Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подвижность нервных процессов

Поиск

· Ответ «да»: вопросы — 1, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 41, 43, 44, 46, 49, 54, 55, 64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 104, 111, 115, 119, 127, 131.

· Ответ «нет»: вопросы — 25, 57, 63, 116.

«Сырой» балл по каждой шкале сравнивается с диагностическими статистическими границами:

где М - среднее нормативной выборки; S - стандартное отклонение.

Значение средних (М) и стандартных отклонений (S)

Название шкалы М S
Сила по возбуждению    
Сила по торможению    
Подвижность    

Сравнение результатов с «нормой»

· Уровень процессов возбуждения - норма от 25 до 49, 62 - выше среднего

· Уровень процессов торможения - норма от 21 до 43, 61 - выше среднего

· Подвижность нервных процессов - норма от 24 до 48, 58 - выше среднего

Интерпретация результатов

Уровень процессов возбуждения:

· высокий балл (выше границы «среднее плюс стандартное отклоне­ние») отражает силу процесса возбуждения;

· низкий балл (ниже границы «среднее минус стандартное отклоне­ние») указывает на слабость процесса возбуждения.

Уровень процессов торможения:

· высокий балл отражает силу процесса торможения;

· низкий балл - слабость процесса торможения.

Подвижность нервных процессов:

· высокий балл отражает подвижность нервных процессов;

· низкий балл - инертность нервных процессов.

Описание шкал

Уровень процессов возбуждения

Высокие баллы - сильная ответная реакция на возбуждение, стимул; не обнаруживаются признаки запредельного торможения, прямая корреляция с высокими показателями по теппинг-тесту: быстрые включаемость в работу, врабатываемость и достижение высокой производительности; низкая утомляемость; высокая работоспособность и выносливость.

Низкие баллы - слабая и запоздалая реакция на возбуждение, быстро достигается запредельное торможение, вплоть до ступора, отказа в работе; низкие показатели по теппинг-тесту; медленные: включаемость в работу, врабатываемость и невысокая производительность труда; высокая утомляемость; низкая работоспособность и выносливость

Уровень процессов торможения

Высокие баллы - сильные нервные процессы со стороны торможения; возбуждения, стимулы легко гасятся; быстрое реагирование ответным действиям на простые сенсорные сигналы, хорошая реакция; высокий самоконтроль, собранность, бдительность, хладнокровие в поведенческих реакциях.

Низкие баллы - слабость процессов торможения, импульсивность в ответных действиях на стимул, слабый самоконтроль в поведенческих реакциях, определенная расторможенность, расхлябанность, нетребовательность и снисходительность к себе; медленное или запоздалое, реагирование ответными действиями на простые сигналы; плохая реакция, неровное реагирование, неадекватные реакции, склонность к истерии.

Уровень подвижности нервных процессов

Высокие баллы - легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот; быстрый переход от одних видов деятельности к другим; быстрая переключаемость, решительность, смелость в поведенческих реакциях.

Низкие баллы - характерны для людей, склонных работать по стереотипу, не любящих быстрых и неожиданных изменений в деятельности, инертных, проявляющих, как правило, низкую способность переключаться на новые виды работ и успешно осваивать новую профессию; не пригодны для работы в быстроменяющихся условиях.

Уравновешенность по силе

Уравновешенность по силе R равна отношению силы по возбуждению Fв к силе по торможению Fт:

Чем ближе к единице значение R тем более высокой является уравновешенность.

По опыту известно, что уравновешенным человеком является тот, для которого значение R не выходит за пределы интервала 0,85 - 1,15.

Если значение R выходит за пределы интервала, то можно утверждать, что данный индивидуум отличается неуравновешенностью своей психологической активности.

Причем если значение дроби меньше 0,85 - это означает неуравновешенность в сторону возбуждения, т.е. процессы возбуждения не уравновешивают собою процессы торможения. При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону возбуждения, вероятны неуравновешенное поведение, сильные кратковременные эмоциональные переживания, неустойчивое настроение, слабое терпение, агрессивное поведение, переоценка своих способностей, хорошая адаптация к новому, рискованность, стремление к цели сильное с полной отдачей, боевое отношение к опасности без особого расчета, плохая помехоустойчивость.

Если значение больше 1,15 - это означает неуравновешенность в сторону торможения, т.е. процессы торможения не уравновешивают собою процессы возбуждения. При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону торможения вероятны уравновешенное поведение, устойчивое настроение, слабые эмоциональные переживания, хорошее терпение, сдержанность, хладнокровие, невозмутимое отношение к опасности, реальная оценка своих способностей, хорошая помехоустойчивость.

