правой руки и оказыва­ется сверху - ведущая рука левая, ведущее полушарие правое; кисть правой руки первой направляется к предплечью - плечу левой руки - ведущая рука правая, ведущее полушарие левое
4. Имитировать аплодисменты Сверху находится правая рука - ведущее полушарие левое, сверху находится левая рука - ведущее полушарие правое
5. Провести прямую вертикальную черту, разделяющую чистый лист бумаги на две части Линия ближе к правому краю листа - ведущее полушарие правое, линия ближе к левому краю листа - ведущее полушарие левое
6. Нарисовать треугольник и квадрат сначала левой рукой, затем правой рукой Лучше и быстрее нарисованы фигуры правой рукой - ведущее полушарие левое, лучше и быстрее нарисованы левой рукой - ведущее полушарие правое
7.Поставить произвольное количество палочек левой рукой, а затем правой рукой. Время выполнения задания 10 сек. Подсчитать число палочек Больше поставлено палочек правой рукой - ведущее полушарие левое, левой рукой - правое, одинаковое количество обеими руками - правое
8. Нарисовать круг, завершив его стрелкой Стрелка указывает направление против часовой стрелки - ведущее полушарие левое, по часовой стрелке - правое
9. Сидя на стуле, положить ногу на ногу Сверху правая нога - ведущее полушарие левое, сверху левая нога - правое
10. Стоя покружиться в удобную сторону Кружится против часовой стрелки - ведущее полушарие левое, кружится по часовой стрелке - правое
11. Быстро моргнуть одним глазом Быстрее моргает правый глаз - ведущее полушарие правое, левый глаз - левое. Быстрее моргает не доминирующий глаз.

 

Оценка результатов:

Итоговая оценка подсчитывается следующим образом: разни­ца между суммой баллов левого и суммой баллов правого полу­шарий делится на 11 и умножается на 100. Результаты сопостав­ляются с приведенными нормативными данными.

Полученный показатель составляет:

1. Больше или равен 30 - полное доминирование левого по­лушария.

2. От 10 до 30 - неполное доминирование левого полушария.

3. От 10 до -10 - неполное доминирование правого полушария.

4. Ниже -10 - полное доминирование правого полушария.

При обобщении полученных результатов можно объединить в одну группу лиц с полным и неполным доминированием левого полушария (преимущественно левополушарные) и, соответствен­но, лиц с полным и неполным доминированием правого полуша­рия (преимущественно правополушарные).

 

Оформление работы: по результатам выполнения всех трех заданий сделайте вывод о доминировании правого или лево­го полушария или об отсутствии выраженного доминирования.

Контрольные вопросы:

1. Психофизиологические особенности функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека.

2. Виды межполушарных асимметрий.

3. Функциональная межполушарная асимметрия и эмоции.

4. Пол и межполушарная асимметрия.

Литература:

1.Данилова Н.Н. Психофизиология [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gen.lib.rus.ec/get?md5

2.Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова.- СПб.: Питер, 2001.- 496 с.

3.Реброва, Н.П. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека и психические процессы / Н.П. Реброва, М.П. Чернышева.- СПб.: Речь, 2004.- 96 с.

4.Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний: Учеб. пособие.- К.: МАУП, 2006.- 240 с.

 

Диагностика:

Коррекция:

Работа 10.

Цель работы:

Объект исследования:

Оборудование:

 

 

Ход работы:

Задание 1. Опросник право-леворукости:

1. Были ли у Вас среди близких родственников лица, лучше владевшие левой рукой или обеими руками одинаково. Кто?

2. Были ли склонности в начале школьного обучения к зер­кальному (отраженному) изображению букв, цифр? Да, нет.

3. Какой рукой в детстве Вы начинали: рисовать - правой, левой, попеременно; писать - правой, левой, поперемен­но; есть - правой, левой, попеременно.

4. Какой рукой Вы: пишете - правой, левой, попеременно; набираете номер телефона - правой, левой, попеременно; открываете замок ключом - правой, левой, попеременно.

5. Какой рукой Вы держите: чашку - правой, левой, попере­менно; ложку - правой, левой, попеременно; нож - пра­вой, левой, попеременно.

