Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие свойств нервных процессов и влияние на них генотипа и средыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
А. Динамика развития нервных процессов. Согласно исследованиям С.А.Нетопиной [8], нервные процессы с возрастом (1-10-й классы) совершенствуются следующим образом (методику см. в разделе 6.9.1, п. Б). По силе нервных процессов наблюдается улучшение показателей от 1-го класса к 10-му почти в 2 раза. Вместе с тем от одного класса к другому, более старшему, нет ровного поступательного улучшения. Так, второклассники имели некоторый спад, такая же особенность отмечена в 6-м классе и в 10-м по отношению к 9-му. Однако в общем поступательном развитии силы нервных процессов такие всплески не оказались статистически значимы. Между тем в периоды резкого улучшения показателей силы нервных процессов от 2-го к 5-му классу сравнение каждого предыдущего года с последующим было статистически значимым. Начиная с 12 лет последовательное взросление на год не было так значимо, как в предыдущий возрастной период, т.е. до 12 лет. Различия в старшей группе не были статистически значимы (младшая группа - 1-5-й, старшая - 6-10-й классы). Свойство подвижности нервных процессов оценивалось двумя показателями: скоростью реакции и количеством ошибочных действий в ситуации переделки. Как показали исследования, динамика подвижности нервных процессов отличается от динамики силы нервных процессов. Изменения этого свойства не снижаются к 12 годам, а продолжаются и в старшей возрастной группе. Различия остаются статистически значимы на протяжении всего возрастного этапа от 1-го до 10-го класса при сравнении данных через каждый последующий год. Способность к процессу перестройки с возрастом также улучшается. Так, количество ошибочных реакций при переделке реагирования у 17-летних школьников в 6-7 раз меньше, чем у 7-летних детей, скорость реакции у старшеклассников увеличивается почти в 3 раза. Наиболее существенные изменения по показателю безошибочного реагирования происходят от 2-го класса к 3-му и от 4-го к 5-му. У ребят 6-го класса по этому показателю отмечено ухудшение. В 7-м классе наблюдалось выравнивание данных с последующим улучшением в старших классах. Однако установлена неравномерность развития подвижности нервных процессов у школьников в период от 7 до 17 лет. По показателю скорости реакции в ситуации переделки статистически значимыми оказались различия между школьниками 2-го и 3-го классов. Учащиеся 3-го и 4-го классов показали близкие результаты (различия незначимы), но в каждом последующем классе вплоть до 8-го данные были статистически достоверны. Показатели изменения уравновешенности подтверждают общую закономерность улучшения этого свойства с возрастом. Однако ее динамика имеет свои особенности: поступательное положительное изменение уравновешенности, отмечаемое от 1-го класса к 5-му, затем нарушается и дает «спад» у шестиклассников и семиклассников с последующим резким улучшением ее у восьмиклассников и относительно незначительным улучшением у старшеклассников. Школьников одного и того же года обучения обследовали осенью и весной. Поэтому есть возможность сравнить данные и установить влияние возрастной полугодовой разницы. Сравнение различий, средних по критерию Стьюдента, показало, что в некоторых классах данные осеннего и весеннего обследований детей статистически значимо отличались. Так, в 1-м классе показатели подвижности (по числу ошибочных реакций) и уравновешенности в группах детей осеннего и весеннего периодов обследования имели статистически значимые различия (Т = 2,32 и 3,69). Во 2-м классе различия не были значимы ни по одному из изучавшихся свойств, в 3-м классе - лишь по скорости реакции при исследовании подвижности; у учащихся 4-го класса значимыми оказались различия по данным уравновешенности нервных процессов. В старшей возрастной группе, у школьников 6-го класса, обследованных весной и осенью, подвижность нервных процессов в весенний период была на более низком уровне, чем осенью. Вместе с тем показатели силы нервных процессов и уравновешенности сохранили тенденцию к улучшению как возрастную закономерность независимо от времени года. Во всех случаях, когда отмечалась достоверность различий, показатели у мальчиков по силе нервных процессов были выше, чем у девочек. Динамика развития этого свойства у мальчиков и девочек имеет разный характер: развитие силы нервных процессов в 7-8 лет, в 10 и 13-15 лет у мальчиков шло с опережением соответствующих показателей у девочек. Однако по подвижности нервных процессов девочки имели преимущество в возрасте 9, 12—14 и 15-16 лет. По уравновешенности 8-летние девочки превосходили мальчиков, но в 13-14 лет лучшие данные оказались у мальчиков. Следует отметить большие индивидуальные колебания в становлении основных свойств нервной системы. По данным многих исследователей, в каждой возрастной группе имеется несколько школьников (1-2 из 40), чьи показатели перекрывали возраст на 2-3 года. Однако динамика развития основных свойств нервной системы у таких детей не была строго линейной; спустя определенный срок они замедляли свой темп развития и в дальнейшем сравниваются с основной частью группы. Индивидуальный анализ развития свойств нервных процессов подтвердил установленную ранее закономерность о компенсации низкого уровня одного свойства высоким уровнем другого. При пограничных нервно-психических расстройствах происходит декомпенсация, выражающаяся в низком уровне сразу целого комплекса свойств, и тогда организму требуются значительные усилия, чтобы выйти из состояния нарушенного равновесия. Б. Влияние генотипа и среды на развитие нейрофизиологических процессов в онтогенезе. Важные исследования для решения этой проблемы выполнила Е.