Рекомендации к оформлению:

1. Занесите результаты теста в рабочую тетрадь (с. 8-9);

2. Подсчитайте показатели по шкалам сила процессов возбуждения, сила процессов торможения, подвижность нервных процессов, соотнесите получившиеся баллы с «нормой»;

3. Вычислите показатель уравновешенности по силе;

4. Произведите интерпретацию полученных данных (обращайте внимание на высокие и низкие значения);

5. Напишите заключение, сделайте вывод о типе темперамента.


Методика наблюдения

Инструкция

Определите по пятибалльной шкале интенсивность каждого из названных свойств поведения ученика. При оценке следует исходить из конкретных, наблюдаемых форм и способов поведения.

Цифра 1 – Наименьшая интенсивность (полное отсутствие).

Цифра 5 – Самая высокая интенсивность данного свойства

Цифра 3 – Средняя оценка, означает умеренную интенсивность данного свойства.

Стимульный материал

Вопрос Вариант, равный 1 баллу Вариант, равный 5-и баллам Ответ
____1__________________________2_______________________3_______________________4_______________________5  
  Способен ли учиться длительное время без перерывов (например, в течение нескольких часов)? Поминутно прерывает работу, а если не может этого сделать, работает неудачно и совершает ошибки. Несмотря на продолжительную работу, не испытывает никакого утомления.  
  Способен ли к устойчивой концентрации внимания? Не может сосредоточиться на выполняемой работе. Посторонние раздражители отвлекают от совершаемых действий. Целиком поглощен выполнением действия. Ничего не замечает, кроме своего занятия.  
  Обладает ли стойкостью перед неудачами? При неудачах перестает учиться, плачет, травмируется, порицание демобилизует. При неудачах еще больше мобилизуется, не проявляет нервозности.  
  Охотно ли выполняет ответственную работу? Избегает ситуаций, в которых надо брать инициативу на себя, охотнее подчиняется. Любит верховодить, берет на себя ответственность за выполняемые действия  
  Способен ли работать в неблагоприятной обстановке? Шум, разговоры и прочее мешают работе, лучше учится в полной изоляции от окружения. Шум или разговоры не мешают выполнять работу. В любых условиях работает успешно.  
  Отказывается ли от действий при обнаружении препятствий? Даже небольшое препятствие вызывает отказ от дальнейшей работы. Не верит в собственные силы. Встреченные препятствия не отбивают охоту к дальнейшей работе. Не теряет веры в успех.  
  Ведет ли себя так же, как обычно, в присутствии начальства? В присутствии посторонних конфузится, избегает встреч с начальством, не любит классных посещений Присутствие посетителей (директора) на уроке не смущает, воспринимается как естественное событие.  
  Проявляет ли нервозность перед важным заданием? Даже будучи хорошо подготовленным, с неохотой пишет контрольные работы. Больше думает о возможной неудаче, чем о решении задач. Контрольные работы иди экзамены не воспринимает как исключительные события. Выполняя их ведет себя как обычно, не нервничает.  
  Охотно ли выполняет действия, требующие больших усилий? Избегает продолжительных, утомительных действий, гораздо больше любит легкие, не слишком захватывающие задания. Любит полностью поглощающие его действия, требующие значительной выносливости и усилий.  
  Легко ли преодолевает временные колебания настроения и депрессию? Легко травмируется под влиянием вильных и конфликтных ситуаций. С трудом восстанавливает душевное равновесие. Тяжелые жизненные ситуации (болезни, семейные конфликты) не выводят из равновесия. Быстро «приходит в себя  
    ____1__________________________2_______________________3_________________________4_____________________5      

Бланк ответов

№ вопроса Ответ испытуемого № вопроса Ответ испытуемого
       
       
       
       
       

Интерпретация результатов

Шкала сведена к 10 различным типам поведения в разных ситуациях, считающихся особенно важным для диагноза реактивности. Каждый из этих типов оценивается по пятибалльной системе. Поэтому испытуемый может получить максимум 50 баллов, минимум – 10: уровень реактивности тем ниже, чем больше число баллов получает испытуемый.

 

Рекомендации к оформлению:

1. Занесите результаты теста в рабочую тетрадь (с. 10);

2. Подсчитайте общую сумму баллов (уровень реактивности);

3. Выполните интерпретацию полученных данных;

4. Напишите заключение.