6. Какой рукой Вы держите: расческу - правой, левой, попе­ременно; зубную щетку - правой, левой, попеременно; ножницы - правой, левой, попеременно.

7. Какой рукой Вы бросаете: мяч - правой, левой, поперемен­но; камень - правой, левой, попеременно; палку - правой, левой, попеременно.

8. Какой рукой Вы: подметаете пол - правой, левой, попере­менно; забиваете гвозди - правой, левой, попеременно; за­жигаете спичку - правой, левой, попеременно.

 

Оценка результатов:

Каждый выбор испытуемого оценивается в 1 балл. Максималь­ное количество баллов - 18. Ответы на №№ 1 и 2 не оцениваются, но принимаются во внимание при оценке результатов опроса.

Предпочтение правой или левой руки считается определенным при результате 12 баллов и более в пользу одной из них.

В пользу амбидекстрии свидетельствуют 6 баллов и более, полученных за выбор испытуемыми ответа попеременно.

 

Необходимо обратить внимание, что полученные при исполь­зовании данной методики результаты основываются на самооцен­ке испытуемых и не всегда достаточно отражают объективную картину. Для уточнения вывода о ведущей руке целесообразно провести исследование с использованием моторных тестов.

 

Задание 2. Определение латеральной асимметрии (право-леворукости) с использованием моторных тестов

Испытуемому предлагается последовательно выполнить 9 мо­торных проб (Вассерман Л. И. и др., 1997). Задания предъявляют­ся, как правило, вербально, в протоколе отмечается «активная» рука, по результатам исследования подсчитываются соответству­ющие баллы.

1. Переплести пальцы рук.

У правшей сверху оказывается большой палец правой руки, у левшей - левой.

2. Имитировать аплодисменты.

У правшей более активной является правая рука.

3. Пожать руку в приветствии.

Отмечается, какую руку первой подаст для рукопожатия испы­туемый, сравнивается сила рукопожатия правой и левой руки.

4. Причесаться.

5. Завести часы.

Не ведущая рука фиксирует часы, а ведущая осуществляет точно дозированные движения, с помощью которых заво­дят часы.

6. Поймать одной рукой брошенный с расстояния 1,5-2 м бу­мажный шарик.

Проба выполняется по 5 раз каждой рукой, в результате определяется, какая рука точнее выполняет данное дей­ствие.

7. Бросить бумажный шарик с расстояния 1,5-2 м в корзину. Данная проба выполняется так же, как и предыдущая.

8. Собрать одной рукой рассыпанные на столе спички (моне­ты, гайки и др.).

Для сопоставления скорости движений правой и ревой рук пробу проводят попеременно правой и левой руками, опре­деляется скорость ее выполнения, более активную руку счи­тают ведущей.

9. Попасть 10 раз карандашом в кружки-«мишени» в центре двух одинаковых листов бумаги.

Проба проводится попеременно правой и левой рукой. Оцени­ваются скорость и точность выполнения задания. Более актив­ную руку считают ведущей.

 

Оценка результатов:

По результатам тестирования подсчитываются баллы, резуль­тат выполнения каждой пробы оценивается в 1 балл. 6 баллов и более (2/3 из 9 баллов) свидетельствуют о преобладании правой или левой руки, результат менее 6 баллов свидетельствует в пользу амбидекстрии.

Полученные данные суммируются с предыдущими, и, исходя из всей имеющейся информации, делается вывод о доминирова­нии правой, левой рук или об амбидекстрии. На основании этих данных можно также высказать суждение о доминировании ле­вого полушария у правшей, правого у левшей и отсутствии выра­женного доминирования у амбидекстров.

 

Задание 3. Определение ведущего полушария с помощью комплексного метода.

Данный метод основан на выполнении нескольких проб, оце­нивающих ведущий глаз, ведущую руку и ведущую сторону вра­щения (Яссман Л. В., Данюков В. Н., 1999). Испытуемому пред­лагается последовательно выполнить задания, затем оценить каждое задание и определить ведущее полушарие. Задания и кри­терии оценки приведены в таблице 20,

 

Таблица 20

Комплексная оценка ведущего полушария

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 840; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.179 с.)