В.Уварова (1987) с помощью регистрации ЭЭГ у моно- и дизиготных близнецов. Автоматический анализ и интегрирование суммарной энергии ЭЭГ передних отведений правого полушария мозга осуществлялись в диапазоне ее (8-13 Гц) и р! (13—20 Гц); ЭЭГ задних отведений - в диапазоне а, [3|, 6 (4-7 Гц) и 5 (1,5-3 Гц). ЭЭГ регистрировали в состоянии покоя (полулежа в удобном кресле) и при действии раздражителей (фонофотости-мулятор). Анализу подвергались следующие характеристики ЭЭГ: в фоне - средняя частота, амплитуда, индекс и интенсивность (по данным интегратора, в процентах от суммы энергии ритмов, принимаемой за 100) основных ритмов в передних и задних областях мозга; на внешнюю стимуляцию - величина длительности депрессии а-ритма, латентный период и индекс (в процентах наличия усвоения ритма раздражения от времени действия раздражителя разной частоты, принимаемого за 100) реакции усвоения ритма. Каждую пару близнецов (58) обследовали 4 раза на протяжении 9-12 лет. Возраст детей составлял от 4 лет до 21 года. Поскольку исследования продолжались 9-12 лет, возрастные группы перекрывали друг друга, что повышало надежность полученных результатов. Метод расчета коэффициента генетической детерминации см.: Уварова Е. В., 1987. Для фоновых характеристик ЭЭГ выявлено изменение с возрастом числа показателей, имеющих относительно высокую степень генетической детерминации. Вклад генотипа в изменчивость показателей ЭЭГ фона различен в разные периоды развития детей и подростков. Он довольно существен в возрасте 4-9 лет (примерно 40% всех показателей). Максимум влияния генетических факторов приходится на возрастной период 13-15 лет. В предшествующий препубертатный период (10-12 лет) число таких параметров существенно меньше, что позволяет предполагать значительную роль средовых факторов в разнообразии индивидуальных характеристик ЭЭГ покоя в данном возрасте. Усиление влияния факторов среды отмечается также в старшем возрасте (16-21 год), особенно в 19-21 год. В этом возрастном периоде изменение числа параметров в интервале 13-15 лет- 19-21 год статистически значимо. Изучение возрастной динамики наследственно-средовых; сотно-шений для отдельных ритмов ЭЭГ показало, что для большинства параметров а-ритма вклад генотипа выявляется в возрасте 4-6 лет, 13-15 и 16-18 лет, а для р|-ритма - в 4-6 и 13-15 лет; показатели медленных колебаний (9,5) имеют свой максимум в 13-15 лет. Следует отметить, что параметры а-ритма в большинстве возрастных периодов являются генетически более «устойчивыми» в онтогенезе, чем аналогичные параметры других ритмов. К тому же большинство параметров а-ритма имеют более высокую степень наследственной обусловленности: далее в порядке убывания следуют характеристики b1-, O- и 8-ритма, что согласуется с данными ряда других исследователей. Вклад генотипа в изменчивость показателей задних областей мозга больше, чем передних. Это, вероятно, объясняется их различием в филогенетическом и онтогенетическом развитии. Влияние средовых факторов в формировании изменчивости показателей ЭЭГ-реактивности в онтогенезе значительно более выражено, чем в детерминации параметров ЭЭГ покоя. Для показателей реакции усвоения ритма максимум влияния генетических факторов выявлен в возрасте 10-12 лет, несколько меньший - в 16-18 лет. В остальные возрастные периоды обнаружена роль средовых влияний, особенно значительная в 4-6 и 13-15 лет, несколько меньшая-в 7-9 лет. Для показателей вегетативных функций существуют свои особенности соотношения генотипа и среды в онтогенезе. Наиболее значительный вклад наследственных факторов в разнообразии параметров «вегетативного фона» выявлен в возрасте 19-21 года, в котором 60% показателей (частота пульса и КГР, амплитуда КГР) имеют относительно высокую величину коэффициента генетической детерминации. Наиболее существенное влияние среды в изменчивости этих показателей обнаружено в период 7-9 и 13-15 лет. Следует отметить, что генетически наиболее «устойчивыми» среди них являются значения частоты пульса (в большинстве возрастных периодов, наименее «устойчивы» характеристики дыхания). При изучении соотносительной роли наследственных и средовых факторов в вариабельности компонентов вегетативной реактивности установлено, что в формировании их в ходе онтогенеза влияние средовых факторов значительно более выражено, чем генетических! Влияние генотипа на изменчивость этих показателей в онтогенезе наиболее заметно в возрасте 16-18 лет.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.102.0 (0.011 с.) |