 

Структура темперамента

Инструкция

Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы. Варианты ответа могут быть «да», или «нет», для этого Вам необходимо поставить галочку в соответствующей ячейке:

Бланк ответа

  Содержание вопроса «Да» «Нет»
  Вы любите часто бывать в компании?    
  Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивы?    
  Часто ли у Вас бывают подъемы и спады настроения?    
  Во время беседы Вы очень быстро говорите?    
  Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?    
  Бывает ли что Вы передаете слухи?    
  Считаете ли Вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным?    
  Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое?    
  Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые Вас понимают, могут одобрить и утешить?    
  У вас очень быстрый почерк?    
  Ищете ли Вы себе сами работу, занятие, хотя можно было бы и отдохнуть?    
  Бывает ли так, что Вы не выполняете своих обещаний?    
  У Вас много очень хороших друзей?    
  Трудного ли Вам оторваться от дела, которым поглощены и переключиться на другое?    
  Часто ли Вас терзает чувство вины?    
  Обычно Вы ходите очень быстро, независимо от того спешите или нет?    
  В школе Вы бились над трудными задачами до тех пор, пока не решали их?    
  Бывает ли что иногда Вы соображаете хуже чем обычно?    
  Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми?    
  Часто ли Вы планируете как будете вести себя при встрече, беседе?    
  Вы вспыльчивы и легкоранимы намеками и шутками над Вами?    
  Во время беседы обычно вы жестикулируете?    
  Чаще всего Вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим?    
  Бывают ли у Вас такие мысли, о которых бы Вы не хотели, чтобы узнали другие?    
  Вы любите подшучивать над другими?    
  Склонны ли Вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщить кому-либо?    
  Часто ли Вам снятся кошмары?    
  Обычно Вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал?    
  Вы настолько активны, что Вам трудно даже несколько часов быть без дела?    
  Бывало ли что разозлившись Вы выходили из себя?    
  Вам не трудно внести оживление в довольно скучную компанию?    
  Вы обычно очень долго раздумываете, принимая какое-то, даже не очень важное решение?    
  Вам говорили, что Вы принимаете все слишком близко к сердцу?    
  Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции?    
  Если у Вас что-то долго не получается, то обычно Вы все же пытаетесь сделать это?    
  Возникало ли у Вас, хотя и кратковременно, чувство раздражения к Вашим родителям?    
  Считаете ли Вы себя открытым и общительным человеком?    
  Обычно Вам трудно взяться за новое дело?    
  Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?    
  Обычно Вам трудно что-то делать вместе с медлительными и неторопливыми людьми?    
  В течение дня вы можете долго и продуктивно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости?    
  У Вас есть привычки, от которых следовало бы избавляться?    
  Вас принимают иногда за человека беззаботного?    
  Считаете ли Вы хорошим другом только того, чья симпатия к Вам надежна и проверена?    
  Вас можно быстро расстроить?    
  Во время дискуссии обычно Вы быстро находите подходящий ответ?    
  Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо?    
  Бывает, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?    

Ключи

Свойства темперамента Ответы «Да» Баллы Совпадающие ответы испытуемого Ответы «Нет» Баллы Совпадающие ответы испытуемого
1. Экстраверсия Интервал 0-26 Средний уровень 12-16            
   
   
   
     
   
   
     
   
2. Ригидность Интервал 0-23 Средний уровень 7-11            
         
     
     
   
   
   
     
3. Эмоциональная возбудимость Интервал 0-20 Средний уровень 8-12            
   
   
     
   
     
   
4. Темп реакций Интервал 0-22 Средний уровень 9-13            
   
   
     
   
   
   
   
     
   
   
5. Активность Интервал 0-26 Средний уровень 14-20            
   
   
   
     
   
   
   
     
6. Искренность            
   
   
   
     
   
     
   
   
Итог, количество совпавших ответов  

Интерпретация результатов

Экстраверсия Ригидность Эмоциональная возбудимость Темп реакции Активность Искренность (надежность)
22-26 16-23 18-20 20-22 24-26 13-12
Очень высокая Очень высокая Очень высокая Очень быстрый Очень высокая Очень высокая
17-21 12-15 14-17 14-19 21-23 8-12
Высокая Высокая Высокая Быстрый Высокая Средняя
12-16 7-11 8-12 8-13 14-20 0-7
Средняя Средняя Средняя Средний Средняя Ненадежно
7-11 3-6 4-7 5-8 9-13  
Высокая Высокая Высокая Медленный Низкая  
0-6 0-2 0-3 0-4 0-8  
Очень высокая Очень высокая Очень высокая Очень медленный Очень низкая  
Интроверсия Пластичность Эмоциональная уравновешенность      

 

Рекомендации к оформлению:

1. Занесите результаты теста в рабочую тетрадь (с. 11-13);

2. Подсчитайте баллы по шкалам экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакций, активность, искренность. По полученным баллам определите уровень (высокий, низкий, средний);

3. Произведите интерпретацию полученных данных;

4. Напишите заключение.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.235 (0.009 с.)